Как я исследовала жизнь одной из первых женщин — Героев Советского Союза

17

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Полёт истории

Страница автора

Я — профессиональный историк, окончила Институт истории и международных отношений Саратовского госуниверситета имени Чернышевского и его же аспирантуру. Живя в Саратове, я слышала о Марине Расковой, которая в соседнем городе Энгельс в войну формировала авиационные полки из женщин. Меня эта история заинтересовала. Оказалось, что исследований, посвящённых Расковой, попросту не существует! Меня это зацепило, и началась долгая дорога в документальных дюнах.

Я решила подробно изучить биографию Расковой. Прочла написанные ею «Записки штурмана» — мемуары, которые Марина создала в 1939 году, по горячим следам своего рекордного перелёта на Дальний Восток на самолёте «Родина». Потом ознакомилась с «Жизненным путём Марины» — книгой, написанной её мамой, Анной Спиридоновной Малининой. Конечно же, эти официозные советские издания мало показывали настоящего человека и практически не сообщали о каких-либо трудностях на её пути. Начались длинные поиски…

Я собирала информацию о Марине Михайловне и её делах в архивах Саратова и Энгельса, Москвы и Петербурга. Часами сидела в библиотеках и на сайтах с периодическими изданиями 1930-1950-х годов. Съездила специально в Комсомольск-на-Амуре — ближайшем к месту посадки «Родины» городе. Там сохранился ряд уникальных материалов, которые больше нигде не отложились — фотографии операции по вызволению самолёта с замёрзшего болота, дневник комиссии по розыску экипажа, местные газеты с интереснейшими подробностями, и ряд других документов.

Конечно же, я писала статьи о Расковой для научных журналов и выступала на конференциях, но это нельзя было назвать полноценным итогом работы. Я понимала, что надо написать большую книгу, в которой я максимально отражу все свои находки. И вот летом 2023 года, сломав ногу, я наконец-то нашла время собрать разрозненный ворох фактов и событий жизни Марины Михайловны воедино. Рукопись я назвала «За страницами "Записок штурмана». Отправила запрос в ряд издательств, но ответили только два: «Альпина Паблишер» заявила, что биографии не публикует, а ещё одна организация предложила мне издать у них книгу за мой счёт — редакционный портфель якобы набит на годы вперёд.

Тогда я приняла решение опубликовать книгу самостоятельно.

Сверстала рукопись, добавила иллюстрации. Значительная часть из них — сделанные мною фотографии: кроме упомянутого Комсомольска, я ездила на фейковое место гибели Расковой, облазила весь Энгельс в поисках мест её пребывания, установила последний адрес Марины в Москве и нашла церковь, где её крестили в 1912 году.

И наконец в марте 2024 года наше большое совместное путешествие завершилось. В одном из саратовских издательств я опубликовала 100 экземпляров биографии Марины Михайловны. Так метафорически она вернулась в Саратов, в окрестностях которого погибла, — но теперь уже живой.

Конечно же, у меня осталось много материала, не вошедшего в монографию о Расковой. Я подготовила ещё одну рукопись — о беспосадочном перелёте самолёта «Родина» на Дальний Восток 24—25 сентября 1938 года. Раскова вместе с лётчицами Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко установили мировой рекорд, но у них закончилось топливо, и, чтобы не пострадать в возможной аварии, Марина выпрыгнула в тайгу. Десять дней она блуждала по незнакомому лесу с полутора плитками шоколада. Когда она наконец нашла свой самолёт, на неё было страшно смотреть…

  • kuskus kuskusдействительно, сделали важное дело!3
  • Полёт историиkuskus, спасибо! У меня тоже есть такая книга. Купила её первой. Потом нашла переиздания 1950 и 1976 годов. В них есть ряд отличий, их я тоже описала в книге/)3
  • Сахалинкаэто ж сколько работы проделано... титанический труд желаю автору дальнейших успехов в науке!3
  • Полёт историиСахалинка, спасибо, очень приятна Ваша оценка1
  • Михаил ЕдошинЧетыреста страниц? Это очень здорово. А её можно где-то купить? (Я в своё время занимался вёрсткой, работал в издательстве. С удовольствием помогу с этим, если нужно.)2
  • Полёт историиМихаил, конечно, можно. Тут вроде нельзя оставлять ссылки ни на что, но книга легко гуглится, как и информация о том, где её получить)1
  • Дарья ПетровнаГалина, крик души?4
  • kateВ восторге от количества приложенных Вами усилий, потраченного времени и Вашего результата! Хочется больше узнать о том, как изменилась Ваша жизнь, пока Вы занимались погружением в биографию другого человека? Как на Вас повлияло изучение жизненных выборов Марии Расковой?3
  • Очень_интересноМожет это и реклама, но очень хорошая)1
  • Очень_интересноЭстелла, это он. Надо его отдельной статьей на Т-Ж, а то обидно, человек всю жизнь свою описал, а его никто не прочитает3
  • Полёт историиОчень_интересно, мне показалось, что на ТЖ мало рассказов исследователей о своей работе, поэтому решила поделиться опытом5
  • Полёт историиkate, спасибо за высокую оценку моей работы:) Хороший вопрос про перемены. С одной стороны, ничего не изменилось - я не стала сумасшедшим реконструктором, не прониклась самолетовождением. Мне удалось полетать на Ан-2 на месте второго пилота, и я так и не поняла, что там так нравилось Марине. С другой стороны, наверное, из-за Расковой я осталась в профессии, потому что после окончания аспирантуры я больше заниматься историей не планировала. А тут приходилось много проводить времени в архивах, библиотеках, музеях, и так я в этой сфере и осталась. Сейчас мой научно-исследовательский проект в музее тоже посвящён авиации.5
  • Полёт историиkate, и она МариНа)))1