Сколько стоит содержать автодом
![Сколько стоит содержать автодом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/main__25154d95-250b-4f5a-b4c8-7ed379b33a90-edit.6ivlsm.jpg)
Летом 2020 года мы с мужем купили автодом.
Мы живем в Сочи и уже около пяти лет путешествуем в разных форматах. Перед пандемией мы съездили во Францию, Испанию и Марокко. В этих поездках нам встречались путешественники в автодомах: молодые серферы у берегов Атлантики и взрослые французы, трепетно влюбленные в север Африки. Мы так вдохновились, что купили свой.
Плюсы автодома я знала еще до покупки: несколько лет назад мы с друзьями арендовали кемпер на майские праздники и поехали по побережью Черного моря. Это было одно из самых веселых и запоминающихся приключений. В доме на колесах можно останавливаться там, где захочется, и каждое утро просыпаться с новым видом из окна.
А вот минусы автодома я поняла уже позже, когда мы стали владельцами. О них подробно расскажу в статье.
Первый автодом обошелся нам в 2 100 000 ₽. Еще 181 500 ₽ мы в течение года вложили в обустройство, небольшой ремонт и техобслуживание. Через год стало ясно, что концептуально нам все нравится, но вот модель автодома нужна другая. И мы купили второй — лучшего уровня и более удобной комплектации. Расскажу, чем они отличаются и куда мы путешествуем на автодоме.
![Так выглядит наш первый автодом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-1.akkai6.png)
Что такое автодом и какие они бывают
Автодом, он же автокемпер, он же автояхта — это полноценный укомплектованный дом для жизни, но на колесах. Такие дома сделаны на базе автомобиля. Вы могли видеть их в фильмах «Земля кочевников» или «Маленькая мисс Саншайн». На автодоме можно путешествовать везде, где есть дороги.
Автодома бывают очень разные: от прицепа на колесах до интеграла, который по уровню комфорта мало чем отличается от обычной квартиры. Вот основные варианты:
- Автоприцеп.
- Кастенваген.
- Альковный автодом.
- Полуинтеграл.
- Интеграл.
Автоприцеп, или автодача — самый простой и бюджетный вариант. Это дом-прицеп, который присоединяют к автомобилю. Цена на такой начинается от 600 000 ₽.
Плюс такого автодома в том, что его можно отцепить и оставить, например, в кемпинге. А на автомобиле свободно кататься по городу.
Минусы — плохая аэродинамика на дороге и двойной расход бензина. И главное: по правилам дорожной безопасности во время движения в автоприцепе находиться нельзя.
![Автоприцеп на «Авито»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-2.ex6eou.png)
Кастенваген выглядит как микроавтобус. Такой автодом можно купить готовым или сделать самостоятельно, например, на базе Мерседеса Спринтера или Форда Транзита. Многие энтузиасты выбирают второй вариант.
Кастенваген — самый маневренный из всех автодомов. Стоит такой от 1,5 млн до 16 млн рублей в зависимости от базы и комплектации.
Выглядят кастенвагены симпатично, но в реальной жизни, как мне кажется, неудобны и подходят только для коротких путешествий. Внутри обычно есть жилой отсек со спальней и маленькой кухней, а вот санузел туда встраивают редко. Обычно максимум устанавливают душевую лейку снаружи, чтобы была возможность принять душ на природе.
![Кастенваген на «Авито». Обычно такой дом — самодел. На мой взгляд, это не полноценный автодом — скорее палатка на колесах](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-3.rfwaqn.png)
![Внутри кастенваген может выглядеть так. Такие интерьеры любят блогеры в соцсетях и на «Ютубе». Фото: DeRepente / iStock](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-4.e4as13.png)
Альковный автодом сделан на базе обычного легкового автомобиля. Над кабиной водителя есть надстройка-«альков», где расположено спальное место. Жилой модуль в таком доме сделан из сэндвич-панелей с теплоизоляцией.
Наш первый автодом — как раз альковный, на базе Фиата Дукато. Главный его плюс для меня — высокий потолок. За счет него внутри много пространства. Еще у него сравнительно маленький расход бензина, 10 л на 100 км. Из минусов: у него немного меньше маневренности, чем у других типов автодомов.
Сейчас такой автодом, десятилетний, но в приличном состоянии, может стоить от 3,5 млн рублей. Мы свой купили за 2,2 млн.
![Альковный автодом на «Авито»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-5.3fh7hg.png)
![Наш автодом — точно такой же, как в объявлении, но обошелся в 2 раза дешевле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-6.spzx8d.png)
![В алькове есть окно, в которое в ясную погоду можно смотреть на звезды прямо из кровати. Очень романтично](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-7.ay7xgv.jpg)
Полуинтегрированный автодом — полуинтеграл — тоже сделан на базе автомобиля, как и альковный. Отличие в том, что в полуинтеграле нет надстройки над кабиной, за счет этого меньше пространства и спальных мест. Зато он более маневренный.
Стоит полуинтеграл примерно столько же, сколько альковный автодом — от 3,5 млн рублей.
![Полуинтегрированный автодом на «Авито» продают за 5,5 млн](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-8.bc5atd.png)
Интегрированный автодом — интеграл — самый дорогой, самый продуманный и самый комфортный.
Здесь от автомобиля — только двигатель, трансмиссия и шасси. Дом целиком, включая кабину, сделан из сэндвич-панелей. Кабина и жилая зона — единое пространство. Обычно в таких домах удобная планировка с отдельной спальней, а еще более качественная отделка, чем в других автодомах.
Кроме того, интегральный автодом — самый теплый, потому что в нем нет отдельной кабины, из которой дует зимой.
Наш второй автодом — интеграл. Мы купили его в компании по перепродаже автодомов за 4,2 млн рублей. Нам повезло: на «Авито» интегралы стоят от 7 млн рублей. Высокая цена объясняется сложностью производства.
![Интегрированный автодом на «Авито»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-9.cjcftl.png)
![Типы автодомов, классификация с сайта по продаже и аренде автодомов «Автояхта». Слева направо: альковный, полуинтеграл, интеграл. Источник: autoyahta.ru](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-10.zlrkxf.png)
Какие еще бывают автодома. В мире много энтузиастов, которые собирают автодома самостоятельно. Иногда у них получается нечто поразительное. Например, гигантские автодома, в задней части которых помещается гараж для обычного автомобиля.
Часто встречаются трехосные автодома. Как правило, они очень длинные. Сложно представить, как ими управлять, особенно в городе.
Еще бывают крутые «кастомные» автодома. Например, скоро на рынок планируют вывести модель автодома компании Хюмер на базе Мерседеса с современным интерьером. Он выглядит как маленькая квартира будущего.
![Интерьер концепта автодома Мерседес Хюмер. Если не знать, что это пространство на колесах, легко представить, что это номер дорогого отеля. Источник: hymer.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-11.cs9x1g.jpg)
![А этот вид мне напоминает настоящую яхту, без приставки «авто». Источник: hymer.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-12.4tamkm.jpg)
![В отдельную спальню в верхней части дома ведут ступеньки с подсветкой. Источник: hymer.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-13.xg4sth.jpg)
![Надувные стенки складывающейся крыши толщиной почти 7 см — с теплоизоляцией все в порядке. Источник: hymer.com](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-14.ljchit.jpg)
Как мы выбирали наш автодом
Перед тем как купить наш первый автодом, мы смотрели обзоры на «Ютубе» и мониторили предложения. Основными критериями выбора были цена, состояние автодома и год выпуска. Мы искали укомплектованный заводской вариант.
В июне 2020 года рынка автодомов в России фактически не было, и предложений было мало. Выбирали из того, что было. Нам удалось найти всего несколько компаний в Москве, которые продавали и сдавали в аренду автодома.
Нас заинтересовали три почти одинаковых предложения альковных автодомов: два — от московских компаний, и еще одно — на «Авито». Что удивительно, предложение на «Авито» было в Сочи, где мы живем. Цена у всех трех предложений была почти одинаковой — примерно 2 350 000 ₽.
В итоге мы купили автодом на «Авито». Это был Фиат Адриа 2011 года с механической коробкой передач и передним приводом. Такой автодом можно водить с правами категории B.
Из-за пандемии много желающих купить тот автодом не было, и нам удалось сбить цену. Мы заплатили 2 100 000 ₽. Часть денег у нас была в накоплениях, еще небольшую часть мы одолжили, так как деньги постоянно в обороте. У нас несколько источников дохода: два бизнеса, иногда фриланс, сдача квартиры и катера. С долгом мы быстро рассчитались.
- 2,1 млн ₽
- мы заплатили за автодом
Нам повезло с ценой: сейчас подобные дома стоят от 3,5 млн рублей. Если вы решитесь покупать автодом, я советую не торопиться и потратить время на изучение рынка. По моему опыту по-настоящему хорошие предложения надо ловить.
Как устроен альковный автодом
В теории в автодоме можно жить 365 дней в году. Это похоже на жизнь в маленькой студии, где есть все необходимое, но места немного.
Наш дом 7 м в длину, 2,3 м в ширину и 2,9 м в высоту. Буквально все это пространство задействовано: автодом очень продуман. Вот как в нем все устроено.
Жилое пространство и санузел. В нашем автодоме шесть спальных мест, обеденная зона, полноценный санузел с душем.
Спальные места такие:
- Большое двуспальное место в алькове над водительской кабиной.
- Двуспальное место, в которое раскладывается обеденная зона.
- Два односпальных места друг над другом в задней части автодома над багажником.
В большой обеденной зоне стол и два дивана, в маленькой — стол и два сиденья. За ними мы обычно работаем. Здесь же был небольшой телевизор, но мы его продали за 4000 ₽ на «Авито».
Еще есть кондиционер, он работает, если автомобиль подключен к розетке.
В санузле душ с перегородкой, биотуалет и раковина с зеркалом и шкафчиками. Вода для душа быстро нагревается благодаря газу, стоит лишь повернуть переключатель. Основной бак для воды размером 100 л. Также у нас с собой обычно есть запас воды в больших канистрах, еще около 200 л. Этого хватает, чтобы помыться, помыть посуду и протереть пол.
![Так выглядит наш автодом изнутри. Шесть пассажирских мест, обеденная зона, кухня, холодильник, шкаф. Коричневый отсек справа за синими креслами — душевая с туалетом](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-15.t5xdiw.jpg)
![Душевая с баком воды на 100 л с горячей водой. Вода нагревается от газа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-16.y4ldh1.jpg)
Кухня тоже полностью оборудованная. Есть газовая плита, раковина, холодильник с морозилкой. Холодильник работает от газа либо от электричества, когда автодом подключен к розетке.
Я знаю, что бывают автодома с небольшими духовками, но у нас ее нет. Зато есть капсульная кофемашина — ее мы поставили сами. Не представляем утро без кофе.
Вытяжки в альковном доме тоже нет, но запахи не мешают: когда я готовлю, просто открываю окна на кухне — боковое и на потолке. Во втором автодоме вытяжка над плитой есть.
![Так выглядит кухня: плита на три горелки и раковина рядом. Жидкость для мытья посуды и мыло закреплены, иначе после переезда можно обнаружить их в другом углу автодома](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-17.flg3a9.jpg)
![У нас с собой есть вся посуда: сковородки, кастрюли, любимые кружки. Тарелки мы купили в Икее — они железные, чтобы не разбить](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-18.h5xsmx.jpg)
![В автодоме мы готовим все то же самое, что и на обычной кухне в квартире](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-19.kq222r.jpg)
![Однажды в Карелии собрали белых грибов и тут же сварили мой любимый грибной суп](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-20.b639f3.jpg)
![Еще мы возим с собой барбекю и часто используем его во время вылазок на природу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-21.cdc6se.jpg)
Где храним вещи. Места для вещей в автодоме хватает. Есть шкаф с плечиками для одежды и много отсеков для хранения: 9 полок в жилой зоне и 8 на кухне. Также на кухне есть 2 больших ящика под потолком и 6 внизу, из них 4 выдвижные. Все полки и ящики на защелках, чтобы не выдвигались, когда дом на ходу.
Таким образом, можно вообще не думать, что из вещей брать с собой в путешествие — поместится все. Я заметила, что почти перестала скучать по дому, когда со мной стали ездить любимые вещи: книги, посуда, одежда. К тому же это удобно, ведь в путешествии не всегда знаешь, что тебя ждет завтра: поход в оперу или трекинг в гору.
А еще можно использовать багажник и вместо одного из спальных мест получить дополнительное пространство. Мы обычно так и делаем и возим с собой велосипеды и даже мопед.
![Мопед — еще один способ исследовать новые места, но налегке. А автодом можно оставить на парковке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-22.xorgaj.jpg)
![Наверху над окном — отсеки для хранения вещей](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-23.ed37jd.jpg)
Электричество, газ и вода. В квартире мы не думаем об этих ресурсах, но в автодоме приходится.
Многое в автодоме работает на газу: плита, холодильник, отопление в холодную погоду. Вода нагревается тоже от газа. Проблем с горячей водой и отоплением нет. В сентябре мы ездили в Териберку и ходили там в шапках и мембранных плащах. А в доме было тепло.
У нас два газовых баллона. Их хватает надолго, недели на две. Заправить баллоны можно на газовых заправках, правда, не на всех.
Электричество нужно, чтобы заряжать гаджеты и пользоваться кофемашиной, стиральной машиной и другими приборами. У нас два аккумулятора, они заряжаются, когда двигатель заведен. Хватает зарядки на 2—4 дня.
Воду обычно берем на заправках или в кемпингах. Цена бака воды в кемпинге бывает очень разной. Иногда за это просят символическую сумму в 100 ₽, а иногда 1000 ₽. На всякий случай мы всегда подмечаем, где есть кран с водой. Однажды мы заправляли воду прямо от жилого дома в Санкт-Петербурге.
Сколько мы вложили в автодом
Я подсчитала, что в течение года мы вложили в автодом 181 500 ₽. За эти деньги мы улучшили очень многое. Вот что мы сделали.
ТО и общие траты. В день покупки автодома мы сразу записались на ТО в обычный сервис, где обслуживают легкий коммерческий транспорт. Заменили ремень ГРМ и приводной ремень, колодки, тормозные диски, помпу охлаждения, все масла и жидкости. А также починили дворники и зеркало заднего вида и почистили радиатор. Все это в сумме обошлось в 50 000 ₽.
Позже мы улетели на несколько месяцев и оставили автодом в сервисе, чтобы нам отшлифовали корпус снаружи и покрасили кабину. Заплатили 40 000 ₽.
Интерьер. Практически сразу мы обшили все сиденья синей тканью с бархатной текстурой. Это обошлось в 40 000 ₽. До этого они выглядели как обычные автобусные сиденья — было совсем неуютно. Ткань выбрали в Санкт-Петербурге из образцов, которые предложили в мастерской по обивке мебели. Забавно, что дома у нас стоит синий бархатный диван: в тот период нам нравилась бархатная винтажная мебель глубоких оттенков.
Детали кухонной мебели и душевую мы покрасили сами. Краску и кисти купили в «Леруа Мерлене» за 1500 ₽.
Чтобы создать комфортную атмосферу, я взяла из дома интерьерные подушки, любимое постельное белье, фикус, свечи, книги, посуду, фотографии — все то, по чему я скучаю в долгих путешествиях.
Позже мы многое докупили: занавески, новую лейку для душа, органайзеры для вещей в душевую и кухню, коврики и хлопковые шторы из «Икеи». На все ушло около 10 000 ₽.
![Синие сиденья, подушки, фикус, зеркало — ради уюта не жаль ни времени, ни денег](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-24.rzirut.jpg)
![Снаружи мы украсили автодом гирляндой](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-25.3xyq0m.jpg)
![Стену украсили фотографиями из дома и путешествий](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-26.sprtkr.jpg)
![В автодоме я люблю зажигать свечи, пить чай, читать книгу перед сном, медитировать](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-27.oyxhos.jpg)
Техника и быт. Мы сразу купили разные дополнительные предметы, чтобы оптимизировать жизнь в автодоме. В первый месяц купили два аккумулятора, чтобы у нас был больший запас электричества. Новый аккумулятор стоит 27 000 ₽, а мы нашли два на «Авито» по 8000 ₽.
Еще взяли дополнительный газовый баллон за 5000 ₽, чтобы реже заправлять газ. И дополнительные канистры и бак для воды на 200 л — они обошлись в 7000 ₽.
Поставили инвертор, чтобы использовать приборы, которые требуют напряжение 220 вольт — например, заряжать компьютер, пользоваться кофемашиной и отпаривателем для одежды. Он стоил 4000 ₽. Обычное напряжение в автодоме — 12 вольт.
Кроме этого, мы купили стиральную машинку на 3 кг за 16 000 ₽ и капсульную кофемашину за 5000 ₽. Они работают от аккумуляторов.
![Такие аккумуляторы мы купили, но б/у, на «Авито» и почти в 4 раза дешевле](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-28.7kxzky.png)
![Евробаллон для газа](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-29.do5vho.png)
Повседневные траты на автодом
Траты на автодом складываются из расходов на топливо, газ, стоянку в кемпингах и проезд по платным дорогам, а также страховку и техобслуживание. Рассчитать средние траты за месяц сложно, потому что траты зависят от множества факторов: едем ли мы куда-то или стоим на месте, платим ли за место в кемпинге или пользуемся бесплатной парковкой, готовим ли в автодоме или едим в кафе. Можем за день отдать 5000 ₽ только на платные дороги, а можем весь месяц оставаться в кемпинге и тратить 500 ₽ в день на все.
По моим ощущениям, средние траты на автодом — такие же, как в обычной жизни. Просто вместо коммунальных платежей за квартиру мы платим за газ и платные дороги. Вместо мелких поломок в квартире — мелкие поломки в автодоме. А другие траты — на еду, одежду, интернет, кофе — не меняются.
Вот основные статьи расходов.
Топливный бак мы заправляем дизельным топливом. Объем бака в автодоме — 80 л, за полный бак в России отдаем 4000 ₽. При скорости до 100 км/ч этого хватает на 700—800 км, то есть расход — около 10 л на 100 км.
- 10 л
- расход бензина на 100 км
Газовый баллон — на 25 л. В России заправить его целиком стоит 700 ₽. Если не использовать отопление, газового баллона хватит на две недели, с отоплением — дня на три.
Воду мы заправляем чаще всего бесплатно: на заправках, в кемпингах, иногда на автомойках. Всегда подмечаем краны и шланги у домов или в парках, а также общественные туалеты. Также мы часто набираем воду в источниках, где обычно уже установлена труба.
![Это я в красивом платье заправляю воду на заправке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-30.x8vgbq.jpg)
Кемпинги в России в среднем стоят около 1500 ₽ в сутки. В цену входят электричество, вода, зона барбекю, иногда стиральная машина. Вместо кемпинга можно встать на платную охраняемую парковку — будет дешевле, но удобств меньше.
Мы находим кемпинги, парковки, заправки газа и воды в приложении Park 4 night. В нем автопутешественники отмечают на карте нужные точки. Мы тоже отмечаем, если находим что-то, чего еще нет на карте.
Платные дороги — ощутимая трата. В поездке Москва — Сочи мы потратили только на дороги 2970 ₽. А доехать из Москвы до Санкт-Петербурга стоит от 3202 ₽: точная цена зависит от времени суток и дня недели. Если собираетесь много ездить по России, советую купить специальный транспондер «Росавтодор» — с ним дешевле, а проезжать будете быстрее. Стоит он около 1800 ₽.
![Купить транспондер можно в центрах поддержки и обслуживания «Автодора», на пунктах взимания платы и в магазинах-партнерах. А можно — на «Озоне». Стоит везде около 1800 ₽](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-31.0b96le.png)
Техобслуживание мы осуществляем раз в 10 000 км, платим за него 10 000 ₽. Страховка обходится в 5000 ₽ в год. Для заграничных поездок нужны отдельные страховки — за турецкую, например, мы отдали примерно 2500 ₽.
Прочее. Еще одна трата, которая есть только в автодоме, — жидкость для биотуалета. Стоит 630 ₽, продается на «Озоне». Двух литров хватает примерно на месяц.
![Мы берем вот такую жидкость для туалета. Соотношение цены и качества нас устраивает](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-32.lkcbtk.png)
Плюсы путешествия в доме на колесах
Налаженный быт. Раньше, когда мы уезжали из Сочи надолго, я скучала по своему быту и ритуалам. Теперь я спокойно беру в поездку свою любимую кружку, благовония и кулинарную книгу. Приятно спать в своей постели и готовить дома.
Мы умудряемся даже звать на ужины гостей. У нас есть стол и стулья для кемпинга. Во время поездок на автодоме у нас были самые красивые ужины: на горе с видом на багровый закат, озеро и старый город; среди невероятно красивых полевых цветов.
Экономия на жилье. На сэкономленные деньги можно иногда снимать по-настоящему классное жилье, чтобы проникнуться атмосферой места. Планируем так и делать, если когда-нибудь поедем в Европу.
Все нужное — всегда с тобой. Часто в длинных путешествиях природный отдых сменяется культурными прогулками по большим городам. Раньше в таких случаях я расстраивалась, что у меня нет с собой, например, платья для похода в театр. Автодом эту проблему решил — можно брать с собой сколько угодно вещей.
Свобода в передвижениях. Автодом снимает кучу логистических проблем. Можно спокойно уехать на природу, в глушь, где сложно найти обычный ночлег. Не нужно думать о том, где вы будете ночевать в следующем городе. Не нужно покупать билеты на самолет или поезд и искать, где арендовать машину. Вы не привязаны к таймингу. У вас есть возможность посетить не только популярные места, но и аутентичные уголки.
Поездки на автодоме открыли для меня уникальные места в России. Туризм у нас пока не слишком развит, а на кемпере можно останавливаться где угодно.
![Фотография, сделанная во время нашей первой поездки в автодоме по виноградникам. Мы поехали туда с друзьями и до сих пор вспоминаем это приключение](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-33.fwvjdv.jpg)
![Утро в путешествии. Вид из окна в Териберке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-34.wwixr0.jpg)
![За окном — невероятные пейзажи, а внутри — домашний уют: свечи, мелочи, цветы в горшках](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-35.hztosb.jpg)
![А еще в автодоме можно встретить закат, забравшись на крышу](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-36.k9h9ly.jpg)
![А это наш мопед, на котором мы исследовали Териберку и другие места](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-37.mhi9ue.png)
![Вот в таком багажнике мы его возим](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-38-1.t1eirq.jpg)
К чему нужно быть готовым
В путешествии в автодоме свои сложности. Расскажу о них.
Ведение быта. Большинство сложностей связаны с ведением хозяйства. Когда вы останавливаетесь в отеле, вам не нужно думать о быте: за вас приготовят завтрак, помоют пол и поменяют постельное белье. В арендованной квартире дел будет уже побольше. А в автодоме приходится решать задачи, с которыми в обычном жилье вы вряд ли столкнетесь.
Например, в автодоме необходимо заправлять воду и газовые баллоны. Выливать биотуалет — мы это делаем на заправках, в общественных туалетах и автокемпингах. Класть деньги на транспондер для платных дорог.
Для меня самая большая сложность в путешествиях в автодоме — отсутствие безлимитного душа. Горячая вода у нас есть, как и дополнительные баки с водой, но если нет подключения к воде, то на двоих стандартного бака 100 л хватит на два дня. В таких случаях можно ходить в бани или спа в местах, которые вы проезжаете — это может стоить 700—1000 ₽.
Быт мы с мужем делим пополам. Обычно муж заправляет газ и воду, а я чаще готовлю и навожу порядок. За рулем автодома тоже обычно муж. Я тоже вожу автомобиль, но пока мне непривычны габариты дома и механическая коробка передач. Наш второй автодом — на автомате. Думаю, спустя какое-то время я все же решусь сесть за руль.
![Пока мы не купили стиральную машинку, приходилось копить белье и выделять несколько часов на поход в прачечную. Сейчас, к счастью, одной бытовой проблемой стало меньше](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-39.cfg7dm.jpg)
Поиск парковки. Для этого нужны терпение, а иногда и находчивость. В России с этим проще, потому что в большинстве городов нет строгих правил парковки. Но я наслышана, что в Европе все иначе.
Непроходимость дорог. К сожалению, большинство автокемперов переднеприводные и не подходят для экстремальных поездок. Полноприводные тоже есть, но стоят совсем других денег — от 10 млн рублей.
В обычном автодоме по неопытности можно где-нибудь застрять. Однажды мы застряли у озера, ночью прошел дождь, а наутро мы поняли, что выехать невозможно. Пытались подкладывать под колеса камни, палки, песок — все было бесполезно. Мобильная связь не ловила. А нам еще нужно было уехать в зону доступа сети, так как был срочный звонок по работе. Мы пешком добежали до деревни и попросили помощи. Нам помог местный житель на Ниве.
В другой раз мы съехали с крутой горки и никак не могли заехать обратно. Мы были недалеко от города и вызвали эвакуатор.
Безопасность. Пока мы не сталкивались с опасными ситуациями. Единственное, что нарушает наш покой, — любопытные люди. Автодомом все интересуются и не стесняются стучаться. Обычно просто задают вопросы и просят показать, как внутри.
Перед поездкой в Европу путешественники с «Ютуба» рекомендуют установить сейф и убирать ценные вещи туда. В крупных городах лучше останавливаться на охраняемой парковке.
![Даже в самых глухих местах мы чувствуем себя спокойно в нашем автодоме](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-40.7n6sm5.jpg)
![Любые трудности забываются в такие моменты](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-41.udjc8i.jpg)
Путешествия на автодоме по России
На первом автодоме мы ездили по побережью вдоль Черного моря, в Карелию и на Кольский полуостров, по Крыму, в Переславль-Залесский и в Калужскую область на фестиваль «Сигнал». Вот как проходили путешествия.
Поездка по виноградникам вдоль Черного моря. Это было наше первое путешествие на автодоме. Мы позвали друзей и отправились вдоль моря, заезжая в красивые природные места и виноградники. Поездка длилась две недели. Мы плавали в море, встречали закаты, жарили барбекю, дегустировали биодинамические вина и полностью погрузились в атмосферу виноградарства — удалось даже поволонтерить у винодела Павла Швеца.
![Фото с нашего волонтерства на виноградниках. У нас было задание подвязывать виноград специальными прищепками, чтобы ветки не лежали на земле. Иначе трактор цепляет эти ветки и вырывает целые лозы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-42.hmsvkq.png)
![На своей кухне я готовила черноморские мидии, купленные на местной ферме](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-43.iaembm.jpg)
![Весной мы просто месяц жили в автодоме у причала в Геленджике — там у нас недавно появился маленький вейксерф-клуб](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-44.oqd5si.jpg)
![В это время мы никуда не ездили, зато к нам постоянно приезжали гостить друзья из Сочи и Москвы](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-45.n1ijq5.jpg)
Карелия и Кольский полуостров. Сюда мы отправились вдвоем в конце августа примерно на 12 дней. Эта поездка стала одной из самых любимых за все годы путешествий. Я не могла представить, что север настолько красивый и атмосферный.
Мы гуляли по крепости Корела, ночевали у озера Ламберг, гуляли по старинному городу Сортавала, ходили на лодке на остров Валаам и по Ладожским шхерам.
![Наш автодом среди карельских лесов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-46.ssycwu.png)
![Петроглифы, которые искали главные герои фильма «Купе номер 6»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-47.7wgbzh.png)
![Особенно меня поразили леса Карелии — полные белых грибов, черники, разноцветных мхов и папоротников](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-48.k6jm3n.png)
![Невероятная северная природа. 12 дней на это путешествие было явно недостаточно](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-49-1.gxarkj.jpg)
После Карелии мы направились на Кольский полуостров. Первую остановку сделали в поселке Умба у реки. Многие дома там расположены у воды, у всех есть маленький причал и резиновая моторная лодка. В Умбе мы нашли местного жителя дядю Сашу, который принимает туристов. Остановились в автодоме на его участке: заправили воду, пожарили барбекю и сходили в баню. Дядя Саша рассказывал истории про то, как местные жители встречали медведей, и ловлю горбуши.
Вторая остановка была в пустынном рыболовецком селе со смешным названием Кашкаранцы на берегу Белого моря. Здесь возвышался красный маяк и было всего несколько очень старых деревянных домов. Помню, что здесь был один из самых невероятных закатов в моей жизни.
Последним пунктом в нашем маршруте было село Териберка, ставшее популярным после фильма «Левиафан». Мы объехали все достопримечательности на мопеде: водопады, кладбище кораблей, артиллерийскую батарею. Увидели проплывающих морских котиков. Вели беседы с приезжающими сюда на вахту в единственном местном пивбаре — между прочим, крафтовом. А еще «поймали» ночью северное сияние — и это в конце августа. Хотя оно и было маленькое, увидеть северное сияние я не надеялась и поэтому была просто счастлива.
![В селе Кашкаранцы камни на берегу были тусклого красного цвета](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-50.kha6ij.png)
![Кладбище кораблей в Териберке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-51.99ublg.jpg)
![Мы ходили в Баренцево море на рыбацкой лодке](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-52.iiy3y2.jpg)
![И даже поймали треску](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-53.uylwzg.jpg)
![Кашкаранцы, край вселенной. Здесь несколько деревянных ветхих домов, маяк, на берегу розовые камни. И никого вокруг](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-54.dxrkle.jpg)
![Главное чудо путешествия на русский север](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-55.vluifd.jpg)
Подмосковье и Калужская область. До покупки автодома я мало путешествовала по России, так что была особенно рада возможности познакомиться с разными уголками нашей страны. Лето мы проводили в Москве, на выходные удалось выбраться на автодоме в старинный русский город Переславль-Залесский. Там мы проехали на велосипедах вдоль зеркальной реки, встретили художников на пленэре, проводили огромный красный закат на озере, посетили древние храмы.
А в конце лета была поездка на музыкальный фестиваль «Сигнал», которые проходит в течение нескольких дней на территории огромного природного парка Никола-Ленивец. Я впервые была на фестивале такого масштаба. На территории был палаточный городок и парковка для автодомов, где мы и жили вчетвером с друзьями.
![Красный закат на Плещеевом озере](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-56.lm8mgy.jpg)
![Переславль-Залесский мы исследовали на велосипедах, которые привезли с собой](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-57.6sfnt3.jpg)
![Один из старинных храмов в Переславле-Залесском и окрестности города](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-58.taubqj.jpg)
![А это я на парковке фестиваля «Сигнал»](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-59.hqbekk.jpg)
Второй автодом и наши планы
Даже купив автодом, мы не могли перестать мониторить «Авито» — и в итоге осенью 2021 года купили второй. Он был совсем другого уровня — тоже на базе Фиата Дукато, но интегральный, с более качественным интерьером, двойным полом, двуспальной кроватью, бензиновым генератором и отоплением от электричества.
Второй дом обошелся нам в 4,2 млн рублей. Как я уже говорила, нам повезло: такие дома стоят порядка 7 миллионов.
- 4,2 млн ₽
- мы заплатили за второй автодом
На новом автодоме мы почти сразу поехали в путешествие — в любимую Грузию и новую для нас Турцию, где мы и остались зимовать. О том, как проходила наша поездка, расскажу в отдельной статье.
Первый автодом мы пока не продали. Планируем заняться этим вопросом позже, когда спрос на автопутешествия возрастет. А может, вовсе не будем продавать, а будем сдавать в аренду. В Москве за автодом можно получить от 11 000 ₽ в сутки. К тому же у нас есть опыт сдачи квартиры, и нам очень нравится такой пассивный доход.
А еще у нас появился пес Космо. Если бы не автодом, пес сильно ограничил бы нас в передвижениях, ведь в салон самолета он не проходит по габаритам. Но к счастью, Космо отлично переносит дорогу, поэтому теперь мы путешествуем втроем.
![Наш новый автодом и первое путешествие в нем](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-60.zwqdhv.jpg)
![Вот он — новый житель автодома и член семьи](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/avtodom-61.wnwypg.jpg)
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.