Романтика и комфортный быт: как мы с детьми съездили в Карелию в доме на колесах

4

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Артем Семенов

Страница автора

Дети (двоим из которых сейчас 8, а младшему — 4), — это мотор нашей жизни. Читатели-родители не дадут соврать: порой мы бежим из дома, беря их в охапку, не потому что хотим куда-то, а потому что в четырех стенах даже пару дней — это много даже для тренированных многодетством.

«Ну что, куда летом?» — задумались мы, и вспомнили о давно витавшей мысли взять автодом и отправить в приключения. Некогда, при открытых границах, мы составляли в своих мечтах фантазийные маршруты по диковинным средневекомым замкам, скованных альпийскими вершинами, но время вносит свои коррективы и маршрут — импортозамещающий.

Если вы собираетесь путешествовать на автодоме, раннее планирование — это важно, потому что мелочей будет много. Я люблю планировать путешествия за много-много месяцев и люблю делать это очень маленькими шагами. Это не признак невротизма, как может показаться, а повод отвлекаться от рабочих будней. Еще у раннего планирования есть психологический аспект «простраивания» своего будущего.

Появляются зацепки в виде забронированных дат в календаре — и серыми московскими вечерами как-то легче живется: лето становится более осязаемым. Да, нестабильность вносит свои коррективы, и живем мы только сегодняшним днем, но, успокаиваю я себя — дальше вряд ли будет стабильнее, так что, в откладывании чуть ли ни единственной возможности в году переключиться — не вижу никакого смысла.

Выбор автодома

Итак. Для того, чтобы взять в аренду «типовой» автодом, не нужно иметь особую категорию водительского. Подойдет обычная «В». Наш дом был 6-местным.

Выбирал машину я на авито. Мои рассуждения были таковыми: во-первых, я искал частника, а во-вторых, искал хороший комфортный автомобиль свежего года. Брать машину в компании с большим автопарком (а таких в Москве несколько) я не хотел, потому что хотел быть на связи с человеком, который досканально знает свой автомобиль в случае чего. А требование неубитого дома — это просто принцип разумного подхода к инвестициям в это путешествие.

Поеду ли я еще когда-нибудь — не знаю, но если это будет моя единственная подобная вылазка — почему бы ни сделать ее достаточно комфортной, чтобы, ни дай Бог, не вспоминать потом неработающий душ или что-то в этом роде в случае, если решу сэкнономить.

Прошлым летом ценник на автодом варьировался от 8000 до 23000 руб. в сутки. Пришлось провести много времени в изучении вопроса, чтобы найти человека, у которого были свободными нужные даты, а дом стоил не заоблачных денег — но, как говорится кто ищет… Кстати, хорошие варианты в сезон не найти, поэтому бронировать нужно — как можно раньше, на лето я бы рекомендовал ставить бронь или хотя бы обозначиться перед владельцем с середины весны.

В оснащении выбранного дома были: две полноценные двуспальные кровати, полноценный шкаф, стол с диванчиками, оборудованная кухня, душ и туалет, а также уличный навес-маркиза. Невероятно удобной опцией оказалось два баллона с газом. Он использовался для плиты (на три комфорки), обогрева дома ночью, а также от него работал холодильник с небольшой морозильной камерой.

Срок аренды составил 10 дней, а сама поездка состоялась в середине июня. Срок получился таковым отчасти из-за маршрута, отчасти из финансовых соображений, а также в целом из нашего опыта в том, сколько времени мы можем комфортно находиться в небольшой, по сути, комнате, все вместе.

Выбор маршрута

Следующий шаг — это «куда едем?». Я изучил все направления из столицы и понял, что настоящим бриллиантом для такого рода приключений будет Карелия.

Беглая оценка ситуации показала, что хорошим вариантом на полторы недели будет кольцо вокруг Онеги и Ладоги. Это места, насыщенные развитыми точками культурных остановок: природные заповедники, водопады, интересные самобытные архитектурные объекты. Туризм в Карелии развит довольно хорошо и поэтому находиться там — одно удовольствие: тут, с одной стороны, комфортно, а с другой — самобытно. Место, где глубоко вдыхаешь красоту природы: озер, скал, сосновых лесов…

Наш маршрут предполагал практически ежедневные (за единственным исключением) ночевки в новых местах. Так мы решили, что посмотрим больше за короткое время, да и в полной мере насладимся духом путешествия в доме на колесах. Все стоянки были запланированы заранее, а подстраивались под интересные места мы по пути, оптимизируя маршрут так, чтобы ехать не более 3-4 часов в день.

Стоянки

Автодом — в значительной мере зависимая от цивилизации штука. Что нам нужно? Понятно: топливо, вода, электричество. И вода здесь стоит особняком, потому что если ее нет — а значит, нет душа, туалета, раковины — зачем было брать автодом вообще? Поэтому на нормальном кемпинге должна быть возможность: слить «серую» (отработанную) воду, слить кассету туалета, пополнить запасы воды, подключиться к электричеству.

В автодоме, который мы брали, бак технической воды составлял 100 литров. Этого впритык хватало нашей семье на день. Слив кассеты туалета — примерно раз в полтора дня. Эти вещи обуславливают практически строгую необходимость часто обитать в кемпингах со всеми этими возможностями.

Вам интересно узнать, как дела вообще с кемпингами в России? Я вас не удивлю: инфраструктуре есть куда расти в этом плане. На деле многие кемпинги, в которых мы были, заявлявшие обо всем необходимом для автодома — оказывались на зачаточной стадии развития этого сервиса. Несколько раз я чувствовал недоумение персонала, как-будто мы были первыми, кто спрашивал про розетку для подключения или о месте для слива кассеты туалета.

Понимая такие нюансы по ходу дела, начинаешь подстраиваться и простраивать быт иначе. Становится ясно, что если в каком-то месте есть все возможные опции в виде залить-все-что-нужно-и-вылить-все-что-не-нужно — это нужно сделать, причем хорошо еще запастись чистой водой в канистрах для подстраховки. Обеспечение такового быта — это часть путешествия в автодоме и нужно заранее принять как факт, что обслуживанием нужно будет заниматься каждый день.

Невероятно интересным оказалось находиться в движении ежедневно. Во-первых, это легко: подготовить дом к переезду — это не то же самое, что собрать палаточный лагерь в горном походе. Во-вторых, это новые места, события и люди, подчас с сюрпризом: ты каждый день едешь в неизвестность!

Сразу скажу, что спланированный маршрут удалось реализовать почти без отклонений от плана. Помог точный расчет времени и расстояния между точками, а также, как я писал выше, заблаговременный контакт с владельцами мест стоянки: мы примерно знали, что нас будет ждать по приезде. Конечно, были и незапланированные вещи вроде слива кассеты в туалете на заправке и дозаправки водой из шланга для полива газона в деревне по пути.

Наверное, с домом на колесах можно пуститься и в бесшабашное путешествие из серии «возьмём билет, а там разбремся», но, допускаю, что это должен быть: а) не семейный отдых, и б) более длительный — ведь на решение возникших внезапно сюрпризов нужно время.

Сложности

Кстати, о неурядицах: единственной серьезной проблемой для нас стал мокрый песок на пляже одного из мест «дикой» стоянки вне кемпинга, где мы завязли по самое брюхо. Оказалось, что посадить такую тяжелую 3.5-тонную машину в рыхлом песке — дело нескольких секунд. Далее много часов раскопок, «ощебечивания» подколесного пространства, поддомкрачивания, поиск досок, разговоры с местными, ночной приезд ДПС, и в итоге — спасительница-Нива 4х4 — всё это стало незабываемой и отчасти веселой частью нашего приключения.

Впечатления

Еще из незабываемых впечатлений: вид на закат и бескрайние озера прямо из постели, утренние блинчики вперемешку с утренней прохладцей и дымом из самовара — там же, водопады и горный парк Рускеала, древние наскальные рисунки (которые можно буквально потрогать рукой, прикоснувшись к истории), полторы сотни высеченных в скале зайчиков, карельский пармезан прямо с сыроварни, паромная переправа (вместе с машиной) через Волгу…

В конце статьи я обязательно напишу о цене вопроса, но на мой взгляд, — такой способ путешествия — бесценен. Побывав в Карелии в доме на колесах и прочувствовав всю его романтику, я вижу в таком опыте для нашей семьи только один минус: это настолько круто, что теперь я не знаю, же еще более незабываемое теперь планировать на следующее лето?

Ниже выкладываю наш маршрут «без купюр», без эмоций, только факты.

ДЕНЬ 1: погрузка, выезд из Москвы

  • Планирумая длительность поездки: 3ч30 мин, 207 км. Фактически из Москвы мы выезжали около 6 часов.
  • Стоянка в кемпинге «Ярославна». По сути это база отдыха с разным типом размещения, и в том числе под автодом. Есть столовая, а персонал предложил пользоваться душем и туалетом в корпусе. Очень приятное и ухоженное место с закрытой территорией, музеем-избой, полянками для детских игр, зоопарком.
  • Точка на карте
  • Для дома: электричество, слив кассеты, стоянка в удалении от туристов за парковкой. Подключения к воде — нет.
  • Стоимость стоянки: 1 000 руб.

ДЕНЬ 2: на пути в Карелию. Паромная переправа с машиной Мышкин-Коровино через Волгу — отдельное интереснейшее приключение.

  • Длительность поездки: 3ч30 мин, 220 км.
  • Стоянка в кемпинге «Ветрено». Действительно ветрено, так как это практически архипелаг и вода — вокруг. По сути огромное поле без особых развлечений с разбросанными почему-то на огромные расстояния удобствами. Есть хоз. блок с мойками, туалетом, душем, в которых чисто и аккуратно. Мы также посетили баню-бочку, пар в которой был ожидаемо плох.
  • Точка на карте
  • Для дома: электричество. Вода — отдельно (не на стоянке), но возможно подключение в хоз. блоке, там же слив кассеты.
  • Стоимость стоянки: 1 900 руб.

ДЕНЬ 3: почти добрались до Онежского озера

  • Длительность поездки: 5ч32 мин, 380 км.
  • Планировали встать в месте «Калинов Берег» (гостиница или гостевой дом), но немного не доехали и заночевали в лесу.
  • Точка на карте
  • Стоимость стоянки: бесплатно.

ДЕНЬ 4: онежские Петроглифы

  • Длительность поездки: 4ч30 мин, 330 км.
  • Стоянка на косе у Онежского озера.
  • Потрясающе душевная экскурсия от хозяйки гостевого дома «На Онежской» на катере к древнейшим Онежским петроглифам — объекту под охраной Юнеско!
  • Точка на карте
  • Стоимость стоянки: бесплатно.

ДЕНЬ 5: погружение в настоящий комфорт

  • Длительность поездки: 3ч, 228 км.
  • Стоянка в месте «Усадьба Karhumaki Sport & SPA». Очень маленькая, уютная, и комфортабельная база отдыха. Стоянку здесь предоставили бесплатно, так как, по словам администратора, база не совсем подходит для автодома. Но по приезде мы получили гораздо больше, чем где бы то ни было: полный сервис и подключение ко всем коммуникациям. Нам также любезно предоставили удобства на территории, мангальную зону и прочее. На следующий день мы с удовольствием попарились в шикарной бане на территории базы, а также купили травяной матрас для парения.
  • Точка на карте
  • Для дома: вода прямо в месте стоянки, электричество, предложили удобства.
  • Стоимость стоянки: бесплатно.

ДЕНЬ 6 и 7: озера с невероятными закатами и «долина зайцев», посещение сыроварни

  • Длительность поездки: 2ч., 149 км
  • Кемпинг «Сампо». Маленький кемпинг на берегу на неогороженной территории. По сути почти ничего нет, кроме синей кабинки туалета и возможности подключения к коммуникациям. В противовес — место с невероятной природой, на скалистом берегу. Энергетика места заставила нас остаться здесь на два дня даже несмотря на полчища комаров (самое комариное место маршрута!). Рядом «Долина зайцев» — местная достопримечательность в виде высеченных в скале зайцев, число которых автор постоянно пополняет.
  • Точка на карте
  • Для дома: все коммуникации прямо на месте стоянки.
  • Стоимость стоянки: 850 руб. в день.

ДЕНЬ 8: посещение природного парка-заповедника «Рускеала»

  • Длительность поездки: 3ч30 мин, 240 км
  • Стояка на базе отдыха «Микли Ольгино». Это большая территория с фермой, корпусами с номерами, столовой, небольшой детской площадкой. Наш дом припарковали далеко от базы в очень красивой лесной зоне.
  • Для дома: электричество, слив кассеты. Воду для нас организовать у персонала не получилось.
  • Стоимость стоянки: 2000 руб.

ДЕНЬ 9: посещение долины водопадов

  • Длительность поездки: 2ч, 149 км
  • Стояка в лесу около заповедной зоны близ деревни Ягодное.
  • Стоимость стоянки: бесплатно.

ДЕНЬ 10: Санкт-Петербург и путь домой по М-11

  • Длительность поездки: 9ч, 750 км

Что в итоге

  • Общая длина маршрута: 2929 км.
  • Стоимость аренды автодома: 170 000 руб.
  • Дополнительно: сервисный сбор 8 000 руб., постельное белье 2 500 руб., комплект посуды 2 000 руб., надувной каяк и сап-борд: 16 000 руб.
  • Топливо: 20 756 руб.
  • Посещение культурных точек: 9 100 руб.
  • Кафе по пути, покупки еды в магазинах, мороженое и перекусы: 24 441 руб.
  • Посещение бань: 10 000 руб.
  • Стоянки: 6 600 руб.
Платные дороги: 8 233 руб.
  • Паромная переправа: 430 руб.
Штрафы (превышение скорости): 250 руб.

ИТОГО: 279 810 руб.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество