«Все страхи Бо»: трагикомедия студии «А24» с Хоакином Фениксом в главной роли
4 мая в российский прокат выходит фильм «Все страхи Бо» — новая работа режиссера «Солнцестояния» Ари Астера и студии «А24».
Постановщик воплотил в жизнь давнюю задумку. Еще в 2011 году Астер начал писать сценарий для своего дебюта, но снять этот фильм удалось только сейчас.
Рассказываем, что получилось у режиссера, как можно интерпретировать сюжет картины и какие у нее недостатки.
Что за «Все страхи Бо» (Beau Is Afraid)
Дата премьеры: 4 мая 2023 года
Страны производства: Канада, Финляндия, США
Режиссер: Ари Астер
В ролях: Хоакин Феникс, Паркер Поузи, Нэйтан Лейн, Хейли Сквайрс, Эми Райан, Ричард Кайнд, Зои Листер Джонс, Майкл Гандольфини, Пэтти ЛюПон, Кайли Роджерс, Армен Нахапетян и другие
Жанр: трагикомедия
Фильмы, похожие на «Все страхи Бо»: «Шоу Трумана», «Думаю, как все закончить» и «Внутренняя империя»
Продолжительность: 2 часа 59 минут
Где смотреть: в российских кинотеатрах
В фильме любопытный главный герой
Главный герой Бо Вассерман — невротичный одинокий мужчина, который всего боится. Он редко выходит из дома, и любая поездка приводит его в ужас, не говоря уже о больших путешествиях.
Бо сильно тревожится из-за предстоящего визита в родительский дом. Параллельно в жизни героя происходят странные вещи. Перед отъездом кто-то крадет его чемодан, в доме обнаруживают ядовитых пауков, а неизвестный сосед подбрасывает записки с угрозами.
Происходящее вокруг ставит поездку под вопрос. Однако герою все равно придется покинуть квартиру и отправиться в родной город. Но стоит Бо переступить порог собственного дома, как он оказывается в эпицентре разных событий.
«Все страхи Бо» — это эмоциональные американские горки
Хотя завязка напоминает драму, фильм не раз поменяет настроение за три часа хронометража. Зритель успеет погрустить вместе с героем, искренне поволноваться за него и от души посмеяться над нелепыми ситуациями.
Создатели обманывают зрителя с помощью грамотно подобранных ракурсов. Например, в одной сцене Бо принимает ванну. Ничто не предвещает беды, как вдруг нам показывают потолок — а там незнакомец прячется от ядовитых пауков.
Декорации тоже помогают рассказывать историю. Бо путешествует по непохожим друг на друга мирам. Мы знакомимся со взрослым героем в его квартире, и обустройство помогает составить его портрет: мужчина явно не заботится о себе, холодильник забит полуфабрикатами, а односпальная кровать сразу выдает семейное положение. Интерьер навевает тоску. Кажется, будто мы смотрим мрачную драму.
Но жанр меняется, а вместе с ним и окружение. Бо просыпается в идеальном чистом доме. В этот момент мы чувствуем себя героями романа-антиутопии. Позже оказываемся в красочной долине и слушаем притчу об одиноком путнике — как будто попали в сказку. Сюжет и декорации в фильмах Ари Астера дополняют друг друга. И в «Солнцестоянии», и во «Всех страхах Бо» он с большим вниманием относится к устройству выдуманных миров.
Чего действительно не хватает фильму, так это элементов хоррора: режиссер сделал себе имя в этом жанре после выхода «Реинкарнации». В отличие от главного героя, зрителю во «Всех страхах Бо» нечего бояться.
В фильме несколько смысловых слоев
Первый слой — комедия положений. По сюжету герой то и дело попадает в передряги. Громкие соседи не дают спать по ночам, с улицы доносятся крики, а местные жители готовы напасть на Бо при любом удобном случае. Хотя он сам ни в чем не виноват и никак не провоцирует окружающих.
Как утверждает сам режиссер в интервью NYT, во «Всех страхах Бо» он хотел заставить себя смеяться. С этой мысли и началась его работа над черновиком сценария. Персонажи тут выглядят комично и не кажутся пугающими — даже если гонятся за главным героем по лесу с оружием в руках.
Бо постоянно становится чьей-то мишенью, причем не нарочно. Что бы он ни сделал, он тут же наживает себе врагов. Хоакин Феникс считает, что в подобных ситуациях зрителю остается только смеяться над происходящим на экране. Такой «юмор висельника» помогает расслабиться и не огорчаться из-за злоключений героя весь фильм.
Второй слой — пособие по тревожности. Создатель «Всех страхов Бо» отлично объясняет, что такое тревога. Фильм будто воплощение этого неприятного чувства. Если не воспринимать сюжет буквально, все встает на свои места. Возможно, Бо действительно собирался навестить маму в начале истории, но остальные события вполне могли происходить лишь в воображении героя.
Если интерпретировать происходящее так, то Бо сильно распереживался из-за грядущей поездки и поддался тревоге. Он накручивает себя и представляет все самое ужасное, что может с ним произойти: от опоздания на рейс до нападения у подъезда.
Тогда становится ясно, почему люди вокруг представляют угрозу для Бо. Изначальная функция тревоги — спрогнозировать все неприятные ситуации, которые могут потенциально произойти в будущем. Даже если в голову приходят максимально абсурдные идеи, из-за сильного волнения они могут казаться правдоподобными.
О тревожности Бо мы узнаем подробнее из его детских воспоминаний. Уже тогда он считал, что в эклерах прячут ножи, а красители вызывают рак. Усиливает тревогу и мама. Перед сном она пугает сына страшными фактами из его родословной. Переживания заставляют героя изолироваться и бояться всего на свете.
Третий слой — кафкианская комедия. Бо извиняется перед всеми, с кем общается. Создается впечатление, будто он виноват во всех смертных грехах. И этим Бо похож на героев писателя Франца Кафки. В его романе «Процесс» сотрудника банка Йозефа К. арестовывают без причины, а в повести «Превращение» родственники обижаются на Грегора Замзу, который внезапно становится насекомым и больше не может содержать семью.
В похожей манере окружающие реагируют и на Бо. Пока все его обвиняют, сам герой постепенно теряет рассудок. Он старается доказать свою невиновность, но никто не хочет его услышать.
Режиссер обрывает многие сюжетные линии на полуслове
Ари Астер вводит большое количество персонажей в сюжет. Кроме Бо и его матери мы встречаем многих интересных персонажей. Хирурга Роджера — тот помогает герою восстановиться после нападения. Психотерапевта, уже привыкшего к постоянной тревоге Бо. Жителей лесной коммуны, которые предлагают присоединиться к ним.
Но режиссер не показывает, чем заканчиваются сюжетные линии второстепенных героев — он лишь намекает, что они могут быть связаны друг с другом. Но как именно — неизвестно. Если путешествие Бо произошло в реальности, к истории возникает слишком много вопросов.
Астер также неоднозначно заканчивает повествование. Легко запутаться в сюжете, так как зрители и сам Бо постоянно переносятся во времени и пространстве. Возможно, режиссер так долго работал над сценарием, что немного потерялся в собственной истории.
Поэтому финал может смутить и разочаровать зрителей. После просмотра наступает легкая фрустрация. За три часа фильм так и не успевает завершить все заявленные сюжетные линии.
Хоакин Феникс — великолепный Бо
Чтобы сыграть Джокера, Хоакин Феникс сбросил 23,5 килограмма и месяцами тренировал смех героя. Сложно представить, через что прошел актер перед съемками «Всех страхов Бо», но ему однозначно удалось вжиться в роль. Фениксу вообще хорошо даются истории, в центре которых находится конфликт детей и родителей. И «Джокер», и «Тебя никогда здесь не было», и «Все страхи Бо» в том числе повествуют о сложных отношениях матери и сына.
В фильме Феникс перевоплощается в «маменькиного сынка». Ему удается передать, как сильно герой зависит от мнения родителя. Его Бо — мужчина средних лет — мгновенно превращается в ребенка, когда разговаривает с мамой по телефону.
На протяжении всей истории мы видим Феникса разным. Хотя по сюжету Бо постоянно испытывает страх, его эмоциональный диапазон гораздо шире. Порой герой так устает от происходящего, что погружается в меланхолию. Иногда его одолевает досада из-за невозможности быстро добраться до дома.
Феникс ни разу не обращался к помощи дублеров: ему было важно прожить всю историю вместе с персонажем. Поэтому его усталость к концу фильма выглядит максимально реалистичной.
Но не только Феникс справляется со своей ролью. На втором плане особенно выделяется Пэтти ЛюПон, сыгравшая мать Бо. Ее образ удачно дополняет весь происходящий в фильме хаос.
«Все страхи Бо» — это многослойная картина, ее хочется пересматривать и обсуждать. На фильм особенно стоит обратить внимание тем, кто следит за творчеством Хоакина Феникса. Он вновь великолепно играет свою роль, пускай подобный образ тревожного невротика для него и не новый.
👍 Плюсы «Всех страхов Бо»:
- Сюжет можно интерпретировать по-разному.
- Актерская игра Хоакина Феникса великолепна.
- Фильм вызывает разные эмоции и лавирует между жанрами.
- Устройство мира хорошо проработано.
👎 Минусы «Всех страхов Бо»:
- Финал может разочаровать.
- Порой повествование сбивает с толку.
- Хронометраж утомит некоторых зрителей.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.