Я работаю архитектором и зарабатываю до 100 000 ₽ в месяц
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Меня зовут Алина, мне 36 лет. Я работаю самозанятым архитектором в удаленном формате. Иначе можно назвать меня архитектором-фрилансером.
Здесь я расскажу о своей работе для тех, кто ищет частного специалиста для проектирования своего дома или интерьера. А еще для тех, кто выбирает профессию и присматривается к разным вариантам.
Выбор профессии
Итак, для начала я опишу традиционный путь, по которому нужно пройти, чтобы стать архитектором. Это долгий и тернистый путь. Мы учимся почти как медики — от 8-ми лет, а иногда и больше. По крайней мере, так было со мной. С 5-ти лет я ходила в изостудию, в 10 поступила в художественную школу. В художке, лет в 12 я и определилась с будущей профессией. Я буду поступать на архитектора.
В 14 лет я была плавно передана на подготовительные курсы при вузе. Там мы проходили рисунок, живопись, композицию. Надо сказать, архитектурный стиль рисования отличается от художественного, там есть свои нюансы, которые и постигают выпускники художественной школы на протяжении 3-х лет.
После окончания курсов я не поступила в вуз, как и многие мои одногруппники. Поступление в архитектурный вуз на этом этапе становится сверхидеей школьника. На бюджетное место обычно большой конкурс, не как в театральный, но тем не менее, большой. У нас, кажется, было 13 человек на место.
Через знакомство мне удалось устроиться лаборанткой на кафедру подготовительного отделения. Работа лаборанта — это что-то вроде работы секретаря, но с очень большим плюсом. Ты работаешь в вузе, поэтому можешь неограниченное количество времени вечером посвящать рисованию постановок. Весь следующий год я ежедневно по несколько часов рисовала натюрморты, композиции, заполняла таблицы и в целом была "на подхвате" у зав. кафедрой.
В следующем году я поступила, чему была несказанно рада. Я прыгала от счастья, но это было только начало. Учиться в архитектурном вузе очень сложно, некоторым это на всю жизнь подрывает здоровье. Бессонные ночи, огромная нагрузка, конкурсы и конечно же обесценивание. Учеба довольна дорога для родителей, потому что расходные материалы и техника стоят ощутимых денег. Для примера, полгода назад я собрала компьютер для визуализаций, что обошлось мне в 200 тысяч. Мы работаем вместе с мужем (он тоже архитектор) и дома у нас три компьютера и 4 монитора.
Плюсы у архитектурного обучения все-таки есть. В конце магистратуры из гусеницы вылупляется если не архитектор, то человек с архитектурным мышлением, и это не объем знаний, а уже намертво въевшийся способ существовать.
Найти работу начинающему архитектору не так просто. Часто ожидание противоречит реальности. Начинающие архитекторы устраиваются техниками или помощниками, выполняют чертежную работу и получают за это очень небольшие деньги. Например, зарплата в Санкт-Петербурге для помощника архитектора без опыта — это примерно 15-25 тысяч рублей. Помощником я работала долго. Я пробовала работать в офисах примерно 7 лет, пока не перешла на удаленку. В любой компании есть скучная муторная работа, которую поручают помощнику. Можно навсегда остаться помощником, потому что такая работа никогда не иссякнет.
Что это за работа? Приведение чертежа к ГОСТ- овскому виду (поменять шрифт, обозначить категории помещений, отчертить план по обмеру), чтение пояснительных записок, внесение мелких правок в проект (поменять открывание окон, поменять цвет фасада), распечатка и сшивание проектов. Такая работа требует внимательности, поэтому все архитекторы в первые 5 секунд решают головоломки по типу "найди 5 отличий".
Суть профессии
Архитектор — это женская профессия. Не буду углубляться в гендерную тематику, просто скажу, что большинство работников в профессии — женщины. Владельцы и директора студий — мужчины, но основной персонал, конечно, женского пола. У нас их называют "девочки", даже если девочкам за 40. Перечислю возможные стереотипы, почему так:
- "Девочки внимательнее и аккуратнее"
- "Девочки меньше требуют"
И последнее, все же больше девочек выбирает профессию, связанную с искусством. Однако, реальность показывает, что архитектурные будни мало связаны с искусством.
Наверное, стоит еще написать о профессиональной деформации. Мы используем терминологию, которая не всегда понятна заказчику. Но термины есть в ГОСТе и так к нам приросли, что отказаться от них бывает сложно.
Вот расшифровка некоторых из них:
- Визуализация — это картинка, сделанная в 3д-программе, на которой здание показано реалистично, как правило в окружении деревьев, людей, автомобилей и прочего. Визуализация показывает образ здания или интерьера. Деревья и люди называются на профессиональном языке "антураж и стаффаж". Они нужны для оценки реального масштаба объекта.
- Фасад — это изображение здания фронтально (то есть прямо) с разных сторон. Как правило, сторон 4. Бывает Южный фасад, Северный фасад, Западный и Восточный фасады. Или просто, фасад 1-1, 1-2 и так далее.
- Балка — это горизонтальный элемент, поддерживающий конструкцию. Балка может быть железобетонная (как вариант — ригель), а может быть и деревянная, тогда ее могут назвать "брус". Балка может быть и металлическая, главное — она всегда толстая, длинная и горизонтальная.
- Колонна — а это вертикальный элемент. Колонна не всегда красивая и с капителью (декоративной "шапочкой"). Колонна может быть также из железобетона, дерева, металла. Это просто столб, но он поддерживает балку, и его называют колонной и иногда стойкой. "Стоечно-балочная система".
- Второй свет — это место, где с 1-го этажа виден второй этаж. То есть в области второго света перекрытия нет. Если "отверстие" в перекрытии большое, то это место называется вторым светом. Если в целом масштабы помещения малые, то второй этаж — это "антресоль".
- Фронтон — это треугольная часть стены под крышей.
- Ендова — место, где из одной скатной кровли "вырастает" другая.
- АР-архитектурные решения. Это набор чертежей, состоящий из планов здания, его фасадов, разрезов и визуализаций. В АР включаются и другие листы по необходимости. Если проект большой и ему необходимо проходить Экспертизу, то АР делается согласно ГОСТ с пояснительной запиской и прочими вытекающими. В малоэтажном строительстве мы делаем АР с упором на понимание заказчика и конструктора — максимально наглядно.
- ЭП — эскизный проект. Это также набор чертежей, представляющий собой урезанный АР. В него входят цветные планы, как правило с мебелью, такие же фасады и визуализации. Как правило, в ЭП мало размеров и минимально учтена конструкция здания, его материалы, а представлен только образ здания.
- КР (КМ и КЖ) — конструктивные решения (металлические или железобетонные)
- ВК — водоснабжение и канализация
- ОВ — отопление и вентиляция
- ГАП — главный архитектор проекта
- ГИП — главный инженер проекта
- МГН — маломобильные группы населения (колясочники, с нарушением зрения или слуха)
- АИ — архитектура интерьера
- Стадии проекта могут быть П (проектная) и Р(рабочая).
И так далее, у нас есть свой язык. Если эти слова вам знакомы — очень хорошо. Но я сталкиваюсь с тем, что люди боятся спросить их значение.
Кто есть архитектор для человека, который впервые столкнулся с проектированием? Это человек, который обеспечит процесс материализации здания, нарисованного на картинке. Но все не совсем так.
В реальности, архитектор создает картинку, сопряженную с архитектурными чертежами. Архитектор делает проектный проект. А материализует здание команда строителей и инженеров разных специализаций. Иногда архитектора даже не допускают на стройку.
В малоэтажном строительстве, которым занимаюсь я, к архитектору часто поступает запрос на сантехнику, электрику, расчеты или умный дом, так что приходится изучать смежные области. Картинку желает предоставить сам заказчик лично.
Мы всегда учитываем желания заказчика, но стараемся их адаптировать под реальные условия. Например, особенности рельефа участка, стоимость материалов на рынке, удобство эксплуатации разных видов помещений или "пространств", как мы их называем. Но все же, каждый архитектор хочет получить свой "супер-заказ". Необычный, дорогой, перевернувший его карьеру. Лучший клиент — это клиент, готовый к экспериментам. Я все еще активно жду такого клиента.
Поиск заказов
Где я ищу свои заказы? Я использую профи.ру, яндекс услуги, авито и другие агрегаторы. Я предлагаю свои услуги холодным прозвоном компаний, откликаюсь на удаленные вакансии hh.ru, нещадно раскидываю визитки на выставках, стараюсь дружить со всеми людьми, от которых мог бы поступить заказ. Также я веду социальные сети и заключаю партнерства с производителями строительных материалов, комплектаторами, инженерами.
Мой день начинается с проверки агрегаторов и социальных сетей. Не стоит обольщаться, заказов с агрегаторов приходит очень мало. Выходит примерно один успешный заказ в полгода. Хорошо работают личные знакомства, а также найм на аутсорс к начинающим строительным компаниям.
Одновременно я веду от 2-х до 5-ти небольших проектов, полученных таким образом, но в идеале хотела бы один большой с авторским надзором и дизайном интерьера. Я слежу за рынком и беру средние деньги за проект. От 350 до 2000р за м2 площади здания, в зависимости от запроса заказчика. Ориентируюсь я всегда на заказчика, поэтому цена всегда договорная. В среднем у меня выходит 80-100 т. р. в месяц.
В целом, эскизный проект частного архитектора может позволить себе каждый, но архитектор — это не тот человек, который идеально сделает приточно-вытяжную вентиляцию. С таким запросом лучше обратиться к вентиляционщику.
Архитектор — как психолог, поможет вам не утонуть в море образов, которые представлены в инфополе. А хороший архитектор предложит вам ваше личное пространство в контексте современности.
Мои личные заказы для меня в приоритете. То есть, если заказчик пришел лично ко мне и заключил договор со мной, я подхожу к нему с максимальной эмпатией. Эмпатия — это мой метод работы с личными клиентами.
Корпоративные клиенты — это больше работодатели, а не клиенты. С ними я выполняю поставленные задачи, а иногда и не контактирую с заказчиком. Но ответственность — это одна из важнейших составляющих свободы, поэтому, работая на аутсорсе, я вкладываюсь не меньше.
Будущее
О чем я мечтаю? О полноценной мастерской. Конечно, во многом работа архитектора — это выматывающая работа. Это работа по 12 часов и без выходных в сезон. Это работа многозадачная с необходимостью постоянного обучения. Это работа с мелкими деталями и крупной ответственностью. Это работа с людьми, которым каждый день нужно доказывать свою экспертность. Но я не представляю себя в другой области. Польза. Прочность. Красота.