Жалеете ли вы, что потратили столько лет на высшее образование?

Путевка в жизнь или корочка для родителей?

94

В России много людей с высшим образованием: 30% россиян имеют дипломы бакалавров или специалистов. Но вот уже десять лет количество студентов вузов постепенно сокращается. Если в 2010 году в университетах страны одновременно учились более семи миллионов человек, то в 2019 их было всего четыре миллиона. При этом треть выпускников вузов последних лет не работает по полученной специальности. И работодатели все больше ценят опыт, а не корочку.

Аж 35% россиян признаются, что поступили в университет по инерции: просто потому, что так принято. А как было в вашем случае?

Аня ИванешкинаРасскажите, что не так с вашим высшим:
  • Slava MillerНе знал, что мне нужно/хочется, пошел за высшим потому что родители сказали "надо". Мотивации учиться не было и весь универ проходил в режиме "делать минимум, что бы не выгнали и дали корочку". Надо было после школы взять перерыв, поработать где нибудь, посмотреть как устроена жизнь. Понять, что никто меня там, в этой жизни, не ждет с распростертыми объятиями и мешок денег просто так не даст.24
  • Антон КрутовЛично у меня не так то что преподаватели, прикрываясь как фиговым листом фразой "мы учим учиться" давали материал 15летней давности и вообще не интересовались тем что происходит в отрасли и на рынке труда. Позиция крайне удобная а главное можно вообще программу не пересматривать и нанимать кого попало56
  • Е КононСчитаю полезным этот опыт, хотя у меня высшее всегда "опаздывало" за жизнью. На первое высшее очень хотелось на писателя. Позвонили из института имени Горького - прошла! Но отец объяснил, что денег в семье нет от слова совсем. Поступила на местный филфак (профессия - преподаватель). Были хорошие, интересные лекции, но многое ты уже знал при поступлении или просто из любви к литературе. Поэтому было много времени - начала изучать языки плотно и тут же начала работать. А вот на второе высшее пошла с английским и французским готовыми (но взяла англ и немецкий). И опять многое уже было, поэтому было и свободное время для работы. Не могу сказать, что жалею. Сейчас работаю в преподавании, обожаю это всем сердцем. Из "писательства" перешла в создание детских пособий и книг, поэтому работа=хобби. Высшее не идеально потратило мое время. Но в том возрасте не факт, что я распорядилась бы им лучше. Полезные знания (помимо прочего) тоже были получены. Плюс формирование ответственности, умения "заставить себя" (даже в любимом деле не всегда делаешь то, что любишь). Сейчас, полностью работая на себя, сталкивалась с необходимостью "устоять" перед залипанием в соц.сетях и играх. Не факт, что я смогла бы это сделать в 18-20 лет, не имя того опыта.32
  • Пончик АнончикА с моим всё так. Конечно, были нелепые предметы и треш-преподы, однако пачка молодых, энергичных и актуальных преподавателей оставила в голове много полезного, включая мотивацию разбираться) Ну и конечно студенческое окружение захватывало духом стартаперства везде и во всём! Вот только ради этого духа думал ворваться на вторую вышку, но рассудил что лучше ворваться в стартап))11
  • ЕвгенияЯ сама взяла не все, что могло дать мне высшее образование, но в итоге я рада, что у меня есть диплом экономиста. И работаю я по специальности. Но учиться дальше мне абсолютно не хочется. С одной стороны, рано в 17 лет выбирать специальность, с другой - а я не уверена, что смогла бы сдать ЕГЭ так же после перерыва. Еще я рада тому, что образование было очным, смотрю как получают вышку на окологуманитарных специальностях заочно - ну, это профанация, если это первое высшее. Еще мне вспоминается, как преподаватель усмехнулась над вопросом, стоит ли идти на рынок ценных бумаг с капиталом 200к, и отсоветовала. Дело было где-то в 2005-2006 годах, какой был бы опыт сейчас)) Надеюсь, вопрошающий все-таки нашел дорогу на фонду)))4
  • Леонид БережнойSlava, тогда в армию заберут! "Надо было после школы взять перерыв, поработать где нибудь,"10
  • AlenaStribog FРаботаю по специальности почти десять лет, из которых 4 года - прям строго по той специальности, которая в дипломе написана (дословно). Не жалею, поскольку 1) счастливая студенческая жизнь, друзья, с которыми дружим по сей день 2) сложные базовые технические предметы на ранних курсах, которые тренировали ум и были интересными 3) атмосфера старинного вуза и древних профессоров, которая накрывает волной культа образования 4) хорошая строчка в резюме, которая позволила стартануть в крупных международных компаниях (попав в которые ты обнаруживаешь много людей из того же вуза или похожих, что формирует некую тусовку). 5) парочка предметов по специальности довольно живо преподавались Недостатки, которые больше относятся к специальным предметам (а не базовым): отвратительное качество образования как комплексной системы. С позиции опыта работы понимаю, как отстойно поданы предметы, которые можно было преподать гораздо интереснее и полезнее. Отсутствие переемственности между предметами, которая в логике программы должна быть и есть, а в изучении предметов - нет. Т.е. сдав некий курс, ты мог напрочь его забыть. А начав следующий по логике предмет, не понять его истоки и предпосылки из прошлого курса. Не знаю, может это связано с тем, что преподы друг с другом не общаются и не компетентны в соседних областях. Например, ты сидишь на мат. методах линейного программирования и решаешь транспортную задачу Монжа-Канторовича. Потом идешь на логистику, где эта тема должна расцвести бурным цветом, но угадайте, сколько раз на логистике ее хотя бы упомянули:) Курсы по специальности слишком теоретизированы и не оживлены примерами и кейсами. Т.е. тебе рассказывают какой-то безликий сжатый текст в стиле перечислений пунктов и терминов, совершенно не заботясь о том, как ты его поймешь и как его вообще использовать. Преподы, которые по неведомым причинам пошли преподавать в вуз. Судя по их же отношению к их же курсу и к студентам, явно они делают это не ради моральной отдачи, но и не ради денег. ХЗ, может кандидатскую пишут и обязаны преподавать на кафедре.28
  • Веселых выходныхЖалею о 2 годах в магистратуре- можно было заканчивать бакалавриатом. Возможно, в те года (2008-2009) программа была не продумана хорошо, и сейчас ситуация лучше. Тогда сложилось впечатление, что поставили рандомные предметы, абы закрыть обязательные часы. Даже вспомнить не могу, что это за курсы были, а ведь я по ним экзамены сдавала. Зато от первых 4 лет прекрасные впечатления.6
  • Daniil KovehУчился первый год в МГУ на прикладной математике и информатике. Не доволен, что программировали на никому не нужном Паскале. Так же приходилось изучать историю России, бжд, русский язык и другие ненужные предметы. Но что круто, так это матеш. Его очень много и качество преподавания не плохое. В итоге понял, что знания, которые тут получаю не подходят под мои задачи в будущем. После, переехал в Вену и поступил в Венский Экономический Университет (Wirtschaftsuniversität Wien). Направление бизнес и экономика (сменил ПМИ на BBE). Тут подход к обучению другой. Мы изучаем только то, что действительно нужно, работаем в командах и учимся по высококлассным книгам по типу Pearson, Cambridge university press и т.п. к Сожалению, с ноября у нас локдаун, поэтому сидим на удаленке (до конца лета). Советую учиться за границей11
  • Apache Attack HelicopterАнтон, 15 лет это еще нормально, нас в 2005-м учили на советском оборудовании 70-х годов. Но фраза "мы учим учиться" правильная, ВУЗы никогда не смогут угнаться за технологиями, меняющимися каждый год. На то чтобы создать и обкатать курс лекций и практических работ уходит несколько лет, не говоря уже о материальной базе. Поэтому я считаю что основная задача высшего образования - научить человека самого находить и усваивать новую информацию.18
  • Tanja SaarelaВ настоящее время редко можно обойтись одним образованием или одной специальностью. Нужно учиться, развиваться или даже менять сферу. Закончив вуз в Москве в конце 90-x, уехала заграницу.Сразу приступить работать не получилось, но по специальности работала. Сейчас задача другая - средний возраст, выгорание на работе, сожалению что не поменяла сферу. Планирую переучиваться.Благо что годы работы позволять совершить это экономически. Небольшие страхи есть - справлюсь ли с новым образованием?Удасться ли найти работу после окончания диплома? Пенсия в 70 лет, работать ещё долго, в первоначальной профессии себя в будущем не вижу.6
  • ВандербильдихаДжеймс, почему "не отдадите" в университет? Из Вашего комментария получается, что для Вас он всё-таки был не лишним.3
  • Владимир СатиковСкажем так, в реальности диплом мне понадобился только для корочки, чтобы выполнять требования работодателя. Подавляющие большинство знаний и умений я приобрел либо в школе, либро после окончания вуза.13
  • Альф8 лет потратил на высшее образование которое в итоге не дало мне общим счетом ничего кроме кучи потраченного времени и нервных клеток, своих детей в российский вуз точно не отправлю.9
  • Артём БровкоЧерез пару месяцев закончу PhD по физике в области Electrical Engineering (полупроводниковые детекторы гамма-излучения) в Тель-Авивском универе. Третий ВУЗ, третья страна обучения и третий язык (российские бакалавриат и магистратура + немецкая магистратура в анамнезе), 11 долгих лет жизни (школу закончил в 2010). Всё это время рассуждал: стоило оно того или не стоило, а не лучше ли было сделать как-то по-другому? Вопрос филосовский, ибо сложно сказать, когда в жизни каждого конкретного человека наступает ощущение "противрания штанов". Очень может быть, что осознание факта, что ты перерос и просто тратишь время, возникает как раз таки в силу того, что до этого ты поварился в "болоте системы образования", а значит всё это имело какой-то смысл. Тем не менее, я считаю, что мне не очень повезло. Заканчивая школу не смог решиться и сделать выбор, к которому тяготела душа. Хотел идти на международные отношения или экономическую географию (выигрывал городские олимпиады школьников по истории и географии, по географии ездил на Всерос) - то что мне было интересно, но в итоге пошел на физику и нанотехнологии, под давлением разных причин (основная из которых была в виде вопроса "а кем потом будешь работать после своей географии?"). На первом же курсе понял, что это не то, чем хочу заниматься и глаза не горят, но смелости бросить не хватило. Возможно инфантилизм, возможно какие-то страхи или наша российская действительность, где "лучше быть как все и не делать резких и нестандартных движений", но из года в год "продолжал кусать кактус". Прогуливал лекции, ходил на лабы. Из моего личного опыта, могу сказать, что самое эффективное обучение - это когда тебя др...чат (выбор гласной не принципиален). Зачастую, это единственный способ засунуть знания в мозги людей, только так можно заставить их думать и шевилить извилинами. Другая альтернатива - интерес и энтузиазм самого студента (но редко кому из нас удавалось найти своё призвание в университете с первого курса). Сидеть на лекциях овощем и слушать некий поток информации в отрыве от действительности - не очень эффективно, а вот когда тебя заставляют напрягаться на лабе с конкнретным вопросом или проблемой до победного конца - это уже совсем другое дело. К магистратуре понял, что перспективы всего этого дела туманны, и нет больше того настроения, как в конце нулевых, когда нанотехнологии по частоте употребления в СМИ соревновались с именами любимых руководителей, а в песнях пелось: "Русский народ говорит неустанно: "Нано-технологии, технологии нано!", я вижу в округе счастливые лица, когда слышу трек про наночастицы". От апатии и разочарования спасла программа двойной магистратуры с немецким вузом, где отучился 6ой курс на немецком, получив хороший опыт. А оттуда сразу поехал в Тель-Авив по приглашению на PhD. Не могу сказать, что на Западе увидел какую-то страну эльфов или единорогов, и какие-то специфпические вещи в образовании, которые делают выпускников западных вузов "особенными" в сравнении с выпускниками российских университетов. Плюс-минус всё то же самое (как минимум законы физики выполняются с одинаковым эффектом). В конце концов, определяющими качествами, которые возвышают человека, являются: интеллект, воля, энтузиазм, дисциплина, терпение и стремление развиваться. Образование всего лишь гантеля, более или менее удачная, которую дают нам всем потягать. Нужно понимать, что университет - это просто специфическое место, равно как и больница. Чтобы вылечиться от болезни, не обязательно лежать в конкретном месте, которое называется госпиталем, а нужно лишь чтобы выполнялись такие-то и такие-то условия для организма. Хоть я и сожалею о том, что 11 лет жизни я занимался тем, что мне никогда не пригодится и тем, что не очень нравится, но всё-таки поблагодарю все свои вузы и всех преподавателей за то, что могу ощущать себя свободным человеком с искрой в голове, открытому для всего нового и умеющему адекватно посмотреть и оценить любую ситуацию. За мудрость и опыт приобретенные "благодаря" и "вопреки", а также чувство осознанности и осмысленности полученное по итогу всего этого пути.25
  • Dmitry DmitryIt depends.. Закончил средний провинциальный ВУЗ, работаю по смежной ИТ специальности, сейчас Ойропе, большую часть знаний нужно добирать на практике, что нормально. Но встречал и формальные барьеры в крупных компаниях, так в Сибур в хелпдеск не взяли одного толкового парня со средним спец.м, требовали формальную вышку, хотя она нафик там не нужна была4
  • AlenaStribog FАртём, любопытная история, а вы решили, чем заниматься дальше или пока нет?4
  • Григорий ГоловановВы удивитесь, но некоторые современные онлайновые школы ведут себя также. Зачем переписывать лекции, переиздавать учебники, переделывать старые вырвиглазные видео, если ты гений и сразу же все делаешь гениально. В этом древний дед из совка и молодой мужчина могут быть абсолютно одинаковыми.12
  • Маша РомановаО высшем образовании не жалею, слава богу вовремя отчислилась из магистратуры-в ней точно не было смысла, работаю в итоге не по специальности, когда пришла на первую приличную работу сразу поняла какие же устаревшие знания дают в вузах-пришлось что то учить с 0) но помимо знаний вуз это новые знакомства, новые проекты получение скиллов, таких как настойчивость, упорство, иногда хитрость)4
  • Артём БровкоAlenaStribog, в мае возвращаюсь в Россию спустя 5.5 лет (всё это время бывал только проездом на пару дней-неделю) и буду вспоминать как жить дома. Нашёл вакансию в очень интересной компании в Петербурге, которая занимается консалтингом в области транспортного планирования. Прошел собеседования, сразу по возвращении в Россию выхожу на работу. Попробую для себя новую сферу, надеюсь, что она придётся по душе.14
  • AlenaStribog FАртём, уверена, что после PhD по физике транспортное планирование будет легким и приятным времяпрепровождением:)5
  • ВандербильдихаДжеймс, спасибо за ответ. Все выглядит здорово, только одно немного странно - упомянутая Вами разница подходов к воспитанию мальчика и девочки. Разве девочка не ответственна за свои решения? Разве не несет ответственность за свое слово? Ведь все люди, любого пола, несут ответственность за свои действия и за бездействие перед собой, каждое решение или отказ решать что-то в своей жизни самостоятельно имеет последствия. Разве не несет женщина ответственность за свою семью, за возможность оказать помощь мужу, детям, родителям, если в том будет нужда, обеспечить ее, в конце концов? И далее по Вашему списку. Мне кажется, этому важно научить своего ребенка любого пола, без всяких скидок/бонусов касательно его. Было бы интересно прочесть, почему Вы со мной не согласны)6
  • Алексей МихайловПошёл в универ, потому что надо было. В итоге все обернулось тем, что на 4 (из 5) курсе заинтересовался и уже 2 года работаю по специальности, хотя закончил год назад). Ни капли не жалею.3
  • Маргарита ЛукинаApache, а в чем смысл "учиться учиться"? Взрослые люди пришли, чтобы профессию освоить. "Учиться учиться" - это уровень младшеклассника. У взрослых людей уже есть самоконтроль.1
  • Юлия ХолкинаУ меня юридическое образование, по специальности не работала ни дня. Но, справедливости ради, в момент поступления я не имела никакого представления о том, кем хочу быть. Тем не менее, я искренне считаю, что высшее образование нужно всем, потому что это важный этап социализации, наращивания навыков самостоятельного поиска информации и планирования времени. Вообще очень страдаю от того, что у нас в стране не распространена практика gap year, которая, например, заключалась бы в стажировках или волонтёрстве для выпускников.5
  • Ivan PetrovDaniil, прикладная математика - это вмк или все таки мехмат?0
  • Ivan PetrovДва высших, обоими доволен. По первому - прикладная математика - работаю с момента как получил диплом по сегодняшний день. Да и никто с нашего потока не по специальности не работает. По второму - факультет журналистики - активно играл в КВН, где и познакомился с будущей супругой. Считаю оба образования очень пригодились ) особенно круг знакомств3
  • YiАнтон, Pascal?0
  • Антон КрутовYi, он родимый2
  • YiМаргарита, дело же не только в самоконтроле, а в базовых знаниях. Например, мне в универе объяснили что такое ООП, хоть и на старом нафиг никому не нужном Delphi. Но зато с этим пониманием я могу буквально за выходные освоить любой современный язык программирования, будь то Python или даже C, на уровне, достаточном для решения 90% практических задач. Английский язык опять-таки. На уровне, достаточном для работы в международных компаниях, да даже для чтения документации, вы его сами не освоите никогда. Нужна практика, разбор специфической грамматики, желательно стажировки и работа с живыми носителями. Самому это развить очень сложно. А универ дает это бесплатно (по крайней мере в странах бывшего совка). Особенно это актуально, если вы из замкадья, и если вам не повезло родиться в семье из верхнего среднего класса, а иногда даже без интернета. Так что утверждение комментатора выше как минимум спорное. В нем есть доля правды, но всего лишь доля.13
  • YiАнтон,6
  • Артём КоротковНе жалею, ибо отсутствие диплома даёт работодателю формальный плвод платить тебе в 2-3 раза меньше. Но, конечно, всё полезное можно было уместить в полтора, максимум два года вместо шести.3
  • ПупсикС моим всё так. Их два) плюс буржуйский университет для полировки 🥳2
  • Ви КаЯ училась 6 лет и работаю точно по специальности, уже 12 лет. Конечно, в универе дали азы и все такое, но очень много чего они не додали... очень много пришлось узнавать на ходу... хотя вполне можно было и рассказать об этом в универе..., короче - сказка о потерянном времени, весело было, и только3
  • Женя ЯнченкоYi, в смысле английский сами не освоите никогда? Даже 30 лет назад мой дядя самостоятельно выучил английский и в 90-х уехал в США как программист, представляете, в международную компанию. А уж сейчас с кучей материалов в интернете, с уроками на Ютубе можно спокойно самому освоить, было бы время и упорство. Если что, я за высшее образование. Но английский - это совсем другая история, на мой взгляд.16
  • Все полезное, что было в универе, можно было бы впихнуть в три года вместо пяти. Может, даже в два. До сих пор помню, как в качестве веб-программирования нас учили делать странички на фреймах и таблицах, хотя уже тогда таблицы считались сильно устаревшими, а фреймы вообще вышли из употребления.2
  • Daniil KovehIvan, Прикладная математика и информатика - это вмк.0
  • Alexander ShirnenIvan, по математике какой вуз, если не секрет? ))2
  • ДмитрийОбсуждение этого вопроса не может быть объективным, пока существует призыв в армию.3
  • Михаил СоловьёвНе получилось поступить туда, куда хотел. Родители сказали: поступай куда получится, всё равно не будешь по специальности работать, главное, корочки получить. В конце девяностых такая риторика была вполне нормальной. В итоге поступил на специальность "Электроника и микроэлектроника". Ожидал, что будем с компьютерами работать, а, оказалось, это про СВЧ-лампы и изготовление транзисторов. Работали на допотопной технике и изучали допотопные технологии и методы производства. Например, чёрт знает сколько времени убили на изучение германиевых транзисторов, хотя уже тогда повсеместно применялись кремниевые. Программировали устаревшие микроконтроллеры на устаревшем ассемблере. Об устройстве электронной техники я получил намного больше знаний из книги "Код" Чарльза Петцольда, чем из пятилетней программы ВУЗа. После учёбы в голове отложился только предмет, который вёл преподаватель-зверь, и приходилось зубрить днями и ночами. Сейчас, по прошествии почти 20 лет, помню только то, что такое "p-n" переход у диодов и транзисторов. В жизни знания из универа не пригодились, знал бы, как ситуация сложится, вообще не получал бы высшее и тратил время на более практичные вещи.5
  • YiNNK, Все программирование состоит из тысяч очень простых для понимания штук. Проблема в том, что если вас с этими штуками не познакомят, вы не будете знать, ЧТО гуглить. А в курсах такому пока не учат3
  • YiEvgenia, слишком мало вводных данных в той ситуации. Возможно именно ваш дядя гениальный человек, сродни Эйнштейну. А возможно в 90-х на Западе очень хотели заполучить наших инженеров и поэтому создавали для них тепличные условия, при которых не надо было хорошо знать английский и прикладывались большие усилия к их адаптации. Сейчас такое вряд ли прокатит. Что касается интернета: 1)у многих здесь в студенчестве не было видеоуроков и ютуба 2)приведите конкретный пример бесплатного курса или видеоурока, по которому можно выучить английский язык хотя бы до уровня, чтобы проходить собеседование в англоязычных странах4
  • ЕвгенияYi, Насчет английского спорно - у меня он был, например, в универе, но я пришла с достаточно хорошим английским из школы и после егэ по нему. И несмотря на то, что я даже ходила на доп. курсы от универа по английскому, не скажу, что уровень после этого сильно вырос. Кто пришел с никакущим английским, с таким же приблизительно и вышел после универа, хотя программа была скорее направлена на новичков.4
  • ESЯ жалею, что во время учебы не работала по специальности. Я боялась что не потяну нагрузку и вылечу из вуза. Но... столкнулась с жесткой реальностью, когда выпустилась, пришлось начинать с очень низкой зп. Плюс несколько лет ушло на то чтобы понять состояние рынка труда и вообще сориентироваться, где больше платят. Сейчас выбрала бы заочку или вечерку, чтобы сочетать учебу и наработку опыта в профессии. Название топового вуза помогало всегда находить работу быстро, но о ЗП такого сказать нельзя.5
  • Ivan PetrovAlexander, спбгу, факультет пм-пу да и журфак там же )2
  • Русалка на ветвях сидитYi, тоже не согласна про английский. В школах ведь учат совершенно бесплатно грамматике, чтению, письму. Даже если уровень обучения не ахти, этого всё равно достаточно, чтобы дальше двигаться самостоятельно. Чтобы поставить речь и аудирование, набрать нормальный словарный запас, нужно смотреть большое количество контента на английском, а его сейчас завались. Вот тебе и общение с носителями:) а потом устраиваешься в международную компанию, и деваться уже некуда - совершенствуешь язык дальше))) это я примерно свой путь описала, только с оговоркой, что у меня в школе был отличный учитель. Ну и в универе был бизнес-английский, было в принципе ок, но ничего сверхъестественного. Уверена, что справилась бы и сама с теми же учебниками.0
  • Алексей КаретинАльф, 8 лет - это специалитет (5) + аспирантура (3)? Странно, чего это вы ещё докторскую не взяли, чтобы после 20 лет учёбы не сказать, что это зря потраченное время1
  • Алексей КаретинМихаил, Ну и зря, хотя, дело лишь в отсутствии желания. Германиевые полупроводники дороже, но имеют больший диапазон рабочих температур, из-за чего применяются в военной электронике, а всё её производство лежит на плечах отечественных производителей - хотя бы есть рабочие места, правда на рядовых должностях зп низкие. Микроконтроллеры - штука малопроизводительная, оттого и нагромождение всяких высокоуровневых языков на них не выгодно, а ассемблер - он везде одинаков и помогает понять что собственно происходит в процессоре, после него любой язык как минимум в три раза легче изучать. Вам ещё повезло, что преподавали транзисторы, у нас один дед до них так и не дошёл, всё на электронных лампах объяснял. По самой электронике рынок в России непаханный - как раз из-за "неактуальных знаний", хотя достаточно чуть глубже самому копнуть и весь кладезь знаний человечества становится тебе доступен, плюс копеечные компоненты с алиэкспресса.3
  • iris-kiskisYi, интересен уровень освоения C "буквально за выходные", особенно учитывая, что он не из ООП 🤔 Я однозначно согласна с тем, что высшее образование именно про базовые и фундаментальные знания, но проблема в том, что далеко не все вузы и далеко не по всем предметам справляются и с этим. Английский, увы, даётся скорее для галочки, программирование почти везде заканчивается где-то там на основах ООП. По ощущениям, самая высокая концентрация сложного была во времена 10-11-ых классов и подготовки к ЕГЭ, которое обычно принято ругать. А потом 6 лет вялотекущего высшего образования с задачами, однозначно более лёгкими, нежели та же часть С из ЕГЭ по математике. Так что про "научить учиться" и "даём базу" - это скорее вялые оправдания нежелания приводить в порядок высшее образование.1
  • Alexander ShirnenTanja, случайно не в Финляндии сейчас? Фамилия кажется финская ))2