«Праздник плавно перейдет в путешествие»: 4 истории о свадьбе за границей

Ностальгия и сметы читателей Т⁠—⁠Ж

7
«Праздник плавно перейдет в путешествие»: 4 истории о свадьбе за границей

Есть много способов отпраздновать свадьбу.

Аватар автора

Ксения Донская

узнала, как семейные лодки отправляются в плавание

Страница автора

Мы нашли читателей, которые отказались от традиционных банкетов за миллион и сразу отправились в свадебное путешествие, заключив брак на Кипре, в Чехии, на Карибах и где-то посреди Сейшельских островов.

Они рассказали, как устроили запоминающийся праздник без тамады и интересных конкурсов, какие были сложности с документами и реально ли организовать церемонию в чужой стране самостоятельно.

Море, бесплатная арочка и барбекю под открытым небом


На Кипре мы были и до свадьбы, нам там понравилось: жара, отдых, молодежная атмосфера. К тому же нам не хотелось свадьбу как у всех. Когда празднуешь дома, приходится звать больше гостей, потому что иначе кто-нибудь обидится, — это повышает расходы. Также у нас принято брать все свадебные услуги пакетом: фотограф, видеограф, аренда, оформление — это тоже выливается в круглые суммы. Даже если тебе что-то из этого не нужно, одно цепляется за другое: нанимаешь фотографа, он говорит: «А давайте еще и видео снимем? А почему у вас арочки красивой нет? Давайте арочку добавим». Мои знакомые, которые женились в Томске в прошлом году, из-за этого превысили свой бюджет в два раза.

Мы всем своим друзьям рассказали, что у нас будет свадьба на Кипре, и предложили поехать с нами: отдохнуть на море и заодно отпраздновать. В результате у нас была компания из восьми человек: наши самые близкие друзья и моя сестра. Все приехали за свой счет, квартиру с Airbnb оплачивали вместе. Нашей знакомой, одной из лучших свадебных фотографов Томска, мы оплатили проживание — она приезжала на пару дней.

Все покупки мы делали постепенно, так что особо копить не пришлось. Где-то за четыре месяца до свадьбы взяли билеты, это была самая большая статья расходов: около 60 000 рублей на двоих за авиарейсы Томск — Москва, Москва — Ларнака и обратно. Потом скинулись вместе с друзьями на квартиру: 10 дней обошлись в 83 000 рублей.

Серебряные кольца нам сделала ювелир в Томске: мое стоило 4000 рублей, Ленино — 3000. Мою рубашку и платье невесты заказали на Asos. На Кипре не нужны дорогие наряды: там жара, солнце, море, соль. Зато во время фотосессии мы лазили по горам и не боялись лечь на землю, а вечером купались в море прямо в одежде, потому что она дешевая и ее не жалко.

В итоге нам нужны были деньги только на праздничный ужин и сам отдых.

На подготовку к свадьбе ушло максимум два дня. В Томске мы взяли справку об отсутствии брака, перевели ее и наши свидетельства о рождении на английский и заверили у нотариуса. Также заранее оплатили взнос за регистрацию — около 300 евро.

Между Россией и Кипром существует соглашение, по которому заключенные на Кипре браки признаются и у нас, для этого даже не нужен апостиль — печать, благодаря которой документы одной страны считаются действующими в другой. Но в Томске, как оказалось, мало кто об этом знает. В паспортном столе разобрались довольно быстро, а когда Лена через пару месяцев после свадьбы решила поменять фамилию, ей сказали, что свидетельство невалидное и нужно ехать обратно на Кипр ставить апостиль. Я залез в интернет, скачал все нужные документы и показал, почему никаких дополнительных печатей не нужно. Все закончилось хорошо, паспорт поменяли. Думаю, у нас такие случаи бывают редко и люди просто не знают, что делать в подобных ситуациях.

На Кипре много свадебных организаторов и агентств, но мы абсолютно все сделали сами.

Церемония прошла в городе Сотира, это рядом с Айя-Напой. Там было уютно, очень красиво и при этом не так много туристов: загс Айя-Напы наверняка находится рядом с каким-нибудь клубом.

