Каждый раз, когда мы с семьей отдыхаем в Турции, покупаем там одежду и обувь.

В первый раз мы приехали в Турцию в 2014 году. Помимо отдыха на море, мы посещали торговые центры. Тогда я слышал, что существует возможность вернуть налог с покупок за границей по такс-фри, но не знал, что для этого нужно сделать.

Но во время недавней поездки в сентябре 2021 я заранее озаботился возвратом НДС и в итоге получил обратно 3,97 $ — это примерно 2% от потраченного. Да, немного, но тоже деньги. Теперь я планирую возвращать НДС в каждой такой поездке.

Расскажу, как это сделать именно в Турции.

Что такое такс-фри

«Такс-фри» с английского переводится как «без сборов». По этой системе туристы могут вернуть НДС за определенные товары, купленные за границей. В магазине оплачиваете полную стоимость товара, а позже возвращаете налог.

Вот общая схема для возврата налога по системе такс-фри:

  1. Налог можно вернуть практически с любых покупок. Но есть минимальная сумма покупок в одном чеке, с которой можно вернуть НДС, — в каждой стране она своя, плюс она различается для разных типов товаров.
  2. В магазине у кассы надо заранее сообщить продавцу, что вы будете возвращать НДС — обычно достаточно просто сказать «такс-фри». Продавец выдаст специальный чек или отдельную форму такс-фри. В программе возврата НДС участвуют не все магазины, но обычно в таких торговых точках на видном месте есть наклейка Tax free — например, на входной двери или у кассы.
  3. Полученный в магазине чек или форму вместе с купленным товаром надо предъявить на таможне в аэропорту, там на эти документы поставят специальный штамп.
  4. Чек со штампом надо предъявить оператору фирмы-посредника по возврату НДС, обычно они находятся в аэропорту. Деньги могут выдать сразу, а могут перевести на карту через какое-то время. Деньги вернут в валюте страны, в которой совершена покупка, либо в долларах США.

Почему я не возвращал НДС в предыдущие поездки

В Турции мы чаще всего покупали именно одежду: выделяли целый день, чтобы посетить торговые центры. И каждый раз были какие-то причины, почему я не мог оформить в магазине документы для такс-фри или получить сам такс-фри в аэропорту.

Не было с собой загранпаспорта. Чтобы получить чек для такс-фри, надо предъявить загранпаспорт или его копию. В мою первую поездку в 2014 году я не носил с собой в торговые центры ни того, ни другого. Хотя хватило бы и фото паспорта в телефоне.

Не мог набрать чеков на минимальную сумму. Иногда даже в одном магазине я получал два чека: часть товара оплачивал наличными, часть — картой. Из-за того, что платеж разбивался на две части, не получалось набрать требуемую минимальную сумму и, соответственно, не было права и на возврат НДС. Сейчас в Турции для товаров с НДС 8% — это, например, одежда и обувь — минимальная сумма покупки составляет 108 TRY⁣ (608 Р). Для товаров со ставкой 18% — туалетная вода, игрушки — 118 TRY⁣ (664 Р).

У продавца были технические проблемы. В другой поездке я сразу предупредил продавца у кассы, что хочу получить чек с формой для такс-фри, и показал фото загранпаспорта. Но оказалось, что в этом магазине из-за каких-то технических проблем в тот день такие чеки не выдавали.

Упаковывал покупки глубоко в чемодан и не мог их достать в аэропорту. Для возврата НДС покупки надо предъявить на таможне в ненарушенной упаковке. Однажды перед отъездом из отеля супруга аккуратно упаковала в чемодан все вещи, в том числе новые. Копаться в аэропорту в чемодане показалось мне не самой лучшей идеей, поэтому в тот раз я снова не стал получать такс-фри.

Были и другие сложности. Я не понимал, куда идти в аэропорту, чтобы поставить штампы на чеки, и как пройти регистрацию на рейс, не сдавая сумку с покупками в багаж. Кроме этого, надо было найти в здании аэропорта офис фирмы, которая оформляет возврат. И все это нужно было успеть за пару часов до вылета.

В 2021 году мы снова полетели в Турцию — в Анталью. Мы купили в магазинах не очень много вещей — примерно на 200 $ по тогдашнему курсу. Тем не менее именно в этой поездке я решил до конца пройти квест «Верни НДС в Турции». И у меня получилось.

Вот что я делал.

Шаг 1
Получил чеки

В поездке я трижды покупал одежду или обувь в магазине, который работает по системе такс-фри, — LC Waikiki. Но лишь в двух случаях сумма в чеке превышала необходимую минимальную сумму покупки — 108 TRY.

В первый раз мы купили вещей на 1389,19 TRY — это 163,88 $ по курсу на 12 сентября 2021 года. Во второй раз — на 345,17 TRY, это 40,72 $. Покупали мы одежду и обувь на всю семью.

Оба раза я предупредил продавца, что хочу получить возврат налога, и показал фото паспорта на телефоне. После оплаты мне каждый раз выдавали чек, где были указаны имя, фамилия и паспортные данные.

Интересно, что во второй раз я случайно перепутал фотографии паспортов в телефоне и показал паспорт дочки. Продавец не обратил на это внимания и внес в чек ее данные. Забегая вперед, скажу, что в аэропорту при возврате НДС никаких проблем с этим не возникло, так как дочь летела с нами.

В чеке была строка Net iade — эту фразу можно перевести с турецкого как «возврат нетто» или «чистый возврат». Это сумма, которую мне должны были вернуть: 18,75 TRY (2,21 $) — по сентябрьскому курсу) за первую покупку и 61,49 TRY (7,25 $) за вторую. Каждый чек мне дали в двух экземплярах.

Чек покупки на 345,17 TRY. В чеке указаны мои имя и фамилия, а также серия и номер заграничного паспорта
Чек покупки на 345,17 TRY. В чеке указаны мои имя и фамилия, а также серия и номер заграничного паспорта
Чек покупки на сумму 1389,19 TRY. На этом чеке указаны имя и фамилия моей дочери
Чек покупки на сумму 1389,19 TRY. На этом чеке указаны имя и фамилия моей дочери
Чек покупки на 345,17 TRY. В чеке указаны мои имя и фамилия, а также серия и номер заграничного паспорта
Чек покупки на 345,17 TRY. В чеке указаны мои имя и фамилия, а также серия и номер заграничного паспорта
Чек покупки на сумму 1389,19 TRY. На этом чеке указаны имя и фамилия моей дочери
Чек покупки на сумму 1389,19 TRY. На этом чеке указаны имя и фамилия моей дочери

Шаг 2
Упаковал покупки

Путешествовали мы втроем: я, супруга и дочь. На каждого полагалось 10 кг багажа и ручная кладь. В багаж мы сдали один чемодан — 20 кг на двоих. Ручную кладь составляли два рюкзака. Мы часто привозим из поездок подарки родственникам и друзьям, поэтому еще взяли с собой пустую спортивную сумку, которая по габаритам проходила как ручная кладь.

Именно в эту спортивную сумку я и сложил покупки: так я мог без проблем показать их на таможне, а потом забрать в салон самолета.

Так выглядела сумка с вещами, которые я хотел предъявить на таможне
Так выглядела сумка с вещами, которые я хотел предъявить на таможне

Шаг 3
Поставил штампы в чеке с формой такс-фри

В интернете я прочитал, что таможенный пункт в аэропорт Антальи, откуда мы вылетали, находится в терминале № 2 рядом со стойкой регистрации № 211. Во время прошлых поездок в Турцию я не возвращал налог в том числе и потому, что боялся не найти таможенников. Не хотелось искать по всему терминалу стойку таможни вместо того, чтобы спокойно пройти паспортный контроль, перекусить в кафе, купить что-нибудь в дьюти-фри и улететь домой.

Но в этот раз мне повезло. Регистрация на рейс проходила на стойках № 212—216. Мы приехали в аэропорт на такси минут за двадцать до окончания регистрации, поэтому стойки уже были практически пустыми. Перед нами у стойки № 212 в очереди стояло всего два человека, и было время, чтобы найти таможенный пункт.

Нашел я его сразу же — в пяти метрах слева от меня через стойку № 211 находился киоск с надписью Gümrük/Customs на синем фоне. Там я увидел объявление, что на таможню надо подойти после регистрации на рейс — с посадочным талоном, чеком и покупками.

Пункт таможни, в котором ставят штамп на чеках такс-фри, в аэропорту Антальи находится в терминале № 2 в левой части здания, рядом со стойкой регистрации № 211
Пункт таможни, в котором ставят штамп на чеках такс-фри, в аэропорту Антальи находится в терминале № 2 в левой части здания, рядом со стойкой регистрации № 211

Таможенник сказал, что после того, как он посмотрит покупки, я могу сдать сумку в багаж. Оказалось, что рядом с таможенным пунктом для этого есть специальная транспортировочная лента.

Я прошел регистрацию, мне прикрепили багажные бирки на чемодан и сумку. Чемодан я сдал, а с сумкой пошел к таможенникам. Предъявил в киоске по одному экземпляру чека и посадочный талон.

Сотрудник таможни попросил показать покупки, я открыл сумку, в которой была одежда с ярлыками. Этого было достаточно — таможенник поставил штампы, вернул мне чеки, а сумку я поставил на ленту и отправил в багаж.

Объявление на таможенном киоске
Объявление на таможенном киоске
Чек за первую покупку со штампом
Чек за первую покупку со штампом
Чек за вторую покупку со штампом
Чек за вторую покупку со штампом
Чек за первую покупку со штампом
Чек за первую покупку со штампом
Чек за вторую покупку со штампом
Чек за вторую покупку со штампом

Шаг 4
Нашел офис оператора, который возвращает НДС

После того как мы прошли паспортный контроль и досмотр, я отправился искать представителей компании, которая занимается возвратом НДС. Я знал, что где-то в зоне вылета в нашем терминале есть офис одной из таких фирм — Global Blue. В итоге бело-голубой фирменный киоск нашелся на втором этаже, около выхода на посадку № 66.

Однако все оказалось не так просто. Сотрудник «Глобал-блю» посмотрел на мои чеки и сказал, что компания не возвращает НДС за покупки именно в магазине «ЛС Вайкики». Я подумал, что мой квест провален: о других компаниях, которые занимались бы такс-фри, я ничего не знал.

Офис оператора «Глобал-блю»
Офис оператора «Глобал-блю»

Я спросил у сотрудника «Глобал-блю», есть ли неподалеку офисы других фирм-посредников. Выяснилось, что метрах в пятидесяти расположена стойка компании Travelex. Нашел я ее быстро, но никого из сотрудников там не было.

Рядом стояла девушка, которой, судя по всему, тоже нужен был сотрудник «Тревелекс». Она хотела обменять валюту: эта стойка не только специализировалась на такс-фри, но и работала как обменный пункт. Девушка рассказала мне, что представителя компании нет уже около часа. Я не мог ждать так долго.

Внезапно я увидел объявление на витрине офиса. Оказалось, что если в киоске никого нет, можно просто написать на обратной стороне чека номер банковской карты, дату окончания ее действия и имя владельца и оставить чек на стойке. Выглядит не очень безопасно, но я решил рискнуть. Написал нужные данные на странице из блокнота, так как моя ручка почему-то не писала на чеке, записку сложил пополам, внутрь вложил чеки — и оставил все это на стойке.

Шаг 5
Получил деньги

Из статей в интернете я знал, что деньги должны поступить на карту в течение 21 дня. Например, такой период указан на сайте одного из крупнейших операторов такс-фри — того самого «Глобал-блю», в котором мне отказались возвращать налог.

Спустя положенные три недели деньги на карту так и не поступили. Я даже зашел на сайт «Тревелекс», нашел электронный адрес турецкого филиала компании и написал письмо. В нем рассказал, что 22 сентября оставил данные карты и чеки для возврата НДС в офисе «Тревелекс» в аэропорту Антальи. В ответ пришло сообщение, что мое письмо не может быть доставлено.

Информация о сроках возврата НДС в «Глобал-блю»
Информация о сроках возврата НДС в «Глобал-блю»
Контакты турецкого офиса «Тревелекс»
Контакты турецкого офиса «Тревелекс»
Мое письмо в «Тревелекс»
Мое письмо в «Тревелекс»
Автоматический ответ: здесь написано, что мое письмо не может быть доставлено
Автоматический ответ: здесь написано, что мое письмо не может быть доставлено

Я смирился, что не получу никаких денег. Но 18 декабря, когда обо всем этом уже забыл, мне на долларовый счет карты Tinkoff Black поступили 3,97 $. Я не ожидал каких-либо поступлений, тем более в долларах, и решил посмотреть, откуда поступил платеж: там было написано Vat Refund — «Возврат НДС».

Судя по чекам, НДС в моих покупках составлял 145,79 TRY — это 17,2 $ по сентябрьскому курсу. Из них вернуть мне должны были 80,24 TRY — 9,47 $. Получил я почти в 2,5 раза меньше.

Оказалось, что это нормально: всю сумму НДС никогда не возвращают. Во-первых, оператор-посредник берет комиссию. Я не нашел информации о том, сколько она составляет у «Тревелекс», но, например, у компании «Плэнет-пэймент» ее размер равен 4% от суммы, причем минимум составляет 2,5 €, максимум — 25 €.

Во-вторых, лиру в доллары конвертируют по заниженному курсу.

В-третьих, курс лиры в сентябре 2021 года составлял 0,12 $ за 1 лиру, а к декабрю упал почти в два раза — и за одну лиру давали уже 0,06 $. В результате я получил в 2,5 раза меньше, чем рассчитывал.

Поступление на карту: НДС, который мне вернули, составил всего 3,97 $
Поступление на карту: НДС, который мне вернули, составил всего 3,97 $

Запомнить

  1. Вернуть НДС можно не с любой покупки за границей, а только в тех магазинах, которые работают с такс-фри, — обычно об этом предупреждает объявление на входе или на кассе.
  2. Существует минимальная сумма покупки для одного чека, с которой возвращают НДС. Узнать ее размер можно на сайтах компаний, оказывающих услугу по возврату НДС. Например, на сайте фирмы «Плэнет-пэймент» есть информация о правилах такс-фри, в том числе о минимальной сумме покупки для многих стран.
  3. Прежде чем оплатить покупку, надо предупредить продавца, что вы планируете возвращать НДС.
  4. Для оформления специального чека продавец попросит документ, удостоверяющий личность. Копии загранпаспорта или его фото в телефоне будет достаточно.
  5. Стоит заранее поискать в интернете, где в аэропорту находятся таможенный пункт и офисы фирм-посредников, чтобы потом не терять время на поиски.
  6. Регистрацию на рейс надо пройти до того, как отправляться к таможенникам, но багаж с покупками сдавать не нужно. Таможенникам придется показать покупки, а вещи можно сдать в багаж позже.
  7. НДС вернут не весь: посредник удержит комиссию, а конвертацию в доллары сделают по сильно заниженному курсу.