Законно ли взыскивать с туриста кэшбэк, выплаченный год назад?
Я читал на форумах, что были случаи, когда с людей требуют обратно кэшбэк, который они получали год назад по программе Ростуризма. Вроде как был сбой в программе, деньги начислили неправильно, и теперь крутись как хочешь, но верни. Разве закон разрешает забирать кэшбэк?
По правилам акции власти могут потребовать вернуть кэшбэк, если его начислили с нарушениями. А еще — если поездка не состоялась и договор с туристом расторгли. Расскажу подробнее.
Что такое туристический кэшбэк
Ростуризм запускал акцию по продаже путевок и бронированию гостиниц с кэшбэком семь раз. Последний этап программы закончился осенью 2022 года. Чтобы принять участие, клиенты должны были оплатить путевку или проживание в гостинице в России картой «Мир» с 25 августа по 10 сентября 2022 года. Предварительно карту надо было зарегистрировать на сайте privetmir.ru.
Совершить покупку нужно было только у участников акции, их список публиковали на портале мирпутешествий.рф в начале каждого этапа. В течение пяти дней после оплаты клиенты получали на карту 20% от стоимости тура, но не больше 20 000 ₽ за раз. Подробно об условиях участия мы рассказывали в другой статье.
Программу придумали, чтобы поддержать путешественников и бизнес во время пандемии. Деньги на нее выделяли из бюджета.
Например, в 2022 году на эти цели закладывали 5 млрд рублей. Но потом Ростуризм, который отвечал за эту акцию, упразднили. Его полномочия по развитию туротрасли перешли Минэкономразвития. Ведомство пока не объявляло о новом этапе туристического кэшбэка. «Известия» со ссылкой на Минэкономразвития сообщили, что в бюджет на 2023–2025 годы средства на программу не заложены.
Что произошло
В 2021 году Tourdom.ru рассказал, что с туристов потребовали обратно кэшбэк, выплаченный год назад. Люди в октябре 2020 года отдохнули в Калининградской области и получили от государства на карту «Мир» 15 000 ₽. Но в сентябре 2021 года путешественникам позвонил сотрудник службы поддержки платежной системы и сказал, что выявлены случаи неправомерного начисления кэшбэка, среди которых была их выплата, а значит, полученные от государства деньги спишут со счета.
Сотрудник сказал клиентке, что туроператор сообщил в отчете о несоответствии турпродукта параметрам программы. Оплата прошла по терминалу, который не был заявлен в акции, а кэшбэк автоматически начислили из-за сбоя на стороне банка-эквайера.
В итоге эта ситуация решилась в пользу туристов — туроператор сообщил Tourdom.ru, что, по словам представителя платежной системы «Мир», кэшбэк все-таки начислили правильно, а причина случившегося — технический сбой. Списанные деньги туристке пообещали вернуть, но не уточнили когда.
СМИ полагают, что это был не единичный случай, но публикаций о похожих историях мне найти не удалось. Если у вас списывали кэшбэк из-за ошибки туроператора, расскажите об этом в комментариях.
В каких случаях кэшбэк могут потребовать назад
Есть несколько ситуаций, когда придется вернуть начисленный кэшбэк. Например, если путешественник отменил поездку. На сайте акции сказано, что если возврат полный, то кэшбэк спишут с карты целиком. Если частичный — пропорционально сумме возврата.
К примеру, человек оплатил 10 дней поездки, но потом решил скорректировать сроки и отдохнуть всего неделю. Он частично вернул деньги за путевку и кэшбэк за эти три дня тоже обязан вернуть. А кэшбэк за семь дней отдыха останется у него.
Еще в пункте 7.11 правил акции сказано, что оператор должен потребовать полностью вернуть кэшбэк, если выяснится, что туристическая услуга не соответствует требованиям программы.
По правилам акции получить кэшбэк на прошлых этапах программы можно было, если выполнены такие условия:
- Тур или проживание оплатили картой «Мир», зарегистрированной в программе на сайте privetmir.ru.
- Отель, туроператор или агрегатор зарегистрированы в акции.
- Тур или отель оплатили в период действия программы.
Поэтому если, например, купленный тур на самом деле не был зарегистрирован в акции и кэшбэк начислили и выплатили ошибочно, то оператор должен потребовать деньги обратно. Выплаты происходят за счет бюджета, а за их расходом следят очень тщательно.
Возможно, если акцию запустят снова, правила изменятся.
Можно ли избежать такой ситуации
К сожалению, полностью исключить ситуацию, когда кэшбэк потребуют назад, нельзя. Если программу запустят в будущем, перед покупкой путевки или бронированием гостиницы вы можете уточнить у туроператора или отеля, участвует ли в акции туристский продукт, который вы хотите купить. Но ответ будет зависеть только от честности продавца услуги.
Если вас обманут — скажут, что путевка участвует в программе, а потом выяснится, что это не так, — можете попробовать взыскать компенсацию с туроператора в суде. Но поскольку закон не обязывает сообщать клиентам о программе кэшбэка для путешествий по России, суд может не удовлетворить требование.
С другой стороны, отель или туроператор могут использовать информацию о кэшбэке за путешествие или проживание как рекламу. А реклама должна быть добросовестной и достоверной. И если реклама вводит вас в заблуждение относительно свойств услуги или условий покупки, можно подать в суд, ведь это нарушает права и интересы потребителя.
Но поскольку пока практики по подобным делам нет, трудно сказать, как суды будут оценивать такую ситуацию: признают, что туроператоры нарушают права потребителей, или скажут, что у них нет обязанности информировать о кэшбэке.