Мы искали место для церемонии, а потом приехали в загс — отдать документы и узнать, как все будет проходить. Очень приятный регистратор, настоящий грек, отвел нас во двор: там стояла обалденно красивая деревянная арка, заросшая цветами. И мы поняли, что не надо париться, можно расписаться прямо здесь.

Моя сестра занимается мейкапом, она сделала Лене макияж, еще одна наша подруга — парикмахер — отвечала за прическу. В Айя-Напе был единственный цветочный магазин, и мы там скупили вообще все, что выглядело прилично. Кое-что нарвали тут же с деревьев и кактусов, а наша фотограф собрала из этого букет: она хорошо разбирается в цветочных композициях, так что получилось очень красиво.

После регистрации пообедали вместе в кафе, потом друзья поехали домой, а мы — фотографироваться на побережье. В ресторан вечером решили не идти: в нашей квартире была огромная терраса под открытым небом, там же стоял гриль, можно было включать свою музыку, никто не мешал. Мы набрали рыбы, мяса, напитков где-то на 200 евро, сами все приготовили. На тот момент мы уже несколько дней были на Кипре, все належались на море, а тут какая-то встряска, движуха, всем весело. Объелись, классно провели время.

Главный минус свадьбы за границей в том, что не все родственники и друзья могут приехать. Поэтому спустя полгода мы устроили вечеринку для близких, назвали ее «Несвадьба». Это был фуршет с музыкой и развлечениями, ничего особо свадебного в нем не было. Зато были все наши родные, даже мои бабушка и дедушка, которые обычно не выезжают из деревни.

Если бы мы праздновали свадьбу за 250 000 рублей в Томске, то она проходила бы в плохом месте, пришлось бы на всем экономить: гостей набралось бы больше, значит, еда была бы не такая вкусная и изысканная, напитки не такие качественные и даже фотограф такой себе. И главное — не было бы такой красоты вокруг.

Секретная церемония со священником, ромовый пунш и опечатка в свидетельстве о браке


Сперва мы хотели отпраздновать свадьбу с близкими друзьями в Москве или Санкт-Петербурге, однако быстро поняли: слишком много хлопот. Хотелось как можно меньше суеты, и в итоге мы решили отказаться от чехарды с банкетами и на те же деньги рвануть на Карибы. Мы там раньше не были, поэтому определяться с островом пришлось по отзывам и рекламным предложениям. Барбадос выбрали, потому что там безопасно и относительно недорого: к примеру, свадебная церемония на Ямайке стоит в среднем на 15—20% дороже.

Вопрос с гостями решился автоматически: билеты не только на себя, но и на гостей мы себе позволить не могли, поэтому решили никого не звать. Обид мы не боялись, поскольку держали свою затею в секрете. В этом была соль нашей хулиганской авантюры: удрать на край света и никому не сказать. О свадьбе знали только родители невесты — они, конечно, ворчали, но в конце концов порадовались за нас. А в моей семье свадьба сюрпризом — традиция, так что моя матушка узнала обо всем уже по телефону и была очень рада.

Наш план позволил объединить свадьбу и давно запланированную трехнедельную поездку по Британским островам. Мы устроили настоящее свадебное путешествие и, как ни парадоксально, немного сэкономили: отдельные билеты туда-обратно на Карибы и в Великобританию обошлись бы дороже, чем маршрут Россия — Барбадос — Британия — Россия.

На Барбадосе официально регистрируют браки между иностранцами, при этом там нет никаких временных ограничений, можно играть свадьбу прямо в день прибытия. Этим, кстати, часто пользуются пары во время Карибских круизов: можно сойти с трапа прямо к венцу, а вечером отчалить к следующему острову.

Документы реально оформить самостоятельно, если в запасе есть хотя бы неделя. Для этого нужно оплатить пошлины. Но, если время ограниченно, можно обратиться к одной из местных компаний, которая возьмет бумажные хлопоты на себя.

