![Точно нет: 5 причин не тратить время на борьбу с конкурентами](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/cover-in-out-5-prichin-ne-konkurirovatnew.jpg)
Некоторые предприниматели не видят ничего такого в том, чтобы насолить сопернику и вытеснить его с рынка.
Правда, не всегда такие действия приводят к желаемому результату. Читатели Т—Ж рассказали, почему стоит относиться к конкуренции с осторожностью. Собрали их аргументы в этом материале.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5-prichin-ne-konkurirovat-01.png)
Работа над своим делом принесет больше результатов
Мне кажется, конкуренция сильно переоценена. Лучше тратить энергию на то, чтобы хорошо делать свою работу, оказывать качественные услуги, продвигать свой проект, — и клиенты придут. А если вместо этого сидеть и думать, чем бы насолить конкуренту, не останется времени на важные вещи в бизнесе. Ну и в карму я тоже верю.
Я считаю, что неэтичными методами без толку пользоваться. Повышай качество продукта, упакуй красиво, порази сервисом и прочее и прочее. На условном демпинге не уедешь далеко, не говоря уже о том, что часто эта возня отнимает много времени. Не стоит ли пустить силы в более полезное русло?
А вообще, я не боюсь конкуренции. Если у бизнеса хороший продукт, чего переживать — пусть перебьют конкуренты, я посмотрю.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5-prichin-ne-konkurirovat-02.png)
Нечестные методы борьбы могут привести к плохим последствиям
Заграница, третий мир, лет восемь назад. Обстановочка похожа на наши 90-е, только убивают ощутимо реже. Работает русская предпринимательница, допустим, Ж. Из ее компании увольняется некий М. и создает конкурирующую компанию. Он пока не успел купить все лицензии, но вольная обстановка 90-х позволяет ему работать без них.
В это время к предпринимательнице Ж. приезжает из России подруга П. В местности, где все русские друг друга знают, новое лицо очень кстати: по приказу властной Ж. новенькая П. едет подставным покупателем в магазин М. Покупает товар, на который лицензии еще нет, сразу за ней входит полиция, М. на сутки задерживают, его бизнес закрывают на два дня.
Что это дало? Да ничего: М. купил недостающую лицензию при первой возможности и, будучи человеком добрым, мстить не стал. А Ж. как уважала такие методы, так и продолжила, пока они ее дело и не погубили: в желании любой ценой кому-нибудь подгадить добралась до бывшего мужа — и давай мешать его бизнесу, забыв, что он у них совместный. А мужик оказался сильнее и продуманнее — и сожрал ее.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5-prichin-ne-konkurirovat-03.png)
Клиентам безразличны разборки предпринимателей
Я где-то слышал истории про доставку навоза в офис конкурентов — как бы метафора отношения к оппоненту. А если серьезно, конкуренция — штука странная, ее как бы и нет: если встречаешь релевантный потребностям продукт, просто пользуешься им. И тебе все равно, что там с рынком происходит, есть ли на нем кто-то еще.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5-prichin-ne-konkurirovat-04.png)
Сотрудничество может быть выгоднее, чем соперничество
У меня два направления деятельности: классическая торговля коврами в салонах и услуги психологического и бизнес-консультирования. В первом бесконечно ходят эти «партнеры», фоткают цены, потом вешают везде, что у них дешевле. Не знаю, прибавляет ли им это плюсов в кэш, но для них это понятная модель поведения — видимо, по-другому не умеют и не хотят.
В услугах все наоборот: все стремятся поработать в тандеме, создать коллаборацию. И тут я, наверное, больше отдаю, чем зарабатываю, но мне это нравится. Деньги как-то сами по себе идут, как плюсики в карму. Все-таки алые воды конкуренции — это не мое.
Я стал очень хорошо общаться со своим прямым конкурентом: помогали друг другу, выручали и словом и делом. Потом товарищ ушел в смежный бизнес, но мы так же помогаем друг другу.
![Лейбл заголовка](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/5-prichin-ne-konkurirovat-05.png)
Если бизнес малый, конкурировать не придется
Я не считаю нужным с кем-либо бороться: это отнимает силы, а результатов не приносит. Может, есть какая-то конкуренция в товарном, среднем или большом бизнесе, но в малом бизнесе, в услугах, на мой взгляд, ее вовсе нет: каждое предложение уникальное, и, если рынок достаточно крупный и есть спрос, задача — просто найти своего клиента.
Поэтому работаю в Питере: здесь достаточно большой рынок, много денег и не надо вариться в кровавом океане, не такой бешеный ритм, как в Москве. Как работать в регионах, не очень представляю.
Демпинг терпеть не могу: демпингуя, люди и сами не зарабатывают, и рынок роняют, обесценивая труд других людей.