Может ли жена пользоваться деньгами мужа без его согласия?

76

Муж устроился на работу на вахту и дал реквизиты карты жены для зачисления зарплаты, так как его карту заблокировали судебные приставы. Карта жены у него на руках.

Пришла зарплата, и жена перевела ее со счета, на который муж получает деньги, на другой. Затем сняла деньги через свою карту. Теперь муж угрожает: либо верни деньги, либо напишу заявление о краже. Что делать в такой ситуации?

Имущество, нажитое в браке, считается общим, и каждый супруг вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Речь не только о квартире или машине. Зарплата одного из супругов — тоже общее имущество.

Но в ситуации, которую вы описали, жену действительно могут привлечь к уголовной ответственности за кражу. Вот почему так получается.

Можно ли пользоваться зарплатой мужа без спроса

Даже если жена получает деньги мужа на свою карту, то снимать и тратить их без его согласия нельзя. Есть важное условие: один супруг может распоряжаться общим имуществом, только если на это согласен другой.

В законе не сказано, в какой форме нужно давать это согласие. Супруги могут договориться устно или письменно — или вообще прописать нюансы в брачном договоре. Например, что они вправе тратить любые деньги на любых счетах друг друга без ограничений.

Но в этом моменте есть серая зона. По умолчанию предполагается, что супруги действуют с общего согласия. Если муж не выразил явного несогласия, то жена может снимать его зарплату с карточки и тратить на себя.

В вашей ситуации муж был против, чтобы жена тратила его зарплату. Но заранее он этого не озвучил, поэтому супруга не без оснований решила, что имеет право забрать деньги себе. Когда муж потребовал отдать зарплату, правило согласия по умолчанию перестало работать. Жена должна была вернуть деньги супругу.

Порой из-за правила о согласии возникают странные ситуации.

  • Вот история из суда. Муж перед разводом втихаря за символическую сумму продал общую машину, чтобы не делить ее с супругой. Супруга не смогла отменить сделку через суд, ведь это не муж должен был доказывать, что жена разрешила продать машину, а жена — что запрещала. А запретить она не могла, потому что даже не знала о сделке.
  • Если бы жене все же удалось доказать, что она была против продажи машины, покупателю пришлось бы ее вернуть. По этой причине многие покупатели автомобилей или недвижимости при оформлении сделки просят от семейных пар согласие обоих супругов на сделку.

Чтобы не возникали ситуации, как в вашем примере, советую все-таки заранее получать согласие супруга. Понятное дело, что звонить перед каждой покупкой молока в супермаркете не стоит. Но когда речь идет обо всей зарплате, лучше позвонить и спросить.

Как муж докажет, что на карте супруги были его деньги

Когда муж устраивался на работу, он указал в заявлении реквизиты карты. Работу выполняет он, за это ему платят зарплату, а куда поступают деньги — не так важно.

Трудовой кодекс не запрещает получать зарплату на карту другого человека. Роструд согласен с этой позицией. Единственное уточнение: надо, чтобы не было запрета на такое решение в трудовом или коллективном договоре.

Жена может считать, что раз деньги пришли на ее карту, то она вправе ими распоряжаться. Но суд в любом случае разберется, что это за деньги и кто их фактический получатель. А потом будет исходить из этого.

Могут ли супругу признать виновной в краже

Позиция Верховного суда однозначна: если один человек снял деньги с карты другого без его ведома, то это кража с банковского счета. В лучшем случае за такое оштрафуют на 100 000—500 000 ₽. В худшем — лишат свободы на 6 лет.

В законе нет исключений для родственников. Но часто судьи считают такие кражи не опасными для общества, поэтому смягчают наказание. Если родственники прощают виновника, судья может даже прекратить уголовное преследование.

Приговор суда зависит от обстоятельств.

  • Вот еще одна история. Отец передал сыну банковскую карту, чтобы тот купил продукты, а сын вместо этого потратил деньги на себя. Дело дошло до суда, и в итоге сыну, у которого уже была судимость, дали два года лишения свободы в колонии строгого режима.

Что в итоге

Если один супруг хочет использовать деньги другого, лучше всего заранее согласовать этот вопрос. При этом неважно, кому принадлежит счет с этими деньгами. Если взять деньги супруга без разрешения, то это кража.

