Я неудачно выбрала нишу в бизнесе на маркетплейсе и потеряла 500 000 ₽

113

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

В апреле 2023 года я уволилась из найма и решила открыть свой бизнес.

Поняла, что больше не могу работать на своей работе, которой отдала больше пяти лет жизни. Причина банальна: надоело, вот вроде все хорошо, но не могу — перегорела.

Начать решила с маркетплейсов, это же сейчас так популярно! К тому же я 15 лет отработала в сфере активных продаж, торговала очень разными товарами — от игрушек до систем вентиляции. Систему построения взаимоотношений с покупателями знала изнутри. Поэтому сомнений в правильности выбора у меня не было. Я написала заявление об уходе с работы и зарегистрировала ИП.

Так как это был мой первый самостоятельный проект, я досконально подготовилась. Прошла два бесплатных курса работы на маркетплейсах — в Тинькофф Университете и Ozon University. Полезной оказалась только общая информация о специфике работы на площадке, все остальное узнавала на собственном опыте.

Я поставила для себя главный критерий — рисковать только тем, что имею сейчас. У меня были накопления — около 100 000 ₽, в кредиты я категорически решила не залезать.

Долго анализировала рынок, искала поставщиков, сравнивала цены. В качестве рынока сначала рассматривала электротовары, так как последние пять лет работала в крупной электротехнической компании и знала поставщиков и условия закупок. Но чтобы получить выгодные цены в этой сфере, нужно быть дистрибьютором брендов, иначе придется закупаться на общих условиях. К таким сложностям я не была готова, поэтому отказалась от этой идеи.

Зная проблему с возвратами товаров и то, что в любом случае придется платить за логистику, а соответственно, и закладывать эти риски в стоимость, решила выбирать из категории невозвратных товаров. А это косметика и нижнее белье.

Опыт работы с оптовыми поставками косметики у меня тоже был. Я обзвонила всех известных мне поставщиков, попросила прайсы. Исходя из этих данных, промониторила возможных конкурентов по нижней границе отпускной цены уже на маркетплейсе. Так я поняла, что для покрытия себестоимости товаров, комиссии площадки, рекламных затрат наценка должна быть минимум 200%. Ну и, разумеется, было бы неплохо что-то заработать. Поэтому эта ниша была отметена.

Вдохновившись опытом популярного блогера, основным товаром выбрала женское нижнее белье. Именно на этом этапе что-то пошло не так. Первый поставщик, как оказалось, не держит постоянного ассортимента — пришлось искать другого. У второго товары дороже. А третий не разрешает торговать своим брендом на маркетплейсах — это было прямо прописано в договоре.

В итоге мне удалось найти, как мне казалось, идеального поставщика в Иванове. Цены были просто сказка.

Я и предположить не могла, что белье можно купить за такие деньги.

Посудите сами: хлопковые слипы в рубчик с модной в прошлом сезоне резинкой в спортивном стиле стоили 40 ₽ за штуку. Я посмотрела всех продавцов на Ozon, обошла все офлайн-магазины в городе — нигде они не стоили дешевле 200 ₽.

Я заказала первую партию из шести разных моделей на пробу и укомплектовала упаковки по две штуки разных цветов. Цену выставила очень демократичную — 280 ₽ за комплект.

Мое рабочее место, которое я обустроила, когда уволилась с работы. Единственное оборудование, которое я купила для запуска магазина на маркетплейсе, — это принтер этикеток за 5000 ₽
Мое рабочее место, которое я обустроила, когда уволилась с работы. Единственное оборудование, которое я купила для запуска магазина на маркетплейсе, — это принтер этикеток за 5000 ₽

Товар хранила у себя дома. Сложно было только с новыми партиями, пока их переупакуешь и промаркируешь, — весь дом был в трусах. А в индивидуальной упаковке, разложенные по размерам в коробки, они много места не занимали, поэтому на складе я сэкономила.

Первая партия ушла за неделю. Я вдохновилась и заказала следующую, уже намного больше. Все, что я выручала, уходило на рекламу и закупку нового товара. Но я считала это нормальным для старта.

Торговля шла два месяца, а потом заказы резко прекратились, не было вообще ни одного.

Сначала я не могла понять, что случилось. Пока не наткнулась на своего же поставщика, торгующего на маркетплейсе этим же товаром по цене, которую я могла получить только при оптовой закупке. Стало понятно, что я тут не конкурент.

К слову, на сайте этого поставщика написано, что в розницу они не работают и физическим лицам товары не продают. При закупке мы не оформили договор, мне выдали только заказ-наряд — по сути, обычную квитанцию. Поэтому никаких требований я предъявить не могла.

Я позвонила им с вопросом, как это возможно, — мне ответили что-то невнятное. Тогда я решила искать другого поставщика. Когда приблизилась дата очередной закупки, поставщик сам мне перезвонил и спросил, буду ли я закупаться. Я в очередной раз задала свой вопрос об их продажах на маркетплейсе. Мне пообещали перезвонить с ответом — жду по сей день, прошло уже пять месяцев.

Посчитав свои расходы и доходы за полгода, я поняла, что потеряла более 540 000 ₽. Это расходы на товар, логистику, упаковку, оборудование, фотосессии, рекламу и налоги — суммарно 121 000 ₽. К своим убыткам я также отношу 420 000 ₽ упущенной выгоды — столько я бы заработала, если бы мой поставщик не вышел на маркетплейс с низкой ценой.

Приближался очередной отчетный налоговый период, и заплатить налоги мне предстояло из своих денег, потому что продажи так и не возобновились. ИП и магазины я быстренько закрыла, чтобы не попасть на еще более кругленькую сумму.

Непроданного товара осталось немного, около 150 комплектов белья. Остатки я выставила на «Авито» — очень медленно, но продается. Утешаю себя тем, что бельем мы с дочерью теперь обеспечены надолго.

Что я поняла:

  1. Я неправильно выбрала товар — с дешевыми вещами перекупщикам невыгодно выходить на маркетплейсы.
  2. Нельзя верить поставщикам на слово, нужно прописывать все важные условия в договоре.

Я не бросаю идею работать на себя, нужно лишь сменить вектор развития. Идеи бизнеса есть, но пока они только на уровне идей.

Мой опыт пошел мне на пользу — меня пригласили в компанию, которая решила выйти на маркетплейсы и продвигать свой бренд. Опираясь на свои знания, я помогаю им настроить продажи.



Редакция
А вы пробовали торговать на маркетплейсах?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Когда уже люди поймут, что, продавая товары на маркетплейсах, вы работаете на эти самые маркетплейсы, а не на себя?

62

Константин, строго говоря, получая прибыль от какой угодно деятельности, мы работаем именно на того, кто эти деньги даёт.

Думаю, "работать на себя" - это подразумевает наличие выбора из тех, кто даёт деньги. То есть сегодня - один маркетплейс, завтра два, послезавтра - собственные прямые продажи через свой личный интернет-магазин, соц. сети.

21

Топовые селлеры, с выручкой в сотни миллионов рублей, смотрят с улыбкой на местных комментаторов)

4

Константин, полностью согласна, так и есть.

2
0
Герой

15.01, 15:25

Отредактировано

Как вы проморгали что этот товар уже продается на маркетплейсе? Это же первое что нужно сделать.

52

Александр, до нача сотрудничества все проверила, их не было, а буквально через месяц появились.

23

Светлана, это конечно все меняет. К сожалению частая ситуация. И даже получение товара из Китая не гарантирует что вдруг не появится конкурент с таким же товаром, но ценой ниже.
Поэтому я считаю что лучше несколько товаров запускать, с небольшими закупками. Но мне с дивана конечно виднее как говорится =)
Вы молодец что хотя бы пробуете. Не останавливайтесь.

67

Александр, спасибо)

6

Светлана, ... это ж классика получить конкурента в вашем лице! И увеличить продажи ... Вы сами слили им себя ...
🤷‍♂️🤷‍♂️🤷‍♂️

2

Светлана, многие на маркетплейсах зарабатывают за счёт копирования товара одного продавца и повышения цены. Кто то с детского мира торгует, подняв цену в 2 раза.. так что..

2
0
Герой Т—Ж

15.01, 17:20

Прибавьте к своим убыткам ещё и отсутствие зарплаты за полгода.

39

Magnolia, эх, ну лежачего не бьют 🙈

16
0

Что я поняла из Вашего опыта:
- Не стоит уходить из найма, не наладив стабильный доход, как предприниматель. Тем более, что Вы ничего не производите, а перепродаёте. Знаю случай, когда человек не побоялся уйти в свой бизнес с хлебной должности в солидной госкорпорации в начале 2022 года. НО бизнес к тому моменту существовал несколько лет и его ежемесячный оборот составлял около миллиона руб. Чел ушёл, потому что масштабы бизнеса больше не позволяли совмещать его с наймом. Конечно, случились трудности с платежами иностранным поставщикам, но опять-таки к тому моменту бизнес был вполне устойчивым, что дало возможность его владельцу справиться с ситуацией и найти оптимальное решение.
- не стоит делать ставку на маркетплейс, как на единственный канал продаж. Впрочем, из Вашей истории это и так очевидно.

И вот этот пассаж улыбнул: "Долго анализировала ниши, искала поставщиков, сравнивала цены... Вдохновившись опытом популярного блогера, основным товаром выбрала женское нижнее белье". Так Вы анализировали и в итоге вышли на нижнее белье, как основной товар, или действовали по принципу: "Всё побежали и я побежал"? Чел из истории выше торговал детскими товарами, и, как не раз мне доводилось слышать от разных людей, это и есть самая прибыльная ниша.

36

user2963469, я тоже думала, что детские вещи прибыльная ниша. Однако здесь тоже не так все нладко. То все хорошо, то тишина

12

Роза, таки, всё просто, находишь интересующий тебя товар, жмешь кнопку похожие и ищешь минимальную цену... Что не так? Разница в цене на один и тот же товар в три раза, легко! И зачем мне платить больше? И даже у официала на его сайте мне иногда товар покупать не выгодно! Ибо доставка почтой или СДЭК, минимум тысяча к цене товара, а на маркете, бесплатно!!

2

Алексей, я покупала вещи не штучно, а килограммами из Европы, а продавала штучно. Выгода есть, но стабильной продажи нет, в моем случае дело не в цене было, а имннно, что не получается за сезон иметь стабильную выручку, которую можно вложить в оборот.

4

user2963469, наличие "собственного бизнеса" при работе в найме одна из причин увольнения по основному месту. Сам такого умника увольнял, который работу делал по остаточному принципу, зато бизнес мутил из офиса.

2
0

Также проработала в минус с маркетплейсами 2 года. То все хорошо, то все плохо. И поняла,что сама система маркетов не даст заработать. Все время то логистика повысилась,то платная приёмка, то потеряли. ИП пока не закрыла,но думаю в других направлениях творить. Лучи поддержки автору

25

Ибби, спасибо.

4
0

Интересно, зарабатывает ли кто-нибудь вообще нормально и регулярно на маркетплейсах. По-моему, большинство продает в убыток, цены часто в 2 раза ниже, чем в розничных магазинах.

22
Герой

16.01, 07:40

Elen, не может же быть, что тысячи и тысячи продавцов годами торгуют себе в убыток и никуда не уходят?

24

N, просто старые отпадают и приходят новые. Не зря так пиарятся курсы по выходу на маркетплейсы. Наверное, сами маркетплейсы их и стимулируют

9
Герой

28.02, 15:19

Елена, у меня в закладках годами лежат некоторые штуки, которые я время от времени покупаю. И отзывы там не за один год.

4

N, на самом деле, конечно, успешные селлеры есть.

0

N, так там и продавец наверное в основном Вайлдберриз. Они все норм товары сами продают и их много

0

N, зарабатывают, но сильно не всё. Больше скажу, Кое-кто даже не понимает, что не зарабатывает, просто не считают вообще.

9

N, может, хотя наверное и не годами. Нужно понимать как работает экономика, но в кратце: 1) вам кажется что вы работаете в прибыль (отправная точка на которой нужно было привлечь специалиста, чтобы вам проверили экономику и реально ли вы в прибыли), но по факту в небольшой убыток. 2) у вас кончается товар но денег почему то тоже нет и вы решаете , что просто вложились в рекламу и тд и берете кредит и увеличиваете оборот 3) через какое то время до вас доходит что вы должны поставщикам , кредиторам а денег нет. Вы начинаете таки считать и понимаете, что накручивали оборот на убыток... классика

7

Андрей, ну вот ооооочень точно написали!!!

1

Elen, зарабатывают те кто делает большую закупку монотовара по хорошей цене или производят сами.И да, к сожалению поставки часто в чёрную, серую без затрат на серты и оплату пошлин(это снизит доп.расходы) или крупняки с возможностью занять нишу,сделать магазин и объемом окупить те же серты. А кто по 100 трусов купил по цене оптовика мелкого, тот просто отнёс свои деньги в карман WB.

14

Фройляйн, есть ниши под каждый бюджет. Но лезть в нишу на ярд, с 120 000 смело. Примерно бюджет нужен от 500 т.р. + под подушкой иметь около 1 млн (это минимум)

0

Elen, да зарабатывают, компании производители и крупные импортеры)) В общем у кого ярдовые обороты

5
0
Герой

18.01, 09:49

Отредактировано

Как же эта статья прекрасно коррелируется с недавней статьей о женщине 53 лет, которая с накоплениями 250тр на старость собралась входить в маркетплейсы... причем там ей шлют всяческие лучи поддержки вместо того, чтоб образумить

21
0

Вообще производитель абсолютно прав - зачем ему, да и покупателю, собственно, посредники с наценкой 200%, если можно самому производителю напрямую продавать товар? Деньги должен получать тот, кто произвел, а посредников из цепочки нужно убирать. И так маркетплейс свое отожмет.

17
0

Неужели перекупкой думали обойти производителей? На маркетплейсе все предложения как на ладони. Там ищут эксклюзив.

12
0

От перекупов одно зло! Зачем они вообще нужны?

12

Альдек, это из серии "торговал деревяными членами в Химках"?

11

Лариса, тоже про Химки вспомнила ;))) в фильме, кстати, имелись в виду не буквальные, а члены КПСС - их деревянные фигурки продавались во всех сувенирных

8
0

Да...тяжело сейчас спекулянтам) все ниши заняты ещё в 90е))

11
0

Можно ещё полгода подождать и опять посчитать убытки. С учётом упущенной выгоды окажется, что потерь аж миллион.

10
0

Что же я прочитал?-Какую-то ерунду.. Автор позиционирует себя как хороший сэйлз.
А в реальности, как и многие комментаторы, выбирает товар и ищет поставщиков, как банальный чудик. Помню, лет пять назад, на садоводе бегала свора по рядам, выбирала товар для маркетплейсов, сейчас всех сдуло, потому как импортеры сейчас сами сидят на маркетах и своими бюджетами и профессионализмом, переиграют любого наивного предпринимателя. По российским производителям: все, что востребовано в данных каналах сбыта уже представлено самим производителем, либо его дилером. При обращении к таком производителю, будете посланы на другой конец света.

10
0

Не совсем понял, откуда 400 тыс упущенной выгоды появилось???
Это типа моральная компенсация, за то что производитель вышел на маркетплейс???

10
0

На маркетплейсах можно заработать (говорю это как менеджер маркетплейсов). Работала с разными поставщиками, видела процесс изнутри и реальные цифры, а не блогерские прогревы к курсам. Но войти новичку сейчас очень сложно, а истории про "проанализировала, но прогорела" чуть ли ни каждая вторая.
Согласна с предыдущими комментариями, что по началу не стоит бросать найм, а совмещать, так как на раскрутку магазина может уйти много времени

9
0

Я тоже диванный критик, но все "стратегии успеха", которые я помню, выглядели примерно так: кто-то вовремя заметил, что чего-то где-то не хватает, и своевременно занял эту нишу, как винтик. Я понимаю, что вы выбрали нижнее белье, так как вы женщина и разбираетесь в нем, но по идее, сначала надо было найти супер-поставщика, и плясать уже оттого, что есть. Поставкой винных пробок же занимаются не из большой любви к вину). А толкового подсказать не могу, нужно риски предугадать. Белье есть санкционное, например вуман сикрет или Виктория сикрет (чета его вообще не привозят). Ещё есть ниша нестандартных размеров, женщины в возрасте и весе часто не могут подобрать бюстг. 75B есть везде, а вот 80 и 85А...

9

Danyanine, будьте повежливей. Напоминаем о правилах: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

7
0

На маркетплейсах зарабатывают только сами маркетплейсы! Спустить в унитаз полмиллиона!!!!! Поискали бы сначала реальные отзывы работы с маркетплейсами! 10 лет у меня небольшой магазин розница, с развитием маркетплейсов и после эпидемии Ковида продажи пошли резко вниз , людей просто не стало. Приходят в день 2 или 3 покупателя, продавцов пришлось уволить. Приходится теперь работать и с маркетплейсами. О какой то прибыли и речи быть не может! Работа в минус, хоть какие то деньги вернуть за товар, который уже пылью покрылся в магазине. Маркеты "съедают" всю наценку "моржу" на товар за свои услуги: комиссия за услуги , за доставку, участие вашего товара в акциях, штрафы, за эквайринг и много чего. На выходе даже "бульона из под яиц " не получите. На счёт вам в итоге переведут 30-35% от вашей цены, за которые вы ещё и налоги заплатите. Можно конечно в карточке поставить цену с гигантской наценкой в карточке товара, но тогда ни одного заказа не будет на ваш товар. Мой совет: возвращайтесь на вашу работу, где все было хорошо. Многие "перегорают", но стабильность главное, и отдыхать нужно
чаще и лучше.

7
0

Ну тоже опыт. Дорогой, но опыт

6
0

Товара осталось немного, 150 пар (продавали 2 пары за 280рублей), а недополученная прибыль 420.000.
Что-то тут не вяжется.
75,5 упаковок*280рублей получается гораздо меньшая сумма.

6
0

Автор статьи потеряла реально 120 тысяч только, а 420 тысяч это её якобы упущенная выгода, заголовок в таком случае неуместный.

6
0

Сейлеры маркетплейса один из моих постоянных клиентов (бух компания), под них нанимали отдельно людей, но текучка жуткая, постоянные закрытия и уходы, тут же консультации у новичков.
По своему бизнесу основная ошибка лезть в популярное, во-первых высокая конкуренция в нише, во-вторых вас раскручиваю инфо цыгане, т.к они зарабатывают на популярном, в-третьих это не ваша сфера, вы занимаетесь не тем что умеете, не то что знаете, а тем что модно. Итог обычно плачевен, потери, долги и.т.д.
Вот я хороший бухгалтер и налоговый юрист, я собственник бух компании и это моё, не модное, а моё.
Ищите свою нишу.

5

Анастасия, возможно это не выгодно, поэтому нет такой низши

5

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество