Разводы
33K

Мошенники звонят с требованием заменить счетчик электроэнергии

Говорят, что вышел срок и нужно вызвать мастера
52
Мошенники звонят с требованием заменить счетчик электроэнергии
Аватар автора

Алексей Малахов 🦣

специалист по безопасности

Страница автора

Моя мама — пенсионерка, и ей часто звонят жулики. Недавно они представились сотрудниками «Мосэнергосбыта».

Забавно, что ей позвонили два раза с разницей в полчаса. Оба мошенника пугали, что мама нарушает закон — и если она не согласует заявку на вызов мастера, то ей поднимут тариф на электроэнергию. Для согласования заявки нужно было назвать оператору ее номер. Коварство заключалось в том, что это был даже не код от госуслуг, а обычное смс. Разберемся, в чем заключается схема и чего на самом деле хотели мошенники.

Как выглядит схема

Собеседники мамы представились сотрудниками «Мосэнергосбыта» и сказали, что подошла очередь на замену счетчиков. Мама подумала, что ее предупреждают заранее: счетчик действительно должны заменить в следующем году. Но ее сразу же спросили, когда будет удобно принять мастера: завтра или послезавтра? И в какой половине дня?

Мама начала спорить, что счетчик годен еще полгода, поэтому не стоит так спешить. Но ей начали доказывать, что в этом месяце вступило в силу некое постановление правительства и теперь все граждане обязаны поменять счетчики. А тех, кто не поменяет, лишат льгот на оплату электроэнергии.

Маме это показалось подозрительным: обычно про такое сообщают в новостях или вешают объявление в подъезде. Она поняла, что ее разводят, но решила подыграть и согласилась принять мастера следующим вечером. Мошенник начал делать вид, что оформляет заявку, громко стучал по клавишам и через минуту ответил, что подобрал маме мастера: его имя и номер телефона он отправил в смс.

Теперь оператору нужно узнать «номер талона очереди для замены счетчика электроэнергии», который пришел вместе с контактом мастера. Якобы имя мастера он видит, а вот номер талона система не показывает — и без него не закрыть заявку.

На этом мама повесила трубку, ведь она знает простое правило: нельзя никому по телефону диктовать цифры из смс. Даже если это «номер талона».

Есть и другой, более простой вариант схемы. Вместо номера талона мошенники спрашивают ИНН, СНИЛС или данные паспорта — чтобы «оформить заявку» или «подключить льготный тариф на электроэнергию». Эти данные аферисты используют, чтобы получить доступ к госуслугам, — говорить их тоже, разумеется, не стоит.

1/2
Возможно, в базе мошенников произошел сбой: маме позвонили два раза с разницей в полчаса. Каждый мошенник отправил свое сообщение с номером заявки — правда, они оказались одинаковыми. Видимо, у жуликов один шаблон на всех
Возможно, в базе мошенников произошел сбой: маме позвонили два раза с разницей в полчаса. Каждый мошенник отправил свое сообщение с номером заявки — правда, они оказались одинаковыми. Видимо, у жуликов один шаблон на всех

Зачем мошенники просят назвать номер талона, который сами и придумали

Они используют один из методов социальной инженерии, который называется претекстингом. Его суть в том, что сначала перед потенциальной жертвой разыгрывают невинный спектакль: например, присылают смс с номером талона и просят его назвать. Оператор рассказывает: вы не переживайте, это же не код от госуслуг, а просто номер талона. Его сгенерировала система, мне он нужен, чтобы закрыть заявку.

В голове у человека формируется связь: мне позвонили, прислали какие-то цифры, я их назвал, ничего страшного не произошло. Значит, если это случится снова, можно не бояться последствий.

После успешного претекстинга мошенники начинают основную атаку. В этот раз они уже входят на госуслуги или в онлайн-банк, а человеку поступает смс с кодом для входа. Но мошенники говорят что-то вроде: «Ой, оказывается, ваш мастер заболел, пришлось переоформить заявку, назовите новый номер».

Расчет на то, что успокоенный претекстингом человек назовет цифры из сообщения, которое только что получил, — не обратив внимания на отправителя и предупреждение о том, что код нельзя говорить никому.

Что будет, если сказать код от госуслуг

Мошенники получат доступ к вашему профилю. В хакерские базы данных попадут чувствительные данные: паспорт, СНИЛС, ИНН, полис ОМС, информация о банковских счетах, недвижимости, автомобилях. С их помощью жулики попытаются оформить микрозаймы или украсть деньги с банковских счетов.

Злоумышленники могут загрузить на ваши госуслуги какой-нибудь липовый документ. Например, «доверенность на управление банковскими счетами». Затем вам позвонят из «службы поддержки госуслуг», «инспекции Центрального банка» или «специального отдела ФСБ» и скажут, что ваши деньги под угрозой и их нужно срочно перевести на защищенный счет.

Единственный вариант в подобной ситуации — восстановить доступ к госуслугам и написать в полицию заявление о мошенничестве.

Могут ли на самом деле позвонить по поводу замены счетчика

В каждом регионе сбытом электроэнергии занимается своя компания. У разных компаний разные правила. В Москве, например, счетчики, которые находятся не в квартире потребителя, а в общем пространстве, меняют без предупреждения: график замены размещен на сайте «Мосэнергосбыта». Правила лучше уточнить у местной сбытовой компании.

В любом случае, если вам звонят и требуют назвать любые цифры из смс, данные паспорта, ИНН, СНИЛС, да и вообще что угодно — лучше положить трубку, найти в интернете официальный номер организации, позвонить туда самостоятельно и уточнить все детали.

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями

Алексей Малахов 🦣А вам звонили с требованием поменять счетчики?
  • NatashaСвекрови недавно звонили с этим всем, она им мозг полчаса выносила, они сами трубку повесили :D16
  • Анастасия ПодлесныхМаминой знакомой недавно позвонили мошенники, причем до этого она сама оставляла заявку на замену счетчика. Мошенники сказали, что «завтра придет мастер», но нужно установить приложение, чтобы в нем все отслеживать. Она ничего устанавливать не стала, перезвонила в «Мосэнергосбыт», там сказали, что ей мастер еще не назначен11
  • Елена СаманскаяМне только что позвонили!!! Спасибо за предупреждение!6
  • Елена СаманскаяВо время разговора я решила поискать информацию в интернете, и первой мне попалась эта статья. Так я точно поняла, что попала на мошенника. Мошенник настойчиво предлагал мне пройти бесплатную проверку электросети, угрожая отключением света и проверкой уже за свой счет, если я откажусь. Обычно мастера приходится ждать около месяца, а тут он готов прийти уже завтра, и я могу выбрать удобное для меня время с 11 до 16 часов. Говорил очень настойчиво и с давлением. Когда сказала, что в данный момент читаю о нем статью, стал обзываться и хамить. Звонили по воцапу с именем Павел.11
  • Viktor SumaneevНу прям только что.3
  • Viktor SumaneevНу прям только что звонили. Я сказал что у меня уже есть счётчики и он обиделся и бросил трубку.4
  • ElenaДа сегодня .. и просили ИНН или СНИЛС.. очень настойчиво несколько раз..4
  • user6056142Мне сегодня позвонили с этим же вопросом, что энернгосчетчик подлежит замене. Звонили по ватсапу, но я не стала дальше слушать какау нёс пургу звонивший, сделала отбой3
  • VVKСамое интересное - мне тоже звонили по поводу замены счетчиков. И мы недавно подавали в местный энергосбыт заявку на замену счетчика, так как показания счетчиков показались завышены. Сначала подумала, ну наконец-то решили заменить, но грубый тон и подталкивание к спешке, ещё и в пятницу вечером навели на мысль, что со мной разговаривают мошенники.10
  • user3303464Да, звонили. Но я звонки из оккупированного Днепропетровска за версту чую. Тем более что Мосэнергосбыт себя Энергосбытом не назовет. Втирали мне, что всем меняют новые счетчики, потому что они завышают показания. Очень правдоподобно. Но у меня счетчик новый и я уже две заявки делала на мастера, и знаю, что реальных мастеров фиг дождешься! Полгода ждать можно по закону. И перед приездом они единственное что могут уточнить - есть ли свободный доступ к счетчику. Сказала: надо менять? Приезжайте и меняйте! Счетчик на лестничной клетке) или вы из днепровского энергосбыта? Потом послала его, и он в ответ начал грубить как урка. Вообще это признак мошенника - грубость. Он психически так подавляет волю человека, заставляет действовать на страхе.8
  • Петр ФилимоновNatasha, а ещё они записали голос вашей свекрови. За полчаса можно столько образцов для нейросетки набрать. И будут теперь от её имени звонить родственникам с просьбой прислать денег2
  • NatashaПетр, это, конечно, ужасно, но я думаю, что ее единственный родственник, ака мой муж, переживет1
  • hjortron sultПетр, ого, они за полчаса и номера всех родственников смогли вытащить. Волшебство0
  • Екатерина УвароваЕлена, тоже на воцап звонили, но был послан сразу)3
  • Елена СаманскаяЕкатерина, я немного растерялась вначале — у нас в небольшом городе, где много частных домов, принято, что некоторые службы заранее звонят, что придет проверка и т.д. Но они сразу называют адрес, здесь же оператор говорил, что нет таких данных.1
  • Ирина Галактионова-ИвановаТолько что позвонили, причём через ватсап, я закончила разговор как только у меня спросили серию и номер паспорта, потом сама позвонила в свою БГЭС и они мне сказали, что никогда не обзванивают своих абонентов и не предлагают поменять счётчик, это были мошенники.1
  • user6097093Да. Настойчиво требовали СНИЛС и назвать номер талона. Сказала что не дружу с телефоном, сотрудница от радости что я попала в ее сети начала подробно объяснять . Я положила трубку, перезванивали с разных телефонов. Но! Обратите внимание первый звонок был от Энергосбыт а,номер скрыт..1
  • Irina VorotnikovaЗдравствуйте! Да, только что звонили. Хотели записать на электронную очередь. Просили паспортные данные или СНИЛС и т. д. Я им предложила назвать сразу номер карты СБЕР Банка( и не собиралась). Катерина ( оператор, кстати , у неё такой противный голос) стала возмущаться. Я и бросила трубку. Ещё раз звонила, но я сбросила вызов. После нашла вас. А звонили с номера 7 961 902-92-59. Спасибо вам за предупреждение!2
  • Екатерина ХаритоноваВидимо у них какой-то массовый обзвон в новом году, деньги похоже кончаются, в 11:29 позвонили с ватсапа, представились Энергосбытом, назвали мои ФИО, была плохая связь, звук фонил и делали вид переключения связи заноса просили оставаться на линии для улучшения связи и пере подключения, я вообще не доверяю когда не известные номера звонят с ватсапа, делают вид что звонит оператор стучит по клавиатуре, а звук как будто с подвала идет, звонила девушка представилась Анной, начала про счетчики загонять что они устарели, я говорю как они могли устареть если они до 2031 года аж, начала козырять приказом каким то новым, говорит давайте оформим заявку на завтра во сколько часов вам будет удобно принять, я говорю повторите организацию, Энергосбыт я говорю хорошо щас перезвоню туда и точно данный вопрос, почему через ватсап почему заявка по звонку, можно было прислать через приложение уведомление или в письменном виде прислать почему я только сейчас об этом узнаю ? Она-вам был отправлено письмо уведомление по адресу, я говорю странно ничего не получала, она- вы отказываетесь от заявки на смену, говорю нет, но я буду уточнять информацию из организации поеду туда лично я такие вопросы не решаю по телефону, тогда нам придется отменить заявку на замену и в следующий раз при оформлении вам придется за это заплатить в данный момент это совершено бесплатно, я говорю хорошо отменяйте она вы уверены, я говорю -отменяйте я как смогу доеду к вам лично, она это совершенно необязательно так как по всей стране сейчас идут замены. Поверьте вам будет удобно они будут автоматически отправлять показания счетчиков в организации, я говорю спасибо, но повторюсь я через телефон такие вопросы не решаю отменяйте заявку. При этом вспоминаю что у нас Газпром и Мосэнергосбыт и они только месяца два назад приходили проверяли счетчики🤔 плюс ЖКХ вообще не на мне, как я могу быть владельцем счета 🤣🤗 и все это вспоминается во время разговора бросила трубку, начали перезванивать, нам нужно для отмены заявку оставить об отказе, я говорю уже одеваюсь и еду к вам, хотя стойте ! У нас вообще нет компании Энергосбыт прощайте 🤣 Она всего доброго. вот номер 796136008212
  • MariМне тоже звонили только что по Ватсап и с номера 939-742-61-98. Типа Энергосбыт меняет счётчики. А я жду почти 2 года замену, обл.центр не даёт счётчики. Ещё и разбудили меня звонком, спросонья не сразу въехала 😁 у нас нет такой организации! Сказали записать номер старого счётчика и день, когда они пришлют мастера. А потом начали требовать номер моего СНИЛС или ИНН. А я говорю-не дам! 😀 Понёс пургу, что, мол, в поликлиниках же раздаем свои данные, "а чё такова". Вот сейчас он пришлёт смс и я увижу, что это действительно Энергосбыт 🤦 и что-то там про ЖЭК. Я и говорю, что у нас нет ЖЭКа, мы напрямую договор заключаем с ресурсной организацией. А он спрашивает, а с какой? А я ему- не скажуууууууу 🤪 И трубку повесил!1
  • Татьяна Ивановасегодня звонили. я сказала вы мошенники, а если нет, напишите официальное письмо и они кинули трубку1
  • Ольга МаксимоваЗвонили по ватсап(что уже не может быть) с номера +7 (996) 291-41-28 о проверке счетчика, якобы для выявления накруток. Сказала, что всегда кто-то дома, обещали мастера через 3 дня в 11ч. Интересно, что на мне нет никого лицевого счета и живу не адресу прописки🤣. Знаю , что мошенники, поэтому интересно что дальше будет3
  • Елена ЧернышеваУтром мы звонили в Энергосбыт передать показания приборов учета. И буквально через час уже Энергосбыт позвонил нам через Ватсап с требованием замены счетчиков. Обращались по имени-отчеству. Вот и думаем теперь: волшебная случайность или данные утекают?? Просили номер СНИЛС.1
  • Елена ПеговаВечером звонила гнусавая тётка с номера +79140209010. Представилась Энергосбытом. Было очень плохо слышно, как из подвала. Втирала, что с 1 января 2025 года всем должны менять счётчики, что письмо о замене мне должно было прийти с квитанцией за декабрь. Я сказала, что никаких писем о замене счётчиков не было, что в моем личном кабинете также никаких уведомлений нету, и что я сама свяжусь с Энергосбытом и уточню этот вопрос.1
  • Яна Кочаровада, причем в ватсап. послала их подальше.1
  • Anna PetrovaПозвонили сегодня по вотсапп. После всей этой ерунды про постановление об обязательной замене счетчиков попросили перейти в режим видео для записи разговора. На этом я повесила трубку. Зачем им видео и запись разговора?2
  • user6130737Звонили от службы Мосэнерго сначало с мобильного я не ответила, потом на wapsap, мол от меня ждут заявку на замену счётчика (в том году у нас меняли в доме старые счётчики смотрели мой, сказали не надо у меня замена его была 2014 г,, произошла не правильная запись в номере счетчика при aтке приёмки, из-за этого везде стояло надо отменять, на деле нет) После этого я везде внесла исправления, и счётчик у меня действует до 2031 года. А тут опять замена.. мне бесплатно поставят новый электронный, показания автоматически будут идти, на мой отказ начали давить, в случае отказала, я потом буду за свои деньги менять счётчик платить за электричество по шрафным нормам. . Я повесила трубку.1
  • Ксения ДождьТолько что звонили, по ватсап какой то Андрей. Связь ужасная говорит с каким то легким непонятным акцентом. Предлогали замену счетчика. (реальная дата замены 2030й год) Я сказала почему вы звоните мне с дальневосточного огруга, если я живу в Московской обл. Говорят типо обзваниваем, ставим на очередь, готовы придти хоть в понедельник 03.02. Рассказал о счетчиках. Дал номер тел. мастера Руслана Ивановича (странное сочетание) . Я сказала что подойду в Мосэнергосбыт и там все уточню. Он сказал нет необходимости. Долго (слишком долго, было понятно что смс это основная цель) объяснял про какую то смс которую я должна толи мастеру прказать, толи ему, так и не поняла, якобы в смс номер пломбы и счетчика, я типо потом эти цыфры в договоре вписать у мастера должна. (тоже как то странно). Меняла я уже счетчики в другой квартире по правильному и там совсем другая схема замены была, а тут бред какой то. Потом сказал надо записать видео экрана и начал звонить по видеозвонку. Я сбросила, сказав что не хочу с ним разговаривать и ничего записывать не собираюсь.2
  • Юрий ВоронинУ меня родители сегодня так попали. Представились официальными представителями ТНС Энерго Тула. Поменяли счётчик за 20000 рублей. В милиции только разводят руками. Типа сами заплатили.2
  • Alexandra P.Не слышала об этой схеме. Но вот только что позвонили насчет замены счетчика. После предложения сообщить код из смс от Яндекса, потому что Яндекс их спонсор, повесила трубку)))4
  • user6132935Звонили сегодня, просили принять смс, я говорю не знаю где его найти, стали объяснять. Я отключился. Звонили ещё 3раза. Занёс в чёрный список.1
  • Татьяна ДроздоваДа, сценарий у них один. Мне звонила женщина с приятным голосом от имени Энегосбыта 18.01.25 и назначали замену счетчика на 20-21 января. Назвали ФИО электрика и его телефон. Сказали, что сейчас зарезервируют за мной счетчик, а номер его пришлют мне, чтобы я его сообщила электрику, когда он пойдет мне устанавливать (чтобы, якобы, он взял именно мой счетчик). Я не стала дольше слушать этот бред и положила трубку. Думаю, когда пришел бы номер, меня попросили бы, типа для проверки, его назвать . Но я положила трубку и заблокировала номер1
  • Наталья БогдановаЕкатерина, к сожалению , мошеники на вопрос Крым наш? - в последнее время отвечают вопросом - А Чей Курск? и хихикают, издевательски.0
  • Наталья БогдановаAnna, чтобы попытаться гипнозом с Вами поработать, психологически подавить....развести на деньги через произнесенные вами коды из смс.1
  • Татьяна ДьяченкоВот и мне только-что позвонили . Я, конечно , уши развесила и минут 10 с ними разговаривала 🤦‍♀️ уже договорились о встрече с мастером на завтра и только на этапе : сообщите код , я поняла , что это мошенники и бросила трубку . Будьте аккуратнее , предупредите близких ! Они так забалтывают , что даже подумать не у решаешь )1
  • Валерий ИвановЗвонит робот и предлагает бесплатную замену эл.счётчика! Подозрительная заботливость!1
  • Татьяна ЧестноваМне только что звонили. Звонок был по телефону 78125653420, определился как полезный. Мужской голос обратился по имени отчеству, представился как Энергосбыт Михаил по поводу Постановления на замену приборов учёта. Я прервала связь. Тут же звонок с номера 78123038220, определился как магазин Деко-Лайн Нева. Тот же голос: "Я только что звонил, почему оборвали связь...". Прервала разговор. Тут же звонок с номера 79585213071, тот же голос с наездом:"По какой причине вы обрывает связь...". Занавес. Обычно я не отвечаю на неизвестные номера, но на полезные часто.1
  • user6148360Только что звонили по ватс аппу номер 9608062883 тоже замена счетчиков, достали уже мошенники..0
  • user6148865Сегодня звонили на ватцап номер +7 999 037 29 74, но на телефоне высветилось слово Оператор. Тоже про замену энергосчётчиков или за свои деньги или бесплатно по электронной очереди. Когда вам удобно, когда вы будите дома, чтобы дверь открыть. У нас энергосчётчики не в квартире, Управ.Компания знает. Поэтому понятно, что мошенники.1
  • Алина СибиряковаДа0
  • Геннадий ИвановПроблема в том, что до сбытовой компании невозможно дозвониться и что-либо у них выяснить. Я в Петербурге живу. Мне звонили по ватсаппу с пермского номера (+7922......), обозначенного как Энергосбыт. Просили сообщить им номер моего счетчика для его замены. Послал подальше. Но счетчик действительно созрел для замены и я ходил в Петроэлектросбыт подать заявку. Заявку не приняли и сказали ждать, когда подойдет очередь нашего дома. Диспетчер в УК тоже ничего сказать толком не может.1
  • Геннадий ИвановТатьяна, +7 812....это код Санк Петербурга.1
  • Алла ЛаринаДа, вчера 13.02.25г. звонили с Мосэнергосбыт на ватцап по замене счётчика. Я 2 года назад меняла счётчик, на что мне стали говорить, что сейчас устанавливают счётчики нового поколения и бесплатно. Мне и так бесплатно в муниципальной квартире должны устанавливать говорю я им. Они стали угрожать, что если я отказываюсь, то буду за свой счёт стать , потом типа запишите номер заявки , потом нажать куда то, на что я сказала что никуда нажимать не буду. Бросила трубку. Как же достали мошенники. И никто этим не занимается. Лучше по телевизору показывали бы передачи разъясняющие как вести себя и как распознавать мошенников. Это полезно было бы всем и особенно старым людям.1
  • Александр ГамальДа, позвонили, требовали дать согласие на замену счетчика, это бесплатно, если не дам и буду сам менять, то это будет стоить в районе 100 тыс. рублей. Я их отправил в эротическое путешествие.2
  • Татьяна АндрееваПозвонили по ватсап +79915541938. Номер зарегистрирован в Удмуртии. Очень далеко от нас. Высветилось название Энерго. Девушка Виктория предложила поменять счётчик. Спрашиваю ее по какому адресу. Ответ: что значит по какому? Говорю у меня три адреса. По какому замена? Она: я вам дам номер мастера. Я: не надо. Как она на меня заорала. Я в ответ послала ее и отключилась. Ещё 2 раза перезванивала, заблокировала номер.2
  • Кот БегемотВсё под копирку. Только я сразу спросила какой город. Сразу агрессия. Пришлось пограбить. За голос записаный не переживаю, болею мощно, мой голос не узнать ))1
  • Светлана МехедоваAlexandra, обалдеть, даже Яндекс приписали 😅😁😁3
  • Alexandra P.Светлана, и главное, пока не сказали про Яндекс, все звучало вполне убедительно.2
  • Татьяна СахароваЗвонили много раз. Я обрывала разговор. А вдруг и правда счетчик нужно менять? Как и где это узнать?0
  • user6174971Только что некий Наумов Алексей Сергеевич. Спросил с какого энергосбыта: отвечает с вашего. Уточняю с Кировского что ли?(первая не увязка-энергосбыт общегородской, а не районый). Трындит что заблокирует лицевой счет если счетчик не поменяю. Спрашиваю какой? Ответ 20 значный. Прошу назвать номер л.с. Называет 16 значный (опять не увязка). Спрашиваю фио. Наумов Алексей Сергеевич. Опять спрашиваю: почему фио русское, а говорит с акцентом. Тут такую тираду он выдал, что я оказался рассистом...............В заключении: звонок был с номера 48876298276 -похоже поляк баловался.0