Сколько зарабатывают в 2024 году те, кто работает с текстами
Статистика
16K
Иллюстрация — Варя Щука

Сколько зарабатывают в 2024 году те, кто работает с текстами

Копирайтеры, редакторы, журналисты, сммщики и другие специалисты
50
Аватар автора

Редакция

провела исследование

Страница автора

В конце 2023 — начале 2024 года мы провели опрос специалистов, чья работа связана с текстом, о размере их доходов.

Это уже второй раунд опроса: первый проводили год назад, зимой 2022/23 года, а результаты опубликовали в апреле 2023 года. Оказалось, что за год медианный месячный доход в индустрии вырос с 75 000 до 80 000 ₽, или на 6,7%. Интересно, что по данным официальной статистики за то же время средняя зарплата в России выросла на 14,1%.

Проанализировав около двух тысяч анкет, рассказываем, кто стал зарабатывать текстами больше, кто — меньше, а также о том, что за год не изменилось.

Сколько зарабатывают редакторы и другие текстовики в 2024 году

Для опроса мы составили карту профессий. Сначала выделили основные сферы деятельности, где нужны тексты: это, например, СМИ, тексты для продукта, коммерческие тексты, пиар, тексты для аудио и видео.

Внутри сферы выделили роли и разделили их на условные профессиональные ступени — грейды. Например, шеф-редактор в СМИ и продуктовый редактор обладают более или менее сходным опытом и квалификацией, несут похожую ответственность. Хотя и занимаются очень разными текстами.

Понятно, что карта условная, так как никаких гостов или жестких тарифных сеток в этой отрасли нет. Но эта схема поможет понять, в какую сторону развиваться человеку: расти «вверх» внутри конкретного направления, например в СММ или бренд-медиа, либо менять работу и двигаться горизонтально — в другую и, возможно, более перспективную сферу. Скажем, после работы корреспондентом в СМИ уйти в копирайтеры или авторы постов для соцсетей — на аналогичный уровень, но более высокую зарплату.

В каких профессиях быстрее растут доходы

Как и в прошлом году, в рейтинге работ с самой высокой зарплатой — сотрудники на руководящих должностях, например главные редакторы и шеф-редакторы, а также технические писатели, продуктовые и UX-редакторы. Такие специалисты зарабатывают от 100 000 ₽ в месяц. При этом средняя зарплата UX-редакторов снизилась со 132 500 до 120 000 ₽, зарплаты главных редакторов остались прежними — 120 000 ₽. Наибольший рост показали зарплаты шеф-редакторов и технических писателей — почти на 30%.

Кроме UX-редакторов стали меньше зарабатывать переводчики, корректоры и авторы материалов для социальных сетей. Говорить о статистически значимом снижении преждевременно, но вообще ситуация выглядит правдоподобно: узкий рынок молодой специальности UX-редактора, возможно, насытился сотрудниками, а спрос на переводчиков и корректоров снижается, в числе прочего, из-за распространения нейросетей.

В 2024 году семь человек указали в анкете профессию «AI-тренер» — в 2023 таких ответов у нас вообще не было. У пяти респондентов опыт менее года. Зарплата на такой работе — от 50 000 до 100 000 ₽, в среднем — 70 500 ₽.

Можно посмотреть на перспективы профессий и в более широком смысле: так, мы спрашивали респондентов, как изменился их доход за последние три года.

Оказалось, что среди технических писателей увеличили свой доход в два и более раза почти половина — 47%. Среди продуктовых редакторов — 39%, старших редакторов — 38%. Эти же профессии показали существенный рост номинального дохода.

А, например, у 50% переводчиков доходы за последние три года не изменились. Среди корректоров и специалистов пресс-служб таких 43%, сценаристов и литературных редакторов — 40%.

В каких сферах доходы растут, а в каких снижаются

Рейтинг отраслей с самыми высокими зарплатами остался прежним: это PR, тексты для продукта и игровая индустрия. В сфере PR медианный доход вырос с 80 000 до 90 000 ₽, в текстах для продукта — с 85 000 до 100 000 ₽.

В игровой индустрии медианный доход в 2023 году составлял 80 000 ₽, в 2024 — 135 000 ₽. Правда, стоит отметить, респондентов из этой сферы оказалось немного, поэтому о статистически достоверном росте зарплаты почти на 70% за год с уверенностью говорить мы не можем. Медианный доход по всем опрошенным редакторам из гейм-индустрии за два года — 96 000 ₽.

В сфере коммерческих текстов и бренд-медиа зарплаты выросли с 75 000 до 80 000 ₽; в секторе СМИ — с 65 000 до 70 000 ₽. Стабильным остался доход в сфере СММ: 60 000 ₽ в месяц. Незначительное сокращение — в сфере книгоиздания: с 50 000 до 47 000 ₽. В сфере переводов, литературы, кино и тому подобных текстов доходы снизились с 80 000 до 70 000 ₽.

Как изменились зарплаты в разных странах и регионах

Как и годом ранее, самыми высокими оказались зарплаты в компаниях из дальнего зарубежья — 134 000 ₽ во втором раунде опроса; в Москве и Московской области — 100 000 и 93 000 ₽ соответственно; в Петербурге и в компаниях из стран ближнего зарубежья  75 000 и 72 000 ₽. В нестоличных регионах России средний доход составляет в районе 60 000 ₽ в месяц.

Как изменились доходы на фрилансе и у специалистов с частичной занятостью

За год зарплаты в найме выросли на 7%, а медианный доход фрилансеров — на 20%. Медианный месячный доход редактора, который работает полный рабочий день, за год вырос с 75 000 до 80 000 ₽ — это если брать все формы занятости. При этом зарплаты работающих по найму выросли с 80 000 до 85 000 ₽, или на 7%. А доход фрилансеров — с 50 000 до 60 000 ₽, или на 20%.

Фрилансеров, работающих «за знаки», стало меньше, а зарабатывают они больше. Вне зависимости от объема занятости, фрилансеры, которые получают ежемесячную оплату, зарабатывают больше, чем те, кому платят за текст или проект. А последние — больше, чем те, кому платят за количество написанных знаков.

Доля фрилансеров, которые работают с оплатой «за знаки», снизилась с 14 до 11% — но, судя по опросу, зарабатывать они стали больше: 50 000 ₽ в 2024 году против 38 000 ₽ год назад.

Как изменился портрет типичного редактора

Типичный редактор — женщина 28—30 лет с высшим образованием. Как и год назад, медианный возраст опрошенных — 30 лет, 80% респондентов — женщины, больше половины — в возрасте от 25 до 34 лет. Доминирование молодых женщин в индустрии можно описать так: женщину 28—30 лет в профессии встретить можно чаще, чем человека любого пола старше 40 лет.

Более 60% опрошенных имеют профильное образование. Чаще всего специалисты с дипломом упоминали журналистику — 34%, филологию — 25%, а также маркетинг — 12%. Треть проходили какие-либо курсы повышения квалификации, причем среди самоучек и среди людей с профильным образованием спрос на курсы примерно одинаковый.

Текстами занимаются жители больших городов. 31% опрошенных живут в Москве, 13% — в Петербурге, примерно по 3% — в Подмосковье, Свердловской области и Краснодарском крае, по 2% — в Новосибирской, Нижегородской областях и Татарстане. По сравнению с прошлым годом распределение респондентов по регионам практически не изменилось.

Треть релокантов, уехавших в ближайшие страны, могла вернуться в Россию или уехать дальше. Около 10% опрошенных живут за границей — их доля также осталась прежней. Но мы получили больше ответов из Беларуси, Сербии и Узбекистана. А доля респондентов из Грузии, Армении, Казахстана и Турции сократилась с 6,6 до 4,9% — более чем на треть.

Можно предположить, что релоканты, которые выбирали эти страны для переезда в 2022 году, вернулись в Россию или переехали.

РедакцияКак много зарабатывать на текстах?
  • Александр ТабакаевВ комментариях тихо, потому что все ушли зарабатывать на текстах.16
  • Евгений РывкинЧтобы много зарабатывать в любом деле, когда работаешь на себя, нужно всего лишь разбираться в своей теме, внимательно относиться к заказчикам/клиентам и много, вдохновенно, активно работать. Хоть с текстами, хоть в IT разработке, хоть на производстве чего угодно. Но и для найма профессионализм и проактивность – самое главное для продвижения по карьерной лестнице.3
  • Сладкий пирожочекРаботаю в текстах пять лет. Была и на фрилансе, и в продукте. За все направления не скажу, но цифры по продуктовым и пишущим редакторам, копирайтерам и сммщикам вполне адекватные. Другое дело, что работу с хорошей ЗП по ТК РФ найти сложно. ВСЕМ нужно сделать бесплатное тестовое. Я лично перед тем, как пришла на текущее место работы, 16 тестовых выполнила. Правда, целилась в крупнейшие компании, потому столько отказов. Думаю, заход в компании средней руки попроще. А ещё нужно постоянно учиться. Только в этом году (на конец марта) я прошла два курса, прочла два учебника (один на английском) и гайд. План обучения расписан на год. Что-то постоянно узнаю из профильных каналов. В общем, требования за пять лет сильно выросли. Когда я приходила в профессию, было достаточно писать без ошибок. Поэтому тексты - это не лафа. Это не сопромат, конечно, но и не "тыкать в буковки по два часа в день, сидя под пальмой и получая стотыщ" 😅23
  • Мария БутырскаяКак действующий литературный редактор-фрилансер, замечу, что на уровень доходов в сфере влияют несколько факторов: узкая специализация (один и тот же человек не может одинаково хорошо редактировать, к примеру, историческую прозу и СЛР, и сосредоточен на одном - двух направлениях), некоторое проседание полиграфической промышленности (да-да, бумажные книги всё ещё пользуются спросом!) и неравномерность потока заказчиков (это особенность фриланса : в один месяц у меня стоит очередь из 5-6 авторов, зато потом пара месяцев - тишина и доход в 4000 рублей за разовые подработки.). Больше зарабатывать? Только повышать расценки для авторов : увеличение их количества скажется на качестве работы, а я дорожу своим именем и репутацией. Плавно повышаю с начала года.9
  • ShegerПишу на постоянной основе с 2008 года. Моя практика показывает, что путей финансового развития именно в текстах два: или руководство, или специализация. Просто в «много работать» нет смысла, часов в сутках ограниченное количество, да и дней в неделе тоже. Я пошла по пути специализации, и чем дальше, тем больше в эту специализацию закапываюсь. Да, постоянно приходится учиться, разбираться в чем-то новом, иногда из ТЗ, которое мне дают, я сперва понимаю только пробелы - но в итоге все это неплохо монетизируется. А еще это интересно.9
  • Стань моим продюсеромя сейчас подрабатываю рерайтером, получаю 40₽/1000зн, так как подработка не очень серьезная. в будущем очень хотела бы работать с текстом, это моя стихия. но даже сейчас на рынке труда плачевная ситуация, мне кажется, что лучше уйти в другую сферу. все вакансии, которые я встречала, предлагают очень мало за работу, которая требует огромного количества внимательности, начитанности и аккуратности.3
  • Pojoppe_MeshalkoyКорректорам по 50 тысяч?! Этим святым людям?? Теперь понятно, почему так много безграмотных текстов в медиа, рекламе, да и вообще везде. ((19
  • Дионисий ШевчукPojoppe_Meshalkoy, слава корректорам, помню плевался читая откровенное говно - учебник для одного из ведущих экономических вузов с большими понтами найденный на буккросинге (ценник за тысячу на нем) - грамотность ниже школьной. Многие авторы про корректоров не слышали.6
  • Светлана Коноваловаkatawwa, ищите лучше) Бегите с бирж, например, на hh.ru.2
  • Стань моим продюсеромСветлана, я все равно не рассматриваю эту подработку как долгосрочную и планирую уходить. считаю, что мне очень повезло с условиями, так как я могу писать сколько хочу, когда хочу, о чем хочу, нет дедлайнов и требований.2
  • Мария, вы словно биржа, растут котировки и растут. Но, очень это правильно - накопления капиталов это всё что нам нужно. Правильно, осень даже правильно! "Карл Маркс"0
  • Sheger, точно, или редакция оценит, либо специалисты купят. Вот биржу бы ещё, таланты имеют право.0
  • Стань, не пресыщайтесь, возникнет апатия, когда затраты не окупятся. Силы тратятся, а гонорар не устаёт ждать. И как кажется, писать за деньги из вне - устаревает. Пишут и окупают сегодня только те, кто издается за свои личные вложения. Даже если нанимает писателя... Экспансия автономного издательства - тенденция современности. Не пресыщайтесь.2
  • Виктор РадовКоллеги, спасибо! Но, кажется, что без цифр за пределами медианных значений может сложиться впечатление, что 150 это чуть ли не потолок в профессии.2
  • Ольга ЯрковаЧтобы много зарабатывать на текстах, надо писать на английском языке. Базовая ставка джуна на английском 5 центов за слово2
  • Ира ЧеркасоваДионисий, это красиво обзывается «авторская пунктуация»1
  • Нехетти ГринМария, "некоторое проседание полиграфической промышленности" звучит забавно. Может, все-таки "сильное проседание доли оклада в общей структуре стоимости создания продуктов полиграфической промышленности"? Бумага, краски и печать-переплет (в пересчете на один экземпляр) стоят дорого, а редакционная подготовка - так, незначительная фигня, подумаешь, "так кто угодно сможет". В итоге "книжный" редактор зарплату получает как уборщица или работник макдака, а пашет как лошадь, которая даже если и станет "председателем колхоза" (читай - главредом книжного издательства), то едва подберется к нижней(!) границе зарплаты какого-нибудь мидл-тестировщика. Лично вам - успехов, правильно делаете, что повышаете ставку. Жаль, что все думают, что это "автор так хорошо пишет, такой хороший стиль". Муахххахаха. Вот пусть и платят побольше вам, чтобы про них так говорили :)3
  • Нехетти ГринPojoppe_Meshalkoy, да, да, да. А вы не знали? Корректор - это вообще никто, даже уборщица больше получает.1
  • Нехетти ГринSheger, добавлю: или правильная (читай - высокооплачиваемая по тематике) специализация. В художке много не заработаешь, хоть обспециализируйся, а вот в каких-нибудь финансах или гейм-индустрии... ну, в результатах исследования уже второй раз про это есть, не буду повторяться.0
  • Нехетти ГринСтань, работа с текстом - это не про "хочу", а про "надо". И не "мне", а заказчику - а если еще дальше, то "клиенту". На "хочу" вы никуда не уедете, так и будете сидеть на рерайте за гроши (еще и без дедлайнов, мать моя женщина...).0
  • Нехетти ГринВиктор, беря большие цифры (т.е. репрезентативный срез с рынка профессии) - да, это потолок. Причем неплохой такой потолок.0
  • Нехетти ГринОльга, а базовое количество претендентов на ENG-текстописание - 500 индусов на 1000 знаков. Если нет - сообщите, пожалуйста, на каких ресурсах можно "много зарабАТЫВать" на английских текстах (при живом-то GPT)?2
  • Стань моим продюсеромНехетти, ну, мне и уезжать не надо никуда, и гроши эти устраивают)) поэтому остальное не волнует0
  • Нехетти ГринДионисий, а че, пипл хавает.0
  • Нехетти Грин(доли оклада редакторов - уточняю)1
  • Нехетти ГринСтань, "но даже сейчас на рынке труда плачевная ситуация, мне кажется, что лучше уйти в другую сферу" - точно никуда не надо? Или у вас исключительно буквальное понимание слова "уезжать"? :) Про "гроши эти устраивают" позабавило. Сами себе противоречите - то "плачевно" и "не лучше ли куда-то уйти", то бац - и устраивают копейки...0
  • Нехетти ГринНа вопрос после опроса лучший ответ - ваша статья: https://journal.tinkoff.ru/flat-mkad/1
  • ВеленаИра, что позволено Юпитеру, позволено и быку, как у нас считается) Ну и не стоит забывать, что все можно свалить на Т9!0
  • Стань моим продюсеромНехетти, копейки меня устраивают только сейчас, пока у меня нет потребностей в оплате аренды, питания, счетов и тд. уточню, что мне 17. про "уйти в другую сферу" - речь так же о подработке на черных условиях с гибким графиком и полностью удаленно, однако вариантов у меня мало... уже потом я точно не буду работать с текстами, как бы мне не хотелось. в копирайтинге все же есть свой потолок.0
  • Виктор РадовНехетти, согласен, что 150-180 условный стандарт на рынке для шеф/главредов. Но далеко не потолок. По моему опыту, то у руководителей контент-подразделений в крупных компаниях з/п в вилке от 200 до 350. А есть еще "звезды", владельцы контент-агентств, авторы для зарубежных заказчиков - там доходы могут быть в несколько раз выше.0
  • Мария БутырскаяНехетти, да, собственно, ошибки у меня нет: полиграфическая промышленность просела как отрасль в целом, увы... Но про долю окладов соглашусь : даже на фрилансе пашу порой до зелёных чертей в глазах при сравнительно скромном среднем заработке.1
  • K.N.смотрите мне, если я заработаю меньше, спрос будет с вас1
  • Виктор РадовСтань, вероятно, написав за месяц 2-3 "нормальные" статьи в популярное издание или корпоративный блог, вы заработаете больше, чем на бирже. Правда в этом случае будут "дедлайны и требования". Касательно потолка в работе с коммерческими текстами - он не очень низкий. Этим можно зарабатывать сотни тысяч рублей и больше в месяц.0
  • Ник ЗавадскиНехетти, зарабатывать-то можно, только для этого надо быть англоязычным редактором. То есть, иметь уровень С2 (ПЛЮС), что означает быть носителем языка, жить в среде и иметь соответствующее образование. То есть, все мимо :)0
  • Ник Завадски> Как много зарабатывать на текстах? Изобрести машину времени, вернуться в 2002 год, зарабатывать до 2007 года, затем просесть в доходах, затем снова зарабатывать то, хмм, года 2018, затем сменить работу.0
  • Ник Завадски> В общем, требования за пять лет сильно выросли Извиняюсь, это где они выросли? :). Примерно года с 2018-го, с началом закрытия бумажных издания и перехода в онлайн, вижу тренд на постоянную деградацию качества текста, корректуры, иллюстраций. Потому что "и так сожрут", "нет времени" и т.д.6
  • Нехетти ГринНик, ну мне-то вы это зачем говорите :) И нет, никакого С2-плюс не надо. Я вас умоляю. Качество англоязычного контента зачастую откровенно дерьмово. ЖПТ и то лучше бы написал, ну или живой индус. Говорю как редактор, читавший (плюясь) англоязычный выпуск нашего корпоративного СМИ (делали образованные носители, если что). Единственное, что его отличает от написанного не-носителем, - грамматика. То есть по форме - без вопросов, а по содержанию... как по мне, лучше содержательный пиджн инглиш, чем идеально-английский пи?деж. По 10 страниц подряд - ни о чем, как они любят, ну или "это может показаться странным или даже невероятным, но кто-то может сказать, что с учетом всех имеющихся на данный момент обстоятельств, такое вполне могло бы быть". О да, ради этого стоит учить до С2 и иметь что-то там соответствующее))1
  • Ник ЗавадскиНехетти, то, что вы сейчас написали - это буквально preaching to the choir, вы со мной не спорите :). Смотрим: > базовое количество претендентов на ENG-текстописание - 500 индусов на 1000 знаков > зарабатывать-то можно, только для этого надо быть англоязычным редактором. То есть, иметь уровень С2 > И нет, никакого С2-плюс не надо. Я вас умоляю. Качество англоязычного контента зачастую откровенно дерьмово0
  • Нехетти ГринНик, у нас с вами разные партии в этом хоре. В народе про такое говорят: поп свое - дьяк свое. И нет, это не спор, это несколько человек слона по частям трогают. В разных местах.2
  • Ник ЗавадскиНехетти, тоже верно. Когда я работал в традиционных СМИ, каждая статья на английском в обязательном порядке редактировалась англоязычным редактором. Грамматика и орфография - это и наш человек может, а вот сделать текст по-настоящему красивым, элегантным и приятным глазу носителя языка может только такой же носитель, тот, кто чувствует малейшие нюансы и в курсе того, какие, например эпитеты или слэнг актуальны, а какие - уже нет. P.S. Всеобщую деградацию понимаю и принимаю, главное - быстро и кликбейтно.0
  • Ольга ЯрковаНехетти, а не надо идти на биржи, надо искать клиентов через нетворк и линкедин По поводу индусов - когда-то искала себе людей в команду писать на английском, индусы и филиппинцы, конечно, готовы писать и за копейки, но среди них очень мало адекватных0
  • Pojoppe_MeshalkoyНехетти, не знала. У нас на предприятии корректоры сидели в отдельной очень красивой комнате через стенку от высшего руководства и как-то не выглядели обиженными судьбой. А ведь они правили деловую переписку, а не километровые тексты для издательства. Прямо даже захотелось спросить у них, сколько они получают, но неудобно. )) Безобразие, конечно, если так мало платят.0
  • Светлана ДубовцеваМария, если не секрет, где вы находите заказчиков, которые выстраиваются в очередь? У меня и опыт большой, и с грамотностью все в порядке, а вот с заказчиками проблема(0
  • Мария БутырскаяСветлана, сначала разместила информацию об оказываемых услугах на своей страничке ВК, пошли первые авторы. А теперь работает "сарафанное радио" : меня, словно эстафетную палочку, передают знакомым авторам😊😊😊1
  • ХронДаже 120 000 безумно мало в нынешних условиях. Наверное стоит развиваться дополнительно в смежных областях: маркетинг, SMM. Тогда может и поболе будет зп...0
  • monaа если конкретнее - где и какие курсы для повышения квалификации проходить?0