Заработал новый стандарт контроля качества питьевой воды
С 15 января 2025 года действует новый стандарт о контроле качества питьевой воды.
Расскажем, что нового внедрили в сферу ЖКХ и как изменения повлияют на качество воды.
Вы узнаете
Что поменялось
ГОСТ Р 71581-2024 описывает стандарты качества питьевой воды. Полный перечень документов — оснований для нового госта можно найти в разделе «Библиография». Теперь, если нужно решить вопрос с качеством воды, не придется изучать десяток источников: все собрали в одном месте.
В госте нет новых глобальных требований: в этой части он лишь дублирует положения правил предоставления коммунальных услуг и СанПиН 1.2.3685-21 .
Обязаны ли организации ЖКХ применять новый гост
Госты не нормативные правовые акты, применять их можно добровольно . Исключение — соблюдать гост обязывает закон или иной нормативный документ. Например, в сфере дорожного движения .
Верховный суд отметил, что, по умолчанию, государственные стандарты — это нормативные технические акты без правовых норм. Но использование стандартов повышает качество работ, продукции и услуг .
Так, ГОСТ Р 71581-2024 устанавливает рекомендации по контролю качества воды. Ресурсоснабжающая или управляющая организация заявила о том, что применяет гост в работе — например, сообщив об этом на сайте. Тогда при нарушении требований госта она может понести ответственность.
Что делать, если сомневаетесь в качестве воды
Даже если организация не работает по госту, документ может быть полезен потребителям коммунальных услуг.
Допустим, из крана уже неделю течет ржавая вода. Вы вправе подать жалобу в УК, чтобы она проверила качество воды и устранила проблему.
Как обратиться в УК. Нужно позвонить в ее аварийно-диспетчерскую службу, а если договор заключен с ресурсоснабжающей организацией (РСО), в аварийную РСО. Диспетчеру сообщают о проблемах с качеством воды, например осадке или запахе.
Сотрудник аварийки обязан :
- сообщить ФИО;
- номер и время регистрации заявки;
- возможную причину нарушения, если она известна;
- сроки выполнения заявки;
- согласовать дату и время проверки качества коммунальной услуги — не позднее двух часов от времени заявки.
По результатам проверки составляют акт, где указывают наличие или отсутствие нарушений в качестве воды.
Также вы вправе обратиться в УК с заявлением.
УК обязана дать ответ в течение 10 рабочих дней .
Если вы не согласны с результатами проверки, потребуйте от УК или РСО провести и оплатить экспертизу . Но если она не подтвердит нарушения, придется возместить ее стоимость.
Чтобы не нести такие финансовые риски, можно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор.
Как пожаловаться в Роспотребнадзор. Это проще всего сделать в сервисе ведомства, авторизовавшись через госуслуги. Надо еще приложить копию жалобы в УК и ответ, если он был. Ведомство в течение 30 дней проведет проверку и отправит ответ .
Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga