Как поехать на Байкал строить экотропы

И зачем это делать

12
Как поехать на Байкал строить экотропы
Аватар автора

Ольга Дубровина

строит экотропы вокруг Байкала

Страница автора

Каждый год на Байкал приезжают тысячи туристов со всего мира, но инфраструктура в регионе не везде готова к их визиту.

Туризм на Байкале все еще носит дикий характер. Во многих местах рядом с озером не хватает кемпингов, оборудованных площадок для костра, туалетов и мусорных баков. Люди приезжают и путешествуют как попало: например, жгут костры там, где это запрещено, и оставляют мусор.

Контролировать потоки людей на прибрежной территории помогают экотропы — специальные маршруты для путешественников. К ним относится Большая Байкальская тропа. Она проходит от поселка Листвянка до поселка Большое Голоустное: тропа идет по побережью, частично заходит в лес, частично поднимается на скалы. Длина тропы — примерно 54 км, и это один из самых популярных маршрутов у путешественников из-за невероятных видов.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Тинькофф Журнала «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Я живу в Иркутске и работаю СММ-специалистом в ассоциации, которая строит экотропы на Байкале. Она тоже называется «Большая Байкальская Тропа», сокращенно ББТ. Мы поддерживаем инфраструктуру на существующем маршруте и строим новые тропы вокруг озера. Еще организуем работу волонтеров, рассказываем людям об экологичных способах путешествовать и помогаем другим некоммерческим проектам: например, читаем лекции для заповедников и организаций, которые тоже хотят работать с волонтерами.

Расскажу, почему важно строить экотропы, как приехать волонтером на Байкал и помочь природе озера.

Прежде чем прийти в ББТ, я часто ходила в походы вокруг Байкала: мы с мужем увлеклись трекингом в 2015 году
Маршруты мы строим в основном вокруг Байкала — по берегу озера, по местным горным хребтам
Это мы на выходных летом ходили на Кругобайкальскую железную дорогу
Подглядывали за нерпой, пили глинтвейн, ели манго. Отдыхали, читали и просто валялись на солнышке

Зачем нужны экотропы

Байкал окружают особо охраняемые природные территории, или ООПТ: например, Прибайкальский и Забайкальский национальные парки, Байкало-Ленский и Баргузинский заповедники. Они созданы для того, чтобы сохранять уникальную природу.

Охраняемые территории огромны, и, к сожалению, не всегда возможно держать их все под контролем. Особенно от наплыва туристов страдают поселок Листвянка, Тажеранская степь и остров Ольхон: это одни из самых популярных мест в регионе.

Вокруг Байкала практически нет трасс. Обычно происходит так: если один внедорожник умудрился куда⁠-⁠то проехать, по его колее начинают ездить все остальные. После того как колею залило, ее начинают объезжать со стороны — делают еще колею, а потом еще одну. Получается, что вытаптываются огромные территории. Фото: Anna Krivitskaya / Shutterstock
Вокруг Байкала практически нет трасс. Обычно происходит так: если один внедорожник умудрился куда⁠-⁠то проехать, по его колее начинают ездить все остальные. После того как колею залило, ее начинают объезжать со стороны — делают еще колею, а потом еще одну. Получается, что вытаптываются огромные территории. Фото: Anna Krivitskaya / Shutterstock

Большинство троп вокруг Байкала появляются потому, что людям стало интересно какое-то место, и они начали массово туда ходить. Мы называем это естественными тропами. А экотропа — это искусственно созданное инженерное сооружение, у которого есть много разных функций.

Защита важных участков. Экотропы прокладываются так, чтобы оградить от потока туристов территории, которые не следует беспокоить. Например, зону с реликтовыми растениями либо место обитания редких животных. Если люди идут по экотропе, то они наносят минимальный вред природе либо вообще его не наносят.

В 2020 году мы с волонтерами стояли лагерем недалеко от поселка Большие Коты. Там неподалеку есть мыс Скрипер — это скальный участок, с которого открываются красивые виды на Байкал и поселок. Естественно, сходили туда все вместе в выходной
В 2020 году мы с волонтерами стояли лагерем недалеко от поселка Большие Коты. Там неподалеку есть мыс Скрипер — это скальный участок, с которого открываются красивые виды на Байкал и поселок. Естественно, сходили туда все вместе в выходной
Волонтеры ББТ сидят на обеде. На головах и шеях — наши фирменные банданы. Теперь вместо бандан стали выдавать футболки
Волонтеры ББТ сидят на обеде. На головах и шеях — наши фирменные банданы. Теперь вместо бандан стали выдавать футболки

Снижение антропогенной нагрузки. Мне кажется, у многих самостоятельных путешественников не воспитано экосознание: люди не знают, как отдыхать безопасно для природы. Например, вместо того, чтобы сделать новое костровище, лучше найти старое и пользоваться им. Весь мусор важно увозить с собой, а не оставлять его где-то в лесу или сжигать. Ходить нужно не просто куда захотелось — лучше заранее узнать специальные маршруты и стараться передвигаться по ним.

Экотропы решают все эти проблемы. На них есть специально оборудованные зоны для отдыха и участки, где можно жечь костры, устанавливать палатки и обустраивать лагерь.

Движение по безопасным маршрутам. По участкам обычной тропы часто могут проходить только опытные туристы, которые готовы куда-то лезть и карабкаться.

Мы с волонтерами оборудуем экотропы ступеньками, если нужно, и мостиками через ручьи. Плюс они идут в обход потенциально опасных для путешественников мест — например, крутых склонов или глубоких ручьев. По экотропе могут пройти родители с детьми и люди пожилого возраста — мы с командой часто встречаем бабушек, которые занимаются скандинавской ходьбой.

Разведываем территорию: проверяем, насколько безопасно ходить по склону
Разведываем территорию: проверяем, насколько безопасно ходить по склону

Информирование о местах. Обычно люди идут и смотрят по сторонам: вот красивая скала, а там смешное дерево. На экотропе благодаря стендам и афишам путешественники могут узнать, что особенного в этой скале, отчего лес стал таким необычным. А еще мы рассказываем, почему какие-то цветы на пути экотропы нельзя рвать: они редкие, и их осталось крайне мало.

Борьба с лесными пожарами — это второстепенная функция экотроп, но, на мой взгляд, очень важная. Когда низовой пожар доходит до экотропы, построенной по всем правилам, он останавливается: при строительстве мы убираем дерн и полностью снимаем весь слой почвы — гореть просто нечему.

Как выбирают место для строительства экотропы

Мы в ББТ следим за разными районами и замечаем, что в каком-то из них повысился поток людей, а туристической инфраструктуры пока что нет. Так делаем вывод, что там нужно проложить экотропу. Но просто прийти и начать делать тропу, где нам хочется, нельзя: для строительства нужно сделать большой объем подготовительной работы.

Сначала мы обращаемся с предложением построить экотропу к сотрудникам, ответственным за эту территорию. Например, сейчас занимаемся участком от Большого Голоустного до бухты Песчаной — это территория Прибайкальского национального парка.

Затем мы встречаемся с сотрудниками нацпарка, проговариваем, где хотим строить тропу. Они дают нам добро или отказывают, потому что не везде можно проводить работы. Так, в сторону бухты Песчаной у нас есть разрешение строить до какого-то определенного места — дальше идет заповедная территория, и на ней работать нельзя.

После члены ББТ отправляются на разведку территории. Мы проходим маршрут, смотрим, какие есть особенности рельефа, ландшафта, достопримечательности по пути и примерно накидываем план, как будет проходить экотропа.

На основе собранных данных специалисты ББТ делают инженерно-картографическую разработку и отправляют ее в нацпарк. Маршрут экотропы отрисовывается на карте с геометками — там прописывается, что и на каком участке будет строиться. Например, мы показываем, где нужен мост и какие материалы понадобятся для его строительства. Специалисты нацпарка проверяют, не навредит ли тропа природе, и согласовывают план работы.

Когда нам одобряют строительство, мы готовим проект, и в первую очередь ищем финансирование. «Большая Байкальская Тропа» — некоммерческая организация, у нас нет своих заработков. Чтобы работать, мы стараемся привлекать деньги из разных источников, в том числе готовим заявки на гранты.

На разведку территории мы выезжаем чаще всего на 2⁠—⁠4 дня. Редко бывает, что укладываемся в сутки. Важно пройти всю будущую экотропу и отметить, где какие есть проблемы. Еще заранее смотрим место для стоянки группы: чтобы там была вода, было куда поставить много палаток и где развести костер
Это мы работаем в Прибайкальском национальном парке
На этом месте стоял старый мост, где часть бревен прохудились и стали опасными. Мы должны были заменить два из четырех бревен

Как мы с волонтерами строим экотропу

Когда волонтер приезжает в Иркутск, он приходит в назначенное время в офис ББТ — с этого момента начинается проект. После мы отправляемся непосредственно на место строительства экотропы, где предстоит работать в течение 8—10 дней.

Сопровождающие. На каждый проект вместе с волонтерами в лес едут три специалиста: бригадир, помощник бригадира и коммуникатор.

Бригадир — это главный человек на проекте. Он полностью отвечает за строительство тропы и безопасность: следит, чтобы группа приехала, пожила и уехала, при этом все поставленные задачи были выполнены. Он знает, как должен прокладываться участок тропы и что нужно построить.

За коммуникацию с волонтерами и организацию питания отвечает помощник бригадира. В его обязанности входит закупка и хранение продуктов, составление меню. Так как волонтеры живут в палатках на берегу Байкала или в лесу, необходимо, чтобы продукты сохранялись в течение 10 дней — еды должно хватить на все это время, причем разнообразной.

Коммуникатор выполняет функции переводчика и выступает аниматором, который помогает выстраивать взаимодействие в группе. Волонтеры приезжают из разных городов и стран — важно их сплотить, чтобы время проекта прошло комфортно, людям было интересно, они получали удовольствие и работали сообща.

Перед тем как отправиться работать на проект ББТ, мы проходили обучение и затем на практическом семинаре отрабатывали все полученные навыки
Семинар проходил на природе — все участники курса выехали на Олхинское плато и представили, что работают на волонтерском проекте ББТ
Мы отрабатывали разные ситуации: установку лагеря, организацию питания, строительство экотропы и так далее

Благоустройство лагеря и быт. По приезде на место стоянки часть людей ставит палатки, а другая — готовит обед. Первый день всегда уходит на благоустройство лагеря и инструктаж от бригадира.

Подъем в лагере чаще всего в 07:00—08:00. После все желающие идут на зарядку. Мы очень рекомендуем ее не пропускать, так как работа в основном физическая: тело стоит размять и потянуть, чтобы лучше и комфортнее себя чувствовать. После зарядки — завтрак.

Перед тем как идти на работу, мы делаем друг другу массаж, чтобы размять мышцы и сплотиться и чтобы атмосфера стала дружественной и веселой
Перед тем как идти на работу, мы делаем друг другу массаж, чтобы размять мышцы и сплотиться и чтобы атмосфера стала дружественной и веселой
Фотография с моего второго тропостроительного проекта. Мыс Скрипер — красивый скалистый участок на берегу Байкала
Фотография с моего второго тропостроительного проекта. Мыс Скрипер — красивый скалистый участок на берегу Байкала
1/2
Перед тем как идти на работу, мы делаем друг другу массаж, чтобы размять мышцы и сплотиться и чтобы атмосфера стала дружественной и веселой

Расписание. Дальше мы отправляемся на работу, и бригадир распределяет задачи между всеми участниками. В среднем мы строим экотропу полтора часа, потом делаем небольшой перекус. Затем еще полтора часа работы — и обед.

Перед обедом есть время отдохнуть, искупаться в Байкале и заняться своими делами. Примерно к 15:00 мы возвращаемся к работе и опять три часа с перерывами строим тропу.

