Как покупать новые запчасти и расходные материалы для машины
Подбирать по каталогам и не переплачивать

Даже новому автомобилю периодически нужны запчасти: различные фильтры для техобслуживания, колодки и другие расходники.
И чем старше машина, тем больше запчастей она требует. Можно поручить все заботы автосервису, там закажут и установят нужные детали. Это простой и надежный вариант, но самый дорогой.
Если купить запчасти самому и сделать в сервисе только работы, можно прилично сэкономить. Главное — правильно подобрать деталь с учетом комплектации автомобиля и купить ее по хорошей цене. Рассказываем, как это сделать.
Оригинальные и неоригинальные запчасти
Оригинальные запчасти — детали, которые автоконцерны заказывают у сторонних производителей и продают под своим брендом. Каталог таких запчастей полный, в нем есть всё — можно собрать машину целиком. Даже кузов — это запчасть, только очень большая и дорогая.
Европейские автопроизводители, например, должны снабжать все свои автомобили запчастями в течение 15 лет после выпуска. В реальности производители с мировым именем и репутацией делают это дольше, если производство остается экономически целесообразным.
У оригинальных запасных частей строгий контроль качества, они идеально подходят к автомобилю за редкими исключениями. Неудачные элементы, с конструкцией и качеством которых были проблемы, производители дорабатывают и обновляют: получается деталь более свежей ревизии под новым номером. Она идеально встанет на место старой, но прослужит дольше.
Детали устаревших ревизий чаще всего снимают с производства, а в оригинальном каталоге делают кроссировку: если запрашивают старый номер — показывают новый. Для удобства в каталоге могут указать детали всех ревизий, а рядом подписать, когда их произвели.
Оригинальные запчасти в большинстве случаев самые дорогие, а еще их чаще всего подделывают. Обычно подделывают всевозможные фильтры, амортизаторы, пружины, свечи зажигания и другие элементы, которые относительно несложно произвести и продать.

Запчасти OEM — original equipment manufacturer — это запчасти с заводов, у которых автоконцерны заказывают производство оригинальных комплектующих. Условный концерн BMW не производит тормозные диски, рули, пластик для салона или стекла на своих заводах. Это все заказывают у производителей, которые доказали качество своей продукции и предложили приемлемую цену.
Запчасти, которые поставщик автопроизводителя продает под своим брендом, называют OEM-деталями. Обычно это комплектующие хорошего качества по средней цене.
Нельзя с уверенностью сказать, что в коробке с оригинальной запчастью и с запчастью OEM лежат абсолютно одинаковые детали. OEM-запчасти не проходят контроль качества автопроизводителя и могут быть изготовлены из более дешевых материалов. Выбор таких деталей намного меньше, чем оригинальных. В продаже будут только те, на которые есть стабильный спрос. Нельзя купить абсолютно любую деталь как OEM.
Автопроизводители периодически меняют поставщиков деталей на конвейер, поэтому покупка OEM не всегда лучший выбор. Товар, на который вы рассчитываете как на «оригинальную деталь в другой коробке», может не иметь к актуальному OEM никакого отношения.

Аналоги. Кроме производителей оригинала есть много больших заводов и мелких фирм, которые производят и продают запчасти под своими брендами. Некоторые из них даже ничего не производят: покупают у производителя большую партию и продают под своим брендом, их называют упаковщиками.
При выборе аналога можно столкнуться с несоответствиями: деталь не подойдет или ее придется буквально дорабатывать напильником, паяльником или строительным феном. Зато приятная цена: аналог может быть в пять раз дешевле оригинала и в два раза дешевле OEM.
Качество таких запчастей зависит от множества факторов. Один и тот же поставщик может продавать отличные шаровые опоры с большим ресурсом для Mazda и никуда не годные для Opel, которые придется менять через месяц.
Большой плюс аналогов — возможность купить элемент детали, которую в оригинале поставляют только целиком. Если требуется заменить ШРУС, то оригинальный каталог может предложить только приводной вал в сборе. Среди аналогов можно найти отдельно ШРУС и хорошо сэкономить.
Восстановленные запчасти. Агрегаты или сложные детали могут стоить десятки тысяч рублей. Например, подтекающая рулевая рейка или изношенный генератор крепко ударят по бюджету. Сэкономить без ущерба качеству можно с remanufactured-деталями — это агрегаты, которые полностью восстановили на заводе-производителе.
Потребительские свойства, гарантия и ресурс таких комплектующих не отличаются от полностью новых. При покупке вас могут попросить отдать старую запчасть и сделать скидку на восстановленную: так она может стать дешевле на 25—40%. Часто восстановленные детали продают без приема старых. В России такие сервисы не очень распространены из-за сложной и дорогой перевозки обратно на завод.
Номера деталей у новых и восстановленных запчастей отличаются — вы всегда сможете понять, что покупаете. Агрегаты может восстанавливать автопроизводитель, крупный OEM-поставщик или организация, которая занимается только восстановлением узлов и агрегатов. В последнем случае важно проявить осторожность: много брака.
Подбор запчастей по VIN
У каждого автомобиля есть уникальный номер — vehicle identification number, VIN. У праворульных машин из Японии его нет, но есть номер кузова — Frame. Через специальные программы по этому номеру можно узнать модель двигателя и тип коробки передач, комплектацию и даже дату производства машины.
VIN можно посмотреть в свидетельстве о регистрации транспортного средства, паспорте транспортного средства или договоре купли-продажи автомобиля. Если машина ближе, чем документы, ищите VIN на кузове или под лобовым стеклом. Чаще всего номер можно найти в месте крепления амортизатора — на чашке, на наклейке в проеме водительской двери или в специальном месте под пассажирским сиденьем.
Единого стандарта расшифровки VIN нет, каждый автопроизводитель дает информацию по своим алгоритмам. Комплектацию могут описать кодами без расшифровки, на английском и просто непонятными словами. Для свежих автомобилей очень сложно найти такую информацию в интернете — особенно для китайских.
Автопроизводителям невыгодно распространять точные данные о самых современных моделях, потому что так пользователю проще подобрать запчасти-аналоги и купить оригинальные детали где угодно, только не у дилеров. Иногда все еще хуже: чтобы подобрать запчасть, нужна дорогостоящая и хорошо защищенная от пиратства база данных. Самый яркий пример — Volvo и программный комплекс VIDA, который с 2015 года работает только в онлайне. Поэтому владелец Volvo 2015 года и моложе вряд ли сможет подобрать запчасти самостоятельно и не ошибиться.
Можно найти каталог по марке автомобиля или воспользоваться универсальным — например, elcats.ru, каталоги на zzap.ru или на emex.ru. Если информация о машине есть, по VIN можно подобрать подходящие запчасти.



Не стоит полностью полагаться на выборку каталога: сортировка по VIN может не сработать или сработать частично.
Если знаете опции автомобиля, лучше вручную проверить подбор детали. В каталоге может не быть вашего VIN или Frame: это нормально для очень старых машин, машин младше трех лет и даже для целых марок.
Как подобрать запчасть по марке и модели автомобиля
Чтобы подобрать деталь по марке или модели авто, в электронном каталоге запчастей нужно выбрать производителя автомобиля, модель и год выпуска. Дальше — модификацию: объем двигателя, тип трансмиссии и расположение руля. После этого каталог покажет список групп деталей, для каждой из которых есть схема.
Каталог предложит все возможные варианты запчастей. У разных комплектаций автомобиля могут быть и разные запчасти. Если речь идет не о каком-то технически простом автомобиле, будет сложно подобрать правильные запчасти без точной информации о комплектации машины.

Вот что можно сделать, чтобы получше узнать свой автомобиль и точнее подобрать детали:
- Поговорить с мастерами, которые ремонтируют машину. Можно попросить сервис распечатать или прислать расшифровку VIN на электронную почту. Будет список узлов, агрегатов и опций, который можно будет сравнить с онлайн-каталогом и подобрать нужные запчасти.
- Изучить официальный сайт производителя. Если машина свежая, то у нее может быть конфигуратор. Иногда помогают даже фотографии из рекламного буклета. Например, в случае с BMW так можно отличить обычные тормоза от тормозов с опцией «спортивные настройки ходовой части» и правильно подобрать колодки.
- Использовать платный сервис по расшифровке VIN. Им можно воспользоваться, если в каталогах запчастей нет вашего автомобиля. На специальном сайте может быть более полная база данных, а список опций можно получить за 100—200 ₽.

Как подбирать запчасти по номеру детали
У каждой запчасти есть свой уникальный номер, который присваивает производитель или упаковщик. Номера оригинальной детали, детали OEM и аналогов будут разными. Обычно номер есть на самой запчасти: его печатают или наносят механически, выштамповывают или отливают.
Если деталь стоит на штатном месте в автомобиле и ее номер не видно, придется воспользоваться другими вариантами подбора. Но для комплектующих, которые можно снять, этот метод хорошо подходит. Также можно записать номера деталей, которые уже закупили для ТО.
Было время, когда люди просили подобрать запчасти в каком-нибудь магазине, а потом говорили: «Большое спасибо» и уходили в закат вместе с распечаткой заказа-наряда, чтобы потом спокойно сесть за компьютер и по готовым номерам поискать, где дешевле.
Этот трюк давно не работает: в заказе-наряде мастерской все чаще указывают только названия запчастей. Продавец или мастер на СТО скажет, что подбирает запчасти, только чтобы продать их или установить на машину, и будет абсолютно прав: это квалифицированный труд, который должен оплачиваться.


Не всегда можно добиться результата, если искать запчасть по номерам, указанным на старых деталях.
Номера периодически меняют, поэтому, если машина достаточно старая или слишком новая, в выдаче поисковиков ничего не будет. Придется искать комплектующие по каталогам или доверить эту работу специалистам.

Где лучше покупать запчасти
Онлайн-магазины и агрегаторы. Сейчас запчасти продают даже маркетплейсы — «Озон», «Яндекс-маркет» и «Вайлдберриз», но покупать их там не стоит: велик риск получить подделку. Лучше заказать деталь в специализированном магазине. Там помогут выбрать по VIN или убедиться, что вы правильно подобрали товар.
Магазины бывают мультибрендовые и специализированные. Первые торгуют комплектующими для всех марок, оригинальными и аналогами. Там могут не знать особенностей именно вашей марки авто и ошибиться. Вторые специализируются на определенной марке и хорошо ее знают, в них скорее предложат проверенный аналог или даже уговорят купить оригинал. Но в специализированных дороже.
Пример агрегатора для поиска запчастей — zzap.ru. Многие магазины выкладывают сюда свои прайс-листы, поэтому легко найти деталь в наличии или по лучшей цене. Иногда свои предложения размещают и официальные дилеры. Тем не менее очень важно позвонить продавцу перед покупкой и все перепроверить при получении заказа.
Будьте осторожны с самыми низкими ценами на агрегаторах. В лучшем случае заказ не подтвердят и скажут, что уже продали товар. В худшем — пришлют подделку, но в приличных магазинах стараются за этим следить. На emex.ru, например, сильно штрафуют и банят недобросовестных продавцов. На zzap.ru есть отзывы, которые помогут понять, какая у продавца репутация.

Офлайн-магазины и точки на авторынке. Если запчасть нужна прямо сейчас и ее не найти через агрегатор, то лучше начать поиски с профильных магазинов по вашей марке. Не стоит избегать и официальных дилеров: у них большой ассортимент и не всегда дорого.
Небольшой магазин с запчастями только для одной марки можно рекомендовать новичкам. Цены там могут быть не самые низкие, но запчасти подберут правильно. На авторынках много точек, которые торгуют всем подряд, — от них я рекомендую держаться подальше: можно купить подделку и столкнуться со сложностями при попытке вернуть товар.
Зарубежные магазины. Иногда это единственный способ купить редкую запчасть или хорошо сэкономить. Так происходит из-за особенностей поставок. Даже если производитель OEM-запчасти или аналога выпускает деталь, то она может не продаваться в конкретной стране.
Этот вариант подойдет продвинутым автолюбителям, хотя в большинстве случаев запчасть можно найти или заказать в местном магазине. Если решитесь на такую покупку, обязательно свяжитесь с продавцом и попросите как можно больше информации о детали. Уточните стоимость доставки и рассчитайте таможенные платежи: может оказаться, что купить в России новую оригинальную запчасть будет дешевле.
И помните про ограничения на перевозку. Например, амортизаторы нельзя доставлять авиатранспортом: дело в том, как они устроены.
Автосервисы — хороший способ купить не запчасть, а решение проблемы с автомобилем. Особенно если машина сломалась и нет времени ждать. Часто у автосервисов большая наценка, иногда даже двойная, но люди берут, потому что у дилера еще дороже.
Советую сравнивать цены сервиса и крупных интернет-магазинов. Если вам кажется, что в сервисе чересчур дорого, — попробуйте поторговаться, иногда это помогает.
Как сэкономить на запчастях
Универсального ответа нет. Самая дешевая запчасть может оказаться низкого качества и быстро выйдет из строя. Вместо экономии получится переплата за работу сервиса или выходные в гараже. Но и купленный за большие деньги оригинал не всегда будет самым удачным решением — зависит от специфики автомобиля.
Обменяться опытом и получить рекомендации по комплектующим с лучшим соотношением цены и качества помогут многочисленные автомобильные клубы и сообщества. Многие автовладельцы с радостью рассказывают, как амортизатор одной фирмы проходил четыре года, а другой — всего два месяца.
Как только определитесь с производителем детали и подберете ее номер, проверьте цены в интернет-магазинах вашего города и через агрегатор. Не забудьте узнать цену на оригинальную деталь у официального дилера.
Запомнить
- Всегда начинайте поиски с оригинальной детали. Иногда они стоят столько же, сколько б/у с разборки.
- Если не уверены, что подобрали запчасть правильно, не покупайте. Еще раз проконсультируйтесь с продавцом или мастером.
- Узнайте и сохраните список оснащения и опций вашего автомобиля, изучите его особенности. Это сильно поможет в поиске комплектующих.
- Обязательно уточните условия возврата и не выкидывайте документы о покупке. Они очень помогут в спорной ситуации.
04.03.22, 15:23
Киа Сид. Разница стоимости комплекта ТО с сервисом составляла примерно 1000 руб. Зачем мне эта головная боль? Приехал - поменяли, уехал. Подобным занимался лет до 30, экономил от 100 рублей - на бытовой технике, запчастях. Время стОит дороже. Не забывайте, что когда вы частник - у вас одна ценовая категория. У оптовиков - другая.
04.03.22, 17:42
Karl, на моей бывшей ауди А4 разница доходила в 5000 р
Я заказывал на exist'е и забирал запчасти прям возле сервиса
Заказать + забрать запчасти мне выходило суммарно в минут 20-30
п.с.почему у вас болит голова от таких простых действий?
05.03.22, 01:01
тьфунатебя, из-за 5 000 я бы еще подумал. Из-за 1000 лишних движений делать не хотелось
04.03.22, 18:31
Месяц назад флрмировал заказ на фильтры и масло - было 6 тыс, сегодня решил оплатить. В общем вышло почти 11. Пока терпимо, но на всякий случай решил начать осваивать бег)
05.03.22, 08:12
zzap ван лав, узнал про него, когда купил на Exist`е подшипник коленвала за почти 800 рублей, а на "запе" были предложения по 450-500 рублей. Недавно пригодился при покупке маслонасоса, сэкономил примерно 4000 тыс рублей на оригинальном насосе)
11.03.22, 11:28
ПОЖИЛАЯ, на запе стремно покупать. Там какие-то мутные лавки на рынке.
Но справедливости ради, нашел на запе неплохой магазин автозапчастей - и некоторые позиции там дешевле, чем в emex. Даже есть свой склад, некоторые позиции получал в день заказа. Теперь мониторю цены в обоих магазинах.
11.03.22, 12:19
Аптечко, я детали забираю, а не заказываю доставку, если что, на глаз можно оценить качество:) конечно выбираю адекватные и известные магазины. Пользуюсь в основном Субару-Сузуки, Субару Груп, у них оригинальные детали недорогие.
05.03.22, 00:30
Из агрегаторов отдаю предпочтение автодоку - там можно нормально направление поставки выбрать: дилер/дистрибьютор. У других поставщиков не беру - риск нарваться на подделку выше. Проще переплатить 5-10% и быть уверенным.
11.03.22, 14:56
Crazy, видимо, вам везет каждый раз, в январе покупал аккумулятор, заказал на автодоке (была самая низкая цена), привезли сильно б/у аккумулятор. Не стал забирать и вернул деньги. Б/ушность определил по прямому обращению в компанию Варта, где мне сказали, что аккум 14 года, а на дворе 22 год. До этого тоже были случаи, когда привозили не те детали и приходилось возвращать с боем.
12.03.22, 12:39
Анатолий, я никогда не ориентируюсь на самую низкую цену. Выбираю в первую очередь направление (дистрибьютор/дилер). Ну и на статистику выдачи смотрю. Ни разу ещё не было фигни.
Нужно ведь понимать, что Автодок - это агрегатор. И если правильно подходить к вопросу выбора - все будет ок.
14.09.22, 08:39
Читаю и понимаю, что многие даже не подозревают о существовании ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ комиссии сервисов за размещение и продажу через них (Озон, Вайлдберис, ЗЗап и так далее).
Эта комиссия ложится на плечи кого? Правильно - покупателя!!!
Есть интернет-магазины с ценами значительно дешевле, чем на маркетплейсе том же.
Те кто говорит о Емексе, Автодоке, Экзисте и так далее - то помните одно - ПОСТАВЩИКИ у 90% продавцов одни и те же!!! А жадность у всех разная ... кто-то 30, кто-то 40, а кто-то 10% закладывает своего дохода.
05.03.22, 08:16
на мою машину разница в цене оригинал-неоригинал может доходить до 5-10 раз.
тут выбор лично для меня очевиден, оригинал не по карману, хотя я понимаю, что скорее всего он будет служить очень долго. так, например, аккумулятор я поменял только через 10 лет с даты выпуска авто, на нем даже маркировка даты стоит 2007 года. когда он уже тупо перестал заряжаться, и не удавалось даже пару дней поездить, я купил другой.
но при этом всегда есть опасения, что попадется подделка например и будет жалко что переплатил :)
поэтому ставлю неоригинальные, но уже сейчас многие аналоги очень достойного качества. но смотря что за узлы - ходовка например разбивается быстро.
ремень грм стараюсь покупать подороже, но опять же не оригинал.
а есть такие запчасти, на которые просто нет заменителей - только оригинал.
машина - фокус 2, 2007 г.
05.03.22, 08:18
What, когда покупаю, всегда ставлю отметку, чтобы менеджер проверил по вин, точно ли подходит к моей машине. летом был такой момент, что менеджер сказал подходит, а в сервисе выяснилось что нет, пришлось сдать запчасть обратно, прошло больше 2х недель, но вернули без вопросов.
05.03.22, 15:03
Руслан, zzap - это не магазин, это маркетплейс запчастей. Это один сайт, на котором есть сразу все продавцы.
Удобство в том, что много фильтров, карта точек, сравнение цен, отзывы таких же покупателей как и вы. Интерфейс пугает, но потом понимаешь его прелесть.
05.03.22, 18:30
Aleksei, ща акб смотрю, прямой полярности 60 ач, выставил цену 2000-6000 рубасов, пишет - "Нет никаких данных, вообще никаких". ок, обратную полярность забил, выдал акум за 4000, я его забиваю, а мне пишет товара нет и предлагает за 5 тыров какой то левак, который ещё хз как доставят или самому ехать надо... остальное всё по 10-20-30 тыров! и это экономия по твоему???))
теперь открыл яндекс, 3500 блекайс, 3600 вольт, 49р доставка до квартиры.
на вольте почти 5 лет катаюсь нареканий нет, понятно, что там не 60 ач, но работает норм. заказал блекайс, есть время протестировать и сдать несли не айс=))
пи.эс. а у тебя уж сильно дорогой магаз, экономию убери, на двенаху 60-й акб за 30 тыров это очень перебор))
05.03.22, 18:05
Aleksei, Маркетплейс — платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге третьих лиц.Википедия
и чем по твоему услуги третьих лиц лучше Озона и иже с ним?))
с интерфейсом разобрался, но разницы и сути с яндмаркетом не заметил. над сайтом явно не работают, всё усложнено... может профик, что каждый день там что то заказывает и доволен, а меня меняющего грм на жиге раз в пятилетку, вполне устраивают те платформы, про которые ты написал типа левак продают))
я по юности так про мухамедэкспресс думал, благо недолго, дошло таки, что всё из Поднебесной приходит, даже в топ бутики=))
05.03.22, 18:37
Aleksei, хх)) ща доставку посмотрел, чувак заказывает деталь за 36р, доставка через СДЭК 995 рубасов!=))
09.03.22, 17:14
Еще можно сэкономить, используя карту с кэшбэком - например Тинькофф Драйв, там кэшбэк на автомобильные расходы - 5%, что достаточно неплохо.
Хотелось бы еще материал про то, как выбрать конкретного производителя для аналогов и как определить какой ОЕМ производитель лежит в оригинале.
11.03.22, 20:33
Alex, только кеш бэк в баллах, а не в рублях
14.03.22, 17:34
Павел, так эти баллы легко переводятся в рубли в конце месяца. Также как и выплачивается кэшбэк по карте Black. Я получаю кэшбэк в рублях по карте Блэк и сразу же переводу баллы в рубли по карте Драйв и сразу получаю рубли
22.03.22, 04:43
Alex, не знаю, у меня только написано использовать балы. И преллогает списать балы за покупки.
11.03.22, 16:21
Alex, выбрать производителя OEM и купить в его упаковке не всегда хороший сценарий. Как ни странно, деталь может быть низкого качества, быстро выйти из строя или просто быть недоступна к заказу. А еще OEM меняются, с этим вообще все непонятно. Лучше проверенная лично или по отзывам деталь, чем всенепременно OEM
15.03.22, 13:48
Константин, а где найти нормальные отзывы? Качество деталей в пределах одного бренда меняется, плюс много диванных отзывов - типа это хорошо, а это плохо. Реально сравнить качество разных производителей - очень сложно
10.07.22, 06:02
думаю, всех интересует как купить оригинал, как это ни странно звучит. бывало, на сайте стоит GM-оригинал, а привозят подделку, "ну типа GM" - надписи все есть, голограммы нет.
14.09.22, 08:34
Гломгольд, а еще не забывайте, что сейчас параллельный импорт и многие запчасти везут без голограмм. Например масло пришло Турецкое, там голограмм нету - но это совсем не подделка, а масло по сути для другого рынка.
16.03, 09:19
Ищу запчасти на https://zap-online.ru/search.php . Раньше много ответов разные продавцы присылали, сейчас поменьше.
04.03.22, 17:55
Комментарий удален пользователем
04.03.22, 17:59
Евгений, ни фига себе...что же меня ждет на бмв, если конечно запчасти будут...100К?
11.03.22, 11:27
Евгений, охренеть, заменить масло за 60К!