Исследование Т—Ж: сколько зарабатывают дизайнеры
Осенью 2023 года мы запустили большой опрос, посвященный дизайнерам и их доходам.
Задача исследования — разобраться, какая специализация приносит больше денег, как на доходы влияет образование и сфера деятельности заказчика, где выгоднее искать клиентов и как сами дизайнеры относятся к своей работе.
Всего нам прислали около 2200 ответов. Мы проанализировали полученные данные и готовы поделиться результатами исследования.
Что мы узнали
- Как выглядит типичный дизайнер
- Сколько зарабатывают дизайнеры, которые работают по найму
- Как устроен режим работы и взаимоотношения с коллегами у тех, кто трудится по найму
- Что дизайнеры думают о своей работе: раздел для эйчаров
- Сколько зарабатывают дизайнеры-фрилансеры
- Что влияет на доход дизайнеров
- Кто добивается успеха в финансовом плане
Результаты исследования могут не совпадать с вашим опытом
Наше исследование — социологический срез. Мы приводим средние или медианные значения, а также карьерные сценарии, которые встречаются в отрасли чаще всего.
Например, вы фрилансер и ваша специализация — обработка фото. В месяц получается зарабатывать 150 000 ₽. Это в 2,5 раза выше медианной зарплаты по рынку, но такое тоже бывает. Мы же описываем именно типичные ситуации
Как выглядит типичный дизайнер
Пол и возраст. В отличие от многих других сфер, про дизайн нельзя сказать, что это чисто женская или, наоборот, мужская профессия: представителей обоих полов примерно поровну — 44% мужчин и 56% женщин. Медианный возраст женщин — 28, мужчин — 29 лет.
Место жительства. Большая часть опрошенных — 84% — живет в России. Самые популярные локации за рубежом — Грузия, Казахстан, Беларусь, Сербия и Армения.
Самая большая доля опрошенных россиян живет в Москве или Московской области: 35% всех ответов. В Санкт-Петербурге или Ленинградской области — 16%. Следом идут Свердловская область, Краснодарский край, Татарстан, Ростовская, Новосибирская, Самарская, Нижегородская области. Во всех этих регионах столица — город-миллионник, то есть можно сказать, что дизайнер — это профессия в первую очередь для крупных городов.
Образование. 20% дизайнеров окончили художественную школу. Можно сказать, что дополнительное художественное образование в детстве влияет на выбор профессиональной траектории во взрослой жизни. Также дизайнеры часто говорили, что увлекались творчеством с детства.
85% опрошенных окончили вуз или колледж. 34% учились дизайну или смежным специальностям: архитектуре, живописи. Но среди дизайнеров много и тех, кто учился на инженерно-технических и гуманитарных направлениях: 26 и 19% соответственно. Реже всего идут в дизайнеры юристы: меньше 3%. Немного также тех, кто получал творческие, но не художественные профессии, например режиссеров, и людей с дипломами по естественно-научным дисциплинам: физиков, химиков, биологов.
12% опрошенных учились по двум и более направлениям, а у 15% нет профессионального образования.
Что дизайнеры говорят о своем образовании
О профессиональном художественном образовании:
«Базовые фундаментальные знания из художки пригодились и в графическом дизайне, и дизайне интерфейсов».
«Оконченный бакалавриат „графический дизайн“ помог тем, что не понадобилось проходить никакие курсы по цвету, типографике, композиции и так далее. Но, по сути, все обучение можно засунуть максимум в два года и не тратить столько лет жизни».
«Поступила в художественное училище: там обучали типографике, живописи, рисунку, композиции, цветоведению и всем-всем основам. Я выпустилась с отличным аттестатом, но найти работу оказалось сложно. Портфолио колледжа не соответствовало быстро меняющимся тенденциям в дизайне. Пришлось взять курсы, чтобы немного улучшить навыки».
О курсах:
«Покупала несколько курсов по дизайну, почти ни один не закончила, но какую-то пользу однозначно почерпнула».
«Обучаюсь через онлайн-курсы, стараюсь проходить не меньше одного в год. Дизайн — профессия динамичная, много появляется новых фич и программ, помогающих в работе, а без актуальных знаний в этой профессии много не заработаешь».
«Прохожу точечные курсы по узким направлениям».
«На свою первую работу в дизайне смогла попасть благодаря курсу».
О самообразовании и призвании:
«Научился всему сам, в том числе как искать нужную информацию для образования».
«Бесконечное количество тестовых заданий».
«Я училась в художественной школе, получила там красный диплом, но по художественной стезе дальше учиться не пошла. Получила высшее медицинское образование, но ни дня не работала по специальности. Сразу нашла какие-то местные офлайн-курсы по веб-дизайну, а дальше занималась самообучением».
«Отец в девять лет скачал фотошоп, посадил меня и сказал: „Балуйся“».
О нехудожественном образовании:
«У меня высшее оконченное по направлению „возрастная психология“. Образование помогает в ясности коммуникации с клиентом и коллегами, презентации своих идей, структурировании работы, дает теоретическую подкованность в возрастных особенностях разных целевых аудиторий — восприятии цвета, образов, концентрации внимания».
«С детства интересовалась маркетингом и продажами, читала много книг по этим темам, это позволило дороже продавать свои услуги и легче взаимодействовать с заказчиками».
Где работают. Большинство опрошенных работают по найму — 81%. Еще 17% — фрилансеры, оставшиеся 2% сказали, что у них свой бизнес.
Что касается специализации, то 38% опрошенных больше занимаются интерфейсами — для веба, мобильных и десктопных приложений; 62% — графическим дизайном, то есть делают логотипы, рекламу, презентации, анимацию, принты и тому подобное. Дизайнеры интерфейсов востребованнее в крупных компаниях, графические дизайнеры — в маленьких и на фрилансе.
Сколько зарабатывают дизайнеры, которые работают по найму
Как на доходы влияет специализация. Медианная зарплата опрошенных дизайнеров — 120 тысяч рублей в месяц.
Респонденты делятся на две большие группы: те, кто занимается в основном графическим дизайном, и те, кто работает над интерфейсами. Доход дизайнеров интерфейсов — 174 тысячи, графических — 90 тысяч.
В свою очередь, среди графических дизайнеров тоже есть много специализаций. Больше всего зарабатывают 3D-моделлеры и моушен-дизайнеры: 130 и 120 тысяч рублей соответственно. За допечатную подготовку, полиграфию, работу с фотографиями и иллюстрациями, графику для социальных сетей в среднем платят меньше 90 тысяч. Это согласуется с нашим предыдущим исследованием — о зарплатах редакторов. По его итогам также оказалось, что самые низкие доходы у тех, кто работает в сфере книгоиздания, полиграфии и печатной продукции.
Как на доходы влияет квалификация. Каждый респондент мог оценить свой грейд по шкале из четырех ступеней:
- Джун — начинающий специалист, который делает небольшие задачи под присмотром старшего дизайнера.
- Мидл — большинство задач делает сам, иногда просит помощи у старших коллег.
- Сеньор — делает все сам плюс следит за тем, как работают джуны и мидлы, менторит стажеров, общается с заказчиками.
- Арт-директор — сам не рисует, но делает концепты, оценивает работу сотрудников.
Такая дифференциация сильно повлияла на результаты. Медианная зарплата арт-директора — 300 тысяч рублей, специалиста начального уровня — 55 тысяч. Кроме того, стало понятно, какой нужен средний стаж, чтобы подняться на ступень выше.
Хотя на рынке, как мы сказали выше, доходы специалистов в разных сферах различаются, начинают все примерно с одинакового уровня. Зарплата начинающего графического дизайнера составляет 50—60 тысяч — что в «богатом» 3D-моделировании, что в низкооплачиваемой полиграфии.
На уровне мидла и сеньора начинаются существенные различия: средняя зарплата крепкого специалиста, который может решать задачи самостоятельно, варьируется уже от 70 до 100 тысяч. Матерого профессионала — от 105 до 130 тысяч рублей.
Что касается арт-директоров, то у графических дизайнеров зарплаты таких сотрудников находятся в вилке от 200 до 260 тысяч рублей в месяц — вне зависимости от специализации. Эти колебания могут носить случайный характер. О людях, которые зарабатывают больше 300 тысяч, мы расскажем отдельно.
Особняком стоят здесь дизайнеры интерфейсов: на всех ступенях они зарабатывают примерно в полтора раза больше, чем графические дизайнеры.
Как на доходы влияет местонахождение работодателя. Графические дизайнеры в Москве зарабатывают в среднем 110 тысяч рублей, в других регионах — 64,5 тысячи. Дизайнеры интерфейсов — 189 и 120 тысяч соответственно.
При этом для дизайнеров начального уровня разница небольшая: у джунов в Москве зарплата 55 тысяч, в других регионах — 45. Но с ростом квалификации разрыв увеличивается, достигая 70% на уровне сеньоров и арт-директоров.
Также в опросе приняли участие около 200 специалистов, которые работают на заграничные или транснациональные компании. Они зарабатывают больше всех — 200 тысяч рублей в месяц.
Дизайнеры, которые работают на московские компании, получают в среднем 140 тысяч рублей в месяц. В других регионах местные компании платят столичным сотрудникам порядка 80 тысяч рублей в месяц.
Дизайнеры, которые удаленно работают на московские компании, зарабатывают 120 тысяч, а те, кто живет и работает в своем регионе, — 70 тысяч. Получается, что специалисту в провинции выгоднее работать на столичную компанию, но по сравнению с жителями Москвы ему все равно будут недоплачивать.
Зарплата дизайнеров в зависимости от места жительства и места работы
Работают в Москве и МО | В Петербурге и ЛО | В других регионах РФ | За границей | Все места работы | |
---|---|---|---|---|---|
Живут в Москва и МО | 140 000 | — | 78 300 | — | 140 000 |
В Санкт-Петербурге | 141 500 | 100 000 | — | 250 000 | 120 000 |
В других регионах РФ | 125 000 | — | 70 000 | 142 000 | 81 000 |
За границей | 200 000 | — | — | 190 000 | 185 000 |
Все дизайнеры | 140 000 | 100 000 | 70 000 | 185 000 | — |
Зарплата дизайнеров в зависимости от места жительства и места работы
Живут в Москва и МО | |
Работают в Москве и МО | 140 000 |
В Петербурге и ЛО | — |
В других регионах РФ | 78 300 |
За границей | — |
Все места работы | 140 000 |
В Санкт-Петербурге | |
Работают в Москве и МО | 141 500 |
В Петербурге и ЛО | 100 000 |
В других регионах РФ | — |
За границей | 250 000 |
Все места работы | 120 000 |
В других регионах РФ | |
Работают в Москве и МО | 125 000 |
В Петербурге и ЛО | — |
В других регионах РФ | 70 000 |
За границей | 142 000 |
Все места работы | 81 000 |
За границей | |
Работают в Москве и МО | 200 000 |
В Петербурге и ЛО | — |
В других регионах РФ | — |
За границей | 190 000 |
Все места работы | 185 000 |
Все дизайнеры | |
Работают в Москве и МО | 140 000 |
В Петербурге и ЛО | 100 000 |
В других регионах РФ | 70 000 |
За границей | 185 000 |
Как на доходы влияет сфера деятельности компании. Самые высокие доходы у тех, кто работает на банки, страховые, телекоммуникационные и ИТ-компании. Медианная зарплата дизайнеров в этих секторах превышает 150 тысяч рублей. Из отраслей, не связанных с информационными технологиями или финансами, высокие зарплаты в госуправлении: 145 тысяч рублей в месяц.
Ниже всего доход в «гуманитарных» сферах — это образование, медиа, искусство, маркетинг и реклама: средний доход специалистов тут не превышает 90 тысяч в месяц. Интересно также, что выгоднее работать в компании, не связанной с дизайном: в дизайн-студиях платят сравнительно немного, медианный доход там 85 тысяч рублей в месяц.
Как на доходы влияет размер компании. Самые высокие зарплаты ожидаемо оказались в крупных компаниях. Можно предположить, что это связано просто со спецификой секторов экономики: например, организации финансовой сферы — сюда кроме банков относится также все связанное с финансами и страхованием — это в основном большие холдинги.
Но даже внутри чисто «гуманитарных» отраслей зарплаты в больших и мелких компаниях различаются. В небольших дизайн-студиях сотрудники зарабатывают в среднем 50 тысяч рублей в месяц, а в крупных — 180 тысяч. Отчасти это связано с тем, что в крупных компаниях больше людей с высокими грейдами: мидлов, сеньоров, арт-директоров.
Как устроен режим работы и взаимоотношения с коллегами у тех, кто трудится по найму
Сколько дизайнеров работает на удаленке. Дизайнер — это профессия, которая позволяет работать удаленно. Только 25% специалистов больше времени работают в офисе, чем на удаленке. 63% сочетают работу в офисе и дома, 12% работают только дистанционно.
Чем крупнее компания, тем больше распространен там гибридный формат: сочетание офиса и удаленки по несколько дней либо редкие посещения офиса. В маленьких компаниях чаще, чем в крупных, встречается как тотальная удаленка, так и тотальный офисный режим, когда нужно ходить на работу.
С кем контактируют по работе и кто ставит задачи. В рамках исследования мы спрашивали специалистов, с кем из коллег они работают в течение обычного дня. Оказалось, что чаще всего — с другими дизайнерами.
Дизайнеры, которые постоянно контактируют со специалистами по продвижению — сюда мы отнесли маркетологов, таргетологов, СММ-специалистов, трафик-менеджеров, — зарабатывают меньше всего: 76,5 тысячи. Чаще всего это происходит в компаниях среднего размера — с числом сотрудников от 11 до 1000 человек: 7%. В очень маленьких компаниях и крупных корпорациях таких специалистов всего 2%.
У дизайнеров, которые работают в связке с продуктовыми менеджерами, зарплата выше, чем у тех, кто больше работает с проектными менеджерами: 164 и 104 тысячи соответственно.
В маленьких компаниях больше распространено функциональное руководство — когда дизайнеры общаются в основном с руководителем отдела. В компаниях среднего размера чуть чаще встречается проектный подход. В крупных корпорациях — продуктовый подход.
Что дизайнеры думают о своей работе: раздел для эйчаров
Что не нравится в работе. Многие респонденты отметили, что их все устраивает, однако немало было и тех, кто высказывал недовольство организацией труда. Например, специалисты часто волнуются из-за бардака на работе, то есть плохо выстроенных процессов.
Причем это не зависит от размера компании: такие проблемы есть и в маленьких организациях со штатом меньше десяти человек, и в огромных корпорациях, где больше тысячи сотрудников. Правда, под «плохо выстроенными процессами» все понимают разные вещи.
Что дизайнеров не устраивает в организации-работодателе
«Из-за того что компания маленькая, в некоторых вопросах бывают недопонимания, которые нужно разрешать самой».
«Слишком много документооборота и административной бессмыслицы».
«Слишком много митингов».
«Токсичность человека, принимающего решения».
«Сложные заказчики».
«Постоянно одни встречи, некогда рисовать».
«Иногда много созвонов, а хочется простого дизайнерского „порисовать“».
«Плохие процессы или их отсутствие. Отсюда и все остальные минусы появляются. Не все роли заполнены: нет тестировщиков, нет редакторов, нет аналитиков».
«Чем дольше наблюдаю за дизайнерами, тем больше понимаю, что „выстроенные процессы“ — по большей части фарс какой-то и все подчинено человеческому фактору очень сильно».
«Порой сложно достучаться до начальства других подразделений».
«Отсутствие коммуникации в команде».
«Нет понятной обратной связи, чтобы определить точки роста».
Также мы посмотрели, сколько в среднем зарабатывают люди, которых беспокоят разные факторы. Оказалось, что сотрудники с высокой зарплатой чаще недовольны конфликтами в коллективе, большой загрузкой, балансом между личной жизнью и работой, а также общей бессмысленностью работы.
Специалисты с низким доходом предсказуемо жалуются на зарплату. А еще — на неудобный график и плохой социальный пакет. В конце списка у таких дизайнеров проблемы, связанные с неинтересностью работы.
Кто чаще ищет новую работу. Довольны своим местом работы до такой степени, что не планируют ее менять, лишь 21% дизайнеров. Около 30% просматривают вакансии или ходят по собеседованиям. В крупных компаниях намного больше тех, кто работает в свое удовольствие и не хочет увольняться, — более 30%.
Активнее в этом плане молодые специалисты. Например, среди джунов почти 10% ходят на собеседования, а среди арт-директоров — только 2%. Зато половина арт-директоров в общем не исключает смены работы, если им поступит хорошее предложение.
Довольны своей работой дизайнеры из технологичных сфер — ИТ, телекома, игр, банков и страхования, а также из сферы услуг и логистики: только 21—27% специалистов здесь хотя бы просматривают вакансии, не говоря уже об активном поиске нового места. Напомним, что это сферы с самыми высокими зарплатами.
Зато среди дизайнеров, которые работают в секторе образования, а также «гуманитарных» сферах вроде маркетинга, рекламы, медиа, тех, кто подумывает о смене работы, около 40%. В этих секторах — самая низкая зарплата. Сфера искусства в лидерах по доле специалистов, которые уже подыскивают новое место, но при этом здесь больше всего и тех, кто абсолютно доволен своим местом работы: таких 40%. Искусство — это, видимо, призвание. Но не для всех.
Заслуживает внимания сектор госуправления и медицины. Там сравнительно высокие зарплаты, но при этом многие дизайнеры просматривают вакансии.
Как дизайнеры искали бы работу. Если бы наши опрошенные искали работу, то 90% пользовались бы площадками для размещения вакансий. Среди таких ресурсов часто упоминали тематические чаты в «Телеграме»: сообщества дизайнеров, а также чаты с вакансиями. Кроме того, в своих ответах респонденты упоминали «Линкед-ин», участие в конкурсах и простое «написать в компанию, где хочешь работать».
Специалисты старшего уровня — сеньоры и особенно арт-директора — больше полагаются на рекомендации знакомых и силу личного бренда: размещают объявления в своих соцсетях.
На что обращают внимание в вакансиях. Почти все опрошенные — 94% — при поиске новой работы в первую очередь смотрят на уровень зарплаты. Чуть меньше тех, кто ищет возможность работы над интересными задачами: 91%.
На бренд, с которым возможно сотрудничество, больше обращают внимание специалисты высокого уровня — сеньоры и арт-директора.
В числе других популярных вариантов ответа — хороший офис, ИТ-аккредитация с льготной ипотекой и бронью от службы в армии, возможность работать неполный день, свобода творчества.
Сколько зарабатывают дизайнеры-фрилансеры
Кто трудится на фрилансе. Всего среди опрошенных 17% фрилансеров. При этом среди шрифтовиков — почти треть, 31%. Также фрилансерам часто доверяют разработку айдентики, оформление рекламной продукции, полиграфии и аккаунтов в социальных сетях. А вот среди дизайнеров интерфейсов тех, кто трудится сам на себя, всего лишь около 10%.
Медианный доход фрилансера — 70 тысяч рублей в месяц. Напомним, у работающего по найму — 120 тысяч. Возраст тот же — 28 лет. Однако меньше рабочих часов: 30 в неделю против «офисных» 40.
Но это не значит, что в целом фриланс менее выгоден, чем работа по найму.
Проблема в том, что три четверти дизайнеров с доходом 25 тысяч рублей — фрилансеры. Из-за них среднее значение и снижается.
Что говорят фрилансеры о своем низком доходе
«Что касается самого фриланса — нет никакой волшебной таблетки. Поначалу, с нулевым профилем, нужно пахать и перерабатывать ради репутации».
«Сложно выбиться на новый уровень, выйти с уровня начинающего, сложно без старшего в этой сфере и нет денег на всякие наставничества».
«Нужно много работать за маленькую зарплату. Тяжело дается обучение, нужно знать много инструментов и постоянно прокачивать скиллы. В профессию пошел потому, что умирал на прошлой работе — замдиректора магазина за 50 тысяч рублей».
Как на доход фрилансера влияет число отработанных часов. В среднем опрошенные фрилансеры тратят на работу 30 часов в неделю. Те, кто больше работает, больше зарабатывают.
Например, медианный доход у работающих 20—29 часов в неделю — 60 тысяч. А при полноценной рабочей неделе, порядка 40 часов, — 80—90 тысяч рублей.
Как на доход фрилансера влияет специализация. Больше всего зарабатывают моушен-дизайнеры: в среднем 120 тысяч в месяц. Другие перспективные направления — шрифтовой дизайн, 3D-моделирование, интерфейсы для десктопных и мобильных приложений. Дизайнеры, которые выполняют такие заказы, зарабатывают около 100 тысяч рублей в месяц. Фрилансеры с самыми высокими доходами упоминали также CGI и промышленный дизайн.
Меньше всего платят за ведение социальных сетей, обработку фотографий и рисование иллюстраций — в среднем 60 тысяч рублей в месяц.
Также мы спрашивали у фрилансеров, что кроме непосредственно дизайна они делают для заказчиков. Оказалось, что есть навыки, за которые клиенты готовы доплачивать.
Если фрилансер пишет программный код и как-то применяет это в дизайне, его медианный доход составляет 130 тысяч рублей в месяц; если учит стажеров и управляет командой, ему платят 115 тысяч.
А если графический дизайнер берется за написание текстов, его доход, наоборот, падает. Возможно, это люди, которые готовы взяться за любую работу. Либо они работают на клиентов с ограниченными финансовыми возможностями, которые не могут себе позволить нанять редактора — и дизайнеру тоже платят мало.
В каких отраслях лучше платят. Как и среди тех, кто работает по найму, меньше всего платят клиенты из сферы медиа, розничной торговли, искусства.
С заказчиками из самых «богатых» отраслей, таких как банки, телеком или госуправление, фрилансеры практически не работают. Вероятно, крупные компании предпочитают иметь таких специалистов в штате или обращаться к агентствам.
Самая прибыльная ситуация — когда у человека много клиентов, которые приходят к нему сами, то есть работает сарафанное радио.
Медианный доход у таких специалистов составляет 100 тысяч рублей в месяц.
Как связаны доход и клиентская база
Много разных клиентов, обычно они находят меня сами | 100 000 |
Есть один или несколько постоянных клиентов, могут быть подработки | 62 500 |
Клиенты меняются редко | 60 000 |
Много разных клиентов, ищу их самостоятельно | 50 000 |
Как связаны доход и клиентская база
Много разных клиентов, обычно они находят меня сами | 100 000 |
Есть один или несколько постоянных клиентов, могут быть подработки | 62 500 |
Клиенты меняются редко | 60 000 |
Много разных клиентов, ищу их самостоятельно | 50 000 |
Что тревожит фрилансеров. Фрилансеры меньше, чем наемные сотрудники, переживают насчет процессов, коллектива и неудобного графика работы. Самая серьезная боль здесь — это зарплата.
Какие проблемы есть у фрилансеров
«Я сейчас на фрилансе, но хочу уйти в наем, так как чувствую, что хочу быть в творческом коллективе, работать в команде, с большими бизнесами, профессионально расти до арт-директора. Чувствую, что на фрилансе я не получаю такого опыта, и хочу окунуться глубже в сферу».
«Скучно сидеть дома, мало общения с другими людьми».
«Не понимаю, как выйти в рост и найти новых заказчиков или поднять цены на текущие работы».
«Одна и та же специализация заказчиков. Хотелось бы найти еще заказчика в другой сфере».
«Нет стабильного потока заказов, мало денег».
«Много времени уходит на поиск клиентов».
«Я и не знаю, кого слушать: арт-директор дает свои правки по дизайну, с которыми не согласен разработчик, из-за чего я теряюсь в требованиях».
«Демотивирует корреляция популярности и успешности. Не нравится, что приходится отвлекаться на продвижение».
Что влияет на доход дизайнеров
Как изменились доходы специалистов за последние три года. Среди фрилансеров за три года не смогли увеличить свои доходы 33%. Среди наемных сотрудников таких только 13%.
Мы просили дизайнеров рассказать, с чем, на их взгляд, связаны изменения дохода. Оказалось, что те, у кого доход вырос в два раза и больше, чаще говорили о профессиональных навыках, переходе в другие компании, работе над продуктом, переезде в Москву. А те, у кого доход вырос не так существенно, намного чаще упоминали инфляцию, индексацию зарплаты, а также слово «больше» в сочетании с разными сущностями: больше часов, больше обязанностей, больше задач.
Рост дохода менее чем в два раза связан прежде всего с увеличением цен у фрилансеров, а также с личной инициативой и индексацией оплаты труда из-за инфляции — у тех, кто работает по найму.
Что касается тех, у кого доходы упали, то на первых строчках списка причин — общая экономическая и политическая ситуация в стране.
Как образование влияет на доход. Если говорить о профессиональном образовании, то больше всего зарабатывают те, кто получил инженерно-техническую специальность: 130 тысяч рублей в месяц. Даже в дизайне это помогает.
Ниже всего доход у людей с творческим образованием, не связанным с дизайном, а также у тех, кто учился непосредственно на художников.
Этому есть простое объяснение. Ведь дизайн — это не только рисование. А те области дизайна, что подразумевают рисование, оплачиваются хуже всего. Например, среди дизайнеров, которые создают иллюстрации, профильное образование имеют 41%, а среди тех, кто делает интерфейсы, — около 20%.
Также мы посмотрели, сколько зарабатывают люди, которые оканчивали разные курсы. Оказалось, что самый высокий медианный доход — у тех, кто учился в школе Бюро Горбунова: 190 тысяч рублей.
Люди, которые говорили, что учились в Moscow Digital Academy, зарабатывают в среднем 150 тысяч рублей в месяц, на курсах Bang Bang Education — 140 тысяч.
Есть ли гендерный разрыв в зарплатах. Медианный доход мужчин-дизайнеров — 150 тысяч рублей в месяц, женщин — 90,5 тысячи. Разрыв есть и для конкретных специализаций: например, у графических дизайнеров это 110 и 80 тысяч рублей соответственно, у дизайнеров интерфейсов — 200 и 133 тысячи.
Этому есть несколько объяснений. Во-первых, по статистике женщины реже занимают высокие позиции. Среди джунов женщин 75%, среди мидлов — 65%, среди сеньоров — 42%, среди арт-директоров — 40%.
Если сравнить дизайнеров одной квалификации, то на начальных позициях доходы женщин выше, чем у мужчин, но с ростом квалификации ситуация меняется. Чем выше позиция — тем больше гендерный разрыв в доходах.
Второй фактор — женщины чаще выполняют работу, за которую меньше платят: это уже упомянутое создание иллюстраций, рекламных баннеров, обработка фотографий, ведение соцсетей и тому подобное.
При этом мужчин-дизайнеров больше именно в самых высокооплачиваемых сферах: моушен-дизайне и 3D-моделировании, разработке мобильных и десктопных интерфейсов.
Кто добивается успеха в финансовом плане
При работе по найму в первую очередь на зарплату влияет грейд. Уровень заработка 300 тысяч рублей в месяц — это 90-й процентиль, то есть только 10% зарабатывают больше. Мы посмотрели детально, кто именно входит в эту группу. Почти 40% людей с таким доходом — арт-директора.
Важно, что сами респонденты говорили: арт-директор — это в значительной степени управляющая роль, а не тот, кто что-то сам рисует руками.
Что говорит о своей работе арт-директор с доходом 600 тысяч рублей
«Арт-директор не единственная следующая ступень после позиции дизайнера, это отдельная ветка развития, а не обязательный этап в карьере».
Из дизайнеров, которые зарабатывают в найме больше 300 тысяч, но не занимают должность арт-директора, большинство проектирует, собирает и развивает дизайн-системы.
Второй важный фактор, который напрямую влияет на зарплату, — работодатель. Если совсем упростить — то, насколько богата сама компания. Например, 30% высокооплачиваемых специалистов работают на заграничных заказчиков, 61% — на компании с центральным офисом в Москве, 5% — в Санкт-Петербурге. В итоге на всю остальную Россию приходится только 4% высокооплачиваемых вакансий. Получается, что найти зарплату выше 300 тысяч рублей в месяц в региональной компании дизайнеру практически невозможно.
На фрилансе. Однако не стоит думать, что зарплаты от 300 тысяч есть только у тех, кто занимает высокие позиции в штате крупных или зарубежных компаний.
Свои истории успеха есть и у фрилансеров. Высокий доход таким специалистам может обеспечить, например, узкая специализация.
История сорокалетней специалистки с доходом 250 тысяч в месяц, работающей с мелкими брендами
«С 2017 года я на фрилансе, на маркетинг не трачусь, только сарафанное радио и только узкая специализация — рестораны, бренды одежды, клубы, бьюти-салоны. Я сознательно заняла нишу маленьких брендов: это приятные деньги, меньше стресса, я не привязана к месту. В среднем мой чистый доход — 200—300 тысяч за 60—80 часов работы в месяц.
Примерно треть времени я употребляю на общение с заказчиком: упорядочивание информации, составление грамотного брифа, обсуждение референсов, отговаривание от лишнего, помощь в поиске типографий или других подрядчиков. Иногда я лично отправляю и забираю продукцию из типографии, чтобы убедиться, что все хорошо.
Я пошла в дизайн случайно. Собиралась заниматься более прозаическими процессами, связанными с полиграфией. Но творчество во мне требовало выхода.
В карьере меня разочаровало то, что в некоторых коллективах дизайнер — это самый последний винтик в механизме. Даже если он очень толковый, к нему не прислушиваются, некоторые решения просто спускаются сверху, передаются через менеджеров. Даже если задачи были увлекательными, а команда — дружной и поддерживающей, сама вертикаль власти в компании удручала и изматывала. Именно поэтому я ушла из корпоративной среды.
Сейчас на фрилансе мне не хватает другого: я не имею возможности получить фидбэк от конечного потребителя. Только от заказчика. А этого бы очень хотелось. Например, „какое у вас классное меню в ресторане“ или „мы зашли в ваш салон, потому что у вас крутой лого“. Иногда мне передают отдельные реакции, но хотелось бы больше, это очень поддерживает.
Из приятного — я создаю эстетику вокруг, я влияю на визуал, я могу это объяснить людям.
Рост дохода связан с моими профессиональными навыками, со спецификой ниши, в которой я работаю, с тем, что ко мне возвращаются, даже если до этого говорили „извини, это дорого“».
Свой бизнес. Еще один путь к высоким доходам — открыть свое агентство или дизайн-бюро. Среди наших респондентов таких всего 2%, 41 человек. Их медианный доход — 200 тысяч, 71% — мужчины.
Условный предприниматель старше, чем среднестатистический дизайнер: 33 года против 28 среди фрилансеров и наемных работников. 74% бизнесменов всем довольны и не планируют менять работу.
Что говорят дизайнеры-предприниматели о своей работе
«Я совладелец дизайн-студии с доходом 500 тысяч. Совершенно случайно попал стажером на первом курсе в отдел визуализации. Потом параллельно запустили с коллегой свою студию как подработку. Нашли нишу, вышли на международный рынок, наняли команду — и понеслось. Сейчас размышляем над продуктом, чтобы сменить модель заработка и получить возможность более стремительного роста. Приятным аспектом остается возможность применять знания в сфере маркетинга, экономики и дизайна в рамках единого проекта».
«Из обычного дизайнера вырастаешь до архитектора сайтов и приложений, когда начинаешь решать все до мелочей, додумывать идею заказчика и делать из этого настоящий работающий продукт с отличной бизнес-моделью».
«Радует отсутствие финансового потолка. Абсолютно любое направление в дизайне может приносить высокий доход».