Моя девушка решила купить Айпад, но никак не могла выбрать подходящий — и попросила меня помочь.
Мы рассмотрели пять вариантов, у каждого нашлись свои плюсы и минусы. Один работает с фирменной клавиатурой-чехлом и меньше грузит глаза, но при этом он тяжелый и дорогой. Другой дешевле, но экран там похуже, а клавиатуру-чехол он не поддерживает. Третий выглядит компромиссом между первыми двумя, но у него хуже снимают камеры и два динамика вместо четырех.
Из-за большого количества свойств выбирать можно долго. За это время может поменяться настроение или зарплата — и время будет потрачено впустую. Чтобы этого избежать, я пользуюсь методом, который помогает сравнить все свойства и сразу понять, какая покупка больше подходит.
Мой метод подходит для выбора дорогих покупок с большим количеством свойств: техники, мебели, участка земли, накопительного счета в банке, страховки от несчастного случая, путевки на Марс. В этой статье я покажу метод в действии: сначала выберем девушке Айпад, потом примеримся к вкладу в банке.
В жизни Айпад мы выбирали из пяти вариантов, но для статьи оставлю три, чтобы было проще разобраться в методе. Оставшиеся два добавим в конце.
Определяю важные свойства
На выбор покупки влияют не все ее свойства, а только важные. Айпад нужен девушке для работы с текстом, деловой переписки, отдыха, чтения книг и просмотра фильмов. Ей важна масса планшета, размер экрана, антибликовое покрытие, подстройка под освещение. А разблокировка по лицу и совместимость с фирменным пером «Эпл» большой роли не играют. Ну и, конечно, почти всегда важна цена.
В первую очередь я собираю важные свойства в одну таблицу. Чем больше свойств, тем точнее выбор, поэтому если сомневаюсь в каком-то свойстве, то все равно его добавляю. В случае Айпада я не уверен, что девушке важна производительность процессора, но на всякий случай все равно ее учел.
Если какое-то свойство у всех вариантов одинаковое, как время работы батарейки, я его все равно оставляю — просто чтобы не забыть. Кроме того, всегда может появиться вариант, у которого это свойство отличается.
Оцениваю свойства
В получившейся таблице я оцениваю свойства Айпадов. Сколько вариантов свойств, столько и вариантов оценок. Например, у всех Айпадов цена разная, поэтому оценки — от 1 до 3. А у антибликового покрытия только два значения, «есть» или «нет», поэтому оценки — 1 или 2.
На этом этапе лучший выбор — Айпад-эйр. Но это если все свойства одинаково важны.
Уточняю выбор
Если первое место занимают два варианта или одни свойства выглядят важнее других, я распределяю все свойства по важности. Для этого я добавляю в таблицу еще одну колонку — «Важность свойств». Это коэффициент, на который я потом умножаю оценку каждого свойства.
Важность свойств оценивается от 1 до количества свойств, в нашем случае — от 1 до 12, где 12 — самое важное свойство. Главный принцип — одинаково важных свойств нет, поэтому коэффициент у всех свойств разный.
Если оценка для нескольких вариантов оказывается одинаковой, я добавляю еще свойство или убираю менее важное. Для Айпада этого делать не пришлось: лучшим для девушки по результатам сравнения остался Айпад-эйр.
А теперь то же самое, но с банковским вкладом
Метод подходит и для выбора услуг, например вклада в банке. Возьмем три вклада и изучим их свойства. Все параметры я взял у настоящих банков, но в этой статье для большей объективности назову их «Первый вклад», «Второй вклад» и «Третий вклад».
Чтобы свойства было проще оценивать, иногда их удобно делить по группам. Вклад в банке — как раз такая ситуация. У меня получилось три группы: выгода, надежность, удобство.
Наши банки предлагают примерно одинаковые вклады, поэтому итоговый выбор будет зависеть от приоритетов. В таблице я расставил их так: важнее всего выгода, потом надежность, а в конце — удобство.
Субъективные свойства
При выборе планшета или вклада в банке главную роль играют объективные свойства: цена, доходность, размер экрана. Но для некоторых покупок субъективные свойства — например дизайн кресла или звучание музыкального центра — не менее важны. Их точно так же можно добавлять в таблицу и оценивать.
Некоторые решения опираются почти только на субъективные свойства. Скажем, при выборе ресторана я оцениваю атмосферу и вкус еды. А при выборе подарка — какое впечатление он произведет на человека. В этом случае появляются такие свойства, как масштабность подарка, желаемость и уровень неожиданности.
Субъективные свойства оценивать сложнее, чем объективные. Но если приноровиться, с их помощью можно принимать самые сложные решения. Например, какого президента выбрать или что надеть на работу.
Когда метод не работает
Выписывать и сравнивать свойства не имеет смысла, если их мало или цена выбора невелика. Скажем, при заказе пиццы или покупке носков.
Метод не работает и в ситуациях, когда какое-то свойство имеет слишком большое или слишком маленькое значение. Если вы хотите купить самую дорогую путевку или вон ту белую машину, бесполезно сравнивать объективные свойства покупок. А если есть предубеждение, скажем, против Андроида, то никакие доводы не убедят поменять «Эпл» на «Самсунг».
Для остальных ситуаций я подготовил шаблон таблицы: сделайте копию документа, выпишите варианты и оцените свойства. Оценки с учетом важности подсчитываются автоматически и суммируются в конце таблицы.
Как быстрее выбирать покупки
- Запишите в таблицу все варианты покупки и их свойства, которые считаете важными.
- Для каждого свойства расставьте баллы для вариантов от худшего к лучшему — получится рейтинг свойств.
- Оцените свойства от наименее к наиболее важному — получится коэффициент важности свойств.
- Для каждого свойства у каждого варианта умножьте рейтинг на коэффициент.
- Для каждого варианта сложите оценки всех свойств. Вариант с наибольшей оценкой — то, чего вы сейчас хотите.
- Для ускорения процесса воспользуйтесь шаблоном таблицы.