Менеджер по экспорту — это продажник, который выводит российскую продукцию на международные рынки.

Кажется, что это работа мечты: ездишь в зарубежные командировки, общаешься с партнерами из разных стран, оттачиваешь знания иностранных языков на практике. И за все это еще и платят — фантастика.

Действительно, зарубежные выставки и отраслевые конференции — приятный бонус к профессии менеджера по экспорту. Сотрудники фирм, которые занимаются экспортом в дальнее зарубежье, посещают Европу, США и страны Азии. Я посетил почти все столицы стран СНГ, а для многих моих коллег поездки в Китай стали обыденностью.

Но международные командировки — это только часть работы. Причем их может и не быть: некоторые экспорт-менеджеры безвылазно пребывают в России и решают вопросы удаленно. Все зависит от бюджета и политики конкретного работодателя.

Я расскажу, чем занимается менеджер по экспорту, как им стать и сколько можно заработать.

Что делает экспорт-менеджер

Представьте себе менеджера по продажам: он звонит потенциальным клиентам или приезжает к ним в офис, рассказывает о продукции и предлагает ее купить. Затем высылает прайс-лист, ведет переговоры, заключает договор и выставляет счет. Если упростить, то менеджер по экспорту делает все то же самое, но общается на иностранном языке с зарубежными контрагентами.

При этом продавец и покупатель находятся в разных странах со своими законами, поэтому провести международную сделку сложнее, чем внутреннюю.

Вот чем занимается менеджер по экспорту.

Ищет перспективные зарубежные рынки. Менеджер по экспорту должен понимать, где продукция наиболее востребована.

Например, отечественные макароны ценятся в странах Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья. По меркам этих государств российские макароны качественные и при этом дешевые — из-за снижения курса рубля. Российская обувь интересна покупателям из Восточной Европы и СНГ: она добротная, современная и недорогая. А вот поставлять свинину в страны Ближнего Востока — плохая идея, там это мясо под запретом.

Изучает барьеры для входа на зарубежный рынок. Многие страны защищают своих потребителей от некачественной и небезопасной продукции, а внутренних производителей — от конкуренции со стороны зарубежных.

Защитные меры бывают трех видов:

  1. Тарифные — чтобы попасть на рынок, нужно заплатить налог или пошлину.
  2. Нетарифные — необходимо доказать, что продукция соответствует определенным требованиям.
  3. Запретительные — в принципе нельзя поставлять определенные виды товаров на рынок, вне зависимости от их качества.

Подробнее об этом можно почитать в другой нашей статье. Менеджер по экспорту должен ориентироваться в этой сложной системе международных ограничений и знать, где искать информацию по конкретным странам. Об этом расскажу дальше.

Выбирает каналы продаж. Для начала нужно определить, как будут продаваться товары. Допустим, у экспортера есть 3 варианта:

  1. обойтись без посредников — открыть собственный интернет-магазин и работать напрямую с розничными покупателями за рубежом;
  2. действовать через крупных сетевых ретейлеров типа «Ашана» или «Метро»;
  3. зайти на рынок через компании, которые специализируются на торговле конкретными видами товаров. Например, одежду для рыбаков логично продавать через рыболовные магазины.

Экспорт-менеджер должен выбрать оптимальный набор каналов продаж с учетом их специфики, плюсов и минусов.

Составляет бюджет. Чтобы показать товар потенциальным покупателям, необходимо провести серию презентаций и тестов. На большинстве рынков продукцию надо сертифицировать — подтверждать ее качество и безопасность в специальных лабораториях. Для некоторых видов товаров, например продуктов питания, нужно разработать упаковку и перевести маркировку на иностранные языки. Чтобы понять потребительские предпочтения местных жителей, придется провести маркетинговое исследование рынка.

Все это стоит денег. Менеджер по экспорту оценивает предстоящие затраты и формирует бюджет, который потом защищает перед руководством компании.

Участвует в ценообразовании. В конечную стоимость продукции для иностранного покупателя нужно заложить расходы на транспортировку, сертификацию и прохождение таможенных процедур. Кроме того, стоимость должна учитывать рыночную ситуацию, поэтому менеджер по экспорту следит за ценами на такие же или аналогичные товары в других странах.

Выделяет ключевые сегменты рынка и целевую аудиторию. Обычно, чтобы разобраться в устройстве иностранного рынка, экспортер заказывает или покупает готовое маркетинговое исследование. Менеджер по экспорту ставит задачу маркетологам, а потом — на основании исследования — выбирает сегмент рынка, на котором будет работать компания.

Например, российские производители березовой фанеры поставляют продукцию в разные страны. Итальянцы покупают исключительно влагостойкую фанеру и используют ее для отделки яхт — другие сорта их не интересуют.

Российские утеплители в странах Северной Европы считаются идеальным вариантом по соотношению цены и качества. А вот в Центральной Азии эти же самые утеплители — премиальный продукт, который могут позволить себе только богачи.

Экспорт-менеджер должен понимать, как целевые группы потребителей воспринимают товар, а также кому и каким образом его продавать.

Разрабатывает стратегию и тактику вхождения в каналы продаж. Допустим, российский производитель мыла решил продавать его в странах Восточной Европы через сетевых ретейлеров.

Менеджер по экспорту должен правильно подобрать позиции, рассчитать цены и договориться с торговой сетью. Позиция — это конкретный товар: двухсотграммовый кусок мыла — это одна позиция, а четырехсотграммовый — другая. Разные позиции могут сильно отличаться по спросу: вот нравятся покупателям маленькие кусочки, а большие они игнорируют — или наоборот.

В странах Восточной Европы востребовано российское мыло, поэтому торговая сеть с радостью соглашается взять товар. Но экспортер хотел бы поставлять и другую свою продукцию: шампуни, гели, увлажняющие маски. Задача менеджера — убедить сеть, что ей стоит включить в ассортимент дополнительные позиции, — например, вместе с мылом продавать шампунь. Это важный инструмент увеличения продаж и маржинальности отдельных позиций.

Мелочей не бывает: продажи зависят даже от того, на какой полке стоит продукция и какие товары рядом с ней.

Выбирает маркетинговые инструменты для продвижения. Например, это может быть продолжительная гарантия, увеличенный объем продукта в упаковке, скидка на сопутствующие товары или мощная рекламная поддержка в социальных сетях.

Разрабатывает коммерческие предложения и проводит переговоры — с учетом традиций делового общения на зарубежном рынке.

К общению с иностранными партнерами надо готовиться, чтобы не выглядеть глупо или случайно кого-нибудь не обидеть. Можно почитать литературу о местных деловых обычаях и этикете: есть нюансы, которые важно знать. Например, если будете передавать китайскому партнеру какую-то вещь — визитку или каталог, — обязательно держите этот предмет обеими руками.

Контролирует прохождение таможенных процедур. Перед тем как продукция поступит покупателю, она должна пройти как минимум через две таможни: российскую — при вывозе, иностранную — при ввозе. Если груз идет еще через одно государство транзитом, то список таможен может увеличиться.

Разрабатывает и переводит на иностранные языки маркировку товаров. В разных странах требования к маркировке различаются. Экспорт-менеджер должен ориентироваться в этих требованиях, ведь цена ошибки высока. Товар с неправильной маркировкой не допустят к продаже — придется возвращать его в Россию, чтобы исправить ошибки, либо перепечатывать этикетки в другой стране, что довольно дорого.

Участвует в конференциях и выставках. Коммуникабельность, умение знакомиться, представлять продукт, работать с возражениями и заводить деловые отношения — ключевые компетенции любого продажника. А экспорт-менеджер умеет делать все это еще и на иностранном языке.

Список задач и обязанностей очень широк, но необязательно, что конкретному менеджеру приходится заниматься всем в одиночку. Теоретически взаимодействие с российской и иностранной таможней может взять на себя таможенный декларант, ценообразование и исследование рынка — отдел маркетинга, бюджетирование — финансист, изучение барьеров и правил маркировки — юрист-международник.

По своему опыту скажу, что такое четкое разграничение встречается нечасто — в основном в крупных компаниях, которые уже много лет занимаются международной торговлей. В большинстве случаев менеджеру по экспорту приходится так или иначе заниматься всеми этими задачами или хотя бы участвовать в их решении.

Что должен знать и уметь менеджер по экспорту

Расскажу про основные навыки и знания, которыми должен обладать любой менеджер по экспорту.

Разбираться в товаре. Экспорт-менеджер должен быть экспертом в своей продукции, чтобы работать с возражениями покупателя в духе «у вас дорого».

Надо детально знать:

  1. Технологии и особенности производства, чтобы понимать конкурентные преимущества и правильно обосновать цену.
  2. Характеристики продукта, чтобы выделить его из массы однородных товаров других производителей или поставщиков.
  3. Технические процессы и условия использования, чтобы обосновать сроки годности и гарантии.

Знать специфику внутренних рынков других государств. В разных странах один и тот же продукт может восприниматься и использоваться по-разному. Есть много нюансов, без знания которых сложно рассчитывать на успешные продажи.

Допустим, вы хотите поставлять литровые бутылки с молоком в Китай, но найти покупателей почему-то не получается. Опытный менеджер по экспорту, который уже работал с этим рынком, быстро догадается, в чем проблема. Литровые бутылки — слишком большие для местных потребителей, они предпочитают молоко в таре 0,3 литра.

А вот с российским подсолнечным маслом обратная ситуация. Китайские покупатели заказывают его по интернету, причем в пятилитровых пластиковых бутылях. Дело в том, что в Китае российское масло считается целебным и продается как лечебное снадобье, а не продукт питания.

Владеть иностранными языками. Английский на разговорном уровне — это необходимый минимум. Но часто одного только английского недостаточно, поэтому желательно владеть и вторым языком: китайским, немецким или испанским. Например, многие российские производители химической продукции и удобрений ориентируются на рынки Южной Америки, где в основном общаются на испанском и португальском языках. А в Китае многие владельцы и руководители компаний вообще не разговаривают на английском.

Разбираться в международном праве. Хорошо, если в компании есть штатный юрист-международник, к которому можно обратиться. Но даже в этом случае менеджер должен знать:

  1. Основы договорного права в странах экспорта.
  2. Существенные условия договора поставки — его называют контрактом.
  3. Специфику договоров в зависимости от отрасли, вида товаров и страны покупателя. Например, есть биржевые товары: пшеница, кукуруза, пиломатериалы, сахар, нефть. При продаже такой продукции есть свои нюансы, ведь цена на нее устанавливается на товарных биржах.
  4. Как пользоваться системой законов и нормативных документов других стран.

Так, чтобы работать на рынках Китая, необходимо хотя бы немного ориентироваться в китайском договорном праве. Всю информацию можно получить из профильной литературы — советую руководство «Коммерческие договоры в Китае», по которому я разбирался с местным правом.

Ориентироваться в базисах поставки Инкотермс. Чтобы заключить международную сделку, продавцу и покупателю нужно договориться о следующих вещах:

  1. Кто отвечает за таможенное оформление груза в России и стране экспорта.
  2. В каком месте ответственность за товар переходит от продавца к покупателю.
  3. Кто организует и оплачивает доставку.
  4. Какие разрешения понадобятся и кто отвечает за их получение.
  5. Каким транспортом будет доставлен груз.

Продавец и покупатель могут не согласовывать каждый нюанс по отдельности, а выбрать уже готовый комплект условий поставки — базис. Этот комплект прописывается в договоре одной строкой: например, EXW Moscow Russia (Incoterms 2020). Расшифровывается она так: EXW — название базиса, подразумевает самовывоз; Moscow Russia — ответственность за груз переходит к покупателю в Москве; Incoterms 2020 — версия справочника, откуда взят базис.

Базис EXW подойдет, если вы договорились, что покупатель самостоятельно заберет товар с вашего склада, организует доставку, возьмет на себя все таможенные процедуры — и в России, и в своей стране.

Но иностранный партнер может и не согласиться на такие условия. Допустим, он рассчитывает, что доставку организует продавец, — на этот случай тоже есть готовые наборы: CFR, CIP, CIF, CPT, DAP, DPU, DDP.

Все базисы вместе с описаниями содержатся в справочниках Инкотермс, которые обновляются каждые 10 лет. Кстати, мы уже подробно разбирали, чем отличаются разные базисы и как их выбирать.

Фактически Инкотермс — это язык международной торговли, которым должен владеть менеджер по экспорту.

Разбираться в таможенном оформлении грузов и ограничениях доступа на рынки. Необязательно делать все собственными руками: менеджер по экспорту вправе обратиться за помощью к таможенным декларантам и брокерам. Но все же желательно, чтобы он понимал процессы таможенного оформления и декларирования грузов, а также знал, какие ограничения действуют на выбранном рынке.

Например, в Китае есть система сертификации и омологации — то есть усовершенствования продукции до состояния соответствия национальным стандартам. Эта система контролируется Главным таможенным управлением — ГТУ КНР. А в Европе действуют нормативные акты еврокомиссий, которые устанавливают требования к ввозимой продукции.

Уметь выстраивать деловое общение с иностранными партнерами. Предстоит общаться не только с покупателями, но и с перевозчиками, сертификатчиками, маркетологами, организаторами выставок и декларантами.

Стрессоустойчивость и буддистская невозмутимость. В международных сделках участвуют люди, которые говорят на разных языках, находятся на огромном расстоянии друг от друга, живут в разных часовых поясах, придерживаются разных традиций и ценностей.

В таких условиях что угодно может пойти не так: например, иностранный контрагент задержит оплату и перестанет отвечать на звонки, потому что уйдет на местные праздники, а банк будет грозить экспортеру штрафами за нарушение валютного законодательства. Либо товар зависнет на таможне из-за того, что не хватает разрешающих документов или они не переведены на нужный язык.

Важно, чтобы менеджер по экспорту оставался спокойным в любых ситуациях.

Где взять информацию об иностранных рынках

Менеджер по экспорту должен определить:

  1. Код экспортируемой продукции. Каждому виду товаров соответствует свой код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД. Например, код обжаренного кофе с кофеином — 0901 11 000, а без кофеина — 0901 12 000. Для схожей продукции бывают разные ограничения, ошибка всего в одной цифре приводит к неправильному выводу. Например, вы решите, что товар нельзя экспортировать, хотя на самом деле можно.
  2. Перспективный рынок для продукции — страны, которые традиционно закупают эту позицию.
  3. Основных поставщиков продукции — с кем предстоит конкурировать.
  4. Емкость рынка в стране экспорта — на какой объем есть покупатели.
  5. Примерный объем поставок, к которому готова компания.
  6. Тарифные и нетарифные барьеры, а также документы, которые их устанавливают.
  7. Цены на аналогичную продукцию на внутреннем рынке страны экспорта.
  8. Требования к упаковке и маркировке товара.

Теперь расскажу о том, где можно получить часть этой информации. На сайте Российского экспортного центра есть специальный сервис «Навигатор по барьерам и требованиям рынков». Он бесплатный — нужно только зарегистрироваться. Сервис находит информацию о тарифных и нетарифных ограничениях в разных странах.

Вот как он работает:

  1. Выбираете страну экспорта.
  2. Указываете вид товара, который собираетесь поставлять.
  3. Выбираете, какие ограничения вас интересуют — тарифные или нетарифные.
  4. Навигатор дает информацию.
С помощью экспортного навигатора можно узнать, какие ограничения есть в конкретной стране
С помощью экспортного навигатора можно узнать, какие ограничения есть в конкретной стране
Например, мы хотим выяснить, какие разрешения нужно получить, чтобы поставлять куриное мясо в Турцию. Отмечаем нужную страну на карте, в списке товаров указываем «мясо и субпродукты», в видах торгового барьера выбираем «нетарифные барьеры»
Например, мы хотим выяснить, какие разрешения нужно получить, чтобы поставлять куриное мясо в Турцию. Отмечаем нужную страну на карте, в списке товаров указываем «мясо и субпродукты», в видах торгового барьера выбираем «нетарифные барьеры»
Система нашла 10 ограничений — надо смотреть те, что касаются куриного мяса
Система нашла 10 ограничений — надо смотреть те, что касаются куриного мяса
Открываем описание барьера и понимаем, что он непреодолим: поставки курятины в Турцию запрещены. Видимо, стоит поискать другой экспортный рынок
Открываем описание барьера и понимаем, что он непреодолим: поставки курятины в Турцию запрещены. Видимо, стоит поискать другой экспортный рынок

