Заработал новый стандарт контроля качества питьевой воды
ЖКХ
1
Фотография — Mariya Borisova / 500px / Getty Images

Заработал новый стандарт контроля качества питьевой воды

Проверить качество воды стало проще
Обсудить
Аватар автора

Дмитрий Бурняшев

эксперт в сфере ЖКХ

Страница автора

С 15 января 2025 года действует новый стандарт о контроле качества питьевой воды.

Расскажем, что нового внедрили в сферу ЖКХ и как изменения повлияют на качество воды.

Что поменялось

ГОСТ Р 71581-2024 описывает стандарты качества питьевой воды. Полный перечень документов — оснований для нового госта можно найти в разделе «Библиография». Теперь, если нужно решить вопрос с качеством воды, не придется изучать десяток источников: все собрали в одном месте.

В госте нет новых глобальных требований: в этой части он лишь дублирует положения правил предоставления коммунальных услуг  и СанПиН 1.2.3685-21  .

Обязаны ли организации ЖКХ применять новый гост

Госты не нормативные правовые акты, применять их можно добровольно  . Исключение — соблюдать гост обязывает закон или иной нормативный документ. Например, в сфере дорожного движения  .

Верховный суд отметил, что, по умолчанию, государственные стандарты — это нормативные технические акты без правовых норм. Но использование стандартов повышает качество работ, продукции и услуг  .

Так, ГОСТ Р 71581-2024 устанавливает рекомендации по контролю качества воды. Ресурсоснабжающая или управляющая организация заявила о том, что применяет гост в работе — например, сообщив об этом на сайте. Тогда при нарушении требований госта она может понести ответственность.

Что делать, если сомневаетесь в качестве воды

Даже если организация не работает по госту, документ может быть полезен потребителям коммунальных услуг.

Допустим, из крана уже неделю течет ржавая вода. Вы вправе подать жалобу в УК, чтобы она проверила качество воды и устранила проблему.

Как обратиться в УК. Нужно позвонить в ее аварийно-диспетчерскую службу, а если договор заключен с ресурсоснабжающей организацией (РСО), в аварийную РСО. Диспетчеру сообщают о проблемах с качеством воды, например осадке или запахе.

Сотрудник аварийки обязан  :

  • сообщить ФИО;
  • номер и время регистрации заявки;
  • возможную причину нарушения, если она известна;
  • сроки выполнения заявки;
  • согласовать дату и время проверки качества коммунальной услуги — не позднее двух часов от времени заявки.

По результатам проверки составляют акт, где указывают наличие или отсутствие нарушений в качестве воды.

Также вы вправе обратиться в УК с заявлением.

Образец из госта: жалоба в управляющую компанию

УК обязана дать ответ в течение 10 рабочих дней  .

Если вы не согласны с результатами проверки, потребуйте от УК или РСО провести и оплатить экспертизу  . Но если она не подтвердит нарушения, придется возместить ее стоимость.

Чтобы не нести такие финансовые риски, можно обратиться с заявлением в Роспотребнадзор.

Как пожаловаться в Роспотребнадзор. Это проще всего сделать в сервисе ведомства, авторизовавшись через госуслуги. Надо еще приложить копию жалобы в УК и ответ, если он был. Ведомство в течение 30 дней проведет проверку и отправит ответ  .

Образец из госта: заявление в Роспотребнадзор с просьбой организовать проверку качества воды
Образец из госта: заявление в Роспотребнадзор с просьбой организовать проверку качества воды

Больше материалов о покупке квартир и домов, обустройстве и ремонтах — в нашем телеграм-канале «Свой угол». Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_nedviga

Дмитрий БурняшевА как у вас с качеством питьевой воды?