«Залить деньги в рекламу не получится»: как мы зарабатываем миллион рублей в месяц на очках
Я много лет катаюсь на горных лыжах.
В 2016 году я зашел в магазин купить горнолыжную маску — и ничего подходящего не нашел. Все было дешевое и плохое либо необоснованно дорогое. Я давно занимаюсь бизнесом, связанным с международной логистикой и таможенным оформлением, поэтому понимал, что в производстве оптика не так дорога.
Тогда я по наивности подумал, что могу сделать хороший и недорогой продукт сам. Так появился WhiteLab.
Расскажу, как спустил несколько тысяч долларов на тестовые партии, зачем мы тратимся на поддержку спортсменов и как зарабатываем 1 млн рублей в месяц.
Сделать бренд предложили друзья
В магазинах цены на модели, которые мне нравились, могли быть в 15 раз выше себестоимости. Можно купить солнцезащитные очки за 20 тысяч, и в них не будет, например, антибликового покрытия, хотя на цену производства это почти не влияет. Я все понимаю, наценка должна быть — но не такая, что можно купить еще одни очки. За свои деньги человек должен получить максимум технических возможностей.
Я решил сам заказать образцы из Китая. Зашел на «Алибабу», забил в поиск «очки» и бренд, он выдал адекватные заводы. Думал, скажу, что мне нужно произвести, и получу хороший продукт без магазинной наценки. Выбрал один из заводов и заказал тестовую партию из 50 масок одной модели. За основу взял базовую заводскую маску и попросил заменить линзы, резинку и поролон на ней. В технических деталях оптики тогда разбирался слабо, поэтому изменения были только декоративные.
Потратил около 200 тысяч рублей. Маски раздал друзьям по себестоимости, просто протестировать. Все это было задолго до появления бренда.
На заводе вроде бы все сделали по моему техническому заданию, но качество было так себе: линзы плохие, литье и сборка тоже. Чуда не произошло, мне не сделали вау-продукт за небольшие деньги. Маска выполняла свои функции, я сам в ней катался, но мне не нравился результат. Хотелось сделать лучше.
Поэтому стал смотреть заводы дальше: где какие виды пластика используют, у кого какое литье. Технолога у меня не было — вникал сам, читал зарубежные статьи и форумы, общался со специалистами по литью пластмасс в России, Европе, Китае и на Тайване.
Заказал на пробу еще пару партий. Так же брал для маски заводскую основу и добавлял свои хотелки по характеристикам, которые легко изменить: поролону, цвету линзы, вентиляции.
На второй или третьей кастомной версии ребята сказали: «Может быть, уже сделаешь бренд? Раз у тебя получается и есть желание». Я прислушался, и так в мае 2017 года появился WhiteLab. На первые маски, которые приходили тогда, резинки пришивала моя жена. В команде были только мы вдвоем и мой товарищ, с которым уже больше десяти лет работаем в моем первом бизнесе — логистике. Он меня поддержал, помогал советами со стороны.
Первые два года я не выводил товар в широкую продажу: продолжал работать над продуктом, совершенствовать его. Полноценно бренд вышел на рынок в 2019 году, тогда его начали замечать. Сейчас мы выпускаем уже не только горнолыжные маски, но и маски для мотокросса, солнцезащитные очки для города и спорта.
Расходы на запуск бизнеса в 2017 году
Пресс-форма | 8200 $ (772 399 ₽) |
Первый тираж масок собственной модели | 8000 $ (752 452 ₽) |
Тестовые партии масок | 600 000 ₽ |
Расходы на запуск бизнеса в 2017 году
Пресс-форма | 8200 $ (772 399 ₽) |
Первый тираж масок собственной модели | 8000 $ (752 452 ₽) |
Тестовые партии масок | 600 000 ₽ |
Обжегся с заводом в Китае
Основа любой маски — пресс-форма. Это что-то вроде многоразового трехмерного трафарета, куда заливают пластмассу — и получается изделие нужной формы и размера. Базовая заводская модель не устраивала меня по качеству, и продавать такой продукт я не мог. Стало понятно, что надо делать свою пресс-форму.
Китайский завод, где я заказал партию по нашей собственной пресс-форме, просто продал ее другому заводу. Продукт, который мы планировали выводить в Россию, появился на «Алиэкспрессе». Я уже тогда строил бренд и имя, и эта ситуация сильно бы ударила по репутации. Мы обожглись, я отдал несколько тысяч долларов впустую.
В Китае тогда было не так много производств, где делают качественное литье и не нужна серьезная постобработка оправы, поэтому я стал смотреть заводы в других странах. Россия сразу отпала: материалы и работа стоили намного больше, чем в среднем по миру, получалось нерентабельно.
Искал в Гугле, смотрел отзывы на иностранных форумах, общался с заводами насчет цены и технических характеристик. Из вариантов были Корея, Тайвань, Япония, Европа. С Японией было сложнее всего: английский там знают плохо, так что подключал переводчиков.
В итоге остановились на Тайване, это был лучший вариант по соотношению цены и качества. Делаем там отливку до сих пор. Мы себя обезопасили: подписали с заводом лицензионное соглашение, защиту всех прав. Когда мы передаем пресс-форму заводу, они берут ее под свою ответственность и выпускают на ней только наш продукт.
Как производим оправы
От идеи до выпуска рабочей модели проходит около трех месяцев. Расскажу, как устроено производство.
Сначала разрабатываем идею. Иногда я придумываю основную концепцию сам, иногда подключается команда. Бывает, что идею закидывает человек извне. А порой отталкиваемся от запроса: у нас в команде появились ребята из мотокросса — и мы модернизировали одну из наших масок под мотокроссовую.
В первую очередь продумываем дизайн продукта, потом — инженерное решение: чтобы это было не просто красиво, но и функционально — вентиляция, обзор, крепление.
Насмотренность очень помогает. То, что мы делали поначалу, было плохо. Но, слава богу, тогда не было больших продаж — и мы быстро вывели модели из линейки. Потом в команде появились дизайнеры и другие люди, которые могут посоветовать.
Я разговаривал с дизайнерами, лыжниками, сноубордистами, сейчас постоянно общаемся с бегунами: что им нужно, какие у них потребности.
Всегда обращаюсь к экспертному мнению, а прислушаться или нет — уже на моей совести.
На основе идеи рисуем чертеж, потом 3D-модель. Печатаем на 3D-принтере образец маски, чтобы надеть и испытать. У нас нет своего принтера, который бы сделал маску нужной жесткости, поэтому тестовые образцы производим пока на Тайване.
Но есть план поставить 3D-принтер, чтобы печатал именно из материала, с которым мы работаем. Так сэкономим время на доставке и сможем быстрее выпускать новые модели.
Чаще всего продукт нужно доделать: когда начинаешь использовать, вылезают косяки. В масках — поправить вентиляцию, настроить под анатомию лица, усовершенствовать внутреннюю часть. Все это дорабатываем, снова печатаем и примеряем.
На два-три черновых образца тратим около 500 $ (47 375 ₽). Вместе с подготовкой макета получается примерно 1000 $ (94 750 ₽) за тестирование одной модели.
Если все работает, производим пресс-форму на Тайване. Сроки — от 30 до 60 дней, цена зависит от сложности модели, количества деталей и других технических характеристик. Минимум — 12 000 $ (1 137 000 ₽), самую дорогую мы сделали за 26 000 $ (2 463 500 ₽).
Пресс-форма должна пережить много отливок и не испортиться. Можно сделать дешевую, она будет стоить, например, 8000 $ (758 000 ₽) вместо 12 000 $ (1 137 000 ₽). Но у нее будет низкий ресурс, и через какое-то время придется платить за новую.
Пресс-форму мы передаем на завод, который занимается литьем. Он тоже на Тайване. Там начинаем примерять, какой цвет использовать, какой пластик. Прописываем все технические характеристики и начинаем отливать. У нас нет огромных объемов, особенно для новых моделей: обычно выпускаем по 500—700 штук. В 2023 году первый раз сделали партию на 1500 экземпляров.
