Если ничего не менять на работе, через год на ту же зарплату станешь жить хуже.
Чтобы так не получилось, приходится расти и показывать руководству, почему тебе нужно платить больше.
Я собрал действия, которые с 2010 года приводили сотрудников в разных обстоятельствах к росту зарплаты.
В статье — мой личный опыт и советы от основателя эйчар-проекта «Антирабство» Алёны Владимирской и директора по персоналу айти-компании «Бит-мастер» Гульнары Плотниковой.
Случаи разные: я маркетолог в интернет-проектах, Алёна рассказала про менеджеров среднего звена, а Гульнара — про программистов.
Отсортированы истории по скорости роста зарплаты, сначала — с мощным эффектом, но требующие больше усилий.
Смена работы с повышением зарплаты
Рост зарплаты: 67% сразу при переходе
Восемь месяцев назад я ушел из айти-компании НПО «Компьютер» в «Кивитакси» — международный тревел-проект, который делается в Ижевске.
Постучался по открытой вакансии. Откликнулся на нее в течение суток, ночью с пятницы на субботу. Утром субботы ко мне в друзья добавился директор, а в воскресенье мы встретились. Через две недели я вышел на работу.
В «Кивитакси» я сразу получил прирост 67% к прошлому заработку. Еще мы обговорили условия, при которых будет рост 50—100% за 2—3 года.
Мне помогли четыре принципа:
- Постоянно искать. Я слежу за региональным рынком труда и обновляю резюме раз в полгода-год.
- Развиваться. До «Кивитакси» я делал контент для поддержки продаж, прототипировал сайты и работал с конверсией, наладил взаимодействие с продавцами по обработке лидов — этот опыт востребован на новом месте.
- Знать рынок. «Кивитакси» — одна из трех ижевских компаний, которым нужен маркетинг внутри и которые продают продукт за рубеж, то есть имеют валютный доход. Поэтому они готовы платить выше рынка, если у тебя для этого достаточно знаний. Я знал, что на их вакансию нужно откликаться.
- Не спать. Тревел-проекты живут в ритме, когда решения принимаются мгновенно, и я попался в подходящее время. Быстро откликнулся, быстро встретился, быстро вышел на работу.
Увеличение менеджерской нагрузки
Рост зарплаты: 100% за полгода работы
Руководитель сетевого салона по продаже мебели хотел управлять еще одним салоном. Ожидал, что это принесет рост зарплаты на 50—60%. Директор сети отказал: считал, что так просядут продажи в первом салоне.
Сотрудник намеревался уйти. В «Антирабстве» его отговорили от этого решения. Помогли составить бизнес-план. В цифрах показали, почему желаемое назначение выгоднее, чем наем на работу нового руководителя, его команды и их обучение. Подключили к планированию двух ключевых подчиненных, которые были готовы пойти вместе с руководителем поднимать второй салон.
С детальным планом удалось убедить директора. За полгода у второго салона выросли продажи. Руководитель получил должность директора всех салонов сети. Рост зарплаты составил 100%.
Ключевые моменты:
- Обосновать в цифрах. Если вы имеете дело с собственниками, а не с наемными менеджерами, покажите, куда уходят деньги компании. Нужно отстаивать свое мнение, но делать это грамотно, подкрепляя цифрами.
- Приносить пользу. Мало кто готов повышать зарплату за красивые глаза. Найдите способ сделать так, чтобы с повышением вашей зарплаты компания стала работать лучше.
Беседа после предложения конкурента
Рост зарплаты: 33% по итогам беседы
Программист работал несколько лет, не думал о переходе, зарплата и темп ее роста устраивали. Поступило предложение от компании-конкурента с зарплатой на 60% выше. Отказываться не позволяла совесть, но и менять место не хотелось. Пошел к руководству, честно описал ситуацию.
Работодатель хотел удержать сотрудника. В результате переговоров согласились сделать прибавку 33%. Это меньше, чем в предложении конкурента, но зато для сотрудника отсутствовал риск не освоиться в коллективе, не справиться с новыми обязанностями.
Это спорный способ. Большинство работодателей не любят такие ситуации, так как нужно решать, что делать, в течение нескольких дней. Некоторые работодатели расценивают это как шантаж.
Но случай позволяет:
- Показать спрос. Когда работодатель видит, что к вам есть интерес конкурентов, ваша ценность в его глазах возрастет.
- Вызвать боль потери. «Так долго растили специалиста, и теперь он уходит?» — это работает на сотрудника.
Смена работы с понижением на старте
Рост зарплаты: 20% через три месяца
Арт-директор интернет-проекта в Нью-Йорке была вынуждена вернуться в Россию. Аналогичную работу найти не могла. В «Антирабстве» девушке объяснили, что сразу получить должность арт-директора, скорее всего, не выйдет. Посоветовали уйти на временное понижение в должности и деньгах.
Девушка согласилась, пришла в дизайн-агентство. Ее уровень был выше, чем у всех коллег, включая операционного директора. Через три месяца, к концу испытательного срока, ее сделали креативным директором. Результат — вернулась в должность и увеличила доход на 20% по сравнению с нью-йоркским.
Профессионал может не бояться временного ухудшения, опыт себя проявит. Нужно:
- Смириться. Специалистам бывает трудно принять снижение должности и зарплаты, даже если на новом месте есть перспективы.
- Потрудиться. В любой коммерческой компании повышение зарплаты приходит вслед за хорошим результатом.
Управление внутренним проектом
Рост зарплаты: 20% за полгода работы
В 2015 году я еще работал в НПО «Компьютер». Топ-менеджеры прописали в стратегии, что маркетингу нужно генерировать больше лидов. Я взялся за проект по повышению конверсии сайта системы «Директум» — основного продукта компании.
Для меня это было необычной задачей: нужно было полностью вести работу, организовать процесс и добиться результата. Это большая ответственность.
Я просчитал и согласовал план, собрал команду, наладил систему передачи лидов продавцам, создал отчеты. В итоге мы закрыли проект на «удовлетворительно», а я добился повышения зарплаты на 20%.
Работодатели ценят, когда сотрудник готов:
- Взять ответственность. Если делать только то, что говорят, на рост можно не рассчитывать. Принимайте больше решений самостоятельно.
- Управлять командой. Так сотрудник разгружает руководство, а значит, освобождает его время для задач более высокого уровня.
Соблюдение формальной процедуры — аттестация
Рост зарплаты: 15% сразу после аттестации
В НПО «Компьютер» каждый сотрудник имеет одну из семи категорий. Первая присваивается при трудоустройстве, седьмая дается топ-менеджерам. Через полтора года работы я аттестовался на четвертую. Обычно на нее сдают не раньше чем через три года работы, так принято. Но у меня были нужные знания и опыт, прописанные в требованиях. На подготовку ушла неделя.
Это формальная процедура, но при получении новой категории принято просить повышение зарплаты. Я получил 15% прибавки.
Что было важно:
- Соответствовать требованиям. То, что нужно для повышения квалификации, обычно известно. Остается составить план, выучиться и наработать практику.
- Не бояться. Можно проявить инициативу, а можно ждать, пока скажут: «Пора уже, друг, и аттестоваться!»
Смена работы с повышением в должности
Рост зарплаты: 10% сразу после перехода
Программист веб-портала хотел вырасти до ведущего разработчика. Пришел в «Антирабство», где для него подобрали интернет-проект. Масштаб проекта был меньше, и за счет опыта работы в большом портале сотрудник сразу получил желаемую должность.
На новом месте повысился не только статус, но и зарплата — на 10% относительно прошлого заработка.
В таких случаях хорошо:
- Не задирать нос. Хотя новая компания была меньше, в ее масштабах сотрудник оказался полезнее, и это сыграло в его пользу.
- Приходить с опытом. Именно за опыт небольшие фирмы платят сотрудникам больше, чем крупные корпорации.
Подработка внутри компании
Рост зарплаты: 10% сразу после просьбы
Программист хотел увеличить доход. Потенциал роста с текущими обязанностями был исчерпан. Потребности в более квалифицированном специалисте не было. Эйчары предложили брать «аккордные работы» — закрывать небольшие внутренние задачи вне текущих обязанностей. Например, нужно было сделать сервис для автоматизации приема сотрудников.
Программист согласился выполнять работы в сверхурочное время. Получил прибавку в 10%. Руководители понимали, что выгодно не брать фрилансера, а поручать такие задачи своему специалисту.
Требуется:
- Спросить самому. В рамках компании много неочевидных задач, о которых не успевают думать, пока кто-то не предложит помощь.
- Перерабатывать. Не ради того, чтобы заметили и похвалили, а сразу договорившись, что за это будут платить.
Обучение коллег
Рост зарплаты: 5—10% за три месяца работы
Я дважды получал прибавку за то, что организовывал внутреннее обучение.
В сео-агентстве «Директ-оптима» я стал ведущим специалистом, когда начал проводить в отделе штурмы при сложных заказах. Совместная работа помогала учить новичков, которых в год мы нанимали по три человека. Повышение дало прибавку в 10% к сдельной зарплате.
В НПО «Компьютер» я запустил курс для внутренних публичных экспертов, которые хотели готовить тексты сами, а не при помощи пиарщиков. В течение трех месяцев мои ученики начали выпускать первые материалы. Я получил прибавку в 5%.
Обязательно:
- Найти потребность. Обучение сотрудников должно быть выгодно компании. Иначе это пустая трата времени.
- Упорядочить свои знания. Без этого делиться ими не получится.
Создание дочерней самоокупаемой фирмы
Рост зарплаты: около 7% за шесть месяцев работы
В конце второго года работы в сео-агентстве я с коллегой вывел подразделение копирайтеров в отдельную фирму. Для этого я три месяца работал с директором и бухгалтером, сводил экономику в «Экселе» и на цифрах доказал, что мы будем как минимум окупаться. Еще три месяца мы всё организовывали и открывали ООО.
Директор передал нам часть головной боли и согласился делиться доходом. Я имел 5% чистой прибыли. В среднем участие в прибыли давало четверть всего моего заработка, но я потерял в части сдельной зарплаты, так как отвлекался на менеджмент. В итоге рост составил только около 7%.
Придется впрячься и рисковать. Только если взвалить на себя риски и заботы руководства, можно рассчитывать на участие в прибыли.
Экономия бюджета без ухудшения результата
Рост зарплаты: 5% за три месяца работы
С третьего месяца в НПО «Компьютер» я стал писать с экспертами компании статьи для профильных СМИ. Редакции принимали статьи бесплатно, а за рекламные публикации на этих же площадках нужно было бы платить от 40 до 100 тысяч рублей.
Благодаря моей работе отдел экономил бюджет, но достигал целей по охвату целевой аудитории. Выпустив две первых статьи, я показал руководителю цифры и получил прибавку в 5%.
Чтобы так сделать, надо:
- Знать расходы. Компания тратит где-то лишнего — нужно только найти.
- Предложить решение. Просто указывать на проблемы бесполезно. Вернее, полезно, но за это обычно не повышают зарплату.
Всегда можно найти вариант
- Взять сверхурочную работу.
- Повысить квалификацию.
- Взять ответственность за новый проект.
- Перейти на новое место с большей зарплатой, с повышением в должности или с перспективой быстро вырасти.
- Организовать обучение коллег.
- Начать экономить деньги компании, не ухудшив результат.
- Создать дочернюю структуру и вывести ее на окупаемость.