Каждый собственник квартиры имеет право участвовать в решении вопросов, касающихся его и его соседей.
Например, можно организовать парковочные места на придомовом участке, проконтролировать капитальный ремонт, получать доход от рекламы в подъезде или сменить управляющую компанию.
Все эти и многие другие вопросы решаются голосованием на общем собрании собственников. По закону такое собрание в каждом доме должна регулярно проводить управляющая компания. На практике многие УК саботируют эту обязанность: не уведомляют жильцов о собрании, рисуют протоколы и делают то, что выгодно им.
Чтобы взять управление домом в свои руки, нужно организовать собрание собственников самостоятельно. Должен предупредить: провести общее собрание собственников с нуля и в первый раз — сложно, муторно и дорого. Будьте готовы потратить не меньше месяца на подготовку и не меньше 30 000 Р на документы и оповещение всех собственников.
Зато, если все пройдет удачно, все расходы можно будет взыскать с УК. А главное — отныне никто не сможет воровать ваши деньги и диктовать неудачные решения.
В предыдущей статье я писал о том, что УК вам должна. Теперь расскажу, как подготовить документы для общего собрания собственников. А в следующей статье напишу, как провести собрание собственников и заставить УК работать.
Основано на горьком опыте
С 2017 года я развиваю проект «Собдома-рф», в рамках которого помогаю людям организовать самоуправление в многоквартирных домах. За это время я помог организовать больше 500 общих собраний собственников в домах Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Калуги, Ярославля, Калининграда, Новосибирска, Южно-Сахалинска и многих других городов. Еще мы с единомышленниками консультируем людей по всем вопросам, связанным с ЖКХ. На основе этого опыта родилась инструкция.
Провести общее собрание собственников сложно
Две самые сложные задачи при подготовке общего собрания — уведомить о собрании 100% собственников в доме, а затем правильно подсчитать их голоса.
Многоквартирный дом состоит из жилых и нежилых помещений: квартир, комнат, подвалов, чердаков. У некоторых помещений есть собственники, другие — общее имущество. Или муниципальное, если принадлежат городу.
Уведомлять всех без исключения собственников обязательно, если вы проводите собрание по собственной инициативе. Неважно, владеет человек пентхаусом на последнем этаже дома, крохотной каморкой в коммунальной квартире или магазином в подвале. Неважно, живет он по адресу регистрации или улетел в Антарктиду к пингвинам. Если у человека в собственности любое помещение в вашем доме — он должен знать о собрании и имеет право голосовать на нем. Если кого-то не предупредят о собрании, решения такого собрания позже смогут обжаловать в суде — те самые обиженные собственники или УК, которая не хочет изменений.
Вторая сложность — подсчет голосов. У каждого собственника в доме количество голосов разное. Это зависит от доли, которая ему принадлежит. При подсчетах учитывается площадь только тех помещений в доме, что находятся в чьей-то собственности. Жилые они или нежилые, неважно.
Например, у владельца подвального магазина площадью 200 м² будет в четыре раза больше голосов, чем у владельца квартиры площадью 50 м². Для собственников комнат в коммуналках количество голосов считают по более сложной формуле. Ее я подробно разберу в следующей статье.
Что такое имущественный паспорт дома
Чтобы узнать, сколько собственников придется оповестить и как считать их голоса, вам понадобится документ, который я называю «имущественный паспорт дома». К сожалению, сейчас такого документа официально не существует. Придется составлять его самостоятельно.
До 2017 года для каждого дома был документ, который назывался «кадастровый паспорт многоквартирного дома». Он содержал список всех зарегистрированных помещений в доме. Вело его БТИ — бюро технической инвентаризации.
Параллельно с кадастровым паспортом существовала база правообладателей в Минюсте и Росреестре. Чтобы провести собрание, достаточно было запросить оба документа, сверить их и получить готовый список собственников.
В январе 2017 года эти две базы решили объединить при создании ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости. В процессе объединения потерялось огромное количество данных по помещениям и собственникам. Базы смешали, но не уточняли. То, что получилось, называется «выписка из ЕГРН по объекту капитального строительства».
Но полагаться на такую выписку опасно, потому что она может не соответствовать действительности. Обычно часть помещений там не указана, у других указаны ошибочные или неактуальные номера или даже сразу несколько номеров вместо одного. Если организовать собрание по такой выписке, его результаты потом легко оспорят в суде. Я не веду статистику, как часто информацию в выписке приходится уточнять, но по моим ощущениям так бывает в девяти случаях из десяти.
Если вы хотите составить нормальный реестр собственников своего дома, где будут учтены все помещения и их актуальные владельцы, придется потратить немало времени и денег, а также проявить смекалку.
Вам понадобится:
- Получить реестр собственников в вашей УК.
- Запросить в ЕГРН выписку по объекту капитального строительства.
- Вручную найти информацию, которой нет в выписке, экспериментируя с неправильным написанием адреса дома и типа улицы.
- Проверить каждый из кадастровых номеров, которые нашли, в разделе справочной информации по объектам недвижимости.
- Подготовить итоговую таблицу со всеми кадастровыми номерами объектов в доме.
- Запросить в ЕГРН платную выписку по каждому из номеров.
Каждый шаг инструкции важен. Если вы что-то упустите, например в третьем пункте найдете не все кадастровые номера в дополнение к выписке, то результаты собрания могут аннулировать.
По моему опыту, проводить собрание в доме, где уже пытались наладить самоуправление и ошиблись в составлении имущественного паспорта и реестра, гораздо сложнее, чем делать это с нуля. Если вы рискнете пойти против недобросовестной УК, но недостаточно подготовитесь, то УК обратит внимание на ваш дом и будет в дальнейшем вставлять палки в колеса. У меня бывало так, что орган государственного имущества, лояльный к УК, отказывался голосовать за помещения, находившиеся в городской собственности, и из-за этого не набирался кворум. Поэтому будьте внимательны: первое собрание — самое важное.
Зачем запрашивать реестр в УК
По закону реестр собственников многоквартирного дома должен храниться в управляющей компании. УК обязана регулярно обновлять его, а также предоставлять собственникам по письменному заявлению.
Однако в нашей практике ни одна УК ни разу не предоставила качественный реестр собственников. Они не следят за актуальностью данных. Люди переезжают, продают квартиры, а в реестре УК копятся «мертвые души». Использовать его для оповещения собственников нельзя: такое собрание потом с легкостью признают недействительным.
И все же сделать запрос в УК необходимо, потому что после собрания вы обязаны приложить к протоколу реестр собственников. Этот реестр должен быть заверен печатью и подписью УК.
Если вы соберете реестр с нуля и принесете УК на подпись, скорее всего, они откажутся это делать. Я действую так: прикладываю к реестру, выданному УК, свой список и называю его «Документ корректировок к реестру собственников». УК в этой ситуации оказывается перед выбором: либо признать, что нарушили лицензионное требование и выдали ерунду вместо подлинного реестра, либо подписать актуальный реестр и замять дело. Иногда они подписывают, иногда нет. Если вам не подпишут — все равно проводите собрание.
После собрания нужно будет сдать реестр УК вместе со своим реестром в ГЖИ. Обычно ГЖИ потом заставляет УК внести корректировки в свой реестр.
Запросить реестр в УК можно лично в канцелярии или через электронную приемную на сайте управы вашего района. Отказать вам не имеют права, это регламентировано федеральным законом № 59. Если вы пришли с заявлением в рабочее время, а вам отказывают, смело пишите заявление в прокуратуру.
В течение пяти дней после подачи заявления УК обязана предоставить документ: лично, по электронной или обычной почте. Как именно это будет сделано, УК выбирают сами, а вас должны проинформировать о выбранном способе.
Как составить перечень имущества в доме
Реестр, который выдаст УК, нужно вручную проверить с помощью справочной информации по объектам недвижимости. Это отдельный раздел на сайте ЕГРН.
Сначала запросите выписку по объекту капитального строительства. В ней должны быть указаны кадастровые номера всех объектов в доме: квартир, комнат в коммуналках, подвалов, чердаков и даже трубопровода.
Скорее всего, в выписке будут указаны не все помещения, а только те, что не потерялись при переносе данных. Остальные кадастровые номера нужно добывать вручную.
Официальных и простых способов получить эти номера не существует. Но я за годы работы в «Собдома-рф» придумал несколько вариантов. Например, попробуйте вбить адрес дома со всеми возможными опечатками. Вместо «Космодамианская» напишите «Космодамиянская», «Космодемианская», «Космодамьанская» и так далее. Вместо номера дома «4/22» — «4-22», или просто «4», или просто «22». Полезут помещения, которых не было, когда вы вводили правильное название улицы.
Очень популярный случай — ошибка из-за буквы ё: «Филёвская» и «Филевская» — это, по мнению ЕГРН, разные улицы. А еще бывают улицы с порядковыми номерами: «первые», «вторые» и «третьи». Бывают улицы «малые» и «большие», «верхние» и «нижние».
С улицей 1905 года в Москве у нас было целое развлечение. В справочной информации у нее более 10 вариантов написания, включая экзотику типа «Улица Тыс.Девят.Пятого года» — именно так, с одним пробелом. Еще хуже пришлось с улицей Зои и Александра Космодемьянских. Только на перебор вариантов ушло несколько часов.
Можно также поэкспериментировать с графой «Тип улицы»: выбрать проспект вместо переулка и посмотреть, что будет.
Все номера, которые удалось таким образом получить, перенесите себе в отдельную таблицу. Сверьте ее с реестром, который получили от УК. Если в реестре УК найдутся еще не учтенные вами номера, добавьте их в таблицу. Дальше понадобится каждый из них проверить.
Как проверить, какое имущество в собственности
Чтобы отделить кадастровые номера жилых помещений от номеров нежилых и узнать, в частной ли собственности эти помещения, вручную проверьте каждый из номеров в вашей таблице в той же справочной информации. Для этого впишите их в верхнее поле формы справки.
Если номер относится к явно нежилому помещению, например канализации, исключайте его из списка. У таких помещений тоже могут быть собственники, например Мосводоканал. Но такие объекты предназначены для обслуживания дома, их собственники не участвуют в общем собрании и не голосуют.
Если строка «форма собственности» пустая или вообще отсутствует, то это может быть общедомовое имущество. У такого тоже могут быть долевые собственники, но при подсчете голосов общедомовое имущество по умолчанию считается принадлежащим всем собственникам дома. Отдельно уведомлять по таким помещениям никого не нужно.
Еще бывает, что в строке «Форма собственности» указано «государственное». Это значит, что квартира или другое помещение принадлежит городу. На собрания городские организации обычно никого не присылают, но уведомлять их надо — о том, как это сделать, я расскажу в следующей статье.
Теперь выясним, сколько у помещения собственников: на собрание нужно будет позвать каждого из них. Для этого нажмите на красную стрелочку рядом с названием раздела «Права и ограничения».
Бывает, что в разделе «Права и ограничения» написано «данные отсутствуют». Тут может быть два варианта. Либо это коммунальная квартира, либо квартира с так называемым ранее возникшим правом — то есть она была оформлена в собственность до 1 февраля 1998 года, до вступления в силу закона о государственной регистрации права, и с тех пор собственники не озаботились ее перерегистрацией.
Чтобы проверить, коммуналка это или нет, необходимо еще раз сделать поиск по адресу.
Если поиск по адресу квартиры выдает один результат, значит, квартира не коммунальная. По возможности срочно расскажите собственникам о необходимости зарегистрировать право.
Можно попробовать найти собственников такой квартиры по реестру, который выдала УК. Если и в реестре УК написано «собственник не определен», то дальше можно не искать. Вряд ли тот факт, что вы не уведомили о собрании никому не известного собственника, будет аргументом против вас в суде.
По результатам проверки каждого кадастрового номера заполняйте свою таблицу с итоговым списком объектов собственности в доме. В таблице должен быть указан кадастровый номер, тип помещения, этаж, площадь и номер квартиры, если удалось его найти.
Если квартира коммунальная, все равно добавьте ее в таблицу и укажите площадь, но пометьте себе отдельным примечанием, какие комнаты в нее входят. Потом вы используете эту информацию, чтобы оповестить всех собственников и подсчитать, сколько у каждого из них голосов.
Не забудьте добавить в таблицу те кадастровые номера, которых не было в выписке по объекту капитального строительства. Исключите те, у которых нет и не может быть собственников, вроде трубопровода и канализации.
В конце еще раз сверьте то, что получилось, с реестром УК.
Как получить данные о собственниках
Если вы выполнили все пункты выше, теперь у вас есть максимально близкая к правде таблица всех помещений в доме. Осталось узнать, кто собственники этих помещений, чтобы затем оповестить их о собрании. Это вы отразите в отдельном документе — реестре собственников. Его тоже придется составлять вручную.
Чтобы составить реестр, нужно запросить в ЕГРН отдельную платную выписку по каждому кадастровому номеру из получившейся таблицы. Этот шаг — самый затратный и по времени, и по деньгам.
Чтобы запросить такую выписку, нужно войти на сайт ЕГРН под своим логином с госуслуг. Если аккаунта на госуслугах нет, зарегистрируйте его.
Одна электронная выписка стоит 250 рублей и готовится не дольше трех рабочих дней.
Если в полученной выписке указано, что сведений о собственности нет, значит, такая квартира не была приватизирована и собственников действительно нет. Никого извещать о собрании не нужно.
Еще одно важное исключение
Бывают квартиры, по которым данные в справочной информации отсутствуют. По таким я вообще не рекомендую заказывать выписки.
Дело в том, что если эта квартира коммунальная, то выписка по ней целиком для проведения собрания не нужна: хватит выписок по комнатам, которые вы запросите отдельно. А если это не коммуналка, такая квартира может стать приманкой для черных риелторов — тех, кто на основании поддельных документов ворует квартиры. Если вдруг с такой квартирой что-то случится, все, кто интересовались ей, автоматически появятся в материалах уголовного дела. Конечно, за запрос выписки не осудят, но нервы потратите.
При этом для проведения собрания выписка по квартире, по которой отсутствуют данные, не нужна: согласно официальному источнику, собственника у нее нет. Даже если это не так, вы всегда можете сослаться на Росреестр и будете правы.
Данные о собственниках из полученных выписок перенесите в отдельную таблицу — это и будет ваш реестр. В нем должна быть отдельная строка на каждого собственника, в которой нужно указать номер и дату правоустанавливающих документов и его долю в квартире или комнате. Добавьте информацию из имущественного паспорта: кадастровый номер, тип помещения, этаж, площадь.
Разница между имущественным паспортом и реестром в том, что в паспорте на каждое помещение одна строка, а в реестре на одно помещение строк может быть несколько — в зависимости от количества собственников. Все это понадобится, чтобы известить людей о собрании и подсчитать голоса.
По моим подсчетам, чтобы подготовить всю эту информацию для стандартной пятиэтажки, нужно потратить больше 20 тысяч рублей на запросы всех документов и около суток непрерывной работы, не считая ожидания выписок из ЕГРН. Но главное — гарантировать, что получившийся документ точен, никто не может.
Если, прочитав этот раздел, вы поймете, что не готовы этим заниматься, — приходите к нам на «Собдома». Мы приготовим для вас подробный имущественный паспорт дома, каждая строчка которого будет подтверждена данными из ЕГРН. Сейчас эта услуга стоит в среднем от 2500 Р, но для каждого дома рассчитывается отдельно. Подготовка реестра собственников сюда не входит.
Компенсировать расходы на наши услуги тоже можно за счет УК.
На рынке есть и другие компании, которые помогают с такими проблемами, но я не возьмусь оценить, насколько добросовестно там подходят к работе.
Как не сойти с ума во время подготовки к общему собранию
С двумя таблицами на руках — имущественным паспортом и реестром собственников — можно переходить к практической части: поквартирному обходу, организации и проведению собрания и подсчету голосов. Обо всем этом я расскажу в отдельной статье.
Но перед тем как переходить к практике, обзаведитесь союзниками. Организовать собрание в одиночку невозможно.
Союзниками могут стать знакомые вам соседи и просто неравнодушные собственники. Поговорите со всеми, кого знаете, и попросите их порекомендовать других. Всех, кто выразил готовность помочь, спросите, что они умеют и готовы делать. Например, экономисты незаменимы при подсчете голосов, а бывший ведущий концертов, возможно, проведет и ваше собрание.
Потенциально главный ваш союзник — председатель совета дома. О том, где его искать и как действовать дальше, читайте в следующей статье.
Запомнить
- В многоквартирном доме в собственности могут быть жилые и нежилые помещения. Чтобы организовать собрание, вы должны уведомить всех без исключения собственников.
- У каждого собственника в доме количество голосов разное. Это зависит от доли, которая ему принадлежит.
- Вся информация по дому содержится в ЕГРН. Она не структурирована — придется добывать нужные сведения по крупицам.
- Управляющие компании не следят за актуальностью реестра собственников. Запросить реестр в УК нужно, но верить ему нельзя.
- Все данные, которые вы нашли через справочную информацию и в выписках ЕГРН, записывайте в отдельную таблицу. Она понадобится при поквартирном обходе собственников.
- Не беритесь за организацию собрания в одиночку. Найдите союзников.
- Первое общее собрание собственников — самое сложное. Придется потратить не меньше месяца и не меньше 30 000 Р. Но оно того стоит.
это... жесть...
Респект и мир над головой тем людям, которые имеют ТАКУЮ активную гражданскую и неравнодушную позицию!
> По моим подсчетам, чтобы подготовить всю эту информацию для стандартной пятиэтажки, нужно потратить больше 20 тысяч рублей на запросы всех документов и около суток непрерывной работы
страсти какие. 1400 рублей стоит пакет из 1000 выписок в ФГИС. В стандартной пятиэтажке это хрущевка на 4 подьезда = 80 квартир.
Ну конечно муторно вручную по каждой запрос делать, но весьма посильно. 1 час на то чтобы сделать запросы и еще 1 час чтобы скачать их.
Дальше конечно нужно из xml вытащить данные. Можно вручную. Если это 80 квартир то уныло, но реально. Кто чуть более технически подковна - может найти готовые скрипты для конвертации xml в xls.
Но про нюансы с коммуналками, неверно перенесенными данными с опечатками и прочим, спасибо. познавательно.
Подтверждаю что первое ОСС самое сложное, если нужно уведомить всех по закону, а именно заказными письмами - то вот где основная статья расходов. От физ лиц не принимают на почте больше 10 заказных писем за раз (могу ошибаться). А если пользоваться сервисами отправки заказных писем то это 30-40 рублей за штуку.
Вот где разоренье, и хорошо если эти затраты возьмёт на себя текущая УК.
На первом ОСС обязательно нужно принять решение об упрощенном способе уведомления, через обьявления на стендах например.
100% собственников желательно уведомить, но если собственник не известен, или сменил место прописки и не уведомил об этом УК, но известно его старое место регистрации и по нему направлено заказное письмо, то в суде этот аргумент может сработать. Особенно если один собственник пытается оспорить решение большинства.
Vladimir, я мыслю категорией "один единственный дом", так как у меня он и есть. мой дом где я живу и которым нужно управлять.
И статья вроде бы была написана как раз для людей которые будут проводить ОСС в первый раз, а тут оказывается речь про "приличные организации" с десятками домов в управлении.
Ну так вот приличные организации думаю найдут денег на то чтобы заказать готовый реестр, а не сидеть руками втыкивать. Я лишь указал на то есть альтернативные варианты создать реестр, для тех кто проводит ОСС в первый раз.
Александр, вы мыслите категорией «один единственный дом». В управлении любой приличной организации, у которой это не убыточный процесс для расчёсывания собственного Эго, находится как минимум десять домов, а иногда их сотни, площадью в миллионах квадратных метров. Даже если бы, к примеру, вся Московская область состояла из пятиэтажек, на её территории 58 тысяч многоквартирных домов, и для этого реестрового учёта требовалось бы ДАЛЕКО не 1400 рублей за тысячу выписок, а либо 58 тысяч человек, которые потратят это время и обеспечат такой учёт в каждом доме (что нереально), либо 58 тысяч часов, которые потратят примерно 30 специалистов на зарплате (больше просто нету, увы). Это как минимум год непрерывной работы ТОЛЬКО над этой задачей, но города состоят далеко не только из пятиэтажек, а значит, её количество ЗНАЧИТЕЛЬНО возрастает.
Да, провести общее собрание - это жесть как непросто! Мы каким-то чудом провели избрали Совет дома. Но теперь возникает вопрос в адекватности его членов. Посыл был простой - председатель ничего не делает, всем это надоело и надо сделать его "бывшим".
По статье вопрос. Автор, вы написали, что надо заказывать на каждый кадастровый номер справку за 250 руб. Нельзя приобрести "пакет" выписок сразу? 100 операций за 400 рублей
Anrey, от 100 рублей — это при оплате пакета за 12 миллионов сроком на год? Муахаха, я хотел бы посмотреть на очередь в кассу из способных это заплатить.
Vladimir, но они выпускают свой сервис, в котором будут выписки от 100р и их можон пачкой добавлять, но вроде как так же неудобно и медленно )
Спасибо за труд! Я вот только не пойму, это сознательно умолчали про возможность получения выписок по 4 руб через ФГИС ЕГРН (https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/ir_egrn), а не по 250 руб? Зачем так пугать население... Если цель - привлечь внимание к сервису, в котором можно получить готовый реестр в сто раз качественнее и намного проще - это же и так достаточно, чтобы человек не тратил кучу времени на колупание с ФГИС, там ведь действительно мука - запрашивать отдельно каждый документ, а потом еще также отдельно его скачивать...
Геннадий, тоже мне не понятно. Вряд ли автор так глубоко погрузившись в вопрос не знал про ФГИС. Год назад делал через него реестр, реально мука. Автоматизировал процесс с помощью python+selenium, но сервис на столько глючный. Постоянно зависания или ошибки в ответах. А теперь они еще и капчу поставили.
А у меня в доме 675 помещений (не считая общих), и надо обновить реестр перед очередным ОСС. Так что было бы интересно в комментсах увидеть быстрый и удобный способ.
Потому как год назад я находил предложения по 10 руб за выписку что было на мой взгляд очень дорого.
Александр, собственно, дороговизна таких решений и является последствием вынужденной пляски с бубном по непрерывно зависающему РосРеестру с капчами, которые для этой цели приходится проходить как минимум три раза на каждое помещение. Это просто очень муторная работа, и соглашаться делать её ради «бульон и сам при деле» по четыре рубля за выписку при себестоимости минимум в 8 можно только для своего дома, один раз в жизни. Для остального «на халяву» — ищите дураков и меценатов. Мне программное обеспечение для наладки этого систематического процесса обошлось почти в шесть миллионов рублей за три года.
Геннадий, именно потому, что РосРеестр проталкивает закон, по которому эту систему отключат, и потому, что себестоимость обработки выписок, полученных через эту систему, в четыре-пять раз превышает саму себестоимость заказа по госпошлинам.
Информация в одноклассниках и в автобусе самая авторитетная =) можно даже как доказательства прилагать в судебном процессе. Особенно когда за долги начнут квартиру отсуживать.
1) Выписки можно сделать и по 4 рубля. Там всё не просто (мягко говоря), но разобраться можно при желании.
2) Ну и дальше что делать? Есть у меня выписка, Ким Иван Иванович и № свидетельства. А дальше чо? Где мне его найти? Есличо, ситуация (кроме ФИО) реальная
Vladimir, Тогда не сходится с вашим утверждением:
"Две самые сложные задачи при подготовке общего собрания — уведомить о собрании 100% собственников в доме, а затем правильно подсчитать их голоса."
100 никак не получится, значит. А как тогда прикрыться бумажкой "Я уведомил!"?
Li, если адрес прописки собственника помещения Вам не известен, а на связь он тоже не выходит, чтобы подписаться в листе вручения уведомлений о собрании, Вы должны отправить уведомление заказным письмом на адрес этого самого помещения (в идеале - с описью вложения). Суд засчитает Вашу попытку, даже если собственник это письмо не получит.
Li, бумажку «Я уведомил» либо подписывает вам собственник (в ходе поквартирного обхода), либо выдаёт вам отделение Почты России, через которое вы направили им заказные письма. В нашей системе СобДома.РФ есть специальный сервис для этих целей.
Li, А там не обязательно 100, есть приписка мол, если кто то жалуется, что не голосовал и его голос никак не может по влиять на исход, то жалоба отклоняется, а народ пассивный, если даже кто то и пожалуется, в общей куче это ничего не даст, надо только что бы кворум собрался 50-80% в зависимости от вопроса.
Проще простого В одном из голосований утвердить, что оповещать можно через доски объявлений в доме и все)
Геннадий, добавлю, что протокол данного собрания в прошлом должен быть подлинным, а не подделкой, нарисованной до введения уголовной ответственности за это.
S1MACHEV, верно, но для этого нужно все равно провести первое собрание или запросить у УК копию протокола данного собрания в прошлом, они наверняка при проведении ежегодных собраний опираются на него.
Спасибо. Очень актуально. Жду продолжения!
Про председателя совета дома тоже хотелось бы узнать. Кто это такой? Что делает? УК повесила объявления, что надо информировать о переизбрании, или останется старый — это соответствует закону?
GreLI, да, соответствует. По ст.161.1 ЖК РФ Совет дома должен быть избран в любом доме, где нет кооператива/товарищества и больше 4 квартир.
Людмила, это чушь полнейшая. То, что Вы слышали - это байки адептов "СССР", главный предводитель которых сам еще ничего не отсудил и никто не признавал его право не платить за оплату жилья. Если Вы сами понимаете, что Вашей "безграмотностью" кто-то пользуется, обратитесь к грамотным юристам, чьему мнению Вы сможете доверять.
Людмила, мы это уже разбирали - https://journal.tinkoff.ru/ask/ussr-citizen/
Можете посмотреть в комментариях, там по вопросу оплаты коммунальных услуг много написано.
Я при подготовке статьи перерыл всю доступную судебную практику - и не смог найти ни одного решения, где суд бы сказал - "да ребята, есть такой закон, не платите".
Скорее наоборот - все судебные разбирательства адептов этой секты стабильно заканчиваются проигрышами в судах и плотным общением с судебными приставами.
Если выписку заказывать через услугу "Запрос посредством доступа к ФГИС ЕГРН", то это вообще бесплатно будет. Иногда этим пользуюсь.
Elena, это чушь. Не бесплатно, а тем же самым пакетом, просто у вас когда-то остались запросы ещё с прошлых времён.
Elena, а Вы не поделитесь с нами этой тайной? :)
Геннадий, нет, именно бесплатно. Раньше нужно было покупать пакет на год, а когда интерфейс года три назад поменяли, то через эту "старую" форму стало бесплатно. Это вообще темный вопрос, потому что на сайте в правилах описывается только новая форма запроса. А эту случайно не найдешь, надо знать, что искать.
Elena, это не бесплатно, но намного дешевле - от 4 рублей за выписку до 1руб70коп, если не ошибаюсь, если проплатить сразу большой объем. Для юр.лиц это стоит в два раза дороже, но тоже терпимо. Я не понимаю, почему об этом не написали в статье...
Я пользуюсь сервисами колибри, там готовый реестр рублей в 100-200 выходит, остается только подчистить немного и проверить
Геннадий, ну у меня хрущевки в основном 4 -9 этажей, 190 по 4р все равно недорого по сравнению с сэкономленным временем, но как хотите. Меня все устраивает
Anrey, нашел вроде, но что-то не получается 100-200 рублей, там от 4 рублей за выписку. Вы имели в виду дома по 30 квартир что ли?) У меня 190 помещений в доме)
Геннадий, каким образом не знаю, мне надо по несколько реестров в неделю, руками это вообще нереально забить, потом мониторить скачать и т д.
Геннадий, зависит, я боюсь удалят если напишу ссылку, можете загуглить
Anrey, на любой дом, независимо от числа помещений? Каким образом?
Владимир, вы в своих статьях советуете дружить с соседями и привлекать их на свою сторону. Почему нельзя хотя бы часть информации о собственниках для реестра получить простым копированием их выписок о праве собственности? Звать к себе в гости с документами или фоткать на телефон. Я не пробовала, но мне интересно.
Алиса, потому что даже я сам, спустя 15 лет после оформления квартиры, понятия не имею, где находится оригинал бумажки, подтверждающей право собственности. И закон 2015 года, который отменил потребность хранить пожухлые бланки, а при необходимости получения дубликата — месяцами бегать по инстанциям, мне оказался как манна небесная.
Если же оставить поле для вписывания номера документа — его заполнят единицы ДАЖЕ в новостройке, где этот документ вроде как самое ценное, что есть у человека.
Владимир, нужно ли начинать подготовку к ОСС когда дом еще не сдан?
Павел, бессмысленно. В этот период подавляющее большинство помещений в многоквартирном доме принадлежит застройщику, и он голосует своим пакетом так, как считает нужным.
Людмила, Одноклассники - та еще помойка
Как не тратить деньги на заказные письма с уведомлениями: проходим по квартирам, раздаем сообщения о проведении ОСС (фиксируем в реестре вручений, потом прикладываем его к протоколу). Стараемся пройти большинство квартир. Если собственник будет опротестовывать результат ОСС на основании того что он не получал уведомление - если его голоса не повлияют на результат - суд не удовлетворит его претензии. Поэтому задача - обойти максимально всех, чтобы неуведомленные остались в меньшинстве.
Как не тратить деньги на выписки из ЕГРН: заходим на бесплатный сервис Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_ib_portal_services/online_request - там есть номера прав собственности. Их вписываем в бюллетени.
Реестр собственников составляется после голосования на основании информации из бюллетеней. Недостающую инфу берем из неактуального реестра собственников от УК. В ГЖИ не будут проверять актуальность реестра собственников. Если будут желающие опротестовать и дойти до суда - в суде говорим что это реестр от УК. И опять же скорее всего не представленные в реестре собственники окажутся в меньшинстве.
Предположим 100% собственников уведомили. Но сколько их них должно прийти на собрание, чтобы его признали легитимным? Так и не понял.
Здравствуйте, Владимир Рязанский. Убедительно прошу Вас выйти на связь со мной для проведения общего собрания собственников в нежилом помещении. В Ваших статьях пунктуально освещено про собрания в жилом доме. В нашем здании управляющая компания взимает большие суммы за техническую эксплуатацию нежилого помещения и нет конкретики за что. Поэтому хочется организовать ТСН - товарищество собственников недвижимости (думаем,что это правильный вариант). Подскажите,пожалуйста,порядок правильных действий. С уважением Рыков Петр.
Петр, вы всегда можете оформить заявку на сайте https://sobdoma.ru/consult и мы разберёмся с вашей проблемой.
Всем привет! Владимир, спасибо Вам за грамотную статью.
Я начал с получения и актуализации реестра собственников. Получил его от УК за 5 дней (проблем не возникло, было составлено грамотное заявление, с указанием на сроки).
Затем, выгрузка из ФИАСа кадастровых номеров.
В Excel'евском документе добавил столбец "Кадастровый номер ФИАС" и сопоставил его с каждой квартирой.
Затем, поиск на сайте Кадастра по записи о праве собственности. Если находилось - значит ура, сверяю полученный номер ФИАС, количество площади, и значит ФИО собственника не менялось, сведения из реестра собственников от УК верны по квартире.
Если не находилось - закидываю в кадастровый поиск Кадастровый номер ФИАСа и получаю новый номер записи о праве собственности, номер площади (Собственник поменялся).
В итоге остаётся реестр со собственниками, известными 100% УК и новыми собственниками, которые УК неизвестны. Для различия можно добавить столбцы "ЧЕК" и указывать 0 и 1 и использовать условное форматирование для наглядности).
Сейчас делаю полную сверку. Затем верну Excel'евский документ УК на актуализацию данных собственников конкретных квартир. Денег придётся платить не за всех собственников, а только за новых, и не мне, а УК (Лицензионные требования). О результатах сообщу позже :)
Упростил себе задачу - обратился к частной компании - через 3 дня реестр был готов :) 1710 рублей - 119 помещений. Управляющая компания сразу сказала, что вернёт эти денежки :)
Константин, подскажите, пожалуйста, к какой компании вы обратились за подготовкой реестра?
А кто может и заказывает АКТ технического состояния МКД в УК. Спасибо.
Здравствуйте, вы написали что если квартира не в собственности, то оповещать жильцов о голосовании не нужно. А если квартира была получена по договору социального найма, то наниматели являются представителями собственника(города) и имеют право голоса. В таком случае как учитываются их голоса и какие документы на них нужны для голосования? Договор социального найма?