Катя! Вчера не спал всю ночь, читал в интернете дикую историю про многодетную маму, которая закопала чемодан в снег. Она купила билет, а в аэропорту от нее потребовали доплату за багаж. Оплатить не получилось, и ей пришлось закопать чемодан в лесу в лютый мороз. Вещи она вроде бы провезла на себе, а чемодан потом забрала подруга, но от этого не легче.

Что за беспредел? Почему авиакомпания на ходу меняет правила после покупки билетов и не предупреждает об этом? Женщина вроде бы не в обиде, но мне стало интересно: можно ли наказать авиакомпанию за такое? Например, отсудить моральный ущерб. Ведь это незаконно — менять правила после того, как человек оплатил билет.

Максим

Максим, у нас в редакции есть такое правило: если вопят в соцсетях, значит, они не разобрались. В этой ситуации нас чутье не подвело: никаких претензий к авиакомпании действительно быть не может. И вот почему.

Правила авиаперевозок регулируются разными документами. Иногда документы меняются — это нормально. Есть общие документы, например воздушный кодекс или приказы Минтранса. Еще бывают внутренние условия авиакомпаний, если их позволяет устанавливать закон.

Но все эти документы для каждого пассажира по умолчанию действуют в той редакции, которая была на момент покупки билета. Даже если потом что-то изменилось, на пассажиров с оплаченными билетами это не повлияет.

В конце прошлого года было несколько серьезных изменений в документах: они касались выплаты компенсаций, перевозки ручной клади и багажа. Но ни одно из нововведений не заработало задним числом. Все, кто купили билеты заранее, могли вообще не принимать их во внимание.

Почему авиакомпания потребовала доплату за багаж

Судя по всему, женщина из вашей истории купила безбагажный билет. Это самый дешевый вариант — его нельзя сдать и в него вообще не входит багаж. Неважно, какие были изменения и когда — если вы покупаете билет без багажа, вам не разрешат провезти по этому билету багаж, только с доплатой. Поэтому он и называется безбагажным.

Мы рассказывали о таких билетах в августе 2017 года. Тогда изменился воздушный кодекс: авиакомпаниям разрешили не включать в билет обязательную норму багажа, чтобы пассажиры без чемоданов не переплачивали.

Почему женщину не уведомили об изменениях

Есть такое правило: на пассажира действуют те правила авиаперевозки, которые были актуальны на дату заключения договора перевозки, то есть на дату покупки билета. Если вы купили билет сегодня, а через неделю воздушный кодекс полностью изменится, авиакомпания обязана везти вас по сегодняшним правилам, а не по новым. Если только в законе нет специального условия по поводу срока действия. Любые изменения в правилах перевозки, кодексах и тарифах действуют только на тех пассажиров, которые купили билеты после вступления в силу новых правил.

Безбагажные билеты официально появились 29 сентября 2017 года. Героиня резонансной истории купила билет в октябре. Безбагажные билеты тогда уже были. Дата вылета не имеет значения: важна только дата покупки билета.

Говоря о новых условиях по поводу багажа, о которых ее якобы не предупредили, женщина, судя по всему, имеет в виду изменения по поводу ручной клади. Они заработали 5 ноября — мы тоже подробно про это рассказывали.

Даже если она летела в ноябре, эти изменения не могли повлиять на условия полета и оформления багажа. При покупке билета в октябре у женщины была возможность изучить все условия провоза багажа. На сайте авиакомпании они есть. Оплачивая билет, она подтвердила, что согласна с такими правилами. Предупреждать об изменениях ее никто не обязан, потому что конкретно для этой пассажирки изменений фактически не было.

Почему чемодан не разрешили взять в салон как ручную кладь

Багаж, ручная кладь и вещи при пассажире — это не одно и то же.

Бесплатно в салон можно взять вещи с собой или ручную кладь. Для ручной клади есть лимит, который входит в стоимость любого билета, — 5 кг, но он действует только с 5 ноября. Раньше обязательной нормы вообще не было и все решал перевозчик.

Для авиакомпании имеет значение, в чем именно лежат вещи, даже если их немного. Например, дамскую сумку или портфель в салон можно было проносить и в октябре, и в ноябре как вещи с собой — доплату за это не требовали. Костюм в портпледе тоже можно было пронести в салон бесплатно, даже по безбагажному билету и даже до 5 ноября.

А вот те же вещи в чемодане — это уже багаж. Чтобы взять его в багажный отсек, нужно купить билет, который включает такую услугу.

Если женщина выбрала самый дешевый безбагажный билет (а судя по цене 999 рублей, так и было), то фактически согласилась доплатить за чемодан отдельно. Или она не учла особенности перевозки ручной клади. Но авиакомпания в этом не виновата.

Даже если пассажир покупает билет без багажа, по закону он имеет право доплатить за него при регистрации. Авиакомпания предложила это сделать, и она тоже не виновата, что у пассажирки что-то не получилось. Карта не сработала, наличных не оказалось — все это неприятное стечение обстоятельств, но не вина авиакомпании.

О судах с авиакомпаниями

С авиакомпаниями пассажиры судятся довольно часто. Кто-то добивается штрафов для перевозчика, компенсаций для себя или изменения правил перевозки для всех:

  1. Доплату за ручную кладь и вещи с собой признали незаконной.
  2. Перевозчика заставили объединять совместный багаж пассажиров.
  3. Перевозчику запретили уменьшать габариты и ограничивать количество мест багажа.

В этой ситуации обвинить перевозчика не в чем. Но это поучительно для других пассажиров. При покупке билета не нужно торопиться: сначала стоит прочитать правила и посчитать. Может быть, выгоднее взять билет с багажом — тогда не придется платить за небольшой чемодан или закапывать его.

Зачем закапывать чемодан

Подробности о закопанном в лесу чемодане придают истории драматичности. Но это личная инициатива женщины. Это она сама решила бежать в лес, закапывать там чемодан и вызывать на помощь подругу.

Она могла бы придумать другие варианты: попросить подругу перевести денег для оплаты багажа, оставить чемодан в аэропорту, вызвать такси и отправить его подруге домой с оплатой на месте.

При цене чемодана 499 рублей бежать закапывать его в снег прямо перед вылетом, да еще и в лютый мороз — это приключение. Я заметила, что женщина рассказала эту историю с юмором и без претензий. Вместо того чтобы обвинять перевозчика, всем стоит извлечь из этой истории полезный урок.

Если у вас есть вопрос о путешествиях, семейном бюджете или законах, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.