Как менеджеру по экспорту найти работу

Вот вы открываете вакансию и видите, что организация ищет водителя или электрика, — уже из названия понятно, чем предстоит заниматься. В случае с менеджером по экспорту все не так: это не профессия, а функция. Она отражает потребность рынка в специалистах, которые способны продавать не только в России, но и за ее пределами. Обычно нет четко очерченного круга обязанностей, а требования к кандидатам постоянно меняются.

Расскажу, сколько можно заработать, как искать работу, читать вакансии и отсеивать неадекватных работодателей.

Где искать работу. «Хедхантер» и «Суперджоб» — основные источники вакансий для экспорт-менеджера. По Москве всегда «висят» не менее 100 предложений, немало вакансий в городах Сибири и Дальнего Востока: из-за территориальной близости к Китаю.

Как называются вакансии. Работодатели по-разному формулируют наименование должности: «менеджер по экспорту», «экспорт-менеджер», «специалист по ВЭД», могут назвать как-то еще.

Название не так важно, смотрите на набор функций. Если предстоит общаться с иностранными покупателями или заказчиками, обеспечивать продажи и отгрузку продукции, ездить в зарубежные командировки — это то, что нужно.

Требования к кандидатам. Если компания ищет начинающего специалиста, то в качестве основных навыков обычно указывает:

  1. Понимание процесса экспортной продажи.
  2. Знание правил международной торговли.
  3. Понимание системы международного таможенного регулирования.
  4. Английский язык.
  5. Знания и опыт в продажах хотя бы на внутреннем рынке.

На более высокооплачиваемых должностях, где должность экспорт-менеджера ближе к руководящей, требования шире. Обычно работодатели хотят, чтобы такой специалист:

  1. Уверенно разговаривал на нескольких иностранных языках — уровень знания не ниже B2 по классификации CEFR. Предпочтительны английский, немецкий и китайский языки.
  2. Умел работать с таможенной документацией, международными транспортными и коммерческими документами.
  3. Знал целевые рынки и уже работал на них.
  4. Имел собственную клиентскую базу — это большое преимущество при трудоустройстве.

О чем спрашивают на собеседованиях. В основном вопросы касаются конкретных сделок, которые кандидат проводил ранее. Если вы начинающий специалист и не можете похвастаться серьезными контрактами, то разумно будет сказать что-то вроде: «Я интересуюсь тематикой, изучаю теоретические и практические аспекты и хотел бы внести свой трудовой вклад в развитие экспортного потенциала отрасли».

Если хотите приятно удивить рекрутера и прорваться на собеседование с коммерческим директором, то советую произнести эту фразу на английском или китайском языках.

Сколько можно заработать

Доход менеджера по экспорту обычно формируется из оклада, процентов от продаж и премии за заключенные контракты. Крупные экспортеры предлагают официальное оформление с трудовым договором и белой зарплатой.

Но есть немало малых и средних компаний, которые жаждут заниматься международной торговлей, но хотят сэкономить на сотрудниках. Они ищут начинающих специалистов, которые согласятся на неофициальное трудоустройство и зарплату «в конверте». Как только работа выполнена, контракт заключен и дальше вроде бы «все просто», с начинающим специалистом могут попрощаться.

Пандемия сильно ударила по международной торговле: до марта 2020 года зарплаты были выше примерно на 20—30%. Раньше опытный менеджер по экспорту в Москве зарабатывал от 120 000 до 250 000 Р. Сейчас же нижняя планка упала до 80 000 Р — это базовая отсечка, соглашаться на меньшее не советую. Если работодатель пытается найти эксперта за «три копейки», логично предположить, что он жадный или не понимает важности этой должности. Если пойдете на подобные условия, приготовьтесь к тому, что на вас будут экономить.

Специалисты среднего уровня получали в Москве 60 000—70 000 Р в качестве оклада, а также процент от продаж. В среднем выходило около 100 000 Р. Сейчас оклады остались примерно такими же, а вот процентная часть во многих компаниях снизилась, потому что упали продажи.

В городах-миллионниках менеджеры по экспорту зарабатывали от 50 000 до 70 000 Р. Сейчас средний уровень дохода подобрался к нижней планке в 50 000 Р.

Нужно понимать, что это средняя температура по больнице. Даже сейчас мои коллеги из Воронежа, которые занимаются отгрузками мяса в Китай, зарабатывают около 100 000 Р в месяц. Уровень дохода зависит от нескольких факторов:

  1. Отрасли — в разных сферах зарплаты отличаются, в лидерах сейчас экспорт сельскохозяйственной продукции.
  2. Умения «продавать себя» и торговаться с потенциальным работодателем.
  3. Функций — людям, которые приходят обслуживать уже заключенные контракты, платят меньше, чем тем, кого берут выстраивать экспорт с нуля.

Спад не продлится вечно. Поэтому я советую обсуждать с работодателем не только оклад, но и переменную часть вознаграждения: тогда вы сможете выйти на хорошую зарплату, когда рынок пойдет вверх.

Пять вопросов, которые стоит задать потенциальному работодателю

«Есть ли у вас действующие контракты и клиентская база?» Организовывать экспорт с нуля сложно. Если вас приглашают именно для этого, то зарплата должна тяготеть к верхней планке по рынку.

«Какие инструменты продаж и бюджет выделены на этот проект?» Допустим, раньше компания не занималась экспортом, а вас призывают, чтобы воплотить мечту о выходе на международный уровень. Но может оказаться, что это просто спонтанные «хотелки» руководства, которые не подкреплены расчетами и финансированием. Если согласитесь участвовать в таком проекте, то станете заложником абсурдной ситуации: от вас требуют результат, но не дают ресурсов для его достижения.

«С какими странами буду работать?» Обратите внимание на географию продаж. Если это все государства мира и часть Солнечной системы, скорее всего, вы имеете дело с неадекватным работодателем — старайтесь избегать таких вакансий.

Дело в том, что рынки Юго-Восточной Азии, Африки, Америки и Европы сильно отличаются друг от друга по специфике регулирования, внутренним стандартам, целевым группам и восприятию товара. Одному человеку — даже очень работоспособному и талантливому — невозможно заниматься экспортом по всему миру.

«Какой уровень знания иностранных языков требуется и зачем?» Часто работодатели мечтают найти универсального сотрудника — такого, чтобы получал деньги за одного, но заменял десятерых. Например, пытаются на зарплату менеджера нанять матерого переводчика-синхрониста с кучей дополнительных навыков, который в свободное от сна время еще и ищет зарубежных покупателей.

Знание иностранного языка — важный и необходимый навык, но уточните, как потенциальный работодатель собирается его использовать.

«Как вы видите процесс экспорта в своей компании?» Вопрос помогает выяснить, понимает ли работодатель принципы и устройство экспорта, осознанно ли он подходит к выстраиванию процессов или это все — его фантазии. С работодателем-фантазером работать сложно: мечты неизбежно будут разбиваться о реальность, а виноваты в этом будете вы.

Я проходил собеседование в компанию, которая производит фильтрующие элементы для доильного оборудования. Она давно и безуспешно искала специалиста по продажам с уверенным знанием разговорного английского языка. План у компании был такой: сотрудник берет телефон, обзванивает европейских фермеров и продает им фильтры. Я возразил, что это не сработает, ведь далеко не все фермеры свободно говорят по-английски. Собеседник подумал и ответил: «Если не сработает, значит, у вас низкие компетенции».

Вот другой пример неадекватного работодателя. Российский производитель пресервов из красной рыбы упорно пытался прорваться на норвежский и германский рынки. Сделать это было сложно из-за торговых санкций и отсутствия сертификации сырья. Учредитель ничего не хотел слышать о барьерах и требовал принести контракт с европейским покупателем. Он постоянно менял экспорт-менеджеров и упрекал в некомпетентности специалистов Российского экспортного центра, которых привлекли для консультаций. С тех пор прошло 6 лет, но, по слухам, компания до сих пор пытается пробиться в Европу.

Вакансия менеджера по экспорту с «Хедхантера». Обещают до 172 000 <span class=ruble>Р</span> — зарплата состоит из оклада и премии за выполнение плана продаж. Придется сопровождать экспортную сделку на всех этапах и участвовать в выставках — значит, будут зарубежные командировки, правда неизвестно куда. Новичка не возьмут: нужен опыт в экспортных продажах не менее 3&nbsp;лет
Вакансия менеджера по экспорту с «Хедхантера». Обещают до 172 000 Р — зарплата состоит из оклада и премии за выполнение плана продаж. Придется сопровождать экспортную сделку на всех этапах и участвовать в выставках — значит, будут зарубежные командировки, правда неизвестно куда. Новичка не возьмут: нужен опыт в экспортных продажах не менее 3 лет
Вакансия от более требовательного работодателя, хотя зарплата уже меньше. Подробно расписаны функции и указаны регионы продаж. Требуется универсальный солдат: переводчик со знанием 4&nbsp;языков, он&nbsp;же — специалист по таможенному декларированию и продажник
Вакансия от более требовательного работодателя, хотя зарплата уже меньше. Подробно расписаны функции и указаны регионы продаж. Требуется универсальный солдат: переводчик со знанием 4 языков, он же — специалист по таможенному декларированию и продажник
Хлебокомбинат ищет менеджера по экспорту на зарплату до 150 000 <span class=ruble>Р</span>. В компании уже есть директор по экспорту, который и будет руководить новым специалистом. Это хорошая новость: значит, в компании уже налажены процессы международной торговли. Кандидат должен быть готов к командировкам, владеть английским языком и иметь опыт работы в аналогичном секторе и должности
Хлебокомбинат ищет менеджера по экспорту на зарплату до 150 000 Р. В компании уже есть директор по экспорту, который и будет руководить новым специалистом. Это хорошая новость: значит, в компании уже налажены процессы международной торговли. Кандидат должен быть готов к командировкам, владеть английским языком и иметь опыт работы в аналогичном секторе и должности
Дальше от Москвы — ниже зарплата. Краснодарский экспортер готов платить менеджеру по продажам не более 70 000 <span class=ruble>Р</span>. Требуется свободное знание английского языка, таможенного кодекса и Инкотермс-2010. Смущает слишком широкая география продаж — фактически весь мир: Европа, Азия и Америка
Дальше от Москвы — ниже зарплата. Краснодарский экспортер готов платить менеджеру по продажам не более 70 000 Р. Требуется свободное знание английского языка, таможенного кодекса и Инкотермс-2010. Смущает слишком широкая география продаж — фактически весь мир: Европа, Азия и Америка

Как менеджеру по экспорту увеличить свой доход

Есть необязательные навыки, без которых вполне можно найти работу. Но если хотите увеличить свой доход и повысить ценность в глазах работодателя, то лучше их освоить.

Научитесь оформлять таможенные декларации. На подачу одной декларации компания тратит от 6000 до 15 000 Р, если обращается к стороннему специалисту. А постоянно держать собственного декларанта в штате — тоже недешевое удовольствие. Если вы способны взять на себя часть или все функции по декларированию — это плюс для работодателя.

Научиться таможенному декларированию не так сложно: есть качественные дистанционные и очные курсы. Например, я советую курсы учебного центра «Альта» и компании «ТКС», которые проходил лично.

Выучите второй язык хотя бы так, чтобы уверенно общаться в «Вичате», «Вотсапе», «Фейсбуке» и «Инстаграме». Это новые каналы продаж, которые особенно актуальны для малого российского бизнеса: по ним экспортеры напрямую общаются с покупателями и заказчиками со всего мира, оказывают техническую поддержку, устраняют сомнения и возражения.

Иностранный язык — это способ существенно повысить доход и при удачном стечении обстоятельств перебраться за границу. В какой-то момент вы поймете, что нет границ для вашего заработка, рынка и места нахождения заказчиков и покупателей.

Углубляйтесь в специализацию. В международной торговле ценятся эксперты, которые досконально знают свой продукт и профессиональную отрасль. Лучше хорошо ориентироваться в чем-то одном, чем поверхностно, но во всем. Разбирайтесь в технологии производства, основных мировых производителях, изучайте современные тенденции и акценты в качестве, выясняйте, кто ваши потребители и что для них важно.

Научитесь работать с «Линкед-ином». Т⁠—⁠Ж уже рассказывал, как пользоваться «Линкед-ином». Кроме того, в интернете можно найти много обучающих видео и курсов.

По сути, «Линкед-ин» — это гигантский виртуальный рынок, где несложно найти продавцов и покупателей на любой товар. Здесь можно размещать коммерческую оферту, сведения о вашем предприятии, бизнесе, специализации и приглашать закупщиков к сотрудничеству. Советую приобрести платный аккаунт, чтобы без ограничений напрямую обращаться к руководителям и собственникам компаний.

Где учиться на менеджера по экспорту

Необходимая база — высшее экономическое, юридическое или техническое образование. Например, у меня экономическое образование и опыт работы на таможне, откуда я и перешел в продажи.

Сейчас многие экономические вузы сразу готовят специалистов по международной торговле с хорошими знаниями языка, навыками переговоров и продаж. Среди моих коллег есть ребята, которые не меняли профессиональную сферу, а сразу отучились по специальности и пришли в экспорт. Им всего по 25—30 лет, но при этом я очень высоко оцениваю их компетентность и опыт.

Переходить в международную торговлю проще всего тем, кто работает во внутренних продажах. Если вы хорошо знаете свой продукт, будет не так уж трудно начать продавать его и за пределами страны. Нужно лишь подтянуть языковые навыки и вникнуть в специфику международных сделок.

Чтобы получить общее представление об экспорте, можно пройти обзорные курсы — обычно они бесплатны и доступны для дистанционного освоения. Например, Школа экспорта РЭЦ предлагает целый набор курсов, каждый из которых посвящен конкретному этапу международной сделки. Можно разобраться в налоговых аспектах, особенностях международного делового общения, маркетинге, логистике, участии в ярмарках и выставках. Еще есть короткий вводный курс Think global! от Сбербанка — он даст ориентир для старта в профессии. Также рекомендую ютуб-канал Школы экспорта с обучающими видео.

Все ценные знания и опыт по этой специальности приобретаются только на практике и с течением времени. Как вариант, начинающий специалист может устроиться помощником экспорт-менеджера. Много заработать не удастся, зато получится приобрести опыт в реальных сделках, собрать кейсы и в будущем претендовать на более интересные и высокооплачиваемые вакансии.

Если совсем нет опыта, можно пойти «в подмастерья». В Екатеринбурге помощнику менеджера по экспорту готовы платить около 35 000 <span class=ruble>Р</span> в месяц — неплохой вариант для&nbsp;старта
Если совсем нет опыта, можно пойти «в подмастерья». В Екатеринбурге помощнику менеджера по экспорту готовы платить около 35 000 Р в месяц — неплохой вариант для старта

Плюсы и минусы профессии

Обожаю свою работу: она позволяет общаться с людьми из других стран и культур, совершенствовать языковые навыки, наращивать опыт во внешнеэкономических сделках и расширять круг знакомств. Еще один важный плюс: менеджер по экспорту постоянно контактирует с представителями иностранных компаний, что дает шанс найти зарубежного работодателя и перебраться за границу.

Но есть и минус — неблагоприятная политическая ситуация. Многие страны ввели санкции против России, которые осложняют или даже блокируют доступ на внешние рынки. Продавать сейчас довольно тяжело и вряд ли будет существенно легче.

Кроме того, попасть в профессию не так уж легко: высокий порог входа. На собеседованиях даже начинающих специалистов требуют представить удачные кейсы, продемонстрировать продвинутые навыки и знания во внешнеэкономической деятельности.