Сколько стоит поход вокруг горы Монблан
Мы с женой очень любим ходить в походы.
Однажды я прочитал в интернете о Tour du Mont Blanc — одном из самых популярных пеших маршрутов в Европе. Он проложен вокруг горного массива в Альпах по территории Франции, Швейцарии и Италии. Мы увидели фотографии маршрута и сразу же решили, что именно туда отправимся ближайшим летом.
За 8 дней мы преодолели 170 км. Путь проходил через самые высокие и красивые горные цепи Европы, альпийские луга и ухоженные пастбища. Мы побывали в милых поселениях, видели белоснежные ледники, необычные растения и сурков в естественной среде обитания. Еще гуляли вдоль горных рек и озер, отдыхали в тени хвойных лесов и любовались деревянной архитектурой.
Поездка оправдала все наши ожидания. На мой взгляд, Тур дю Монблан — один из красивейших маршрутов в Европе. Мы точно запомним это путешествие на всю жизнь.
Мы ночевали в палатке и готовили в кемпингах. На поездку потратили 59 155 ₽. Думаю, на двоих это немного. Расскажу, как все организовать.
- 59 155 ₽
Потратили на трекинг вокруг Монблана на двоих — 59 155 ₽
Перелет Москва — Женева — Москва | 25 600 ₽ |
Жилье | 16 330 ₽ |
Еда | 13 135 ₽ |
Автобус Женева — Шамони — Женева | 2556 ₽ |
Страховка | 1250 ₽ |
Сувениры | 284 ₽ |
Потратили на трекинг вокруг Монблана на двоих — 59 155 ₽
Перелет Москва — Женева — Москва | 25 600 ₽ |
Жилье | 16 330 ₽ |
Еда | 13 135 ₽ |
Автобус Женева — Шамони — Женева | 2556 ₽ |
Страховка | 1250 ₽ |
Сувениры | 284 ₽ |
Что за Тур дю Монблан
Тур дю Монблан — самый популярный туристический маршрут в Альпах. Он проходит через французские городки Chamonix, Les Houches, Les Contamines, итальянский Courmayeur и швейцарские Champex-Lac и Trient.
На треке туристы проходят через шесть горных перевалов, среди них Croix du Bonhomme во Франции, Grand Col Ferret в Италии и Col de Balme в Швейцарии. Перевалом называют низкое в сравнении с остальным хребтом место для перехода из одной долины в другую.
На протяжении всего маршрута были постоянные перепады высот. Сумма всех подъемов составляет около 10 000 м, наивысшая точка пути — 2665 м. Идти по такому маршруту тяжело и интересно одновременно. И я, и жена не переставали удивляться красоте альпийских просторов. Поднявшись на очередную гору, мы задыхались от усталости, думали: «Наконец-то!», а на следующий день хотели снова все повторить.
Все места стоянок, кафе, ночевок, высоты перевалов или деревень обычно указаны на картах. Важно с ними сверяться: нужно понимать, на какой высоте вы окажетесь перед сном. Ночью в Альпах может быть очень холодно. В конце дня я советую спускаться с гор, а высокие перевалы преодолевать до обеда, когда солнце печет не так сильно.
Кому подойдет. Для прохождения маршрута не нужно быть альпинистом, но хорошая физическая подготовка и отсутствие медицинских противопоказаний обязательны. Мы с женой не занимаемся в спортзале, зато передвигаемся по городу на велосипедах и часто ходим в пешие походы с рюкзаками. Не рекомендую Тур дю Монблан для первого пешего похода в горы.
Если вы не уверены в своих силах, можно отправиться вокруг Монблана в составе группы во главе с профессиональным гидом за 930 € (69 303 ₽) на человека.
Жилье и еда. Мы шли с палаткой и останавливались в кемпингах: они значительно дешевле гостевых домов и приютов. Мы не бронировали места заранее. Никогда не знаешь, где захочется остановиться. Жилье не смогли найти только один раз — расскажу об этом дальше.
Иногда мы обедали в приютах, но в основном покупали еду в супермаркетах. Они есть в большинстве населенных пунктов. Продукты приходилось нести на себе. Это неудобно и тяжело, зато дешевле, чем обеды в кафе.
Безопасность. Тур дю Монблан — безопасный маршрут. Не стоит бояться встретить дикое опасное животное или заблудиться. Трасса промаркирована на всем пути. На указателях обозначено не только оставшееся до населенного пункта расстояние, но и примерное время, за которое вы его пройдете. Это удобно, потому что местность горная — самому трудно рассчитать скорость движения на подъемах и спусках.
Несмотря на то что на маршруте много людей, у нас всегда была возможность остаться наедине с природой.
Маршруты
Протяженность Тур дю Монблан — около 170 км. Маршрут необязательно преодолевать полностью: можно выбрать короткий отрезок пути или сойти с дороги в любом населенном пункте.
Все части Тур дю Монблан интересны и красивы по-своему. Больше всего мне запомнился путь из французского Notre Dame de la Gorge в Les Chapieux. Это был наш первый подъем в горы, где мы увидели снег. Контраст голубого неба, сочной зеленой травы и белоснежных сугробов вызвал неподдельный восторг.
Маршрут можно начать в любом месте, но большинство стартуют из Les Houches. Мы начали и закончили трекинг там же. Путь получится преодолеть в любом направлении, но основная масса людей почему-то проходит его против часовой стрелки.
Все дороги в Тур дю Монблан делятся на основные и альтернативные. Альтернативный путь не сокращает маршрут — это просто другая тропа. В некоторых местах она проложена в обход вершин, в других — через перевал даже более высокий, чем на основном пути. Выбрать дороги можно заранее на официальном сайте TMB. Красным обозначен основной маршрут, а желтым — альтернативный.
Мы шли по основному пути, но в последний день все-таки выбрали альтернативный. Он предлагал дорогу без восхождения на перевал. К тому моменту мы сильно устали.
Обычно туристы преодолевают 170 км за 7—12 дней в зависимости от погодных условий и физической подготовки. Есть люди, проходящие в день от 30 до 50 км. Я не советую торопиться. По-моему, смысл такого в путешествия не в скорости, а в наслаждении природой. К тому же будет очень обидно, если на третий-четвертый день от перегрузки подведут колени и придется сойти с маршрута. Мы видели несколько хромающих людей с перевязанными коленями и лодыжками.
- 170 км
У нас получилось преодолеть 170 км за 8 дней. В день мы проходили 15—28 км. В первые дни шли довольно бодро, не ощущая усталости. Физически трудно было только на третий-четвертый день: по утрам начали болеть мышцы, а плечи ныли от рюкзаков. На пятый-шестой день тело привыкает к нагрузке, и идти становится опять легко.
Когда ехать
Тур дю Монблан — горный маршрут, поэтому пройти его можно только летом. Уже осенью часть троп заваливает снегом, а зимой в тех местах стартует горнолыжный сезон.
Основной трекинговый сезон начинается в середине июня и заканчивается в первые недели сентября. Летом температура в горах поднимается до +30 °С днем и опускается до +5 °С ночью. На высоте могут быть сильные ветры. С дождем никогда не угадаешь: можно только смотреть заранее прогноз погоды и надеяться, что он сбудется.
Мы шли в поход в начале июля, и нам очень повезло с погодой. Хоть она в горах и изменчива, но за 8 дней дождь шел только два раза.
Виза и страховка
Для посещения Франции, Италии и Швейцарии понадобится шенгенская виза. Мы въехали по греческой мультивизе, проблем не возникло. Она стоила 35 € (2608 ₽), еще 1400 ₽ отдали визовому центру.
Перед вылетом мы оформили страховку на 10 дней с суммой покрытия 30 000 € (2 312 985 ₽). Страховой полис «Спокойный отдых» обошелся нам в 1250 ₽ на двоих. Но он бы не покрыл травмы на маршруте, случись с нами что-нибудь. Лучше выбирать полис «Активный отдых», но он дороже: страховка на одного человека обойдется в 1450 ₽. Заранее надо уточнить, какие конкретные случаи она покрывает.
- 1250 ₽
Что взять с собой
Мы часто путешествуем и давно обзавелись всем необходимым оборудованием. Для этого похода ничего нового не покупали.
Наши рюкзаки были объемом 35 литров и весили около 8 кг. Чем больше вес, тем больше нагрузка, поэтому мы берем с собой только самое необходимое. Лучше отказаться от ненужного еще дома, чем потом мучиться и выкидывать что-то по пути.
Оборудование для кемпинга. Мы взяли с собой палатку с непромокаемым тентом и дном, спальники и коврики. Ночи в Альпах бывают очень влажными. Из-за разницы температур внутри и снаружи на тенте иногда оседает конденсат, поэтому стоит взять с собой быстросохнущую тряпку, чтобы протирать палатку каждое утро.
Спальники у нас были теплые и легкие, с температурой комфорта 0 °С и весом 800—1000 г. Еще мы брали коврик-пенку: он легче надувного, и его можно быстро разложить на привале, чтобы отдохнуть.
Некоторые туристы и шагу не готовы ступить без трекинговых палок. Мы их не брали: считаем, что иногда они могут навредить. Мы часто наблюдали, как палки застревали в камнях во время спуска. Это очень опасная ситуация. Если зацепиться за камень и продолжить движение, легко упасть и вывихнуть руку.
Из одежды взяли шорты и футболки. Не советую брать слишком много теплых вещей: холодно только на перевалах. Я взял термобелье, флисовую кофту и непромокаемую ветровку — этого было достаточно.
На туристических форумах часто пишут, что лучшая обувь для подобного маршрута — это трекинговые ботинки. На мой взгляд, они очень тяжелые и только увеличивают нагрузку на ноги. Еще летом в них жарко. Если намочить трекинговые ботинки, их не получится просушить за несколько дней.
Мы прошли путь в кроссовках и ни разу не пожалели. Они должны быть жесткие, с хорошим протектором и непромокаемые на случай дождя или мокрого снега. Когда мы шли по маршруту, светило яркое солнце и снег походил на кашу. Скользко не было. Но когда температура воздуха низкая, снег покрывается ледяной коркой, тогда в кроссовках может быть небезопасно.
Еще мы брали с собой спортивные сандалии. Они пригодились на переправах через горные реки. Мы носили их и в кемпингах, чтобы дать отдохнуть ногам по вечерам, и мылись в сандалиях в общественных душах.
Из личных вещей нам понадобились:
- Полотенце.
- Косметичка.
- Аптечка с большим количеством пластыря.
- Солнцезащитный крем высокой степени защиты.
- Солнцезащитные очки.
- Головной убор.
- Фонарик.
- Фотоаппарат.
- Бутылка для воды.
- Шампунь и гель для душа объемом меньше 100 мл, чтобы взять в ручную кладь.
Как добраться до начала маршрута
Классический маршрут начинается в небольшом французском поселении Les Houches. Добраться туда можно через Женеву и город Chamonix.
В Женеве расположен ближайший к Les Houches аэропорт. Мы прилетели туда из Москвы на самолете авиакомпании Swiss. За билеты на двоих в обе стороны заплатили 25 600 ₽. С собой взяли только рюкзаки: перевозчик разрешает проносить на борт ручную кладь размером 55х40х23 см и весом до 8 кг.
- 25 600 ₽
Дальше нам нужно было добраться до популярного горнолыжного курорта — города Chamonix-Mont-Blanc. Он находится всего в 6 км от Les Houches. До Шамони из аэропорта или автовокзала Женевы можно доехать на автобусе Flixbus. Билеты покупают заранее на сайте. Проезд обошелся нам в 9 € (670 ₽) на человека в одну сторону.
Расстояние между Шамони и Les Houches мы прошли пешком. Еще можно проехать на автобусе за 1,5 € (111 ₽), который отправляется от автовокзала, или вызвать такси стоимостью от 2500 ₽ за машину на троих человек.
Деньги
Мы посмотрели в интернете примерную стоимость кемпингов за ночь, прикинули цены на еду, прибавили к этому траты на сувениры и непредвиденные расходы, например лекарства. Получилось 30 000 ₽ из расчета 3000 ₽ на двоих в день. Эти деньги мы взяли наличными в евро, которые заранее купили еще в России. На всякий случай на карте оставили 20 000 ₽.
Банкоматы встречаются только в больших населенных пунктах, а картами расплачиваются далеко не везде. Например, в маленьких семейных магазинчиках нет терминалов. Я рекомендую брать наличные минимум на два-три дня.
В Швейцарии местная валюта — швейцарский франк, 1 ₣ = 0,94 €. В магазинах, кафе и отелях принимают евро, но сдачу дают в местной валюте по невыгодному курсу. Советую расплачиваться картой или обменять небольшую сумму на швейцарские франки еще в Женеве: на всем пути нам не встретился ни один обменник.
Жилье
Мы не останавливались в Женеве: двухместный номер в самом дешевом отеле стоит больше 100 € (7442 ₽) за ночь. По прилете сразу поехали в Шамони. Там нашли квартиру через Booking.com за 68 € (5060 ₽). По возвращении в Россию 1000 ₽ вернулась на счет, потому что мы бронировали отель по ссылке друга.
Во время трекинга мы всегда останавливались на ночь в кемпингах и спали в своей палатке. Это самый популярный и бюджетный способ переночевать в горах. Кемпингов на пути десятки: мы не бронировали их заранее, и для нас всегда находилось место.
Адреса и стоимость ночевки лучше узнавать заблаговременно. Нам встречались кемпинги от 15 € (1116 ₽) до 26 € (1934 ₽) за палатку. Иногда нужно было доплачивать за количество человек в палатке — 3—5 € (223—372 ₽). Оплатить можно картой или наличными — лучше брать мелкие купюры.
В кемпингах есть все необходимое: душ, туалет, электричество, стиральные машины, кухня или кафе. Кемпинги похожи друг на друга, и я даже не помню их названий. Когда раскладываешь палатку после 20 км пути, хочется только быстрее поесть и лечь спать. В 6 утра мы уже уходили — не было времени оценить их комфортность или качество услуг.
В городах и деревнях популярны приюты — деревянные домики в горах, где можно остановиться на ночь, поесть, принять душ, постирать и отдохнуть. При них всегда есть кафе или бар. Такой вид размещения стоит от 25 € (1860 ₽) на человека. В цену входит только койка в общем номере, даже душ не всегда. Его можно принимать лишь в течение 3—4 минут, дальше вода отключается. Иногда приходится мыться в холодной воде.
Проживание в общем номере с завтраком и ужином стоило от 50 € (3721 ₽). Может показаться, что ночевать в таких домиках комфортнее, но это не так. В палатке вы наедине с собой: вокруг только тишина и свежий воздух. В приютах в одной комнате ночуют 20 человек: кто-то обязательно храпит, возится в рюкзаке или включает фонарик. Более того, в приютах не выдают постельное белье, только теплое одеяло. Лучше брать с собой спальник.
- 50 €
В больших населенных пунктах есть гостевые дома и отели с комфортными условиями размещения. Там номер на двоих можно забронировать от 100 € (7442 ₽).
Еда
В основном мы закупались в супермаркетах и готовили в кемпингах утром и вечером. По пути перекусывали салатом, бутербродами, чаем с печеньем. В день тратили на еду на двоих около 10—15 € (744—1116 ₽).
Цены в супермаркетах разнятся в зависимости от страны. Дешевле всего в Италии, во Франции и Швейцарии дороже. Стоимость продуктов в некоторых магазинах завышена, как это обычно бывает в туристических местах, где нет конкуренции. Еще на ценник влияет удаленность магазина от цивилизации: чем дальше или выше в горах, тем дороже доставка.
Несколько раз мы обедали в горных приютах на территории Италии. Местные рассказывали, что в некоторые кафе на высоте 2500 м продукты поставляют на вертолете, поэтому цена обеда может быть космической. Например, суп с кусочком хлеба обойдется в 35 € (2604 ₽) за порцию. Но встречались и дешевые заведения. Так, в некоторых итальянских кафе можно было заказать простую пасту за 11 € (818 ₽). Советую попробовать пасту, пиццу, равиоли в маленьких семейных заведениях. Не могу подсказать конкретные места: их нет в путеводителях, и мы натыкались на них случайно. В них средний чек на двоих за ужин с литром вина равен примерно 20 € (1488 ₽).
- 15 €
Франция, Италия и Швейцария ассоциируются у меня с вином, шоколадом и сыром. Советую обязательно попробовать местные продукты: это как раз то, на что не стоит жалеть денег, тем более что цены в супермаркетах сопоставимы с российскими. В обычном супермаркете можно купить вкуснейший качественный сыр и неплохое вино. В остальном ассортимент продуктов стандартный, как в Москве.
В кафе в Швейцарии и Франции предлагают в основном местную кухню. В среднем обед на двоих из одного блюда и бокала вина обойдется в 55 € (4093 ₽).
Цены на продукты в разных странах
Италия | Франция | Швейцария | |
---|---|---|---|
Печенье, 100 г | 2,5 € (186 ₽) | 3,5 € (260 ₽) | 6 € (446 ₽) |
Бананы, 1 кг | 2,2 € (163 ₽) | 2,5 € (186 ₽) | 5 € (372 ₽) |
Вино, 700 мл | 2 € (148 ₽) | 2 € (148 ₽) | 4 € (297 ₽) |
Хлеб | 1,5 € (111 ₽) | 1,7 € (126 ₽) | 2,8 € (208 ₽) |
Сыр, 100 г | 1 € (74 ₽) | 1,3 € (96 ₽) | 3 € (223 ₽) |
Овощные консервы | 0,6 € (44 ₽) | 1 € (74 ₽) | 2 € (148 ₽) |
Цены на продукты в разных странах
Печенье, 100 г | |
Италия | 2,5 € (186 ₽) |
Франция | 3,5 € (260 ₽) |
Швейцария | 6 € (446 ₽) |
Бананы, 1 кг | |
Италия | 2,2 € (163 ₽) |
Франция | 2,5 € (186 ₽) |
Швейцария | 5 € (372 ₽) |
Вино, 700 мл | |
Италия | 2 € (148 ₽) |
Франция | 2 € (148 ₽) |
Швейцария | 4 € (297 ₽) |
Хлеб | |
Италия | 1,5 € (111 ₽) |
Франция | 1,7 € (126 ₽) |
Швейцария | 2,8 € (208 ₽) |
Сыр, 100 г | |
Италия | 1 € (74 ₽) |
Франция | 1,3 € (96 ₽) |
Швейцария | 3 € (223 ₽) |
Овощные консервы | |
Италия | 0,6 € (44 ₽) |
Франция | 1 € (74 ₽) |
Швейцария | 2 € (148 ₽) |
Наш путь по Тур дю Монблан
Первый день: Les Houches — Saint-Gervais-les-Bains, 21 км. В Les Houches есть информационный туристический центр, в котором ответят на любые вопросы о Тур дю Монблан. Там же можно приобрести карту.
Большая часть туристов начинает свой путь с перевала Bellevue на высоте 1801 м. Он расположен в 4 км от Les Houches. К Bellevue идет подъемник за 16 € (1190 ₽). Мне кажется странным платить за подъем: к перевалу ведет очень живописная тропа через лес. Дорога в гору, но она совсем не крутая — это приятная разминка перед маршрутом.
В первый день мы прошли 21 км до французского городка Saint-Gervais-les-Bains. С первого подъема нам открылись невероятные виды и безмятежные пейзажи. Казалось, что красивее уже не может быть. Вокруг — только тишина и покой.
Этот отрезок пути оказался очень увлекательным и несложным. Усталость еще не ощущалась. На маршруте много европейцев разного возраста, но толп нет. Туристы идут в километрах друг от друга — иногда можно часами не наблюдать никого в округе.
Второй день: Saint-Gervais-les-Bains — Notre Dame de la Gorge, 17 км. Из Saint-Gervais-les-Bains тропа идет через маленький французский город Les Contamines. Там есть супермаркет, магазины со спортивными товарами и сувенирами, кафе и множество гостиниц. Мы не стали задерживаться, только закупились продуктами.
Дальше мы шли около часа вдоль горной реки. На ночь решили остановиться в Notre Dame de la Gorge. Там есть кемпинг с озером, в котором можно искупаться, и маленькая церковь у горной реки. Очень приятное место для отдыха.
Напротив церкви располагалась на открытом воздухе бесплатная выставка знаменитого режиссера и фотографа Яна Артюс-Бертрана. Там мы увидели невероятной красоты снимки Земли с высоты птичьего полета.
Третий день: Notre Dame de la Gorge — Les Chapeaux, 15 км. На третий день пути уже чувствовалась усталость: ныли плечи от рюкзака, а по утрам болели мышцы ног. Тем не менее из Notre Dame de la Gorge мы вышли с рассветом. Впереди была тропа, уходящая далеко вверх на перевал.
Трудно угадать, сколько времени займет подъем и сколько сил он потребует. Туристы, которые выходят поздно, рискуют остаться на ночь на холодной снежной вершине. Там есть приюты — это что-то среднее между гестхаусом и хостелом. Но если не забронировать место заранее, все будет занято. Запоздавших туристов не выгоняют на улицу, но, скорее всего, ночь придется провести внутри на лавочке.
Утром мы поднялись на перевал высотой 2043 м и добрались до снежных вершин. Потом прошли еще выше, до перевала Croix du Bonhomme на высоту 2479 м. Нам повезло: был солнечный день, когда снежные вершины гор видны на несколько километров вперед. Виды умопомрачительные — нас переполняло ощущения счастья.
Когда мы спускались во французский Les Chapieux, мы не знали, что это: деревня, городок или просто точка на карте. Оказалось, что там всего несколько гостевых домов и кемпинг. Мы были очень разочарованы: в Les Chapieux нет магазинов, только частная лавка с минимальным ассортиментом. К тому времени у нас осталось мало продуктов. Дополнительно пришлось купить немного сыра, хлеба и два вареных яйца по цене 0,60 € (44 ₽) за штуку.
Четвертый день: Les Chapieux — Courmayeur, 28 км. На четвертые сутки мы поднялись на перевал Col de la Seigne на высоту 2516 м. Дорога была крутой и очень тяжелой. Иногда мне казалось, что мы вот-вот сойдем с дистанции. Но когда мы забирались в гору, пыхтя и обливаясь потом, а нас обгонял 80-летний дедушка с рюкзаком побольше нашего, сразу открывалось второе дыхание.
По дороге было несколько переправ через горные реки. Некоторые можно просто перепрыгнуть по камням, другие пришлось пересекать вброд. Ледяная вода бурлит и поднимается почти до колена — мокрые ноги обеспечены. Мы переходили реки в спортивных сандалиях, которые крепко держатся на ногах.
После перевала мы пересекли франко-итальянскую границу. Там нет ни КПП, ни указателей — только названия поменялись с французских на итальянские. Еще одно отличие — цены. На итальянской стороне проживание и еда дешевле в 1,5—2 раза по сравнению с Францией и в 2—3 раза по сравнению со Швейцарией. Например, там можно найти место в кемпинге за 15 € (1116 ₽), а не за 25 € (1860 ₽). На ночь мы остановились в итальянском городке Courmayeur.
Пятый день: Courmayeur — Refuge Bonatti (Lavachey), 15 км. Courmayeur — большой итальянский город, в котором есть все блага цивилизации, даже общественный бассейн. После тяжелого дня мы долго проспали и поздно вышли. Впереди был небольшой перевал, и мы думали, что быстро его преодолеем. По дороге шли не спеша, останавливались на смотровых площадках. Они были оборудованы удобными деревянными столиками с лавками.
Дорога заняла больше времени, чем мы рассчитывали. Мы оказались на перевале только к вечеру и уже не успевали дойти до следующего населенного пункта. Тогда решили остановиться в приюте Refuge Bonatti на высоте 2020 м. Там ночлег на человека стоил 25 € (1860 ₽) в общем номере и 40 € (2976 ₽) в двухместном. Но все места были уже заняты.
Нам пришлось сойти с тропы и спуститься с горы на 350 м до ближайшей деревни Lavachey, в которой был всего один отель. Там проживание стоило 59 € (4390 ₽) за одного. Цена показалась нам высокой, но было уже темно, поэтому мы не пошли дальше и поставили палатку в ближайшем парке. Это категорически запрещено законом в трех странах, но нам повезло — нас никто не заметил. Штраф мы не получили, поэтому, к счастью, не знаем его размер. Это была единственная форс-мажорная ситуация за все путешествие, когда мы не нашли свободный кемпинг.
Шестой день: Refuge Bonatti — Praz de Fort, 20 км. Это была самая холодная ночь. Видимо, из-за высокой влажности холод чувствовался особенно сильно. Ночью мы не замерзли, а вот вылезать из теплого спальника было мучительно.
На рассвете мы вернулись к основному маршруту из итальянской деревни Lavachey. Дорога шла в гору. Впереди нас ждал новый перевал Grand Col Ferret высотой 2537 м. Это был просто головокружительный подъем: снежные вершины ярко блестели на солнце. На подъемах сильно потела спина и плечи под рюкзаком. Если туда задувал ветер, я испытывал отвратительные ощущения. Они немного портили настроение.
Перевалы давались куда легче: сказывалась пятидневная подготовка. После Grand Col Ferret мы перешли границу и попали в Швейцарию. Граница условная, как между Францией и Италией: никаких заборов и пограничников. То, что мы в Швейцарии, поняли по флагам, развевающимся прямо в горах. Вокруг были альпийские заливные луга и леса с надоедливыми комарами.
Ночевали мы в деревне Praz de Fort. Там до сих пор сохранились дома — образцы швейцарского деревянного зодчества.
Седьмой день: Praz de Fort — Trient, 26 км. Утром мы проснулись в швейцарской деревне Praz de Fort и решили, что дойдем до города Тrient. Вышли рано — людей на маршруте еще не было. Перед нами оказалась развилка без указателей. Дороги уходили прямо и направо. Мы не знали, куда идти, и сначала выбрали правую тропу. Пройдя по ней полкилометра, ничего так и не нашли и вернулись к развилке. Через 1,5 км по прямой появился указатель. Мы сделали вывод, что невнимательно следили за знаками. Не нужно отвлекаться и сворачивать там, где их нет.
На территории Швейцарии уже нет снежных перевалов, зато много водопадов и горных рек. На этой части маршрута мы гуляли по хвойным лесам, спускались по травянистым склонам, а не карабкались в гору. Дорога проходила через курортный швейцарский городок Champex-Lac, который расположен на берегу озера. Там можно искупаться, только вода в горных озерах прохладная даже в середине лета.
Сначала мы хотели пропустить все швейцарские магазины из-за высоких цен на продукты, но для этого пришлось бы запасаться слишком большим количеством еды. Наши спины и колени нам были дороже, поэтому мы купили хлеб за 2,5 € (186 ₽), бананы за 5 € (372 ₽) за килограмм и остальные нужные продукты.
Восьмой день: Trient — Chamonix, 28 км. В последний день нашего пути мы одновременно хотели быстрее дойти до конечной точки, французского города Шамони, и грустили, что скоро придется уехать от этой красоты.
Перевал Col de Balme высотой 2200 м дался нам легко: за семь дней мы научились правильно распределять нагрузку. За перевалом снова была Франция. Последний отрезок пути можно было преодолеть двумя способами: подняться на еще один перевал или обойти гору и спуститься прямо в Шамони. Мы выбрали второй вариант. Когда знаешь, что финиш уже близко, нет сил снова забираться в гору и оттягивать завершение маршрута.
Спустившись с гор в знакомый город, мы сразу отправились в супермаркет, купили вкусные продукты и парочку сувенирных магнитов. Вечером заселились в первый попавшийся кемпинг, пересмотрели фотографии и легли спать, довольные, что завтра никуда не нужно идти.
Запомнить
- Тур дю Монблан не подойдет для первого пешего похода в горы.
- В горах очень яркое солнце, которое отражается от снега. Советую взять головной убор, солнцезащитные очки и солнцезащитный крем.
- С собой берите наличные: в магазинах, кафе и кемпингах может не быть терминалов.
- Дешевле всего жить в кемпингах.
- Во Франции очень вкусные сыры, в Италии — кофе, а в Швейцарии — шоколад. В Швейцарии все дороже.
- Альпийские пейзажи незабываемы.