Вечером возвращаемся в лагерь и ужинаем, а после играем, веселимся, сидим у костра. Отбой в 22:00, так как с утра опять рано вставать.

На проекте всегда есть выходные дни — один или два в зависимости от продолжительности проекта. На это время мы стараемся заложить в программу какой-нибудь поход. Например, к ближайшим достопримечательностям, куда есть возможность добраться.

С другой группой волонтеров мы потратили выходной на мыс Кадильный и пещеру Часовня
С другой группой волонтеров мы потратили выходной на мыс Кадильный и пещеру Часовня
А это скальник Идол Олхинского плато — одно из самых популярных мест у путешественников
А это скальник Идол Олхинского плато — одно из самых популярных мест у путешественников

Безопасность. Самостоятельно путешествовать волонтеров мы не отпускаем. Обычно на маршруте нет ни связи, ни интернета, а рельеф здесь непростой. Может случиться так, что волонтер уйдет один гулять по тропе на скальных участках, споткнется, упадет и останется лежать со сломанной ногой. Его никто не услышит и не будет знать, где искать. Либо волонтер может уйти в лес, заблудиться и встретиться с дикими животными — например, на Байкале есть ядовитые опасные змеи.

Это, конечно, гипотетические ситуации, и таких прецедентов у нас не было, но лучше перестраховаться. Запрет на самостоятельные прогулки — это вопрос обычной безопасности.

Кто может стать волонтером и приехать строить экотропы

Сейчас волонтеры приезжают к нам в основном из городов России, но до пандемии были ребята из разных стран Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая, Австралии. В последние годы мы все же делаем акцент на российских волонтерах, потому что из-за эпидемиологических ограничений иностранцам сложно до нас добраться. Хотя в 2020 году у нас все равно было двое человек из Германии.

Обычно мы размещаем у себя на сайте календарь проектов. На сезон 2022 года есть несколько вариантов волонтерства в июне, июле и августе. Каждый волонтерский проект подробно описан: даты, маршрут, денежный взнос, полная программа по дням. Поехать могут люди с 18 до 65 лет. Работать нужно по шесть часов в день.

Мы берем на себя большую часть расходов по организации тропы. Это очень большие суммы, а мы живем только на пожертвования и гранты. Поэтому обычно участники платят волонтерский взнос за участие — 8000—10 000 ₽ с человека. Он помогает нам оплатить трансфер от Иркутска до места старта проекта на автомобиле и катере.

Как правило, добираться туда сложно и дорого: волонтеров нужно доставить на труднодоступный берег озера или в лес вместе со всем снаряжением и продуктами. Пешком донести все невозможно: на проект везут большие коробки с едой, инструментами и еще много всего.

Кроме волонтерского взноса, больше ни за что платить не нужно: еда и оборудование включены в эту сумму.

На проектах мы работаем с разными инструментами — например, с бензопилой. С ее помощью расчищали тропу от поваленных деревьев
На проектах мы работаем с разными инструментами — например, с бензопилой. С ее помощью расчищали тропу от поваленных деревьев

Вот какие проекты проведет ББТ в 2022 году:

  1. С 11 по 18 июля — на 8 дней — выезжаем на строительство экотропы в Прибайкальский национальный парк. Будем работать на участке Большие Коты — Большое Голоустное, стоянка — падь Нижняя. Волонтерский взнос — 8000 ₽. Предусмотрен один выходной.
  2. С 20 по 29 июля опять едем в нацпарк, но на этот раз на 10 дней. Волонтеров ждет тропа от Листвянки до Больших Котов, стоянка — падь Емельяниха. Волонтерский взнос — 10 000 ₽. Тоже будет один выходной.
  3. С 16 по 25 августа — на 10 дней — отправимся в Байкальский заповедник. Работать будем около поселка Танхой, в долине реки Осиновка. Волонтерский взнос — 10 000 ₽. И снова один выходной день.