Для легализации брака в России достаточно на Барбадосе проставить апостиль на свидетельство о браке и сделать нотариально заверенный перевод на русский. При желании можно прийти с этими документами в отделение УФМС и поставить штампы в паспорта. Мы, честно говоря, так до сих пор и не собрались.

Планировать путешествие мы начали за три месяца, к тому моменту у нас уже было отложено около 300 тысяч рублей, которые постепенно тратились на билеты и отели. Изначально мы рассчитывали на бюджет в 700 тысяч рублей, еще 150 тысяч — на незапланированные расходы и покупки. В итоге примерно так и получилось. Большую часть нам удалось накопить за оставшееся время.

Я постарался извлечь побольше выгоды из своих покупок: в январе оформил кредитную карту ALL Airlines, чтобы получать за авиабилеты и бронирование отелей большой кэшбэк. К карте прилагалась бесплатная страховка — в поездке она пришлась весьма кстати. Кредитный лимит тоже пригодился: около ста тысяч в поездке потратили уже с кредитки. Долг закрыли в беспроцентный период.

Мы прилетали на остров за пару дней до свадьбы, поэтому с организацией и оформлением документов нам помогала местная контора. Я почитал отзывы на «Трипэдвайзоре», посмотрел сайты и написал письма тем, кто больше всего понравился. В итоге организаторы, которые полностью нас устроили, нашлись за пару недель, их помощь обошлась нам в 92 тысячи рублей.

В эту сумму входили:

  • 🌴 Консультации по всем свадебным вопросам.
  • 🌴 Все пошлины и сборы за оформление свадебной лицензии и свидетельства о браке.
  • 🌴 Помощь с подачей документов.
  • 🌴 Проставление апостиля на свидетельство о браке.
  • 🌴 Почтовые расходы на пересылку документов.
  • 🌴 Трансфер от отеля до места проведения церемонии и обратно.
  • 🌴 Проведение самой церемонии.
  • 🌴 Гонорар мирового судьи, который должен был провести церемонию.
  • 🌴 Услуги двух свидетелей: по законам Барбадоса без них нельзя, у нас в роли свидетелей выступили организатор и водитель.
  • 🌴 Букет невесты.
  • 🌴 Услуги фотографа.
  • 🌴 Свадебный тортик.

На мой взгляд, стоимость завышена: скорее всего, такие цены рассчитаны на клиентов из США. Требования по организации у нас были самые скромные, так что будь мы на Барбадосе не впервые — организовали бы все сами. Тем не менее о потраченных деньгах не жалею: без них у нас не вышло бы осуществить мечту и отпраздновать свадьбу в день дурака.

Самой большой сложностью стало заключение формального договора с агентством: было непонятно, как его подписывать, как защитить себя от мошенничества и какую юридическую силу в принципе имеет эта бумага. Процесс был устроен таким образом: наш организатор Бьянка прислала нам предварительный договор, мы согласовали все условия и формулировки, распечатали итоговый заполненный документ и отправили ей сканы с подписями. Она распечатала их у себя, поставила свою подпись и прислала нам фотографию подписанных документов. Честно сказать, выглядело все это крайне сомнительно и я до последнего был уверен, что на месте нас никто не встретит и деньги мы потеряем.

К счастью, эти опасения не оправдались: в день свадьбы Бьянка забрала нас утром на своей машине и довезла до Бриджтауна — столицы Барбадоса, где находится министерство внутренних дел. Там мы подписали заявление на брак и получили так называемую свадебную лицензию: обязательный документ для официальной регистрации. Это заняло около полутора часов. Местных служащих очень путало, что фамилия и отчество не одно и то же, причем у невесты оно заканчивается на -вна, а у жениха — на -вич.

После этого мы попрощались с Бьянкой до вечера и пошли гулять по Бриджтауну. Это не очень большой город, за пять часов мы обошли его почти целиком, никуда не спеша и заглядывая по дороге в сувенирные лавки. Ближе к вечеру выпили по паре коктейлей в баре на набережной и оттуда поехали на церемонию.

Без неприятных сюрпризов не обошлось.

На церемонии выяснилось, что проводить ее будет не магистрат, а священник. По умолчанию все браки на Барбадосе — религиозные, а регистрация гражданского брака стоит на 50 долларов дороже. При этом в своей торжественной речи магистрат не затрагивает тему религии. Мы заплатили больше, но в итоге на нашем свидетельстве написано religious marriage. Подозреваю, что Бьянка сэкономила и присвоила эту сумму себе, но мы решили оставить это на ее совести и не портить себе настроение.

Вторая неприятность подстерегала нас позже. На Барбадосе не выдают оригинал свидетельства о браке: он хранится в МВД, а молодоженам выдается официальная копия. Эту копию не успели изготовить до нашего отъезда с Барбадоса, так что мы договорились получить ее по почте. После возвращения в Россию выяснилось, что в свидетельстве опечатка. Его переделали, копию прислали нам в Москву на подпись, потом мы отправили ее на Барбадос, чтобы поставить все печати, и наконец получили документ. На весь этот процесс ушло два месяца и 1600 рублей.

Мы ни на чем целенаправленно не экономили — скорее просто не тратили сверх необходимого и избегали барских замашек в духе «свадьба, гуляем на все!». Например, обувь для невесты стоила 0 ₽: она не стала заморачиваться и вышла замуж в старых конверсах.

Из лишних трат во время поездки могу назвать бронирование мест в самолетах. Испугавшись рассказов о злобных лоукостерах, которые норовят рассадить людей подальше, мы пару раз оплатили выбор мест. Как выяснилось позже, это было не обязательно: даже в тех случаях, когда мы ничего не бронировали, нас сажали рядом. Этот урок стоил нам около 30 евро. Багаж, наоборот, стоило всегда оплачивать заранее: из-за проблем с ним мы чуть не застряли посреди ночи на Мартинике, причем без необходимых для этого виз.

Не стоит экономить на местной кухне и напитках. На Барбадосе отменный ром и вкусные коктейли, а визитная карточка острова — ромовый пунш. Из еды нам больше всего понравилась махи-махи — золотистая макрель. На вкус, как ни странно, больше всего напоминает говядину.

Думаю, если бы мы решили устроить свадьбу на те же деньги в России, то все равно бы куда-нибудь уехали — не в Карелию, так на Байкал. Жаль только, что в апреле в этих краях прохладно.

Церемония на яхте и праздничный ужин


Мы очень долго решали, какой должна быть наша свадьба. Обычную церемонию с бесконечными тостами про любовь и терпение мы не хотели. Да и идея массового праздника на сто человек совсем не привлекала, но при нашем количестве друзей и знакомых составить короткий список гостей было бы весьма проблематично. К тому же наши представления об идеальной свадьбе сильно расходились: Наталии нравился классический вариант с загсом и торжественной речью, мне — нечто менее формальное, Наталия теплолюбивая, а я предпочел бы жениться зимой. В итоге мы никак не могли прийти к общему знаменателю и постоянно откладывали свадьбу на потом.

На дне рождения товарища друзья из яхт-клуба, в котором мы состоим, пригласили нас в очередной круиз — на Сейшельские острова. Я тут же забронировал яхту и набрал пол-экипажа. Идея совместить поездку со свадьбой пришла позже. Все наши разногласия исчезли: торжество пройдет зимой, но в теплой стране. И однозначно будет запоминающимся: необычная свадьба на яхте, где жених — капитан, перерастет в путешествие в компании друзей.

В круиз на двух лодках отправились 15 человек, они же присутствовали у нас на свадьбе. Среди них были и наши близкие друзья, так что проблем с хорошей компанией и свидетелями не возникло. Кто-то из тех, кого тоже хотелось бы видеть рядом, присутствовать не смог: проблемой стала и цена перелета, и необходимость брать отпуск. Да и лететь пришлось бы ради одного дня: утром после церемонии мы покинули остров и продолжили маршрут. Очень жаль, что на празднование не попали наши родители, но они отнеслись с пониманием. Во время свадьбы мы высылали им фотографии, а после возвращения собрали вместе всех родных, все рассказали, показали и отметили.

Решение о свадьбе мы приняли за полгода до церемонии. Соответственно, в этот период я старался не производить никаких крупных трат. Но по расходам никаких лимитов не ставил: обычно мы пару раз в год путешествуем, так что примерно понимаем, сколько тратится на поездку. Конечно, мы старались экономить на каждой статье, но не в ущерб мероприятию. Я оплатил все основные расходы: перелет, яхту, кольца и прочее, потому что считаю, что если в моем возрасте мужчина не способен оплатить собственную свадьбу, то какой смысл жениться. А на жену легли личные траты: платье, макияж и прическа.

На Сейшелах можно жениться где угодно, но если это какое-то необычное место, то выходит дороже: надо оплачивать дорогу сотруднику загса. К тому же хотелось быть поближе к цивилизации, чтобы невеста привела себя в порядок, поэтому решили провести церемонию на острове.

Рассматривали два варианта: главный, Маэ, и второй по величине — Праслин. Поскольку мы хотели провести церемонию на яхте, основной остров отпал: тогда нам пришлось бы заходить в порт, но там не очень красивый вид для фотосессий, либо подходить к острову, но это сильно усложняло логистику. На Праслине все оказалось проще. На «Гугл-картах» мы нашли небольшой причал в живописной бухте, где сотрудник местного загса мог без проблем провести церемонию.

Для организации свадьбы мы решили взять помощника на месте. В интернете полно русскоязычных свадебных агентств, но цены там начинаются от 3000 евро за самую простую церемонию, а что-то более-менее интересное обходится в 7000 евро и выше, для нас это дороговато. Часто подобные фирмы еще и настаивают на том, что по сейшельским законам до свадьбы жениху и невесте нужно провести на острове от двух до трех недель. Это неправда, и иметь дело с людьми, которые начинают общение с обмана, нам не хотелось. Да и предлагали они шаблонные варианты: церемония в отеле, праздник в ресторане при отеле, фото на пляже.

В итоге я нашел на Форуме Винского контакты сейшельского агентства Mason’s Travel, у которого цены были гораздо ниже: за услуги, включая госпошлину и апостиль, мы отдали 276 евро, еще 35 — за перевод свидетельства о браке на русский, 30 — за штамп российского посольства. Итого 341 евро вместо 3000.

Для заключения брака нам нужно было предоставить копии свидетельств о рождении и загранпаспортов, переведенные на английский или французский. Все русскоязычные агентства настаивают на нотариально заверенном переводе, а наше, сейшельское, сказало, что это лишнее — подойдет любой перевод с печатью. Так что мы заверили его подписью будущей жены — у нее есть диплом переводчика — и печатью первого попавшегося ИП. Отправили сканы в агентство, они переслали их в загс, и через неделю получили подтверждение, что документы прошли проверку.

Оплачивали мы почти все из России, на Сейшелах не принято платить на месте. Причем наши координаторы хотели, чтобы я просто выслал им номер своей карты, а они списали с нее нужную сумму. Они объяснили, что так проще: видимо, там нет мошенников. Но я не дал им реквизиты, а перечислил деньги обычным платежом. Это был один из самых напряженных моментов.

Координатор не только помогала нам с документами, но и потом решала остальные вопросы на месте: объясняла сотруднику загса, где стоит наша лодка, искала декоратора и салон красоты и сэкономила нам кучу времени и нервов. Сейшелы — французская колония, местные говорят по-английски с сильным акцентом, их даже выпускнику иняза понять сложно. А координатор больше общается с туристами, поэтому с ней разговаривать было проще, хотя и тут языковой барьер оставался.

На место мы приехали за пять дней до назначенной даты и почти все время занимались другими делами: отдыхали, были на экскурсиях. Правда, пару часов пришлось уделить украшению яхты. Фирма-декоратор хотела от нас конкретных указаний, аналогичных заказов у них никогда не было. Поэтому конечный вариант мы обсуждали уже в офисе. Там все решилось быстро и легко. Нос украсили драпировками из фатина, орхидеями, еще какими-то местными цветами. Украшение стоило 567 € — мы поделили эту сумму пополам со второй парой, которая тоже решила пожениться в путешествии.

За день до свадьбы мы пришли на причал, который так понравился нам в «Гугл-картах». Оказалось, что он принадлежит другой чартерной компании и завтра там, скорее всего, не будет места для нас. Можно было просто встать на буй, но тогда за каждой мелочью на берегу пришлось бы ехать на моторной лодочке. Пришлось вечером того же дня приглашать директора причала на мальчишник и с помощью русского самогона объяснять, что нам очень важно стоять завтра именно там.

Все получилось: он организовал лучшее место для нашей яхты, не взял денег за стоянку и подарил нам бутылку рома.

Церемония очень напоминала российскую, только стояли мы на яхте, на маленькой сетке в носовой части лодки и клятву за сотрудником загса нужно было повторять на английском, а некоторые слова было весьма сложно выговаривать. Забавное ощущение.

После мы фотографировались на яхте и катались на другой конец острова: там красивый пляж. Снимки делал наш друг, который тоже путешествовал с нами: он отличный фотограф и из-за нас привез с собой кучу специального оборудования. А вечером мы вернулись на лодку и отметили все свадебным застольем.

Мы не пошли в ресторан: один из наших гостей уже был на островах и предупредил, что там очень дорого. В качестве свадебного подарка он сам предложил организовать наш свадебный стол. Наш друг увлекается кулинарией, так что мы были уверены, что все будет на высшем уровне. Часть продуктов и мелочей для сервировки он привез из Праги, остальное купили на месте. В итоге он с помощью других членов экипажа, которые что-то чистили-резали, накрыл шикарный стол с изысканными закусками и вкуснейшими мясными блюдами.

Мы попросили гостей не заморачиваться с подарками и дарить деньги. Отдельным пожеланием было минимизировать традиционные «горько» и обойтись без конкурсов. В целом остались яркие впечатления и еще более яркие фото на память.

Свадьба у нас была в понедельник, а сертификат подготовили в пятницу после обеда. Обычно это требует больше времени, но в субботу утром мы улетали. Денег за срочность агентство с нас не взяло.

Когда мы вернулись, нам осталось только поставить штампы в паспорта. Это вызвало некое удивление сотрудников, но прошло без проблем.

Наши документы в России даже слишком легальны: получить свидетельство о браке российского образца мы так и не смогли, в загсе сказали, что наше сейшельское действительно, поэтому оснований для повторной выдачи нет. Пока ни с какими критическими последствиями мы не сталкивались. Но, например, при выдаче шенгена требуют свидетельство российского образца, поэтому при подаче документов я не смог подтвердить, что еду с женой. Правда, на выдачу визы это не повлияло. Также законодательством Сейшел не предусмотрена смена фамилии при регистрации брака, но при желании это несложно сделать уже в России.

На мой взгляд, свадьба за границей имеет сплошные плюсы: она в любом случае интереснее, чем нудные посиделки в ресторане в России. Бонусом будет оригинальное свидетельство о браке, а праздник плавно перейдет в свадебное путешествие. В Курске на ту же сумму мы могли бы устроить классическую свадьбу: ресторан, конкурсы, покатушки, фотосессия.

Фотосессия в замке, хард-рок и путешествие во время путешествия


У нас было две свадьбы: в Москве и в Праге. За год до этого мы ездили в Чехию и узнали от гида, что там можно недорого отпраздновать. У подруг жены были «пляжные» свадьбы, и мы решили организовать «замковую», чтобы не повторяться.

На оба праздника потратили около 500 000—600 000 рублей. У меня были сбережения, к 40 годам это нормально. Жена покупала платье, частично оплачивала перелет и ресторан в Москве.

Мы сразу решили, что регистрировать брак будем в России. Можно было, конечно, расписаться в пражской ратуше, но это вышло бы дороже, пришлось бы делать кучу переводных документов. К тому же мы строим дом и планируем получать налоговый вычет, при регистрации в Москве это проще. Плюс теща, с которой мне очень повезло, не могла полететь с нами за границу.

На московской свадьбе у нас было восемь гостей, на пражской — шесть. Еще мы с женой и дети. У меня умерли все близкие, четвероюродных теток звать не хотелось, а большинство друзей перебрались за границу: получили хорошие предложения от крупных компаний. Двое из них прилетели в Прагу из Италии и Швейцарии. С нами в Чехию поехала одна из подруг жены с дочерью, она за все платила сама, я только помогал с организацией. Еще две останавливались в Праге на пару дней по дороге на отдых.

Московская свадьба обошлась нам примерно в 70 тысяч рублей. Тут все было как обычно: парикмахер, сборы, лимузин, церемония, ресторан. Регистрация проходила в зале дворца Алексея Михайловича в Коломенском. До этого мы пришли в музей в день бесплатного посещения и выбрали место. Отделение загса находится тут же. Регистрация стоила около 10 тысяч рублей, плюс билеты для гостей и право на фото — все вместе вышло около 15 тысяч. Фотографа я нашел на youdo.com. Он был только на регистрации, час его работы обошелся в 3000 рублей. Фото получились средненькие, но сойдет.

После регистрации пошли в итальянский ресторан, он тоже был средненький, но мы и не стремились отметить в дорогом.

Организацией свадьбы в Праге занималось агентство, на все ушел примерно месяц и около 250 тысяч рублей. Там были разные пакеты, мы выбрали «Классический», туда входили в том числе прическа невесты, цветы, лимузин, аренда зала в замке, фотосессия. Все можно было выбрать, договаривались с организаторами по почте. В результате пражский фотограф оказался гораздо лучше московского, а со стилистами вышла обратная картина.

Кое-что мы оптимизировали: например, нам не нужны были встреча и проводы в аэропорту и на эти деньги мы заказали микроавтобус. Еще можно было бы отказаться от обзорной экскурсии по городу: я о Праге рассказываю интереснее.

Перелет, трансфер и гостиницу на неделю мы тоже взяли пакетом: как оказалось, это выгоднее, чем бронировать самим. На четырех человек потратили 160 тысяч рублей.

Утром в день церемонии я гулял по городу, ходил в квартал, где продаются куклы для театров, а жена собиралась. Далее был лимузин и регистрация в замке Добржиш. Хозяева получили его по реституции — возврату имущества бывшим владельцам — и сдают залы для подобных мероприятий. Круто, когда веревочку убираешь и входишь в комнаты: там разрешается трогать все, кроме фарфора. Я, например, держал в руках книгу 17 века о рыцарских походах с цветными и, подозреваю, сделанными вручную, иллюстрациями.

В свадебный пакет входили скрипач и пианист, репертуар уточняли друзья. В итоге регистрация прошла под November Rain от Guns’n’Roses.

Рыдал я, а не жена.

После мы погуляли по Праге под дождем, пофоткались, поужинали в ресторане «У синей утки», где нашей компании выделили целый зал. Там можно было выбрать комплексное меню для каждого гостя, а не заказывать огромные блюда на всех. Шампанское и вино брали в ресторане отдельно, по 12—20 евро за бутылку. На ужин потратили около 40 тысяч рублей — почти так же, как в Москве. Торт у нас был свой, и нам дали скидку в 180 крон на человека.

В Праге мы были неделю, нужно было придумать какую-то программу. Я увидел предложение о путешествии в Баварию, в замок Нойшванштайн. Мы нашли гида, составили маршрут и поехали в «путешествие во время путешествия». На это ушло еще около тысячи евро.

У нас было больше подводных камней при организации свадьбы в Москве. В Праге почти все вопросы решал координатор. Конечно, в празднике за границей есть свои минусы: стоимость перелета и проживания. Зато свадьба получается необычной — «почувствуй себя принцессой», можно сказать.

Конечно, на те же деньги можно было отпраздновать в Москве: с тамадой, баяном, кучей родственников и мордобоем. Но зачем?

Что вам больше по душе?


Где идеальное место для идеальной свадьбы? Сидим дома, крутим глобус:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество