В начале июля 2021 года я проехал на велосипеде из Петербурга в Москву.

В обычной жизни я работаю машинистом в Петербургском метрополитене. Летом в свободное время катаюсь на велосипеде, причем довольно активно для любителя. Например, за 2020 год проехал 4500 километров.

Когда я узнал о длительных велопоходах, то решил попробовать свои силы. Захотелось сделать нечто такое, что может послужить проверкой себя на выносливость, но в то же время принести удовольствие.

Из-за пандемии выехать за границу не получилось, поэтому задумался о велопутешествии по России — в итоге выбрал Москву. До старта оставалось три недели. В статье расскажу, как я готовился к поездке и как все прошло.

Потратил на велопоездку из Петербурга в Москву — 9360 Р

Еда в пути 3770 Р
Обслуживание велосипеда перед выездом 2500 Р
Билет на поезд из Москвы и плата за провоз велосипеда 1490 Р
Продукты в дорогу 950 Р
Аптечка и средства гигиены 550 Р
Паром через Волгу 100 Р
Еда в пути
3770 Р
Обслуживание велосипеда перед выездом
2500 Р
Билет на поезд из Москвы и плата за провоз велосипеда
1490 Р
Продукты в дорогу
950 Р
Аптечка и средства гигиены
550 Р
Паром через Волгу
100 Р
Мы с друзьями довольно часто выбирались в велопоходы на выходные, поэтому опыт небольших путешествий у меня был
Мы с друзьями довольно часто выбирались в велопоходы на выходные, поэтому опыт небольших путешествий у меня был

Как я составлял маршрут

До этой поездки я уже планировал однодневные и двухдневные выезды, поэтому примерно знал, как составлять маршрут и где смотреть детали.

Сначала я изучил варианты, как можно добраться из Санкт-Петербурга до Москвы. Я не раз ездил из одной столицы в другую, в том числе на машине, но полностью прокладывать маршрут по федеральной трассе не хотел. Ехать всю дорогу бок о бок с большим количеством машин — так себе удовольствие.

Чтобы спланировать маршрут, я пользовался картой активности велосипедистов на сайте Strava. Чем ярче светится дорога, тем больше людей по ней проезжали — скорее всего, смогу проехать и я. Вообще Strava — социальная сеть для спортсменов, она международная, поэтому подобные карты активности можно посмотреть для разных стран.

Сам маршрут я строил на сайте Alltrails: там удобно ставить точку старта и финиша, добавлять промежуточные остановки.

Карта активности велосипедистов между Санкт-Петербургом и Москвой. Источник: strava.com
Карта активности велосипедистов между Санкт-Петербургом и Москвой. Источник: strava.com
В нижней части трека поездки — перепад высот на маршруте. Источник: alltrails.com
В нижней части трека поездки — перепад высот на маршруте. Источник: alltrails.com

Еще я изучал маршруты велосообщества «Тур-юнайт» — его участники специализируются на сверхдальних заездах при полном самообеспечении. Они разведывают обстановку по маршруту, регулярно ищут пути объезда проблемных участков, собирают актуальную информацию о разных отрезках трека. Уже в дороге я использовал приложение с офлайн-картами Maps.me и «Яндекс-карты».

Я хотел проехать весь путь на самообеспечении за минимальное, но в то же время адекватное время. По опыту прошлых поездок предположил, что смогу проезжать в день не более 200 километров — так, чтобы быть в состоянии на следующий день двигаться дальше.

У меня не было каких-то обязательных точек для посещения. Для ночевок выбрал места в районе Великого Новгорода, Валдайского озера, Торжка и Конакова. Привязка к крупным городам дает плюс в виде сотовой связи, а еще рядом будут магазины, мастерские и транспорт, если вдруг случится какой-то форс-мажор и двигаться дальше самостоятельно не получится.

Мой велосипед

Велосипед моего типа можно встретить на улицах любого города каждый день — это MTB, такой еще называют горным. На нем несложно ехать по асфальту, проселочным дорогам и даже по относительно легкому бездорожью.

Я купил велосипед в декабре 2019 года, тогда он стоил 37 000 Р, но мне удалось взять его со скидкой за 24 500 Р. Со временем обзавелся багажником и велосумкой для снаряжения.

Сейчас такие велосипеды, как у меня, уже не выпускают. Похожие стоят от 39 990 <span class=ruble>Р</span>. Источник:&nbsp;market.yandex.ru
Сейчас такие велосипеды, как у меня, уже не выпускают. Похожие стоят от 39 990 Р. Источник: market.yandex.ru
Мой велосипед перед стартом поездки. К багажнику прикреплена велосумка
Мой велосипед перед стартом поездки. К багажнику прикреплена велосумка

Я хочу быть уверенным, что велосипед меня не подведет, поэтому регулярно провожу ТО и меняю изношенные узлы, если нужно. Еще осенью 2020 года познакомился с хорошим веломехаником, который быстро и качественно проводит обслуживание и дает советы по срокам замены запчастей.

За неделю до поездки я приехал к нему на осмотр велосипеда. В итоге мы решили заменить цепь и кассету — звезды на заднем колесе. Вся работа вместе с настройкой переключателей скоростей заняла 30 минут, за нее и запчасти я заплатил 2500 Р.

Экипировка и сбор вещей

Я планировал преодолеть на велосипеде почти 800 километров и быть при этом на полном самообеспечении. С одной стороны, нужно было взять с собой много вещей, а с другой — не взять ничего лишнего, ведь ненужный вес в поездке создавал бы дискомфорт, и я тратил бы больше сил.

Все необходимое я разделил на пять групп: одежда, техника, снаряжение, еда и аптечка.

Одежда. Поездка была запланирована на пять дней, поэтому я взял с собой три футболки, двое шорт, термобелье, толстовку на молнии, бейсболку, рабочие и велосипедные перчатки и дождевик.

Техника. Я брал с собой много гаджетов: смартфон, велокомпьютер для записи маршрута и скорости в пути, головной и хвостовой фонари. Чтобы обеспечить их работой, понадобились три внешних аккумулятора общей емкостью 50 000 мА·ч и запасные батарейки для заднего фонаря.

Снаряжение. С точки зрения снаряжения велопутешествие не сильно отличается от обычного похода, разве что большую роль играет компактность. Я взял спальник, коврик-пенку и двухместную палатку: она больше и тяжелее одноместной, но в ней не так тесно. Фонарь для палатки брать не стал, но неудобств это не создало.

Отдельно собрал вещи для обслуживания велосипеда: запасную камеру, велосипедную аптечку, набор шестигранных ключей, смазку для цепи, мелкие запчасти. Казалось бы, на фоне остального это мелочи, но без них путешествие могло бы закончиться, не успев толком начаться.

Еда и посуда. У меня уже была туристическая горелка, к ней купил баллон со сжиженным газом, который в итоге использовал наполовину. Я готовил еду в котелках, которые тоже уже у меня были. Еще вез пластиковые приборы и легкую походную чашку.

Многие туристы используют в походах сублимированные продукты. Они легкие и компактные, такую еду нужно просто залить водой, разогреть — и можно есть. Это удобно, но дорого, а еще непросто найти. Поэтому я взял с собой консервированную еду от петербургской компании «Кронидов», покупаю ее не первый год. В моем походном меню были макароны с говядиной и цыпленок по-мексикански с овощами. Еда уже была готова — я только разогревал ее в котелке.

На завтрак готовил овсяную кашу из порционных пакетов и растворимый кофе. Для перекуса в пути взял энергетические батончики.

Аптечка. Я взял обезболивающее, средства от расстройства желудка, жаропонижающее, средства от переохлаждения и перегрева, йод и пластыри. К счастью, ничем из этого воспользоваться не пришлось. Дополнительно купил один баллон аэрозоля от комаров.

Еще положил в аптечку средства личной гигиены: зубную пасту и походную щетку, небольшой брусочек мыла и много влажных салфеток — при отсутствии возможности полноценно принять душ приходится пользоваться именно ими.

Походные консервы находятся не в тяжелых железных банках, а в мягких пакетах
Походные консервы находятся не в тяжелых железных банках, а в мягких пакетах
Утренний кофе на стоянке рядом с Торжком
Утренний кофе на стоянке рядом с Торжком
Походные консервы находятся не в тяжелых железных банках, а в мягких пакетах
Походные консервы находятся не в тяжелых железных банках, а в мягких пакетах
Утренний кофе на стоянке рядом с Торжком
Утренний кофе на стоянке рядом с Торжком
Энергетические батончики удобно есть прямо на ходу. В этой поездке я их попробовал впервые, но в дальнейшем буду пользоваться чаще
Энергетические батончики удобно есть прямо на ходу. В этой поездке я их попробовал впервые, но в дальнейшем буду пользоваться чаще

ДЕНЬ 1
Санкт-Петербург — Великий Новгород, 208 километров

В день старта я выехал из дома в 06:30, потому что у меня был запланирован самый большой пробег — 200 километров. Солнце с утра еще не сильно жарит, дороги свободны — идеальные условия для выезда.

Взяв довольно бодрый темп, к середине дня я преодолел 90 километров пути, пообедал, а потом начались неожиданности.

Когда я свернул с асфальтовой дороги на убитую грунтовку, начали вылетать болты крепления багажника. Пришлось затянуть их запасными и закрепить гайками — только так я мог быть уверен в том, что багаж не потеряется и мне больше не придется на это отвлекаться.

Самый сложный участок в первый день пути — юг Ленинградской области на границе с Новгородской. Эта местность слабо проходима: леса заболочены, а сухую дорогу приходится искать. Когда строил там маршрут, долго выбирал, сделать крюк в 10 километров и ехать по сухой лесной дорожке или пройти пешком 7 километров по железнодорожной насыпи напрямую.

Я решил, что быстрее и приятнее будет сделать крюк. Но по факту оказалось, что этим путем не пользовались уже довольно давно. Тропинка сильно заросла, и по ней пришлось идти пешком. Когда я по карте добрался до нужного поворота, увидел, что дороги уже совсем нет — только болото. Пришлось возвращаться к железной дороге и проходить сложный участок по ней. В итоге я потерял примерно три часа.

В теории тут должен быть обход заболоченного участка. На практике — заросшая тропа, по которой невозможно было ехать
В теории тут должен быть обход заболоченного участка. На практике — заросшая тропа, по которой невозможно было ехать
На этом участке железной дороги на границе Ленинградской и Новгородской областей ходит пять электричек в день. В конце пути пришлось спуститься с насыпи и уступить дорогу электричке
На этом участке железной дороги на границе Ленинградской и Новгородской областей ходит пять электричек в день. В конце пути пришлось спуститься с насыпи и уступить дорогу электричке
В теории тут должен быть обход заболоченного участка. На практике — заросшая тропа, по которой невозможно было ехать
В теории тут должен быть обход заболоченного участка. На практике — заросшая тропа, по которой невозможно было ехать
На этом участке железной дороги на границе Ленинградской и Новгородской областей ходит пять электричек в день. В конце пути пришлось спуститься с насыпи и уступить дорогу электричке
На этом участке железной дороги на границе Ленинградской и Новгородской областей ходит пять электричек в день. В конце пути пришлось спуститься с насыпи и уступить дорогу электричке

В поселке Тесово-Нетыльский у меня была запланирована остановка. Там есть магазин и музей узкоколейной железной дороги. Добраться туда раньше не получалось, так что упускать такой случай было глупо. Осмотр бесплатный, еще через группу во «Вконтакте» можно заказать индивидуальную экскурсию. Билет для взрослого стоит 800 Р.

После отдыха сил прибавилось, на дороге был хороший асфальт, и я быстро доехал до Новгорода.

Проехав через город, я направился к заранее выбранному месту ночевки на берегу реки. На стоянку приехал около 22:00, к тому времени провел в дороге уже 15 часов. Еще 15 минут понадобилось, чтобы обустроить лагерь и поставить палатку, — и можно было отдыхать и ложиться спать.

Автомотриса ТУ-6П в музее узкоколейной железной дороги
Автомотриса ТУ-6П в музее узкоколейной железной дороги
Автодрезина ПД-1 в том же музее
Автодрезина ПД-1 в том же музее
Автомотриса ТУ-6П в музее узкоколейной железной дороги
Автомотриса ТУ-6П в музее узкоколейной железной дороги
Автодрезина ПД-1 в том же музее
Автодрезина ПД-1 в том же музее
На закате успел доехать до Новгородского кремля
На закате успел доехать до Новгородского кремля
За первый день пути я преодолел 208&nbsp;километров — примерно четверть всего расстояния
За первый день пути я преодолел 208 километров — примерно четверть всего расстояния

ДЕНЬ 2
Великий Новгород — Валдай, 148 километров

Утром я обнаружил, что у меня почти не осталось воды. По карте ближайший магазин был в 20 километрах, но он не понадобился: воду я набрал в колонке.

В целом при поездке на велосипеде, как и при любых интенсивных упражнениях, рекомендуется употреблять больше жидкости. Так организму гораздо проще справляться с активной физической нагрузкой. Поэтому при каждой удобной возможности я пополнял свои запасы воды и следил, чтобы оставалось не менее 0,5 литра на самый крайний случай.

В деревнях по пути много колонок, где я бесплатно наливал воду
В деревнях по пути много колонок, где я бесплатно наливал воду

На второй день мне пришлось проехать гораздо большее расстояние по трассе M10. Казалось бы, ничего сложного: дорога хорошая, есть обочина. На деле это не совсем так, ведь рядом много машин, половина из них — фуры. Лес вдоль трассы не подходит вплотную к краям дороги и не создает тень — солнце жарит гораздо сильнее, ехать по дорожке через лес в этом плане приятнее.

Примерно через 3—4 часа после выезда я доехал до Крестцов, где ушел с асфальта на проселочные дороги. Покрытие там не самое хорошее, но ехать было гораздо приятнее. За 20 километров до финиша, перед подъемом к Валдаю, мне все равно пришлось вернуться на трассу.

Валдайская возвышенность — самое высокое место между Санкт-Петербургом и Москвой. Подъем ощущается даже при поездке на машине, а на велосипеде с груженым багажником это чувствовалось еще сильнее. За 20 километров пути я поднялся почти на 250 метров. Приходилось несколько раз останавливаться для отдыха, потому что после пройденного за день расстояния сил оставалось не так много.

Обед во второй день пути в кафе на АЗС
Обед во второй день пути в кафе на АЗС
Проселочные дороги в Новгородской области
Проселочные дороги в Новгородской области
Обед во второй день пути в кафе на АЗС
Обед во второй день пути в кафе на АЗС
Проселочные дороги в Новгородской области
Проселочные дороги в Новгородской области
Самое начало подъема перед Валдаем
Самое начало подъема перед Валдаем
Берег Валдайского озера на закате
Берег Валдайского озера на закате
Самое начало подъема перед Валдаем
Самое начало подъема перед Валдаем
Берег Валдайского озера на закате
Берег Валдайского озера на закате

Я заехал в Валдай за водой и отправился к кемпингу на острова в сторону Иверского монастыря. В 2007—2008 годах острова соединили с берегом озера мостами и построили автомобильную дорогу, так что доехать туда было несложно.

По итогам этого дня я проехал почти 150 километров. Каждый вечер я уделял 5—10 минут тому, чтобы проверить маршрут на следующий день и поправить его, если это было нужно. Так, на второй день я понял, что подъемы отняли много сил, и решил на третий день отдохнуть подольше. Чтобы не отойти от плана, маршрут до следующей остановки — Торжка — строил по трассе, а не по сельским дорогам с неизвестным качеством покрытия.

Во второй день я проехал меньшее расстояние, чем накануне, но сил потратил столько же
Во второй день я проехал меньшее расстояние, чем накануне, но сил потратил столько же

ДЕНЬ 3
Валдай — Торжок, 171 километр

На третий день я планировал проснуться в 06:00, но из-за изматывающих подъемов накануне не смог — в итоге встал в 07:30. Как и решил, поехал по трассе М10. Дорога шла под уклон, и это было хорошо, беспокоил только встречный ветер. Поначалу он был приятен — сбивал жару и освежал, — но чем дальше, тем больше сил уходило на борьбу с ним.

Примерно через час я въехал в Тверскую область, а к середине дня остановился на обед в Вышнем Волочке — выбрал придорожное кафе на АЗС. Там взял хот-дог за 190 Р.

Пейзажи вдоль дороги начали сменяться с болотистых на лесные, а вот жаркая погода держалась с первого дня пути. Пожалуй, в середине третьего дня у меня впервые появилось желание сойти с дистанции и проехать часть маршрута на электричке: усталость накапливалась, жара и встречный ветер выжимали все соки. Однако я решил, что сдаться проще всего, поэтому отдохнул и отправился дальше.

По трассе ехать скучно. Километр проходит за километром, населенные пункты меняются, а вот картинка нет. Я видел все тот же асфальт, придорожные кафе и заправки, зато тем самым проверил себя на выносливость в плане поездки по шоссе.

Въезд в Тверскую область
Въезд в Тверскую область
Въезд в Вышний Волочек. Кроме табличек особой разницы нет
Въезд в Вышний Волочек. Кроме табличек особой разницы нет
Въезд в Тверскую область
Въезд в Тверскую область
Въезд в Вышний Волочек. Кроме табличек особой разницы нет
Въезд в Вышний Волочек. Кроме табличек особой разницы нет

Практически под конец дня я въехал в Торжок. Я уже был там пару лет назад, и город мне понравился какой-то особой атмосферой.

Сделав небольшой круг по центру города, я отправился к месту ночевки на берегу реки Тверцы. Финишный отрезок пути перед стоянкой был приятным: грунтовая дорога шла по полю и спускалась к реке, на другом берегу были леса и деревни.

В пути в этот день провел 14 часов, это уже с учетом остановок. В 8 утра я выехал с Валдайского озера, а в 22 часа уже ставил палатку под Торжком.

Стелла у поворота на Торжок от трассы М10
Стелла у поворота на Торжок от трассы М10
Подвесной пешеходный мост через Тверцу, на заднем плане — Климентовская церковь
Подвесной пешеходный мост через Тверцу, на заднем плане — Климентовская церковь
Стелла у поворота на Торжок от трассы М10
Стелла у поворота на Торжок от трассы М10
Подвесной пешеходный мост через Тверцу, на заднем плане — Климентовская церковь
Подвесной пешеходный мост через Тверцу, на заднем плане — Климентовская церковь
Дорога к месту привала была похожа на картинку из старой книжки
Дорога к месту привала была похожа на картинку из старой книжки
Место для&nbsp;стоянки тоже порадовало: уединенная полянка на краю леса с видом на реку, столом и скамейками
Место для стоянки тоже порадовало: уединенная полянка на краю леса с видом на реку, столом и скамейками
На третий день я проехал чуть более 170&nbsp;километров, большую часть из которых — по М10. Кстати, по М11 ехать на велосипеде нельзя: это уже автомагистраль
На третий день я проехал чуть более 170 километров, большую часть из которых — по М10. Кстати, по М11 ехать на велосипеде нельзя: это уже автомагистраль

ДЕНЬ 4
Торжок — Конаково, 135 километров

С утра меня ждала небольшая проблема: я ночевал в низине у реки, на рассвете было туманно, и на тенте палатки образовался конденсат. Это слегка задержало выезд: убирать мокрый тент нельзя, иначе промокнет палатка, и спать в ней будет нельзя. Проблему решило поднявшееся солнце, я задержался всего на час — вместо 08:00 выехал в 09:00. За это время успел уточнить маршрут, проверить снаряжение и смазать цепь.

В первой половине дня дорога петляла по лесам и полям, и это давало прохладу. Еще меня радовало, что мимо постоянно не проезжают машины.

В дороге были любопытные встречи. Например, сразу после старта я выехал в поле, на котором паслось стадо коров
В дороге были любопытные встречи. Например, сразу после старта я выехал в поле, на котором паслось стадо коров
Их пришлось обойти по высокой траве
Их пришлось обойти по высокой траве
В дороге были любопытные встречи. Например, сразу после старта я выехал в поле, на котором паслось стадо коров
В дороге были любопытные встречи. Например, сразу после старта я выехал в поле, на котором паслось стадо коров
Их пришлось обойти по высокой траве
Их пришлось обойти по высокой траве

Дорога петляла через леса вдоль Тверцы практически до самого въезда в Тверь. Там у меня был запланирован небольшой отдых — город практически пополам делил расстояние, которое я планировал преодолеть за день.

Я остановился на обед в одном из кафе города и тут узнал, что в Твери проездом находятся друзья из Москвы. Они на машине возвращались с Селигера, так что у нас нашлось время для короткой встречи. Они были удивлены, что я пошел на такое, и пожелали удачи.

После выезда из города у меня было два варианта маршрута: по трассе с машинами или по дорожке через леса. По дороге было бы быстрее, а в лесу — не так жарко, да и пейзажи обещали быть интереснее. Я выбрал второй вариант и не пожалел.

Традиционное фото с названием города
Традиционное фото с названием города
На набережной Волги в центре Твери
На набережной Волги в центре Твери
С друзьями, которые возвращались с Селигера. Я слева
С друзьями, которые возвращались с Селигера. Я слева
Дорога через Монахов лес после выезда из Твери
Дорога через Монахов лес после выезда из Твери
Традиционное фото с названием города
Традиционное фото с названием города
На набережной Волги в центре Твери
На набережной Волги в центре Твери
С друзьями, которые возвращались с Селигера. Я слева
С друзьями, которые возвращались с Селигера. Я слева
Дорога через Монахов лес после выезда из Твери
Дорога через Монахов лес после выезда из Твери

За 40 километров до конца дневного маршрута у меня сломался задний переключатель скоростей. В целом это не страшно, но оптимально расходовать силы сложнее. Дело в том, что в пути велосипедисты часто переключают передачи. Например, при дороге в гору ее обычно понижают — на каждый оборот педалей проезжается меньшее расстояние, но крутить их проще. С горы, наоборот, повышают передачу: крутить сложнее, но едется быстрее. Чтобы не тратить силы впустую, я остановился. На ремонт потратил всего 10—15 минут.

На этом неожиданности не закончились — через полчаса пришлось перейти вброд небольшую речку. Я знал об этом, когда планировал маршрут, но было интересно, как справлюсь с такой задачей. Глубина брода бывает разной: в 2020 году — по колено, а на моей практике — по пояс.

Я мог провезти велосипед по воде, но тогда к нему потом приставала бы грязь. К тому же некоторые механизмы и багаж лучше было сохранить в сухости. Поэтому мне пришлось снимать сумку, переносить над головой сначала ее, а потом велосипед. Всего на эту преграду потратил полчаса.

Время перейти эту реку вброд
Время перейти эту реку вброд

Самое неприятное при движении по дороге через лес — песок. Его сравнительно немного, но на велосипеде ехать сложно, особенно с багажником. Для поездок по песку и снегу обычно используют фэтбайки — велосипеды на очень широких покрышках, но у меня выбора не было. Скорость хотя и упала, но я понимал: ехать через лес куда приятнее, чем по трассе в потоке машин.

Последние 15 километров пути дались еще тяжелее. Дорога испортилась: это уже была не укатанная грунтовка через лес, а грейдер. Конечно, в предыдущие дни мне встречались варианты и похуже, но контраст между этой и лесной дорогой поражал.

В этот день я приехал на стоянку позже обычного, так что палатку пришлось ставить уже в сумерках.

Четвертый день и 135&nbsp;километров пути остались позади, впереди — последний день поездки
Четвертый день и 135 километров пути остались позади, впереди — последний день поездки

ДЕНЬ 5
Конаково — Москва, 128 километров

Утро прошло в хорошем настроении, ведь я проехал четыре дня из пяти запланированных, до Москвы уже недалеко — впереди самый маленький переезд из всех.

На пятый день мне предстояло переправиться на пароме через Волгу. Переправа работает с 08:00 до 22:00, паромы ходят один раз в час. График движения есть на «Яндекс-расписаниях». Переправа с велосипедом стоит 100 Р, дорога занимает 15 минут.

После парома настроение оставалось на высоте: ну вот, я уже и Волгу преодолел, осталось всего ничего. Поэтому я взял бодрый темп и уже через пару часов выехал из Тверской области и въехал в Московскую. Граница регионов по моему маршруту проходит по реке Сестре, а перейти ее можно только по узкому подвесному мосту. Либо в объезд — 40 километров в любую сторону.

Такой паром ходит через Волгу между Топорком и Зеленым Бором
Такой паром ходит через Волгу между Топорком и Зеленым Бором
Тут проходит граница Московской и Тверской областей
Тут проходит граница Московской и Тверской областей
Такой паром ходит через Волгу между Топорком и Зеленым Бором
Такой паром ходит через Волгу между Топорком и Зеленым Бором
Тут проходит граница Московской и Тверской областей
Тут проходит граница Московской и Тверской областей

Примерно в середине дня у меня был запланирован длинный отдых и обед. Около часа я восстанавливал силы, затем двинулся дальше, и тут случилось то, о чем я знал, но совсем не ожидал, — упадок сил, на велосипедном жаргоне — бонк.

После обеда я проехал 10 километров с мыслью, что уже почти достиг цели. До финиша оставалось 40—45 километров. Да, начались подъемы, жарило солнце, но это было и раньше, а сейчас внутри меня как будто села батарейка. Ноги стали ватными, сил ехать не было, я стал останавливаться на отдых через каждые 3—5 километров.

Когда велосипедист едет, он расходует много энергии, и ее надо регулярно восполнять. В качестве энергии используются углеводы. Если этого не делать, организм в качестве энергии начнет потреблять собственные запасы гликогена. Уровень сахара в крови падает, а ведь он нужен для работы не только мышц, но и мозга. Выглядит это так: появляется вялость, пропадают силы, настроение портится. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо регулярно перекусывать прямо в пути — еще до наступления упадка сил. С опытом, когда учишься прислушиваться к организму, предсказать его появление становится проще.

Я вот сначала даже не понял, что произошло. Вроде бы только что пообедал, голода не чувствовал. Хотелось пить, но это закономерно: жара, перепады высот и кручение педалей делают свое дело. Но сил оставалось все меньше. В таком состоянии я проехал 15—20 километров и только потом сообразил, что это может быть упадок сил. В итоге решил сделать большую остановку, отдохнуть и поесть.

Незапланированная остановка продолжалась почти час. Тут пришлась кстати небольшая бутылка сладкой газировки, которую я купил на всякий случай еще днем.

После этой остановки у меня словно открылось второе дыхание. Ближе к Москве дорога начала идти под уклон, и ехать стало еще легче, причем было несложно поддерживать высокую скорость.

Проехав пригороды, я выехал на Дмитровское шоссе, пересек по нему Клязьминское водохранилище и снова ушел с трассы. Садоводствами и лесопарками я выехал к Мкаду и перешел его по надземному переходу. Через 20 минут я закончил свою поездку — финишировал около 18:00.

Въезд в Москву по Дмитровскому шоссе
Въезд в Москву по Дмитровскому шоссе
Финальный день поездки и 128&nbsp;километров пути
Финальный день поездки и 128 километров пути

Окончание маршрута

В Москве я пробыл чуть больше суток, обратно в Санкт-Петербург уехал поездом. Для перевозки велосипеда в поезде заранее купил велочехол.

За пять дней пути я преодолел 791 километр, проехал через шесть разных областей и десятки населенных пунктов, пересек множество рек, полей и лесов.

Почти все мои друзья, знакомые и просто встречавшиеся в пути люди ужасались, когда узнавали о моем маршруте: «Это же так много! А где ты будешь жить, как ты будешь ехать? А если что-то сломается?» Однако я был уверен: ничего страшного не произойдет, если грамотно подготовиться.

Проще всего в поездке было следовать по загруженному в телефон маршруту. Я просто ехал и периодически сверялся с картой — чтобы уехать куда-то не туда, пришлось бы постараться. В остальном почти ко всем трудностям в пути я был готов как морально, так и физически.

Самый тяжелый момент — страдания в последний день из-за упадка сил. Но и эта ситуация многому меня научила — хотя бы даже следить за своевременным отдыхом и питанием.

За пять дней в пути я потратил примерно 5000 Р. Эти деньги ушли на обеды в дороге, пополнение запасов воды и еды в магазинах, а также на транспорт — паром через Волгу и билет на поезд в Санкт-Петербург.

Если бы я ночевал в гостиницах и ел только в кафе, то траты возросли бы минимум вдвое. Но у такой поездки есть и плюсы: не нужно брать с собой много вещей и тратить время на ежедневное обустройство лагеря. К тому же и ехать получится быстрее: дорога налегке отнимает меньше сил. Кому-то такой способ нравится больше, но лично мне это не близко.

Чтобы везти велосипед в поезде, его надо разобрать и упаковать в чехол
Чтобы везти велосипед в поезде, его надо разобрать и упаковать в чехол

Запомнить

  1. Поставьте перед собой цель поездки и грамотно проработайте маршрут. Например, я хотел попробовать себя в автономном путешествии и не ехать всю дорогу по шумным трассам.
  2. Всегда имейте запасной вариант всего — от выбора дороги для проезда через город до места ночевки и набора взятых с собой вещей.
  3. Будьте готовы к любым неожиданностям: поломкам велосипеда, глубоким бродам, упадку сил.
  4. Расходуйте силы с умом и вовремя делайте остановки для отдыха и перекуса.