Чтобы попасть на проект, нужно заполнить подробную анкету. Мы предупреждаем, что будем жить в походных условиях, то есть спать в палатке, готовить еду на костре, обходиться без душа и благоустроенного туалета. Спрашиваем, может ли человек носить тяжелые вещи, есть ли у него физические ограничения, нужно ли ему специальное питание. Если человек вегетарианец или веган, мы это учтем.

Часть волонтерского взноса нужно будет оплатить заранее, остальную сумму — по приезде в Иркутск. Это условия участия в строительстве экотропы в Прибалтийском национальном парке с 11 по 18 июля 2022 года
Часть волонтерского взноса нужно будет оплатить заранее, остальную сумму — по приезде в Иркутск. Это условия участия в строительстве экотропы в Прибалтийском национальном парке с 11 по 18 июля 2022 года
В описании каждого проекта есть кнопка «Заполнить заявку», ссылка ведет на анкету
В анкете мы спрашиваем личные данные, откуда вы приедете на Байкал, кем работаете
Еще интересуемся, откуда волонтеры узнали о проектах ББТ и участвовали ли в строительстве экотроп раньше

В течение трех дней после заполнения анкеты с волонтером связывается наш координатор, который отвечает на все вопросы по проекту. Если ответа нет, можно написать нам в соцсети, я ежедневно их мониторю.

После разговора с координатором желающий приехать к нам работать подписывает волонтерский договор и согласие на обработку персональных данных. В договоре люди прописывают, что они обязуются выполнять распоряжения бригадира и помощника, что едут работать и будут участвовать в строительстве тропы. Там же указано, что волонтеры обязаны ознакомиться со всеми правилами техники безопасности, клещевой безопасности, особенностями работы с инструментами.

Какие эмоции дарит волонтерство на Байкале

Когда я приехала на свой первый проект, было боязно, потому что у меня не было опыта длительной жизни на природе с незнакомыми людьми. Если я куда-то выбиралась в походы, то это была своя компания, а здесь группа со всей России — всем нужно познакомиться и сплотиться, чтобы работать вместе.

Боялась зря: у нас всегда подбираются очень хорошие группы, потому что, как мне кажется, в волонтеры идут добрые люди, открытые миру. Им многое интересно, они делятся опытом, как выезжали в другие города и страны. Всегда интересно пообщаться с этими ребятами: каждый привозит на проект частичку своего мира.

А еще каждое утро просыпаться на берегу Байкала — это что-то волшебное. Он всегда разный. Иногда такое чувство, что ты где-то на берегу моря.

Для меня самое важное в ББТ — чувство, что моя работа на самом деле приносит пользу. Когда мы строим экотропу, то сразу видим результат: по ней идут туристы, и практически все благодарят нас за труд.

Путешественники видят, что там, где поработали волонтеры, тропа стала шире и удобнее, появились ступени, лестницы или мостик через реку, через которую раньше приходилось идти вброд
Путешественники видят, что там, где поработали волонтеры, тропа стала шире и удобнее, появились ступени, лестницы или мостик через реку, через которую раньше приходилось идти вброд

Мы замечаем, что создание единой системы экотроп благополучно сказывается на природе Байкала — туристы перестают вытаптывать все вокруг. Теперь у людей есть благоустроенная тропа, им не нужно искать кучу обходов. Они понимают, что есть специально оборудованные стоянки с тентами, лавочками и местами для костров, и стараются не разбивать лагеря в новых местах.

Плюс развивается общая экокультура: теперь большинство людей даже забирают с собой мусор, потому что видят, что вокруг становится чище.

Как помочь строить экотропы на Байкале

Ассоциация «Большая Байкальская Тропа» работает с 2003 года, чтобы сохранять природу Байкала. Члены ББТ развивают экотуризм и эковолонтерство, продвигают экообразование. Вы можете стать волонтером или поддержать работу ассоциации, оформив регулярное пожертвование в ее пользу:

Кроме того, ББТ ищет спонсоров: на их деньги члены ассоциации закупают снаряжение, продукты, инструменты для волонтерских проектов, а еще проводят детские образовательные программы.

Вы ездили куда-нибудь в качестве эковолонтера? Расскажите об этом:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество