Этим летом я сходил в первый в жизни сплав на спортивную реку: с мужиками, автономно, с суточной заброской на место старта.

Расскажу, как готовился и сколько это стоит, если идете в первый раз.

Что за сплав вообще

Сплав по горной реке — вид водного экстремального туризма. Обычно это бывает так: люди добираются до верховья реки, собирают плавсредства, загружают на них все свои вещи, гребут вниз по течению по нескольку часов в день, ищут место для лагеря, чалятся, ставят лагерь, ужинают макаронами с тушенкой, поют песни у костра, спят — а на утро все заново. И так неделю или две.

Когда я собирался в поход, то ничего этого не знал — мне просто хотелось в какое-нибудь путешествие. Идея спуститься по реке на надувных баллонах не вдохновляла, но я решился. После финиша почувствовал себя настоящим мужиком.

Сплавы бывают туристическими и спортивными. Туристические проходят на доступных реках рядом с цивилизацией, длятся 2—3 дня, идеальны для отдыха с семьей. Спортивные сплавы — по рекам с препятствиями, которым присвоили высокие категории сложности. Часто их проводят в труднодоступных местах, что усложняет спасательные работы и эвакуацию, если потребуется. По таким ходят ради спортивных разрядов — или просто упоротые туристы-экстремалы.

На туристических реках тоже бывают препятствия — пороги и шиверы, но если в реке невысокая вода, то все равно сплавляться можно даже с детьми.

У рек и препятствий бывает 7 категорий. Они считаются по сложности всех препятствий, близости к цивилизации и возможности проведения спасательных работ.

0, или бескатегорийная — прогулочная река без препятствий. По таким ходят в семейные походы.

1—3 категории — реки для новичков. На них появляются несложные преграды: перекаты, шиверы, небольшие пороги.

4—5 категории — для людей с опытом, которым скучно на простых реках. Тут сложные пороги, прохождение которых предварительно планируют и страхуются.

6 категория — сложные реки, на которые лучше вообще не ходить.

6+ — специальная категория, которую назначили участку алтайской реки Аргут под названием Карагемский прорыв. Это 20-километровый участок с практически непроходимыми препятствиями. По нему начали ходить в 1986 году, а полностью прошли (живые и в сознании) только в 2003. Специально для прохождения этого прорыва советские инженеры придумали плавсредство под названием «бублик».

Катамаран нашей команды проходит вторую ступень порога Мунгул-Гольский 5 категории сложности на реке Снежной. Поодаль на камне стоит руководитель похода со спасательной выброской — на случай, если кто-то выпадет из катамарана
Катамаран нашей команды проходит вторую ступень порога Мунгул-Гольский 5 категории сложности на реке Снежной. Поодаль на камне стоит руководитель похода со спасательной выброской — на случай, если кто-то выпадет из катамарана

В России сплавляться ходят везде. Коммерческие и несложные маршруты есть практически на любой горной реке: в Хабаровском крае, Карелии или Приморье. Основные спортивные маршруты в России — в Восточных и Западных Саянах, на Кавказе, Алтае и в Карелии.

На первые реки обычно ездят поближе. Если у вас рядом с городом есть река, то по ней можно сплавиться. Вокруг Москвы сплавляются по Волге, Оке, Клязьме, Москве-реке, Медведице.

Опасности

Риск для жизни есть даже на бескатегорийной реке. В Хабаровском крае на простых реках каждый год гибнут рыбаки, попадая под деревянные заломы. Вроде ничего сложного, но зазевался, затянуло — все.

За неделю до нашего похода в Хабаровском крае девушка на сплаве попала под залом и погибла. Страшно, но нужно понимать, при каких условиях это произошло. Судя по информации в СМИ, группа была не подготовлена: шла без спасательной экипировки, в простых спасжилетах и без касок, не встала на учет в МЧС и не предполагала, что залом — это опасность.

Заломы — древесный мусор, который сбивается в спокойные места реки. Опасность в том, что под них бьет сильное течение: если попал, то доставать будут с бензопилами и несколько часов. Фото: Александр Колбин
Заломы — древесный мусор, который сбивается в спокойные места реки. Опасность в том, что под них бьет сильное течение: если попал, то доставать будут с бензопилами и несколько часов. Фото: Александр Колбин

Мы живем в Хабаровске, но ближайшими реками решили себя не ограничивать. Наша команда пошла на автономную реку 5 категории сложности под названием Снежная. Это Восточные Саяны в Бурятии. Автономная — значит без выхода к цивилизации на протяжении всего маршрута. Если что-то случится, единственное спасение — вертолет МЧС. Поэтому прохождение каждой реки заранее планируют. Команда читает отчеты других групп, смотрит карты и отмечает потенциально опасные пороги.

Уровень воды в реках часто меняется. Он влияет на сложность прохождения порогов. Поэтому все приходится планировать на месте: команда причаливает недалеко от порога и идет вперед по берегу — смотреть на препятствие и планировать тактику прохождения.

Река Снежная, на которую ходили мы, во время паводка из 5 категории сложности превращается в стабильную 6. Там уже нет никакого контроля: куда понесет вода, там и выйдешь. В такую воду не ходят, МЧС запрещает выход к маршруту.

Основные препятствия на нашей реке в отчете группы, проходившей тот же маршрут в 2016 году. Перед походом мы собирались три раза и изучали их заметки
Основные препятствия на нашей реке в отчете группы, проходившей тот же маршрут в 2016 году. Перед походом мы собирались три раза и изучали их заметки

На чем плывут

Чаще всего сплавляются на плотах, байдарках, каяках, рафтах и катамаранах. Плоты — самый простой и удобный способ сплава по рекам нулевой сложности. Они не предназначены для вхождения в пороги, но комфортны: по ним можно перемещаться во время сплава, готовить еду или читать книги.

Рафты — надувные лодки для прохождения порогов. Бывают разных размеров: от 4 до 20 мест. Это самый популярный тип сплавного судна в мире.

Байдарки и каяки — узкие и легкие лодки. Байдарки рассчитаны на 1—4 места, каяки — на 1—2. На байдарках ходят в основном по спокойной воде, каяки — спортивные и для водного слалома.

Сплавные катамараны — это две надувные гондолы, скрепленные рамой, а не прогулочный катамаран с педалями, как думают многие. На раму крепят груз и дополнительные весла. Бывают 2-, 4-, 6- и 8-местные. На катамаранах в основном сплавляются в России и странах бывшего СССР. Мы плыли на катамаранах, потому что в группе просто так давно сложилось. Плюс они легче и маневреннее рафтов, поэтому их удобнее транспортировать до точки старта.

Некоторые туристы времен СССР до сих пор ходят на спасательных надувных плотах, честерах, пакрафтах и бубликах. Плоты и честеры — это пережиток советской эпохи, когда спортивных плавсредств было мало и сплавлялись на всем, что держалось на воде. Пакрафты — одноместные прочные лодки весом 2—3 кг, которые упаковывают в рюкзаки для длительных переходов. Бублики — это специальная разработка для прохождения суперсложных рек и порогов, где другие средства просто не пройдут.

Восьмиместный рафт и катамаран. Фото: Марина Сафонова
Восьмиместный рафт и катамаран. Фото: Марина Сафонова
На каяке проходят некоторые участки водного слалома. Фото: Марина Сафонова
На каяке проходят некоторые участки водного слалома. Фото: Марина Сафонова
Катамараны бывают разной длины. Если вы высокий, нужно узнать заранее расстояние между рамами. Меня посадили на «Стерх», и при моих 194 сантиметрах этого оказалось мало. Пришлось пересаживаться на большой «Рафтмастер»: я справа на носу и видно, что сейчас ноги влезают. Фото: Александр Колбин
Катамараны бывают разной длины. Если вы высокий, нужно узнать заранее расстояние между рамами. Меня посадили на «Стерх», и при моих 194 сантиметрах этого оказалось мало. Пришлось пересаживаться на большой «Рафтмастер»: я справа на носу и видно, что сейчас ноги влезают. Фото: Александр Колбин

С кем идти

На спортивную реку в одиночку не ходят, нужна команда. Есть три варианта: купить путевку, вступить в спортивный клуб или организовать собственный сплав.

Если хотите просто сходить на реку и посмотреть, что это такое, — купите путевку. Цены зависят от длительности сплава и сложности заброски на реку. Например, безопасный сплав по карельской Шуе на 2 дня стоит 4900 Р с человека, а 10-дневный сплав по бурятской реке Снежной, на которую ходили мы, обойдется в 43 600 Р с человека.

В водном походе важна слаженность команды. Купив путевку, вы познакомитесь с группой уже в пути. Неизвестно, что от кого можно ждать, включая инструкторов. Если хотите чему-то научиться — вступайте в турклуб или организовывайте свою команду.

Если все же решились идти по путевке, обращайте внимание на детали. Поговорите с инструкторами: как часто ходят на спортивные реки сами, какой опыт прохождения по реке, на которую собрались вы, сколько лет работают на рынке. Узнайте про снаряжение: есть ли каски, какие спасжилеты, на чем ходят, что с сотовой связью, что в аптечке, что в кухне. Почитайте отзывы. Чем дотошнее отнесетесь и чем больше «а что, если…» придумаете — тем лучше.

Еще есть вариант вступить в спортивный клуб. Но проблема в том, что в нашей стране рафтинг как вид спорта не очень развит, поэтому представительства федерации есть далеко не в каждом городе. По советской традиции много клубов при вузах, но как туда попасть человеку с улицы — не ясно. В общем, это спорная опция.

Меня позвали в команду, которая состоит из бывших спортивных туристов. Наш капитан Саша Костюков всю жизнь водит людей по рекам, спускает в пещеры и летает покорять непальские хребты. Меня позвали присоединиться к сплаву, и я согласился.

У походника Саши Костюкова (в желтой каске), с которым сплавлялся я, правило простое: после трех походов выходного дня команде можно идти на реку 1 категории сложности
У походника Саши Костюкова (в желтой каске), с которым сплавлялся я, правило простое: после трех походов выходного дня команде можно идти на реку 1 категории сложности

Чтобы понять слаженность команды, руководитель организовывает пеший поход выходного дня: поставить лагерь, натянуть тенты, распределить обязанности. Команда, к которой я присоединился, уже не раз ходила в водные походы. Поэтому в этот раз поход выходного дня они не организовывали.

Перед походом мы несколько раз встречались: знакомились, разбирали отчеты других групп, считали общие траты. Роли распределили уже на реке. Есть бессменный руководитель похода — он командир и отвечает за все. Есть завпит — человек, который следит за количеством еды и распределяет все по рациону. Если завснар, или ремонтник, который подскажет, как починить каску проволокой и листьями, и залатает катамаран прямо на ходу. Еще есть ответственные за тенты, костер и дрова.

Еще до сплава мы договорились: если идет дождь, то первым делом на стоянке все занимаются общественным и строят лагерь. Если дождя нет — можно спокойно переодеться, а потом приступить к лагерной работе.

Выбрать реку

Для этого стоит почитать отчеты о прохождениях на тематических сайтах: Skitalets.ru, форум компании «Сплав-ру» и поспрашивать знакомых туристов.

Для начала подойдет река попроще и рядом с вами. Если живете в Хабаровске, вероятно, пойдете на Анюй или Туюн, если в Петербурге — поедете в Карелию.

На сайтах вроде «Сплав-ру» есть подробные отчеты и карты рек, где описаны сложные препятствия
На сайтах вроде «Сплав-ру» есть подробные отчеты и карты рек, где описаны сложные препятствия

Общая экипировка

Перед походом команда собирает общую экипировку: тенты, кухню, инструменты. У нас было два тента: вещевой 4×3 метра и костровой 4×5,8. Под вещевым прятали рюкзаки, под костровым ставили кухню.

Тенты продаются в любых туристических магазинах и стоят от 2 до 6 тысяч рублей. Костровой обошелся в 5590 Р.

За тенты в команде отвечает специальный человек: он первым бежит на место нового лагеря и оценивает, где какой натягивать
За тенты в команде отвечает специальный человек: он первым бежит на место нового лагеря и оценивает, где какой натягивать

Кухня — это сумка с поварской утварью: котелками, газовой горелкой, банками со специями, поварешкой и топорами. Ее возят на дежурном катамаране, команда которого в этот день отвечает за обед, ужин, перекусы на коротких стоянках и завтрак. Потом дежурство переходит другой команде.

У нас было три котелка по 12 литров: в одном варили основное блюдо, в другом кипятили воду для чая, в третьем — техническую для мытья. Вся утварь покупается в туристических магазинах или несется из дома. Например, сковородку нам кто-то подарил. Всю кухню можно собрать в туристических или охотничьих магазинах.

Сколько стоит походная кухня

Топор «Фискарс-икс-10»4650 Р
Котел из нержавеющей стали на 10 литров2600 Р
Газовая горелка «Следопыт»1170 Р
Газовый баллон240 Р
Алюминиевый половник105 Р

Рации. Если идете несколькими катамаранами, советую взять рации с защитой от воды. Они обязательно пригодятся для страховки при прохождении порогов. Страхующие на скалах говорят о своей готовности, команда на воде рапортует о своей. «Через минуту стартуйте». — «Поняли, готовы».

У нас были три китайские рации «Баофенг» по 1500 р. каждая. Дополнительно мы упаковывали их в полиэтиленовые кейсы
У нас были три китайские рации «Баофенг» по 1500 Р каждая. Дополнительно мы упаковывали их в полиэтиленовые кейсы

Катамараны — самая затратная часть организации сплава. Их можно взять в аренду или купить свои. В центральной части России с арендой проще. Например, компания «Рафтмастер», которая шьет и продает катамараны, открыла свой прокат в Москве. Арендовать четырехместный катамаран на 10 дней будет стоить 13 500 Р с залогом 35 000 Р.

Надо уточнять, при каких условиях залог остается у компании. Обычно в походе по спортивной реке с катамараном обязательно что-то случается: ломается рама, рвется баллон или царапается шкура. Когда идешь на своем катамаране, с этим проще: любые дополнительные расходы делятся поровну между всеми участниками команды.

Мы ходили на своих катамаранах, потому что в Хабаровске с прокатом туго. Два катамарана давно купили у «Рафтмастера» по 85 000 Р каждый, один у «Трэкса» за 40 000 Р. «Рафтмастеры» больше, технологичнее и удобнее. Катамараны у ребят были потрепанные, поэтому перед походом мы думали: покупать новые или латать эти? Решили починить эти, докупив новую раму для «Рафтмастера» за 15 000 Р.

Два из трех наших катамаранов: «Стерх» и «Рафтмастер». Стоим перед проходом порога Мунгул-Гольский. В это время первый катамаран уже ушел в порог, сел на скалу, распорол шкуру и чуть не упустил весло
Два из трех наших катамаранов: «Стерх» и «Рафтмастер». Стоим перед проходом порога Мунгул-Гольский. В это время первый катамаран уже ушел в порог, сел на скалу, распорол шкуру и чуть не упустил весло

Весла — расходный материал. Мы взяли по одному на каждого плюс по одному дополнительному веслу на катамаран на случай потери. У нас было два таких случая, и оба в одном пороге Мунгул-Гольском.

Мотор дополнительно берут в некоторые походы. Он нужен там, где долгий выход с реки — километров 30—50. Без мотора приходится идти по спокойной воде на руках несколько часов. Мы не брали, потому что со Снежной выход быстрый — всего километров 15.

Обычно берут лодочный мотор в 3,5—5 лошадиных сил. Этого хватает, чтобы тянуть 2—3 груженых катамарана весом под 400 кг каждый.

Здесь видно, как уплывает розовое весло Жени. Его поднимут намного ниже у самого выхода из порога. Каждое весло стоит 1800 р.
Здесь видно, как уплывает розовое весло Жени. Его поднимут намного ниже у самого выхода из порога. Каждое весло стоит 1800 Р

Встать на учет в МЧС

Перед походом нужно позвонить в местное отделение МЧС. Там попросят паспортные данные туристов и контакты ближайших родственников, а потом свяжут с поисково-спасательным отрядом, который занимается выловом таких ребят в вашем регионе. О нашем походе знали два отряда МЧС: хабаровский и бурятский.

Иногда МЧС не выпускает на маршрут из-за чрезвычайной ситуации: лесного пожара, паводка, грозы или просто кто-то важный поехал на охоту. Отменить могут перед самым началом похода.

После выхода с реки нам нужно было обязательно позвонить в оба отдела МЧС и сообщить, что с группой все в порядке. Однажды наш руководитель Саша забыл это сделать и не включил телефон. Когда вспомнил, отряд уже практически выезжал нас спасать.

Если вы собрались за спортивными разрядами, нужно еще встать на учет в маршрутно-квалификационной комиссии — это бесплатно.

Осталось найти личное снаряжение и взять билеты до места, откуда доберемся до старта сплава, и скинуться на общее.

Дальше разберемся с тратами. Чтобы было удобнее, я разделил все необходимые вещи на три типа: в чем идти по реке, в чем нести вещи и что надевать на стоянке.

Помню, как волновался, когда проходили первый страхуемый порог. Запомнил вот это вот «Погнали!» по рации. Порог мы успешно прошли
Помню, как волновался, когда проходили первый страхуемый порог. Запомнил вот это вот «Погнали!» по рации. Порог мы успешно прошли

Личное снаряжение на реку

Гидрокостюм. Температура воды в горной реке 10—15 °C, поэтому весь день на воде без костюма делать нечего. Есть туристы, которые до сих пор ходят в советском камуфляже из «Коробка», но это неудобно и бессмысленно.

Если идете не на горную реку, а на обычную, например в Карелии, то смотрите по погоде. Жарким летом в Карелии гидрокостюм не нужен. На майских праздниках там же — обязателен.

Гидрокостюмы бывают сухими и мокрыми. Сухой в принципе не пропускает воду, но дорогой и массивный. Мокрый воду пропускает, но не выпускает обратно, из-за чего сохраняется тепло. Мокрые костюмы отличаются по длине и толщине. Для катания на водном мотоцикле достаточно костюма с укороченными штанинами и рукавами. А серферы на Камчатке катаются в 9 мм зимних костюмах. Для горной реки подойдет костюм в полный рост толщиной не меньше 3 мм.

Костюмы одинаковой толщины и длины часто отличаются по цене. Китайский «Джос» стоит вдвое дешевле «Акваланга». Все дело в качестве материалов и удобстве конкретной модели. Чем дешевле, тем сильнее натирает и хуже сидит.

Гидрокостюмы можно брать у друзей, можно покупать с рук: все дефекты заметны.

Сколько стоят гидрокостюмы

Длинный сухой «Скубапро» 4 мм62 950 Р
Длинный «Акваланг» 3 мм9718 Р
Длинный «Квиксилвер» 3 мм5600 Р
Укороченный «Джос» 3 мм2000 Р

Перчатки и ботинки из неопрена. Ботинки лучше взять чуть толще, чем гидрокостюм, потому что ноги будут постоянно в воде. Ботинки нужны для похода по реке любой температуры, потому что они хорошо защищают от острых камней на дне.

Я купил новый гидрокостюм «Бэйр» за 10 000 р., потому что не смог найти своего размера у друзей и на «Авито»
Я купил новый гидрокостюм «Бэйр» за 10 000 Р, потому что не смог найти своего размера у друзей и на «Авито»
Такие ботинки плотно облегают ноги, а подошва защищает от острых камней. «Акваланг» 6,5 мм стоят 3500 р.
Такие ботинки плотно облегают ноги, а подошва защищает от острых камней. «Акваланг» 6,5 мм стоят 3500 Р
Я купил новый гидрокостюм «Бэйр» за 10 000 р., потому что не смог найти своего размера у друзей и на «Авито»
Я купил новый гидрокостюм «Бэйр» за 10 000 Р, потому что не смог найти своего размера у друзей и на «Авито»
Такие ботинки плотно облегают ноги, а подошва защищает от острых камней. «Акваланг» 6,5 мм стоят 3500 р.
Такие ботинки плотно облегают ноги, а подошва защищает от острых камней. «Акваланг» 6,5 мм стоят 3500 Р

Ветровка. Легкая и защищает от ветра между порогами и на суше. В сами пороги ветровку надевать не рекомендуется, потому что куртка создает дополнительное сопротивление, из-за которого сложнее выплыть из потока, если вдруг упадете в воду.

Куртка каякера от «Вольного ветра» стоит 2200 Р, но я решил сэкономить и взял свою старую ветровку «Пул-энд-бир». От дождя она меня не спасла, а от ветра — вполне.

Спасжилет. Жилеты бывают надувными и с пенопластовыми вставками. В пенопластовых ходят рыбаки. Этого достаточно, чтобы остаться на плаву на спокойной воде, но в пороги в таких лучше не соваться. В пороге с высокой скоростью течения есть риск выпасть. Из такого порога вас с большей вероятностью вытянет надувной жилет. Важно брать те, которые предназначены для сплавов. Например, у компании «Вольный ветер» такие называются «Каскад» или «Экстрим».

Ваня купил суперпрокачанный жилет от «Рафтсервиса» с подушкой под голову за 7500 р.
Ваня купил суперпрокачанный жилет от «Рафтсервиса» с подушкой под голову за 7500 Р
Саша Сокол показывает жилет «Каскад» от «Вольного ветра»: он надувной и компактный. Такой стоит 3700 р.
Саша Сокол показывает жилет «Каскад» от «Вольного ветра»: он надувной и компактный. Такой стоит 3700 Р
Ваня купил суперпрокачанный жилет от «Рафтсервиса» с подушкой под голову за 7500 р.
Ваня купил суперпрокачанный жилет от «Рафтсервиса» с подушкой под голову за 7500 Р
Саша Сокол показывает жилет «Каскад» от «Вольного ветра»: он надувной и компактный. Такой стоит 3700 р.
Саша Сокол показывает жилет «Каскад» от «Вольного ветра»: он надувной и компактный. Такой стоит 3700 Р
Я сэкономил и взял у ребят советский спасжилет большого объема. Здесь я — передний слева. Фото: Александр Колбин
Я сэкономил и взял у ребят советский спасжилет большого объема. Здесь я — передний слева. Фото: Александр Колбин

Стропорез, огниво, спички. В спасжилет обязательно упаковали дополнительный нож, огниво или охотничьи спички.

Нож всегда должен быть под рукой. Лезвие должно быть с зазубринами, чтобы можно было быстро достать и перерезать мокрый канат.

Огниво и спички в жилете нужны на случай, если катамаран перевернется, вас раскидает по разным берегам и придется ночевать в лесу. Такие случаи бывали. Огниво не мокнет, но требует сноровки, чтобы высечь искру. Продается в туристических магазинах за 200—800 Р.

Нож CRKT 2390 Renner Neckolas за 2134 р.. Висит на шее, маленький, острый, быстро доставать
Нож CRKT 2390 Renner Neckolas за 2134 Р. Висит на шее, маленький, острый, быстро доставать
Десантный стропорез. Таким вдвшники перерезают запутавшиеся стропы — это концы парашюта. Можно найти на «Авито» за 2500 р.
Десантный стропорез. Таким вдвшники перерезают запутавшиеся стропы — это концы парашюта. Можно найти на «Авито» за 2500 Р
Нож CRKT 2390 Renner Neckolas за 2134 р.. Висит на шее, маленький, острый, быстро доставать
Нож CRKT 2390 Renner Neckolas за 2134 Р. Висит на шее, маленький, острый, быстро доставать
Десантный стропорез. Таким вдвшники перерезают запутавшиеся стропы — это концы парашюта. Можно найти на «Авито» за 2500 р.
Десантный стропорез. Таким вдвшники перерезают запутавшиеся стропы — это концы парашюта. Можно найти на «Авито» за 2500 Р

Если брать спички или зажигалку, то в полиэтилене. Обратите внимание, что сухое горючее нельзя провозить в самолете: ни с собой, ни в багаже. Мне свое пришлось выкинуть.

Каска нужна для защиты головы от ударов о скалы, деревья и подводные камни. Покупайте специальную каску для водных видов спорта с отверстиями для слива воды. Стоит 1000—3000 Р.

Взял у ребят уже потрепанную «Нордвей» из «Спортмастера». Новая такая же стоит от 900 р.
Взял у ребят уже потрепанную «Нордвей» из «Спортмастера». Новая такая же стоит от 900 Р
Саша купил новую желтую каску «Райдер» за 2700 р.. А Костя ходит в хоккейной каске и говорит, что ему ок
Саша купил новую желтую каску «Райдер» за 2700 Р. А Костя ходит в хоккейной каске и говорит, что ему ок
Взял у ребят уже потрепанную «Нордвей» из «Спортмастера». Новая такая же стоит от 900 р.
Взял у ребят уже потрепанную «Нордвей» из «Спортмастера». Новая такая же стоит от 900 Р
Саша купил новую желтую каску «Райдер» за 2700 р.. А Костя ходит в хоккейной каске и говорит, что ему ок
Саша купил новую желтую каску «Райдер» за 2700 Р. А Костя ходит в хоккейной каске и говорит, что ему ок

Личное снаряжение для стоянки

На стоянке переодеваетесь из гидрокостюмов в теплое и сухое, ставите лагерь, ужинаете и идете спать. Программа повторяется каждый день за исключением дождя: в дождь все сначала ставят лагерь, а потом переодеваются из гидрокостюмов в теплое.

Теплое и сухое подбирается в зависимости от места, в которое идете. Например, нам в Восточных Саянах пригодились свитеры, шапки и термобелье, потому что было холодно. Ночью +9 °C, днем +17 °C, и то — если прогревало солнце.

Вот полный список того, что пригодится на стоянке:

  1. Спортивные штаны.
  2. Кроссовки или трекинговые ботинки.
  3. Теплая кофта.
  4. «КЛМН»: кружка, ложка, миска, нож.
  5. Налобный фонарь.
  6. Шапка.
  7. Термобелье.
  8. Спальник.
  9. Влажные салфетки.
  10. Личные перекусы: шоколад, сухофрукты, орехи.

Нет смысла расписывать каждый пункт. Остановлюсь на моментах, которые показались важными мне.

Кружку и миску лучше брать в туристических магазинах, чтобы они были вместительными, удобными и металл не обжигал руки и губы. Ребята накупили тарелок с ручкой за 1050 Р.

Налобный фонарь берите на батарейках, а не на аккумуляторах. Аккумуляторы быстро садятся, а заряжать не от чего.

Термобелье надевают на голое тело, только так оно греет. Я купил дешевый набор «Глиссад» в «Спортмастере» за 1649 Р — и его хватило.

Спальники различаются по температуре комфорта. На Снежной ночью было в среднем +12 °C, поэтому подошел спальник для +10 °C. Я свой взял у друзей. Новый стоит примерно 5000—6000 Р.

В чем нести снаряжение

Рюкзак. Нужен классический походный рюкзак с жесткой спиной на 90—120 литров. В него кладется все свое и часть общественной еды. Я взял 100-литровый рюкзак у друга. Новый простой рюкзак можно купить за 3000—5000 Р. Этого будет достаточно, если вы идете в водный поход без пешей части и вещи едут либо в автобусе, либо на катамаране. Если вы идете в пеше-водный поход, стоит задуматься о качественном рюкзаке, чтобы не убить спину и колени. Такие стоят от 5000 до 10 000 Р.

Чтобы упаковаться поплотнее, вниз кладут тяжелые вещи, наверх — полегче и те, что быстрее пригодятся. К концу похода я мог собрать-разобрать рюкзак быстро и оставить 30% свободного места по сравнению с первыми днями. Все просто: мотай плотнее, пихай сильнее.

Гермомешок, который вставляется в рюкзак. Рюкзак постоянно окатывает водой, поэтому без гермомешка в сплаве никак. Дешевая альтернатива — огромные полиэтиленовые мешки. Но они не такие удобные, потому что приходится постоянно завязывать-развязывать.

Столитровый гермомешок стоит около 1500 Р. Я свой тоже взял у друзей.

Небольшие гермомешки для техники. Они надежнее полиэтиленовых пакетов. Я купил японские 10-литровые «Монбел» по 600 Р.

Такие гермомешки гораздо удобнее полиэтиленовых пакетов
Такие гермомешки гораздо удобнее полиэтиленовых пакетов

Веревочки и карабины — удобная штука, чтобы что-то цеплять и привязывать. Например, в карман моего спасжилета не помещался нож, поэтому для страховки я привязал его к жилету.

Шнуры и карабины продаются в туристических магазинах. Шнуры стоят 9—12 Р за метр, карабины — 150 Р.

Все это можно купить в любом сетевом спортивном магазине вроде «Декатлона», «Спортмастера», «Экспедиции».

Скинуться на общее

Общие расходы — это логистика от места сбора до точки старта маршрута, траты на еду, аптечку и спутниковую связь. Сверху закладывается дополнительная сумма на случай непредвиденных трат, например эвакуации. Если деньги остаются — гуляем на них после выхода в город.

Общие деньги на 12 человек — 265 000 Р

Заброска на реку: микроавтобусы, камаз, вездеход150 000 Р
Еда на все дни похода30 000 Р
Доставка снаряжения в обе стороны15 000 Р
Новая рама для катамарана15 000 Р
Именные футболки10 500 Р
Хостел в Иркутске на 3 суток9690 Р
Билеты в кино 6000 Р
Возвращение в Иркутск на микроавтобусах6000 Р
Аптека5000 Р
Веревки, мешки, карабины5000 Р
Ремонтный комплект5000 Р
Спутниковая связь4500 Р
Дополнительная батарея для дрона3000 Р
Заброска на реку: микроавтобусы, камаз, вездеход
150 000 Р
Еда на все дни похода
30 000 Р
Доставка снаряжения в обе стороны
15 000 Р
Новая рама для катамарана
15 000 Р
Именные футболки
10 500 Р
Хостел в Иркутске на 3 суток
9690 Р
Билеты в кино
6000 Р
Возвращение в Иркутск на микроавтобусах
6000 Р
Аптека
5000 Р
Веревки, мешки, карабины
5000 Р
Ремонтный комплект
5000 Р
Спутниковая связь
4500 Р
Дополнительная батарея для дрона
3000 Р

Заброска

Билеты каждый покупает до места, откуда начинается заброска. Мы покупали билеты до Улан-Удэ. Как и большая часть группы, я выбрал прямой рейс «Хабаровск — Иркутск — Хабаровск» и заплатил за него 25 000 Р. Прилетаем и сразу едем на поезде до Улан-Удэ: плацкарт в ночь — 1500 Р.

Катамараны и тяжелую экипировку мы отправили за неделю до путешествия транспортной компанией. Она должна была привезти все на вокзал в тот же день, когда нас будут ждать микроавтобусы. Так и получилось.

Обычно спортивные реки находятся в местах без инфраструктуры. Туристов закидывают на реки местные. Их контакты есть на сайтах и форумах, посвященных водному туризму. Между ними есть договоренности, и законы свободного рынка тут не действуют. Например, из Иркутска на реку Снежную не возят, только из Улан-Удэ. Потому что местные так договорились.

Организаторы коммерческих сплавов пользуются услугами тех же водителей.

Мы выбирали из четырех вариантов заброски: пешком, на лошадях, на вездеходе или вертолете.

Наши четыре варианта заброски

СпособВремяСтоимость
Пешком48 часовбесплатно
На лошадях48 часов30 000 Р
На вездеходе12—20 часов135 000 Р
Вертолетом2—3 часа290 000 Р
Пешком
Время
48 часов
Стоимость
бесплатно
На лошадях
Время
48 часов
Стоимость
30 000 Р
На вездеходе
Время
12—20 часов
Стоимость
135 000 Р
Вертолетом
Время
2—3 часа
Стоимость
290 000 Р

Выбрали вариант с вездеходом. Пеший не рассматривали, на лошадях медленно, на вертолете слишком дорого.

В итоге наш маршрут выглядел так:

  1. От вокзала Улан-Удэ до поселка Баянгол добрались на двух микроавтобусах.
  2. От Баянгола в тайгу доехали на камазе.
  3. В тайге пересели на вездеход и доехали наконец до точки старта сплава.

На все заложили 48 часов — на случай, если что-то пойдет не так.

В самом начале пути у микроавтобуса сломался задний мост, пришлось искать в поселке другой транспорт. Нашли за полтора часа, перегрузились — поехали дальше.

С 10:00 до 19:30 добирались до полузаброшенного поселка Баянгол, где раньше добывали уголь, а сейчас ничего нет. Тут живут пенсионеры и водитель камаза, который повезет нас дальше. Оказалось, что в вездеходе вместе с нами поедут друзья нашего водителя — оперативники из Улан-Удэ. Сегодня день полиции — значит, надо сгонять на охоту, а места же всем хватит.

Едем в кузове камаза, а сзади уже догоняет вездеход с полицейскими из Улан-Удэ. Скоро мы на него пересядем и поедем до точки старта сплава. Фото: Александр Колбин
Едем в кузове камаза, а сзади уже догоняет вездеход с полицейскими из Улан-Удэ. Скоро мы на него пересядем и поедем до точки старта сплава. Фото: Александр Колбин
Внутри вездехода попытались уложиться и немного поспать. Так и ехали с полуночи до пяти утра. Фото: Александр Колбин
Внутри вездехода попытались уложиться и немного поспать. Так и ехали с полуночи до пяти утра. Фото: Александр Колбин

В три ночи вездеход встал, а нас попросили выйти. Оказывается, мы доехали до перевала Хамар-Дабан и теперь, чтобы духи не прогневались, нужно выпить стопку водки и помедитировать на спасение всех живых существ на Земле. Вот предыдущая группа отказалась и ехала двое суток. Пришлось пить.

Спланировать время заброски на вездеходе нереально. Нам водитель сказал, что самое быстрое время, за которое он добрался до места — 3,5 часа, а самое долгое — 2 суток. Вот где-то в этом промежутке и приедем. Мы доехали за 5 часов — считаем, что повезло.

Снаружи было так: ни черта не видно, трясет, холодно, красота, опера постреливают из «Сайги» и пьют водку вместе с водителем
Снаружи было так: ни черта не видно, трясет, холодно, красота, опера постреливают из «Сайги» и пьют водку вместе с водителем
Разгружаемся в 5 утра, чтобы наскоро поставить палатки и проспать до полудня
Разгружаемся в 5 утра, чтобы наскоро поставить палатки и проспать до полудня

Еда

В водном походе рюкзаки едут не на спине, а на катамаране. Поэтому еды можно взять побольше. Основные продукты во всех походах одинаковые: крупы, тушенка, сгущенка, макароны, печенье. На первые три дня — хлеб, потом сухари. Главное, чтобы было больше углеводов.

В первый же день оказалось, что закупщики просчитались и взяли не по 120 г крупы на ужин, а по 80. Ну это ничего. Мы ловили и готовили на костре рыбу: запекали ее в фольге, а иногда ели и сырую — просто с солью и перцем.

Это раскладка для завпита, который закупал продукты в Улан-Удэ
Это раскладка для завпита, который закупал продукты в Улан-Удэ
Меню на каждый день сплава, включая резервный
Меню на каждый день сплава, включая резервный
Это раскладка для завпита, который закупал продукты в Улан-Удэ
Это раскладка для завпита, который закупал продукты в Улан-Удэ
Меню на каждый день сплава, включая резервный
Меню на каждый день сплава, включая резервный
Ужин из гречки с тушенкой и овощной поджаркой
Ужин из гречки с тушенкой и овощной поджаркой
Первое суши с весла на стоянке
Первое суши с весла на стоянке
Ужин из гречки с тушенкой и овощной поджаркой
Ужин из гречки с тушенкой и овощной поджаркой
Первое суши с весла на стоянке
Первое суши с весла на стоянке

И наконец сам поход

Весь поход занял восемь дней. Все дни был дождь, но нас это не смущало: в какой-то момент ты просто принимаешь сложившиеся условия и радуешься простым вещам вроде перекуса сникерсами.

По карте первые два дня легкие: шиверы, неглубокая вода. Идеально, чтобы отработать команды и подстроиться друг к другу. Ближайший отмеченный порог на карте — 13-й, он будет на третий день:

Первые три дня я не чувствовал никакого удовольствия, потому что было непонятно, холодно и мокро. Но потом мы успешно одолели 29-й порог под названием Калибр, который сверху казался очень страшным и непроходимым, — и появилась сила. Это сложно описать, но примерно как если вы года два жили с депрессией, а потом вам прописали таблетки и жизнь заиграла.

На третий день поставили походную баню. Она ставится на берегу, где есть сложенные в печь камни. Эти камни разогреваются в костре часа 3—4, потом угли выгребают, сверху ставят походную легкую баню из тента и весел. Окунаться в ледяную реку после такой парилки — особое удовольствие.

Примерный график, который нужен для общей картины. Как будет на деле — никто не знает
Примерный график, который нужен для общей картины. Как будет на деле — никто не знает

Поход отнимает много энергии на бытовые действия, на которые обычно не обращаешь внимания. Развести костер, сходить за водой, поставить палатку, натянуть тенты, переодеться, просушить одежду, помыться в ледяной воде. Наверное, дело в холоде. Было бы теплее — затрат было бы меньше. Еще наблюдения: черные ногти не парят, а лучшая одежда — сухая и функциональная.

Самым сложным порогом оказался Мунгул-Гольский. Это каскад порогов из трех длинных ступеней по 100 метров каждая. Всеми тремя катамаранами проходили его часа три вместе с просмотром и принятием решений. Прошли неидеально: первый катамаран распорол гондолу и чуть не потерял весло. Наш, второй, чуть не перевернуло уже в самом конце, когда сильная струя начала забивать под скалу. Третий катамаран все-таки упустил весло — пришлось доставать запасное.

Самая впечатляющая часть на маршруте — 12-метровый водопад Хармын-Дулю, в переводе с бурятского — «полет белки». Он считается непроходимым, обычно его обносят по выпиленной трассе в лесу. Мы тоже обносили.

13 порог, который мы проморгали и вошли без предварительного просмотра. Вошли грубо, не справились и чуть не потеряли Витю с левого борта
13 порог, который мы проморгали и вошли без предварительного просмотра. Вошли грубо, не справились и чуть не потеряли Витю с левого борта

Выходили с маршрута под нудный дождь, который шел весь день. Сначала хотели остановиться на теплых озерах в Выдрино, но там не было мест, поэтому причалили у случайно обнаруженной с воды турбазы «Соболиная». Она недавно открылась, есть баня и место для остановки — красота. На следующий день собрали катамараны и мокрые вещи, погрузились в микроавтобусы и поехали в Иркутск.

Поход оказался для меня важным событием этого года (и, наверное, жизни). Я увидел, что многое в обычной жизни нам нужно, только чтобы не скучать. Прочувствовал, что такое общая цель. Погрузился в состояние команды. Все это время не видел своего отражения — увидел и удивился.

Радовался простой еде и разговорам обо всем. Обмирал от видов, которые редко кто видит и вряд ли увижу я еще раз. Понял, что много с чем могу справиться — и это не только дедлайны и отредактированные тексты.

Конечно, я пойду еще.

Физподготовка

Если идете в туристический сплав, то подготовка нужна базовая: бега пару раз в неделю и зарядки по утрам достаточно. Если решились на спортивный, где придется грести по 5 часов в день, нужны дополнительные тренировки.

Если не привыкли тренироваться, готовиться стоит за 3—4 месяца. Походить в спортзал, описать тренеру нагрузку. На сплаве работает спина, тело и руки. Мне помогли бег, отжимания, подтягивания, утренняя растяжка, плавание и велосипед.

Дополнительно стоит походить к массажисту и проверить закостенелость мышц ног. Штука в особенности спортивной посадки катамарана. Если по простым рекам ходят верхом на рюкзаках, то по спортивным — сидя на коленях в специальной посадке.

Из-за долгого нахождения в согнутом состоянии в холодной воде страдают колени и икроножные мышцы. Часто к концу дня я спрыгивал на берег и первые минуты просто не чувствовал ног.

Страховка и прививка от энцефалита

В России нужна страховка с риском «рафтинг» или «экстремальные виды спорта». Она стоит примерно 1000 рублей в неделю на человека, но если вы гражданин России, то спасут и без нее. Даже пришлют вертолет.

Страховка нужна для лечения последствий несчастных случаев, которые не входят в программу ОМС. Это некоторые операции при тяжелых травмах позвоночника или головы. Ситуации редкие, но возможные. Стоит примерно 6500 Р.

Обязательно сделать прививку от энцефалита. Она ставится в два этапа, обычно в апреле, в начале сезона. Каждая инъекция стоит примерно 1000 Р. На следующий год нужно будет поставить всего одну. Правда, такая прививка не защитит от боррелиоза, потому что от него нет прививки. Только возвращаться в цивилизацию.

Во время похода мы попали в место, где было много клещей: сняли сразу с двоих ребят.

Я потратил на сплав 66 000 Р

Билеты26 500 Р
На общее22 000 Р
Личное снаряжение17 600 Р
Билеты
26 500 Р
На общее
22 000 Р
Личное снаряжение
17 600 Р

Словарь водного туриста

Шивера — мелководные участки с выступающими камнями и большой скоростью воды.

Бочка — слив с камня в стоячую воду, где образуется обратный ток реки, переворачивает.

Котел — бочка, окруженная камнями, которая не дает выйти.

Завал — нагромождения бревен и веток в стоячей воде, затягивает под себя и не дает выйти.

Карман — промоина в скале с сильной струей, которая притапливает и может перевернуть.

Сифон — завал камней, под которыми проходит основной ток воды.

Поганка — подводная струя, которая бьет на поверхность воды и крутит на месте.

Порог — комплекс сливов и препятствий.

Каскад — порог из нескольких ступеней.

Чалиться — пристать к берегу. Чалка — веревка на катамаране, которой привязываются к деревьям или камням.

Читать воду — смотреть препятствия на воде.

Шкура — брезент, в который вдевается баллон катамарана.

Дневка — разгрузочный день без дел и выхода на воду.

Кухня — сумка с котлами, утварью и продуктами на следующий прием пищи.

Техничка — котел с горячей водой для мытья посуды.

Курок — заначка: сладости, конфеты, сухофрукты, орехи. Взорвать курок — достать и поделиться со всеми.

«Грушинский фестиваль» — пренебрежительное отношение к туристам советского образца: «как здорово, что все мы здесь», камуфляж, болотники, водочка.