Как мы с бабушкой съездили по местам ее детства

Настя Жвик*

свозила бабушку на родину

Моя бабушка родилась в Смоленской области, а через какое-то время после свадьбы с дедушкой переехала в Севастополь.

Мы с бабушкой часто мечтали, как поедем на ее родину. В апреле 2021 года я решила, что хватит мечтать — надо действовать. Быстро купила билеты на самолет, арендовала машину, и мы вдвоем отправились в путешествие. За полторы недели побывали в Москве, Сычевке, Сафонове, Ярцеве, Головчине, Белыничах, Могилеве и Шершунах.

Благодаря поездке я своими глазами увидела места бабушкиного и дедушкиного детства и познакомилась с дальними родственниками. В статье расскажу, как прошло наше путешествие и во сколько все обошлось.

Сфотографировались с бабушкой у озера в Шершунах в Беларуси

История бабушки

Когда я была маленькой, бабушка любила мне рассказывать про свое детство в Собачкине — небольшой деревне в Смоленской области, где она родилась. Бабушка описывала, как спала на большой печке, ходила пешком по 5 километров в школу, собирала грибы в необъятных лесах. По ее словам, детство было не голодное.

В 1944 году семью бабушки из-за войны эвакуировали в Ярославскую область, где они провели год. Там родители бабушки работали и обзавелись овцами, козами и коровами.

После освобождения СССР семья вернулась в товарном вагоне домой — в Собачкино. А затем они переехали в Сычевку — город в 7 километрах от Собачкина.

Учиться бабушка отправилась в Ленинград, где и познакомилась с дедушкой. Он родом из Беларуси, из Могилевской области. Дедушка прожил сложное детство — голодное и босоногое: после войны Беларусь была разрушена, денег не было. Но ему удалось поступить на учебу в высшее военное училище в Ленинграде.

Когда дедушка с бабушкой поженились, они часто переезжали по долгу военной службы. Успели пожить в Североморске в Мурманской области, в поселке Мирном в Крыму и в Севастополе. В Севастополе у бабушки с дедушкой родились сын и дочь — мой папа и его сестра.

Почти 50 лет назад дедушка заболел, и его не стало. Бабушка осталась жить в Севастополе с двумя детьми. Я тоже родилась в этом городе.

Как мы планировали поездку

Бабушка никогда не возила меня ни в Беларусь, ни в Смоленскую область. Для меня эти места жили только в ее рассказах.

В 2013 году я поступила в Высшую школу экономики в Москве, и мы с бабушкой каждый раз, когда созванивались или встречались, мечтали, что она приедет ко мне, мы запрыгнем в поезд и отправимся в путешествие по местам ее детства. Но в 2014 году железнодорожное сообщение между Москвой и Севастополем прекратили, а бабушка не хотела лететь самолетом. Она вспоминала, как в последнем полете ей сильно заложило уши и было очень дискомфортно. Бабушка ждала, когда снова запустят поезда.

В декабре 2019 года железнодорожное сообщение между Москвой и Симферополем возобновили. Поскольку ехать зимой было бы холодно, мы начали планировать путешествие на весну. А потом началась пандемия коронавируса, и все пришлось отложить на неопределенный срок.

Когда в России зарегистрировали вакцину от коронавируса, мы с бабушкой снова вернулись к мыслям о путешествии. План был такой: она делает прививку, я беру отпуск на работе, мы летим в Москву, берем машину в аренду и едем по местам ее юности. У нас не было четкого маршрута по России и Беларуси, ни с кем из родственников о встрече мы заранее не договаривались. В первую очередь хотели посетить Сычевку в России, где прошло детство бабушки, и Головчин в Беларуси, где родился дедушка. В итоге маршрут получился такой:

Моя бабушка любит много мечтать, но, когда доходит до дела, находит сотню причин, чтобы отказаться. Я знала, как поступить, чтобы в итоге она не передумала лететь, — купить невозвратные билеты. Они обошлись в 6622 ₽ на двоих без багажа.

Это сработало: 22 апреля 2021 года мой отчим довез нас до симферопольского аэропорта, где мы сели в самолет и предвкушали предстоящее путешествие.

