Разберите под прищуром сервис «Скайвей»
Здравствуйте!
Могли бы вы прищуриться на такой финансовый инструмент, как «Скайвей». Заранее благодарю.
С уважением, Елена Подобреева.
«Скайвеем» называют проект по созданию нового вида транспорта. На сайте проекта транспорт изображен в виде капсул, которые подвешены на струнах, натянутых между вышками. По заявлению его авторов, этот транспорт основан на новых технологиях, поэтому он дешевле, экологичнее и надежнее существующих. Автором проекта числится Анатолий Юницкий, поэтому его также называют «струнным транспортом Юницкого».
Инвесторам предлагают вкладывать деньги в развитие струнного транспорта, а взамен обещают доли в одной из компаний, которая этим занимается. С ними также обещают делиться прибылью, если она будет.
Я не специалист в технологиях, поэтому не возьмусь оценивать, насколько проект реалистичный и перспективный. Но с точки зрения инвестиций — прищурюсь, опираясь на общедоступные источники.
Если коротко, я бы не вложил
👎 В интернете множество сайтов, которые рекламируют «Скайвей», называют себя официальными и принимают инвестиции. Даже если настоящий «Скайвей» все делает честно, я не уверен, что не попаду на мошенников.
👎 У «Скайвея» очень сложная организационная структура из множества компаний. Большая часть компаний зарегистрирована в офшорных зонах, поэтому я не смог до конца понять, как все они связаны между собой. Если что-то пойдет не так, найти виноватого будет сложно.
👎 Компания-подрядчик, которая якобы строит опытный образец в Белоруссии, оказалась связана с множеством российских компаний, которые на первый взгляд выглядят пустышками.
👎 Если верить информации с сайта, который выглядит официальнее остальных, «Скайвей» не собирается регистрироваться в России. Лицензии Банка России на привлечение денежных средств у него тоже нет. Центробанк считает это одним из признаков финансовой пирамиды.
👎 Одна из компаний «Скайвея» публикует финансовую отчетность, но она выглядит неполной. К тому же, раз компаний много, непонятно, чем на самом деле занимаются остальные.
👎 За свои деньги инвесторам обещают доли в одной из компаний «Скайвея», а также часть прибыли, если она будет. Чтобы заработать на долях, нужно найти покупателя, а это непросто. А прибыли может не оказаться вообще — ведь, по заверению авторов проекта, все средства вкладываются в его развитие.
👎 Единственный способ заработать на проекте, который я нашел, — это партнерская программа «Скайвея» по привлечению новых инвесторов и новых партнеров. Но это уже не прибыль от инвестиций.
👎 У меня нет уверенности, что проект настоящий. Фотографии и ролики в интернете меня не убеждают, потому что выглядят сделанными на компьютере.
Официальный сайт
По запросу skyway Яндекс выдает много разных сайтов, и все заявляют о своей официальности.
Предположу, что настоящий официальный сайт — rsw-systems.com. Его поисковик ставит выше других, на него ведет ссылка из группы во Вконтакте, которая тоже называет себя официальной, и на этом сайте висит дисклеймер, что это единственный официальный сайт. В интернете я нашел фотографию человека, который называет себя автором проекта Анатолием Юницким, на фоне стенда с адресом этого сайта:
Но если верить материалам «Онлайнера», Юницкий публично отрицает, что имеет отношение к сайту rsw-systems.com, поэтому сомнения остаются. Но за неимением лучшего буду пока считать этот сайт официальным.
На сайте две смысловые части: сам сайт и личный кабинет инвестора. Основная часть документов о компании опубликована в личном кабинете.
Самым важным среди опубликованных документов выглядит инвестиционный меморандум: там я нашел описание структуры компаний и инвестиционный договор. Кроме того, в меморандуме есть договор аренды белорусской земли и куча сканов разных документов. При этом файл этого самого важного документа называется document.pdf. Такая небрежность к его оформлению вызывает у меня недоумение. Представьте, что вы пришли презентовать проект своей жизни инвесторам, а документы принесли в пакете из «Пятерочки».
Но посмотрим сами документы.
Конфиденциальность
В инвестиционном меморандуме «Скайвея» есть оговорка, что он предназначен исключительно для инвесторов в связи с проектом и его «не следует цитировать или передавать третьим лицам» для других целей. Я не понимаю, что с юридической точки зрения значит «не следует». Меморандум опубликован в открытом доступе, на нем нет специального грифа «Секретно» или «Коммерческая тайна». Вряд ли в отношении него установлен специальный режим секретности.
Я не подписывал никакого соглашения о конфиденциальности, чтобы увидеть меморандум. Поэтому такой запрет выглядит странно: сразу возникает мысль, что в документе есть информация, которая не выдерживает серьезной проверки. Это подтверждает и оговорка, что все маркетинговые материалы меморандума «исключительно субъективные и не проверены третьими сторонами, если не указано иное».
Эта статья — тоже исключительно мое субъективное мнение как инвестора в отношении «Скайвея». Цитировать меморандум я буду исключительно в целях изучения проекта как объекта инвестирования. Никакой вред компании разглашение этой информации не принесет — как могло бы принести разглашение коммерческой тайны.
Меморандум в основном посвящен описанию юридической структуры «Скайвея», и вся информация о компаниях, которые в нем указаны, находится в свободном доступе. А примеры договоров в меморандуме — неподписанные типовые шаблоны, поэтому о конфиденциальности, опять же, речи нет. Сложно представить, чтобы я мог составить мнение и доверить компании свои деньги, не изучив сначала ее документы.
Организационная структура
В связи со «Скайвеем» упоминается множество компаний. Я не смог до конца разобраться, как они связаны между собой и кто за что отвечает.
Первая компания занимается инвестициями. Если верить договору, который предлагают заключить инвесторам, инвестициями занимается компания Global Transport Investments, которая зарегистрирована на Британских Виргинских островах — в офшорной зоне.
Вторая компания принимает деньги у инвесторов. Это компания Unisky Corporation, которая зарегистрирована на Сейшельских островах, тоже в офшорной зоне.
Третья компания торгует долями. Инвесторам обещают доли компании Euroasian Rail Skyway Systems Holding II Ltd, которая тоже зарегистрирована на Британских Виргинских островах. В договоре указано, что она и занимается «реализацией проекта».
Четвертая компания строит «инфраструктуру». «Реализует проект» ERSS Holding с помощью «подрядчика по строительству и обустройству транспортной инфраструктуры» — ЗАО «Струнные технологии». Эта компания зарегистрирована в Белоруссии.
В личном кабинете можно найти договор аренды участка земли под строительство, который ЗАО «Струнные технологии» заключило с белорусскими властями. От лица компании договор подписал сам Анатолий Юницкий. Но если верить реестру by.kompass.com, генеральный директор компании — не Юницкий, а некая Надежда Геннадьевна Косарева.
ИП Косареву Надежду Геннадьевну я нашел в реестре rusprofile.ru среди учредителей российского ОАО «Струнные технологии» — вместе с Анатолием Юницким и другими. Среди них, например, ООО «Транснет», которое якобы занимается производством железнодорожных локомотивов и подвижного состава. Его учредили Анатолий Юницкий вместе Салимом Галиевичем Мифтахутдиновым — каждый внес по 5000 рублей. Это минимальный уставной капитал для ООО.
ОАО «Струнные технологии» было ликвидировано в 2015 году, но ООО «Транснет» продолжает работать. Среди компаний, где учредителем числится Мифтахутдинов, я нашел еще несколько ООО с минимальным уставным капиталом: например, «Эдас», «Транснациональная корпорация „Глобальные технологии гармонизации“», «Бэнит», «Юниолимп». Все они основаны с разными соучредителями и продолжают работать.
С моей точки зрения, связи с многочисленными компаниями, которые на первый взгляд похожи на компании-пустышки, не добавляют доверия к компаниям группы «Скайвей».
Больше компаний. В личном кабинете на сайте rsw-systems.com также опубликовано много документов, которые призваны вызывать доверие у потенциальных инвесторов: бизнес-планы, экспертизы, брошюры, меморандумы. Но у меня они вызывают только больше вопросов.
Например, в экспертизе указано еще больше компаний, связанных со «Скайвеем»: String Technologies Unitsky String Transport Systems, Unitsky String Transport, Transport Systems Yunitskiy. Там же указано, что все они входят в группу компаний Skyway и всеми руководит Юницкий.
Сайт rsw-systems.com вроде бы подтверждает эту информацию:
Но в интернете я не нашел документального подтверждения того, что такая группа компаний действительно существует и ее президент — Юницкий. Поэтому я не уверен, что понимаю, как у этих ребят все устроено. В инвестиционном меморандуме приводится графическое изображение структуры группы компаний «Скайвей», но ясности оно не добавляет.
Регистрация в России
«Скайвей» привлекает русскоязычных инвесторов, но судя по информации с сайта, у нее нет лицензии Банка России на привлечение денежных средств. По мнению Центробанка, это признак финансовой пирамиды.
Но и тут не все однозначно.
Финансовая отчетность
Финансовую отчетность я нашел только для компании ЗАО «Струнные технологии» на сайте компании sw-tech.by. К ней тоже есть вопросы.
На сайте выложена сокращенная версия финансового отчета за 2017 год — в ней указаны только активы компании. Нет никаких данных про обязательства, капитал, выручку и прибыль. Полный финансовый отчет лежит на сайте Юницкого.
Компания выручила за 2017 год 6,9 млн рублей — сейчас это больше похоже на малый и средний бизнес либо начинающий стартап. У компании убыток от продаж — это значит, что с основного бизнеса компания ничего не зарабатывает. Этот показатель важно отслеживать, потому что компания может положить деньги на счет и получать проценты, отражая в отчетности чистую прибыль. Но ее тоже нет.
Инвестиции
Инвестировать предлагают через личный кабинет на сайте rsw-systems.com. Для этого в нем надо зарегистрироваться. Первое, что меня смутило, — предложение войти через соцсети. Я не очень хорошо разбираюсь в цифровой безопасности, но мне кажется, что соцсети и безопасность сочетаются не очень. А ведь речь идет о деньгах.
Вторая проблема возникла при регистрации. Для входа в кабинет система прислала мне на почту случайный пароль. Это еще нормально. Но поменять этот пароль на свой, надежный, меня не попросили. А ведь если этого не сделать, то при взломе моей почты любой сможет зайти в этот кабинет, узнать мои личные данные и распорядиться деньгами. Это уже не нормально.
Чтобы что-то инвестировать, нужно верифицировать аккаунт. Для этого сайт попросил мой адрес, номер и скан паспорта, а также скан документа, который подтверждает адрес. Это нормальный список документов для тех, кто работает с деньгами и хочет быть уверен в личности клиентов. Но проект не вызвал у меня достаточно доверия, чтобы предоставить свои личные данные. Поэтому я не знаю, как выглядит инвестирование дальше: например, как предлагают переводить деньги и что выдают взамен. На самом сайте я нашел информацию, что для этого у меня попросят в том числе номер карты. Это тоже не совсем обычно: больше доверия вызывает межбанковский перевод со счета на счет.
Если судить по договору из инвестиционного меморандума, инвесторам предлагают переводить денежные средства компании GTI, а взамен вторая компания, Unitsky Corporation, «намеревается передать инвестору по опционному договору право требования обеспечительных акций».
Речь идет об акциях компании Euroasian Rail Skyway Holding II Ltd, которая находится где-то между компаниями, с которыми инвестор заключает договор. Но про акции читать странно: Ltd — это аналог нашего ООО — общества с ограниченной ответственностью. Чтобы продавать акции, ООО должно выйти на биржу, а эта компания еще не там — как и другие компании группы «Скайвей».
Я предположил, что вместо акций имеются в виду доли компании, это подтверждает и информация в других разделах сайта rsw-systems.com. Но это противоречит информации в договоре, поэтому уверенности нет.
Вместо несуществующих акций можно выбрать прибыль, но только если ее получит компания, в которую вкладывает деньги инвестор. Меня смущает, что даже если ребята что-то заработают, прибыль припишут компании, с которой инвестора формально ничего не связывает. Насколько я понял из договора, в этом случае инвестор ничего не получает.
Партнерская программа
Единственный способ заработать на «Скайвее», который я нашел, — это партнерская программа. Насколько я понял из договора в личном кабинете инвестора, с помощью этой программы авторы проекта нанимают партнеров, «инвестиционных консультантов», которые привлекают для него новых инвесторов за вознаграждение. Причем в этом договоре уже нет акций — только доли:
Вознаграждение за привлеченных инвесторов «инвестиционные консультанты» получают деньгами и долями компании Euroasian Rail Skyway Systems Holding II Ltd. В договоре идет речь об инвестиционных консультантах разных уровней, поэтому я предположил, что эта партнерская программа устроена по принципу «приведи трех друзей». Небрежность видна и здесь: в договоре много орфографических ошибок:
Реалистичность проекта
Я не специалист в технологиях, поэтому мне сложно определить, насколько проект реалистичный и перспективный. Но раз инвестор за свои деньги получает только обещание светлого будущего, попробую посмотреть, как проект развивается.
В инвестиционном меморандуме реалистичность проекта пытаются подтвердить тем, что он состоит из «простых и понятных» технологических решений, которые уже используются в технике. «Простые и понятные» взято в кавычки в самом меморандуме. Но сами решения не называются — возможно, это коммерческая тайна. Но тогда хочется увидеть работающий образец, тем более что на сайте rsw-system.com проект позиционируется так, будто транспорт уже построили и протестировали.
На сайте я действительно нашел много фотографий и видео транспорта, но они не вызвали у меня доверия: кажется, что все это сделано на компьютере. Как минимум сложно представить, что после реальной стройки под объектами зеленая травка, а не грязь со следами техники. Поэтому мне не верится, что на белорусской земле действительно построили работающий образец.
Что в итоге
С точки зрения инвестиций проект выглядит для меня сомнительным. У группы компаний «Скайвей» сложная организационная структура, поэтому мне не очевидно, где в итоге окажутся мои деньги и на что они пойдут. Меня уверяют, что на мои деньги построят светлое будущее, но мне кажется более вероятным, что они просто осядут в чьем-то кармане, а будущее не состоится, например, из-за происков недоброжелателей. Никакой ответственности за это может никто не понести, потому что всегда можно будет списать потери на инвестиционные риски или объяснить, что мы вкладывали в одну компанию, а работает другая.
На сайте вроде бы можно найти документы, которые подтверждают реальность компаний, но местами они противоречат друг другу, а в самих документах много ошибок. Я могу простить ошибки или небрежное оформление небольшому проекту, который запустили в спешке. Но «Скайвей» позиционируется как дело жизни известного ученого. Его создатели уверяют, что он решит многие транспортные проблемы и перевернет наше представление об инфраструктуре. По масштабности они сравнивают «Скайвей» с «Эплом» и «Гуглом». Видеть такую откровенную небрежность от нового «Эпла» как минимум странно.
Инновационность идеи «струнного транспорта» тоже вызывает вопросы. На мой взгляд, он похож на обычные фуникулеры, которые существуют давно и успешно применяются там, где большие перепады высот и сложно построить что-то другое. Мне очень хочется, чтобы изобрели новый вид транспорта, который поможет улучшить экологию и избавиться от пробок. Но у меня сложилось впечатление, что «Скайвей» занимается чем-то другим.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.