Как мы с четырьмя детьми съездили на машине в Дагестан за 100 000 ₽

Sonechka

не покупает котлеты

Нас называют отважными, потому что в Дагестан с детьми едут обычно к Каспийскому морю, а мы, наоборот, посчитали, что хотим показать нашим детям горы. Ведь нет ничего лучше для маленького человека, чем познание мира через путешествия.

Исходные данные: Июль 2023, мама, папа и четверо детей от 4 до 16 лет; wolkswagen multivan, 100 тыс. рублей и огромное желание увидеть новые места.

Начать хотелось бы с того, что перед поездкой я перелопатила тонны материала про Дагестан, выписала себе основные моменты, учла все советы и составила свой маршрут. Маршрут, учитывающий желания и возможности детей. В планах было посетить много достопримечательностей, но, забегая вперед, могу сказать, что дети и сложные горные дороги накладывают свой отпечаток и порой меняют планы. Итак, начнем, поехали по следам наших колес.

День 1: Москва — Тамбов — Волгоград

Выезжать решили рано. Мы дисциплинированные и считаем это залогом успешного маршрута. Поэтому в 6 утра мы тронулись и к обеду были в Тамбове. Смотреть там особо нечего, но в центр попасть хотелось. Решили пообедать в "Додо пицце" на главной улочке города. С детьми самое важное вовремя их кормить. Если ваш обед с собой, то Тамбов можно объехать стороной и сэкономить время.

К 20:00 мы прибыли к месту нашей ночевки — Волгограду. Город нам очень понравился, он достоин отдельного путешествия. Мы очень устали, но все же ребята прогулялись на набережную к Волге.

Я заранее бронировала апартаменты через сервис Островок на ул. Маршала Чуйкова, 37 с обалденным видом на Волгу и вечернюю набережную. Внизу дома была прекрасная блинная "Блин Бери", в которой мы поужинали. Локация была удобна всем, но я не учла того, что будет шум. Шумно было настолько, что уснуть смогли не все, а в дороге это важно.

День 2: Волгоград — Элиста — Дагестан

Завтрак в Волгограде, обед в Элисте, ужин в Дагестане. Из Волгограда мы опять же выехали рано утром, около 6 утра и сделали небольшой крюк, чтобы посмотреть на знаменитый монумент Родина-Мать. Сам комплекс потрясает своими масштабами, но мы просто сделали памятные фото проездом и не поднимались вверх, так как наша цель была другой.

Мы двигались дальше, по степям Калмыкии к городу Элиста. Там планировали остановиться на обед. Хочу отметить, что в дороге заранее очень важно знать, где вы будете кушать, чтобы потом не метаться или не умирать с голоду. Мы знали, что в Калмыкии шикарные храмы и не менее вкусная национальная кухня.

Решили заехать в центр города и покушать в Столовой №1, но приехав туда, поняли, что ее больше не существует, зато есть другое кафе, которое нам порекомендовали. Делать было нечего, остались и не прогадали — порции огромные, вкусно и даже была детская комната.

Подкрепившись, отправились смотреть "Пагоду Семи Дней" — архитектурное сооружение в самом сердце Элисты на площади Ленина. В тот момент на улице было +40, да и вообще поездка через степи Калмыкии — то еще удовольствие: только степь, солнце, ветер и испепеляющая жара. На километры ни одного деревца. Далее наш маршрут лежал уже в сам Дагестан.

Мы понимали, что несмотря на то, что от Москвы до села Гуниб расстояние составляет всего 1900 км, за два дня его не пройти. А все потому, что последний отрезок от предгорья до высоких гор — это серпантин. Какие дороги там, мы не знали, но решили не рисковать. Так как мы ехали не в Махачкалу, а в горы, надумали остановиться там, куда бы из Гуниба точно специально не поехали.

Итак, наша цель — Сулакский каньон. Сулакский каньон — визитная карточка Дагестана. Нельзя приехать в Дагестан и не увидеть Сулакский каньон. Зато можно приехать, как мы, в Дагестан и не увидеть Махачкалу.

Самое топовое место по пути на каньон — это комплекс Главрыба, где обычно останавливаются туристы погулять или даже переночевать, некоторые же едут сразу в поселок Дубки на смотровые площадки. Мы пошли другим путем и поверьте, он лучший! То место, в которое попали мы дало нам первое впечатление, вау-ощущение и теплоту в сердце к Дагестану и его красотам навсегда.

«КФХ Родник». Я заранее забронировала тут ночлег, особо ни на что не надеясь, понимая, что в Дагестане туризм только развивается и ждать особо нечего. Дорога до "КФХ Родник" — это полный ужас и это минус, о котором стоит сказать, так как хозяин умолчит. 10 км (примерно полчаса) по жуткому гравию вверх в горы. После длинной дороги — это ужас, но оно того стоит, поверьте мне.

К Роднику мы подъезжали уже поздним вечером, луна светила прямо в глаз, горная дорога казалась нескончаемой и вообще паника закрадывалась в наши головы. Хорошо, что я заранее попросила оставить нам ужин. Спасибо хозяину, ведь кухня у них до 20:00, мы приехали чуть позже, но без ужина не остались.

Нам дали номер с удобствами, но вода была только холодная. В номере печное отопление, 5 кроватей и стол с графином и стаканами. Горячая вода была в другой постройке и нас это не смутило. Мы поужинали и легли спать.

День 3: Ирганайское водохранилище — Гуниб

"КФХ Родник" — это полное единение с природой, где гости встают в 4 утра и встречают рассвет, где квакают лягушки, где много собак и кошек, где вкусный завтрак и захватывающий вид.

Встали мы рано и первым делом отправились на смотровую площадку, смотреть на то, ради чего приехали. Как я уже упоминала, Каньон является визитной карточкой Дагестана. Сулакский каньон — это глубочайший каньон Европы. 53 км в длину и 1920 км в глубину, что на 63 метра глубже Американского собрата. Река Сулак, протекающая внизу кажется бирюзовой.

Кстати, ребята из отеля возят туристов вниз к реке на джипах, потому что на своей машине там не проехать, катают на катерах по каньону. Экскурсия длится часа два. Мы накатались уже до этого и решили не ехать вниз, пожалели своего маленького ребенка. Думаю, что если вы без деток или не сильно устали, то стоит воспользоваться предложением.

Вообще в Дагестане нет труда найти тур, или найти того, кто вам его организует. На каждом углу они предлагают экскурсии. К 8 утра открылась кухня и мы сели с невероятным видом на каньон в тени деревьев ждать наш вкусный завтрак. Разнообразие блюд поразило. Все было очень вкусно.

Забегая вперед, надо сказать, что третий день нашего путешествия стал самым незабываемым. Сами того не ожидая, по дороге в Гуниб мы насладились красотой и невероятными впечатлениями.

10 км по гравию назад и мы выехали на нужную нам дорогу, направились в сторону села Гуниб. На нашем пути лежал комплекс Главрыба, я уже про него упоминала. Там можно остановиться на ночлег в маленьких деревянных домиках, там много ресторанов, сувенирных лавок и развлечений, даже колесо обозрения есть.

Мы приехали в обед, стояла невероятная жара, плюс 40. Ходить по комплексу было жарко, обедать — рано, решили прокатиться на катерах по реке. Боже, это было самое безумное катание на катере в моей жизни. Но нам понравилось. Тем самым я возместила себе пропущенное катание по каньону.

Накатавшись отправляемся дальше. Проезжаем такие места, в которых хочется останавливаться и фотографироваться. Водохранилища, тоннели, ГРЭСы, башни, горы все выше и выше.

Гимринский тоннель — самый длинный автодорожный тоннель на территории России, чуть более 4 км. Он является своеобразным символическим разграничением, после него начинаются горы, высокие горы.

Время шло к обеду, по правому борту виднелась вода, Ирганайское водохранилище, место с бирюзовой чистой водой. Мы каким-то чудом нашли отличное место, под названием "Койсубула", в котором благополучно присели отдохнуть.

Самый главный минус туристического Дагестана — это ужасные дороги и не наличие указателей. Так что в этом месте оказались мы чудом. Сидели на веранде, под нами вода, в окне сапсерферы и купальщики. Еда была так себе, но вид выше всяких похвал. Дети даже искупались в водохранилище, прыгая с вышки. Ну и далее, без остановок мы уже добрались до Гуниба к ужину.

Село Гуниб находится на высоте примерно 1500-1600 м., его еще называют селом, парящим в небесах. Говорят, кто не был в Гунибе, не был в Дагестане. И тут мы остаемся на ближайшие 5 дней.

День 4: Гунибская крепость

Жили мы в домике над селом прямо у подножия крепости. Мимо нас весь день проходили сотни туристов, совершая подъем на крепость с утра до вечера. Гунибская крепость является памятником архитектуры, стена имеет протяженность около 3 км, высотой 5-7метров.

Мы поднимались на крепость несколько раз, любовались на плато. Кстати, вверху у фотографа по имени Шамиль можно сделать отличное памятное видео.

День 5: Салтинская теснина

Точка нашего постоянного ночлега находится так, что можно посетить довольно большое количество достопримечательностей в короткие сроки. Мы отправились на Салтинский водопад. Я боялась, что водопада мы не увидим, потому что в летний сезон он порой пересыхает. Но перед нашим приездом шли дожди и он был настолько полноводный, что пробраться к нему можно было только в сапогах-забродниках, которые можно там же взять в прокат.

