Сколько стоит организовать свадьбу в Турции на 40 человек
Прошлой весной мы поженились. И самостоятельно организовали пятидневное свадебное торжество на 40 человек в турецком городе Калкане.
Мы мечтали о камерной свадьбе в компании близких друзей на красивой вилле на берегу океана, где-то далеко от будничной действительности.
Это накладывало ряд ограничений, в том числе бюджетных. Но выбора не было: либо женимся так, как задумали, либо не женимся вообще! Так ровно за 12 месяцев до церемонии мы начали поиски локации.
Поиск подходящей локации
Локация должна была соответствовать этим критериям:
🌊 Вид на озеро, море или океан.
⛰ Горы.
🏡 Красивая вилла с панорамным остеклением.
✈️ Недорогие авиабилеты для гостей из Москвы, Омска, Новосибирска, Петербурга, Ростова, Воронежа и Мюнхена.
🛏 Возможность разместить 40 гостей.
🥂 Доступные цены на проживание, еду и напитки.
Опираясь на опыт прошлых путешествий, мы возлагали большие надежды на Грузию. Это одна из самых живописных стран на планете, но все же без должной инфраструктуры: подходящих для нашего праздника вилл мы не нашли. Потом стали перебирать европейские страны: Испанию, Грецию, Черногорию и другие. Но эти варианты пришлось отбросить из-за высоких цен: например, ориентировочная стоимость комнаты в вилле на Тенерифе составляла 3000—3500 ₽ в сутки. Так выбор пал на Кипр: по этому направлению есть недорогие билеты, а на самом острове много мест по доступной цене. Здесь комната в вилле обошлась бы в 2500—3000 ₽.
Мы начали искать на Airbnb виллы на Кипре и случайно обратили внимание на скопление объявлений севернее — в районе турецких городов Каш и Калкан. По эстетическим критериям виллы в этих городах не уступали тем, что мы видели на Кипре и в Европе, а по стоимости существенно выигрывали.
На фотографиях Калкан казался уютным греческим городом с белыми домиками, яркими цветами, бирюзовым морем и живописными горами. Так оказалось и в жизни. Город находится между Олюденизом и Кемером — крупными курортами, которые отвлекают на себя основной турпоток соотечественников. В Калкан же приезжают преимущественно европейцы и пожилые британцы, что положительно сказалось на уровне сервиса. Единственная сложность — трехчасовой трансфер из аэропорта Антальи или Даламана, но мы смогли это преодолеть.
Выбор дат церемонии и программа свадьбы
Помимо места, было важно определиться и с датами. В Турции сезон начинается 1 июня, что влияет на цены — они вырастают на 20% и более. При этом мы ориентировались на май: для нас это знаменательный месяц, потому что мы начали встречаться 16 мая. Хотели праздновать максимально близко к этой дате.
Мы проанализировали погоду в Калкане за последние пять лет и пришли к выводу, что праздник лучше сдвинуть ближе к концу мая, когда уже точно будет тепло и солнечно. Чтобы гостям было удобно взять недельный отпуск, мы решили праздновать с воскресенья по субботу. Так и пришли к датам — 19—25 мая.
Программа свадьбы
19 мая. Приезд гостей и приветственный ужин
20 мая. Вечеринка в бассейне
21 мая. Свободный день
22 мая. Свадебная церемония и первый день праздника
23 мая. Второй день праздника на яхте
24—25 мая. Свободное время и отъезд гостей
📝 План: гости добираются до Калкана за свой счет, а мы покрываем их расходы на проживание, завтраки, ужины, напитки и программу развлечений. Другими словами, гость должен только приехать, а мы его погуляем!
Почему мы сами занялись организацией свадьбы? Во-первых, местные провайдеры долго отвечают и могут внезапно пропадать на неопределенный срок. Английский язык не проблема, но тяжело получить внятное коммерческое предложение или ответ на практически любой вопрос. Например, еще будучи дома, мы искали на месте аудио- и видеоаппаратуру, но в итоге пришлось везти все с собой, потому что местные провайдеры не смогли помочь с парой колонок, микшерным пультом и микрофонами. Во-вторых, свадебные агентства перепродают все составляющие праздника в разы дороже. Задача показалась посильной, особенно при поддержке друзей.
Доставка и размещение гостей
Мы решили пригласить гостей заблаговременно, чтобы все смогли спланировать время и приехать: друзья получили приглашения за 8—12 месяцев. Всего на свадьбе было 40 человек: шестеро — наша семья, остальные — друзья. Мы завели телеграм-канал, где публиковали информацию о Калкане, ближайших достопримечательностях и предстоящих активностях, а за несколько месяцев создали чат для всех приглашенных.
Мы не олигархи, поэтому билеты смогли оплатить только родителям и двум друзьям: один вел свадьбу, второй отвечал за фотографии. Четыре билета из Омска для родителей обошлись в 137 000 ₽, ведущий летел из того же города за 33 000 ₽, а фотограф — из Москвы за 16 000 ₽. Все остальные гости полетели за свой счет. Билеты из Москвы до Антальи и обратно стоили в пределах 20 000 ₽ на одного человека, из более отдаленных мест — 30 000—35 000 ₽ с пересадкой в столице. Итого мы потратили на перелет около 234 тысяч рублей.
Для семьи мы заказали трансфер из Антальи на микроавтобусе за 10 тысяч рублей. Гости же должны были самостоятельно скооперироваться в чате. Некоторые также заказали трансфер или такси, другие взяли в аренду автомобиль, кто-то на момент свадьбы уже был в Турции, а самые смелые поехали в Калкан на машине через Грузию. Не повезло только одному гостю, который попытался добраться из Антальи до Калкана на общественном транспорте. Спросил местных, ему указали на трамвай. На конечной остановке он увидел закусочную под названием «Калкан».
Разместить 40 человек в одном приличном месте практически невозможно. Но и не нужно. Мы забронировали четыре виллы, благо цены в мае были очень даже адекватные. Для поиска использовали Airbnb и Tiger villas. Основная вилла — Villa Unlimited на пять спален стоимостью 28 000 ₽ в сутки. Для друзей — Acar на шесть спален за 9000 ₽ в сутки и Akça на 7 спален за 12 000 ₽ в сутки. Семью поселили в виллу Altar с пятью спальнями стоимостью 7000 ₽ в сутки.
Все дома располагались в местах с отличным видом, на каждой вилле был собственный бассейн. В каждом доме мы назначили кураторов из числа друзей, которые решали вопросы расселения по номерам и следили за запасами еды для завтраков. Мы успели повеселиться на каждой вилле. Это было удобно как для нас, так и для соседей: тусовка из 40 человек получается очень громкой, а так можно было каждый вечер переносить место сбора с одной виллы на другую.
Мы прилетели за пару дней до праздника, чтобы сориентироваться на месте. На это время сняли виллу Belkiz с пятью спальнями, где жили вместе с гостями, которые также решили приехать заранее. Платили 10 000 ₽ в сутки. Итого за размещение отдали около 310 тысяч рублей за шесть ночей, или 1300 ₽ в сутки на одного гостя.
Еда и напитки
На каждой вилле были наборы для континентального завтрака: яйца, сыр, хлеб, джем, ветчина, фрукты, соки, молоко, чай, хлопья, масло. Мы заранее прикинули состав первоначальной закупки и примерный бюджет на завтраки: закупили запас на первые два дня, а после пополняли его по мере расходования по сигналу кураторов.
Мы не стали заморачиваться с обедами, так как в свободные дни гости посещали достопримечательности, ходили на пляжи и не синхронизировались по времени. Все обедали в ресторанах по своему усмотрению.
Каждый вечер мы собирались все вместе на одной из вилл, чтобы подвести итоги дня, поужинать и напиться до чертиков. Покупали в магазине овощи и фрукты, мясо и рыбу, ставили кого-нибудь на гриль и пировали. Гости помогали с логистикой и приготовлением блюд. Кстати, свежую рыбу продают прямо в центре Калкана. Ее разделывают на порции для гриля: пара минут — и сочный сибас готов, было невероятно вкусно. Но успевать с закупками тяжело: о том, что можно было найти местного помощника для этих целей на весь период пребывания, мы подумали уже после свадьбы.
Пить в Турции довольно дорого: в стране с мусульманской культурой очень высокие акцизы. Бутылка пива Efes стоила около 100 ₽ в магазине, вино — от 500 ₽. Мы быстро продегустировали местные вина и выбрали несколько недорогих и вкусных вариантов. Один сорт понравился нам настолько, что мы скупили его во всех супермаркетах Калкана. В конце отдыха пришлось ехать за ним в Каш.
Мы решили предлагать разные напитки в зависимости от дня свадьбы и заранее провели среди гостей опрос по поводу их алкогольных предпочтений. В итоге на церемонии лучше всего шли вино и крепкий алкоголь, а в остальные дни — пиво и коктейли на джине. Так мы и рассчитывали. Спиртное покупали по мере необходимости.
В итоге без учета кейтеринга в день церемонии мы проели и пропили почти 171 тысячу рублей за 6 дней. Получается чуть больше 700 ₽ на одного гостя в сутки.
Подготовка к церемонии и первый день свадьбы
Дизайн-код. Его разработала Таня. Тема праздника — бесконечная весна: зеленые и бежевые тона. Свадебный наряд невесты — кроп-топ, юбка, босоножки и украшения — стоил 27 000 ₽. Кроп-топ и юбку шили на заказ. Костюм жениха — тройка, ботинки и аксессуары — обошелся в 23 000 ₽.
Мы также заказали в небольшой томской ювелирной мастерской кольца за 40 тысяч рублей, но оказалось, что у нас обоих на них аллергия. На экспертизу их пока не отдавали, но будьте аккуратны при выборе металла. Белое золото и входящие в него сплавы не настолько уж гипоаллергенны, как мы думали.
Подружкам невесты купили платья на «Алиэкспрессе», потратили 4000 ₽. Друзьям жениха предложили надеть белые рубашки и бежевые брюки с зелеными подтяжками, бабочками и забавными носками: аксессуары обошлись также в 4000 ₽. У остальных гостей был менее строгий дресс-код: мы составили для них гайд по нарядам с рекомендациями.
Декор. Мы использовали бумажные шары и веера, которые заказали заранее на том же «Алиэкспрессе». На оформление навеса на террасе и фотозоны ушло полдня. В результате получилось очень уютно.
Свадебную арку можно было заказать уже на месте у флориста, но их варианты выглядели весьма так себе. Нас не устраивало качество арки: она была слишком низкая, простая и ржавая. Мы погуглили и нашли классные разборные садовые арки в магазине «Садовод» за 2000—3000 ₽. Купили одну за 2800 ₽, привезли ее с собой в багаже, а местный флорист оформил ее живыми цветами и зеленью. В качестве опоры использовали натуральные камни с близлежащей дороги. Получилось клево.
Цветы на месте нужно заказывать за несколько дней. Нам повезло: подрядчица по кейтерингу вовремя поделилась контактом неплохого флориста. Заплатили ему 13 000 ₽ за оформление арки, букет невесты, бутоньерку жениха и цветы для столов.
Аппаратура. Владельцы вилл и другие поставщики услуг не могли предоставить нам необходимую аппаратуру. Мы решили купить концертные колонки и микрофоны самостоятельно, привезти их в Калкан, а затем увезти обратно и продать. В итоге взяли колонки Behringer eurolive B210D black за 33 000 ₽ в «Аудиомании» и микрофоны AKG WMS40 mini dual US25 за 12 000 ₽ в «Музторге».
Оказалось, что это очень ликвидные товары, которые легко продаются на «Авито» за 60—70% стоимости. Вышло выгоднее, чем аренда аппаратуры, — всего около 20 000 ₽. На покупку потратили 45 000 ₽, а продали за 25 000 ₽. При этом колонки мы использовали как в день свадьбы, так и на вечеринке в бассейне, а микрофоны пригодились на второй день церемонии на корабле.
Колонки оказались такими мощными, что арендодатель позвонил нам вечером и спросил, все ли у нас в порядке, ведь музыка разносится на весь город. Микрофоны работали без проблем на всей территории виллы — чистый и приятный звук. Одна колонка занимает одно место багажа. Поскольку мы и так тащили много всего к свадьбе, то часть вещей, в том числе колонки, везли в своем багаже наши друзья.
Для звука также требовалась коммутация и микшерный пульт. Провода купили за 2000 ₽, а хороший пульт привез наш друг Паша, который также отвечал за звук во время праздника. Хорошо иметь талантливых друзей.
В качестве экрана мы использовали ЖК-телевизор из виллы: просто установили его на террасе и подключили к ноутбуку через длинный HDMI-кабель, который стоил около 2000 ₽. В идеале нужны сразу два экрана и HDMI-сплиттер, который мы купили, но не использовали, потому что не захотели везти еще один телевизор с другой виллы.
Пространство для гостей. Формат застолья нас не устраивал, но гостям все равно необходимо где-то сидеть. Мы установили фуршетный стол, стол для родителей и два пустых стола на 6—7 человек, за которыми можно было комфортно поесть, и разместили дополнительные стулья. В итоге гости могли свободно передвигаться по всему пространству и общаться разными группами, при этом никому не требовалось постоянно стоять. Всю дополнительную мебель привез кейтеринг.
Кейтеринг. Турецкий кейтеринг — это боль. Большинство предложенных меню нам не нравилось, потому что провайдеры делали акцент на тяжелые блюда: кебаб, картофель, много жареного и масляного. Мы же хотели курицу, креветки, легкие канапе и закуски. Кроме того, местные провайдеры очень плохо общались с нами онлайн: медленно отвечали и не были достаточно гибкими.
В итоге мы нашли кейтеринг, которым владеет британка Лорен: с ней легко договорились по меню и цене. В меню остались некоторые турецкие блюда, но в целом получился сбалансированный гриль-сет для праздника с упором на морепродукты.
Лорен установила гриль на заднем дворе, чтобы дым не мешал гостям, и повар готовил все прямо на месте из свежих продуктов. Счет выставили в британских фунтах, которые мы без проблем сняли в местном банкомате. В пересчете на рубли кейтеринг обошелся в 136 000 ₽.
Ведущий. Изначально мы хотели обойтись без ведущего, но вовремя поняли, что организовать 40 человек, не сойдя с ума, невозможно. Как вы помните, хорошо иметь талантливых друзей, поэтому мы обратились к нашему другу Андрею, по совместительству лучшему свадебному ведущему Западной Сибири, по нашей версии. Андрей понимал, что мы не любим традиционные конкурсы, поэтому помог нам собрать классную и душевную программу. Мы оплатили ему билеты и проживание.
Первой идеей было интервью в стиле Дудя с женихом и невестой. Андрей предложил снять лофт, нашел видеографа и подготовил вопросы. Результат мы увидели только на самой свадьбе вместе со всеми гостями — получилось супер. Мы также сделали «Свою игру». Оказывается, она довольно легко собирается в «Пауэрпоинте»: покупаете шаблон и заменяете вопросы на те, что вы придумали сами. Мы подготовили три категории о нас и разных случаях с нашими друзьями, а четвертую категорию из вопросов-шуток составил Андрей.
Поздравления шли одно за другим, но мы не поднимали бокалы за каждый тост, что позволило беспрепятственно высказаться всем гостям и не потерять трезвость рассудка. Еще в программе были фотосессии друзей жениха и подруг невесты, тусовка у фотозоны, разброд и шатание, видеопоздравления от друзей и родителей, наш танец и танец родителей. А закончилось все прыжком в бассейн прямо в праздничных нарядах.
Фотограф. Фотографом был наш товарищ Юра. Он не только отлично поработал на церемонии, но еще и сделал много удачных снимков во время продолжения торжества на яхте и похода в ущелье Саклыкент. Юре мы также оплатили перелет и организовали проживание.
Церемония. Мы подошли к этому делу максимально ответственно. Особенно наш друг Артем, которого мы попросили провести церемонию: он сшил наряд священника в католическом стиле, но зеленого цвета. В руках он держал том «Властелина колец», а к гостям вышел под тему Рохана — саундтрек одноименной трилогии. Артем приготовил речь, а мы — клятвы. Отрепетировали все без слов за сутки до торжества: продумали наш выход, расстановку гостей, музыку и последовательность шагов. В результате получилась милая и трогательная церемония с шутками, смехом и слезами гостей.
День на яхте и поход в ущелье
Это была лучшая яхта в Калкане. Сначала мы забронировали корабль за 800 GBP (69 548 ₽), но уже в местном порту увидели более шикарный вариант. Договорились арендовать его за 1200 GBP (104 322 ₽) на полный день с 10 до 19 часов. В стоимость был включен только обед, алкоголь гости самостоятельно покупали в баре.
Яхта была настолько большой, что лежаков на верхней палубе хватало на всех гостей — 40 мест. Мы посетили три живописные бухты и попрыгали с яхты в море. Также Артем организовал для гостей квиз на пару часов на тему свадебных традиций, пиратов и алкоголя. Отдых на яхте идеально подошел для второго дня торжества.
После яхты мы организовали очередной ужин на вилле друзей. Ведущий предложил поиграть в «Плохие шутки». Формат простой: два игрока по очереди очень плохо шутят друг про друга и побеждает тот, кто смог сдержать смех.
Следующий свободный день мы решили превратить в активное приключение и практически в полном составе выдвинулись в ущелье Саклыкент. Добирались до него на арендованных гостями машинах. Входной билет стоил около 100 ₽ на человека.
Перед входом нам предложили купить кораллоступы, потому что передвигаться нужно было по камням. Мы отнеслись к предложению скептически, но многие гости их купили, так как стоили они всего 200 ₽. Как оказалось, не зря: в ущелье приходилось идти вброд по камням через горную реку с ледяной водой и сильным течением, которое порой сбивало с ног. Шли цепочкой, держались за руки, пели орлятские песни — отличное упражнение на сплочение.
Проводив гостей, мы с семьей остались на несколько дней в Калкане. Затем проводили и их, а сами уехали в Олюдениз еще на три дня в лофт. Пришли в себя, поели вкусной еды от шеф-поваров, отдохнули на пляже, полежали у бассейна и уехали домой.
Финансы
Мы ведем учет расходов уже пять лет в приложении Coinkeeper. На все тратили накопленные тяжелым трудом средства — никаких кредитов. Мы постоянно копим по мере возможностей, поэтому не откладывали деньги именно на свадьбу. Условно говоря, готовились к событию год, в течение которого собирали необходимую сумму.
На месте нам пришлось решать сложную задачу: почти все затраты нужно было оплачивать наличными либо в турецких лирах, либо в британских фунтах. С этим помогла мультивалютная карта Black. Валюту покупали в приложении по выгодному курсу, снимали на месте в банкоматах: в пределах лимита — без комиссии, далее с небольшой комиссией около 1%. Большинство местных банков не выдают суммы эквивалентом более 5 тысяч рублей, но эту проблему можно решить в банкоматах арабских банков.
Авиабилеты и часть размещений оплачивали кредитной картой All Airlines: заработали много миль на будущие поездки. Проценты по кредитке мы не платим, так как закрываем все в рамках льготного периода. Чтобы мили были на одном аккаунте, пользуемся двумя картами, привязанными к одному счету.
Мы рассчитывали примерно на 1,2 млн рублей. Получилось чуть больше 1,4 млн за пятидневный праздник и почти неделю нашего отдыха после свадьбы.
Расходы на свадьбу — 1 456 000 ₽
Аренда четырех вилл в Калкане | 310 000 ₽ |
Авиабилеты | 234 000 ₽ |
Питание и алкоголь в Калкане | 171 000 ₽ |
Кейтеринг | 136 000 ₽ |
Аренда яхты | 121 000 ₽ |
Свадебные наряды | 62 000 ₽ |
Колонки и микрофоны | 45 000 ₽ |
Аренда машины и расходы на бензин | 43 000 ₽ |
Свадебные кольца | 40 000 ₽ |
Трансфер до Калкана для родителей | 30 000 ₽ |
Покупки | 25 000 ₽ |
Фотографии | 24 000 ₽ |
Декор | 20 000 ₽ |
Аппаратура | 12 000 ₽ |
Питание в Олюденизе | 73 000 ₽ |
Аренда лофта в Олюденизе | 30 000 ₽ |
Торжество в Москве после росписи в загсе | 20 000 ₽ |
Услуги видеографа | 10 000 ₽ |
Аренда лофта для интервью | 2000 ₽ |
Прочие расходы | 48 000 ₽ |
Расходы на свадьбу — 1 456 000 ₽
Аренда четырех вилл в Калкане | 310 000 ₽ |
Авиабилеты | 234 000 ₽ |
Питание и алкоголь в Калкане | 171 000 ₽ |
Кейтеринг | 136 000 ₽ |
Аренда яхты | 121 000 ₽ |
Свадебные наряды | 62 000 ₽ |
Колонки и микрофоны | 45 000 ₽ |
Аренда машины и расходы на бензин | 43 000 ₽ |
Свадебные кольца | 40 000 ₽ |
Трансфер до Калкана для родителей | 30 000 ₽ |
Покупки | 25 000 ₽ |
Фотографии | 24 000 ₽ |
Декор | 20 000 ₽ |
Аппаратура | 12 000 ₽ |
Питание в Олюденизе | 73 000 ₽ |
Аренда лофта в Олюденизе | 30 000 ₽ |
Торжество в Москве после росписи в загсе | 20 000 ₽ |
Услуги видеографа | 10 000 ₽ |
Аренда лофта для интервью | 2000 ₽ |
Прочие расходы | 48 000 ₽ |