«Топ Ган: Мэверик» — главный блокбастер года. Теперь его можно посмотреть дома

11
«Топ Ган: Мэверик» — главный блокбастер года. Теперь его можно посмотреть дома
Аватар автора

Ефим Гугнин

при виде Тома Круза улетает в стратосферу

Страница автора

23 августа в зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел фильм «Топ Ган: Мэверик» — продолжение культового боевика с Томом Крузом.

Он уже стал самым кассовым фильмом 2022 года и 12-м за всю историю — выше восьмых «Звездных войн», «Эры Альтрона» и последнего «Гарри Поттера». Рассказываем, почему такие колоссальные сборы не случайность и действительно ли «Топ Ган: Мэверик» заслуживает звания главного блокбастера года.

Причина № 1

😥 Минималистичный, но трогательный сюжет

Пит Мэверик Митчелл приезжает в военную школу «Топ Ган» учить молодых пилотов. Когда-то он сам выпустился оттуда. Мэверику уже под пятьдесят, а он всего лишь капитан — в то время как его однокурсники уже дослужились до адмиралов. Все потому, что герой — сорвиголова, который полагается не на армейские предписания, а на смекалку и интуицию. Он сам не хочет идти на повышение: ведь тогда придется вылезти из кабины.

В школе его прибытию не особенно рады: слава Мэверика давно его опережает. Но выгнать героя не могут: за него вступаются сверху. Там считают, что именно Мэверик нужен молодым пилотам. Он может научить их мыслить нестандартно и полагаться на ум, а не только на механизмы и датчики.

Мэверик должен подготовить пилотов к очень опасному заданию — ликвидации секретной научной лаборатории в неназванном экстремистском государстве. Задание почти невыполнимо, кто-то наверняка не вернется с него живым. Ситуацию осложняет то, что один из учеников Мэверика — сын его покойного друга, Ника Гуся Брэдшоу. Он до сих пор винит Мэверика в смерти отца и не может простить герою, что тот несколько раз мешал ему поступить в летное училище.

Если кого и звать на невыполнимую миссию, так это Тома Круза. Источник: Paramount
Если кого и звать на невыполнимую миссию, так это Тома Круза. Источник: Paramount

Сюжет в новом «Топ Гане» очень простой, почти рудиментарный. Большую часть времени герои готовятся к финальной миссии и параллельно улаживают личные конфликты. Мэверик учится принимать свои слабости. Задира никак не может справиться со страхом перед риском — все из-за нависшей фигуры погибшего отца.

Минималистичность сценария в случае «Топ Гана» — вовсе не слабость. Это фильм, где нет ничего лишнего. Все конфликты разрешаются почти без слов, через действия. Так это и должно происходить в настоящем экшен-кино: вспомните хотя бы последнего «Безумного Макса».

Брэдли Задиру Брэдшоу играет Майлз Теллер — звезда «Одержимости». Источник: Paramount
Брэдли Задиру Брэдшоу играет Майлз Теллер — звезда «Одержимости». Источник: Paramount

При этом нельзя сказать, что сюжета здесь нет совсем. При всей прямолинейности «Топ Гана» фильм умудряется рассказать эффектную историю о братстве, отцовстве и жертвенности. За штурвалом самолета герои учатся принимать свои травмы. Если первая часть была ура-патриотическим боевиком о силе отдельной личности, вторая — нежная драма о том, что нет ничего важнее человеческой жизни.

Как и в «Дюнкерке» Нолана, главный подвиг здесь не победа над врагом, а возвращение живым. Поэтому у врага даже нет имени. До конца фильма мы так и не узнаем, с кем сражались главные герои. Оно и неважно. Кино не про это.

Причина № 2

🛩 Потрясающий экшен

Почти весь экшен снят вживую. Главное достоинство нового «Топ Гана» — батальные сцены на самолетах. Как и в последних частях «Миссия невыполнима», трюки в фильме сняты с минимальным использованием графики: и дикие виражи на истребителях, и опасные полеты между скал. Актеры хоть и не сами управляют самолетами, но действительно находятся в кабинах — позади пилотов-каскадеров.

«Топ Ган: Мэверик» доказывает одну простую вещь: как бы ни была хороша компьютерная графика в наше время, она все равно не сравнится с реальными съемками. Можно сколь угодно реалистично анимировать полеты и сделать самые детализированные модели в мире. Но едва ли получится скопировать все фактурные мелочи: отражения от шлемов и фюзеляжа, блики на поверхности воды от проносящихся мимо истребителей или то, как эффектно закручивается песок от взлетевшего рядом самолета.

Этот кадр съемочная группа смогла снять только один раз. Потому что декорации слева снесло потоком воздуха от самолета. Источник: Paramount
Этот кадр съемочная группа смогла снять только один раз. Потому что декорации слева снесло потоком воздуха от самолета. Источник: Paramount

Это все может показаться неважным, но именно из таких деталей состоит шарм «Мэверика». Даже если вы не замечаете их, они фиксируются бессознательно. И в том числе благодаря им экшен-сцены в новом «Топ Гане» настолько живые. Здесь телом чувствуешь каждый удар, каждый выстрел и каждый резкий поворот.

Прозвучит как ужасное клише, но в случае «Топ Гана» это абсолютная правда: фильм заставляет вжаться в кресло. Как будто вы сами испытываете перегрузки в кабине истребителя.

Если вы устали от того, что все современные боевики выглядят стерильными и искусственными, «Топ Ган: Мэверик» найдет чем вас удивить. Источник: Paramount
Если вы устали от того, что все современные боевики выглядят стерильными и искусственными, «Топ Ган: Мэверик» найдет чем вас удивить. Источник: Paramount

У «Топ Гана» эффектная структура. Боевые сцены в фильме работают не только из-за особенностей съемок. «Топ Ган: Мэверик» еще и потрясающе подводит к экшену драматургически. На протяжении всей картины герои готовятся к финальному заданию: кропотливо проходят все этапы на учениях, объясняют друг другу и зрителю тонкости миссии, рассказывают, почему именно она так опасна.

Когда доходит до дела, мы отлично понимаем риски и действия персонажей. Уже не нужно отвлекаться на объяснения. Последние 20 минут «Мэверика» — непрекращающийся поток прекрасно поставленного экшена.

На протяжении всего фильма зрителя подводят к одной-единственной огромной экшен⁠-⁠сцене. Источник: Paramount
На протяжении всего фильма зрителя подводят к одной-единственной огромной экшен⁠-⁠сцене. Источник: Paramount

«Топ Ган» снял отличный режиссер. Спродюсировали фильм Том Круз и Кристофер Маккуори, авторы последних фильмов серии «Миссия невыполнима». А вот режиссуру доверили Джозефу Косински, который поставил «Обливион», «Дело храбрых» и «Трон: Наследие». И это, пожалуй, лучший выбор из возможных.

С одной стороны, Косински отлично понимает, как работать с масштабным экшеном и визуальными эффектами — практическими и компьютерными. Это он доказал в «Обливионе» и «Троне». С другой — «Дело храбрых» продемонстрировало, что он мастер рассказывать трогательные жанровые истории о профессиональном братстве.

Во втором «Топ Гане» он объединяет лучшие свои умения. Это и громкий эпический боевик, и мелодрама об отношениях коллег в опасной профессии.

Причина № 3

🎬 Фильм о величии Тома Круза

Обозреватель сайта IndieWire Дэвид Эрлих высказал интересную мысль — что картину можно было назвать просто «Том Круз: Фильм». И это так: второй «Топ Ган» легко читается как метаистория об отношениях Круза и современной киноиндустрии.

Как и его герой, Том Круз — сорвиголова, артефакт ушедшей эпохи. Никто больше не работает так, как он. Ни один другой экшен-актер в Голливуде не рискует жизнью ради того, чтобы зрителю было интереснее смотреть фильм. Технологии давно заменили таких отчаянных профессионалов. В одной из первых сцен Мэверику говорят, что он скоро никому не будет нужен, что его время вот-вот пройдет. «Да, — отвечает герой. — Но не сегодня».

Дженнифер Коннелли играет в фильме романтический интерес главного героя. Ради нее он даже подумывает бросить летать — но все равно садится в кабину. Источник: Paramount
Дженнифер Коннелли играет в фильме романтический интерес главного героя. Ради нее он даже подумывает бросить летать — но все равно садится в кабину. Источник: Paramount

Это и ответ самого Круза на реальность кино 2020-х. Он действительно выходец из прошлого, и его методы правда могут умереть вместе с ним. Но ему все равно. Последняя звезда Голливуда, Том Круз продолжает гнуть свою линию и снимать громкое кино для больших экранов так, как может только он.

Как и Мэверик, Круз знает, что он лучший. Но вместе с этим — и раньше за актером такого не замечалось — в новом «Топ Гане» он наконец признает свою старость. Том Круз больше не пытается казаться вечно молодым, с печалью осознает, что его время и правда уходит. И все, что он может сделать, — отправиться в последний полет и, возможно, вдохновить молодых летчиков пойти по его стопам. Ну или молодых кинематографистов. Тут уж как получится.

В этом смысле любопытно видеть, как «Топ Ган: Мэверик» бьет один кассовый рекорд за другим. Сиквел фильма 36-летней давности, который никто особенно и не ждал, обгоняет несколько частей «Мстителей» в списке самых успешных фильмов в США — и продолжает зарабатывать деньги спустя три месяца после премьеры. Выходит, что Круз был прав и в фильме, и в жизни. «Мэверик» и правда нужен миру. А интуиция и обычная человеческая смелость все еще могут победить бездушные алгоритмы.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Поделитесь впечатлениями о фильме:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество