«Так во мне умер маленький бизнесмен»: еще 8 неловких финансовых ситуаций из детства
Мы продолжаем собирать финансовые истории из детства читателей, которые до сих пор вызывают неловкость.
Во второй части подборки — первый детский бизнес, азартные игры, подстава от родителей и самые дырявые носки на свете.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Когда ребенка бойкотировали во дворе из-за денег
До шести лет я жила в бедном городке, где толком ничего не было. Как-то папа съездил в столицу края и привез мне «Растишку». Для нашего двора это была сенсация, поэтому съела я ее ближе к концу срока годности, все остальное время ребята просили меня вынести ее во двор — посмотреть.
Потом, когда мы переехали в другой двор и денег стало побольше, мне давали 50 ₽ на карманные расходы и вкусности. Девочки во дворе об этом узнали и попросили их угостить. Мне было не жалко, хотя в итоге недельная сумма уходила за день, а я потом сидела без конфет и мороженого. Но эти угощения стали регулярными и воспринимались ими как что-то обязательное.
В один прекрасный день мне не дали денег на неделю, и я не смогла угостить девочек. В ответ на отказ они устроили мне бойкот и подговорили весь двор со мной не общаться. Только один мальчик сказал, что ему все равно, и болтал со мной на лавке, но потом и он куда-то пропал.
В итоге до девочек дошло, что не я такая злая и «не хочу дружить», а мне просто не дали денег. Они подошли ко мне снова, но я уже выучила первый жизненный урок, что если с тобой общаются исключительно за плюшки, то пусть лучше идут и общаются с кем-нибудь другим. Этот мир слишком огромный, прекрасный и подходящий для непрерывных исследований, хоть и в одиночку, чтобы тратить время на таких людей.
Когда родители подставили ребенка перед классной руководительницей и другими детьми
В пятый класс я пошла в новую школу, и там у меня не сложилось. Проще говоря, меня травили и обижали. Кто-то из учителей пытался меня защитить, кто-то, в том числе классная, умудрялась делать только хуже — хотя, возможно, и не со зла.
И вот в шестом классе на осенние каникулы наш и параллельный классы — «А» и «Б» соответственно — собрались в Прагу в автобусную поездку. Родители подтвердили, что дадут мне на нее денег. Мне хотелось в очередной раз попытаться наладить отношения с одноклассниками. В итоге из обоих классов в поездку записалось примерно одинаковое число учеников, довольно много, в том числе и я. Точно помню, как обсуждала с мамой, что из одежды мне взять с собой и какая в Праге вкусная еда.
Но когда пришло время сдавать деньги, родители взяли свои слова обратно — как будто мы ни о чем не договаривались.
Оказалось, что о Праге не может быть речи: свободных денег нет, мама с папой только что купили новый холодильник. Мне сказали, что холодильник — важная покупка для всей семьи, поездки за границу — блажь, а я избалованная эгоистка.
Пришлось сказать классному руководителю, чтобы не рассчитывала на меня. Проблема в том, что не только я не смогла поехать, поэтому в нашем классе не набралось нужного количества участников, чтобы классная могла отправиться с ними как сопровождающий. А в параллельном классе — набралось, плюс к ним присоединились несколько моих одноклассников, кто все же собрался в Прагу. И классная руководительница класса «Б» поехала, а наша осталась в Москве и еще долго полоскала наших «предателей», которые поехали с бэшками, а также всех, кто собирался, но не поехал, «подвел класс», — меня, например.
Прошел год. Снова осень, снова планируется поездка, теперь уже в Италию. Я снова записываюсь. Мы дома обсуждаем с мамой, как я там буду есть пасту и что надо взять дождевик — все же осень.
И снова нужно нести в школу деньги на поездку, и снова их у нас нет: на этот раз родители купили новую газовую плиту. Это безопасность, это важно. А в Италии у нас в семье никто не был и не умер от этого.
Приходится сообщить об этом классной. Правда, в этот раз желающих набралось достаточно, и в Италию мой класс поехал, пусть и не весь. Классная была очень довольна, насколько я помню.
Больше я на поездки и экскурсии не записывалась, себе дороже.
Когда прогорел первый детский бизнес
Когда я училась в школе, были популярны сотки — круглые пластиковые фишки с героями мультиков или аниме. Можно было их менять, покупать, находить в чипсах, а самое интересное — выигрывать у ребят во дворе. Я наловчилась получать сотки в огромных количествах, могла поставить пять непопулярных соток против одной редкой, в итоге выигрывала ее и возвращала свои. Редкие сотки можно было продать — от 1 до 5 ₽ за штуку.
Я придумала бизнес: выигрывала сотки во дворе и продавала их в классе. Бизнес шел успешно пару недель, пока один из одноклассников не сказал родителям, что потратил деньги на обед на покупку соток. Был жуткий скандал, родительское собрание, моих родителей отчитали перед всеми. Думала, меня прибьют.
Заставили вернуть все деньги одноклассникам, а заодно и все выигранные сотки. Так я потеряла свое первое состояние и во мне умер маленький бизнесмен. Стыдно не было, больше страшно, когда меня отчитывала толпа взрослых при всем классе, а самое страшное — это мамино «я с тобой дома поговорю».
Когда пришлось продемонстрировать дырявые носки
Помню, в детстве денег не было настолько, что мои носки были полностью дырявыми: целая часть была только та, что выглядывала из обуви. Как манишка, только носки. Зашить уже нельзя было, рвались.
Ну и все бы ничего, не видит же никто — до тех пор, пока парнишка, с которым бегали во дворе, не пригласил зайти воды попить. Пришлось разуться. Вот тут было неловко даже родителям мальчика, который меня пригласил. На следующий день они передали мне через него пару носков.
Когда детская находчивость привела к шантажу
Папа раз в неделю ездил за товаром и всегда возвращался с кучей мелочи. Я должна была убирать ее в копилку, и эти деньги считались как бы моими. Я боялась их тратить: это же надо с продавщицами разговаривать! Да и всегда казалось, что меня накажут, если я попробую что-то себе купить.
В итоге все как-то скатилось к тому, что я стала платить соседке, которая была меня старше на шесть лет, чтобы она делала вместо меня работу по дому: мыла посуду, чистила картошку, пылесосила, меняла постельное белье. Я даже прайс-лист составила.
Какое-то время все было хорошо, но потом соседка начала меня шантажировать. Либо я отдаю ей все, что есть в копилке, либо она расскажет моим о нашей схеме. Я боялась, что за пустую копилку мне влетит больше, поэтому на шантаж не повелась. Она так ничего и не рассказала в итоге — уж не знаю почему.
Когда щедрый ребенок выбросил родительские деньги
Я дитя 90-х, жили мы очень экономно. До сих пор помню кризис, когда отцу зарплату на заводе платили куртками и сапогами: хочешь — носи, а хочешь — поменяй на мешок картошки.
Мне было примерно 10 лет, родители уехали за грибами, а меня закрыли в квартире одну. Во дворе подружки гуляют и кричат мне: «Мы тут день рождения Микки Мауса собираемся отмечать, будешь скидываться?» Ну я и скинулась — в прямом смысле слова. Нашла родительскую заначку и кинула им две или три тысячи, щедрая девочка.
Благо это безобразие увидела бабушка одной из подруг и бросилась собирать купюры. Когда пришло осознание, что я наделала, я прикинулась спящей, а сама в ужасе представляла, какая расплата меня ждет за мимолетную щедрость.
Это воспоминание не выходит из моей головы много лет — может, потому что прощения не попросила, а может, потому что меня даже не отлупили, хотя практиковали такое часто.
Сейчас у меня трое детей. Я горжусь своими родителями, я бы точно не сдержалась и устроила показательную порку прямо во дворе. Как мне потом рассказали подруги, бабушка очень просила не ругать меня, мудрая женщина.
Когда молоко досталось бесплатно
Когда мне было лет восемь — это была середина 70-х годов, — мама отправила меня за молоком с трехлитровым эмалированным красным бидончиком. А деньги на молоко я положила в этот самый бидончик. Пока с подружкой дошли до магазина, я, естественно, про них забыла.
Очередь была огромная, продавец в запаре. Налили мне молока прямо в бидон с деньгами… 3 рубля 20 копеек — как сейчас помню. И я такая припевочка: «А деньги в бидоне». Продавщица-бедолага, замученная и упаренная, молочко мне подарила — спасибо ей. До сих пор с умилением вспоминаю эту тетку.
Когда ребенок освоил азартные игры
Когда мне было лет семь-восемь, родители повадились играть с соседями в карты. И как-то мама вместо своих денег поставила мои. Мне их было так жалко, что я стала вертеться рядом и потихоньку маме подсказывала, какие карты у соседей. Те не знали, что играть в карты меня научили еще в четыре года — не только в «Дурака», но и в «Тысячу», «Козла», «Секу». В итоге мама выигрывала, а весь выигрыш шел в мою копилку.
За это я особо не краснела в детстве, но сейчас, когда вспоминаю, есть смутное ощущение, что какой-то я неправильный, не такой человек.