Как мы с друзьями зарабатываем на продаже тюльпанов к 8 марта

11

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Николай Ленькин

Страница автора

Пять лет подряд, каждое 8 марта, мы с друзьями продаем традиционные для этого дня цветы в своем городе. Спрос в праздничные дни всегда превышает предложение. Поэтому, если правильно подойти к вопросу торговли, получается заработать неплохие деньги.

С чего все начиналось

Семь лет назад, когда я был студентом, мне доводилось трудиться на разной низкоквалифицированной работе. Одна из таких — упаковка цветов. Моими работодателями были молодые парни. Они покупали тюльпаны в Москве оптом, нанимали нас, упаковщиков, мы собирали букеты по 5 штук, а на следующий день эти букеты развозили по сетевым магазинам нашего города. Как я тогда понял, у этих ребят наценка на цветы составляла 10-15 рублей на штуку. То есть с продажи 10 000 штук у них выходило 100 000 — 150 000 рублей. Парни делали деньги.

Спустя несколько лет на торговле тюльпанами решил заработать и я. Опыт работы с различными товарами уже имелся. Понимание, как работать с цветком, было. Мы объединились с двумя товарищами. Скинулись деньгами, нашли поставщика. Забронировали свою первую партию цветов в размере 3500 штук. Занимались рекламой весь январь и февраль. Активно продавали.

В итоге в первый год удалось продать 8200 стеблей. Заработали на этом чуть больше 90 000 рублей. Было допущено множество ошибок, совершены лишние и неправильные действия. Было проделано много ненужной работы, но был получен самый главный бонус — опыт.

Сейчас на дворе февраль, я так же готовлюсь к торговле сезона 2022 года. Опишу алгоритм наших действий на примере прошлого года. Если вы тоже планируете заняться торговлей цветов — вам будет полезно.

Первое, что мы поняли в сезонном бизнесе: мы решили заниматься продажей цветов, чтобы заработать. Если мы будем относиться к этому несерьезно — то и результат получим соответственный. В лучшем случае мы мало заработаем, выйдем в ноль и потратим только время. В худшем — не продадим цветок и потеряем деньги.

Всегда следует начинать с планирования. Определяемся, сколько мы планируем заработать — чтобы разработать стратегию продаж. Наша задача в прошлом году звучала так: заработать 250 000 рублей. Продавать решили и оптом и в розницу. За годы работы у нас была уже сформированная база клиентов, которые также занимаются перепродажей цветов в нашем городе или в городах области. Поэтому в 2021 году мы решили приобрести 16 000. Из них 12 000 мы планировали продать оптом, а 4 000 — в розницу.

Поиск поставщиков

Мы имели дело с разными поставщиками. Один предлагает безупречное качество цветка, но по более высокой цене, с точным количеством сортов по договору. Другой — цену дешевле, но цветок менее качественный, с большим процентом брака. Расцветка и сорта могут отличаться.

Цветок — это наш товар, от его качества зависят наши продажи. Мы выбираем поставщика, который сможет предложить нам ассортимент расцветок и высокое качество цветка. Крайне важна его свежесть, чем свежее цветок — тем лучше. Он дольше простоит на складе и на точках, дольше простоит у наших покупателей.

Цветок должен быть большой. Если вы неопытный флорист, то рекомендую выбирать российского поставщика — он может предложить более крупный цветок. Его будет проще и быстрее продать. Покупатель оценивает цветы визуально, поэтому за крупные бутоны заплатит охотнее и больше, чем за маленькие. Цветок должен быть «хрустящий» и «сочный». Так как мы работаем каждый год и заботимся о репутации, чтобы клиенты обращались к нам повторно, мы выбираем того поставщика, который предлагает цветы безупречного качества, но по более высокой цене. К слову, тогда он нас подвел. Но об этом позже.

В нашем случае оба поставщика были проверены, поэтому ездить за 300 км, чтобы внести предоплату, не пришлось. Сэкономили время и 3 000 рублей на бензине. До этого каждый сезон мы сами ездили к поставщику в теплицы, чтобы познакомиться с продавцом, посмотреть качество цветка, оформить договор, внести предоплату.

Все крупные теплицы работают по предоплате 50-100 процентов. Это нормальная практика, к сожалению, порождает много мошенников. Был случай: наши прошлогодние клиенты хотели купить несколько тысяч тюльпанов. Мы не сошлись по цене, и они продолжили поиски более низкой. 6 марта они звонят нам с просьбой продать цветы. Цветы мы, конечно, продаем, но цена уже дороже. На месте спрашиваем, почему они не купили у нас 2 месяца назад. Они отвечают, мол, нашли дешевле, чем у вас, 5 рублей разницы с каждого цветка. Сразу сделали предоплату в 50%. Как итог — на 8 марта у ребят ни денег, ни цветов. Их попросту кинули.

В середине января мы вносим предоплату поставщику за нашу партию.На данном этапе и до марта занимаемся только рекламой.

Продвижение

Мы используем несколько источников получения заказов:

  • Наши друзья и знакомые. Только они покупают несколько тысяч штук.
  • Продажи через социальные сети.
  • Доски объявлений (Авито и Юла).
  • Офлайн-продажи на точке. Хоть место у нас и не самое проходное, но несколько тысяч цветов продаем именно прохожим.

С января по март мы рекламируемся только среди друзей — чтобы получить предзаказы на букеты и на досках объявлений. Многие бизнесы недооценивают доски объявлений. Я же на практике доказываю, что они работают. В провинциальных городах многие ищут нужный товар на Авито и Юле. Долгое время я использовал их как главный источник получения клиентов для сферы услуг и продажи различных товаров. Поэтому при продаже тюльпанов мы так же используем наши любимые и проверенные площадки.

Пишем 5 продающих объявлений. С помощью сервиса Минивебтул (или любого другого) уникализируем эти 5 объявлений и размножаем. Так каждый текст получается уникальным не только с точки зрения Авито, но и с точки зрения клиента.

Собираем 100 хороших картинок с тюльпанами. С помощью программы XnView — уникализируем и картинки (я сначала зеркально отображаю картинки, потом какую-то часть из них чуть-чуть поворачиваю, потом в части уже этих получившихся меняю яркость и так далее). На выходе у нас получаются 1 000 уникальных текстов и картинок под эти тексты. Делим все это добро на трех человек, чтобы не запутаться и не получить бан. Дальше мы занимаемся массовым постингом наших объявлений на Авито и Юле. Публикуем объявления в нашем городе и во всех крупных городах областного центра.

Важно делать это не с одного аккаунта. Нас трое. Задача каждого выкладывать хотя бы по два объявления в день. В итоге к концу февраля на Авито из 150 объявлений в городе 130 — наши. Такая же картина и на Юле. Также сейчас объявления, публикуемые на Юле, автоматически отображаются и в Вконтакте. Расходы на этот источник трафика примерно 3 000 рублей (пакеты объявлений, автоматическое поднятие, дополнительные услуги) — приносит заказов минимум на 10 000 штук. Когда потенциальный покупатель начинает искать цветы, то получается такая ситуация: куда бы он ни звонил, он всегда звонит нам.

В марте это происходит еще забавнее: один и тот же человек звонит сначала на мой номер, я озвучиваю ему цену — он отказывается и начинает искать дешевле. Звонит другому продавцу — мы ему озвучиваем цену на 1-2 рубля дороже в грубой манере — он отказывается. Звонит еще на 1 наш номер — ему озвучивается сухая цена, еще больше на несколько рублей — он отказывается. Спустя пару минут я сам перезваниваю ему и делаю персональные предложение и закрываю продажу. Часто приезжают перекупы со словами: «Вы, парни, молодцы, конечно. В городе только вы».

Сразу скажу: я не одобряю такой подход и не рекомендую так делать. Лучше правильно выявлять потребность и «закрывать» клиента по сценарию скрипта продаж. Но не поделиться этим способом со своим читателем я не мог.

Продажи

Нужно продавать. Любым возможным и (обязательно) законным способом. Купить цветы — это самое простое. Важно все же суметь их продать. В конце февраля мы подготавливаем наш импровизированный офис. Он находится в пристройке частного дома в центре города. Убираем мебель, делаем стеллажи, ванны для тюльпанов. Выставляем нужную температуру. За один вечер кухня превращается в склад-холодильник. Закупаем расходные материалы: упаковку, канцелярию и другие мелочи.

В позапрошлом году мы халатно отнеслись к покупке упаковки, поэтому запаковывали весенние букеты в бумагу с надписью «С Днем рождения» (тут должен быть известный смайлик «рука лицо»).

Расходы на упаковку и мелочи — 5400 рублей. Заранее мы нанимаем Газель и едем забирать наши цветы. Теплицы находятся в Московской области. Это 300км от нашего города. Лучше брать рефрижератор, чтобы выдерживать идеальную температуру для цветов (1-5 градусов по Цельсию). В прошлом году зима была теплая и мы ограничились Газелью, предварительно укрыв одеялом коробки с цветами. Цена нашей дороги составила 11 000 рублей.

Я больше своих партнеров отвечаю за вопросы, касающиеся рекламы, продаж и общения с покупателями, поэтому на саму закупку не езжу. Ребята выезжают 1-2 марта в 5 утра. К обеду они уже на теплицах. В прошлом году поставщик подвел нас: вместо выбранных нами и заранее согласованных расцветок и сортов предложил другие.

Чтобы было понятнее: в нашем заказе 4 000 белых тюльпанов. Нам выдали всего 1 000. При этом нашими клиентами уже забронированы по предоплате 2 000 штук именно белых. Поставщик тогда ссылался на неурожай и брак, а нам пришлось в срочном порядке докупать тюльпаны на других теплицах — по высокой цене, чтобы не подвести своих клиентов и оставить себе расцветки на розничную торговлю. Докупка цветов у нас тогда получилась такая: 4 000 штук по 32 рубля за штуку.

Вечером наша Газель возвращается в город. Сразу звоним нашим клиентам-оптовикам с просьбой приехать забрать свои цветы. Так мы экономим место на нашем складе — десяток коробок забирают сразу. Со второго марта начинается торговля. Растягиваем баннер на оживленном перекрестке, где находится наш офис, со стрелочкой в сторону нашего входа. Так же баннер на вход, чтобы захватывать офлайн покупателей. Так как у нас склад и сам товар мы не демонстрируем, то без примитивного банера на красном фоне не обойтись.

С этого времени наш рабочий день организован следующим образом: перебираем цветы, сортируем от брака. Принимаем звонки. Выдаем цветы оптовым покупателей и тем, кто заходит с улицы. Обзваниваем всех своих знакомых и базу покупателей с прошлого года — предлагаем купить.

На самом деле со «своими» получается двоякая ситуация. Изначально звоним заранее, предлагаем купить хорошие цветы со скидкой «как своим», по цене ниже, чем в любом цветочном магазине. Многие откладывают покупку на последний момент. И когда обращаются, то либо все цветы уже раскуплены, либо цена выше. Другие же, напротив, знают, что каждый год мы продаем цветы и обращаются к нам заранее, чтобы заказать со скидкой.

Мое мнение насчет работы со своими такое: обязательно работаем и всех оповещаем. Но на равных условиях, как с любым клиентом. В этом случае вы получаете заслуженный доход и несете заслуженные риски. Делая дешевле, вы будете терять в своем заработке и идти на множество уступок.

Не сообщать «своим», что вы занимаетесь продажей цветов — глупо. Все же это отличный способ получить множество заказов. Если папа вашего бывшего одноклассника имеет свой швейный цех и в любом случае будет закупать цветы своему коллективу — пусть он сделает заказ именно у вас.

В это время уже вовсю запущена реклама. Через таргет показываем наши креативы с сообщением, что у нас есть тюльпаны. Дальше — ведем трафик в личные сообщения. Написав в личку, клиент попадает в простую воронку, где настроенный бот сообщает цены, предлагает купить, оформляет заказ (уточняет количество, цвет, способ доставки и получает номер телефона). Дальше оператор подтверждает заказ, отправляет банковские реквизиты для предоплаты. Если заказ не оформляется сразу — каждый день делаем рассылку с предложением купить дешевле, убирая из рассылки тех, кто уже купил.

На рекламу в прошлом году мы выделяем бюджет 30 000 рублей. Но после траты 8 000 уже отключаем рекламу, так как все цветы проданы.

Основной источник наших продаж — это Вконтакте. Да, можно рекламироваться в Инстаграме, Фейсбуке, Одноклассниках, но так как я в своём основном бизнесе работаю с этой соцсетью и хорошо ее знаю, розничные заказы у нас получаются именно там. Создана качественная, продающая страница.

Для рекламы я тестирую различные аудитории, но хорошо себя показывают эти: ключевые слова, участники сообществ с цветочной тематикой из нашего города, широкая аудитория по геоположению (если указывать название района). Показываем рекламу мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 55 лет. На каждую аудиторию запускаем креативы, при этом не пишем цену, будем продавать через переписку.

Изначально я понимал, какие аудитории «зайдут», поэтому планировал запускать рекламу по методу «напалм». Это когда вся аудитория — она наша. Нужная. И забрать ее надо всю целиком и не дать шанса конкурентам. Правильно собираем все реакции, просморы каждого объявления. Следующее показываем только после того как пользователь видел предыдущее. Но на 8 марта спрос настолько превышает предложение, что я отказался от идеи запуска этого паровоза и показывал креативы только на вышеописанные аудитории. Чтобы не тратить время на перезапуски.

За время работы рекламы с 28 февраля по 7 марта было охвачено 68 802 заинтересованных человек.

  • Потрачено — 8 838 рублей.
  • Цена за 1 000 просмотров — 128 рублей.
  • Получено — 1 291 клик.
  • Целевых лидов (тех, кто написал и пытался купить) — 309 человек.
  • Цена одного лида составила 28, 60 рублей.

Как я уже говорил, в работе участвует бот. Если на каком-то этапе клиент «отваливается» — бот ему напоминает оформить заказ. Если клиент выходит из бота, не оставив номер — он остается в базе. Каждый вечер ему будет приходить напоминание.

В данном случае мы работаем агрессивно до тех пор, пока у нас не купят или нас не заблокируют. Повторюсь, этот кейс по разовой сезонной работе, а не по выстраиванию долгосрочных отношений с клиентом. Поэтому мы позволяем себе работать навязчиво.

Бывает так, что нужно закрыть возражения насчет предоплаты, человек хочет купить, но опасается переводить деньги (как я говорил выше, в этой сфере много мошенников) — тогда мы предлагаем ему созвониться по видео и показать себя и цветы. Либо он может приехать и купить офлайн на точке из наличия. В данный момент, если клиент из нашего города, то мы можем встретиться с ним лично для подписания договора и передачи денег.

Как устроен процесс

Вечером 4 марта начинают собираться первые заказы на доставку и самовывоз. В прошлом году 5 марта выпало на пятницу, поэтому количество заказов на розничные букеты было кратно больше, чем обычно. Так же множество корпоративных букетов, состоящих из 3,5,7 штук. Мы фасуем и упаковываем самостоятельно. Можно нанимать флористов на эти дни, но количество свободных рук достаточное, а желание больше заработать сильное — поэтому работаем сами. Прошлый год я провел в больнице. Выписался только под вечер 4 марта, поэтому занимался рекламой и принимал заказы до этого момента удаленно. К этой дате мы перешагиваем отметку в 12 000 проданных цветов.

Пятого и шестого марта весь рабочий процесс представляет собой рутину, работу с цветком — формирование и упаковка букетов, сбор заказов на доставки и выдачу следующего дня (вечером формируется маршрутный лист для курьеров). За доставку мы платим фиксированную стоимость. На самом деле их выходит не так много, порядка 20-30 за день и справляется один наемный курьер (либо один из нас).

К вечеру 6го марта остается меньше 500 тюльпанов. Принимаем решение выключать рекламу, чтобы не тратить бюджет, потому что не соберем букеты, которые хотят клиенты. Оставшиеся цветы продаются проходящим клиентам. В этот момент принимается стратегическое решение «не покупаем цветов больше». Первые года мы этим грешили и получалась «мышиная возня»: сначала цветы продавались оптом задешево. Потом докупались и продавались снова в розницу. Теперь есть план, которого придерживаемся. Строго определенное количество продается оптом, строго определенное в розницу. Так мы страхуем себя, чтобы не остаться с цветами. И максимально быстро заработать.

В прошлом году все прошло по плану, поэтому к 6 марта были проданы почти все цветы. Наша торговля окончена на 90 процентов. Такая работа напрямую связана с людьми. И, конечно, было много клиентов, которые нам запомнились. Например, к нам зашла совсем седая старушка, брала несколько цветов. Спросили, кому покупает. Она ответила, что маме. Это было очень трогательно, и мы сделали еи букет размером побольше.

Или: тоже женщина в возрасте. Долго не понимал в чем дело, когда она текстом начала писать уравнение на листке, рассчитывая сколько у нее есть денег на цветочки. Когда понял, то так же задал вопрос «Кому?». В ответ услышал: «Себе». Собрали хороший букет, отдали бесплатно.

А в этой истории я фигурировал лишь тем, что перепутал адрес. У нас была заказана доставка на утро 8 марта. Хороший большой букет, заказ мужчины из другого города своей женщине. Букет составлен, курьер отвёз. Получаю сообщение от него: «Там странная баба была. Она явно под чем то. Клянусь, она наркоманка. Вообще не понимает какои букет и от кого. Я буквально впихнул еи цветы и ушел». Спустя время звонок от заказчика, оговоренное время явно нарушено — цветы еще не привезли. Оказывается, мы перепутали дом. Такого цвета тюльпанов уже нет, нужно забирать отданный букет и везти на нужныи адрес. Курьер вернулся, рассказывает: «Я у нее еле забрал эти цветы. Она явно не понимала происходящее и явно в шоке. То привезли. То увезли. Полная потерянность. По ее виду и квартире — цветов там сегодня точно не будет». Собрали букет из других расцветок и тот же курьер отвез: «Извините. Это уже вам от нас».

Восьмого марта рабочий день начинается с 8 утра. Клиенты приезжают за своими цветами. Система уже отлажена: спрашиваем у клиента номер заказа, рассчитываем, выдаем тюльпаны. В этот день много доставок. Курьеры работают вдвоем, берут несколько букетов, развозят клиентам, возвращаются, берут новые.

Ближе к 12 часам выданы почти все заказы. Мы начинаем разбирать стеллажи и выносить мусор. Включаем отопление — наконец можно отогреваться. Последние 10 заказов выставляются на улицу в прохладу. Обзваниваем клиентов, у которых самовывоз или доставка после 16 часов. Спрашиваем, можем ли привезти сейчас и отправляем курьеров, чтобы доставить последние заказы и официально закрыть продажи.

Попутно продаем остатки цветов из категории «не кондиция». Это букеты по 3-5 штук разных цветов, которые на доставку использовать нельзя. Но проходящие мимо люди заглядывают к нам и покупают такие букеты «для галочки». После последнего проданного букета, наконец снимаем баннер на входе. Контора закрывается. Оплачиваем аренду, работу курьеров. Садимся считать деньги. Считаем сумму по тетрадки. Сумму по таблице. Сверяемся с фактической суммой наличных.

Сумма наличных оказывается равной или больше суммы по записям. За финансы отвечает отдельный товарищ, поэтому меньше быть не может. Больше может. Как так получается? Скорее всего элементарно забыли что-то записать. Каждый считает свои расходы. Считаем общие расходы.

Расходы

  • 12 000 тюльпанов по 28 рублей — 336 000 рублей
  • 4 000 тюльпанов по 33 рубля — 132 000 рублей
  • Дорога за цветами — 11 000 рублей
  • Расходники и упаковка — 5 000 рублей
  • Зарплата курьерам — 6 000 рублей
  • Аренда — 15 000 рублей
  • Реклама в ВК — 8 838 рублей
  • Дополнительные расходы на рекламу для ровного счета — 1 162 рублей
  • Расходы на Авито и Юлу — 3000 рублей
  • Расходы на мелочи (чай, сладости) — 1 000 рублей
  • Расходы на бензин, связь — 4 000 рублей
  • Итого: 523 000 рублей.

Доходы

Общее количество проданных цветов 15 850 штук (150 списали по браку) на сумму 799 365 рублей, из которых примерно 10 000 стеблей продано оптовикам со средней ценой в 42 рубля за штуку и примерно 5 850 штук в розницу по средней цене 64.5 рубля за штуку. В эти суммы входят доставки, упаковка.

Итого доход: 276 365 рублей. В нашем случае делится на троих. Если занимается один человек, то все тоже самое, но в графу расходов тогда пойдут услуги маркетолога, флористов.

Каждый друг друга перепроверяет, у всех все сходится. Забираем то, что каждый вложил и делим заработанное. Благодарим друг друга за работу — бизнес-партнеры расходятся до следующего года, а друзья идут отметить успех предприятия бокалом крепкого чая.

Отмечу, что у каждого из нас есть постоянная работа, но такой способ дополнительного заработка мы оцениваем как отличную возможность увеличить свою среднегодовую зарплату. Если у моего читателя возникнут вопросы по сезонной торговле цветами, маркетингу или другие — с радостью пообщаюсь и проконсультирую.


РедакцияЗанимаетесь цветочным бизнесом? Расскажите, с какими трудностями пришлось столкнуться:
  • ДНРеспект автору за столь подробный рассказ!8
  • kuskus kuskusВ расходах не заметил графы налоги 🤣10
  • Николай Ленькинkuskus, вы верно заметили1
  • kuskus kuskusНиколай, имхо, тогда весь ваш гайд теряет смысл и называться должен, как намутить 70т за 3 месяца)))2
  • ВикторияОчень захватывающе написано) Автор, Вы-молодец!2
  • Николай ЛенькинДН, Спасибо0
  • Николай Ленькинkuskus, Это не гайд и не пошаговый план, это кейс реального опыта, для раздела "личный опыт"0
  • Николай ЛенькинСпасибо за отзыв, Виктория0
  • Системный инженерОтбирать у ничего ее понимающего человека букет - это, конечно, интересно)0
  • Максим СкомороховНикогда в стране не будет цивилизованного рынка, когда даже издание под брендом уважаемого и системообразующего банка публикует истории, где предприниматели не платят налоги внаглую.0
  • ДарьяДобрый день,подскажите нужно ли оформлять ип для розничной продажи на улице? Обязательно наличие кассового аппарата?0