Как отремонтировать автомобильные стекла
Стекла защищают пассажиров и создают комфорт в автомобиле.
Сколы и царапины на стеклах не только портят внешний вид авто. Ездить с трещинами и другими повреждениями на лобовом стекле может быть опасно. Они ухудшают обзор водителю, особенно когда на него падает солнечный свет.
За трещину в зоне работы дворников со стороны водителя можно получить штраф, если она находится со стороны водителя в зоне работы дворников. На практике это редкость, но техосмотр с таким дефектом не пройти — стекло нужно отремонтировать или заменить.
Вы узнаете
Что может быть не так с автомобильными стеклами
В современных автомобилях применяют стекла двух типов:
- Триплекс, или ламинированное стекло. Конструкция автостекла сложнее, чем оконного. Лобовое обычно трехслойное : между внешним и внутренним стеклами — слой полимера . Даже если на триплексе появляются крупные сколы и трещины, стекло остается целым и не разрушается. Ламинированными могут быть и боковые стекла.
- Закаленное стекло. Оно однослойное, но более прочное. Разбить его рукой, веткой или камнем сложно. Но если приложить усилие к маленькому участку стекла, например ударить острым предметом, оно лопнет и рассыплется на мелкие осколки. Ими сложно порезаться: у осколков закаленных стекол нет острых длинных краев. Боковые, задние, стекла панорамной крыши или люка — закаленные .
Вот что с ними может быть не так.
Затертости — мелкие царапины в зоне работы щеток стеклоочистителя. Особенно сильно стекло изнашивается из-за работы дворников всухую. Даже незаметная глазу мелкая пыль действует как абразив.
На заднем стекле затертости появляются, если там есть дворник — обычно у хэтчбэков, универсалов, кроссоверов, иногда на седанах для японского рынка.
Мелкие сколы. Лобовое стекло постоянно повреждают мелкие камни и песок, особенно на трассе. Эффект сильнее, если стекло почти вертикальное . Камни и песок оставляют мелкие сколы, поначалу незаметные. Но со временем они начинают сильно бликовать, особенно в свете встречных фар или солнца. Это опасно: водитель тратит больше времени, чтобы рассмотреть обстановку на дороге, и может не заметить препятствие.
На остальных стеклах автомобиля мелкие сколы тоже бывают, но обычно они не мешают обзору.
Крупные сколы. Появляются на лобовике после удара камня или другого предмета. Крупным можно назвать любой скол размером с монету.
На закаленных стеклах крупные сколы бывают редко: слабые удары не наносят им особого вреда, а при сильных стекла полностью рассыпаются.
Трещины. Могут возникнуть после удара камнем, а иногда и без видимых причин — например, из-за перепада температуры, перекоса кузова или из-за того, что стекло вклеили неправильно.
Вертикальные царапины на стеклах дверей возникают, когда стеклоподъемники поднимают или опускают их. Скопившиеся в уплотнителях пыль и песок наносят на стекла вертикальные риски.
Разрушение. Иногда закаленные стекла лопаются словно сами собой. Причиной могут быть неравномерные внутренние напряжения в стекле из-за производственного дефекта или неправильной установки. Часто такое бывает, когда наклеивают тонировочную пленку и установщики перегревают феном отдельные участки стекла.
Как понять, что стекло пора менять
Боковые и задние стекла автомобилей редко требуют замены — обычно после аварии или если стекло разбивают хулиганы. Мелкие дефекты этих стекол влияют только на внешний вид, но не на безопасность вождения и комфорт за рулем.
Лобовое стекло критически важно для безопасности. Через него водитель видит дорогу, а изнашивается оно быстрее остальных. Его пора менять, если:
- Заметно ухудшилась видимость в дождь и против солнца.
- Новые щетки стеклоочистителя работают плохо и оставляют разводы.
- Есть трещины и крупные сколы.
Как выбрать стекло
Автостекла — обычная запчасть, которую можно подобрать по каталогу, как воздушный фильтр или тормозные колодки. На стекле есть маркировка с буквами и цифрами, но обычно это не номер детали. Чтобы найти артикул, надо открыть оригинальный каталог или проконсультироваться в специализированном сервисе. По номеру детали можно найти лучшую цену у поставщиков запчастей или подобрать аналогичное неоригинальное стекло.
У некоторых автомобилей менять стекла сложно. Например, нужно снимать накладки на стойках кузова или ставить новый резиновый молдинг. Для редких моделей лучше поискать инструкцию по замене стекла в интернете. Мастер может не знать абсолютно всех тонкостей.
На одну и ту же модель автомобиля могут устанавливать разные стекла — в зависимости от комплектации. Чаще всего размеры стекол одинаковые, но они различаются какими-то опциями, так что лучше заранее уточнить все нюансы.
У стекла может быть:
- электрический обогрев — тонкие нити или пленка по всей площади стекла или только в зоне дворников;
- солнцезащитная полоса с градиентом — затемнение в верхней части стекла, которое наносят на заводе;
- специальные прозрачные зоны в шелкографии для датчиков света, дождя и ассистентов вождения. Для некоторых моделей продают стекла с установленными креплениями для датчиков;
- заводская тонировка — не пленкой, а пигментами, которые добавляют в стеклянную массу на заводе. Такие стекла обозначают маркировкой Tinted или Overtinted, и они соответствуют техническим нормам;
- атермальный слой — тончайшая металлическая прослойка, которая частично отражает инфракрасное излучение солнца, чтобы салон меньше нагревался в жару. Такие стекла обозначают маркировкой Solar, их можно отличить по легкому цветному блеску — зеленому, синему, фиолетовому, бронзовому;
- шумоизоляция — дополнительные полимерные слои, чтобы уменьшить уровень внешнего шума. Лобовые стекла с маркировкой Acoustic более толстые, а боковые — трехслойные .
Стекло какого производителя выбрать
Автостекла выпускают несколько крупных компаний. Они сильно различаются по цене и качеству.
AGC, Pilkington, Saint-Gobain Sekurit, Splintex — крупнейшие в мире производители автомобильных и архитектурных стекол, которые поставляют свою продукцию на конвейер большинству автоконцернов. Качество этих стекол очень высокое, но они дорогие.
Benson, Nordglass, Guardian, Fuyao — производители автостекол среднего ценового сегмента. Качество достаточно высокое, брака практически не бывает. О прочности и истираемости дворниками в интернете много спорят, единого и объективного мнения нет.
Lemson, KMK, SpectrGlass, XYG, Vetro — производители бюджетных стекол. Они дешевые, но у продукции этих марок бывают проблемы с обогревом и другими опциями, которые можно заметить только во время установки. Поэтому покупать такие стекла лучше там, где их будут устанавливать.
На некоторых участках смотрящий через такое стекло человек может наблюдать оптические искажения, а еще они быстрее царапаются, секутся и могут треснуть раньше, чем более дорогие. Такой вариант стоит выбрать тем, кто планирует поменять машину через полгода или раньше.
Как ремонтируют автомобильные стекла
Многие автосервисы предлагают услуги по ремонту лобовых стекол. Хороший мастер может исправить дефект почти без следов.
Засверлить. Чтобы остановить трещину, во внешнем слое лобового стекла сверлят маленькую лунку. Если этого не сделать, трещина продолжит расти. Обычно засверлить одну трещину стоит 400—800 ₽.
Заклеить. После того как просверлили лунку, трещину очищают и заполняют специальным клеем. Это тонкая работа, делать так самостоятельно я не рекомендую: нужны специальные материалы, оборудование и навыки. Заполнить трещину длиной 1 см обойдется в 60—200 ₽.
Отремонтировать сколы. Скол зачищают, потом заполняют прозрачным составом и полимеризуют под ультрафиолетовой лампой. Такая работа стоит 1000—4000 ₽.
Отполировать. Сервисы предлагают услугу полировки стекла. Можно устранить небольшие царапины и потертости — освежить внешний вид машины. Но сколы могут быть слишком глубокими и не поддаваться полировке. Полировать стекло имеет смысл, только если эта услуга в 3—5 раз дешевле, чем покупка нового и работа по его замене. На разборках можно найти стекла в почти идеальном состоянии.
Когда стекло лучше ремонтировать, а когда менять
Если засверлить или отремонтировать трещину, можно сэкономить на новом стекле. Но его лучше поменять на новое, если:
- ремонт старого стекла стоит больше половины стоимости нового качественного неоригинального;
- на стекле много мелких сколов и царапин — нет смысла платить, чтобы отремонтировать еще одну трещину;
- сколы старые: в них уже много грязи и качественно восстановить прозрачность не получается. Поэтому свежие сколы лучше заклеить скотчем, чтобы уберечь от грязи, и не затягивать с визитом в сервис.
Как выбрать сервис для замены или ремонта стекла
Стекло в двери может заменить любой автомеханик: оно закреплено зажимами и фиксаторами. Переднее, заднее и все неподвижные стекла у современных автомобилей вклеивают — для этого нужны специальные навыки. Обычные сервисы занимаются слесарным ремонтом и редко сами вклеивают стекла. Даже если в прайс-листе есть такая услуга, как правило, вызывают подрядчика — специалисты по замене стекол часто работают на выезде.
Вот на что надо обратить внимание, когда нужно выбрать сервис для замены или ремонта стекла:
- лучше обращаться в специализированный сервис;
- на работы дают гарантию. Если мастер ошибется с количеством клея или неровно вставит стекло, то в салон будет попадать вода;
- есть довольные клиенты. Ориентироваться лучше на опыт друзей и знакомых или на отзывы реальных людей в сообществах. «Накрутить» положительные отзывы на популярных сайтах сейчас можно с минимумом вложений;
- если нужно отремонтировать стекла с обогревом или атермальным слоем — лучше уточнить, есть ли у мастера опыт такой работы.
Запомнить
- Свежие сколы или трещины на стекле лучше сразу заклеить скотчем. Так пыль не попадет в дефекты, пока машина доедет до сервиса.
- Если отремонтировать старое стекло стоит больше половины нового — лучше его заменить.
- Стоит выбирать специализированные сервисы, желательно сетевые, и ориентироваться на отзывы людей, которых знаете лично.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil