Путешествие отменилось из-за коронавируса. Как вернуть деньги?

267

Мы купили путевку в Италию, а въезд в страну закрыли из-за коронавируса. Как нам добиться компенсации за тур?

Илья К.

В 2021 году этот материал не актуален

Статья вышла в самом начале эпидемии коронавируса. После нее появилось слишком много законодательной базы.

Актуальную статью на эту тему мы написали в декабре 2020 года.

Следите за нашими новостями в рубрике «Чемодан». Также о том, как и куда можно путешествовать в пандемию, вы можете прочитать в нашем учебнике про путешествия.

Аватар автора

Валерия Пермякова

юрист компании Compensair

Страница автора

Илья, закон защищает ваши права: деньги за тур можно вернуть. Самостоятельным путешественникам придется приложить больше усилий, чтобы получить компенсацию. Расскажу, как это сделать.

Что произошло

В декабре 2019 года появились первые новости о заболевших коронавирусом в Китае. Уже в начале 2020 года вирус распространился по всему земному шару. Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию 12 марта.

С тех пор мир напоминает остросюжетный фильм: страны закрывают границы, перестают выдавать визы и просят туристов сидеть в карантине. Авиакомпании отменяют рейсы. Во многих российских городах введен режим повышенной готовности, отменяют массовые мероприятия и уроки в школах. Россиянам советуют по возможности работать из дома и избегать большого скопления людей. Все важные новости о коронавирусе Т⁠—⁠Ж собрал в отдельной статье.

В Европе больше всего заболевших среди итальянцев. 27 февраля Роспотребнадзор опубликовал сообщение, в котором рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в страну. Вслед за ним Федеральное агентство по туризму сообщило об угрозе безопасности туристов в Италии, Корее и Иране. Ведомство посоветовало туристам туда не ехать, а туроператорам — перестать продавать путевки и разъяснить путешественникам, как перенести даты поездки или расторгнуть договор.

Как туристам вернуть деньги за путевку

В российском законе сказано: услуги должны быть безопасны для потребителя. Если жизнь и здоровье туриста под угрозой, он может расторгнуть или изменить договор об оказании услуг.

Чтобы подтвердить угрозу безопасности, путешественнику достаточно сослаться на решения или рекомендации федеральных органов власти. В случае с коронавирусом это будут ссылки на указания Роспотребнадзора и Ростуризма. Туроператор обязан вернуть деньги за тур. Для этого обратитесь к нему с письменным заявлением в произвольной форме.

Ростуризм напомнил туроператорам и турагентам, что они обязаны вернуть деньги туристам. До поездки путешественникам компенсируют полную стоимость путевки. Если с начала тура прошло какое-то время, туристу должны вернуть часть средств
Ростуризм напомнил туроператорам и турагентам, что они обязаны вернуть деньги туристам. До поездки путешественникам компенсируют полную стоимость путевки. Если с начала тура прошло какое-то время, туристу должны вернуть часть средств

Турист может вернуть деньги за путевку, даже если в стране не введен карантин. Стремительное распространение коронавируса — тоже основание для расторжения договора, потому что путешественник не мог предвидеть пандемию во время его заключения. В этом случае он должен возместить туроператору расходы, которые тот понес. Если путешественник не согласен с суммой вычета, он может оспорить ее в суде. Размер расходов обязан доказать туроператор.

Роспотребнадзор и Ростуризм не так давно опубликовали сообщения об угрозе жизни российских туристов. Судебной практики пока нет, и непонятно, как туроператоры отвечают на обращения клиентов. Но, судя по туристическим форумам, клиентам возвращают деньги за отмененные путевки в Китай:

Если по каким-то причинам турагентство отказывается возвращать деньги, обращайтесь в суд. В заявлении советую сослаться на статью 7 закона о защите прав потребителей и статью 14 закона об основах туристской деятельности. Они гарантируют право на защиту в суде.

Как вернуть деньги за авиабилеты

Самостоятельным туристам может быть сложнее вернуть деньги за отпуск, который отменился из-за коронавируса.

Если вы купили возвратные билеты, проблем быть не должно. Вам положена компенсация — полная или за вычетом штрафа, который предусматривают правила компании.

Деньги вернут и тем, чьи перелеты отменили. С 16 марта Россия ограничила авиасообщение со странами Евросоюза, Норвегией и Швейцарией. Исключение — рейсы из Москвы в столицы и обратно. Но их количество тоже сокращают.

«Победа» прислала пассажирам рейса Рига — Москва такие письма
«Победа» прислала пассажирам рейса Рига — Москва такие письма
Сообщение S7 об отмене рейса
Сообщение S7 об отмене рейса
1/2
«Победа» прислала пассажирам рейса Рига — Москва такие письма

Если билет невозвратный, вернуть его может быть сложнее. Будьте готовы к тому, что на общение с перевозчиком придется потратить много времени. Путешественники говорят, что до авиакомпаний не дозвониться: все линии перегружены.

«Я не хотела сдаваться»: как вернуть деньги за невозвратный билет

Аватар автора

Дария Цыганкова

сражалась с авиакомпанией и агрегатором

Я должна была улететь в Южную Корею 7 марта. За 10 дней до вылета стало ясно, что количество заболевших в стране растет и ехать туда не стоит.

Билеты Finnair я покупала через «Суперкассу». Чтобы оформить возврат, первым делом обратилась к агрегатору. В службе поддержки сказали, что сделать ничего не могут, и предложили сдать билеты за копейки. Вместо 32 000 ₽ я получила бы 4000 ₽. Еще в «Суперкассе» пояснили, что они смогут вернуть деньги, только если Корея закроет границы или Finnair отменит рейс.

Я решила обратиться напрямую в Finnair. До отпуска оставалась неделя. В авиакомпании ответили, что поменять или сдать билеты невозможно: они невозвратные, а карантина нет.

Меня этот ответ не устроил. Я продолжала писать в Finnair и стала аргументировать, почему они должны бесплатно отменить бронь: прикладывала статистику, ссылки на новости. В то время Россия уже остановила полеты в Сеул, но у меня был рейс из Хельсинки.

Мне упорно не отвечали. Я писала на почту, в Твиттер, в сообщество в Фейсбуке. Служба поддержки работала ужасно. Возможно, желающих срочно сдать билеты было слишком много.

Дней за пять до вылета из Finnair сообщили, что любые билеты в карантинные страны можно обменять на то же направление до 30 июня. После этого случился полный коллапс. Люди справедливо пытались объяснить авиаперевозчику, что не у всех получится лететь в эти даты, и просили вернуть деньги. Хорошо, если Finnair отвечала раз в двое суток. В их сообществе в Фейсбуке открылся филиал ада.

Дата моего вылета приближалась. Билеты я не отменила, потому что все еще не могла получить ответ от службы поддержки. Накануне вылета они прислали мне письмо: ваш рейс в Сеул завтра. При этом обратный вылет они уже успели отменить.

Я не хотела сдаваться: полдня пыталась дозвониться им и писала в мессенджере — без результата. В день вылета я встала в 7:30 и снова стала им звонить. О чудо! Через 40 минут мне ответили, и компания разрешила сдать билеты.

На этом история не закончилась. Деньги должна была вернуть «Суперкасса», но они работают очень медленно. Я переслала агрегатору всю информацию, но деньги пока не получила. За возврат билетов они дополнительно вычтут 380 ₽. Мне уже без разницы, лишь бы вернули большую часть стоимости перелета.

Многие авиакомпании идут навстречу клиенту и предлагают выбрать другую дату перелета. Я узнала, как перевозчики меняют правила бронирования во время пандемии. Информация актуальна на момент выпуска статьи. Через пару часов какие-то факты могут устареть: обязательно проверяйте данные на сайтах авиакомпаний. Если есть дополнения, пишите их в комментариях к статье.

Иностранные перевозчики. Ryanair, Volotea, Airbaltic, Pegasus, Turkish Airlines бесплатно меняют билеты на другие даты. Точную информацию уточняйте на сайтах компаний.

«Аэрофлот». Пассажирам предлагается оформить возврат и получить полную стоимость билета. Другая опция — изменить дату вылета или сам маршрут. Крайняя дата для любой замены — 31 декабря 2020 года.

S7 Аirlines. Пассажирам некоторых рейсов предлагают переоформить билет на чартерный или обменять на другой регулярный рейс. Если вы покупали перелет после 5 марта 2020 года, можете вернуть его за 1000 ₽. Правило действует даже для невозвратных тарифов.

Если вы оплачивали перелет раньше 5 марта, деньги вернут только по условиям тарифа. Обычно самые дешевые билеты невозвратные — получить компенсацию по ним можно только через суд. В иске можно сослаться на обстоятельства, которые вы не могли предвидеть во время заключения договора. Об этом расскажу дальше.

«Победа». Компания позволяет клиентам отказаться от перелета в любое время после бронирования, но не позднее чем за 48 часов до вылета. Услуга стоит 499 ₽.

Если авиакомпания отказывается обменять или вернуть билет, можно получить частичную компенсацию — налоги и сборы. Чтобы узнать точную сумму, обратитесь в авиакомпанию.

«Уральские авиалинии». Компания предлагает вернуть, обменять или перенести вылет по невозвратным билетам, купленным с 8 марта по 15 апреля 2020 года. Услуга стоит 1000 ₽. Отказаться от полета и вернуть деньги за билет можно не позднее чем за 40 минут до вылета.

Как вернуть деньги за бронь отеля или квартиры

Чтобы отменить бронирование, турист должен обратиться туда, где бронировал жилье: в отель, хостел или сервисы бронирования, например Booking или Airbnb.

Airbnb. 14 марта сервис опубликовал положение о применении уважительных причин. Если вы забронировали жилье до 14 марта и путешествие должно состояться до 14 апреля 2020 года, сервис полностью вернет сумму бронирования. Если поездка планировалась после 14 апреля, бронь отменяют как обычно, согласно правилам сервиса.

Booking. Если вы выбрали отель с платной отменой бронирования, решение о компенсации принимает отель. К сожалению, не все владельцы готовы войти в положение туриста и вернуть деньги. В этом случае советую связаться с администрацией и приложить как можно больше доказательств, что поездка не может состояться. Например, это может быть скриншот отмененного рейса или правительственный указ о запрете рейсов в страну.

Если отель стоит на своем, позвоните напрямую в Booking и объясните, почему вы не можете поехать в путешествие. В большинстве случаев сервис идет навстречу клиентам. На туристических форумах — десятки историй, как люди добивались компенсации за отмененную бронь. Главное — быть настойчивым:

Что делать, если вам отказали в выплате

Турист имеет право расторгнуть или изменить договор с туроператором, авиакомпанией или отелем. Основание — изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Другими словами, если бы стороны могли предвидеть, что произойдет, они не заключили бы договор.

Допустим, турист купил билеты во Францию. Границы страны пока не закрыты, рейс не отменен, авиакомпания отказывается возместить деньги. Но ехать туда небезопасно. На 16 марта в стране 5400 заболевших, закрываются магазины и известные достопримечательности вроде Лувра. В любой момент могут объявить карантин и закрыть границы.

Путешественник не мог предвидеть, что он поедет в отпуск в страну, где распространяется вирус, опасный для жизни и здоровья. Если бы он заранее знал о пандемии, то не собрался бы во Францию в отпуск, не покупал бы перелет и не бронировал бы там жилье. Все это подходит под условия, предусмотренные гражданским кодексом. Можно обратиться в суд, чтобы расторгнуть договор.

Это не гарантирует возмещение полной стоимости бронирования: решение остается за судом. Он руководствуется справедливым распределением расходов, которые понесли обе стороны. Туристу могут присудить только часть стоимости билетов или оплаченного бронирования.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
РедакцияРасскажите, как коронавирус повлиял на ваши планы. Куда вы должны были ехать? Планировали путешествие самостоятельно или покупали тур? Удалось ли вернуть деньги, если отпуск отменился? Чего вам это стоило?
  • Ярослав С.OneTwoTrip помойка, авиакомпании отменили мои рейсы (Москва-Рим-Москва, туда S7, обратно Победа), а они никак не могут вернуть деньги, ссылаются на то, что у них нет никакой информации, а теперь и вовсе молчат. Не пользуйтесь этим агрегатором.14
  • Круассанчик с миндалёмЯрослав, все нормально. Победа возвращает деньги через OTT (у меня у самой билеты из Берлина победой). А я вот с Букингом ругаюсь... 15к не хочу терять3
  • velvetdustНе знаю, можно ли такие ссылки тут давать, но еще вот полезная статья "Отмена рейсов и возврат билетов из-за коронавируса" на Туту - https://www.tutu.ru/geo/article/covid-19/3
  • Ярослав С.Анастасия, ну я бы хотел узнать про существование ОТТ от техподдержки, а не от человека из сети :) Но спасибо все равно, почитаю0
  • AnastasiyaНаши авиабилеты куплены через агента tickets.ru. О том, что наш рейс отменён, нам никто не сообщил - ни агент, ни авиакомпания. Билеты невозвратные, но разве это важно, если такой форс-мажор?Нам предложили вернуть рублей 900 (билеты стоили больше 16 тыс.). Желаю Тикетсу подавиться этими деньгами и разориться.8
  • AnastasiyaАнастасия, если билет куплен у агента, а/к отправляет к агенту. Нам в Победе так сказали. Как и в другой а/к, чей билет мы купили у другого агента.0
  • Круассанчик с миндалёмAnastasiya, это логично.2
  • AnastasiyaКстати, а/к предлагает перенести рейс бесплатно на другую дату, а агент к бесплатному переносу накидывает 15,6 тыщ. Кому война...3
  • Leisan SabitovaС билетами из мск в Европу все понятно. Как вернуть билеты из регионов до мск и обратно? (nordwind)8
  • ArkadiyЧто делать, если рейс не отменен, но страна закрыла границы, и гражданину РФ туда не попасть? Куплены билеты через агента myholidays.com, билеты Уральскими Авиалиниями, рейс не отменен (из Москвы), но на него скорее всего даже не пустят, т.к. в Чехию сейчас пускают только граждан.8
  • Дарья КокошаПокупала перелет Москва-Франкфурт (с пересадкой в Будапеште) + Франкфурт - Вильнюс через Kiwi.com🤦‍♀️. Рейс Москва-Будапешт отменили (звонила в аэропорт, подтвердили), а Киви пишет на почту, что все ок и они уже сделали мне онлайн чек-ин на следующий рейс Из Будапешта в Москву. Вчера, когда звонила в поддержку 🥝 , говорили, что никакой информации от авиакомпании нет. Сегодня весь день дозвониться не могу. Франкфурт-Вильнюс должен быть 21 марта Ryanair, посмотрю, что будет. Билеты стоили примерно 100 евро по сегодняшнему курсу, жалко, конечно. Но опыт бесценный. Буду пробовать подать в суд, чтобы создать прецедент хотя бы. Пока не умею подавать, правда, но изучу матчасть 🤓3
  • Лиза Ковасогласна, что лучше напрямую у авиа. Через них тоже не смогла получить деньги за билеты обратно0
  • Лиза КоваAnastasiya, таже фигня 9600р накинули OneTwoTrip3
  • Max MaximovАгрегатор Тинькофф Путешествия S7 отменил мои майские рейсы Москва - Ницца (Франция), Пиза (Италия) - Москва - Санкт-Петербург отправил запрос на возврат билетов НОМЕР ОБРАЩЕНИЯ 0be6058f-7e92-47c1-97a9-eeff92f8c0be ДАТА СОЗДАНИЯ 12 марта 2020, 23:41 До 23:41 13 марта по Москве сообщим вам что возврат оформлен переписка в чате с ТП: 15 марта - сегодня до конца дня направим ответ на электронную почту. Пожалуйста, ожидайте. 16 марта 10:00 - коллеги срочно займутся вашим вопросом. отправим результат на e-mail в течение 5 часов. 16 марта 19:00 - о результатах вашего обращения касаемо возврата авиабилетов проинформируем по e-mail в ближайшее возможное время, ваш запрос уже в приоритетном рассмотрении у коллег. 17 марта - жду ответа ...9
  • Vladimir IvanovMax, у меня тоже самое. Что бы я ещё раз через посредника брал билеты?! Ни за что!11
  • Alexander KolosovskiТакая же ситуация с air seven0
  • Tuma AilurusMax, абсолютно такая же ситуация! номер обращения 8e6bdfff-dc08-43fa-a53e-b6f7ad4751a4 дата обращения: 12 марта Кормят завтраками. При этом сама авиакомпания мне подтвердила возможность возврата.4
  • Дмитрий МананниковАнастасия, а что такое ОТТ? можно поподробнее пожалуйста) благодарю.0
  • Natalia YamshchikovaБольшую проблему создают сайты посредники по продаже билетов. Примерно понятно как действовать с официальными авиаперевозчиками, а с этими ребятами всё очень мутно. Покупала билеты в Италию через Trip ru (ru.trip.ru) Рейс отменили, соответсвенно возврат надо ждать не от авиакомпании, а от посредника. Trip ru максимально закрыт для обратной связи, московские телефоны даже не заняты, они просто выключены или их не было вообще. Страницы в соц сетях почищены, ни оставить комментариев, ни поставить рейтинг. Там, где есть возможность оставлять отзывы, они ужасные. Писала везде им сообщения, звонила на выключенные телефоны, ответили только через два дня на FB, там кто-то выныривает на 15 минут и пишет, что да, положен возврат, рейс отменён, ждите 4-8 недель. Но гарантий никаких нет, писать и ходить в случае невыплаты просто некуда, юр. адрес в Швеции, если там вообще кто-то есть. Знакомой в Германии ryanair уже вернул деньги за отменённый рейс на то же время. Больше никаких посредников, хотя и очевидно, что через них удобнее искать пересадки.6
  • Пётр БариновА почему Тинькофф динамит своих клиентов?? Вы пишите как бороться, а сами игнорите и не решаете вопрос с возвратом билетов уже четыре дня!!! Четыре дня назад я написал в чат Тинькофф банка и до настоящего момента нет никакого ответа!! Пишите что у вас много вопросов и решать будете в течении 3-х дней, уже прошло четыре!! Оперативная работа!!! МОЛОДЦЫ!!! Дизлайк Тинькову5
  • Виктория ТиминаMax, аналогично. Аэрофлот подтвердил полный возврат средств, Тинькофф все ещё рассматривает, звоню ежедневно2
  • Marina YurkevichА я не могу вернуть деньги за авиабилету у самого Тинькофф-банка. Если на Сбер деньги вернулись от а/к Победа сразу, то вот от ТКБ одни обещания разобраться в ситуации и ссылки на вирус и перегруз сотрудников.2
  • Елена ШевченкоДмитрий, агрегатор по продаже билетов. OneTwoTrip ))1
  • AnastasiyaСергей, на любой случае есть закон; а/к, отели, агенты при возврате/отказе руководствуются им. А если он забаррикадировались, выключили телефоны и отказывают без причины - это потребительское что?3
  • Alex SuСергей, в ситуации форс-мажора обе стороны терпят убытки, но страдать должен клиент?2
  • Pavla TolokoninaMax, пичаль. Занимаюсь тем же прямо сейчас, Аэрофлот сказал, что все обмены-возвраты - только через агентство.1
  • Pavla TolokoninaEvgeni, в Таиланде все спокойно. Количество зараженных минимально, ЧС никто не вводил и информация такая даже не обсуждается. Сообщаю, тысызыть, с мест) Вот соседняя Малайзия закрыла границы, да.2
  • Alex SuMike, невозвратный тариф предусматривает отсутствие возврата в случае отмены, инициированной клиентом. В случае форм-мажора услуга не может считаться оказанной и подлежит возврату4
  • Виктория ТиминаMax, сегодня забомбила их звонками, все вернули, но у меня уже была начата регистрация на самолет0
  • Nadya VlasovaСергей, невозвратный тариф предполагает неоплату при отмене по желанию. А тут не желание, а запрет на уровне государств3
  • Pavla TolokoninaТинькофф Путешествия, конечно, жжет: 1. Стыковочный рейс в Белград с пересадкой в Москве Аэрофлотом. 2. Аэрофлот отменил рейсы Москва-Белград 3. Консультант мне пишет, что у них нет инфы, можно ли обменять билет на другой маршрут, потому что рейс стыковочный. Интересно, там кто-нить вообще додумался выгрузить данные по проданным билетам в разрезе закрывающих границы стран, чтобы заранее запросить инфу от авиакомпаний, или точечно пожарчики по обращениям клиентов тушат?2
  • Tuma AilurusВиктория, это утешает, спасибо, что написали.1
  • ИржнMax, та же фигня с Jal. Билет Москва-Токио с вылетом 24 марта, подала на возврат 12 марта. До сих пор ни ответа, ни привета. Причём Jal возвращает все билеты с вылетом до 5 апреля, о чем написано у них на сайте и что подтвердили мне по телефону, но для Тинькофф тревел это ничего не значит.0
  • Виктория ТиминаTuma, больше настойчивости, все возвращают, просто надо достаточно на это нервов потратить. У меня от звонка до возврата средств прошло примерно 5 часов0
  • Nadya VlasovaMike, если бы Иван вообще мог в отеле появиться - разговор один. А тут в большинстве случаев он просто не прилетит. Потому что вся страна закрыта, аэропорт закрыт, да и отель закрыть бы. И никакие другие гости на месте Ивана не появятся.2
  • Tuma AilurusИржн, у меня тоже JAL - с вылетом 27. Тоже присылала ссылку с правилами возврата и подтверждала возможность возврата у авиакомпании. Тинькоф долго морозил, но потом была фраза, что в первую очередь возвращают тем, у кого вылет в ближайшее время. Судя по сообщению выше это правда.0
  • Татьяна ХватининаNatalia, с нашим посредником похожая ситуация, видела отзывы, где народ возвращает деньги через чардж-бэк: связывается с банком, описывает ситуацию, что, мол, вот бронь, вот информация с сайта авиакомпании, что рейс отменен, вот мои письма посреднику, вот его ответ, где он отказывается вернуть деньги в 10-дневный срок, положенный по закону (вроде так, но вы уточните). Нельзя ли отозвать у посредника деньги принудительно, если он сам не отдает? Банк может от себя инициировать такую операцию, если деньги заплачены, а услуга не оказана.4
  • Алексей БлюмбергСергей, какую ерунду вы говорите! Я приобрел безвозвратные билеты, т.к. я на момент их приобретения все организовал - и отпуск и финансы и др. моменты и если бы моя поездка не могла осуществиться именно по моей вине - то не было бы вопросов! Но в данном случае то направление куда я запланировал визит - подвержено атаке пандемии, которой не было в мире 100 лет! и я опасаюсь вылетать - опасаюсь из-за своей гражданской - человеческой-совестной позиции - т.к. есть риск смертельной угрозы! Чья это вина???? может быть и когда то найдетя виновник - но это точно не я! поэтому ваш довод - это неграмотно построенная мысль!2
  • ТинькоффMax, приветствуем. Мы понимаем, что с учетом обстоятельств вопрос хочется решить как можно быстрее. У нас много клиентов и мы бросили все силы, чтобы помочь каждому. Попросили коллег рассмотреть ваш случай в приоритетном порядке. О результатах обязательно сообщим.0
  • ТинькоффTuma, здравствуйте. Из-за ситуации с коронавирусом в мире мы получаем много обращений, поэтому нам надо больше времени, чтобы ответить каждому клиенту. Но без поддержки не оставим никого, будьте уверены. Попросили ответственных рассмотреть ваше обращение как можно скорее, о результатах коллеги обязательно сообщат.0
  • ТинькоффИржн, здравствуйте. Если авиакомпания возвращает деньги за билеты, наверняка мы сможем помочь. Для этого напишите, пожалуйста, нам в чате через личный кабинет или мобильное приложение код бронирования со ссылкой на комментарий.0
  • ТинькоффVladimir, добрый день. Учитывая большое количество обращений, мы не всегда можем решить вопрос в кратчайшие сроки. При этом ни один из вопросов не оставим без внимания. Напишите, пожалуйста, нам в чате через личный кабинет или мобильное приложение код бронирования со ссылкой на комментарий.0
  • Владимир МартыновАнастасия, я тоже немного пободался. Там никто не отвечает! Но у меня было письмо директора отеля, который написал, что даже невозвратные номера можно отменить без штрафа. В Booking при отмене есть пункт "Уменьшить штраф", где указываете причину. Именно после заполнения его я получил ответ и бесплатную отмену бронирования. Обращение через чат и письма остались без ответа.1
  • Max MaximovТинькофф, 18 марта сделали расчет и вернули деньги на карту, спасибо.0
  • Tuma AilurusТинькофф, сделали возврат, спасибо!0
  • Дмитрий НаумовВажное уточнение по распросранённой ошибке статьи. Поможет вам понять с кого спрашивать. Повсеместно упоминается "аггрегатор", но вернуть деньги у аггрегатора невозможно, потому что задача агрегатора - торговать вашими кликами по билетам. Это Aviasales, Momondo, SkySkanner и т.п. Билет даже если покупается через них, поупается либо напрямую у АК, либо у агента, например упомянутая SuperKassa, Kupibilet, OnwTwoTrip, ClickAvia, AviaKassa, Kiwi, Ozon.T, Tinkoff.T и тп. Они несут ответственность за взаиморассчёты по вашему билету перед АК (и не только), уточню что они не, как принято говорить "перекупы". Они осуществляют взаиморассчёт. Польза от агентов для нас в том, что они заключают "договора на продажу билетов" с многими а/к, стараясь предоставить максимально выгодные тарифы (на основании условий с ак и способа проведения рассчётов) и широкий выбор билетов. Если агент добропорядочный, то в случае вашей правоты решить проблему не составит труда, более того, агенты зачастую сами уведомляют в случае изменении полётного респисания. Для всех броней сделанных через агенства действует "закон" - изменения в брони или их отмена возможно только через агента, даже если ак заявляет что "готова произвести изменение/возврат" - вам всё равно к агенту. Связано это в первую очередь с тем, что при возврате/обмене цепочка взаиморассчёта должна пройти обратный путь ак-агент-клиент. Стоит и принять во внимание что при таком обращении агент не принимает решения, он просто пережаёт всю информацию от клиента в ак, которая и принимает решение о изменениии/отмене в брони и передаёт его агенту для исполнения. Разные агенты реагируют с разной скоростью, разные ак решают с разной строгостью. Слышал про случаи с одной популярной ак (имя её ближе к середине России), что одобряют вынужденный возврат по состоянию здоровья "если отправить пустой бланк". А вот другая отечественная ак с кричащим названием очень строга и придирчива, не только к справкам. Проверять всё же не советую, мелочный обман в таких случаях в 99% плохо заканчивается для клиента. Некоторая пара громких отечественных АК даже подавали иски на клиентов.4
  • АртемАнастасия, мне букинг 3 невозвратные брони отменил, без штрафа. А вот с7, не могу элементарно связаться с ними. В меню управления брони, только возврат на сертификат...0
  • Виктор ProrabichЯрослав, Та же ситуация с этим агентом билеты Минск-Варшава-Лос Анджелес и такой же маршрут обратно.0
  • Виктор ProrabichАнастасия, Что такое ОТТ, при забивании в поисковик выдает не связанное с авиабилетами...просветите, пожалуйста..0
  • Никита ТрофимовАнастасия, Тоже с букингом ругался около месяца. Владелец жилья отказался возвращаться деньги, а букинг не отвечал после этого. Я их тупо бомбил постоянно, и потом написал, что в течении недели буду обращаться в суд. Написали и вернули деньги. Сейчас воюю с победой. После отмены рейса, мне написали, вернут деньги в течении 14 дней. Потом сказали пишите туда где покупали, в Mego Travel. Там написали, что победа вернет деньги на счет в личном кабинете. Хотя до этого писали, что вернуть полную стоимость на карту. Сейчас ругаюсь и планирую подавать в суд В Победе поддержка работает ужасно, звонить им смысла нет, так как линия платная (Идиотизм в 21 веке делать поддержку платной :D). В общем побить их тупо всех надо0