Что делать, если скорая не приезжает на вызов?
Я часто слышу от друзей и коллег, что скорая помощь стала часто опаздывать на вызовы. Прививку от коронавируса я сделал, но все равно боюсь, что заболею, мне станет очень плохо, а меня не успеют вовремя госпитализировать. Расскажите, как сейчас работает скорая, когда ее лучше вызывать и, самое главное, как быть, если она не приедет?
Вы правы: из-за пандемии коронавирусной болезни бригады перегружены, так что скорая действительно может приехать позднее норматива. Но это не означает, что вы или ваши близкие останетесь без медицинской помощи. В этой статье мы собрали небольшую инструкцию по правильному взаимодействию со скорой, которая будет полезна и после окончания эпидемии.
Вы узнаете
Когда нужно вызывать скорую помощь
Скорую помощь нужно вызывать, когда требуется срочное медицинское вмешательство. Закон предусматривает два вида таких ситуаций.
Экстренные, когда есть угроза для жизни. Это может произойти:
- в результате несчастного случая. Например, при обморожении, серьезных травмах, кровотечениях, обширных ожогах и отравлениях;
- когда у человека обостряется опасное для жизни хроническое заболевание. Например, если после контакта с аллергеном у склонного к аллергии человека возник анафилактический шок;
- когда у пациента неожиданно появились симптомы, которые указывают на развитие тяжелой болезни. Например, сильная головная боль, приступ слабости и невозможность пошевелить рукой или ногой, скорее всего, говорят о том, что у человека инсульт. А боль в груди может быть признаком инфаркта.
Неотложные, когда явной угрозы для жизни нет, но она может возникнуть, если как можно скорее не оказать пациенту медицинскую помощь. Списка заболеваний и состояний, которые можно классифицировать как неотложные, до сих пор нет. Из-за этого часто возникает путаница — перепутать экстренную и неотложную ситуации может даже диспетчер скорой помощи.
- Например, диспетчеру поступило два вызова: на дорожно-транспортное происшествие и сильную боль в животе. Он с большей вероятностью сочтет ДТП экстренной, а боль в животе — неотложной ситуацией. И это при том, что попавший в ДТП человек может получить только легкие ушибы, а сильная боль в верхней части живота может быть признаком смертельно опасного острого панкреатита.
Как вызвать скорую помощь
Самостоятельно разобраться, какая ситуация неотложная, а какая уже экстренная, без медицинской подготовки очень сложно. Поэтому, если вы или человек рядом с вами получили травму или вам стало плохо, нужно позвонить в Единый диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи:
- по номеру скорой и неотложной помощи 03 или 103 — с городского или мобильного телефона;
- по единому экстренному номеру 112 — с мобильного телефона. Звонок пройдет, даже если нет денег или симкарты.
В систему 112 входят все экстренные службы — от пожарной охраны до полиции и службы газовой сети. Чтобы не перегружать операторов, которые могут прямо сейчас направлять к кому-то бригаду МЧС, стоит начать с закрепленного за медицинской службой номера 103. Позвоните по номеру 112, только если по номеру 103 не отвечают.
Вас выслушает диспетчер, который решит, кто поедет на вызов — скоропомощная бригада, которая оказывает экстренную помощь, или бригада неотложной помощи.
Чтобы сэкономить время, сотрудники московской станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова советуют сообщать диспетчеру такую информацию:
- Что случилось. Например: «Сильно заболел живот, обезболивающее не помогает» или «Прямо передо мной упал пожилой человек, сейчас он без сознания».
- Адрес, по которому находится пациент. Не забудьте указать номер подъезда, этаж и код домофона и объясните, как проще подъехать к дому. Если человек на улице, укажите адрес ближайшего дома и четкие ориентиры. Например, что человек лежит на скамейке перед магазином «Пятерочка».
- Фамилию, имя, отчество и дату рождения, если знаете.
- Ваши имя и фамилию и номер телефона, с которого звоните.
Как быстро должна приехать скорая
Согласно программе госгарантий с момента вызова бригада скорой помощи по экстренному вызову должна приехать в течение 20 минут, а бригада неотложной помощи — в течение двух часов.
Но в том же документе сказано, что время доезда бригад может быть «обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов».
Проще говоря, если у диспетчера нет свободных бригад или на дорогах пробки, скорая может приехать позже норматива.
Может ли скорая отказать в вызове
При угрозе жизни диспетчер не имеет права отказать в вызове скорой помощи, даже если пострадавший живет в глухой деревне, на даче или в общежитии, в котором не прописан. И даже если у него с собой нет паспорта и полиса ОМС.
Если вам все-таки отказали, вы вправе позвонить в полицию. Сотрудники свяжутся с диспетчером и напомнят, что отказ или промедление в оказании скорой помощи считается преступлением. Сделать вид, что звонка не было, диспетчер не сможет: по закону все звонки записываются и хранятся не менее 10 суток.
Но на практике диспетчеры редко отказывают в вызове, даже если он непрофильный. Например, если человек хочет, чтобы ему посмотрели воспаленное горло, или планирует посоветоваться, как лучше принимать лекарства, назначенные врачом.
Хотя в таких случаях полагается направлять пациента в поликлинику или советовать вызвать участкового врача на дом, зачастую диспетчеры не рискуют так поступать. Если человек пожалуется, что ему отказали в вызове скорой, диспетчера могут оштрафовать.
Как действовать, если скорая не приезжает
Что делать, если скорая едет слишком долго. В такой ситуации возникает соблазн еще раз позвонить диспетчеру и узнать, едет ли скорая. Но делать это стоит, только если пациенту стало значительно хуже. Например, если вы вызвали скорую, когда у взрослого мужчины поднялась температура, а потом он потерял сознание. Тогда диспетчер присвоит вызову более высокую категорию срочности, и скорая приедет раньше.
Но если состояние человека не меняется, нужно просто ждать. Все вызовы на скорой записываются, так что о вашем вызове не забудут. Как только бригада освободится, ее сразу направят к вам.
Можно ли как-то узнать, выехала ли бригада по адресу. Такого сервиса в нашей стране пока нет. Если вы очень беспокоитесь, можно попробовать снова позвонить по номеру 103 и спросить, далеко ли бригада и примерно через сколько она будет.
Можно ли отменить вызов государственной бригады и вызывать коммерческую скорую помощь. Обычно это нецелесообразно. Коммерческая скорая помощь устроена очень похоже на государственную: в ней зачастую работают те же самые специалисты и реагирует на вызов она примерно с той же скоростью.
Отменять вызов можно и нужно, если прекратились страдания, которые стали поводом для звонка в скорую. Например, если вы почувствовали, что обезболивающий препарат наконец-то подействовал и головная боль прошла. В этой ситуации нужно позвонить по номеру 103 и сказать, что стало лучше. Тогда вызов просто отменят, и бригада скорой помощи отправится по другому адресу. Но если бригада была уже рядом, то, возможно, объясняться придется с приехавшими медиками.
За заведомо ложный вызов предусмотрена ответственность — штраф от 1000 до 1500 ₽. Но если причина для вызова скорой была объективной, а затем человеку стало лучше, никто вас штрафовать не будет. Однако попытаться отменить вызов, если повода для него уже нет, все равно стоит: сэкономленные на вашем вызове минуты могут спасти кому-то жизнь.
Можно ли самостоятельно доставить человека в больницу. Если состояние пациента позволяет самостоятельно добраться до стационара, то есть человек в сознании и может ходить, и у вас есть машина или возможность вызвать такси, то вы вправе довезти его до ближайшей государственной или частной больницы. Там пациента примут и бесплатно окажут необходимую медицинскую помощь, а при необходимости госпитализируют, даже если с собой нет паспорта и полиса ОМС.
Любому человеку в целях устранения угрозы жизни гарантирована бесплатная экстренная медицинская помощь. Эта гарантия не зависит от того, в какой клинике оказывают помощь — государственной или частной. То есть, если вы привезете пациента в коммерческую больницу, ее сотрудники не вправе отказать в помощи или взять за нее деньги. При условии, что в этот час клиника открыта.
Что делать, если скорая приехала, но не забирает в больницу
Как правило, если врач или фельдшер скорой говорит, что пациенту не надо в больницу, то пациент действительно может выздоравливать дома.
Сотрудники скорой принимают решение отвезти больного в стационар в зависимости от тяжести состояния и установленного диагноза. Есть четкие показания для такого решения, которые прописаны в руководствах и алгоритмах для врачей и фельдшеров скорой и неотложной помощи.
Если есть хотя бы малейшие сомнения в состоянии пациента, бригада все равно отвезет его в больницу: если человеку в итоге станет хуже, сотрудники скорой будут за это отвечать, вплоть до уголовного преследования.
Иногда, чтобы избежать конфликта с пациентом или его родственниками, сотрудники скорой помощи могут отвезти в больницу даже того, кому туда на самом деле не надо. Но принимать окончательное решение о госпитализации будут врачи приемного отделения, и если они не найдут для этого оснований, то человеку придется самостоятельно возвращаться домой.
В некоторых случаях оставшемуся дома пациенту становится заметно хуже уже после отъезда скорой. В этой ситуации нужно снова позвонить в Единый диспетчерский центр скорой и неотложной медицинской помощи и вызвать бригаду еще раз.
Куда жаловаться на работу скорой помощи
Жалобы на скорую принимает главврач станции скорой помощи, Росздравнадзор, прокуратура и полиция. В Москве жалобу можно направить в департамент здравоохранения города.
Начать лучше с жалобы главврачу. Для этого нужно снова позвонить в Единый диспетчерский центр и узнать, к какой станции относится адрес, на который вы вызывали бригаду. У большинства станций скорой помощи есть собственный сайт с разделом «Общие сведения» — там можно узнать, как зовут главного врача. Выяснить номер бригады и фамилии сотрудников скорой, которые приезжали по вызову, можно в справочной службе — ее номер тоже должен быть на сайте станции.
Пишите жалобу в свободной форме — достаточно рассказать, что произошло на вызове, и попросить принять меры.
Документ можно отнести в регистратуру, прислать по почте или передать главному врачу лично — для этого нужно заранее записаться к нему на прием по телефону. Почтовый адрес станции должен быть в разделе «Контакты». Главврач обязан принять жалобу, рассмотреть ее и сообщить о результатах.
Срок рассмотрения — 30 дней со дня регистрации письменного обращения. По итогам главный врач может оформить выговор, лишить премии или даже уволить сотрудника скорой помощи.
Если договориться с главврачом станции скорой помощи не удалось, на нарушение можно пожаловаться в Росздравнадзор — это можно сделать на сайте службы. Нужна форма подачи обращений для физических лиц. Ответ придет на электронную или обычную почту по вашему выбору.
Обращаться в прокуратуру имеет смысл, только если обращение в Росздравнадзор не помогло. Делать это нужно по месту жительства — график работы, адреса и контактный телефон можно узнать на сайте ведомства, в разделе «Прокуратуры субъектов Российской Федерации».
Жаловаться в полицию на бригаду скорой помощи стоит, только если в действиях медицинских работников есть состав уголовного преступления. Например, если они приехали на вызов нетрезвыми или вымогали деньги. О том, как действовать, если вы стали жертвой преступления, мы подробно писали в статье «Как обратиться в полицию, чтобы вам точно помогли».