Теснина находится вблизи села Салта. Место весьма туристическое и много посещаемое, поэтому в 9 утра там было уже не протолкнуться. Впечатления от водопада неизгладимые. Дети такого никогда не видели. Сначала мы шли в сапогах, по бедро в воде, потом залезали по мокрым булыжникам вглубь, в пещеру, камни сходились над головой, темнело. А потом мы увидели это чудо, освежающий поток воды сверху. Невероятно!

Единственное, к берегам прибивает много мусора и не понятно, почему его не убирают. На выходе из пещеры можно попить чай или кофе в пещерных кафе. Оттуда мы поехали смотреть на наше село Гуниб с другой стороны, с так называемой точки Айвазовского. Но решили сократит маршрут и поехать через деревню, в чем были неправы, потеряли полчаса времени и вернулись назад. Деревня была закрыта забором, чтоб не ездили туристы, мы же забор открыли, проехали, но не учли рельеф. Наша машина через вторую речку не прошла, пришлось вернуться.

Почему точка Айвазовского? Как известно, Айвазовский считается художником-маринистом, но мало кто знает, что у него есть картины не связанные с морем. Картина "Село Гуниб. Вид с восточной стороны." является его не морским творением. Он писал ее во время своего путешествия на Кавказ. Каждый день два часа он на муле поднимался в горы, на место своего пленэра и писал горы и село. Кажется, что оно действительно парит в небесах.

Потом мы поднялись немного выше этой точки, там есть единственное кафе, которое светится ночью, мы видим его из своих маленьких домиков. После кафе есть невероятные террасы, устланные зеленью и полевыми цветами, а за ними лес.

В самом селе Гуниб помимо крепости есть что посмотреть. Мы посетили главную площадь, парк Победы с его стелой "Белые Журавли" и знаменитое кафе "Адат". Национальные блюда Дагестана — это Хинкал (не путать с хинкали) и Чуду. В кафе нас накормили очень вкусными Чуду с мясом, сыром, зеленью. Все было на высшем уровне с красивым видом.

День 6: Природный парк — Ботанический сад

За воротами Шамиля находится Природный парк Верхний Гуниб, в нем царская поляна и Ботанический сад, а на самом верху девственные горы с лошадьми, пасущимися у маяка. Так как Верхний Гуниб находится рядом с нами, быстренько посмотрим, подумали мы и вернемся отдыхать домой. Не тут-то было.

На въезде в парк с нас содрали деньги (с этим мы согласны), но не предупредили про дорогу (вот с этим не согласны). Мы доехали до беседки Шамиля, проехали царскую поляну и решили отправиться еще выше в горный Ботанический сад. Это было роковой ошибкой. По пути в сад нам встретилась группа дагестанских мальчишек-подростков, которые сказали, что с 6 утра идут на маяк дать соль своим лошадям. Идти им 10 км. Просили подвезти докуда сможем. Конечно же мы согласились, так как из своих чад взяли только мелкого, места в машине были.

С каждым метром дорога становилась все хуже и хуже, я изрядно нервничала. Но ребята уверяли нас, что мы проедем. В итоге мы конечно же застряли, а ребята мирно "свалили в закат", не помогли нам даже толкнуть машину. Яма перед нами была такая, которую джипы проходят с трудом, дорога узкая, все перекопано, земля сыровата после дождя. Было принято решение ехать задом до места возможного разворота, пару километров. Слева обрыв, справа скала, спереди яма. Ох и натерпелись мы. Кстати, горный сад к нашему удивлению был закрыт. День попался не самый удачный.

День 7: Гунибский водопад

Натерпевшись вчера, мы решили не выезжать из села и денек передохнуть, но пропеллер в одном месте не давал нам покоя. Мы где-то слышали про Гунибский водопад. Место не туристическое, группы туда не водят по причине того, что негде припарковать машину.

Задумали идти пешком сверху, с нашей крепости мы прошли ворота Шамиля, смотровую площадку и плакат Шамиля. В месте, где стоит табличка "машины не парковать" нужно пройти пару метров до ворот, а дальше не заблудитесь.

То, что мы увидели не описать словами. "С горы бежит поток проворный…", такой мощный, холодный. Брызги мочат одежду насквозь. После получасовой прогулки по жаре — самое то освежиться. И кстати, этот водопад сравнится с Салтинским и даже его где-то превзойдет. Это был наш последний день в Дагестане, назавтра мы отправимся в Крым, к морю, в Евпаторию, но это уже другая история.

Следует отметить, что мы очень много всего не посмотрели в горах:

• село Чох
  • село-призрак Гамсутль
  • Карадахская теснина
  • село Гоор
  • язык троля
  • водопад Тобот и другие места.

Также, если у вас есть время обязательно прокатитесь до Дербента — самого древнего города России (после Евпатории). Там есть много чего посмотреть. Прокатитесь к экраноплану Лунь и доберитесь до Самурского леса. И да, Дагестан — это любовь с первой поездки.