Кафе регулярно не принимает карты по выходным. Это законно?

1

У меня такой вопрос: есть одно кафе, в которое я регулярно хожу почти два года. Меня устраивают цены, обслуживание, качество еды, да и сотрудники уже как родные. Но вот беда — постоянно по выходным в кафе отказываются принимать карты к оплате. Каждый раз заранее говорят, что проблемы с терминалом. Но я не пользуюсь наличными.

Понятно, что можно дойти до банкомата и снять нужную сумму. Но по карте у меня кэшбэк за такие операции. Плюс я контролирую расходы через мобильное приложение, и мне удобно в нем смотреть, сколько и когда я там платила.

Более того, я пару раз видела, как в выходные сотрудники все-таки приносят терминал некоторым посетителям.

Почему так происходит? Законно ли так делать? Зачем это самому заведению и как на него повлиять?

М. К.

Торгово-сервисные предприятия с выручкой свыше 40 миллионов в год обязаны принимать к оплате банковские карты: ст. 16.1 закона «О защите прав потребителей». Исключение — только если предприятие находится там, где нет интернета, но это точно не ваш случай.

Аватар автора

Мишель Коржова

долго работала в банке

Страница автора

Раз карты не принимают регулярно и в определенные дни, то проблема не в терминале. Давайте разберемся, почему так происходит и как быть.

Заведение экономит на эквайринге

Сразу скажу, что это самый вероятный вариант.

Чтобы проводить оплату по картам, у заведения должно быть специальное оборудование. Набор банковских услуг и оборудования для безналичных платежей называют эквайринг.

Банк, который отвечает за проведение платежей по карте в конкретной торговой точке — кафе, магазине, кальянной, — называется банком-эквайером. За работу с платежами банк берет с торговой точки комиссию, она обычно составляет 1,5—3,5% от оборота. Для каждого заведения условия обслуживания устанавливают индивидуально. Они могут зависеть от рода деятельности, местоположения, выручки.

Иногда оказывается, что комиссия какая-то чересчур большая. Например, ООО «Ромашка» очень спешило открыться и подписало договор с первым попавшимся банком. Тот назначил комиссию 5% с каждого безналичного платежа. Когда в «Ромашке» подсчитали выручку за первые месяцы работы, оказалось, что 5% — это очень дорого. А по условиям договора отказаться от услуг банка можно будет только через год. В итоге в компании решили проводить безналичные платежи только по будням, когда клиентов мало.

Если бы ООО «Ромашка» обратилось в Т-Бизнес, то терминал для приема карт выдали бы бесплатно, а комиссия могла бы быть, скажем, 1,59% от оборота.

Заведение работает по серым схемам

Другой вариант — это когда заведение использует серые схемы, уходит от уплаты налогов или вовсе занимается обналичкой. В случае с кафе или рестораном, это можно наверняка понять по чеку. Сотрудники выбивают в кассе предчек, потом забирают у вас деньги и обратно выносят его же, а кассовый чек не делают. Потом они просто отменяют заказ в системе — соответственно, он нигде не отразится.

Предчек от кассового чека отличить просто: у него нет QR-кода.

Если клиент принципиальный и хочет ругаться, то можно начать скандалить и требовать кассовый чек — с QR-кодом. В этом случае схема с обналом не сработает, так как ресторан пробьет все в кассе правильно и информация о вашей покупке отправится в ФНС.

Возможно, заведению просто нужны наличные. К примеру, для выплаты зарплат или на аренду помещения. Поскольку все больше клиентов расплачиваются картами, порой наличных не хватает. Приходится как-то выкручиваться и вынуждать посетителей платить наличными.

Что делать заведению

Если эквайринг обходится дорого, смените банк или поднимите стоимость блюд. Комиссия банка — грабительские 4%? Поднимите цены на 6%. Учитывая, что не все платят картами, получится отбить разницу, а клиенты вряд ли это ощутят.

Почитайте наши статьи:

Что делать автору вопроса

Торговая точка не имеет права отказать в приеме банковской карты, если терминал исправен. Это незаконно и наказывается как минимум штрафом. О нарушениях можно сообщить на сайте Роспотребнадзора. Но чтобы заведение привлекли к ответственности, нужно доказать, что терминал действительно работал. Учитывая, что заведение вам нравится, вряд ли вы захотите серьезно наказывать владельцев.

Когда в следующий раз придете в это заведение, сразу спросите, как дела у терминала для оплаты картой. Если опять не работает, уточните, когда заработает и есть ли возможность все-таки наладить связь с банком. Скажите, что вы постоянный клиент. Вполне может быть так, что терминал неожиданно «заработает». Иногда еще могут предложить пройти к барной стойке, где можно будет тайком расплатиться картой.

Если же официант сообщит, что оплатить картой абсолютно точно не получится, рекомендую или снимать наличные, или идти в другое место.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
  • Александр ЛисихинОх уж этот оголтелый капитализм. Все хотят урвать копеечку и сверхприбыль! Вот банки обещают кэшбеки, а по СБП допустим нет кэшбека (раз это не оплата картой через эквайринг) но часто на кассах спрашивают: вы не могли бы по QR оплатить. Нет! Не могу!!! Я имею право на кэшбек, чтобы банк хоть чуточку вернул своей прибыли. Если бы цены были меньше по СБП - то согласен. А то все наживаются, и банки и магазины. Тогда точно скоро опять вернемся к всеобщему снятию налички. Чтобы процент за все и всем не платить. Дак и зачастую карты не принимают, по причине ухода от эквайринга и пр. В общем для всех этих сборщиков "процентов" отдельный котёл уготовлен! Так и так потребитель страдает, из-за всех этих наценок и пр. А следовательно и производитель, т.к. его товар делают дороже.0