Бабушка 40 лет не летала, поэтому очень переживала, как все будет
К счастью, полет прошел прекрасно, бабушке было комфортно

Аренда автомобиля

Я первый раз арендовала машину, и мне было немного страшно: предстояло разобраться в страховке, понять, что будет, если я вдруг попаду в аварию, не потрачу ли все свои деньги на ремонт. Поэтому я внимательно читала условия аренды и задавала много вопросов менеджерам прокатных контор.

Была и другая проблема — мой маленький стаж вождения: на момент путешествия я была за рулем всего 1 год и 8 месяцев. Из-за этого не все прокатчики хотели давать мне авто в аренду. Еще некоторые конторы ограничивают километраж, а нам предстояло проехать около 2000 километров.

Я искала машину через сервис Тинькофф. В итоге остановилась на прокатчике Avis: компания не ограничивала пробег, разрешала выезд за границу и допускала к управлению автомобилем водителей с годовым стажем.

Я выбрала Хендай Солярис, поскольку аренда этой машины стоила дешевле всего. За неделю заплатила 14 154 ₽. Еще с меня взяли 9000 ₽ в залог. Если бы автомобиль угнали или разбили, я бы отдала за это не больше 9000 ₽.

14 154 ₽
заплатила за аренду машины на неделю

Еще можно было дополнительно купить страховку, чтобы не покрывать ущерб при аварии. Кажется, она стоила 2000—3000 ₽. Я долго думала, брать ее или нет: на тот момент я была неопытным водителем. Но в итоге решила сэкономить и обойтись без страховки.

Мы забрали машину у станции метро «Киевская». Перед тем как передать автомобиль, менеджер сфотографировал его и описал состояние машины на специальном листе, на котором я поставила подпись.

В путешествии нам пришлось ехать по неровной дороге, а после я заметила, что на корпусе машины появились небольшие точки из-за щебенки. По условиям аренды о сколах от камней диаметром до 3 миллиметров сообщать не нужно. А повреждения на нашем авто как раз были меньшего размера.

Мы получили машину с полным баком бензина и вернули с таким же. Всего на бензин я потратила 6048 ₽. Сдали автомобиль там же, где брали. Депозит мне вернули не сразу, а спустя несколько дней. Я не попадала в ДТП и не нарушала правила движения, поэтому получила сумму в полном объеме.

Мне понравилось водить Хендай после моей Нивы. Это небо и земля: в Хендае удобные сиденья с подогревом, быстрый разгон, на нем комфортно ехать на скорости выше 90 км/ч. Впрочем, у иномарки есть и минусы: моя машина может без проблем проехать по любым колдобинам и неровным дорогам, а Хендай нет.

Как мы планировали путешествие в Беларусь

Между Россией и Беларусью открыта сухопутная граница, но пропускные пункты были закрыты с начала пандемии в 2020 году до апреля 2022. В тот период, чтобы выехать из России, нужна была уважительная причина, например лечение в санатории, работа, учеба.

На сайте sanatorii.by мы оформили путевку в санаторий, ехать в который не планировали. Это незаконно, и если бы обман вскрылся, то у нас могли быть проблемы на границе. Не рекомендую повторять наш опыт.

За две ночи в санатории мы заплатили 7175 ₽ на двоих — на тот момент это было самое дешевое предложение. Подруга посоветовала сделать предоплаченную бронь хотя бы на два дня, чтобы пограничники поверили, что мы едем на лечение. Еще в частной клинике в Москве мы оформили две санаторно-курортные карты за 2400 ₽. Их спрашивают на границе как подтверждение того, что едешь в санаторий.

В итоге все обошлось — мы спокойно пересекли границу туда и обратно. Расскажу подробнее об этом дальше.

РОССИЯ

Москва — Сычевка

В Москве бабушка повидалась со своим двоюродным братом и его женой, и мы отправились в путь. Первая точка маршрута — Сычевка — находится в 250 километрах от Москвы.

По дороге мы заехали на заправку и поели в кафе при ней бургеры и картошку по-деревенски, отдали 278 ₽ за все. Кажется, бабушка впервые попробовала фастфуд, и это было очень мило. Еда ей понравилась, хотя повторить она не захотела.

Дорога была мне знакома: полтора года назад я с друзьями ездила по ней к подруге на свадьбу в Ригу. Но в какой-то момент с хорошей федеральной трассы пришлось свернуть на небольшую асфальтированную дорогу. Первые 10 километров она была хорошей, но потом началась щебенка и колдобины. Я очень переживала, что из-за этого машина пострадает, но в итоге все обошлось.

