Сколько зарабатывает свадебный фотограф
Сюзанна носится целый день с девятью килограммами на плече, вытирает сопли чужим людям, а потом семь часов возит мышкой по фотошопу. Такая работа.
Раньше Сюзанна работала инженером-конструктором, но шесть лет назад купила фотоаппарат и начала снимать. Два года назад она ушла с работы и стала свадебным фотографом. Недавно она сняла свою сотую свадьбу.
Я поговорил с Сюзанной, чтобы узнать ее опыт.
Оборудование
Камера. Фотоаппарат должен быть профессиональным, лучше всего — с полнокадровой матрицей. У такой камеры больше возможностей, фото получаются детальнее, и она может работать при слабом освещении.
Профессиональная камера без объектива стоит от 40 тысяч рублей на «Авито», приличный новый аппарат — от 60 тысяч, хорошая камера — 130 тысяч. Это только «тушка» — объектив покупается отдельно.
К сожалению, технологического прорыва не случилось и все телефоны, полупрофессиональные камеры, мыльницы, экшн-камеры и другие чудеса бытовой электроники до сих пор не могут тягаться с хорошей профессиональной цифровой камерой. Вытянуть хорошую съемку на любительской зеркалке очень сложно.
Сейчас почти все профессиональные свадебные фотографы снимают на цифровые камеры. Есть отдельные эстеты, которые снимают на пленку, но это чертовски дорого и трудоемко, хотя и красиво.
Объективы. «Тушка» камеры — это то, что принимает свет и записывает его в виде картинки. Но на «тушку» снимать нельзя, к ней нужно прикрутить объектив — это устройство, которое собирает свет, особым образом фокусирует его и направляет в «тушку». От объектива зависит геометрия кадра, возможность снимать вблизи или издалека, размытие фона, общая яркость и детальность кадра.
Камеры часто продаются в комплекте с каким-то простеньким объективом — такие наборы называют «китами», а объективы — «китовыми». Как правило, для серьезной работы они не подходят.
У Сюзанны два рабочих объектива. Первый — портретный с фокусным расстоянием 85 мм — для съемок людей и объектов вблизи. С ним получаются красивые лица с правильными чертами, красиво размывается фон.
Второй — универсальный зум-объектив с расстоянием 24—70 мм, он подходит для всего остального: заснять, как невеста красиво входит в зал, как восторгаются все гости (одновременно) и как плачет свекровь в дальнем углу комнаты. Объективы стоят от 20 тысяч, в среднем — 100 000—150 000 ₽.
Запасная камера. Запасная камера пригодится, если основная сломается. Она полезна и в ситуациях, когда нет времени менять объективы: например, если на основном портретник, а нужно срочно снять гостей в конце зала.
Запасной фотоаппарат у Сюзанны такой же, как основной. Но если денег на вторую камеру нет, для начала можно обойтись и зеркалкой за 30 тысяч рублей: лучше сделать снимок на нее, чем не сделать вовсе.
Дополнительный свет. Чтобы фотографии получались яркими и четкими, нужен дополнительный свет: вспышка и фотофонарь. Встроенная вспышка фотоаппарата обычно не вытягивает. В каких-то арт-кадрах еще можно справиться совсем без вспышки, но, если вы хотите достать из темного ресторана четкие портреты людей, без вспышки никак.
Еще понадобится синхронизатор, чтобы камера и вспышка срабатывали одновременно.
Фотофонарь или видеосвет помогают снимать в темном помещении и освещать отдельную область, а светофильтры для объектива — создавать необычный цвет кадра. Это не необходимость, но многим нравится.
Компьютер и графический планшет. Для обработки больших фотографий в профессиональном формате нужен хороший компьютер. На слабых машинах приложения для обработки фотографий тормозят, а сама обработка может длиться вечность. Цвета на плохом мониторе отличаются от настоящих.
У Сюзанны компьютер с оперативной памятью 16 Гб, четырехъядерный процессор, жесткий диск на 300 Гб и огромный монитор с ай-пи-эс-матрицей и матовым покрытием.
Кожу и фигуру на фотографиях Сюзанна обрабатывает с помощью графического планшета «Ваком»: делать это мышью неудобно и мучительно долго.
Вообще, в вопросах постобработки очень важно оборудование. Одно дело — худо-бедно отретушировать одну фотографию — тогда подойдет любой компьютер. И совсем другое, когда тебе нужно отретушировать 250 фотографий. Если компьютер сохраняет изображение полминуты, то на одни только сохранения будут уходить часы.
Мелочевка. Для съемок нужны быстрые и большие карты памяти — каждая может стоить от 1500 ₽. Также могут понадобиться штативы или моноподы, сумки. Обязательно иметь запасные аккумуляторы для всех камер и светильников — чем больше, тем лучше.
Минимальные расходы на оборудование
Оборудование | Стоимость |
---|---|
Основной фотоаппарат | 100 000 ₽ |
Два объектива | 100 000 ₽ |
Накамерная вспышка | 15 000 ₽ |
Запасной фотоаппарат | 50 000 ₽ |
Дополнительный свет | 20 000 ₽ |
Светофильтры | 1000 ₽ |
Сумки для оборудования | 4000 ₽ |
Штатив | 5000 ₽ |
4 флеш-карты | 6000 ₽ |
Запасные аккумуляторы для вспышки и фотоаппарата | 5000 ₽ |
Синхронизаторы для вспышки | 4000 ₽ |
Мощный компьютер, ай-пи-эс-монитор и графический планшет | 100 000 ₽ |
Итого | 410 000 ₽ |
Минимальные расходы на оборудование
Оборудование | Стоимость |
Основной фотоаппарат | 100 000 ₽ |
Два объектива | 100 000 ₽ |
Накамерная вспышка | 15 000 ₽ |
Запасной фотоаппарат | 50 000 ₽ |
Дополнительный свет | 20 000 ₽ |
Светофильтры | 1000 ₽ |
Сумки для оборудования | 4000 ₽ |
Штатив | 5000 ₽ |
4 флеш-карты | 6000 ₽ |
Запасные аккумуляторы для вспышки и фотоаппарата | 5000 ₽ |
Синхронизаторы для вспышки | 4000 ₽ |
Мощный компьютер, ай-пи-эс-монитор и графический планшет | 100 000 ₽ |
Итого | 410 000 ₽ |
Как сэкономить на оборудовании
Можно купить подержанную технику или вообще взять в аренду. Аренда подойдет, если вы уже умеете обращаться с техникой и понимаете, что хотите. Прокат профессиональной камеры с двумя объективами стоит 3000—5000 рублей в день.
Если покупаете подержанную технику, будьте готовы к скрытым дефектам, которые проявят себя в самый неподходящий момент. Зато так вы заплатите в 2—3 раза меньше.
Как искать клиентов
Перед тем как стать свадебным фотографом, Сюзанна училась снимать все подряд, в первую очередь людей. Снимки она делала бесплатно, а результаты выкладывала на своей странице во Вконтакте. Так у Сюзанны появилось портфолио и о ее новом увлечении узнали друзья и знакомые. Они и стали первыми клиентами.
Все фотографии в портфолио Сюзанна разложила по темам: свадьба, портреты, семья. Она не советует добавлять в портфолио все снимки — только самые удачные. Заказчики устают просматривать 500 снимков, их хватает максимум на сотню. Если меняется стиль обработки или съемки, старые фотографии лучше удалить, чтобы не создавать у заказчиков ложных ожиданий.
Больше всего клиентов приходит из соцсетей. Во Вконтакте у Сюзанны 2600 друзей и группа с 7000 подписчиков, в Инстаграме — 900 подписчиков. Профили Сюзанны есть и на всех сайтах, где жених и невеста ищут фотографа. Самые крупные — «Горько-ру», «Моя свадьба», «Свадьба-информ». Из этих сайтов клиенты приходят только с «Горько-ру».
Рекламу Сюзанна покупает в Инстаграме и на «Горько-ру». В месяц на нее уходит 3000—4000 ₽.
Все заказы Сюзанна выкладывает в сеть. На ее страницах мало личного, зато много про работу. С первого взгляда понятно, что это страница профессионального фотографа: много снимков, аккуратные аватарки. Потенциальным клиентам интересно посмотреть, как работает фотограф, поэтому кроме снимков со свадеб Сюзанна выкладывает бэкстейджи — фотографии со съемок. А вот цен на услуги нет: Сюзанна считает, что выгоднее договариваться с каждым клиентом отдельно.
Некоторые клиенты приходят к Сюзанне по рекомендациям специалистов, с которыми она работает на свадьбах: визажистов, парикмахеров, флористов, декораторов, операторов, ведущих и музыкантов. Если молодожены еще кого-то не нашли, Сюзанна рекомендует знакомых, так же поступают и они. Это выгоднее, чем искать специалистов через свадебные агентства, потому что за такие рекомендации агентства берут комиссию 10—20%.
Два года назад Сюзанна завела сайт. На него каждый месяц заходит 2—3 тысячи человек, но только посмотреть — заказов сайт пока не приносит.
Подготовка к свадьбе: договор
Перед началом работы Сюзанна всегда заключает с клиентами договор, в котором прописывает сроки обработки фотографий и обязанности фотографа. Благодаря договору Сюзанна и клиенты понимают, чего ждать друг от друга.
Сюзанна отдельно обговаривает вопрос с видео: многие клиенты думают, что фотограф между делом еще и снимет для них двухчасовое видео. Но этим занимается оператор: нельзя фотографировать и снимать видео одновременно.
По договору Сюзанна имеет право публиковать фотографии свадьбы. Если пара против, съемки стоят в полтора раза дороже. Платить за конфиденциальность согласились всего пару раз. Если случится форс-мажор и Сюзанна не сможет снимать, она гарантирует, что вернет предоплату и найдет свободного фотографа своего уровня за ту же цену.
После подписания договора Сюзанна берет аванс 30% от гонорара.
Подготовка к свадьбе: обсуждение съемок
Сюзанна всегда подробно обсуждает с женихом и невестой, что именно они рассчитывают получить. Кто-то хочет артхаус, кому-то нужно «как у подруги», кто-то не хочет ничего решать и полностью доверяет Сюзанне. Чем лучше фотограф и клиенты поймут друг друга, тем лучше получатся снимки.
Сюзанна рассказывает, что будет происходить во время съемок, и дает советы по организации свадьбы — за 5 лет она навидалась на свадьбах и хорошего, и плохого. Вместе с молодоженами она составляет подробный план съемочного дня: например, выбирает маршруты прогулки для хорошей и плохой погоды.
Если жених и невеста стесняются камеры, Сюзанна помогает им расслабиться: рассказывает смешные истории из практики, расспрашивает, как они познакомились. Это помогает ребятам привыкнуть к фотографу.
Нагрузка во время съемок
Работа Сюзанны в день свадьбы начинается в 8—11 утра и длится, пока она не снимет все, что запланировала. На съемки уходит от 6 до 13 часов, и почти все время она проводит на ногах. С собой Сюзанна носит сумку с оборудованием, которая весит 9 килограммов — это как большой арбуз.
- 9 кг
Примерно в трети случаев Сюзанна работает в сложных условиях. Снимать приходится в любую погоду: в 20-градусный мороз, 30-градусную жару, в ветер, дождь и снег. Легко сделать красивый снимок, когда на дворе прохладный и ясный апрель. Когда темный и снежный декабрь — гораздо сложнее. Спасает энтузиазм жениха и невесты: ради хороших фотографий многие клиенты готовы стерпеть все.
В сезон у Сюзанны бывает по три свадьбы за три дня. К каждой нужно готовиться: проверить технику, зарядить аккумуляторы, созвониться с клиентами. А еще выспаться и быть в хорошем настроении.
Как проходит съемка
В день съемки Сюзанна плотно завтракает. До банкета поесть не удастся, поэтому в рюкзаке у нее всегда йогурт и банан, чтобы перекусить. Время на еду появляется, когда ведущий свадьбы делает паузы.
Рабочая одежда Сюзанны — рубашка, брюки и кеды. Зимой к ним добавляется куртка, термоноски и перчатки без пальцев. Одежда должна быть свободной, чтобы было удобно снимать с разных ракурсов. Внешний вид не должен перетягивать на себя внимание от молодоженов и гостей свадьбы.
Фотограф должен знать, что будет происходить на свадьбе, поэтому Сюзанна узнает сценарий у ведущего: чтобы заранее подгадать, где нужно быть, что снимать и на что обратить внимание. Обычно снимают вот что.
Утро невесты. Съемка крупных и ростовых портретов, моментов сборов, крупных планов аксессуаров, одежды и букета.
Встреча жениха и невесты. Важно передать волнительность момента, даже если в реальности волнительность была не очень волнительной.
Прогулка. На съемку прогулки Сюзанна тратит 2—3 часа. Молодожены гуляют по городу или парку, а она ловит разные ракурсы счастья, любви и романтики.
Регистрация и фотосессия с гостями. Своим парам Сюзанна рекомендует ставить регистрацию на более позднее время, чтобы сразу после нее провести фотосессию с гостями. Если между регистрацией и фотосессией поставить прогулку, гостей придется возить с собой кругами.
Банкет. Ключевые события: встреча молодых, поздравления гостей, первый танец, традиционные церемонии, торт, бесчинства и завершение вечера.
Сложности
Свадебный фотограф должен быть внимательным и быстрым. Ни в коем случае нельзя пропустить важные моменты свадьбы: обмен кольцами, первый танец, разрезание торта. Обязательно нужно уловить счастливые радостные лица, слезы в глазах и всеобщее веселье. А если этого всего нет, аккуратно попросить нужных людей сделать нужные вещи, чтобы это в кадре появилось. Неприятные моменты свадьбы постепенно стираются из памяти, а на фотографиях все должно быть хорошо.
Свадьба — это не студийная съемка. Во время праздника сложно выстроить фокус, настроить освещение и добиться от моделей идеальной позы. Вначале все еще полны сил, поэтому постановочные кадры сделать проще. Ближе к концу вечера приходится выкручиваться: ловить приличные ракурсы, менять свет и МНОГО ретушировать. Поэтому Сюзанна старается сразу снять крупные планы пары и гостей.
Иногда гости просят Сюзанну сфотографировать их, чтобы получить снимки за чужой счет. Если она не занята с молодыми, то старается не отказывать — это неплохая реклама. Некоторые фотографы обходят за вечер всех гостей и делают качественные портреты — потом им приятно поставить эти фотографии себе на аватарки, а там и до новых клиентов недалеко.
Если что-то не так — расхлебывает фотограф
Фотограф должен всех собрать, организовать для съемок и сделать так, чтобы никто не моргнул и не выглядел пьяным.
Если что-то мешает снимать, проблему решает фотограф. Парикмахер с визажистом не справились — фотограф ретуширует непотребство. Ведущий оказался плохим тамадой — фотограф делает так, чтобы на снимках лица излучали счастье и радость. Во время прогулки зарядил ливень — фотограф переносит съемки на заранее подготовленные крытые площадки, например в парке, в беседке или под аркой.
Бывает, что опаздывает кто-то важный: визажист, парикмахер, папа с мамой или даже жених с невестой. Три раза были случаи, когда мастера прогуливали свадьбу и Сюзанне приходилось искать им замену (обычно этим должен заниматься свадебный организатор).
Пока визажист не наведет красоту, свадьбу не начнут, но никто не будет ждать, пока фотограф не спеша все отснимет. Если все опоздали, приходится включать турбину и справляться за несколько минут.
Что бы ни случилось, фотографии свадьбы должны получиться идеальными.
Обработка фотографий
После съемки свадьбы работа Сюзанны только начинается. Много времени занимает обработка фотографий. За день Сюзанна снимает 1500 фотографий, а молодоженам отдает только половину. Все снимки нужно просмотреть, удачные — отобрать и обработать. 150—200 фотографий она ретуширует: устраняет дефекты кожи и лица, улучшает фигуру.
Сюзанна использует «Лайтрум» для управления большими каталогами и «Фотошоп» для обработки и ретуши снимков. Некоторые фотографы нанимают ретушеров: они обрабатывают снимки, а фотограф проверяет результат. Это удобно, если фотограф не успевает обработать все снимки самостоятельно. За базовую обработку ретушеры берут в среднем 30 ₽ за снимок. Сюзанна не доверяет ретушерам, поэтому все фотографии обрабатывает сама.
Обработка снимков одной свадьбы занимает 5—7 дней. Сюзанна занимается этим в свободные от съемок дни, но в сезон времени не хватает, и фотографии все равно накапливаются.
По договору Сюзанна отдает фотографии не позже чем через 2 месяца после свадьбы. За это время она успевает обработать все фотографии. Но она понимает, что молодоженам не терпится поделиться фотографиями своей свадьбы. Поэтому она старается их порадовать и за неделю делает подборку для соцсетей из 10—20 снимков.
Фотографии свадьбы Сюзанна отдает на флешке в красивом оформлении. Она также распечатывает 15—20 лучших снимков.
Если пара заказывает фотокнигу, Сюзанна сама ее верстает, обрабатывает и отдает в печать. Фотокнига на 10 разворотов 30 × 60 см, в твердом переплете и с обложкой из кожзама стоит у Сюзанны 10 тысяч рублей. Половину суммы она отдает типографии.
Рутина свадебного фотографа
Пару часов Сюзанна тратит на рекламу, обновление сайта и страниц в соцсетях, ответы на отзывы клиентов. В будние дни Сюзанна ездит на встречи с заказчиками, обсуждает планы на съемку.
Первое обсуждение старается провести лично, остальные вопросы решает по телефону, скайпу или во Вконтакте. Если есть время, выполняет другие заказы: лавстори, прогулки, индивидуальные фотосессии. В среднем Сюзанна работает по 6—7 часов в день.
Во время свадебного сезона она отдыхает в понедельник и изредка в другой будний день. В межсезонье график более свободный.
Ассистент
На больших свадьбах полезно брать с собой ассистента: он помогает с реквизитом и светом, таскает оборудование, а если позволяет навык, то еще и снимает неприоритетные вещи (детали интерьера, общие планы, иногда портреты гостей). С ассистентом удобно, но он создает дополнительные сложности: хороший ассистент должен не лезть в кадр и быть таким же приветливым и предприимчивым, как и ведущий фотограф.
Фотограф договаривается с ассистентом индивидуально. Кто-то готов работать бесплатно за опыт, кто-то помогает профессионально за фиксированную цену, кто-то берет долю от проекта.
Работая ассистентом, можно с безопасного расстояния посмотреть на свадебную кухню и понять, какой это волшебный мир (или ад — как получится).
Сколько зарабатывает свадебный фотограф
Сезон свадеб длится с апреля до конца октября. Свадьбы бывают каждый день, кроме воскресенья и понедельника. Торжественные церемонии проводят в четверг, пятницу и субботу. Выездные регистрации — в любой день. Во время поста свадеб почти нет.
Во время сезона раскрученный свадебный фотограф успевает снимать 5—10 свадеб в месяц. Стоимость съемки зависит от города и имени фотографа. Например, в Воронеже фотографы берут за одну свадьбу от 15 000 до 100 000 ₽. В столице снимают и за 300 000 ₽ — но это уже фотографы-звезды.
В межсезонье свадебный фотограф выживает за счет небольших съемок: лавстори, фотопроектов, индивидуальных, детских и семейных фотосессий, беременности, крестин, юбилеев, девичников и новогодних праздников. Свадеб набирается не больше 1—2 в месяц.
- 150 000 ₽
Сюзанна заранее готовится к окончанию свадебного сезона и ищет себе клиентов на студийные фотосессии и фотопроекты. Студийные фото в основном нужны семейным парам, томным девам, лайф-коучам и жертвам курса «Личный бренд».
В сезон Сюзанна зарабатывает 80—150 тысяч рублей в месяц. В межсезонье, когда свадеб мало, — 30—40 тысяч.
Как стать свадебным фотографом
Перед тем как стать свадебным фотографом, придется сначала стать просто фотографом. Шишки можно набивать самостоятельно или в фотошколе.
Самостоятельно. Сюзанна училась фотографировать сама. Она купила зеркальную камеру за 30 000 ₽ и снимала все подряд. Так она получала первый опыт и осваивала азы фотографии: настройку, правила, приемы, технические моменты, работу с моделью, поведение на съемке. Подтянуть теорию помогли книги, статьи и уроки с Ютуба.
Сюзанна советует учиться у фотографов, которые подходят вам по стилю. Больше всего помогли работы Кэтрин Айсманн и Дэна Маргулиса, блоги Александра Киселева и Дмитрия Гусева, мастер-классы Джерри Гиониса.
Сюзанна поняла, что что-то понимает в фотографии, когда люди стали оставлять положительные отзывы в соцсетях и просить их сфотографировать. На это у нее ушло 2 года.
В фотошколе. Чтобы научиться быстрее, можно пройти обучение в фотошколе. Курс занимает 1—2 месяца. В школе объяснят основы теории и проведут практические занятия.
Школы обучают очень разному: есть те, что обучают репортажной съемке, есть школы с акцентом на портреты, есть курсы фэшн-фотографии и даже абстрактного фотоискусства. Есть школы, которые разбирают только вопросы фотографии, а есть те, что касаются вопросов организации труда, работы с клиентом, ретуши, печати и т. д. Но строго говоря, ни в одной школе не преподают такого, чего нельзя понять из интернета и опыта.
При выборе школы убедитесь, что тема и уровень вам подходят. Если в программе репортажная или уличная фотография, а вы только купили первую зеркалку, поищите курс попроще, где учат обращаться с фотокамерой, ставить свет и наводить фокус.
В школе вы видите, как работают профессиональные фотографы и заводите знакомства в фототусовке. После окончания школы у вас уже будет несколько снимков для портфолио.
Если вы уже умеете фотографировать, выбирайте курсы, которые готовят свадебных фотографов. На них преподают все, что фотографу нужно знать о съемках на свадьбе, например работу с дополнительным светом и вспышками, съемку в полевых условиях и в загсе, съемку утра невесты и прогулки молодоженов.
По опыту Сюзанны обучение основам фотографии стоит 15 000 ₽, учеба на свадебном фотокурсе — 20 000 ₽. Сюзанна не советует идти на курсы, которые стоят меньше.
- 20 000 ₽
После курсов посетите лекции и мастер-классы известных фотографов. Они расскажут о тонкостях съемки и обработки фотографий, научат, как превратить съемку в бизнес, покажут, как работают сами, и исправят ваши ошибки. Средний мастер-класс стоит 15 000 ₽ за два дня.
Постоянно снимайте все вокруг. Для свадеб полезнее всего тренироваться на съемках фотопрогулок, лавстори, домашних праздников. Красиво заснять обнимающихся молодоженов — не проблема. А вот сделать хороший репортаж праздника без практики не получится.
Обязательно побывайте на свадьбе вторым фотографом или ассистентом — ответственности мало, а опыт получите. Прежде чем взять первый заказ на свадьбу, Сюзанна помогала на 6 свадьбах и отсняла 20 лавстори. Но на первой свадьбе все равно было очень страшно.
Боль и трэш
Все невесты одинаково прекрасны, но некоторые уверены, что они прекраснее, чем их видит камера. Поэтому чтобы сдавать фотографии молодоженам, фотограф довольно часто вынужден править фигуру, убирать складки, животики, подбородки, усики, прически, форму рук, ног, степень поднятия век, белизну зубов и другие приятные мелочи.
Не все российские квартиры выглядят как отель «Ритц». И стандарты чистоты и порядка у разных семей разные. Если фотографу приходится снимать сборы невесты в квартире, в кадр может попасть что угодно. ЧТО УГОДНО.
Свет плохой почти везде. Трудно найти ресторан или загс, где стоит красивый свет, с которым сразу получаются хорошие снимки. Приходится выкручиваться.
День свадьбы для многих стресс. Поэтому, как нигде, здесь встречаются нервные невесты, уставшие женихи, осунувшиеся с похмелья лица, пьяные лица, непотребные пляски, потные подмышки и другие детали, которые не хочется вспоминать. Фотограф отвечает за то, чтобы ничего этого на фотографиях не было, даже если это было.
Хорошая камера — это тяжело, особенно когда носишь ее часами. Тяжелее только тот момент, когда обрывается ремень и камера летит в бетон объективом вниз.
Фотографии нужно отдавать быстро, потому что, если слишком затянуть, некоторые браки могут успеть распасться. Хуже только операторам: они иногда отдают фильмы по полгода и там вообще страшная статистика.
Работать с клиентом напрямую тяжело, всегда. Нужно быть психологом, стратегом, параноиком, юристом, слушать все жалобы и пожелания, корректировать ожидания, вести переговоры, решать конфликты и что только ни делать. Это тяжело, но это того стоит.