Если вы планируете путешествие во время пандемии, надо быть готовым к тому, что его придется отменить.

Из-за коронавируса могут ограничить передвижения, отменить авиарейсы, закрыть все развлекательные учреждения и границы, в конце концов, ввести карантин. Лучшее решение в такое время — сидеть дома и ждать, когда путешествовать снова будет безопасно. Но судя по статистике бронирований агрегаторов и туроператоров, так готовы поступить далеко не все. Эта статья — именно для таких туристов.

Мы собрали в одном материале всю информацию об отмене броней, авиабилетов и туров. Расскажем, какие действуют правила отмены, что делать, если ситуация кажется безвыходной, и почему иногда нужно переплатить, чтобы сэкономить.

Это урок из нашего бесплатного курса о путешествиях в пандемию

В курсе мы рассказываем, как разобраться во всех ограничениях, не попасть на штрафы, где можно отдыхать, а где нет и что делать, если на отдыхе все пошло по худшему сценарию. В остальных уроках еще много интересного — переходите по ссылке, чтобы пройти курс полностью.

Начать учиться

Что нужно сделать, чтобы этот урок вам не пригодился

В последние годы главное правило экономного путешественника звучало так: чтобы не потратить лишнего, нужно планировать поездку заранее. Туристы покупали авиабилеты и бронировали жилье за 2—12 месяцев до поездки. За счет этого получалось сократить расходы на 20—70%.

Сейчас планировать поездку сильно заранее бессмысленно: из-за коронавируса мы не знаем, что будет через месяц. В любой стране и в любой момент могут ввести карантин или новые ограничения, отменить полеты или просто закрыть музеи, а туристов обязать сидеть на самоизоляции две недели по приезде.

Теперь главное правило самостоятельного путешественника — покупать возвратные авиабилеты и бронировать номера в отелях, где можно отменить бронь и вернуть деньги без комиссии. Например, отели удобнее всего оплачивать через агрегаторы вроде «Букинга». Как правило, возвратные авиабилеты стоят чуть дороже невозвратных.

На «Островке» семь ночей в номере с бесплатной отменой брони в отеле Tashkonak в Стамбуле стоят 17 992 <span class=ruble>Р</span>. Такой же номер без&nbsp;возможности отмены — 16 357 <span class=ruble>Р</span>, то есть на 1635 <span class=ruble>Р</span> дешевле. Если&nbsp;забронировать дешевый вариант, деньги при отмене не вернут
На «Островке» семь ночей в номере с бесплатной отменой брони в отеле Tashkonak в Стамбуле стоят 17 992 Р. Такой же номер без возможности отмены — 16 357 Р, то есть на 1635 Р дешевле. Если забронировать дешевый вариант, деньги при отмене не вернут
На «Букинге» вариант с бесплатной отменой брони в отеле Kayatas стоит 4377 <span class=ruble>Р</span>. Такой же номер с полной предоплатой, которая не возвращается, обойдется в 3725 <span class=ruble>Р</span>, то есть на 652 <span class=ruble>Р</span> дешевле
На «Букинге» вариант с бесплатной отменой брони в отеле Kayatas стоит 4377 Р. Такой же номер с полной предоплатой, которая не возвращается, обойдется в 3725 Р, то есть на 652 Р дешевле

Перед покупкой авиабилетов мы рекомендуем внимательно читать условия возврата и изучить специальные предложения авиакомпаний. Иногда компании устраивают акции: предлагают поменять даты вылета бесплатно или за небольшую доплату, например 499 Р. Но чаще всего правила обмена и возврата билетов жесткие — придется доплачивать.

Чтобы понять, насколько возвратные билеты дороже невозвратных, мы изучили цены популярных российских авиакомпаний на рейсах Москва—Петербург. Для сравнения взяли цены с сайтов перевозчиков по трем тарифам экономкласса: самому дешевому, среднему по стоимости и самому дорогому. Дата вылета — 19 декабря 2020 года, билет в один конец.

Стоимость билетов, возврата и отмены по рейсу Москва—Петербург у разных авиакомпаний

ТарифS7Utair«Аэрофлот»«Уральские авиалинии»
Самый дешевый2098 Р
Возврат запрещен
Обмен — 3000 Р
1495 Р
Возврат запрещен
Обмен — 6000 Р
2135 Р
Возврат запрещен
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
2135 Р
Возврат запрещен
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
Средней ценовой категории3098 Р
Возврат — 2000 Р
Обмен — 1000 Р
2295 Р
Возврат запрещен
Обмен — 1000 Р
3335 Р
Возврат — 2600 Р
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
2403 Р
Возврат — 1500 Р
Обмен бесплатно
Самый дорогой7698 Р
Возврат и обмен бесплатно
4995 Р
Возврат и обмен — 2000 Р
5735 Р
Возврат и обмен бесплатно
4903 Р
Возврат — 1500 Р
Обмен бесплатно
Самый дешевый
S7
2098 Р
Возврат запрещен
Обмен — 3000 Р
Utair
1495 Р
Возврат запрещен
Обмен — 6000 Р
«Аэрофлот»
2135 Р
Возврат запрещен
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
«Уральские авиалинии»
2135 Р
Возврат запрещен
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
Средней ценовой категории
S7
3098 Р
Возврат — 2000 Р
Обмен — 1000
Utair
2295 Р
Возврат запрещен
Обмен — 1000 Р
«Аэрофлот»
3335 Р
Возврат — 2600 Р
Обмен бесплатно, с 25 марта 2021 — 2600 Р
«Уральские авиалинии»
2403 Р
Возврат — 1500 Р
Обмен бесплатно
Самый дорогой
S7
7698 Р
Возврат и обмен бесплатно
Utair
4995 Р
Возврат и обмен — 2000 Р
«Аэрофлот»
5735 Р
Возврат и обмен бесплатно
«Уральские авиалинии»
4903 Р
Возврат — 1500 Р
Обмен бесплатно

Подытожим, что получается.

Как правило, самые выгодные билеты с точки зрения возврата — средних ценовых категорий. На дешевых тарифах большинство компаний запрещают возвраты.

На дорогих тарифах возврат включен в стоимость. Вроде удобно: можно заплатить один раз и бед не знать. Но если оценивать выгодность тарифов только с точки зрения их потенциальных возвратов, варианты средних ценовых категорий кажутся привлекательнее, чем премиум-тарифы: даже с учетом переплаты за возврат потерь меньше. Например, S7 продает билет из Москвы в Сочи категории «эконом стандарт» за 4515 Р. Чтобы вернуть билет, придется заплатить еще 2000 Р. Итоговая стоимость возвратного билета — 6515 Р. Для сравнения: цена перелета в категории тарифа выше, «эконом плюс» с бесплатной отменой, — уже 9115 Р.

Это сравнение некорректно, если вам важны другие нюансы, которые включает в себя тариф, например количество багажных мест. Но в этой статье нам интересна именно стоимость возврата билета.

Главное

✈️ Покупайте билеты с возможностью возврата или обмена.

✈️ Когда сравниваете тарифы, считайте, сколько стоит возврат или отмена брони. Иногда билеты средней ценовой категории выходят выгоднее, чем билеты с включенной стоимостью отмены.

Как вернуть деньги за отмененный тур у российского туроператора или турагента

Допустим, путешественник купил путевку на море, а дальше произошло неприятное: тур отменили, деньги остались на счетах оператора, а сам он пропал с радаров. Что делать дальше — непонятно.

Разберемся, как поступать в таких ситуациях. Алгоритм действий зависит от того, когда именно вы приобрели тур.

Если договор с туроператором заключен до 31 марта 2020 года включительно, есть два варианта:

  1. Поменять тур на равнозначный без доплаты до 31 декабря 2021 года. Туроператор должен был уведомить об этом клиентов до 22 сентября 2020 года. Если турагент или туроператор предложил путешественнику равнозначный тур взамен несостоявшегося и турист согласен на эти условия, стороны просто заключают допсоглашение.
  2. Если клиент против замены тура, туроператор должен вернуть деньги. Но он имеет право делать возврат не сразу, а до 31 декабря 2021 года. Деньги клиент получит с процентами. Их начисляют в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ за каждый день. Ставка ЦБ на 24 июля — 4,5%. Фактически это вклад под 4,5% годовых. Чтобы вернуть деньги, нужно подать заявку в компанию, у которой покупали тур.

Туроператор обязан вернуть деньги в течение 90 календарных дней с момента обращения туриста и не позднее 31 декабря 2021 года, если выполняется одно из условий:

  1. Заказчик тура старше 65 лет.
  2. После 23 июля 2020 года турист попал в трудную жизненную ситуацию: получил инвалидность, проболел дольше двух месяцев подряд или потерял работу и был вынужден обратиться в центр занятости.

Еще деньги обязаны вернуть до 31 декабря 2020 года, если путешествие должно было начаться до 24 июля, а туроператор не направил до 22 сентября уведомление о замене тура.

Если договор с туроператором заключен после 31 марта 2020 года, правила из предыдущего пункта уже не действуют. Клиент имеет право расторгнуть договор в любой момент, и туроператор обязан вернуть ему деньги за вычетом фактически понесенных расходов: даже если тур еще не начался, компания уже могла оплатить услуги подрядчиков. Размер расходов она обязана доказать.

Если туроператор оказал некачественные услуги или не выполнил условия договора, он обязан вернуть полную стоимость путевки. Как правило, сейчас в случае отмены поездок компании предлагают клиентам переносить даты путевок на будущее. Но клиенты имеют право требовать возврата денег.

Если вы заболели и не можете куда-то лететь по состоянию здоровья, это уважительная причина для возврата денег за тур. Если мирным путем решить проблему не удастся, можно отправить досудебную претензию в компанию, а затем — обратиться в суд. Так сделал наш автор Митя Моровов: он купил турпутевку в Таиланд, но не смог ей воспользоваться из-за болезни. Турагентство отказалось возвращать деньги, но путешественник обратился в суд — и выиграл.

Если вы не хотите пользоваться путевкой из-за введения новых ограничений в стране, то имеете право расторгнуть договор в одностороннем порядке на основании статьи 451 ГК РФ — в связи с существенным изменением обстоятельств. Обстоятельства признают существенными, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли их предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на других условиях. Но гарантии, что вам вернут всю сумму, нет.

Главное

✈️ Если договор с туроператором заключен до 31 марта 2020 года включительно, туроператор должен поменять тур на равнозначный без доплаты до 31 декабря 2021 года. Если вы против замены тура, туроператор должен вернуть деньги. Но он имеет право делать возврат не сразу, а до 31 декабря 2021 года.

✈️ Если договор с туроператором заключен после 31 марта 2020 года, туроператор должен возмещать убытки за несостоявшийся тур, только если он оказал некачественные услуги или не выполнил условия договора. Как правило, сейчас в случае отмены поездок компании предлагают клиентам переносить даты путевок на будущее.

✈️ Вы имеете право расторгнуть договор в одностороннем порядке, например на основании статьи 451 ГК РФ — в связи с существенным изменением обстоятельств.

Как вернуть деньги за авиабилет у российской авиакомпании

Если билеты куплены до 1 мая, то действуют правила, прописанные в постановлении правительства от 06.07.2020 № 991. Они применяются только при условии, что авиаперелет должен был состояться:

  1. В Китай и обратно — с 1 февраля 2020 года.
  2. В другие страны и по России — с 18 марта 2020 года.

По этим правилам авиаперевозчик может заменить рейс — поменять дату, время, наличие пересадки по маршруту, тип самолета. Даже пункт назначения могут заменить на ближайший.

Если эти условия не подходят, пассажир может:

  1. Потребовать у авиакомпании ваучер.
  2. Вернуть деньги.

Расскажем обо всем подробнее.

Ваучер — это сертификат, в котором зачтена сумма, потраченная клиентом на билет. Его можно использовать для оплаты другого билета у этой же авиакомпании в течение трех лет. При этом новый маршрут может быть другим.

Чтобы получить ваучер, подайте уведомление через сайт авиакомпании, лично или по почте. Сделать это нужно до даты отправления рейса или в течение трех лет после. В уведомлении попросят указать ФИО, паспортные данные, номер бронирования или билета и способ обратной связи. В течение 20 дней после получения уведомления авиакомпания пришлет ваучер или ответит отказом.

На сайте «Аэрофлота» указаны возможные причины для&nbsp;отказа, например неверный номер билета, ошибка в фамилии или&nbsp;имени. Ошибки придется исправить
На сайте «Аэрофлота» указаны возможные причины для отказа, например неверный номер билета, ошибка в фамилии или имени. Ошибки придется исправить

Чтобы вернуть деньги, подайте заявление через сайт авиакомпании, по почте или при личном обращении. Cумму вернут на ту же карту, с которой платили. Если нужно вернуть по другим реквизитам, придется обращаться лично — в пункты, которые установит перевозчик. Важно, что авиакомпания имеет право не возвращать деньги сразу, а сделать это через три года после даты отправления рейса, которая указана в билете. Зато деньги придут с процентами. Их начисляют по ставке ЦБ по день возврата, но не дольше четырех лет с даты отправления рейса.

Вернуть деньги за билеты раньше чем через три года могут:

  1. Инвалиды первой или второй группы.
  2. Ветераны Великой Отечественной войны.
  3. Сопровождающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов.
  4. Многодетные родители с удостоверением.

Если вы имеете право вернуть деньги до истечения трех лет, вам придется написать заявление и лично принести его по адресу, который укажут в авиакомпании. Через сайт или по почте отправить заявку не получится.

Если вы купили билеты после 1 мая, прописанные в постановлении правила не действуют. У тех, кто купил возвратные билеты, проблем быть не должно. Им положена компенсация — полная или за вычетом штрафа, который предусматривают правила компании.

Отказ от авиаперелета бывает добровольным и вынужденным. Если отказ вынужденный, перевозчик должен вернуть пассажиру полную стоимость авиабилета, даже если тариф невозвратный. Вынужденный отказ может быть вызван следующими причинами:

  1. Отмена или задержка рейса. Например, авиакомпания «Уральские авиалинии» пообещала автоматически начислить возврат на карты клиентов за ряд отмененных перелетов. Но если пассажиры купили билеты в агентстве, автоматически деньги им могут не перечислить, поэтому сначала придется обратиться в агентство с требованием оформить возврат.
  2. Если перевозчик изменил маршрут, не смог предоставить пассажиру место на рейсе, неправильно оформил билеты, не предоставил обслуживание по классу, указанному в авиабилете.
  3. Болезнь пассажира или члена его семьи — при условии, что предоставлены подтверждающие документы. Полную стоимость невозвратного билета можно вернуть, если вы заболели и из-за этого не можете лететь. А еще — если заболел родственник, с которым вы планировали лететь.
Спланируем путешествие за вас
Подпишитесь на рассылку, и мы будем присылать полезные путеводители каждую неделю

Чтобы компания вернула деньги, нужно заключение врача. Как правило, положительный ПЦР-тест не является основанием для возврата — компании просят именно справку от врача или листок нетрудоспособности. В медицинских документах должны быть печать медучреждения, дата выдачи, подпись и печать врача, срок действия. Автор этого урока вернула деньги за авиабилет в Стамбул, поскольку получила травму колена незадолго до вылета. Она отправила представителям агрегатора, через который покупала билеты, заключение врача о том, что не может лететь из-за травмы, и о необходимости пройти курс лечения. В итоге деньги ей вернули полностью.

В других случаях возврат считается добровольным — и на невозвратных тарифах вернуть стоимость авиаперелета может не получиться. Если вы считаете, что ехать небезопасно, Роспотребнадзор рекомендует направить заявление о возврате в авиакомпанию и сослаться на изменившиеся обстоятельства согласно ст. 451 ГК РФ. В этом случае причиной отмены может стать рекордное количество заболевших коронавирусной инфекцией или введение ограничений в пункте назначения. Если вам откажут, вы вправе обратиться в суд. Компенсировать расходы могут полностью или частично, а могут и вовсе отказать в иске.

Будьте готовы к тому, что на общение с перевозчиком придется потратить много времени. В марте путешественники говорили, что до авиакомпаний было сложно дозвониться: все линии были перегружены. В то же время многие авиакомпании шли навстречу клиентам и предлагали поменять дату вылета или вернуть билет, иногда — за небольшую доплату. Например, у S7 Airlines дату вылета можно было поменять за 1000 Р — даже для невозвратных тарифов.

Если перевозчик отказывается обменять или вернуть билет, можно получить частичную компенсацию — налоги и сборы. Чтобы узнать точную сумму, обратитесь в авиакомпанию.

Как перенести дату вылета у российских авиакомпаний после 1 мая

АвиакомпанияСтоимость Условия
«Уральские авиалинии»Бесплатно — по России, но для тарифа «Промо» — 3000 Р. От 30 € — по миру. На некоторых тарифах изменение даты запрещеноПри неявке на рейс поменять дату можно не всегда, а если можно, то применяется больший штраф, чем до вылета. Если новый билет дороже, придется доплатить разницу
Utair2000 — 6000 Р за перелет в одну сторонуОбменять можно билеты, срок годности которых не истек. Срок годности билета — год с момента оформления или начала перевозки. Еще придется оплатить разницу стоимости билета
«Аэрофлот»Для билетов экономкласса, купленных с 16 октября с датой вылета до 25 марта 2021, — бесплатно по России.
2600 Р — для остальных билетов по РФ.
От 42 € (3193 Р) — по миру
Бесплатный возврат билета по России возможен не позже чем за 30 минут до вылета
«Победа» 5000 Р за один сегмент Изменения можно внести не позже чем за 48 часов до вылета. Если новый билет стоит дороже, клиент оплачивает разницу в тарифах. Иногда «Победа» проводит акции — в начале октября можно было купить билет с услугой возврата за 1 рубль
Стоимость
Бесплатно — по России, но для тарифа «Промо» — 3000 Р. От 30 € — по миру. На некоторых тарифах изменение даты запрещено
Условия
При неявке на рейс поменять дату можно не всегда, а если можно, то применяется больший штраф, чем до вылета. Если новый билет дороже, придется доплатить разницу
Стоимость
2000 — 6000 Р за перелет в одну сторону
Условия
Обменять можно билеты, срок годности которых не истек. Срок годности билета — год с момента оформления или начала перевозки. Еще придется оплатить разницу стоимости билета
Стоимость
Для билетов экономкласса, купленных с 16 октября с датой вылета до 25 марта 2021, — бесплатно по России. 2600 Р — для остальных билетов по РФ. От 42 € (3193 Р) — по миру
Условия
Бесплатный возврат билета по России возможен не позже чем за 30 минут до вылета
Стоимость
5000 Р за один сегмент
Условия
Изменения можно внести не позже чем за 48 часов до вылета. Если новый билет стоит дороже, клиент оплачивает разницу в тарифах. Иногда «Победа» проводит акции — в начале октября можно было купить билет с услугой возврата за 1 рубль

Главное

✈️ Если вы купили авиабилет до 1 мая 2020 года, а рейс отменили, авиаперевозчик имеет право его заменить на другой: поменять дату, время, наличие пересадки по маршруту, тип самолета. Даже пункт назначения могут заменить на ближайший.

✈️ Если вас это не устраивает, можете потребовать ваучер или деньги обратно. Правда, их имеют право вернуть только через три года.

✈️ Eсли вы купили авиабилет после 1 мая, действуют стандартные правила отмены.

✈️️ Полную стоимость невозвратного билета можно вернуть, если вы заболели и из-за этого не можете лететь. А еще — если заболел родственник, с которым вы планировали лететь.

✈️ Чтобы компания вернула деньги, нужно заключение врача. Как правило, положительный ПЦР-тест не является основанием для возврата — компании просят именно справку от врача или листок нетрудоспособности.

Как вернуть деньги за бронь в российской гостинице

Если вы забронировали гостиницу до 24 июля 2020 года, действуют правила, прописанные в постановлении правительства от 20.07.2020 № 1078. Для возврата должны выполняться три условия:

  1. Период бронирования выпадает на 2020 или 2021 год.
  2. Бронирование хотя бы частично оплачено.
  3. Номер, комната или апартаменты принадлежат юридическому лицу или ИП.

Если все условия совпадают, у туриста есть два варианта действий:

  1. Перенести бронь. Отель должен предложить размещение в срок до 31 декабря 2021 года в аналогичном номере или классом выше и без доплаты. Гостиница должна была уведомить клиента о переносе брони до 22 сентября.
  2. Если первый вариант не подходит, клиент может потребовать деньги. Но гостиница имеет право держать их у себя до 31 декабря 2021 года, раньше возвращать не обязана. Деньги выплатят с процентами — за каждый день их начисляют по 1/365 ключевой ставки ЦБ на 24 июля 2020 года, то есть 4,5% годовых.

Деньги можно вернуть и раньше — в течение 90 календарных дней после запроса, но не позднее 31 декабря 2021 года. Но для этого нужны особые обстоятельства:

  1. Гостиницу забронировал человек в возрасте от 65 лет.
  2. Заказчик бронирования находится в трудной жизненной ситуации: у него есть инвалидность, болезнь, которая длится дольше двух месяцев, или он официально безработный.

Еще деньги можно вернуть до 31 декабря 2020 года, если номер был забронирован на даты до 24 июля, но до 22 сентября гостиница не прислала уведомление с предложением равнозначных услуг.

Если вы забронировали гостиницу после 24 июля, то действуют стандартные правила отмены. В каких-то случаях вы можете полностью вернуть деньги, а в каких-то с вас возьмут штраф за первые сутки. О возможных основаниях мы рассказывали в отдельной статье. Правда, получить деньги назад быстро и просто получится не всегда. Гораздо проще при планировании поездки бронировать отель с возможностью бесплатной отмены.

Главное

🛎️️ Если вы забронировали гостиницу до 24 июля 2020 года и поездка отменилась из-за коронавирусных ограничений, вы можете перенести бронь или потребовать деньги обратно. Но гостиница имеет право не возвращать их до 31 декабря 2021 года.

🛎️ Если вы забронировали гостиницу после 24 июля, действуют стандартные правила отмены.

Что делать, если российский туроператор, отель или авиакомпания все-таки отказали в выплате

Вы имеете право расторгнуть или изменить договор с туроператором, авиакомпанией или отелем на основании изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Другими словами, если бы стороны могли предвидеть, что произойдет, они не заключили бы договор.

Это не гарантирует вам возмещение полной стоимости бронирования: решение остается за судом. Он руководствуется справедливым распределением расходов, которые понесли обе стороны. Вам могут присудить только часть стоимости билетов или оплаченного бронирования.

Как вернуть деньги за авиабилеты, купленные у зарубежной компании

Если перевозчик отменил рейс, он должен вернуть вам деньги. Если отмену инициировали вы, действуют стандартные правила возврата по тарифам.

Компании понимают, что туристы опасаются путешествовать, и идут на уступки. Например, Ryanair разрешала туристам бесплатно внести изменения для билетов с датой вылета в ноябре. Можно поменять дату вылета на любой день до 21 марта 2021 года и не платить сервисный сбор.

Условия изменения даты вылета у зарубежных авиакомпаний

АвиакомпанияДаты броней Условия
RyanairНа ноябрь 2020Можно поменять дату вылета и направление на любой день до 21 марта 2021 без сервисного сбора. Но если новый билет стоит дороже, придется доплатить разницу
EmiratesОграничений нетЕсли отмена поездки связана c COVID-19, ничего доплачивать не нужно. Клиент может поменять дату и направление без сборов
KLMОграничений нетМожно поменять даты вылета без сервисного сбора. Но если билет дороже, придется доплатить разницу. Еще можно получить ваучер и воспользоваться им в будущем
AirbalticБилеты забронированы с 10 марта по 3 июня 2020 года с датой вылета до 31 декабряМожно бесплатно забронировать билеты на новую дату вылета — до 31 мая 2021 года
Даты броней
На ноябрь 2020
Условия
Можно поменять дату вылета и направление на любой день до 21 марта 2021 без сервисного сбора. Но если новый билет стоит дороже, придется доплатить разницу
Даты броней
Ограничений нет
Условия
Если отмена поездки связана c COVID-19, ничего доплачивать не нужно. Клиент может поменять дату и направление без сборов
Даты броней
Ограничений нет
Условия
Можно поменять даты вылета без сервисного сбора. Но если билет дороже, придется доплатить разницу. Еще можно получить ваучер и воспользоваться им в будущем
Даты броней
Билеты забронированы с 10 марта по 3 июня 2020 года с датой вылета до 31 декабря
Условия
Можно бесплатно забронировать билеты на новую дату вылета — до 31 мая 2021 года

Как вернуть деньги за бронь в зарубежной гостинице или квартире

Если у вас невозвратный тариф, внимательно прочитайте условия договора и разъяснения, которые дают представители компании на своих сайтах. От страны к стране правила взимания и возврата денег по невозвратному тарифу могут отличаться. Свяжитесь с гостиницей, объясните причину отмены брони и спросите, какие варианты вам могут предложить.

Отели. Сейчас отели идут навстречу туристам и зачастую разрешают отменять брони без штрафов.

Hyatt в большинстве случаев разрешает отменить бронирование без штрафа не позже чем за 24 часа до заезда.

Intercontinental Hotels Group разрешает отменить без штрафа невозвратные брони, сделанные до 31 декабря 2020 года, самое позднее — за 24 часа до заезда.

Radisson Hotel Group разрешает бесплатную отмену за 24 часа для всех новых броней, сделанных с 1 апреля до 31 декабря 2020 года на любые даты.

Wyndham Hotels and Resorts освобождает от штрафов гостей, которым запрещен въезд в страну назначения из-за коронавируса.

Эти правила действуют, если вы забронировали номер напрямую у отеля. Если вы воспользовались агрегатором или обращались в агентство, придется связываться с ним.

«Букинг». Если вы выбрали отель с платной отменой бронирования, решение о компенсации принимает объект размещения. Мы рекомендуем вам связаться с администрацией и приложить как можно больше доказательств, что поездка не может состояться. Например, это может быть скриншот отмененного рейса или правительственный указ о запрете рейсов в страну, справка от врача о заболевании или положительный тест на коронавирус. Иногда сотрудники отеля могут согласиться поменять даты проживания без доплаты.

Еще обязательно зайдите в свой аккаунт и посмотрите, какие опции вам по умолчанию предоставляет объект размещения. Например, если власти закрыли границы или ввели жесткие ограничения и вы не можете отправиться в путешествие, отель может вернуть деньги или сохранить предоплату для будущих броней. Здесь все будет зависеть от направления, даты бронирования, даты начала поездки, даты въезда, страны проживания, цели поездки.

Если отель стоит на своем и не предлагает вам никаких вариантов, позвоните или напишите напрямую в «Букинг» и объясните, почему вы не можете поехать в путешествие.

Одна из туристок рассказала, что не могла вернуть деньги за отель два месяца, — переговоры с объектом размещения ни к чему не привели. Но в конце концов ей вернули деньги
Одна из туристок рассказала, что не могла вернуть деньги за отель два месяца, — переговоры с объектом размещения ни к чему не привели. Но в конце концов ей вернули деньги
Иногда одни отели идут навстречу и возвращают деньги, а другие предлагают только ваучеры. Так было у туристки, забронировавшей гостиницы в Греции
Иногда одни отели идут навстречу и возвращают деньги, а другие предлагают только ваучеры. Так было у туристки, забронировавшей гостиницы в Греции

Hotels.com вернет деньги за номер, оплаченный по невозмещаемому тарифу, в одном случае: если пункт назначения закрыли для поездок. Вам также могут предложить ваучер на проживание. Важно оформить отмену брони за 24 часа до заезда. Если страна назначения открыта, применяются стандартные правила отмены.

Airbnb. Чтобы обезопасить себя от отмены поездки, выбирайте на Airbnb гибкие условия бронирования. В этом случае деньги вам вернут, даже если вы отмените бронь за день до прибытия — правда, за вычетом сервисного сбора. Его возвращают только в течение 48 часов после бронирования, но бывают исключения.

Сервис предлагал отмену без штрафа, если бронь была сделана до 14 марта и гости не могли приехать из-за пандемии. Сейчас единственной уважительной причиной для отмены брони сервис считает заболевание гостя или хозяина коронавирусной инфекцией. Airbnb не относит к уважительным причинам отмену рейсов, ограничения на поездки, карантин и даже закрытие границ. В этих случаях действуют правила отмены брони, установленные хозяином.

Главное

🛎️ Если у вас невозвратная бронь и вам надо ее отменить, свяжитесь с представителем объекта бронирования. Иногда отели и арендодатели идут навстречу туристам и зачастую разрешают отменять брони без штрафов.

🛎️ Приложите как можно больше доказательств, что поездка не может состояться. Например, это может быть скриншот отмененного рейса или правительственный указ о запрете рейсов в страну, справка от врача о заболевании или положительный тест на коронавирус. Иногда это срабатывает и гостиница или арендодатель возвращают деньги.

Как вернуть деньги через чарджбэк

Один из способов попробовать вернуть деньги за несостоявшуюся поездку, когда авиакомпания отказывается реагировать на ваши письма, — это попросить банк отменить операцию по карте. Это называется чарджбэк. Чарджбэк возможен только при условии оплаты банковской картой. При оплате наличными чарджбэк не сделать, при переводе с карты на карту тоже.

У каждой платежной системы — свои правила опротестования платежей. Они опубликованы на официальных сайтах платежных систем.

В правилах «Визы» на русскоязычном сайте нет подробных правил и условий чарджбэка. В правилах на английском языке они описаны более детально. Найти их можно в разделе Dispute Condition на страницах 703—743 и далее. Если причина возврата — неоказанная услуга, то ее код — 13.1 (Dispute Condition 13.1). Ищите его в разделе 11, подразделе 11.10.2. на странице 703.

Чтобы вернуть деньги через чарджбэк, важно начать процедуру опротестования платежа вовремя. Сроки тоже указаны в правилах. Для чарджбэка по причине неоказанной услуги для «Визы» срок составляет 120 календарных дней со дня оплаты или 120 календарных дней со дня, когда услуга должна быть оказана. Вы можете опротестовать операцию в любой из этих сроков.

Чтобы получить чарджбэк, нужно:

  1. Для начала — обратиться с требованием о возврате в авиакомпанию и к агентам, у которых вы покупали билеты, туры или бронировали отель. Если этого не сделать, то в опротестовании операций могут отказать.
  2. Если через компанию деньги вернуть не удалось, обратиться в свой банк. У банка на сайте есть рекомендованная форма заявления об опротестовании. Ее нужно скачать, заполнить, подписать, отсканировать и отправить в банк. Важно сообщить все детали, которые подтвердят, что услуга не оказана, а обращения с требованием о возврате денег ничего не дали. К заявлению можно приложить скан-копии документов, скриншоты переписки с авиакомпанией, агентством или отелем. Это повышает шансы на то, что решение о возврате будет принято в вашу пользу.
  3. Получить подтверждение от банка, что обращение зарегистрировано, и дождаться решения. Главное, что нужно знать, — покупатель не получит деньги только потому, что об этом попросил. Сначала пройдет небольшое расследование, банк будет связываться с продавцом и проверять информацию. Если компания-продавец не согласна вернуть деньги, то спор может дойти до комиссии платежной системы по разрешению споров. Ее решение будет окончательным.

Если решение примут в вашу пользу, вы получите возврат на банковскую карту.

В комментариях к статье про новые правила возврата авиабилетов наши читатели писали, что у кого-то получилось воспользоваться чарджбэком, а у кого-то нет. Один из комментаторов заявил, что через месяц после перевода чарджбэка банк забрал у него эту сумму, пояснив, что авиакомпания отказалась возвращать деньги банку.

Главное

✈️ Если авиакомпания отказывается реагировать на ваши письма, можно попросить банк отменить операцию по карте. Это называется чарджбэк. У каждой платежной системы свои правила опротестования платежей.

✈️ Платежные системы устанавливают сроки, в которые можно опротестовать операцию. Например, для «Визы» это 20 календарных дней со дня оплаты или 120 календарных дней со дня, когда услуга должна быть оказана.

✈️ Решение по чарджбэку принимает банк — он может как вернуть деньги, так и отказать клиенту.

Итоги

  1. Когда вы покупаете невозвратные билеты или брони, вы рискуете. Если поездка не состоится, вы можете потерять больше денег, чем сэкономите на невозвратной брони.
  2. По новым правилам в случае отмены рейса российские авиакомпании имеют право предложить вам ваучеры, а деньги за билеты не возвращать в течение трех лет.
  3. Вы можете вернуть деньги даже за невозвратные авиабилеты, если возврат вынужденный: например, вы заболели или авиакомпания отменила рейс. В остальных случаях попробуйте сослаться на ст. 451 ГК РФ. Иногда можно поменять дату вылета за доплату — это может быть выгоднее, чем потерять полную стоимость билета.
  4. Внимательно изучите все правила, написанные мелким шрифтом. Почитайте вкладки, посвященные коронавирусу, на сайтах систем бронирования и авиакомпаний. Так вы будете заранее знать, к чему готовиться. А еще вы можете найти акционные билеты, дату вылета по которым можно менять бесплатно.
  5. Зарубежные отели идут навстречу клиентам и часто предлагают бесплатную отмену брони. Условия нужно узнавать заранее.
  6. Если бронируете жилье на сервисе Airbnb, выбирайте гибкие условия отмены — тогда вы сможете отказаться от поездки за сутки до заезда и вернуть деньги.
  7. Не ждите, что туроператор, отель или авиакомпания вспомнит о вас, — если хотите вернуть деньги, напоминайте о себе, пишите заявления.
  8. Не все компании считают коронавирусные ограничения и даже закрытие границ уважительной причиной для отмены брони. Учитывайте это перед тем, как совершать бронирование.
  9. Попробуйте оформить чарджбэк, чтобы вернуть деньги за бронь, — для этого обратитесь в банк с заявлением.