Доставка — по-прежнему хороший вариант подработки.
Работу курьером можно совмещать с учебой или другой работой и домашними заботами — из-за гибкого графика. При этом спрос на курьеров продолжает увеличиваться, компании предлагают таким работникам бонусы. В последнее время все больше людей даже с высшим образованием идет доставлять заказы.
Что вы узнаете
Сколько в России курьеров и где они работают
По данным РАЭК
Если говорить непосредственно про «последнюю милю», то есть доставку небольших товаров до двери получателя, — это, по данным того же исследования, около 21% рынка по числу доставок.
Компании-лидеры, которые нанимают больше всего курьеров, — это сервисы доставки готовой еды и покупок из магазинов, крупнейшие маркетплейсы и логистические компании. Но в целом на рынке действует множество небольших компаний по всей стране: более 1700 организаций, которые оказывают услуги курьерской доставки.
Сколько платят курьерам
Обычно у курьеров сдельная зарплата. По данным исследования Telecom Daily, 75% компаний платят курьерам учитывая число выполненных заказов, 59% — учитывая количество отработанных часов, 34% — скорость доставки. Только в 7% опрошенных компаний сказали, что курьеры получают фиксированную зарплату.
Компания Salary Index анализирует объявления о работе на сайтах с вакансиями и в социальных сетях. Согласно этим данным, средняя зарплата курьера в начале 2023 года составила 55 тысяч рублей. По нашему запросу компания предоставила данные за второй квартал 2023: оказалось, что в Москве, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах средняя зарплата курьера уже превысила 60 тысяч рублей. Существенно ниже среднего доход оказался в Центральном и Южном федеральных округах — там зарплата среднестатистического курьера едва превышает 50 тысяч.
Правда, в Москве зарплата курьера составляет только 52% от средней по региону
Игроки рынка доставки отмечают, что наиболее остро чувствуется нехватка курьеров именно за пределами столиц, поэтому зарплаты там растут ускоренными темпами.
Курьеры-водители зарабатывают больше, чем пешие. Мы проанализировали 6,2 тысячи вакансий курьеров на «Хедхантере» в 18 крупнейших городах России, и оказалось, что около четверти вакансий водителей-курьеров — с зарплатой больше 150 тысяч рублей. При этом в большинстве из них опыт не нужен, занятость полная, а график сменный. От соискателей требуются водительские права, знание города, а сама работа заключается в доставке заказов интернет-магазинов со склада к покупателям.
Медианная зарплата пеших и велосипедных курьеров составила 100 тысяч рублей, курьера на машине — 115 тысяч. В «Вайлдберриз» ранее отмечали, что средняя зарплата курьеров в 2022 году — 120 тысяч рублей. Во «Вкусвилле» курьеры получают 5—7 тысяч рублей в день, то есть около 100—140 тысяч при 20 рабочих сменах в месяц.
Благодаря быстрому росту рынка и конкуренции компаний, которые занимаются логистикой, у курьеров появляются бонусы. РАЭК проанализировала, что именно предлагают крупнейшие компании:
- брендированная форма;
- оплата мобильной связи;
- ДМС;
- бесплатные обеды;
- реферальные программы;
- скидки на доставляемые товары;
- скидки на другие продукты внутри платформы
- льготный транспорт для работы — курьерам бесплатно предоставляют велосипед, электросамокат или автомобиль либо дают скидку на их аренду.
Но расширенный соцпакет и достойные условия труда появляются не только благодаря рыночному спросу. За последние несколько лет сотрудники компаний «Деливери-клаб» и «Яндекс-еда» провели несколько забастовок. Они протестовали против низкой оплаты и плохих условий труда. Появился профсоюз работников курьерской доставки, в «Телеграме» на канал организации подписано почти 7 тысяч человек. Протесты освещались в СМИ, и подобное недовольство также учитывается работодателями при формировании расширенного соцпакета.
Как меняется спрос на курьеров
Рынок доставки быстро растет, в 2022 году только на сервисе «Авито-работа» было размещено 300 тысяч вакансий. Еще во время пандемии COVID-19, когда спрос на доставку резко вырос, аналитики прогнозировали, что к 2024 году в индустрии будет занято 450 тысяч человек. В 2020 году количество вакансий выросло на 145% по сравнению с предыдущим годом, в 2022 году — на 113%, за первые пять месяцев 2023 — еще на 33%.
На востребованность курьеров влияет бурное развитие электронной коммерции и сервисов доставки: российский рынок интернет-торговли в 2022 году оказался самым быстрорастущим в мире. Драйвером роста в последнее время стало развитие сегмента e-grocery, то есть доставки товаров повседневного спроса из больших сетей — таких как «Пятерочка» и «Ашан». В 2022 году, по оценке РАЭК, курьеры доставили на 66% больше таких заказов, чем в предыдущем. Число доставок из маркетплейсов выросло на 35%, а рынок доставки готовых блюд — всего на 13%.
Спрос на доставщиков будет продолжать расти — из-за сокращения трудовой миграции из соседних стран и запуска новых функций вроде доставки за город.
Кто работает в доставке
Гражданство. Судя по опросу курьеров, которые доставляют еду и продукты из магазинов в крупнейших российских городах, в Москве и Петербурге среди доставщиков еды 20% — россияне, 80% — граждане других государств. В других городах-миллионниках 98% курьеров — граждане России.
Возраст. По данным «Яндекс-доставки», больше половины курьеров моложе 35 лет: 34% — в возрасте от 25 до 35, 26% — от 16 до 24. В возрасте от 36 до 45 лет — около четверти курьеров, старше — 16%.
Образование. 40% российских курьеров имеют высшее и неоконченное высшее образование. 32% дипломированных специалистов, которые подрабатывают курьерами, — инженеры и технари, 17% — экономисты, 10% — айтишники.
Пол. Доставкой занимаются в основном мужчины: по данным исследования РАЭК и ВШЭ, среди курьеров, которые возят еду и продукты в крупнейших городах, только 11% — женщины. Среди курьеров «Яндекс-доставки» женщин 8%, причем в Петербурге — 4%, а в Москве — 3%.
Подавляющее большинство женщин — 95% — выбирает курьерство из-за удобного графика. У 37% женщин-курьеров есть другая работа, 34% занимаются хозяйством и воспитанием детей, 11% ищут другую работу, а 9% где-то учатся. Некоторые опрошенные ответили, что подрабатывают в декрете, часть уже официально вышла на пенсию. Женщины работают в доставке в том числе потому, что курьерство можно сочетать с домашними заботами.
Когда-либо работали курьерами 20% юношей и 12% девушек, рассматривали возможность такой подработки 64 и 54% соответственно. Главное препятствие для женщин — стереотип, что эта работа небезопасна. При этом 66% опрошенных курьерок с таким утверждением не согласны.
Совмещение с другой работой. Доля тех, кто совмещает курьерство с другой работой, среди россиян и мигрантов примерно одинаковая — 16 и 14% соответственно. Но среди россиян 38% опрошенных совмещают доставку с учебой, а среди мигрантов таких только 3%.
В общем, для россиян доставка — это чаще подработка для студентов, а для мигрантов — основной источник дохода.
Почитайте, что еще статистика знает про отечественный рынок труда:
30.11.23, 09:04
Было дело-увы когда у них еще не было околоайтишных ЗП)
Был пешим курьером в офисе и ездил на ОТ. Работа как работа, в основном зависит от того что развозишь. Если бумаги или мелочи-шикарно. Основное время чилишь где-нибудь в автобусе или метро в поездке на адрес. Были конечно сложности как и в любой работе, но распространенный вой "это адская работа, убивающая здоровье и психику" все-таки не разделю.
Клиенты конечно разные, но поскольку быстро натыкались на мой пофигизм и абсолютную небоязнь быть уволенным то затихали и грозили пожаловаться. Может и жаловались, только изможденные спивающимися через месяц другими соискателями начальство предпочитало мне это все не высказывать)
30.12.23, 23:48
Бендер, ну слушайте есть люди у которых есть возможность заработать больше вахтовым методом и доставку они рассматривают как подработку а пока работают в другом месте их косяк просто заминается не особо у нас в регионах рвутся в доставку так авантюристы экспериментаторы и подработки.
Поэтому спиваются только те которые после конфликта которые уже были бухариками тут ты сильно обобщил сильного духом не погнешь и если за правое дело где то были разговоры это не повод бухать есть ответственность за семью и бюджет.
А распедяев их везде полно.
01.12.23, 11:43
Рассказываю свой случай с доставки одного известного бренда, где подрабатываю на выходных
Приезжаю я в своё любимый ЖК "Сердце столицы". Вижу в комментариях к заказу "Надо вынести пару коробок". Думаю, ок, топаю к квартире. Один хрен, что расстояние между моей припаркованной машиной ПРИМЕРНО 5 минут ходьбы, у ЖК есть особенность — на вход требуется пропуск (московский же ЖК, 2 уровня защиты, консьерж НА ВХОДЕ В ЖК и консьерж НА ВХОДЕ В ДОМ). Ок, прохожу через первый круг ада, топаю к необходимой двери
Меня встречает девушка, говорит, "А у вас есть каталка?", я такой "?". На мой вопрос она выперает с квартиры 3 КОРОБКИ, которые в лежачем положении с меня ростом (т.е. по 60 см в высоту они). Матерюсь про себя, объясняю ситуацию, что девушка вызвала вообще не тот тариф и что я легковой курьер, спец штук у меня нет. Спрашивает, стоит ли ей отменить заказ, на что я думаю думаю и говорю "Не, не надо, допру" (хотя по регламенту, я должен был уведомить поддержку и поехать на следующий заказ).
Беру коробку в руки, ОНА 10 КГ ВЕСОМ примерно (автокурьерам на моём тарифе нельзя грузить больше 15 кг). Кое- как допираю первую коробку, укладываю, половина багажника испаряется. Топаю вверх и тут звонок. Беру трубку и меня оглушает ором, дословная фраза: "ГДЕ ВЫ, ПОЧЕМУ ВЫ СТОИТЕ НА МЕСТЕ, ПОЧЕМУ НЕ ЕДЕТЕ, У МЕНЯ УЖЕ ЗА ОЖИДАНИЕ СПИСАЛОСЬ (внимание) !!!100 РУБЛЕЙ!!!". Тут я понимаю, что какая- то женщина заказала доставку у подруги из ЭЛИТНОГО ЖК, 3 КОРОБКИ ВЕЩЕЙ НА ПЕРЕШИВ (чтобы потом толкнуть на вайлдбериз), ПОЛНОСТЬЮ ОШИБЛАСЬ С ТАРИФОМ ДОСТАВКИ (причём нарочно, грузовой тариф дороже и вероятность его найти меньше) и ещё орёт, мол, ты мои 100 рублей сожрал тварь ты эдакая
Поднимаюсь с непонимающим лицом, тихо объясняю ситуацию, говорю, мол, так и так, человек вообще не прав. Девушка в дверях округляет глаза и говорит "Ах она дура, сейчас я объясню, что она вообще не права", при мне набирает номер и начинает с ней общаться
P.s. когда я забрал все 3 коробки, девушка на последок "на чай" скинула 1к с извинениями. Боже, храни таких людей
P.s.s. когда я приехал на точку, девушка даже в глаза мне стеснялась посмотреть
Курьером очень классно работать, работа не пыльная, за 1 день выходит около 6-7 тыс за 10 часов покатушек (с учётом бонусов и вычетом на солярку). За 4 дня работы в месяц автокурьером получается маленькая, но очень приятная надбавка к основной зп :)
30.11.23, 10:32
> Оказалось, что около четверти вакансий водителей-курьеров — с зарплатой больше 150 тысяч рублей
02.12.23, 14:33
ТЖ в 2022 году: рассказывает, как вкатиться в айти
ТЖ в 2023 году: рассказывает, как вкатиться в курьеры
01.12.23, 12:34
Внесу ясность т.к. сам попал в эту сферу чему несказанно рад.
Есть курьеры однодневки, или которые выйдут раз в неделю на час другой. И они портят статистику зарплаты. Из-за них получается цифра указанная в статье сильно ниже реальной.
Если именно рассматривать курьеров для которых это основной вид деятельности, и они трудятся полный рабочий день (8-14 часов, кто сколько хочет), то там выйдет совсем другой порядок дохода.
Велокурьер:
- В регионе в день будет выходить летом 2,5к, зимой 5к. В месяц это где-то 60к летом и 120к зимой.
- В Москве этот доход умножайте на 2-2,5. И это не шутки, для велокурьера в Москве доход в 200к в месяц это обычное дело.
Автокурьер:
- В регионе в день (за 8-10 часов) будет выходить 5-6к летом и 10-12к зимой. Это уже чистыми, с учётом ГСМ.
- В Москве не знаю, врать не буду. Но судя по аналогии должно быть также раза в 2 выше, чем в регионе т.к. курьерские компании одни и те же и политика одна и та же.
В общем курьер зарабатывает больше, а местами сильно больше обычного сотрудника. И да, это демотивииует в офисе работать и карьеру строить, когда можно просто кататься без ответственности, планов, KPI и слушать музыку, да подкасты, получая больше.
20.01, 21:25
Radrog, можно поинтересоваться в каких компаниях выгоднее всего работать?
+1
30.11.23, 09:57
Аватарка, а зря.
У меня двоюродный брат уволился из "Гамнита", где получал максимум 40к при работе без выходных, и пошёл курьером Самоката. 60-70 к в месяц имеет, и это в маленьком городке.
А бывший коллега с одной из давних работ уже пару лет трудится в "Сбермаркете" автокурьером, частенько привозит мне заказы. Тоже на ЗП не жалуется, даже недавно пересел с 15-летней Приоры на новую Весту ))
01.12.23, 14:02
Антиконсьюмерист, подтверждаю.
30.11.23, 10:21
Антиконсьюмерист, на авто - возможно, 100 у пешего - не верю.
+1
30.11.23, 10:25
Аватарка, думаю, что в МСК и СПБ у них сотка есть. В малых городах конечно меньше.
01.12.23, 14:02
Аватарка, на авто 100 это вообще легко, это надо больше полмесяца не работать )
30.11.23, 10:15
Антиконсьюмерист, в насколько маленьком городе есть Самокат?
+1
30.11.23, 10:17
Имя, 70000 человек.
30.11.23, 09:29
в начале ковида, когда всех закрыли, подрабатывали в доставке metro на тачке, за 4-5 часов в день 5/2 было около полтинника
08.02, 11:04
Курьер: зп 100тыс, компенсация того-сего, дмс, рекрутер бегает за тобой и умоляет поработать. Дизайнер: зп 100тыс, без оформления, должен пройти 7 кругов ада чтобы устроиться, знать десяток программ и может быть уволен в любой момент просто так...
01.12.23, 13:27
Интересно, если курьеры получают гораздо больше офисных работников и работников обычных сетевых супермаркетов, почему же все подряд до сих пор не стали курьерами, в то время как спрос на них продолжает расти?
01.12.23, 14:01
Александр, потому, что не каждый сможет педали крутить по 10-12 часов. Мне лично легко, у меня всегда выносливость хорошая была, и подготовка спортивная была. А другие приходят и дохнут через 4 часа. Походят так несколько дней и бросают.
На машине тоже самое. Глаза устают у большинства тех кто пробует, усталость общая от мониторинга за движением. Много часов проведёшь день за днём за рулём и вечером валишься словно отпахал. А ещё ж надо выйти за товаром, потом по приезду бегать с ним клиенту ташить.
То есть здесь не прям лёгкие деньги, но для тех кто подготовлен и выдерживает легко такое, это за, лёгкие деньги. Но таких мало. Вот и доход высокий )
01.12.23, 16:22
Radrog, звучит логично. Хотя, например, в супермаркетах сейчас, насколько я знаю, только универсальные работники: весь день на ногах, то у кассы, то разгружаешь товары, то расставляешь товары, то ценники меняешь, а ещё иногда и пол мыть надо. Тоже труд не из лёгких, а зарплата значительно ниже, исходя из статистики.
Велокурьером быть наверняка непросто — целый день мотаться на велике. С другой стороны, у многих велики электрические.
То есть я это к чему: работа курьера действительно сложная, я это понимаю и стараюсь лично своими заказами их не перегружать (например, пятилитровые бутыли воды не заказываю, и тонны продуктов), но и в других сферах непросто. А платят, вроде как, меньше. А спрос на курьеров есть. Вот и не понимаю, чего народ не идёт. Возможно, кому-то и правда проще ходить в тепле по своему магазину, чем ездить по всему району с заказами.
09.12.23, 08:48
Склоняюсь, что как всякий активный вид деятельности, курьерство подходит не всем -люди в массе инертны.
09.12.23, 08:55
Очень хочу попробовать. Потому что свобода. Cлоняюсь к пешему. Но у пеших доход меньше. А расходы высокие. Проездной + поесть-чай-кофе два-три раза в день. И что выходит на руки?
07.12.23, 11:19
Александр, стереотипы чаще всего играют роль, ведь это считается работой для мигрантов, якобы. Поэтому мало кто идёт, якобы работа не по статусу (а всё как мы знаем короли и принцессы)
01.12.23, 13:14
для тех, кто радуется, что сейчас можно бесплатно получить доставку продуктов на дом. Она вообще ни разу не бесплатная, ибо с оттоком продавцов, мерчей и иных кассиров в курьеры, магазины вынуждены нанимать за большие деньги новых сотрудников и перекладывать это в цену товара. Так что все эти московские 100-200к размазываются тонким слоем на все продукты в магазине. Радует только одно, что за мою доставку домой платит еще и тот, кто до сих пор ходит в магазин ногами )
01.12.23, 20:46
Не работала, но думаю, периодическая подработка поможет стать здоровее и экономить на спортзале)
11.03, 21:49
и где же всё-таки эти бешеные заработки у курьеров?