Даже новому автомобилю периодически нужны запчасти: различные фильтры для техобслуживания, колодки и другие расходники.

И чем старше машина, тем больше запчастей она требует. Можно поручить все заботы автосервису, там закажут и установят нужные детали. Это простой и надежный вариант, но самый дорогой.

Если купить запчасти самому и сделать в сервисе только работы, можно прилично сэкономить. Главное — правильно подобрать деталь с учетом комплектации автомобиля и купить ее по хорошей цене. Рассказываем, как это сделать.

Оригинальные и неоригинальные запчасти

Оригинальные запчасти — детали, которые автоконцерны заказывают у сторонних производителей и продают под своим брендом. Каталог таких запчастей полный, в нем есть всё — можно собрать машину целиком. Даже кузов — это запчасть, только очень большая и дорогая.

Европейские автопроизводители, например, должны снабжать все свои автомобили запчастями в течение 15 лет после выпуска. В реальности производители с мировым именем и репутацией делают это дольше, если производство остается экономически целесообразным.

У оригинальных запасных частей строгий контроль качества, они идеально подходят к автомобилю за редкими исключениями. Неудачные элементы, с конструкцией и качеством которых были проблемы, производители дорабатывают и обновляют: получается деталь более свежей ревизии под новым номером. Она идеально встанет на место старой, но прослужит дольше.

Детали устаревших ревизий чаще всего снимают с производства, а в оригинальном каталоге делают кроссировку: если запрашивают старый номер — показывают новый. Для удобства в каталоге могут указать детали всех ревизий, а рядом подписать, когда их произвели.

Оригинальные запчасти в большинстве случаев самые дорогие, а еще их чаще всего подделывают. Обычно подделывают всевозможные фильтры, амортизаторы, пружины, свечи зажигания и другие элементы, которые относительно несложно произвести и продать.

Оригинальный ремень ГРМ для ряда автомобилей группы ВАГ. Его сделали по заказу Volkswagen AG на производстве Contitech, а потом проконтролировали его качество
Оригинальный ремень ГРМ для ряда автомобилей группы ВАГ. Его сделали по заказу Volkswagen AG на производстве Contitech, а потом проконтролировали его качество

Запчасти OEM — original equipment manufacturer — это запчасти с заводов, у которых автоконцерны заказывают производство оригинальных комплектующих. Условный концерн BMW не производит тормозные диски, рули, пластик для салона или стекла на своих заводах. Это все заказывают у производителей, которые доказали качество своей продукции и предложили приемлемую цену.

Запчасти, которые поставщик автопроизводителя продает под своим брендом, называют OEM-деталями. Обычно это комплектующие хорошего качества по средней цене.

Нельзя с уверенностью сказать, что в коробке с оригинальной запчастью и с запчастью OEM лежат абсолютно одинаковые детали. OEM-запчасти не проходят контроль качества автопроизводителя и могут быть изготовлены из более дешевых материалов. Выбор таких деталей намного меньше, чем оригинальных. В продаже будут только те, на которые есть стабильный спрос. Нельзя купить абсолютно любую деталь как OEM.

Автопроизводители периодически меняют поставщиков деталей на конвейер, поэтому покупка OEM не всегда лучший выбор. Товар, на который вы рассчитываете как на «оригинальную деталь в другой коробке», может не иметь к актуальному OEM никакого отношения.

Оригинальный номер детали BMW и MINI на запчасти Lemforder. Иногда такие номера удаляют механически и оставляют только номер по каталогу поставщика детали
Оригинальный номер детали BMW и MINI на запчасти Lemforder. Иногда такие номера удаляют механически и оставляют только номер по каталогу поставщика детали

Аналоги. Кроме производителей оригинала есть много больших заводов и мелких фирм, которые производят и продают запчасти под своими брендами. Некоторые из них даже ничего не производят: покупают у производителя большую партию и продают под своим брендом, их называют упаковщиками.

При выборе аналога можно столкнуться с несоответствиями: деталь не подойдет или ее придется буквально дорабатывать напильником, паяльником или строительным феном. Зато приятная цена: аналог может быть в пять раз дешевле оригинала и в два раза дешевле OEM.

Качество таких запчастей зависит от множества факторов. Один и тот же поставщик может продавать отличные шаровые опоры с большим ресурсом для Mazda и никуда не годные для Opel, которые придется менять через месяц.

Большой плюс аналогов — возможность купить элемент детали, которую в оригинале поставляют только целиком. Если требуется заменить ШРУС, то оригинальный каталог может предложить только приводной вал в сборе. Среди аналогов можно найти отдельно ШРУС и хорошо сэкономить.

Восстановленные запчасти. Агрегаты или сложные детали могут стоить десятки тысяч рублей. Например, подтекающая рулевая рейка или изношенный генератор крепко ударят по бюджету. Сэкономить без ущерба качеству можно с remanufactured-деталями — это агрегаты, которые полностью восстановили на заводе-производителе.

Потребительские свойства, гарантия и ресурс таких комплектующих не отличаются от полностью новых. При покупке вас могут попросить отдать старую запчасть и сделать скидку на восстановленную: так она может стать дешевле на 25—40%. Часто восстановленные детали продают без приема старых. В России такие сервисы не очень распространены из-за сложной и дорогой перевозки обратно на завод.

Номера деталей у новых и восстановленных запчастей отличаются — вы всегда сможете понять, что покупаете. Агрегаты может восстанавливать автопроизводитель, крупный OEM-поставщик или организация, которая занимается только восстановлением узлов и агрегатов. В последнем случае важно проявить осторожность: много брака.

Подбор запчастей по VIN

У каждого автомобиля есть уникальный номер — vehicle identification number, VIN. У праворульных машин из Японии его нет, но есть номер кузова — Frame. Через специальные программы по этому номеру можно узнать модель двигателя и тип коробки передач, комплектацию и даже дату производства машины.

VIN можно посмотреть в свидетельстве о регистрации транспортного средства, паспорте транспортного средства или договоре купли-продажи автомобиля. Если машина ближе, чем документы, ищите VIN на кузове или под лобовым стеклом. Чаще всего номер можно найти в месте крепления амортизатора — на чашке, на наклейке в проеме водительской двери или в специальном месте под пассажирским сиденьем.

Единого стандарта расшифровки VIN нет, каждый автопроизводитель дает информацию по своим алгоритмам. Комплектацию могут описать кодами без расшифровки, на английском и просто непонятными словами. Для свежих автомобилей очень сложно найти такую информацию в интернете — особенно для китайских.

Автопроизводителям невыгодно распространять точные данные о самых современных моделях, потому что так пользователю проще подобрать запчасти-аналоги и купить оригинальные детали где угодно, только не у дилеров. Иногда все еще хуже: чтобы подобрать запчасть, нужна дорогостоящая и хорошо защищенная от пиратства база данных. Самый яркий пример — Volvo и программный комплекс VIDA, который с 2015 года работает только в онлайне. Поэтому владелец Volvo 2015 года и моложе вряд ли сможет подобрать запчасти самостоятельно и не ошибиться.

Можно найти каталог по марке автомобиля или воспользоваться универсальным — например, elcats.ru, каталоги на zzap.ru или на emex.ru. Если информация о машине есть, по VIN можно подобрать подходящие запчасти.

Не стоит полностью полагаться на выборку каталога: сортировка по VIN может не сработать или сработать частично.

Если знаете опции автомобиля, лучше вручную проверить подбор детали. В каталоге может не быть вашего VIN или Frame: это нормально для очень старых машин, машин младше трех лет и даже для целых марок.

Как подобрать запчасть по марке и модели автомобиля

Чтобы подобрать деталь по марке или модели авто, в электронном каталоге запчастей нужно выбрать производителя автомобиля, модель и год выпуска. Дальше — модификацию: объем двигателя, тип трансмиссии и расположение руля. После этого каталог покажет список групп деталей, для каждой из которых есть схема.

Каталог предложит все возможные варианты запчастей. У разных комплектаций автомобиля могут быть и разные запчасти. Если речь идет не о каком-то технически простом автомобиле, будет сложно подобрать правильные запчасти без точной информации о комплектации машины.

Подбор тормозного цилиндра для Renault Logan по каталогу с сайта TRW — крупного производителя автомобильных компонентов. Определить, есть ли в автомобиле ABS, легко, но с более сложным списком опций может ничего не получиться. Источник: trwaftermarket.com
Подбор тормозного цилиндра для Renault Logan по каталогу с сайта TRW — крупного производителя автомобильных компонентов. Определить, есть ли в автомобиле ABS, легко, но с более сложным списком опций может ничего не получиться. Источник: trwaftermarket.com

Вот что можно сделать, чтобы получше узнать свой автомобиль и точнее подобрать детали:

  1. Поговорить с мастерами, которые ремонтируют машину. Можно попросить сервис распечатать или прислать расшифровку VIN на электронную почту. Будет список узлов, агрегатов и опций, который можно будет сравнить с онлайн-каталогом и подобрать нужные запчасти.
  2. Изучить официальный сайт производителя. Если машина свежая, то у нее может быть конфигуратор. Иногда помогают даже фотографии из рекламного буклета. Например, в случае с BMW так можно отличить обычные тормоза от тормозов с опцией «спортивные настройки ходовой части» и правильно подобрать колодки.
  3. Использовать платный сервис по расшифровке VIN. Им можно воспользоваться, если в каталогах запчастей нет вашего автомобиля. На специальном сайте может быть более полная база данных, а список опций можно получить за 100—200 Р.
Если и удастся точно определить в каталоге свой автомобиль, без списка опций сложно выбрать даже расходники. На схеме — три варианта передних тормозных дисков для Mercedes C180 и опции, которые влияют на подбор. Источник: elcats.ru
Если и удастся точно определить в каталоге свой автомобиль, без списка опций сложно выбрать даже расходники. На схеме — три варианта передних тормозных дисков для Mercedes C180 и опции, которые влияют на подбор. Источник: elcats.ru

Как подбирать запчасти по номеру детали

У каждой запчасти есть свой уникальный номер, который присваивает производитель или упаковщик. Номера оригинальной детали, детали OEM и аналогов будут разными. Обычно номер есть на самой запчасти: его печатают или наносят механически, выштамповывают или отливают.

Если деталь стоит на штатном месте в автомобиле и ее номер не видно, придется воспользоваться другими вариантами подбора. Но для комплектующих, которые можно снять, этот метод хорошо подходит. Также можно записать номера деталей, которые уже закупили для ТО.

Было время, когда люди просили подобрать запчасти в каком-нибудь магазине, а потом говорили: «Большое спасибо» и уходили в закат вместе с распечаткой заказа-наряда, чтобы потом спокойно сесть за компьютер и по готовым номерам поискать, где дешевле.

Этот трюк давно не работает: в заказе-наряде мастерской все чаще указывают только названия запчастей. Продавец или мастер на СТО скажет, что подбирает запчасти, только чтобы продать их или установить на машину, и будет абсолютно прав: это квалифицированный труд, который должен оплачиваться.

Воздушный фильтр от KIA Soul. На корпусе буквы и цифры. Неопытный человек не всегда может понять, какие из них — номер детали
Воздушный фильтр от KIA Soul. На корпусе буквы и цифры. Неопытный человек не всегда может понять, какие из них — номер детали
Можно вбить буквы и цифры с корпуса запчасти в поисковик: его алгоритмы помогут убрать лишние символы
Можно вбить буквы и цифры с корпуса запчасти в поисковик: его алгоритмы помогут убрать лишние символы

Не всегда можно добиться результата, если искать запчасть по номерам, указанным на старых деталях.

Номера периодически меняют, поэтому, если машина достаточно старая или слишком новая, в выдаче поисковиков ничего не будет. Придется искать комплектующие по каталогам или доверить эту работу специалистам.

По точному номеру детали можно подобрать аналог. Крупные интернет-магазины делают это автоматически. Самый известный из таких магазинов — exist.ru
По точному номеру детали можно подобрать аналог. Крупные интернет-магазины делают это автоматически. Самый известный из таких магазинов — exist.ru

Где лучше покупать запчасти

Онлайн-магазины и агрегаторы. Сейчас запчасти продают даже маркетплейсы — «Озон», «Яндекс-маркет» и «Вайлдберриз», но покупать их там не стоит: велик риск получить подделку. Лучше заказать деталь в специализированном магазине. Там помогут выбрать по VIN или убедиться, что вы правильно подобрали товар.

Магазины бывают мультибрендовые и специализированные. Первые торгуют комплектующими для всех марок, оригинальными и аналогами. Там могут не знать особенностей именно вашей марки авто и ошибиться. Вторые специализируются на определенной марке и хорошо ее знают, в них скорее предложат проверенный аналог или даже уговорят купить оригинал. Но в специализированных дороже.

Пример агрегатора для поиска запчастей — zzap.ru. Многие магазины выкладывают сюда свои прайс-листы, поэтому легко найти деталь в наличии или по лучшей цене. Иногда свои предложения размещают и официальные дилеры. Тем не менее очень важно позвонить продавцу перед покупкой и все перепроверить при получении заказа.

Будьте осторожны с самыми низкими ценами на агрегаторах. В лучшем случае заказ не подтвердят и скажут, что уже продали товар. В худшем — пришлют подделку, но в приличных магазинах стараются за этим следить. На emex.ru, например, сильно штрафуют и банят недобросовестных продавцов. На zzap.ru есть отзывы, которые помогут понять, какая у продавца репутация.

Фильтр для KIA через zzap.ru я нашел в наличии и по очень хорошей цене
Фильтр для KIA через zzap.ru я нашел в наличии и по очень хорошей цене

Офлайн-магазины и точки на авторынке. Если запчасть нужна прямо сейчас и ее не найти через агрегатор, то лучше начать поиски с профильных магазинов по вашей марке. Не стоит избегать и официальных дилеров: у них большой ассортимент и не всегда дорого.

Небольшой магазин с запчастями только для одной марки можно рекомендовать новичкам. Цены там могут быть не самые низкие, но запчасти подберут правильно. На авторынках много точек, которые торгуют всем подряд, — от них я рекомендую держаться подальше: можно купить подделку и столкнуться со сложностями при попытке вернуть товар.

Зарубежные магазины. Иногда это единственный способ купить редкую запчасть или хорошо сэкономить. Так происходит из-за особенностей поставок. Даже если производитель OEM-запчасти или аналога выпускает деталь, то она может не продаваться в конкретной стране.

Этот вариант подойдет продвинутым автолюбителям, хотя в большинстве случаев запчасть можно найти или заказать в местном магазине. Если решитесь на такую покупку, обязательно свяжитесь с продавцом и попросите как можно больше информации о детали. Уточните стоимость доставки и рассчитайте таможенные платежи: может оказаться, что купить в России новую оригинальную запчасть будет дешевле.

И помните про ограничения на перевозку. Например, амортизаторы нельзя доставлять авиатранспортом: дело в том, как они устроены.

Автосервисы — хороший способ купить не запчасть, а решение проблемы с автомобилем. Особенно если машина сломалась и нет времени ждать. Часто у автосервисов большая наценка, иногда даже двойная, но люди берут, потому что у дилера еще дороже.

Советую сравнивать цены сервиса и крупных интернет-магазинов. Если вам кажется, что в сервисе чересчур дорого, — попробуйте поторговаться, иногда это помогает.

Как сэкономить на запчастях

Универсального ответа нет. Самая дешевая запчасть может оказаться низкого качества и быстро выйдет из строя. Вместо экономии получится переплата за работу сервиса или выходные в гараже. Но и купленный за большие деньги оригинал не всегда будет самым удачным решением — зависит от специфики автомобиля.

Обменяться опытом и получить рекомендации по комплектующим с лучшим соотношением цены и качества помогут многочисленные автомобильные клубы и сообщества. Многие автовладельцы с радостью рассказывают, как амортизатор одной фирмы проходил четыре года, а другой — всего два месяца.

Как только определитесь с производителем детали и подберете ее номер, проверьте цены в интернет-магазинах вашего города и через агрегатор. Не забудьте узнать цену на оригинальную деталь у официального дилера.

Запомнить

  1. Всегда начинайте поиски с оригинальной детали. Иногда они стоят столько же, сколько б/у с разборки.
  2. Если не уверены, что подобрали запчасть правильно, не покупайте. Еще раз проконсультируйтесь с продавцом или мастером.
  3. Узнайте и сохраните список оснащения и опций вашего автомобиля, изучите его особенности. Это сильно поможет в поиске комплектующих.
  4. Обязательно уточните условия возврата и не выкидывайте документы о покупке. Они очень помогут в спорной ситуации.