Почему суд может встать на сторону жены

Разбираться, виновата жена или нет, должен суд. Но у меня есть альтернативный взгляд на эту ситуацию. Приведу несколько аргументов в пользу жены.

Муж сам подписал документы с реквизитами карты жены. Суд может прийти к выводу, что муж доверил жене распоряжаться зарплатой, указав ее реквизиты в документах работодателя. Это вполне можно трактовать как письменно подтвержденное согласие: не хотел доверять деньги жене, получал бы зарплату на свой счет.

Муж не имел права распоряжаться деньгами на карте жены. По правилам любого банка карта принадлежит не клиенту, а самому банку. Банк же разрешает ею пользоваться, но только при условии, что клиент не будет передавать эту карту третьим лицам, даже супругу.

Получается, чтобы потратить свою зарплату, мужу пришлось бы договариваться с женой, чтобы она либо сняла деньги в банкомате, либо передала их как-то еще. Адвокат жены может заявить в суде, что тем самым муж доверил жене распоряжаться деньгами по своему усмотрению.

Жена имеет право на часть дохода мужа. Если жена ведет домашнее хозяйство, ухаживает за детьми или по другим уважительным причинам не имеет самостоятельного дохода, она имеет право на часть зарплаты мужа.

К тому же мы не знаем всей ситуации. Допустим, в период, когда муж не на вахте, жена тратит на общее хозяйство деньги из своей зарплаты, а муж не вкладывается в быт. Тогда, по сути, жена не похитила его деньги, а вернула часть потраченного.

За подобное еще никого не привлекали к ответственности. По крайней мере, я таких судебных решений не нашла. Даже если против жены возбудят уголовное дело и передадут в суд, судье предстоит разобраться, на что она потратила деньги. Скорее всего, окажется, что деньги пошли на нужды семьи и состава преступления в ее тратах нет.

Как считаете, насколько справедлив закон в этом случае?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Порой складывается впечатление, что люди женятся/выходят замуж за первых попавшихся людей

80
Герой реалити

+2

24.03.22, 18:17

Ховард, причем, с корыстными целями: она - чтобы его зарплату прихапать, он - чтобы через её карту от присставов доходы скрывать. И, надо же, оба просчитались...

51

Ховард, да ну что вы... по моему один другого стоит- идеальная пара

17

Ховард, полагаю что нет идеальных людей, а также полагаю что неучтенных обстоятельств великое множество.
Короче, не суди и не судимым будешь

3
0

Разводится

35

Виктория, 'ь' забыли)

20

Andrew, каюсь

10

Виктория, надо было написать "каюс".

33

ilya, 😂

1
0

“ Что делать в такой ситуации?»

Разводиться

18
0
Герой Т—Ж

+3

24.03.22, 09:36

Заплати налоги (кредиты, алименты) и спи спокойно. Неспроста же карты его заблокировали приставы.
И кстати а разве нельзя попросить выдавать деньги наличкой? Ну или там маме переводить. Зачем именно жене?

14

What, не знаю ситуации у автора, но мне заблокировали счета за штраф который я оплатил 3 года назад и не отправил чек или что то такое. Штраф был за переход в неположенном месте, обжаловал 3-4 месяца эту дичь

4
0

05.03.22, 07:01

Отредактировано

разводитесь с гнилым человеком.

13

Andrey, согласен. Жить с женой-воровкой это ужасно. Зря он ей так доверял.

0
0

Лола, ситуация конечно не приятная, но состава преступления или иного правонарушения в ваших действиях нет.
Разъясняю:
В соответствии с Семейным кодексом (ч.2, ст.34) к имуществу супругов находящихся в совместной собственности, относятся в том числе и доходы от трудовой деятельности, говоря по другому половина этой зарплаты и так ваша и украсть что-то у самой себя не возможно.
Если ваш муж все таки решит обратится с заявлением в полицию по факту кражи, то перспектива возбуждения уголовного дела ничтожна мала (при отсутствии коррупционных составляющих).

12

Егор, говоря по-другому, даже если половина принадлежит жене, то вторая половина - мужу, ее-то и украли. Фиктивная продажа машины или снятие денег со счетов в банках - это классика разводов, и оспаривается вполне. Не вижу почему тут жена имеет право распоряжаться зарплатой мужа на 100%.

5

Ivan, как нам гласит Семейный Кодекс, распоряжение совместным имуществом супругов должно происходить по обоюдному согласию, при этом закон презюмирует, что при распоряжении общим движимым имуществом одним из супругов предполагается что он действовал с согласия другого.
В сложившейся ситуации видно, что муж распорядился своей заработной платой полностью передав её жене, но дальнейшие согласованные действия между ними не явны, также необходимо учитывать, что они находятся в состоянии конфликта. Так что повторюсь: какого либо преступления или иного правонарушения в действиях автора нет.

0
Сообщник

28.03.22, 07:00

Егор, ещё и полиция обсмеет

2

Егор, лучше чем в статье рассказали )

2
0

Имело бесхвостое земноводное сексуальные отношения с ядовитой рептилией

11
Сообщник

28.03.22, 07:09

Vladimir, изящно😁

0

Vladimir, 😁

0
0
Герой Т—Ж

+4

24.03.22, 09:30

Я все равно немного не понял, почему ее могут привлечь. Написано же: "Позиция Верховного суда однозначна: если один человек снял деньги с карты другого без его ведома, то это кража с банковского счета." - но она-то со своей сняла...
И еще "Чтобы не возникали ситуации, как в вашем примере, советую все-таки заранее получать согласие супруга. Понятное дело, что звонить перед каждой покупкой молока в супермаркете не стоит. Но когда речь идет обо всей зарплате, лучше позвонить и спросить."- и как потом доказывать, что этот разговор имел место? записывать все на диктофон?)

9

темич, счет то ее, но деньги - чужие

4

Дмитрий, разве могут на моём счёте быть чужие деньги?

5
Герой Т—Ж

+4

24.03.22, 09:37

Дмитрий, так а вторая часть вопроса: как доказывать ,что разговор с разрешением имел место быть?

2

темич, если дело до суда дойдет - убедить судью будет сложно. Тут могут помочь и свидетели, и записи. Но гарантий все равно нет.

На самом деле лучшая гарантия - это нормальные отношения в семье.

3
Герой Т—Ж

+4

24.03.22, 09:39

Дмитрий, ну вот и я об этом. Спасибо)

1

темич, если прям принципиально к этому подойти, то всегда можно организовать проверку на полиграфе. В судах их результаты сейчас очень даже принимают в качестве аргументов.

0

Алёна, не принимают полиграф в судах. Мы про это рассказывали - https://journal.tinkoff.ru/ask/poligraf-poligrafovich/

3
Автор статьи

24.03.22, 13:35

Отредактировано

Алёна, это немного по другому в реальной жизни устроено.

Вот что вижу я:
Пресс - служба прокуратуры получила задачу подготовить материал, связалась со следователями, и от них получила некую информацию о раскрытии преступления, применении полиграфа и признательных показаниях. Все это, вероятно на самом деле имело место - поэтому материал и вышел.

Но это еще не означает, что преступление раскрыто - оно на этапе подготовки материала даже до суда не дошло. Какие материалы уйдут в суд - сотрудник пресс - службы не знает и знать не может. Сам же прокурор запросто может не подписать обвинительное заключение, в котором фигурирует полиграф. А если и подпишет - не факт, что все это примет суд в качестве доказательства. И совсем не факт, что приговор будет обвинительным.

Но если хотите меня убедить - покажите мне реальный приговор, вступивший в законную силу в России, в котором суд признал заключение эксперта - полиграфолога в качестве доказательства вины обвиняемого. На материалы пресс - служб надзорных ведомств просьба не ссылаться :)

5
0

У меня знакомая сожительствовала с мужчиной,который оказался игроманом,периодически крал деньги с ее Карты,переводил в фонбет,а смс оповещения стирал.Когда она это обнаружила,заявила в полицию,в уголовном деле отказали,так как якобы сожительство=общий бюджет.В результате он написал расписку,что обязуется вернуть долг и с этой распиской она пошла в суд,выиграла гражданское дело,с его зарплатной карты по исполнительному листу ей перечисляли 50% от его зарплаты.Так что у меня очень большие сомнения в том,что будет возбуждёно уголовное дело в отношении официальной жены

5

Ответ полиции на заявление – это самодеятельность на местах. Нафейхоа им еще одно уголовное дело, от которого можно отболтаться.

2
0

А что если, когда он был на вахте жена устроилась приставом и сняла эти деньги?)

5
0

Высокие отношения

3
0

разводиться, а если суд, договоренности устные, карта ваша, пусть докажет обратное что не он вам должен, спите спокойно и разводитесь

2

Алёна, мне что то подсказывает, что заключение полиграфолога не будет доказательством на суде. Там будет протокол, предположу что это будет явка с повинной.

2
0

Без ответа на вопрос, почему карту мужа заблокировали приставы, и зачем жена выводила деньги а наличку не ясна. Поэтому непонятно кто прав кто виноват в этой ситуации

2
0
Сообщник

28.03.22, 06:55

Тут не про закон в первую очередь надо думать, а разводиться нафиг. Деньги в лицо кинуть и с этим человеком больше дел никаких не иметь

2
0
Герой Т—Ж

+2

05.03.22, 07:16

Отредактировано

Если договоренности о таких вещах не было - сама виновата в скандале, но полиции вряд ли будет интересно это заявление. Жена перевела деньги со одного своего счета на другой свой же, договоренности устные... короче, интересно, что скажет юрист.

1
0

Вы тут ещё один момент упускаете: у мужа долги свои. То есть деньги законным способом получить не сможет. Только вернёт как долг.

1

Дмитрий, вы ознакомились с материалами по ссылке или нет? Там написано (цитата):
— …В результате скоординированного и грамотно проведенного комплекса следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых применялся полиграф (или так называемый «детектор лжи»), была установлена причастность Д. к совершению этого преступления, и в октябре 2018г. он был задержан и заключен под стражу.

Если бы показания полиграфа действительно находились на том же уровне доказательств, что и «Баб Маня сказала, но подписывать не стала», то это бы вряд ли указывали аж в нескольких статьях (а я лишь три привела). Прошу также обратить внимание на то, что это сайт Прокуратуры РФ, а не статейка «Комсомольской правды». По-прежнему не аргумент?)

Про «обязан / не обязан» речи изначально не было, тем более что действие закона о персональных данных никто не отменял — т.е. согласие человека на экспертизу как бы по умолчанию подразумевается.

1

Алёна, "показания" полиграфа не находятся ни на каком уровне доказательств :) В статье написано про то, что установлена причастность человека к совершению преступления. Кого там проверяли на полиграфе - его, свидетелей или потерпевших - непонятно, хотя возможно все.

там речь идет о следственных мероприятиях и оперативно-розыскных мероприятиях. А далеко не все результаты ОРД потом попадают в зал судебных заседаний.

По факту - полиграф по степени значимости для уголовного процесса это не то же самое, что баба Маня сказала. Бабу Маню можно вызвать в суд в качестве свидетеля, и ее показания будут считаться доказательством. А полиграф - возможно примут во внимание, а может и нет.

6

Ivan, тут муж явно изъявил волю переводить деньги на счёт жены. Так что сравнение такое себе.

1

Алексей, но надо что-то делать. Зачем, когда можно не делать?

1

НАТАЛЬЯ, вообще достаточно иметь доступ к аккаунту на госуслугах супруга. Правда, насколько помню, когда приходит результат, то может быть отправлено СМС и/или уведомление на Email, так что незаметно вряд ли получится.
По-другому никак.

1

НАТАЛЬЯ, никак. Получение таких данных без согласия мужа незаконно.

1

Илья, ну я знаю ситуацию, когда муж сидел на шее у жены 4 года с долгами, кредитами и прочей бородой, в плане в семью не вкладывался и пел про то, что он закроет долги и сможет обеспечивать. В итоге устроился на работу, появились какие-то деньги, жена в какой-то момент попала на операцию и на выходе из больнице из-за периода восстановления осталась на без заработка. Муж дал ей карту, она сходила в магазин купила продуктов на пару тысяч рублей и он написал на неё заявление в полицию, что она без спроса потратила деньги. И с этого момента он начал свою зп тратить в неизвестном направлении. Вот и вся история любви) как говорится пока платила, нужна была, как перестали деньги капать, то и все, зачем семья.

0
0

У меня так было с военными, они сейчас подали что я с карты мужа снимаю деньги с его зп, а он пропавший

0
0

Если муж женой развелись ,а зарплату получает на жены карту ,будут ли учитывать доход мужа

0

Сообщество