В среднем отлить тысячу масок простой модели стоит 8000—9000 $ (758 000—852 750 ₽). Но это только оправа — а сверху еще линза, вентиляционная сетка, поролон, резинка, упаковка. Себестоимость оправы — 8—9 $ (758—852,75 ₽), но к ней еще нужно добавить кучу всего.
Отливка занимает в среднем 30 дней, потом продукт шлифуют, проверяют на дефекты литья. Сломаться может что угодно: сделали не то давление — и в литье получились раковины. Значит, нужно добавлять давление и переделывать.
Все производства я познакомил друг с другом
Пока на заводе отливают оправы, мы начинаем работать с линзами: выбираем цвета, покрытие. В линзах бывает несколько слоев, разные внешнее и внутреннее покрытия. Базовые прозрачные линзы заказываем в Японии. Привозим на Тайвань и там делаем постобработку: покрываем цветом, водоотталкивающим или REVO-слоем , наносим антибликовое покрытие. Все наши линзы поляризованные — то есть блокируют отражения от снега и других блестящих поверхностей.
При работе с линзами тоже часто вылезают дефекты: то цвет поплыл, то сбились настройки оборудования и размер ушел не туда. Могут поцарапать при транспортировке. Но большая часть отбраковывается на этапе производства.
Нам в любом случае показывают все дефекты. Процесс построен на основе наших требований — к покрытию линзы, к дополнительному слою. Если партия идет с браком, мы начинаем выяснять, почему такой брак вообще появляется. Находим причину — и либо меняем техпроцесс, либо завод предлагает еще какое-то решение.
С зарубежными партнерами у меня не бывало споров, все признают свои ошибки. Был момент, когда мы заказали 5 тысяч линз разных цветов — и один цвет был плохо сделан, только выкинуть. Говорю: ребята, надо переделать, смотрите, что пришло. Переделали, это их работа. Мне в любом случае пришлось закупить новый материал, но они работой компенсировали эти расходы. Все равно договорились, нашли простой выход из ситуации.
Я познакомил друг с другом всех наших подрядчиков. Стало проще: я оплатил, сказал, что мне нужно, а дальше ребята из Японии общаются с ребятами с Тайваня и договариваются, как лучше что доставить, какие документы нужны и так далее. Решают все сами между собой.
Как все собираем и кто работает в команде
Когда литье готово, мы можем ставить линзы. Некоторые модели собираем сразу на Тайване, но большую часть привозим в Россию по частям. Здесь все растаможиваем и дособираем: вставляем линзы в оправы, крепим резинки. Резинки для масок делаем в Китае. Пытались найти производство в России, но не нашли. Хотя, казалось бы, вещь простая. Рынок не такой большой.
Собирает очки и маски в Москве один человек. Но если у нас увеличится объем, даже на 20—30%, уже не будем справляться. Нужно будет либо нанимать еще пару человек, либо выводить сборку на аутсорс. Думаю, аутсорс проще, потому что даже пять сотрудников, которые будут собирать с утра до вечера, — это дороже, чем арендовать сборочную линию, которая все соберет, сложит в коробки и красиво упакует.
Зимой 2022 года мы выпустили новую маску, привезли детали с Тайваня. Нужно было быстро ее собрать и отправить на съемку амбассадору в Австрию. Но наш сборщик заболел, а напарник его был в отпуске. Я уже думаю: блин, сроки поджимают, человек, который летит в Австрию, вот-вот придет. Сам быстро собрал три маски и отправил. Амбассадор в прямом эфире разворачивает маску — и я понимаю, что ремешок перевернут, я его вставил неправильно. Но он перевел все в шутку, на одной маске переставил сам.
Офисных сотрудников в команде семеро: бухгалтер, фотограф-дизайнер, кладовщик, менеджер по продажам, менеджер по оптовым продажам, мой заместитель и я. Друг, который помогал мне на старте, тоже в команде, он больше по финансам.
С зарубежными партнерами пока общаюсь в основном сам. Сейчас ищу ассистента, потому что объемы стали больше и я не успеваю заниматься развитием компании, стратегическим продвижением.
Видеограф катается на серфе, менеджер по оптовым продажам и кладовщик больше по скейтборду, я лыжами занимаюсь. Мой старый товарищ Михаил давно бросил сноуборд и ушел в бодибилдинг. Здорово, если сотрудник в спортивной теме, но если нет — ничего страшного. Главное, чтобы умел делать то, для чего он здесь.
Сотрудники первого бизнеса помогают в логистике, когда нужно доставить из-за границы запчасти, материалы и прочее. Я кидаю заявку, наша же компания ее обрабатывает — то есть мы сами в себе, первая компания выступает как подрядчик.
Как работаем с амбассадорами
Поначалу, в 2018 году, у нас был только интернет-магазин и соцсети. Мы очень хотели выйти на розничные сети, но не могли, потому что о нас никто не знал. В магазинах говорили: «Мы о вас ничего не слышали, это никто не купит».
Я пробовал работать с несколькими компаниями и частными подрядчиками по маркетингу, потратил около 900 тысяч рублей, но ничего, кроме слива бюджета, не получил. Идея была в том, что они настроят нам рекламу на всех площадках, мы получим лиды, продажи — и сможем дальше развиваться. Но не сработало: продажи были не очень, все уходило в минус. Возможно, сам маркетинг был плохой: мы толком не знали, как в этой сфере работать.
Сейчас я понимаю больше — и если у меня будет новый бизнес с ограниченным бюджетом, не стану сразу нанимать агентство для маркетинга. Можно нанять одного специалиста, он будет работать в команде и погрузится в тему.
Барьер «вы кто такие» мы пробили только рекламой в «Инстаграме».
В конце 2022 года начали продвигать свой аккаунт, чтобы быть на виду и приводить людей на сайт. Это работало, но через четыре месяца «Инстаграм» официально ушел из России — и мы остались без рекламы.
Параллельно мы двигались по другой стратегии: продвигать свое имя, а не чисто продажи. Начали участвовать в мероприятиях, в лыжных и сноубордических кемпах — где-то бартером, где-то за небольшие деньги. Ставили брендированные флаги и маленькие витрины, старались постоянно быть на виду, не только крутиться в онлайне, но и в жизни мелькать повсюду. В том числе так о нас узнавали магазины.
Это комплексная работа, мы не бьем все время в одну точку, а продвигаем бренд. Такой подход не я придумал, это стратегия многих крупных компаний. Если хочешь развивать лояльность к бренду, у него должно быть лицо, он должен ассоциироваться с классными ребятами. Это игра вдолгую, ты не получишь выхлоп сразу. Вливаешь деньги и силы, зарабатываешь имя, а потом уже имя работает на тебя.
В 2019 году у нас появились амбассадоры. Это спортсмены, райдеры, туристические гиды, которым мы бесплатно выдаем свою продукцию. Некоторым ребятам платим за продвижение — это значит, что амбассадор должен у себя в соцсетях быть в нашей оптике, иногда участвовать в рекламных съемках. То есть они продолжают заниматься тем же — кататься, участвовать в соревнованиях, водить туристические группы в горы, — но уже в наших масках и очках. Люди видят, что на инструкторе наша оптика, и начинают спрашивать. Нам важно, чтобы амбассадору нравился продукт, чтобы ему было удобно. Просто показуха за деньги — это не наш подход.
Сначала бюджет на амбассадоров был около миллиона рублей в год, в 2023 году планируем потратить 3 млн. В эту сумму входят и гонорары, и стоимость экипировки, которую выдаем. Отдельно идут дополнительные отчисления — выплаты процентов за использованные промокоды, партнерские проекты, но там небольшие суммы.
- 3 млн рублей
Мы постоянно общаемся в сообществе: в спортивной сфере все друг друга знают. Сейчас выдаем оптику нескольким компаниям: школе фрирайда Black Cat в Шерегеше, серф-кемпу Snowave на Камчатке, клубу «7 вершин», который ходит на Эверест и другие пики. Выбираем компании, у которых есть вес в своей сфере. Также поддерживаем многих фотографов в обмен на контент.
Подход «залить деньги в рекламу» не работает. Работает, когда тебя узнали на тусовках и стали рекомендовать.
В 2023 году мы начали сотрудничать с известными спортсменами c большими рекламными бюджетами. Думаю, еще в позапрошлом году они бы с нами работать не стали, потому что мы были неизвестны. Морально мне сложно было переступить черту и перейти от отдельных райдеров к командам, это другой уровень ответственности.
Сейчас полностью поддерживаем команду мотофристайла FMX13 и их капитана Алексея Колесникова, а также гоночную команду Carville Racing c пилотом-чемпионом Никитой Шиковым. Ребята спокойные, простые, договорились легко. Мы дружим и делаем новый проект.
Выбирая амбассадоров, нужно спрогнозировать, кто как повлияет на компанию, изучить репутацию человека, посмотреть, как он в целом преподносит информацию. Это не обязательно люди с миллионной аудиторией — у нас есть амбассадоры и с 5 тысячами подписчиков, но они делают качественный контент и интересны в своей сфере.
Перед тем как предложить сотрудничество, мы анализируем охваты в соцсетях. Я сам подписываюсь и смотрю, как человек общается, как себя ведет. Если нравится — надо писать. А дальше просто: если у нас схожие взгляды на жизнь и на подход к бизнесу, нет кардинально разных точек зрения, то начинаем работать.
Мое мнение — нельзя брать в команду человека с непонятными тебе ценностями. Например, я планировал привлечь нового амбассадора: смотрю — вроде бы картинка красивая, с аудиторией общается хорошо, все его любят. Начали разговаривать — не совпадает. У него было свое видение, и мне показалось, что он не хотел развиваться, занимался одним делом и будет заниматься. К тому же я понял, что у человека в приоритете заработок. Это не наша стратегия. Я не разделяю подход, когда основа — это деньги, а сотрудничество строится только на финансах.
Результаты амбассадоров сложно измерить. У каждого из них есть промокод или реферальная ссылка, и если покупатель воспользовался, амбассадору выплачивается процент. Мы смотрим, чей промокод сколько раз ввели, на какую сумму были продажи. Только по этому показателю можем судить, окупилось сотрудничество или нет.
Но есть нюанс: не все используют промокоды. Люди могут купить просто потому, что когда-то увидели наш продукт на спортсмене. Например, несколько тысяч человек пришли на фестиваль «Прорыв», а там на всех райдерах наши маски и очки, их показывали на больших экранах крупным планом. Люди заметили, сказали «о, классно выглядит, хочу себе такое же», пошли и купили. Они не знают, что у этих ребят есть промокод. Так что конкретных данных об окупаемости амбассадоров нет.
Поймал первого оптового покупателя на вершине горы
На старте у нас было всего две простенькие модели масок. Больше мы на тот момент не могли: на каждую модель нужны немаленькие деньги. Все бы быстро закончилось, потому что не хватило бы бюджета на дальнейшее развитие. Разок я подумал: «Блин, что-то не особо идет, мало берут, неужели я сделал плохой продукт?» Но мне было интересно, я поверил в идею. Где-то вложился, взял небольшой кредит, что-то продал. Это же начиналось как хобби — а как хобби может не нравиться?
В конце 2018 — начале 2019 года мы получили первого оптовика: «Альпиндустрия» выделила нам небольшой уголок в магазине. Стучались к ним по-разному: давали наши продукты на тест, пытались выйти через нашего общего амбассадора. Но вышло по-другому.
Человек, который занимается закупками в «Альпиндустрии», тоже катается на лыжах, и мы с ним периодически общались. Однажды мы встретились в Шерегеше, прямо на пике.
Погода была плохая, он был в какой-то темной маске, и я говорю: «Слушай, испытай нашу».
Дал ему маску, он покатался, а через три-четыре дня позвонил и сделал заказ для магазина. Это было очень приятно, мы долго к этому шли.
Изначально мы производили только горнолыжные маски. Если рассматривать проект как хобби, а не как бизнес, то это в принципе нормально: зимой у нас есть команда из двух-трех человек, мы что-то делаем и всех все устраивает. Но летом продаж не будет, придется сидеть без дела. Мне хотелось, чтобы бизнес был стабильным, а для этого нужно было убрать сезонность и сделать что-то на лето.
У нас была какая-то насмотренность, мы знали, где брать линзы, а это уже полдела. Поэтому к горнолыжным маскам спокойно добавили солнцезащитные очки — для них берем примерно те же самые линзы, используем примерно те же материалы. В очках-визорах у нас вообще стоит горнолыжная линза.
Когда добавили очки, поняли, что нужно их сегментировать. Сейчас у нас есть и просто красивая городская оптика, и заточенная под бег, под велоспорт, под восхождения. Для восхождений были самые первые очки, еще до городских.
С 2019 года потихоньку начали подключаться другие оптовики: «Траектория», «Твоя стихия», «Кант», мелкие горнолыжные магазины. Параллельно мы стали запускать новые модели. Сделали еще одну маску, она хорошо разошлась, сделали новые очки. Бюджет пополнялся уже не чисто из моего кармана.
Если хочешь работать масштабно, нельзя продавать только со своего сайта — у тебя должны быть оптовики: либо собственная розничная сеть, либо партнеры-ретейлеры.
Например, нам пишут из Красноярска: «Как можно купить? Хотел бы прийти померить». Мы говорим: не вопрос, есть магазин в Красноярске. Покупателю не надо ждать. Другое дело — зайти на сайт, заказать, дождаться, а вдруг еще не подойдет? Думаю, это работает в любой сфере: если продукт глобально не уникальный, ты должен быть доступнее и ближе, чем конкуренты. Сейчас продаемся в магазинах по всей России: на Камчатке, во Владивостоке, в Красной Поляне.
Делать упор только на продажи с сайта и маркетплейсов — тупиковая ветвь развития.
Оптовик поддерживает свою точку: он зарабатывает, мы зарабатываем, клиент доволен. Ретейлер не заморачивается: «Ой, какой-то косяк произошел, надо по гарантии поменять, потом сидеть с поставщиком разбираться».
У нас такого нет, мы стараемся сделать поддержку сами. Если вдруг появился брак, клиент может не идти в магазин, а обратиться к нам — и мы поможем. И даже если не брак. Например, человек пишет: «Такая беда, вчера купил очки, уронил их на асфальт, и линза поцарапалась. Что делать, можно линзу купить, заменить, починить?» Мало какой мировой бренд скажет: «Окей, присылай, мы заменим линзу и вернем». Чисто технически это сделать сложно, если владелец бренда и производство находятся в другой стране. В нашем случае проще, потому что у нас все запчасти здесь и финальная сборка в Москве.
Через оптовиков мы делаем около 70% продаж. По условиям это чаще всего отсрочка платежа. Мы отгружаем модели, и через 30—60 дней нам переводят оплату. Оптовик может даже успеть за это время все продать — и спокойно оплачивает.
- 70%
Цены на нашем сайте и в магазинах партнеров одинаковые, это принципиальный момент. Есть рекомендованная розничная цена, и мы просим ее соблюдать, чтобы не было жесткой конкуренции между оптовиками. Эту цену делим пополам, и получается их оптовая цена. Мы за свои 50% должны все произвести и собрать, а на них лежит предоставление торговой площади и услуги менеджеров. Можем согласовать скидки — например, когда сезон заканчивается и им нужно распродать склад. Но скидка идет не за наш счет, а за счет наценки оптовиков.
В 2022 году многие европейские и американские компании ушли, остались только неофициальные представители. То, что завозится в Россию параллельным импортом, стало дороже. Раньше цены у конкурентов были примерно на 30% выше, сейчас уже на 50—60%, а иногда и в два раза. Для нас это плюс.
Окупились и созрели для иностранного рынка
Окупаться мы начали только в начале 2022 года. Это обусловлено моделью бизнеса: идея не была построена на получении прибыли и повышении продаж, нужно было создать имя. Это требует больших вложений — в маркетинг, рекламу, имидж, поддержку.
Горнолыжное направление окупилось полностью — потому что оно дольше существует и средний чек выше. Очки только-только вышли в ноль, по ним какой-то прибыли и полноценной окупаемости мы еще не получили. Если брать в целом, то окупилось все.
Так как бизнес начал приносить стабильный доход, у нас есть возможность делать больше и лучше. Например, хотим делать визоры для мотоциклетных и хоккейных шлемов. Это уже стабильная работа компании: возьмем какие-то свои деньги, какие-то кредитные, вложимся и будем эту историю развивать, ждать, когда направление окупится.
У нас всегда есть запас денег на материалы: линзы, пластик, пресс-формы, коробки. Каждый месяц откладывается определенная сумма, и когда нужно что-то дозаказать, мы не берем кредиты, а спокойно оплачиваем. Нужно сейчас купить коробочек — значит, на коробочки пойдет. Нужны линзы — значит, на линзы.
Поступления по месяцам
Ноябрь 2022 | 1,6 млн |
Декабрь 2022 | 1,6 млн |
Январь 2023 | 1,8 млн |
Февраль 2023 | 3,4 млн |
Март 2023 | 2,7 млн |
Поступления по месяцам
Ноябрь 2022 | 1,6 млн |
Декабрь 2022 | 1,6 млн |
Январь 2023 | 1,8 млн |
Февраль 2023 | 3,4 млн |
Март 2023 | 2,7 млн |
Мы хотели бы выйти в Европу и в принципе на Запад. Пока изучаем, интересен ли там наш продукт, или им достаточно своих.
Ситуация 2022 года подстегнула нашу аудиторию больше путешествовать в другие регионы вместо Европы: в Непал, Пакистан, Южную Америку. Русских гидов в этих регионах достаточно, и к ним в группы приезжают не только из России — из Европы и Америки тоже. О нас стали спрашивать, интересоваться, можно ли купить на «Ибэе» или «Амазоне». Люди хотят покупать, так что нам можно ускориться и выходить на западный рынок. Точно ничего не потеряем.
Пока идея такая: мы заключим контракт с фулфилментом, который сможет отправлять заказы в Европу и Америку. У меня большой опыт международной торговли, так что будет несложно договориться и разместить заказ и грузы.
«Амазон» не сравнить с «Вайлдберриз», где можно просто выставить товар — и нас начнут покупать. Сделать европейский сайт с работающими платежами намного бюджетнее и проще.
Еще рассматриваю модель оптовых продаж ретейлерам — такую же, как в России. У нас есть каталог на английском языке, пока начали рассылать его тем, кто уже спрашивал. Договорились со знакомым, который работает с европейским рынком, что он будет продвигать нас там.
Глобальная цель — сделать бренд мировым, чтобы он жил долго, чтобы идея жила много лет и не сломалась. Для меня эта идея важна, она мне интересна, я хочу, чтобы она в таком виде и существовала. Чтобы это был качественный продукт за разумные деньги.
Операционные расходы в июне 2023 года
Поступления | 4 525 000 ₽ |
---|---|
Всего расходов | 3 470 000 ₽ |
Доход | 1 055 000 ₽ |
Отложено на материалы | 1 000 000 ₽ |
Зарплаты | 738 000 ₽ |
Контекстная реклама и блогеры | 420 000 ₽ |
Выплаты по кредитам | 316 000 ₽ |
Налоги | 285 000 ₽ |
Рекламные съемки | 250 000 ₽ |
Международная логистика | 211 000 ₽ |
Аренда офиса и склада | 170 000 ₽ |
CRM, доработка сайта | 80 000 ₽ |
Операционные расходы в июне 2023 года
Поступления | 4 525 000 ₽ |
Всего расходов | 3 470 000 ₽ |
Доход | 1 055 000 ₽ |
Отложено на материалы | 1 000 000 ₽ |
Зарплаты | 738 000 ₽ |
Контекстная реклама и блогеры | 420 000 ₽ |
Выплаты по кредитам | 316 000 ₽ |
Налоги | 285 000 ₽ |
Рекламные съемки | 250 000 ₽ |
Международная логистика | 211 000 ₽ |
Аренда офиса и склада | 170 000 ₽ |
CRM, доработка сайта | 80 000 ₽ |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету