Некоторые предприниматели не видят ничего такого в том, чтобы насолить сопернику и вытеснить его с рынка.
Правда, не всегда такие действия приводят к желаемому результату. Читатели Т—Ж рассказали, почему стоит относиться к конкуренции с осторожностью. Собрали их аргументы в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Работа над своим делом принесет больше результатов
Мне кажется, конкуренция сильно переоценена. Лучше тратить энергию на то, чтобы хорошо делать свою работу, оказывать качественные услуги, продвигать свой проект, — и клиенты придут. А если вместо этого сидеть и думать, чем бы насолить конкуренту, не останется времени на важные вещи в бизнесе. Ну и в карму я тоже верю.
Я считаю, что неэтичными методами без толку пользоваться. Повышай качество продукта, упакуй красиво, порази сервисом и прочее и прочее. На условном демпинге не уедешь далеко, не говоря уже о том, что часто эта возня отнимает много времени. Не стоит ли пустить силы в более полезное русло?
А вообще, я не боюсь конкуренции. Если у бизнеса хороший продукт, чего переживать — пусть перебьют конкуренты, я посмотрю.
Нечестные методы борьбы могут привести к плохим последствиям
Заграница, третий мир, лет восемь назад. Обстановочка похожа на наши 90-е, только убивают ощутимо реже. Работает русская предпринимательница, допустим, Ж. Из ее компании увольняется некий М. и создает конкурирующую компанию. Он пока не успел купить все лицензии, но вольная обстановка 90-х позволяет ему работать без них.
В это время к предпринимательнице Ж. приезжает из России подруга П. В местности, где все русские друг друга знают, новое лицо очень кстати: по приказу властной Ж. новенькая П. едет подставным покупателем в магазин М. Покупает товар, на который лицензии еще нет, сразу за ней входит полиция, М. на сутки задерживают, его бизнес закрывают на два дня.
Что это дало? Да ничего: М. купил недостающую лицензию при первой возможности и, будучи человеком добрым, мстить не стал. А Ж. как уважала такие методы, так и продолжила, пока они ее дело и не погубили: в желании любой ценой кому-нибудь подгадить добралась до бывшего мужа — и давай мешать его бизнесу, забыв, что он у них совместный. А мужик оказался сильнее и продуманнее — и сожрал ее.
Клиентам безразличны разборки предпринимателей
Я где-то слышал истории про доставку навоза в офис конкурентов — как бы метафора отношения к оппоненту. А если серьезно, конкуренция — штука странная, ее как бы и нет: если встречаешь релевантный потребностям продукт, просто пользуешься им. И тебе все равно, что там с рынком происходит, есть ли на нем кто-то еще.
Сотрудничество может быть выгоднее, чем соперничество
У меня два направления деятельности: классическая торговля коврами в салонах и услуги психологического и бизнес-консультирования. В первом бесконечно ходят эти «партнеры», фоткают цены, потом вешают везде, что у них дешевле. Не знаю, прибавляет ли им это плюсов в кэш, но для них это понятная модель поведения — видимо, по-другому не умеют и не хотят.
В услугах все наоборот: все стремятся поработать в тандеме, создать коллаборацию. И тут я, наверное, больше отдаю, чем зарабатываю, но мне это нравится. Деньги как-то сами по себе идут, как плюсики в карму. Все-таки алые воды конкуренции — это не мое.
Я стал очень хорошо общаться со своим прямым конкурентом: помогали друг другу, выручали и словом и делом. Потом товарищ ушел в смежный бизнес, но мы так же помогаем друг другу.
Если бизнес малый, конкурировать не придется
Я не считаю нужным с кем-либо бороться: это отнимает силы, а результатов не приносит. Может, есть какая-то конкуренция в товарном, среднем или большом бизнесе, но в малом бизнесе, в услугах, на мой взгляд, ее вовсе нет: каждое предложение уникальное, и, если рынок достаточно крупный и есть спрос, задача — просто найти своего клиента.
Поэтому работаю в Питере: здесь достаточно большой рынок, много денег и не надо вариться в кровавом океане, не такой бешеный ритм, как в Москве. Как работать в регионах, не очень представляю.
Демпинг терпеть не могу: демпингуя, люди и сами не зарабатывают, и рынок роняют, обесценивая труд других людей.