Знакомые обратились ко мне за помощью: в их доме резко выросла квартплата.
Тарифы на содержание общедомового имущества увеличились на 32%, на текущий ремонт — на 70%. Они не хотели переплачивать, но не знали, законно ли такое повышение и как его отменить.
Я долгое время работала экономистом в теплоснабжающей организации и на электростанции. Знала все про тарифы на горячую воду, отопление и электроэнергию. А вот с тарифами на ремонт и содержание общедомового имущества я не работала, но мне захотелось разобраться и помочь.
Жильцы рассказали, что председатель совета дома ходила по квартирам и просила расписаться за повышение квартплаты. Одним она обещала детскую площадку, другим говорила, что все дорожает из-за инфляции. Многие соседи сказали, что к ним вообще никто не приходил.
Но нельзя просто так собрать подписи самых доверчивых жильцов и увеличить тарифы. Такие решения принимают собственники на общем собрании. По факту его не было. Я стала разбираться, как повышение платы оформлено по документам. В итоге нашла нарушения и помогла жильцам оспорить рост тарифов в суде. Расскажу, как все было.
Из чего вообще состоит платеж за квартиру
Сначала немного теории. Владельцы квартир, долей в них и комнат обязаны платить квартплату. Она состоит из трех частей: платы за коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт и платы за содержание жилого помещения.
Плата за коммунальные услуги. Жильцы платят за горячую и холодную воду, газ, электричество и вывоз мусора — это все коммунальные услуги. Тарифы на коммунальные услуги утверждают региональные власти, поэтому управляющие компании и собственники квартир не вправе их повышать или понижать.
Взнос на капитальный ремонт. Дом нужно время от времени ремонтировать: чинить крышу, фасад, устанавливать новые лифты вместо старых, менять коммуникации — водопроводные трубы, канализацию, электропроводку, систему газоснабжения. Собственники квартир должны каждый месяц перечислять взносы на капремонт. Минимальный размер взноса устанавливают региональные власти, собственники могут увеличить его — но только на общем собрании дома.
По умолчанию взносы на капремонт хранятся на счете регионального оператора — компании, которая организует ремонт домов. Региональный оператор собирает взносы в единый фонд, где перемешаны деньги от разных домов. Когда какой-то дом необходимо отремонтировать, региональный оператор достает нужную сумму из общего котла.
Собственники вправе собраться и решить, что они будут хранить деньги на специальном счете в банке. И пойдут эти средства только на ремонт их дома, а не каких-то еще. В таком случае управляющая компания может получить доступ к этим взносам, только если собственники выберут ее владельцем спецсчета. УК может даже добиться повышения платы за капремонт, если убедит собственников проголосовать за такое решение.
Плата за содержание жилого помещения. Собственник квартиры владеет еще и частью общего имущества в доме. Ему как бы принадлежит кусочек подъезда, детской площадки, автомобильной стоянки, крыши, лифта, чердака. УК ремонтирует и обслуживает это имущество и за это берет деньги.
Собственники платят управляющей компании:
- За услуги по управлению домом.
- За содержание и текущий ремонт общего имущества.
- За коммунальные ресурсы — воду, электричество, газ — которые нужны для общего имущества.
Моим знакомым повысили именно плату за содержание жилого помещения. За квартиру площадью в 44 м2 нужно было дополнительно платить по 422 ₽ каждый месяц — за год это более 5000 ₽. А еще в квитанции внезапно появилась новая «услуга»: вознаграждение председателю совета дома — почти по 1,5 ₽ с каждого квадратного метра.
Теперь расскажу, кто и как устанавливает плату за содержание жилого помещения.
Как формируются тарифы
Управляющая компания не вправе просто взять и повысить плату за содержание жилого помещения. Ее размер определяют собственники на общем собрании, но с учетом предложений от УК.
А пока они не определятся с размером платежей, будут действовать тарифы от местных властей. Эти тарифы можно посмотреть на сайте администрации города или в правовых системах вроде «Гаранта» и «Консультанта». Например, с 1 января 2023 года в Москве единая минимальная ставка составляет 24,09 ₽ за 1 м2. В Смоленске жильцы многоквартирного капитального дома со всеми видами благоустройства, включая газопровод, лифты и мусоропроводы, платят 20,13 ₽ за 1 м2. В Нижнем Новгороде максимальный размер оплаты составит 39,69 ₽ за 1 м2.
Тарифы, которые собственники установят на общем собрании, могут быть выше или ниже тарифов местных властей. Главное, чтобы денег хватало на содержание общего имущества. Если собственники не прислушаются к предложению управляющей компании и установят очень низкую плату, то УК может оспорить это решение в суде.
Свои предложения по тарифам управляющая компания размещает на досках объявлений заранее — за 30 дней до собрания. В таком предложении нельзя просто написать: «А давайте повысим плату в два раза». Повышение тарифов нужно обосновать — почему именно столько, а не меньше или больше.
Чтобы подкрепить свое предложение доказательствами, УК готовит смету и указывает, какие работы будут проводиться, как часто и сколько это будет стоить. Смету размещают вместе с предложением о новых тарифах.
Мы спросили других жильцов дома, видели ли они предложения от УК на информационных досках. Никто ничего не видел.
Советую внимательно читать квитанции, которые приносит управляющая компания. Иначе легко пропустить повышение платы за содержание жилого помещения или взносов на капремонт. Уточните, какие тарифы установлены в вашем городе. Если установленные местными властями тарифы меньше значений в квитанциях, значит, было собрание собственников, где решили повысить плату. Если вы о нем не слышали, это странно — есть повод разобраться.
Как проходит собрание собственников
Провести собрание собственников жилья очень сложно. В Т—Ж подробно рассказывали об этом процессе аж в трех статьях:
В этой статье расскажу о собраниях кратко. Чтобы провести общее собрание собственников, нужен инициатор — тот, кто его собирает. Инициатором может быть только собственник помещения в доме или управляющая компания, которая обслуживает дом.
Уведомление. Инициатор должен уведомить всех собственников о собрании не позднее, чем за 10 дней до его начала. Вот как он может направить уведомления:
- Прислать заказными письмами по почте.
- Вручить каждому лично в руки под подпись.
- Разместить на доске объявлений, если на предыдущих собраниях собственники одобрили такой способ извещения.
В уведомлении должна быть повестка дня — список вопросов для обсуждения на собрании. Нельзя принимать решения по вопросам, которых не было в повестке. И менять повестку по ходу собрания тоже не положено.
Участники. В собрании обязательно участвуют:
- Председатель — тот, кто ведет его.
- Секретарь — все записывает и фиксирует.
- Счетная комиссия — люди, которые считают результаты голосования.
Эти роли могут исполнять разные люди или один и тот же человек, которого выбрали участники собрания. Например, когда никто не хочет быть председателем, секретарем и счетоводом, все функции берет на себя инициатор.
Кворум. Чтобы собрание могло принимать какие-то решения, должен быть кворум. Кворум — это то, сколько собственников должно посетить собрание, чтобы оно считалось правомочным. Например, в доме 500 квартир, а пришел только хозяин небольшой однушки. Он не вправе решать за всех.
Кворум определяется не по количеству людей, а по площади помещений, которая им принадлежит. Чем больше квартира у собственника, тем больше у него голосов.
Секретарь собрания в протоколе должен переписать всех, кто голосует, и подсчитать, сколько у них квадратных метров всего в собственности. Для собраний, где утверждаются тарифы, кворум — 50%.
Если оказалось, что у участников собрания меньше половины от общей площади помещений в доме, то кворума не было. Решения такого собрания будут ничтожны.
Голосование. Решения принимаются голосованием: участникам раздают бюллетени, где напротив каждого вопроса нужно поставить «за», «против» или «воздержался» и расписаться.
Решения по изменению платы на содержание жилого помещения принимают большинством голосов участников собрания. Если решение связано с повышением взносов на капремонт, то нужно не менее 2/3 от числа голосов всех собственников в доме.
Протокол. По итогам собрания секретарь составляет протокол, а председатель его подписывает. В этом документе указывается:
- Кто присутствовал.
- Был ли кворум.
- Какие вопросы обсуждали.
- Кто выступал.
- Как проголосовали.
- Какие решения приняли в итоге.
Инициатор собрания в течение 10 дней после окончания голосования передает протокол управляющей компании, а она пересылает его в Госжилинспекцию. Это государственный орган, который контролирует соблюдение законов в сфере ЖКХ.
Как оспорить повышение тарифов
Для начала надо понять, было ли собрание собственников. Если было, должен остаться протокол. Если же управляющая компания изменила тарифы без решения собственников, нужно жаловаться в Госжилинспекцию и прокуратуру.
Мы нашли протокол собрания собственников, внимательно изучили и обнаружили нарушения. Оказалось, что по документам собрание было, а по факту — нет.
Отменить решение собрания собственников можно только через суд. Я расскажу по шагам, как мы действовали.
Найти протокол общего собрания собственников
Управляющая компания должна была разместить протокол собрания в системе ГИС ЖКХ, но его там не было. Один из жильцов отправил в УК письмо с требованием выложить протокол в систему, но ему не ответили.
Мы не сдались и написали обращение в Госжилинспекцию — УК должна была отправить туда протокол собрания. Можно подать обращение через интернет, отдать лично или отправить почтой в местное подразделение жилищной инспекции. В письме мы указали, что очень хотим ознакомиться с документами по собранию, но в ГИС ЖКХ их нет.
Через месяц Госжилинспекция письменно ответила, что УК действительно передала им протокол. Тогда мы пришли в инспекцию и попросили показать нам документы. Посмотреть разрешили, но делать копии для нас не стали — такой обязанности у них нет. Одновременно Госжилинспекция отругала управляющую компанию за то, что она не выкладывает документы куда положено. Это подействовало: через две недели протокол все-таки появился в ГИС ЖКХ, и мы смогли его скачать.
Проверить протокол на нарушения
Мы изучили протокол и поняли, что у нас есть шансы оспорить решение собрания. Вот на что мы обращали внимание при проверке.
Уведомление собственников о собрании. К протоколу прилагался реестр уведомлений. Там были подписи менее половины собственников, причем без указания даты уведомления. А ведь были люди, которые пропустили собрание, потому что не знали о нем. Их голоса могли изменить ход голосования — это серьезный аргумент, который мы потом использовали в суде.
Предложение от управляющей компании. В документах не было объяснений, почему необходимо резко повысить тарифы. Управляющая компания должна сделать предложение собственникам и обосновать увеличение платы за содержание жилого помещения. Но никто не видел никаких смет и тарифных предложений. В протоколе была только ссылка на приложение с перечнем работ, а само приложение отсутствовало.
Необоснованные вознаграждения. Судя по протоколу собрания, собственники были в тот день невероятно щедры. Они не только согласились повысить плату за текущий ремонт и содержание, но и назначили вознаграждение председателю совета дома.
Так можно, если указать, при каких условиях и за что именно председатель будет получать деньги. О том, как это сделать, мы рассказывали в статье «Кто такой старший по дому и какие у него права». Мы прочитали протокол и ничего такого не нашли. Председатель получала вознаграждение просто за то, что она есть.
Формулировки вопросов. Люди голосовали непонятно за что: вопрос о тарифах в повестке дня и в бюллетенях был сформулирован крайне размыто. Например, предлагалось «установить экономически обоснованные тарифы» — без указания конкретных сумм. А вот уже в протоколе внезапно появились точные размеры.
Формулировки в повестке дня должны быть однозначными. Если вопросы можно трактовать по-разному — они составлены неправильно.
Важно, чтобы вопросы в бюллетенях, повестке дня и протоколе совпадали. А если на собрании начали обсуждать какую-то тему, которой не было в повестке, это нарушение.
Оформление протокола. Наш протокол был оформлен с нарушениями: так, в нем не было даже подписи председателя собрания. Кроме того, к протоколу обязательно прилагается реестр собственников, но он почему-то тоже отсутствовал.
Проверить, был ли кворум
В протоколе указано, что кворум был. Мы решили перепроверить правильность расчетов. Для этого нужно:
- Узнать общую площадь жилых и коммерческих помещений в доме.
- Подсчитать, какая площадь в собственности у тех, кто посетил собрание.
- Разделить площадь помещений участников собрания на общую.
- Результат умножить на 100%.
Если получится меньше 50%, то кворума не было и собрание не вправе ничего решать.
Как узнать общую площадь помещений в доме. Эту информацию можно получить в системе ГИС ЖКХ. Чтобы зайти в нее, нужна подтвержденная учетная запись на портале госуслуг.
Как узнать, какая площадь принадлежит участникам собрания. Для этого понадобится реестр собственников — его можно составить самостоятельно через Росреестр. Мы проверяли не все помещения в доме, а только те, что принадлежат участникам собрания. Этого достаточно, чтобы подсчитать кворум. Номера квартир посмотрели в бюллетене для голосования, который шел к протоколу.
На этом этапе иногда выясняется, что некоторые участники собрания вообще не должны были голосовать, потому что они — не собственники квартир. Например, когда по информации из Росреестра хозяин квартиры — Петров, а вместо него проголосовала Иванова, причем без доверенности. Такие голоса исключаются из расчета кворума.
Мы заказывали информацию о помещениях и собственниках на сайте Росреестра — не дороже 4,6 ₽ за один запрос. На тот момент, когда мы готовились к судебному разбирательству, такая функция была доступна. Но с 1 марта 2023 года такой возможности нет — это значит, что такие сведения должен будет запрашивать суд.
Итог проверки
Когда мы сравнили данные из Росреестра со списком участников собрания по протоколу, всплыли интересные подробности.
Среди проголосовавших были не только собственники квартир, но и обычные жильцы. Это грубейшее нарушение — по закону они не вправе голосовать без доверенности от собственников. Но про доверенности в протоколе ни слова. Да и в частной беседе жильцы сознались, что доверенностей у них не было.
У некоторых собственников была завышена площадь квартиры в бюллетене — это дало им дополнительные голоса, а инициатору собрания — необходимые результаты голосования. Например, по информации Росреестра одна половина квартиры принадлежала мужу, а другая — жене. Но жена указала, что она единственный собственник и «воспользовалась» голосами мужа.
И главный сюрприз: председатель совета дома, которая и организовала спорное собрание, не была собственником жилья в нем. Это тоже грубейшее нарушение, потому что председателя совета дома можно выбирать только из числа собственников. Следовательно, она занимала свою должность незаконно и не могла созывать собрания. Эта новость так нас поразила, что мы решили оспорить и результаты более раннего собрания по выбору председателя совета дома.
Мы исключили голоса тех, кто не должен был голосовать, и пересчитали площади квартир. В итоге получили обнадеживающий результат — кворума не было, значит, собрание неправомочно.
На этапе подсчета кворума и изучения документов нужно оценить шансы на победу в суде. Если нет существенных нарушений, то оспорить увеличение тарифов вряд ли получится.
Причем если вы уступите в суде или откажетесь от иска уже во время разбирательств, то останетесь еще и должны ответчику — придется возместить ему судебные расходы.
Сообщить другим собственникам, что собираетесь судиться
Сразу обращаться в суд нельзя. Сначала нужно письменно известить всех собственников, что вы собираетесь оспорить решение собрания.
Можно направить уведомления заказными письмами по почте каждому собственнику. Сохраняйте квитанции об отправке — это доказательства, что вы всех предупредили. Есть другой вариант: отдать уведомления каждому лично в руки под подпись.
Оба варианта так себе: можно разориться на письмах или убить кучу времени на поквартирные обходы. А еще в таком случае важно точно знать, кого уведомлять — нужен полный список всех собственников в доме. А мы составляли усеченный реестр — только по тем, кто голосовал. Пришлось бы отправлять намного больше запросов, тратить больше времени и денег.
Но есть еще один способ — дешевый и удобный: повесить уведомление на доске объявлений. Так можно — Верховный суд разрешил.
Чтобы уведомить собственников о наших планах пойти в суд, мы разместили объявление на информационных досках у каждого подъезда. А ответчику — инициатору собрания — отправили заказное письмо с уведомлением и описью вложения. Одно письмо в 2019 году обошлось нам в 222 ₽.
Подать исковое заявление
В исковом заявлении нужно подробно описать все нарушения, которые найдете. Не откладывайте их про запас до следующей судебной инстанции. Доставайте сразу все козыри, которые есть.
Обратиться в суд может только собственник, который не участвовал в собрании или участвовал, но голосовал против принятых решений.
Срок исковой давности — когда можно обратиться в суд — шесть месяцев. Он отсчитывается не с даты собрания, а со дня, когда вы должны были узнать о решении. Но не факт, что получится явиться в суд через два года после повышения тарифов и заявить: «Я ничего не знал». Протокол собрания выкладывается в ГИС ЖКХ — вы могли его там посмотреть. Новые тарифы указаны в квитанциях, а вы их читали и оплачивали — значит, знали об увеличении квартплаты. Так что с обращением в суд лучше не тянуть.
Если заметите рост тарифов в квитанции за услуги ЖКХ по строчкам «содержание жилого помещения», «текущий ремонт», «услуги управления» или найдете какие-то новые статьи расходов — не медлите и выясняйте все сразу, чтобы не закончился срок исковой давности.
С кем судиться. Ответчиком будет тот, кто организовал собрание — то есть его инициатор. Если инициатор — кто-то из собственников, то в исковом заявлении укажите управляющую компанию в качестве третьей стороны. УК в любом случае нужно привлекать к судебному разбирательству, ведь решение суда затронет ее интересы.
Что добавить к исковому заявлению. За обращение в суд нужно заплатить госпошлину. Если оспариваете решение собрания собственников, то госпошлина — 300 ₽. Мы оспаривали результаты двух собраний — там, где повысили тарифы, и там, где назначили председателя. Поэтому заплатили двойную госпошлину — 600 ₽.
Обязательно приложите к исковому заявлению квитанцию об оплате госпошлины. Если выиграете дело, сможете взыскать с ответчика судебные расходы. Причем ответчик возмещает не только госпошлину, ну и другие затраты: на юриста, почтовые отправления, доверенность, экспертизы, иные судебные издержки. Требование о компенсации расходов можно указать в исковом заявлении или подать потом отдельным заявлением.
Суду нужны доказательства, что истец уведомил других собственников о своих планах пойти в суд. Мы приложили к исковому заявлению квитанцию об отправке заказного письма ответчику и фотографии объявлений около подъездов. Каждое объявление сфотографировали так, чтобы в кадр попали номер подъезда и список квартир. Суд это устроило.
Еще истец должен отправить другим участникам дела копию искового заявления со всеми приложениями. Это тяжелый случай: придется печатать и отправлять столько копий, сколько лиц указано в исковом заявлении. Например, там может быть один ответчик и 100 собственников в качестве третьих лиц — а это 101 письмо и большие расходы.
Есть способ сэкономить. В исковом заявлении указывайте только инициатора собрания — он будет ответчиком. Если инициатор собрания — не управляющая компания, то добавьте ее в качестве третьей стороны. Больше никого не пишите.
Копию искового заявления отправьте только ответчику и управляющей компании — расходы на почту будут минимальные. А ходатайство о привлечении остальных собственников в качестве третьих лиц подадите уже на судебных заседаниях. Тогда отправлять им копии исковых заявлений не понадобится.
Как подать заявление. Есть три способа:
- через канцелярию суда — убедитесь, чтобы на вашем экземпляре заявления поставили отметку о получении;
- отправить в суд заказным письмом;
- через систему «ГАС Правосудие» — нужна подтвержденная учетная запись на сайте госуслуг.
Мы подавали исковое заявление через «ГАС Правосудие». Потом, когда начались судебные разбирательства, все ходатайства и возражения направляли уже через канцелярию суда. Движение дела, назначение даты и времени предварительных бесед и судебных заседаний отслеживали на сайте суда.
Выиграть суд
Вот как все было у нас. Судья проверял:
- Был ли кворум — то есть могло ли вообще собрание принимать решения.
- Могли ли повлиять на исход собрания голоса собственников, которых не известили о нем.
Мы представили свои расчеты по голосованию, а управляющая компания — свои. Конечно же, результаты не сошлись. Ответчик — инициатор собрания, она же председатель совета дома — никаких расчетов не делала. Фактически мы судились не с ней, а с управляющей компанией.
УК согласилась с исключением голосов нескольких участников, но утверждала, что кворум все равно был. Чтобы разрешить спор, суд запросил из Росреестра список собственников на момент собрания. Данные Росреестра подтвердили правильность наших подсчетов — кворума не было.
Суд удовлетворил наше требование по тарифам — их вернули к прежнему уровню. Назначение председателя мы тоже успешно оспорили: ответчик признала исковые требования и покинула эту должность. Дополнительно суд заставил ее возместить нам судебные расходы на госпошлину и почтовые отправления.
Мы не просили взыскать с ответчика расходы на запросы в Росреестр. Сумма была незначительная: мы запрашивали информацию по 35 квартирам, что обошлось в 140 ₽. Если же вы потратите на запросы намного больше, то можно попробовать включить компенсацию этих расходов в исковые требования.
Наши ошибки
Всего не предусмотреть, особенно когда судишься без юриста. Мы совершили несколько ошибок, из-за которых потеряли время и деньги.
Медленно привлекали третьих лиц. По закону суд рассматривает гражданские дела в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. Но наше разбирательство шло полгода.
Проблема в том, что суд привлекал к спору третьих лиц постепенно — сначала управляющую компанию, потом поочередно собственников. По правилам судопроизводства, если в дело вступает третье лицо, то дело рассматривается заново — двухмесячный срок как бы обнуляется. Наше дело обнулялось трижды.
Нам следовало сразу же заявить ходатайство о привлечении всех собственников в качестве третьих лиц. Возможно, тогда бы «удовольствие» не растянулось на полгода.
Оформили доверенность не под конкретный процесс. Другая наша ошибка связана с компенсацией судебных расходов. Истец не мог посещать все заседания, поэтому оформил доверенность на представителя — своего родственника. Нотариальная доверенность стоила 1100 ₽.
Но когда истец попросил взыскать эту сумму с проигравшего ответчика, суд отказал. В доверенности не был указан конкретный процесс, для которого ее выдали. А расходы на универсальную доверенность, как правило, не считаются судебными издержками.
Не потребовали пересчитать платежи. В исковом заявлении следовало указать требование о пересчете платежей. Ведь пока мы судились, новые тарифы уже действовали — все это время жильцы переплачивали управляющей компании.
Конечно, УК обязана пересчитать платежи, даже если суд про это не сказал. Если решение собрания признано недействительным, то оно отменяется с момента принятия — как будто его никогда и не было.
Но для УК это было неочевидно. Уже после суда собственникам пришлось потратить время, чтобы убедить управляющую компанию пересчитать платежи.
Запомнить
- Управляющая компания не вправе по своему желанию повышать плату.
- Если об общем собрании собственников вы ничего не слышали, а плата повысилась, нужно разбираться.
- Оспорить решение собрания собственников можно только через суд.
- Самый надежный способ оспорить решение собрания — доказать, что не было кворума.
- Перед обращением в суд нужно предупредить других собственников о своих намерениях. Для этого лучше использовать доски объявлений — так дешевле.
- Не перечисляйте в исковом заявлении всех собственников, иначе придется отправлять им всем копии документов. Вы разоритесь на письмах и потеряете много времени.