«Сложно, но стоит того»: как мы живем и путешествуем на парусной яхте с детьми

15

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Май 2023 года. Мы отдаем швартовые концы в городском порту Датча в Турции и отправляемся в большое путешествие по миру на своей яхте. Мы мечтали об этом несколько лет, глобально готовились еще до пандемии, и очень вовремя в январе 2022 года смогли исполнить мечту о покупке.

Вот уже полтора года мы с семьей прожили на парусной яхте в Турции. Мои мальчики-двойняшки родились в Аргентине, но это совсем другая история, описанная в более ранней статье. Сейчас я уже гражданка Аргентины и муж тоже скоро получит свой синий паспорт. Первый штампик о пересечении границы на кораблике мне поставили в новый документ.

В целом наша история иммиграции в Аргентину и переезд на яхту — это одна глобальная идея жить свободно, много путешествовать несмотря на наличие детей и разные ограничения со стороны страны нашего рождения и мировую пандемию.

В этой статье я расскажу:

  • как появилась идея жить на парусной яхте
  • где я училась яхтингу
  • как мы искали яхту для покупки
  • сколько строит жизнь на яхте и её содержание
  • как детям живется на яхте
  • про наши примерные планы на пару лет

В моем рассказе не будет про шторма и кораблекрушения, потому что у нас совсем другой тип яхтинга — семейный, спокойный и, пока что, прибрежный.

Первые шаги к мечте

Мы с мужем любители путешествий. До знакомства видели много стран по-отдельности, и после знакомства продолжили смотреть мир вместе. Антон впервые увидел, что люди живут на яхтах в путешествии по Австралии и очень этим вдохновился. Практического опыта яхтинга до переезда на свою лодку у него не было.

Я же немного знала устройство парусного катамарана из своего вожатского прошлого. В студенчестве работала в Парусной школе на Беловском водохранилище в Кемеровской области. Там детки разбирали матчасть, учили курсы ветров и участвовали в регатах на разборных катамаранах. Это был мой единственный опыт яхтинга до идеи о переезде на лодку.

Мы достаточно внезапно погрузились в тему и начали с нуля разбираться, что нужно для осуществления желания. Было принято решение, что муж будет узнавать цену покупки и жизни на яхте и планировать бюджет. А я буду ответственная за теорию и пойду получать права.

Когда детям было 8 месяцев, то я прошла первый теоретический курс яхтинга от Национальной Ассоциации Шкиперов. Это было начало 2018 года. Глоток свежего воздуха — кормящей матери двойняшек каждые выходные уезжать из дома на выходные и учиться. Обожаю учиться.

Теория была в Москве, а практика в Греции. Впервые за штурвал парусной яхты я встала под Афинами, и это был сразу мощный опыт с переходом в 8 часов и стабильным бейдевиндом (ветер, который дует остро практически в нос и сильно кренит яхту). Большую половину экипажа укачало, а я оказалась стойкой ученицей.

В дальнейшем я училась еще неделю в Турции, Мармарис. Получила сертификат Bareboat skipper и радио. Сертификат дает право управления яхтой до 60 футов* в дневное время и удаленность от берега не более 20 миль**. Потом несколько раз ездила на Пироговское водохранилище тренироваться, но ветер там ни о чем.

*60 футов ~ 18,2 метра **20 миль ~ 37 километров

Кстати, у владельцев яхт, кем я теперь являюсь, вообще не спрашивают сертификаты так, как мы привыкли на дороге при управлении автомобилями. Если нас тормозил костгвард (береговая охрана), то обычно спрашивал лицензию на яхту и транзит-лог (список пассажиров с указанием порта отправления и порта прибытия). Сертификат может пригодиться в страховом случае или если брать яхту в чартер (аренду).

Поиск яхты в Аргентине

У нас была маленькая мечта, которая, к сожалению, не сбылась из-за пандемии. Мы хотели ездить по лучшим яхтенным городам Европы и выбирать свою идеальную лодку. Ля Рошель во Франции, Амстердам в Нидерландах, Испанская Ривьера и т. д.

Но в пандемию мы застряли в Аргентине. Карантин затянулся, визы закончились, в Европу стал строгий въезд в плане вакцинации, и мы решили попробовать найти яхту в окрестностях Буэнос-Айреса. Это примерно также сложно, как купить в Аргентине иномарку типа БМВ из-за особенностей рынка.

На всю страну нашелся один катамаран, который не продавался. А все монохулы (обычные однокорпусные яхты) были маленькие спортивные, не наш размер. Однажды нам попалась Beneteau 40 футов 2011 года, но её цена была 350 тысяч долларов против 90 тысяч в Европе.

Также в Аргентине была особенность с просмотром лодок. Все яхт-клубы частные, и даже в обычное время туда сложно попасть, а в пандемию особенно. Это был целый квест — выйти через агента на хозяина и соединить всех в одной точке для просмотра. Такое ощущение, что только мы были заинтересованной стороной.

Но в итоге мы все-таки нашли интересный вариант. Оказывается, раньше в Аргентине были свои верфи! И в 70-80 годах строили собственный бренд парусных яхт под названием Виктория. 48-49 футов, наш размерчик. Мы посмотрели несколько таких лодок, одна была пришвартована в Ла Плата, другая в Нордельта. В основном, они были в плачевном состоянии.

Но третья… была великолепна. Ухоженная, с двумя мачтами (кетч), с богатым парусным вооружением и шикарной широкой кормовой каютой. Мы влюбились в нее. И даже захотели купить, но ближайшая проверка документов показала, что под номером этой яхты зарегистрирована совсем другая более маленькая и старая яхта, а хозяин много лет не платил за нее налоги. В общем, это был кот в мешке. И последний наш вариант в Аргентине. Нужно было лететь дальше.

Покупка яхты в Турции

Самым удобным на тот момент вариантом была Турция. Прямой перелет из Буэнос-Айреса, никаких уже ковидных ограничений. Бывалые яхтсмены отговорили нас покупать яхту в Турции, ведь туда свозят не самые лучшие варианты из Европы по завышенным ценам. Но мы решили попробовать, тем более нам надо было развивать насмотренность и вообще понять, что мы хотим: старую или новую, большую или поменьше.

По приезде мы как ламеры решили смотреть все предложения о продаже, которые подходили под наш бюджет. Как через яхтенных брокеров, так и самостоятельно заходили во все марины и искали объявления. Благо, в Турции с этим гораздо проще, чем в Аргентине.

Так началось наше первое путешествие по турецкому побережью, сначала на машине. Раньше я относилась к Турции скептически — всё включено, «Тагил», обгоревшие туристы и все такое. Но в этот раз Турция открылась для нас с другой стороны. За месяц мы посмотрели огромное количество прекрасных прибрежных городков и больше 40 лодок. Совершенно разных. От новейших пластиковых монохулов из-под чартера до старинных голландских лодок с прочным корпусом. Даже смотрели одну турецкую деревянную гулету. Это был трэш.

Главное, что нам дал такой поиск яхт — мы поняли, что хотим. И значительно сузили круг поиска. А еще мы познакомились с огромным количеством интересных людей из морского сообщества! У одних яхтенная школа, другие уже отправились в кругосветку, а третьи помогли нам найти нашу Виви.

В тот момент был очень скромный выбор яхт в продаже. Из-за пандемии на верфях стали огромные очереди на новые яхты. Старые хорошие быстро покупали из рук в руки без объявлений. И мы очень удачно познакомились с турком, который через своего друга нашел нам хороший вариант в нашем бюджете. Решение о покупке надо было принимать немедленно.

Для начала мы осмотрели яхту и договорились на тест-драйв. Визуально все понравилось. Яхта 2009 года, это небольшой срок. В те года еще делали более менее качественно относительно совсем свежих моделей. Как и в автомобилестроении материалы стали всё тоньше.

Затем нашли сюрвеера*, договорились поднять яхту и осмотреть все системы. Сюрвеер подготовил полный отчет, и хозяин взял на себя ремонт течи из шафта, но остальное делать не захотел. У него после нас еще была очередь желающих покупателей.

*Морской сюрвей — это осмотр, инспекция или обследование моторной или парусной яхты квалифицированным специалистом по яхтам и малым судам.

Перед нами стояла сложная задача на основании заключения сюрвеера и мнений нескольких опытных в яхтинге друзей, с которыми мы консультировались удаленно, принять решение о покупке. Или искать варианты ехать в Европу и продолжать эпопею с поиском.

Мы все взвесили и удалили по рукам! Начался процесс переоформления яхты, и 1 февраля я стала счастливой обладательницей своей первой яхты — Jeanneau Sun Odyssey 44i. Перескочила владение машиной и квартирой, сразу перешла на следующий уровень, спасибо мужу за этот подарок!

Первый год жизни на яхте

Началось самое интересное: мы собрали вещи и сразу переехали на яхту в марину Каирос, недалеко от городка Датча. Это была зима, хоть и турецкая. Было холодно, так как отопление (вебасто) требовало ремонта. Мы перебирали дельные вещи, приводили в порядок самые важные узлы яхты и я морально готовилась к первому выходу в море после перерыва. С учебы прошло уже два года.

Вы не представляете, насколько волнительно было отшвартовывать собственные 44 фута первый раз после покупки без помощи какого-либо наставника. Антон, конечно, крутой помощник, но на тот момент у меня было больше опыта в управлении яхтой, чем у него.

Мы заправились и пошли из Каирос марины в городской порт Датча на моторе. Был штиль, прекрасный зимний солнечный день, и мы очень комфортно прошли одну из самых ветреных зон в Турции.

В итоге за первый год владения яхтой мы прошли больше 1000 миль от Датчи до Алании, от Алании до Стамбула и обратно в Датчу. Были во всех популярных яхтенных портах Турции: Мармарис, Каш, Фетхие и Гечек, Бодрум, Кушадасы и Чешме. Стояли одни в красивейших бухтах и посмотрели больше десяти разных марин.

Расходы

По рекомендации друзей мы заключили годовой контракт с сетью марин Сетур и могли стоять по месяцу в каждой марине сети. Это очень выгодное предложение! Всего в сети 10 марин, ты выбираешь домашнюю и весь сезон путешествуешь по остальным портам, резервируя стоянку через приложение. На нашу яхту годовой контракт стоил 3000 евро, хотя обычно одна ночь в марине стоит 100-150 евро, оцените экономию. Я продала эту идею большому количеству друзей, которые тоже заключили контракты с этой сетью. В 2023 году цены вырали в 1,5-3 раза.

Несколько месяцев в году мы вели бюджет жизни на яхте, и я сводила его в таблице. В лирах получились такие расходы на быт в месяц (средние показатели за 2022 год):

  • газ — 138 лир
  • дизель — 2874 лиры
  • бензин — 115 лир
  • вода и электричество — 328 лир
  • откачка черных танков — 141 лира
  • прачка — 210 лир
  • продукты — 6020 лир
  • кафе — 3815 лир
  • такси и аренда машины — 970 лир
  • вещи — 2030 лир
  • мобильный интернет — 300 лир
  • развлечения — 3100 лир
  • медицина — 920 лир
  • услуги красоты — 780 лир

Итого на семью выходило около 21740 лир в месяц или 1100 долларов или 1000 евро. Примерно столько же мы тратим на берегу.

Сейчас мы находимся в Греции, и здесь средний чек на дизель, газ и продукты примерно в 1,5-2 раза выше, чем в Турции. В этом году мы не заключали годовой контракт с мариной, а двигаемся по разным странам. В основном стоим на якоре, но иногда заходим в городские порты или марины.

Для сравнения одна ночь в городском порту Датча в сезоне 2023 стоит 17 евро. В Греции 7-15 евро в зависимости от количества дней. Цена за литр дизеля в Турции 1 евро, а в Греции 1,7 евро. Вода в Турции стоила ~0,5 евро, а в Греции 1 евро за 100 литров.

Ежегодные траты, которые ждут всех владельцев яхт — это антифулинг, сервис двигателя и других узлов яхты и страховка. Стоимость зависит от размера. А также большое количество непредвиденных срочных ремонтов. В нашем случае в новом сезоне пришлось купить датчик ветра за 500 евро, отремонтировать кулер для охлаждения двигателя за 40 евро, сделать ремонт течи масла в двигателе за 800 евро.

Впереди большая работа по корпусу: новый слой грунта и антифунгинга (необрастайки), полировка пластика. Материалы для этого вышли примерно на 1500 евро, работы вместе с подъемом в сухой док будут стоить примерно столько же. Такую работу нужно проделывать один раз в 1-2 года в зависимости от состояния корпуса.

Яхтинг с детьми

Наши мальчики обожают жизнь на яхте. После череды переездов по съемным квартирам в Аргентине они рады иметь собственные комнаты (каюты). Они, как и все дети, играют в лего, смотрят мультики. Мы немножко занимаемся домашним обучением: выучили цифры, пишем буквы, потихоньку учим их читать. Сейчас нашим двойняшкам 5 лет, в запасе на путешествия есть еще пару лет до школы.

Практически каждый день мы делаем вылазки на берег, и дети играют на пляже. Учатся плавать, грести на веслах, собирают мидии в море и рыбачат. Они уже выучили многие морские термины и немножко помогают нам на яхте.

В переходах мы обязательно надеваем на них спасательные жилеты и пристегиваем обвязками, если идем на парусах. Одного сына совсем не укачивает, второго иногда тошнит на волнах. Со временем весь экипаж прикачивается и все лучше чувствует себя.

В плане общения и социализации, которые отсутствуют в яхтенной жизни на первый взгляд, все не так плохо. За год в Турции у нас было невероятное количество гостей: как старых друзей из России, так и новых друзей из Турции. К внукам на месяц приезжали бабушки.

В новых портах мы постоянно знакомимся и общаемся на разных языках с соседями. Да и нашим мальчикам-двойняшкам никогда не скучно друг с другом. Они постоянно играют вместе и отлично проводят время. И видят жизнь с друго ракурса: с пустынными пляжами, креветками, медузами, каракатицами и дельфинами.

С какими проблемами мы столкнулись

За год в Турции у нас уже было немало интересных случаев в морской практике: от аварии (в нас въехала большая моторная яхта) до проблем с двигателем или якорной лебедкой в самый неподходящий момент. В яхтинге всегда нужно быть готовым к сложным случаям и проявлять находчивость.

Например, однажды мы шли в штиль от Финике к Фетхие. И около бухты Олюлениз двигатель внезапно заглох, хотя мы были уверены, что дизельного топлива достаточно. Пришлось буксировать яхту нашей маленькой лодочкой-динги. Хорошо, что подвесной мотор на ней достаточно мощный, и без проблем тянул яхту со скоростью 3 узла (сама яхта обычно ходит 6 узлов). В бухте пришлось мануально сбрасывать якорь, потому что электрическая лебедка не работает без двигателя. И искать топливо. Хорошо, что в тот день не было ветра, особенно прижимного.

Что дальше

Жизнь на яхте стоит примерно столько же, сколько жизнь в частном доме + владение автомобилем. Помимо стандартных расходов на питание/ образование/ развлечения/ медицину нужно все время учитывать расходы на ремонты и поддержание всех систем яхты в порядке. На судно воздействует гораздо больше агрессивных стихий (ветер и вода), поэтому и поломок больше, чем в доме или автомобиле.

При выборе своей яхты нужно сразу закладывать комфортный размер для семьи. В нашем случае 44 фута и 3 каюты оказались отличным вариантом. Нам вполне комфортно в таком размере, и даже можем приглашать пару друзей с детьми.

За этот сезон мы планируем дойти до Марокко, сделать там большую работу по рефиту корпуса и подготовить яхту к пересечению Атлантического океана. Сезон попутных ветров с Канарских островов на Карибские начинается в ноябре и продолжается до февраля. Мы хотели бы в декабре сделать этот первый большой переход из Европы в Америку и еще несколько лет путешествовать по странам Карибского бассейна.

Если вы тоже хотите попробовать такой образ жизнь, то не бойтесь. Это сложно, но стоит того!

Редакция
Путешествовали на яхте? Расскажите подробнее:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество