«После школы»: вышел новый сезон документального подкаста о насилии в школьной среде

«После школы»: вышел новый сезон документального подкаста о насилии в школьной среде

3
Аватар автора

Полина Калмыкова

послушала подкаст и многое поняла

Страница автора

Новый сезон подкаста «Дочь разбойника» продолжает тему многолетнего насилия над детьми в образовательных коллективах.

Автор подкаста Настя Красильникова еще в сезоне под названием «Ученицы» рассказывала о многолетнем сексуализированном насилии над подростками в Летней экологической школе. В продолжении с подзаголовком «После школы» ведущая расследует груминг  учеников в школе № 57 в Москве, а также в близких к ней образовательных проектах, например сообществе творческой иудаики «Самбатион».

Формально расследование опирается на скандал, произошедший в школе еще в 2016 году. Но подкаст повествует о новых деталях и героях, которые тогда остались неизвестными.

Этот сезон получился еще более мрачным и тяжелым для прослушивания, чем «Ученицы». Рассказываем, о чем он и почему все-таки важно с ним ознакомиться.

Для кого: для всех, кто старше 18
Где послушать: на всех платформах
Потенциальные триггеры: подкаст не стоит слушать с детьми — в нем открыто описывают многочисленные эпизоды сексуализированного насилия, а также используется ненормативная лексика. Взрослым также рекомендуем оценить свои силы перед прослушиванием: детали могут травмировать.

Чем известна школа № 57 Москвы

Это одна из старейших школ Москвы. Уже много лет она занимает верхние строчки рейтинга столичных школ. Качество образования подтверждают и соревнования, в которых участвуют школьники: на официальном сайте учреждения указано, что лишь за последние три года несколько сотен учеников школы стали победителями и призерами международных и ведущих российских олимпиад. Поступить туда непросто: для зачисления необходимо пройти конкурсный отбор.

В 2016 году школа № 57 оказалась в центре скандала, связанного с сексуализированным насилием над детьми. Бывшие выпускники рассказали, что преподаватель истории Борис Меерсон и его коллега Мария Немзер много лет занимались совращением школьников. После нескольких крупных журналистских расследований следственный комитет возбудил уголовное дело против преподавателей. В результате Бориса Меерсона и Марию Немзер заочно арестовали, но реального наказания никто из них не понес. К этому моменту оба уже были в Израиле, где проживают и сегодня.

На фоне скандала в школе сменилось руководство: директор школы Сергей Менделевич, который занимал пост в течение 30 лет, ушел в отставку. С тех пор в учреждении сменился уже второй директор — Михаил Случ, который занял эту должность после Сергея Менделевича, в 2020 году передал пост Анне Вахнеевой.

О чем подкаст «После школы»

В центре подкаста — истории двух выпускниц 57-й школы, Ревекки Гершович и Сары Безрукавниковой. Обе девушки на протяжении многих лет подвергались насилию со стороны преподавателей, выпускников школы и участников близких школе образовательных проектов. Основные описанные в подкасте эпизоды связаны с Борисом Меерсоном, Машей Немзер, а также профессором математики Орхусского университета в Дании Сергеем Архиповым и научным сотрудником Франкфуртского университета имени Гете Марком Гондельманом.

Первый эпизод насилия, о котором рассказала в подкасте Сара Безрукавникова, произошел, когда ей было 12 лет. Гершович же столкнулась с домогательствами преподавателя в 14. Обе девушки пытались разорвать «отношения» с одними преподавателями, но вскоре оказывались втянуты в другие.

Гершович и Безрукавникова — не единственные жертвы насильников в школе № 57. Кроме них в записи подкаста поучаствовали и другие выпускники, столкнувшиеся с насилием от тех же людей. А также преподаватели, которые узнавали об этом и обращались за помощью к администрации школы, но не смогли добиться ни увольнения преступников, ни даже порицания их действий директором и большинством коллег.

В этой переписке Марк Гондельман не скрывает, что у него были отношения с несовершеннолетней школьницей. Источник: adultsintheroom.libolibo.me/ru
В этой переписке Марк Гондельман не скрывает, что у него были отношения с несовершеннолетней школьницей. Источник: adultsintheroom.libolibo.me/ru

Настя Красильникова не ограничивается пересказом шокирующих деталей насилия, а пытается исследовать его причины и понять, почему взрослые свидетели этой ситуации не смогли или не захотели остановить коллег. Для этого она обращается к самим преподавателям, о которых рассказали девушки; другим учителям, признавшимся в отношениях с ученицами; взрослым, которые точно знали о происходящем и не вмешались. Также Красильникова говорит с исследовательницами сексуализированного насилия и травм Дженнифер Фрайд и Шерри Хэмби.

Выводы, к которым приходят авторы подкаста, нельзя назвать обнадеживающими. Многочисленные обращения жертв насилия в разные инстанции не принесли результатов: ни один из совершавших насилие мужчин не понес наказания. Более того, все они продолжают преподавать. А связанные с ними образовательные организации не делают ничего, чтобы защитить других учеников от повторения подобных ситуаций.

«После школы» — это еще и международное расследование

Тематически новый сезон подкаста продолжает исследование, которое Настя Красильникова начала в «Ученицах»: это все еще разговор о насилии в образовательных коллективах для одаренных детей. Но «После школы» делает расследование гораздо более масштабным. Сезон демонстрирует, что проблема не только в конкретных преступниках и локальных сообществах, но и в системном равнодушии к насилию — причем по всему миру.

Подкаст основан не только на историях жертв. Настя Красильникова пытается дать слово всем причастным: не только пострадавшим героям и героиням, но и насильникам, и свидетелям насилия. Не все из них соглашаются разговаривать или давать комментарии под запись — но отказ от ответа оказывается не менее сильным высказыванием.

Кроме того авторы проводят и журналистское расследование. Они находят доказательства фактам насилия — в частности, недвусмысленные переписки взрослых преподавателей с несовершеннолетними девушками. Часть найденных материалов опубликована на лендинге подкаста.

Сергей Архипов сфотографировал Сару Безрукавникову во время одной из их первых встреч, когда ей было девять лет. Через пару лет после этого они вступили в долгую переписку: обнаружив ее, отец Безрукавниковой прямо спросил у Архипова, не пытается ли тот совратить его дочь. В эпизоде «Фейковый профиль» бывшая жена Архипова рассказывает, как обнаружила на его компьютере множество видео с обнаженными детьми. Источник: adultsintheroom.libolibo.me/ru
Сергей Архипов сфотографировал Сару Безрукавникову во время одной из их первых встреч, когда ей было девять лет. Через пару лет после этого они вступили в долгую переписку: обнаружив ее, отец Безрукавниковой прямо спросил у Архипова, не пытается ли тот совратить его дочь. В эпизоде «Фейковый профиль» бывшая жена Архипова рассказывает, как обнаружила на его компьютере множество видео с обнаженными детьми. Источник: adultsintheroom.libolibo.me/ru

Герои и авторы подкаста ищут помощи по всему миру. И преподаватели, совершившие насилие, и пострадавшие от него герои сейчас живут в разных странах: Израиле, Германии, Дании, США. Подкаст рассказывает, как многие жертвы годами пытаются добиться отстранения насильников от преподавания в новых учреждениях — но это не дает никакого результата. Хотя они готовы предоставить все доказательства и просят даже не наказания, а предотвращения будущих эпизодов насилия.

Команда подкаста тоже пытается связаться с представителями российских и иностранных образовательных учреждений, чтобы узнать их позицию по вопросу защиты учеников от насилия. Например, с представителями Франкфуртского университета, Нью-Йоркского университета, самого ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа». Но и эти многочисленные обращения остаются без ответа.

Одна из немногих институций, представители которой согласились пойти на контакт и объяснить свою позицию, — международное сообщество творческой академической иудаики «Самбатион». Но и они после разговора отозвали согласие на использование голосов в подкасте, хотя частично их мнение об отношениях Марка Гондельмана с несовершеннолетними ученицами узнать удастся.

У подкаста есть англоязычная версия — Adults in the Room. Это не перевод сезона на английский, а отдельная версия. Хотя основные герои подкаста остаются прежними, в англоязычной версии появляются новые голоса, свидетельства и детали происходящего.

Adults in the Room уделяет больше внимания тому, чтобы объяснить контекст происходящего зарубежным слушателям. Но услышать его будет интересно и русскоязычной аудитории. Первый эпизод почти полностью посвящен феномену 57-й школы и тому, чем это образовательное учреждение отличается от других. В разговорах с выпускниками Настя Красильникова пытается понять, почему система, выстроенная на идеях свободомыслия, стремления к достижениям и высокому качеству обучения, остается равнодушной к эпизодам насилия и не защищает от них детей.

Обращение к зарубежной аудитории важно не только для того, чтобы рассказать о злоупотреблениях российских преподавателей. Англоязычная версия заостряет внимание на том, что это не только российская проблема. Она касается огромного количества образовательных учреждений по всему миру — в том числе тех, которые принято считать ведущими. И даже те школы и институты, где организованы специальные отделы по борьбе с неравенством и насилием, в реальности тоже занимают сторону преподавателей вместо защиты учеников.

Аватар автора

Настя Красильникова

журналистка, создательница подкаста «Дочь разбойника»

Это международное расследование: в нем действие происходит в нескольких странах — не только в России, но и в Израиле, где я сейчас живу и стала гражданкой, в США, Дании, Германии. Это основная причина, почему подкаст вышел в том числе на английском языке.

Проблемы и явления, которые в нем описаны, касаются всего мира, а не только какого-то узкого сообщества московской интеллигенции. Поэтому хочется об этом рассказать как можно большему количеству людей на разных континентах. И у меня есть амбиция распространять по миру сделанную в России журналистику в аудиоформате. Мне хочется международного внимания к тому, что происходит с правами женщин в местах, откуда я родом.

В англоязычном расследовании контекст дан чуть шире, потому что международной аудитории нужно было объяснить какие-то вещи, которые русскоязычным слушателям понятны априори. Но принципиально оно не отличается ничем. Это та же история, но драматургически рассказанная иначе, чем в русскоязычном подкасте.

У меня получилось два отдельных произведения. И мне нравится, что они разные. В англоязычной версии на первом плане герои и героини, которые дали мне интервью на английском. А в русскоязычном варианте больше внимания уделяется тем, кто говорил со мной по-русски.

В целом на английском писать, расследовать, работать мне было приятно и увлекательно. Более того, английский будто бы лучше подходит для разговора на чувствительные темы. Сейчас мы получаем много внимания из разных стран. Я считаю, что это было правильное решение.

Почему стоит послушать «После школы»

Чтобы научиться распознавать насилие. Не все герои подкаста сразу поняли, что происходит: это касается и пострадавших, и тех, кто наблюдал. Из-за этого насилие продолжалось годами, а детей, с которыми это произошло, становилось все больше.

Подкаст показывает, какие странности в поведении взрослых по отношению к детям должны насторожить других взрослых. Как действовать, чтобы пресечь насилие. А что, напротив, не приводит ни к каким результатам.

Найти в себе силы не закрывать глаза. Вероятно, многих лет насилия и появления новых жертв можно было бы избежать, если бы взрослые свидетели сразу вмешались в ситуацию. Тяжелые и травмирующие подробности наглядно показывают, почему важно не закрывать глаза на происходящее и не отказывать в прямых просьбах о помощи.

Избавиться от стереотипов. Многие взрослые, узнав о многолетнем насилии над детьми, занимали сторону преподавателей. Другие пожалели жертв, но объяснили ситуацию тем, что с самими школьницами было что-то не так, если они раз за разом сталкивались с насилием. Это частый стереотип, который мешает жертвам насилия добиваться справедливости.

Подкаст помогает увидеть, в чем проблема такой точки зрения. Эпизоды знакомят слушателей с большим количеством жертв. Они многим отличаются друг от друга, но все пострадали от действий одних и тех же насильников.

А еще авторы дают героям возможность поделиться последствиями произошедшего. Один из самых сильных эпизодов подкаста — «Ковбой, который не знает моральных законов». В нем Ревекка Гершович описывает, как на нее повлияло перенесенное насилие. Важно послушать его, чтобы осознать, с чем сталкиваются жертвы, даже когда насилие прекратилось.

В эпизоде «Храбрость» Настя Красильникова просит запомнить по крайней мере один вывод из подкаста: «Совершить насилие над тем, кто слабее тебя, — это выбор, который делает конкретный человек. Ответственность за этот выбор тоже лежит на нем. Закрыть глаза на насилие, которое совершают с уязвимыми людьми, — это тоже выбор».

Узнать о природе институционального предательства и научиться этому противостоять. Исследователи травм и сексуализированного насилия рассказывают в подкасте о феномене «институционального предательства». Когда один участник институции, в частности школы, университета или корпорации, совершает насилие, учреждению проще встать на его сторону или прикрыться формальностями и бюрократией, чтобы затянуть разбирательство и сделать его безрезультатным.

Это происходит из-за того, что в институции множество людей пытаются удержать власть. А такой эпизод может поставить ее под сомнение — поэтому проще коллективно закрыть глаза. Так насилия становится только больше, а жертвам все меньше хочется делиться публично своими историями: это только привлекает к ним враждебное внимание общественности, но не приносит никакой пользы и не помогает предотвратить новые эпизоды.

Знание об этом механизме помогает ему противостоять: если больше участников институции будут неравнодушно относиться к насилию, предательства может и не произойти.

Куда можно обратиться, если вам нужна помощь

Если вы понимаете, что попали в ситуацию насилия, можно обратиться за помощью в следующие организации:

«Тебе поверят». Проект, миссия которого — борьба с сексуализированным насилием над детьми. Дети и взрослые, столкнувшиеся с насилием в детстве, могут бесплатно получить восемь консультаций с психологом.

«Сестры». Центр помощи пострадавшим от сексуализированного насилия предоставляет три бесплатных психологических консультации.

«Помощь рядом». Психологическая помощь детям и подросткам в формате онлайн-чата.

Что стоит послушать еще

«На каком основании». Еще один подкаст студии «Либо/Либо». Он посвящен правам человека и тому, как добиться их соблюдения.

Где послушать: на всех платформах.

«Анатомия травли». Подкаст, посвященный другому виду насилия, с которым часто сталкиваются школьники, — буллингу. Журналистка Лена Аверьянова вместе с экспертами и другими героями подкаста пытается ответить на вопрос, как возникает травля и как ее остановить.

Где послушать: на всех платформах.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Полина КалмыковаРасскажите о любимом документальном подкасте:
  • Алиса РозанчуговаНастя Красильникова и либо-либо очень крутые! еще надеюсь когда-нибудь для институций придание огласки насилию и другим плохим ситуациям, станет скорее маркером хорошей репутации, ведь ты можешь отправить своего ребенка в такую условную школу и понимать, что если случится что-то подобное, это не будет замалчиваться и работа над ситуацией будет проведена.16
  • Valeriaспасибо за эти тяжелые, но такие отрезвляющие проекты0
  • Александра БольшаковаОсобенно интересно было услышать в этом подкасте сравнение учителей, которые насилуют учеников, с внешней политикой РФ (нет)0