Магазин берет комиссию за оплату картой. Это законно?

39

Есть один интернет-магазин, который взимает комиссию при оплате банковской картой. Подскажите, правомерно ли это и если нет, то куда жаловаться? Получается, что при оплате картой любого банка товар стоит дороже, чем при оплате наличными.

Неужели так можно?

Алексей

Алексей, интернет-магазин действует незаконно.

Аватар автора

Екатерина Морозова

юрист Тинькофф-банка

Публичный договор

Во-первых, он нарушает ст. 426 ГК РФ «Публичный договор». Публичный договор — это договор о продаже товаров или оказании услуг, который организация — а в нашем случае магазин — обязана заключить с любым покупателем.

По ст. 426 ГК РФ, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Исключение — льготы, которые законом или другими правовыми актами допускаются для отдельных категорий покупателей, например пенсионеров или студентов.

Нет никакого правового акта, который разрешал бы магазину для покупателя с наличными устанавливать одну цену, а для покупателя с картой — другую, повыше. Цена должна быть одинаковой.

Закон «О ЗПП»

По ст. 16.1 этого закона, продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров, работ или услуг через национальные платежные инструменты, а также через наличный расчет по выбору потребителя. При оплате продавцу запрещено устанавливать различные цены в зависимости от способа оплаты: наличными или по безналичному расчету.

Получается, что по законодательству РФ интернет-магазин, о котором вы пишете, не имеет права устанавливать дополнительные комиссии при оплате товара банковской картой. Когда магазины устанавливают такую комиссию, они просто перекладывают на покупателя свои расходы на оплату услуг эквайринга и международной платежной системы, что недопустимо по закону.

Что делать вам

В первую очередь, советую написать или позвонить в сам магазин, например связаться со службой поддержки. Скажите, что пожалуетесь в Роспотребнадзор, если откажутся продать товар без переплаты. Если ваша задача купить вещь без переплаты, а не наказать магазин, то начать стоит именно с этого. Если в магазин придет проверка Роспотребнадзора, то он просто официально поднимет цены — вы ничего не выиграете.

Если магазин представлен на «Яндекс-маркете», оставьте там на него жалобу. «Яндекс-маркет» строго следит за ценой при оплате картой и снимет с поисковой выдачи магазин, который нарушает закон.

Еще можно пожаловаться платежному агрегатору, через который проходит оплата в интернет-магазине. Такие агрегаторы тоже следят за соблюдением закона и могут отключить нарушителя от своего сервиса.

Если магазин вам навстречу не идет, рекомендую обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по вашему региону. В заявлении опишите нарушение и укажите юридическое наименование и юридический адрес организации — у интернет-магазина они должны быть прописаны на сайте, обычно в разделе «Контакты» или «О проекте».

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Артём Машков"Ещё можно пожаловаться платёжному агрегатору, через который проходит оплата в интернет-магазине". А как это делается?2
  • Антон АсманкинЭто делается сплошь и рядом... скорее всего продавцы нашли лазейку в законодательстве?2
  • Ivan TifanyukИнтернет магазин делает это в целях экономии средств именно покупателя. Иначе процент за интернет-эквайринг + процент за обслуживание онлайн касс будет включен в цену ВСЕМ покупателям. Вот ведь в чем загвоздка, когда магазин принимает наличные или перевод он не платить эти проценты и как честный продавец он не предлагает их платить всем, а если вы хотите платить картой тогда стоит задуматься что банки навязывают карты не бесплатно3
  • Fname LnameIvan, магазин работает по законам РФ и должен их соблюдать.3
  • Никита ЛукьяновВы себя всегда так ведёте избалованно. А вы себе на место предпринимателей не ставили? А вы посчитайте сколько уходит денег на эти % банка??? Скажу вам, что к примеру есть товары, на которых цена - закупочная, или около того! Так вот эти товары - ВЫ ПРОДАЁТЕ В УБЫТОК через карту. ЛУЧШЕ ПИШИТЕ ПРИТЕНЗИИ НАГЛЫМ БАНКАМ! В частности СБЕРБАНКУ! С их эквайрингом. Который взымает комиссию НЕЗАВИСИМО от дня (выходной, праздник)! А СРЕДСТВА ЗАЧИСЛЯЕТ ТОЛЬКО ПО БУДНЯМ. Я искренне надеюсь, что мой посыл будут поддерживать другие ИП. И что мы «сломаем» вашу Тупую систему.2
  • Шарапов АлексейFname, Правила игры это конечно здорово, если бы они были не в одни ворота.... Эквайринг у нас для малого бизнеса до 3,5% доходит, и это с ОБОРОТА что может превысить все остальные расходы, учитывая что большая часть работает с маржой 10-15% а то и меньше, получается совсем не слабый такой побор, от трети до половины наценки уходит банкирам (а наценка это еще далеко не прибыль, есть еще куча расходов которые надо покрыть, и еще налоги заплатить). чтобы безболезненно платить такие поборы прибыль должна быть не менее 50%, но тогда и цена будет совсем другая Вы этого хотите. и так у нас цены на всё заоблачные. Вы хотите получить минимальную цену, и еще наверняка на кешбэке напариться. Я понимаю Вам нравятся откаты в виде кэшбэков, но из воздуха ничего не берется, фин. организации в убыток работать не будут, Вот и получается по вашей логике, вы платите завышенную цену за товары и услуги, потом получаете "подачку" в виде кэшбэка и РАДУЕТЕСЬ.... что Вас в очередной раз нагрели...4
  • Шарапов АлексейFname Lname, да и вот еще в развитых странах комиссия за эквайригн только вдумайтесь всего 0,2-0,3%, я больше чем уверен если-бы и у нас было также, то не один магазин крупный или мелкий на стал-бы заморачиваться с перекладыванием комиссии на покупателя. тогда и безналичные платежи были бы в почете как у покупателей так и у продавцов....3
  • Сергей ГавриловНасмешил... У нас исполнение требований закона, оказывается, только для избалованных обязательно... А неизбалованные у нас по понятиям живут...2
  • Сергей ГавриловЕвгения, это проблема продавца и банка, а не покупателя.0
  • MILIvan, надо делать не наценку на оплату картой, а предлагать бонус за оплату наличными- скидку, недорогой подарок или бонусные балы- бонусы и скидки предоставлять не запрещено.0
  • Валентин ГайдымСергей, предположим, чтобы банку пофиг, он просто получает свою прибыль и всё. Тогда это становится проблема предпринимателя и поставщика. Первые начинает искать аналогичный товар дешевле, чтобы сделать наценку разумнее, а второй ищет способы сделать товар дешевле, чтобы не потерять продажи. В результате, покупатель либо покупает товары по заоблачным ценам и плачет, что в этой чертовой стране всё так дорого, либо покупает отходы в светофоре и опять плачет, что все вокруг стали делать плохие товары. Так что в конце концов это проблема общества, в целом. Да только общество её не видит. А вообще, на ситуацию можно посмотреть ещё с третьей стороны: сетевые магазины как-то выжимают из банков 0,8-1,0% комиссии. А для предпринимателей это всегда 2,5-3,0%. Тут выводы делайте сами. А что касается интернет-магазина, который тут все обсуждают, но имени почему-то не называют, имея пункт выдачи в каждом дворе, я уверен, что они перекладывают комиссию на покупатель исключительно для собственной выгоды.0
  • user1473171А если я делаю возврат за покупку, могу ли я вернуть и комиссию?0
  • Мария ЗайцеваIvan, проблема продавца и банка, по закону одна цена на безнал и наличный расчет за товар или услугу. Если конский процент то пускай выбирает тоо банк который предоставит минимальный процент, или также жалуется на необоснованные проценты от банка. Это все равно что продавцу будет удобно получать прибыль в долларах, а не в рублях и в долларах будет дешевле.0
  • Марина ЗвягинаИ по поводу законности разных цен - наш город, например, ввёл разные цены на оплату проезда в общественном транспорте и по безналу соответственно дешевле, вот это разве законно? Так что и предприниматели могут делать разные цены, а называть это скидкой или наценкой это уже, как приятней звучит0
  • Сергей ГавриловПокупал автомобиль. Оплачивал картой принципиально чтобы кэшбэк побольше капнул. В салоне предупредили, что возьмут комиссию - даже спорить не стал, оплатил и комиссию. Автомобиль забрал и в тот же день накатал заяву в РПН о причинении мне ущерба. Все вернули.2
  • АлександрПокупатель платит все комиссии в конечной стоимости товара. Не нужно говорить что магазин наживается. Просто магазины предалагают скидку за наличный расчет. Благодаря банкам существует этот закон. Посмотрел бы на простых людей которые переводят с карты на карту суммы и с каждой их операции банк брал бы комиссию.0
  • Евгений Кайгородовuser1473171,0
  • Евгений КайгородовВалентин, проблема тока в головах. С обществом все нормально, хочешь дешману радуешься, хочешь качественное выбираешь. В современном обществе можно стать экспертом в любой области при помощи свободной информации. Нет желания, заведи друга советчика, ну или еще как.0
  • Евгений КайгородовБрать комиссию незаконно а делать скидку за нал вполне можно. Но мы просто просим оплатить налом или на карту и моргаем глазками.0
  • Сергей ЖирновА я считаю что продавцы поступают не честно по отношению к потребителям если вы владеете торговой точкой будьте добры решать вопросы с банком сами а если не можете уйдите с рынка!2
  • Fname LnameBarmaley, не нравится - вон с рынка.1
  • Fname LnameШарапов, в развитых странах и маржа 5-6 процентов, вы хотите такую же маржу в дополнение к низкому аквайрингу? Если в развитых странах все так хорошо, почему вы не работаете в развитых странах? Не нравятся правила торговли на рынке - пошли вон с рынка.0
  • Fname LnameНикита, не нравятся законы - не торгуйте. Или цену повышайте.1
  • Fname LnameBarmaley, "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус"1
  • Fname LnameАнтон, нет, просто они слишком много о себе возомнили.0
  • Fname LnameВ Москве есть такая помойка как Фуд-сити, которая похоже купила налоговую с потрохами оптом с ветнадзором. Там да, ни картой заплатить, ни чек получить. Надеюсь рано или поздно вздрючат их.0
  • Fname LnameЕвгения, продавайте за 11000 кто мешает? Остальные продают же как то?1
  • user3295950Сергей, Браво!!! Так и надо действовать! Достали уже эти требования 'нал/куар-код. И ладно бы бабка на рынке с пучком петрушки, но нет - СДЭК по всей России только нал или куар код. Вообще ох..нели0
  • Поля ПоташенкоВ любом случае эти проценты оплатит покупатель, а тогда какая разница, просят их при оплате, или заложили в цену товара.1