Примерно через 5 часов после выезда из столицы добрались до Сычевки. Мы не знали, удастся ли нам отыскать родственников, поэтому нашли единственную в городе гостиницу и заселились туда. За одну ночь отдали 1200 ₽. В номере с современным ремонтом было чисто, уютно и тепло. Единственный минус: не хватало чайника, поэтому приходилось ходить на ресепшен за кипятком.

Спустя много лет мечтаний мы с бабушкой наконец приехали в место ее детства. Это был очень трогательный момент

После заселения мы пошли исследовать город. Нашли небольшой частный дом, в котором бабушка жила с семьей. Теперь там живут другие люди. Мы почему-то не остановились у него и даже не сфотографировали. По словам бабушки, дом за все время почти не изменился.

Бабушка вспоминала жизнь в Сычевке. Рассказывала, что зимы были очень снежными. Заметало почти по крышу, и детям приходилось раскапывать дорожку, чтобы пройти в школу. В доме стояла большая печь-лежанка, на которой бабушка любила спать и отдыхать.

Бабушка показала школу, в которой училась. Вспоминала, что уроки проходили на втором этаже, окна выходили на речку. Весной лучшим считалось место у окна: дети следили, когда тронется лед. Как только это происходило, они бежали на речку смотреть на это чудо вблизи
Интересных мест в городе нет. Мы посмотрели только парк

Потом мы поехали искать деревню Собачкино, в которой бабушка родилась. Объездив все в округе, так и не смогли ее найти, но бабушка не расстроилась. Позже нам расскажут, что этой деревни больше нет.

Бабушка приблизительно помнила место в Сычевке, где могли жить наши родственники. Мы нашли дом, возле которого из машины выходили несколько человек. Бабушка представилась им, назвала фамилию людей, которых она ищет, и оказалось, что перед ней стоял ее двоюродный племянник. Он позвал нас домой, где были его жена и ее отец. Родственники накрыли стол, и мы начали рассказывать, как у нас дела, а они — как у них. Семья звала нас остаться на ночь, но, поскольку мы уже оплатили гостиницу, решили туда вернуться.

На следующее утро мы пошли на кладбище, где похоронены бабушкины мама и папа и другие родственники. Могилы было сложно найти: кладбище сильно заросло и расширилось за долгие годы. Но мы справились, и я впервые заочно познакомилась со своими прабабушкой и прадедушкой. Я еле сдерживала слезы.

Могилы были в плохом состоянии, и мы с бабушкой решили поставить ее родителям новый памятник в 2022 году, когда оттает снег. Сейчас мы как раз ищем способ, как сделать это удаленно. Мы оставили на кладбище сладости и цветы, попрощались со всеми и поехали дальше.

Мы с бабушкой стоим посреди поля, где раньше была ее родная деревня
РОССИЯ

Сафоново и Ярцево

В Сафонове, в 140 километрах от Сычевки, до самой своей смерти жил бабушкин брат. У бабушки в «Одноклассниках» была в друзьях внучка брата — в пути мы позвонили ей через социальную сеть и попросили о встрече, чтобы она показала его могилу. Она с радостью согласилась. Мы заехали купить цветов и отправились на кладбище. У могилы бабушкиного брата вовсе не оказалось надгробия, из-за этого она очень расстроилась. Через три месяца после нашего путешествия она выбрала и оплатила для него памятник. Надгробие должны установить весной.

После кладбища мы отправились в Ярцево, где жила бабушкина двоюродная сестра. До него от Сафонова — 40 километров. Сестра тоже была у бабушки в друзьях в «Одноклассниках». Мы написали ей, и нам повезло, что она быстро ответила. Родственница выделила нам отдельную комнату, в которой мы отдохнули, показала разные фото и рассказала о других членах семьи. До этого бабушка никогда не бывала в Ярцеве, но мы не стали осматривать город.

Бабушкина двоюродная сестра показала фотографии наших родственников
БЕЛАРУСЬ

Головчин

На следующий день мы отправились в Беларусь — в путешествие по местам дедушкиного детства. Российские пограничники быстро посмотрели наши документы и пропустили нас. Они не просили показать ни результаты ПЦР-тестов, ни сертификаты о вакцинации и в принципе не задали ни одного вопроса. Прохождение границы заняло не больше 5 минут.

Первой остановкой выбрали агрогородок Головчин в 270 километрах от Ярцева. Там дедушка родился и жил со своей семьей.

В Беларуси мы остались без связи: российские симкарты в стране переключаются на местных операторов, а мы не хотели тратить деньги на роуминг или покупать белорусские симки. Чтобы не сбиться с пути, я заранее загрузила карты в Maps.me и ехала по навигатору. По дороге мы заправились — полный бак вышел на 2349 ₽. Я немного переживала, смогу ли оплатить бензин кредиткой, но карточка сработала, и нам не пришлось искать обменники.

Сфотографировались у пограничного указателя, как только пересекли границу с Беларусью
Возле дома, в котором жил дедушка, осталось немного построек

В Беларуси мы ехали по хорошим дорогам. И даже на федеральной трассе было мало машин: мимо редко проезжали грузовики, а легковых автомобилей почти не было. Зато по пути нам часто встречались аисты. Я раньше никогда не обращала на них внимания, поэтому тут останавливалась у каждого столба, чтобы сфотографировать птиц. Правда, красивых снимков не получилось, потому что аистов было плохо видно. Меня впечатлило, что птицы выводят потомство прямо на столбах у трассы или в тихой деревне.

Мы быстро доехали до Головчина и сразу пошли на кладбище, пока не стемнело. Там похоронены дедушкины родители и его бабушки с дедушками. Бабушка помнила, где примерно находились могилы, но мы все равно долго не могли их найти, хотя кладбище небольшое. Когда добрались до места, немного привели его в порядок: повыдергивали траву и убрали ветки.

После мы поехали искать дедушкин дом, но оказалось, что он сгорел уже много лет назад. Бабушка рассказала, что рядом с домом был большой сад, в котором росли яблони, груши и кусты черной смородины. От сада осталась всего пара деревьев. Еще бабушка вспоминала, что они с дедушкой, а затем с детьми приезжали в Головчин каждый год в конце лета — начале осени: ходили за грибами в ближайший лес и купались в речке.

В Головчине мы постучались в несколько домов. Нам открыли пожилые женщина и мужчина, которые рассказали, что тут случилось за те десятилетия, пока бабушки не было, как именно сгорел дом и куда делись остальные родственники.

Именно в этой деревне за поворотом и жил мой дедушка
Оставили машину на обочине у деревни и пошли искать места детства дедушки
БЕЛАРУСЬ

Белыничи, Могилев и Шершуны

Бабушка помнила, что в городе Белыничи, в 13 километрах от Головчина, жила дедушкина родственница. Дедушкины соседи не знали ее, но предложили позвонить в справочную — набрали номер и дали нам трубку. Нам повезло: мы назвали фамилию и имя родственницы, и оператор продиктовала ее номер. Потом позвонили ей и спросили, можем ли приехать, а она пригласила нас в гости. У нее мы тоже смотрели фотографии, разговаривали о родственниках, нашей жизни и остались на ночь.

На следующее утро отправились в Могилев, в 50 километрах от Белыничей. Там мы зашли в «Макдональдс», чтобы поймать вайфай и списаться с близкими.

В «Макдональдсе» мы заказали картошку фри

У нас не было дальнейшего плана. Бабушка помнила, что под Минском живет дедушкина племянница, но не знала, где именно. Та была у бабушки в друзьях в «Одноклассниках», поэтому мы отправили ей сообщение на удачу. Если бы она не ответила, мы бы просто погуляли по Могилеву и остались там ночевать, а на следующий день отправились бы обратно в Москву.

Но нам ответили, мы созвонились с родственницей и договорились, что приедем через несколько часов. Племянница жила в агрогородке Шершуны, в 50 километрах от Минска и 250 километрах от Могилева. По пути мы заехали в бистро и поели драников и белорусского мороженого. За обед отдали 302 ₽, было вкусно. Еще заправились по дороге, за полный бак я заплатила 2297 ₽.

Мы добрались до Шершунов, и местный житель помог нам найти нужный дом. Родственница встретила нас как долгожданных гостей: накормила и напоила от души, рассказала много интересных историй про себя, дедушку и других родственников.

На следующее утро племянница дедушки отвела нас в санаторий к знакомым, где мы хорошо отдохнули после долгой дороги, а затем — на туристическую базу, где работал ее муж. Там мы побродили вокруг озера и сделали много фотографий.

Сфотографировались в зеркале, которое висело на одном из домиков на турбазе
Моя родственница живет в многоквартирном доме, но даже рядом с ним паслись козы
Пока бабушка отдыхала после дороги, я гуляла вокруг дома и увидела много животных
Встретила гусей
И кур

Обратно в Москву и Севастополь

Примерно в 5 часов дня мы отправились в Москву. До столицы было 740 километров и 8 часов пути. Я не надеялась доехать в этот же день, поэтому мы с бабушкой договорились переночевать где-нибудь в дороге.

Мне было так хорошо ехать, что я смогла себя остановить только в 2 часа ночи. Мы нашли какой-то неприглядный придорожный отель. В номере без окон было три кровати с неудобными матрасами и старым постельным бельем. Мы сильно замерзли, но хоть немного отдохнули. За ночь заплатили 1200 ₽.

Из-за пробок мы вернулись в Москву только в 12 часов дня. Я ехала по платным дорогам и заплатила за проезд 450 ₽. Перед тем как сдать машину в прокат, заправила ее до полного бака на 1402 ₽.

В апреле 2021 года даже привитым россиянам, которые вернулись из-за границы, нужно было делать ПЦР-тест и загружать его результат на госуслуги. Я прошла анализ и заплатила за него 2500 ₽. Бабушка была не согласна с этим правилом, поскольку была привита. Она не хотела тратить деньги и отказалась делать тест. Ее за это не оштрафовали.

Последние четыре дня мы гуляли по столице. Посмотрели ВДНХ, Красную площадь, парк «Зарядье» и ЦУМ. Бабушке понравилась Москва, она сказала, что город изменился в лучшую сторону. До этого бабушка приезжала в столицу несколько раз, и она запомнилась ей грязной и неухоженной.

Все эти дни мы жили в квартире, которую я снимала, поэтому на жилье ничего не потратили. Дома готовили сами, продукты из супермаркета обошлись в 1018 ₽. За поездки на метро отдали 552 ₽. Еще я заплатила 455 ₽ за такси до вокзала, чтобы бабушка доехала с комфортом.

Она вернулась в Севастополь на поезде. Билет мы купили за несколько дней за 3908 ₽. А я осталась в Москве до июня дожидаться своего следующего отпуска и путешествия на Камчатку. Потом вернулась в Севастополь, за авиабилет заплатила 3334 ₽.

Итоги

Вся поездка заняла у нас полторы недели, мы проехали в сумме около 1700 километров. У нас был всего один большой переезд из Минска в Москву, остальные занимали по 3—5 часов. Я ожидала, что кто-нибудь из нас устанет от такого путешествия, но в итоге все прошло хорошо, в том числе благодаря комфортной машине. Ехать на Ниве было бы тяжелее.

Это было очень трогательное и важное путешествие. Сычевка, Сафоново, Головчин, Белыничи — все места из бабушкиных рассказов наконец ожили для меня. Мы встретили родственников, про которых я даже не знала. К моей небольшой семье из мамы, папы, бабушки, тети, сестры и отчима вдруг добавилось огромное число дядь, теть, двоюродных бабушек и дедушек сразу в двух странах. Я рада, что наконец познакомилась со своими прабабушками и прадедушками, пусть и заочно.

Вместе с бабушкой мы любовались необъятной Россией, стертыми с лица земли деревнями, бесчисленными аистами, пустынными дорогами Беларуси и просто ловили кайф от того, что осуществили нашу мечту.

Дома я распечатала все фотографии из нашего путешествия, еще планирую сделать небольшой фильм из видео, которые снимала в дороге.

Что дальше

У нас с бабушкой теперь появилась новая мечта — посетить Израиль, где живет внучка ее сестры и похоронена ее мама. Раньше мы часто говорили, что однажды поедем в эту страну, встретимся с нашей родственницей, сходим на кладбище. Теперь, когда оказалось, что мечты могут исполняться, мы решили действовать четче.

В декабре 2021 года бабушка получила загранпаспорт нового образца — последний такой документ у нее был еще при СССР.

А еще мы снова хотим съездить в Сычевку и Головчин, встретиться с родственниками и сделать такие поездки нашей общей традицией.

Потратили на путешествие за полторы недели на двоих — 51 727 ₽

Метро552 ₽
Такси455 ₽
Платные дороги450 ₽
Ездили с семьей по местам детства? Расскажите, как это было: