53K

Лучшие горные велосипеды: 5 вари­антов для прогулок и ежедневного катания

84
Лучшие горные велосипеды: 5 вари­антов для прогулок и ежедневного катания
Аватар автора

Артем Соколов

едет по горам, по горам

Страница автора

Горный велосипед — маунтинбайк, или МТБ, — один из самых популярных и универсальных видов велосипедов.

Его используют для повседневной езды по городу, велопрогулок в парке, за городом или в лесу, а иногда берут с собой в путешествия.

Бюджетный для начинающих — Stels Navigator 700 MD F020
Бюджетный для начинающих

Stels Navigator 700 MD F020

Простой недорогой велосипед, проверенный временем

В фирменном магазине — от 22 060 ₽;
на «Велоскладе» — 20 230 ₽

Оптимальный  — Hagen Three Nine
Оптимальный

Hagen Three Nine

Модель для любителей езды по пересеченной местности с трансмиссией на девять скоростей с одной ведущей передней звездой

На hagen.bike — 57 990 ₽;
на velogrand.ru — от 55 990 ₽

Продвинутый — Hagen Five Ten
Продвинутый

Hagen Five Ten

Алюминиевая рама с внутренней проводкой тросов, дисковые гидравлические тормоза и 12-скоростная трансмиссия среднего уровня

На «Велодрайве» — от 92 990 ₽;
на ​​hagen.bike — 92 990 ₽

Для спортсменов — Superior Team 29 Elite
Для спортсменов

Superior Team 29 Elite

Велосипед с жесткой и легкой карбоновой рамой для агрессивной езды по бездорожью

На «Про-байке» — от 318 500 ₽;
на «Велостране-ру» — 318 500 ₽

Как выбрать горный велосипед

Для начала стоит определиться с целями. Подумайте, как часто, по какому покрытию и в каком стиле будете ездить. От этого будут зависеть технические характеристики и, соответственно, цена.

В подборке — новые велосипеды, которые доступны для покупки в России в 2024 году. Большинство моделей в рейтинге предназначены для любительского катания. Также мы добавили вариант, который подойдет для тренировок и регулярной езды по бездорожью. Вот основные параметры, по которым отбирали велосипеды:

  1. Материал рамы. Выбирали велосипеды с рамой из алюминиевого сплава и углепластика.
  2. Амортизация. В подборку вошли модели с жесткой рамой и передней амортизационной вилкой — на рынке таких больше всего, они подойдут для новичков и более продвинутых пользователей.
  3. Групсет. В рейтинге — велосипеды с групсетами Shimano разного уровня.
  4. Тормоза. У всех моделей, кроме самой бюджетной, дисковые гидравлические тормоза.
  5. Колеса. Подбирали варианты с колесами диаметром 27,5 и 29 дюймов.

Лучшие горные велосипеды по нашей оценке

В итоговый список вошли 10 велосипедов с лучшими характеристиками по основным критериям:

  1. Stinger Element.
  2. Stels Navigator 700 MD F020 — бюджетный для начинающих.
  3. Forward Apache Disc.
  4. Hagen Three Nine — оптимальный.
  5. Stark Armer — альтернатива оптимальному.
  6. Giant ATX.
  7. Hagen Five Ten — продвинутый.
  8. Format 1413.
  9. Superior Team 29 Elite — для спортсменов.
  10. GT Avalanche Comp.
Бюджетный для начинающих

Stels Navigator 700 MD F020

Простейший вариант для поездок по ровному асфальту и велопутешествий в лес. Прежде всего эту модель выбирают из-за низкой цены и долговечности.

У велосипеда надежная, хоть и весьма тяжелая стальная рама с амортизационной вилкой с ходом 80 мм и групсет базового уровня Shimano Tourney. Тормоза механические дисковые — не такие эффективные, как гидравлика, зато надежные и простые в обслуживании. Диаметр колес — 27,5 дюйма, вес — 17,6 кг.

Navigator 700 MD — лидер по отзывам в магазинах и на маркетплейсах. Те, кто владеет им не первый год, рекомендуют регулярно проводить диагностику и обслуживать основные узлы. Это поможет избежать проблем в эксплуатации.

Где купить:

Оптимальный

Hagen Three Nine

Хардтейл-модель начального уровня с качественным оборудованием и сборкой. Подойдет для быстрой и комфортной езды по пересеченной местности. У велосипеда алюминиевая рама из бесшовных труб, трансмиссия на девять скоростей с одной звездой спереди и задним переключателем Shimano Altus Shadow.

За торможение отвечают дисковые гидравлические тормоза, а легкие колеса с алюминиевыми ободами и покрышками Kenda для грунта обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Вилка пружинная, с ходом 100—120 мм. В зависимости от размера модель комплектуется колесами 27,5 и 29 дюймов. Сам по себе велосипед легкий: даже в размере XL весит меньше 14 кг.

Где купить:

Альтернатива. Stark Armer — любительская модель кросс-кантрийного байка. Рама из алюминиевого сплава и воздушная вилка с ходом 100 мм позволяют быстро и комфортно преодолевать большинство препятствий.

У велосипеда 10 скоростей, а групсеты различаются в зависимости от конфигурации: от Microshift до Shimano среднего уровня. Колеса тоже на выбор: 27,5 дюйма — для маневров, 29 дюймов — длялучшей проходимости и наката. Тормоза дисковые гидравлические. В зависимости от конфигурации модель весит от 13 до 15 кг.

Где купить:

Продвинутый

Hagen Five Ten

Модель с алюминиевой рамой спорт-геометрии из бесшовных труб и 10-скоростной трансмиссией Shimano Cues с задним переключателем. Рама оснащена внутренней проводкой тросов, это защищает их от механического повреждения. Вилка воздушная, ход — 100—120 мм.

За прохождение неровностей и хороший накат отвечают легкие 29-дюймовые колеса с алюминиевыми ободами, а покрышки Maxxis для грунта обеспечивают хорошее сцепление с дорогой.

Тормоза — дисковая гидравлика. Весит модель чуть больше 13 кг.

Где купить:

Для спортсменов

Superior Team 29 Elite

Эта модель выглядит более агрессивно и предназначена для тех, кто уверенно владеет велосипедом. Легкая карбоновая рама улучшенной геометрии позволяет развивать высокую скорость на ровной дороге. Амортизацию и комфортную езду по бездорожью обеспечивает воздушная вилка DT Swiss F232 ONE с ходом 100 мм и возможностью полной блокировки.

Групсет Shimano Deore XT относят ближе к профессиональному оборудованию. Трансмиссия — 1 × 12 скоростей, а тормоза гидравлические дисковые. Из весомых плюсов — небольшой для горного велосипеда вес, всего 10,4 кг.

Где купить:


В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Артем СоколовПокажите свой велосипед и расскажите, почему его выбрали:
  • ДмитрийЭтим великам сносу нет. GT Agressor со мной уже лет 20. Он только лучше становится. Обвеску обновляй и шины подкачивай. На велосипеде очень эффективно находить преключения на свою... голову (в шлеме) :)13
  • Sergey AveryanovБыли у меня GT Aggressor и GT Force. Первый это довольно универсальный вариант подходящий под разные сценарии, а вот второй прям действительно для всякого хардкора и если ездить в основном по более-менее ровным поверхностям то от задней подвески толку особого не ощущается, скорее лишняя головная боль. Зато гидравлические тормоза и педали с креплениями на нем мне прям очень понравились, но такие педали можно легко на любой велосипед прикрутить.2
  • АмброзиоЦены и выбор последний год конечно м-да... Вместо Scott Aspect 740 можно ровно на 20тыс. дешевле купить GT Avalanche Elite и получить на уровень выше групсет в виде Shimano Deore с shadow+ на 11ск, или вовсе GT Avalanche Comp тоже с Deore на 10ск, но дешевле уже на 30тыс. В каталоге "Велострана-ру" нет этого производителя, но гугл в помощь7
  • Petr VeselyНе покупайте ничего со словосочетанием "Shimano Tourney" (иногда шифруется под Shimano TY) в описании. Просто стоп, даже не идите в эту историю. И помните, что человек, который вам советуют что-то с этим словосочетанием вам не друг, не товарищ и в тайне ненавидит либо вас, либо все человечество. Удалите его номер из записной книги и добавьте в черный список А если у вас его номера еще нет – узнайте его, запишите, а потом удалите.23
  • Поликарп ШариковРигид и хардтейл - вообще не про геометрию. От вилки, конечно, зависит угол рулевой и колесная база, но не сказать, чтобы прям очень сильно или критично. Для совсем бюджетного сегмента лучше жёсткая вилка, причем стальная - она тупо будет меньше весить, чем любая эластомерная, а работать будет практически так же. А да, амортизационная сварная вилка - жуткое зло, не надо такое покупать. Ещё новичкам рекомендую присмотреться к велосипедам с 1х системами, благо они стали намного доступнее в последнее время. Опять же, надёжность и простота. Ну и на колеса внимание обратить, на втулки в первую очередь.2
  • really niceStels Navigator - неубиваемый, удобный, тяжелый, неприхотливый старый трактор.5
  • Большой КушСамое важное при выборе велосипеда это стиль и место для катания, особенно это относится для большой группы велосипедов. Например есть гибриды - некий синтез туринга и горного велосипеда с короткоходной вилкой и не такой агрессивной посадкой. Есть кросс-кантри велосипеды. Отличает покрышка на 2.1 дюйма вилка ходом 100мм и посадка обеспечивающая эффективная педалирование на пересечённой местности. Так же может быть оснащён демпфером для заднего трегольника рамы, при этом депфер расположен горизонтально, чтобы не снижать эффективность педалирования. Есть трейловые велосипеды, по сути тот же кросс кантри но с другой покрышкой. К трейловым в принципе можно отнести и фетбайки Самые новороченные это эндуро велосипеды. Они способны выдерживать прыжки, падения (дропы), которые обычно делаются на мотоциклах. Геометрия рассчитана как на скоростной подъем так и на спуск. Покрышка немного шире чем у кросс-кантри и более зубастая. Ход вилки и заднего депфера 130-150мм Ну и немного из личного опыта. Берите велик с одной большой задней кассетой (на моём 11 звёзд) и одним переключателем скоростей. Это намного удобнее чем мурыжится с медленным переключением на передней звезде, особенно если нужно быстро менять стиль езды. Из трансмиссии и тормозов Shimano slx или xt(r) не ниже 7000ой серии. Вилка желательно воздушно масляная. Ну или добротная пружинно-маслянная. Советую обратить внимание на то, пачкают ли штаны вилки её ноги смазкой, если да то вилка гг5
  • Владимир КушаевПривет!у нас горная местность. поэтому маршруты состоят из спусков и подъёмов. Я катаюсь на 27ми скоростном, видавшем виды viva со срэмовским групсетом. Этот китаец не подвёл ни разу за 6 лет, хоть и перевёз меня через множество бродов. Обычное т.о. в начале и конце сезона.2
  • Дмитрий НиконовГрупсет Shimano Alivio относят ближе к продвинутому оборудованию. Это все, что нужно знать об уровне цен. Якобы премиальный скот за почти 120 тыс. без скидки это по сути очень средний велосипед, чтобы кататься по пересеченке и не бояться, что руль или перья сломаются. Я такой премиум 10 лет назад за 20 тыс. покупал.5
  • Uzi ElБыло бы хорошо включить в список 1-2 гибридных велосипеда. По моему опыту, они лучше подходят для активного передвижения по городу, чем привычный хардтейл. Статья ориентирована на новичков, а они и не знают о наличии такого типа велов.5
  • ВалентинЖесть конечно выбор. По сути тут сносный только "премиум" на турней втулках. Перед прошлым сезоном можно было на осях и slx взять. Ну тройник в 2023 году брать точно не стоит. Тяжело и бессмысленно. 21 скорость тоже не нужно, иначе если захотите сделать апгрейд, будете колесо заднее пересобирать. С такими ценами кажется проще что-то собрать самому, а раму из остатков в магазинах поискать или ригидную взять от шульца того же. Или у ребят из фазана (но ето дороже будет) Колеса бюджетные и хорошие можно на пром-втулках новатек собрать.3
  • user2461429В 1967 году купил себе "Чемпион В551", выпуска 1962 года, заводской номер рамы 182.Катаюсь на нем до сих пор, правда система, колеса покрышки уже относительно современные. А ещё он на полтора кг стал тяжелее, был 10,5.2
  • Благоустройство со сносом99.999% «горных» велосипедов никогда не увидят горы:)28
  • Grigory YudinТээкс) Да да, знаю, зануда. И не диванный эксперт. Сам велосипедист (куб аим про, кантрийник, но от него остались только рама да седло. Все остальное уже поменял. Участвовал во многих республиканских соревнованиях, в городских занимал места на тумбе, так что далее не просто слова) Ну, во первых: не вводите людей в заблуждение. В мтб не популярны 3 звезды спереди уже лет 5-7. Если вы имеете ввиду "ашаны" или "волмарт байки" (максимально дешевые варианты, продающиеся в не специализированных магазинах), то там да. Там никто и не слышал о популярной сейчас 1 звезде спереди и 11-12 скоростной кассетой сзади Во вторых: не существует "задней вилки", амортизатор находится пол сиденьем, в раме (зависит от производителя и модели, но это самое популярное расположение). Вилка только спереди. А сзади находятся перья, верхнии и нижнии, которые через линки (подвижные рычаги) и сам амортизатор соеденяются с рамой В третьих: менять масло на постоянной основе в гидравлических тормозах не надо, если речь не идет о профессиональных велогонках, где велосипед все время находится в экстримальных условиях (грязь, перегревы тормозной системы, механические повреждения и прочее) В четвертых: вами был предоставлен спектр бюджетных велосипедов, хотя в начале упоминались карбоновые рамы П.С. А, ну еще, хардтеил это всегда амортизационная вилка. Само слово переводится "жесткий хвост"20
  • Поликарп ШариковОткажитесь сразу от идеи ездить с рюкзаком на велосипеде. Это жутко неудобно и убивает спину и колени. Багажник или специальные сумки (байкпакинг) намного удобнее. Определитесь перво-наперво с тем, где именно и как вы будете кататься. Если не очень далеко и по прям колдобинам, то лучше мтб (что-то типа outleap ninewave или format 14xx). Если наоборот, хочется ездить прям далеко и покрытие будет достаточно укатанным - можно присмотреться к околотуристическим решениям типа того же shulz wanderer. Однако, если до этого на велосипедах не катались много и нет понимания, как вес переносить, как правильно тормозить и т.д., то гравийные и туристические велосипеды будут прощать меньше ошибок, чем мтб .7
  • Анатолий МоторныйPetr, не ну передний переклюк еще туда-сюда, при учете, что вы им не будете пользоваться)))0
  • Winston SmithPetr, и дополню ещё про передние вилки, работающий аморт с эластомером, забудь. Его можно прожать только если кататься на руле, вместо седла0
  • Takke R2DPetr, а я вот не понимаю претензии. Купил Stern ещё года 4 назад, сзади стоял как раз Tourney - бед не знал первые три года вообще, переключает четко, никуда не соскакивает, своей жизнью не живет. Естественно в начале каждого сезона отдавал вел в ТО. Наверное и дальше бы катал с этой навесухой, но в конце третьего сезона очень серьёзно свалился в лесу и все что связано с задним переключателем, включая цепь, ушло на свалку. Купил на замену Altus - стало хуже, иногда если сильно валить по пересеченке, может свалиться цепь сзади или переключиться скорость. Но думаю это все поправимо, ибо откатал пока ток один сезон, сейчас в апреле как раз отдам в ТО, скажу о проблеме, может что то и сделают мне с этим. Но эт частный случай, я не мастер, никакой выборки у меня нет. Пишу скорее чтоб успокоить тех, кто, допустим, уже купил себе вел с Tourney и щас парится по этому поводу. Не надо париться если работает)5
  • ЮлияРаз такое дело, просто похвастаюсь :)15
  • Alex KeytonПочему то нигде не написано что новичку не стоит брать карбоновую раму.5
  • АмброзиоTakke, вам банально надо отрегулировать переключатель с помощью болтиков и троса, ничего сложного, в ютубе много инструкций1
  • Nurgle KingДмитрий, При том, что Агрессор считается самым эконом-эконом, это отличный показатель качества GT2
  • ДмитрийNurgle, да, сейчас с таким треугольником на раме GT уже не делают1
  • beepbeepimjeepУ меня был GT Avalanche. Это был лучший велосипед в моей жизни. Лёгкий, надёжный, крепкий. В какой то момент я вляпался в кредит и пришлось продать его, о чëм жалею до сих пор.2
  • Дмитрий МельниковВ прошлом году в Канте купил велосипед Welt Rubicon 1.0 за 50к. Срэмовский групсэт на 9 скоростей с 1 передней звездой. Катали с палатками с ночёвой и межгород катал! Доволен как слон) Просто хвастаюсь 😀3
  • Дмитрий МельниковДмитрий,2
  • СергейВопрос к редакции журнала: почему статью про велосипеды пишет человек который с ними совершенно незнаком? Несоответствие действительности можно найти буквально в каждом абзаце. 1 Рама - основные материалы для велосипедных рам это действительно алюминий, сталь и карбон, только сталь подразделяется на обычную и "модную" хроммолибденовую, а еще как минимум мелкосерийно рамы делают из титана и бамбука, почему это не отражено в статье? 2 Геометрия и жесткость рамы никак не связаны, и понятия rigid рамы нет. 3 Как уже писали "задней вилки" также нет, есть верхние и нижние перья. 4 Групсет это трансмиссия + тормоза 5 Если отсутствие Campagnolo при упоминании брендов выпускающих трансмиссии ещё можно понять, то полное игнорировании китайско-тайваньских брендов (хотя бы Мicroshift), полностью заполонивших сейчас рынок, абсолютно непростительно. 6 Сейчас достаточно недорогой гидравлики, следить за уровнем жидкости не нужно, нужно следить чтобы в системе не было воздуха. 7 Ещё бывают 27,5+ и 29+ ну и про фэтбайки забывать не стоит. В более "просвещенных" в отношении велосипеда странах можно даже встретить изготовленные на заказ велосипеды на 36 колесах. В статье так и не раскрыта тема вилок и амортизаторов, а также множества других узлов велосипеда.4
  • Андрей СкворцовЮлия, добрый день. А что за модель у вас, поделитесь, пожалуйста?0
  • ЮлияАндрей, Scott Scale 9502
  • КонстантинВладею Merida Matts 40 на ви-брейках с 2013 года. Менял только расходники: звёзды, цепь, резину и картридж. Надёжный, как пружина от дивана. Каждое лето езжу на нем через весь город по 40 км на работу. Пережил бешеное количество походов, покатушек и путешествий. Люблю его ❤️7
  • КотКузяРФДмитрий, заказал 21го года, такой же треугольник не смотрел модели младше0
  • Alex BrouerPetr, очень аргументированно. А если серьезно, что с Tourney не так?3
  • Артем МихайловPetr, что не так с Shimano Tourney? Обычный бюджетный обвес, подходящий 90% людей. У жены такой на велосипеде, уже несколько лет катается, никаких претензий не поступало. Сам тоже катался - абсолютно адекватно работает. Если есть что по существу написать - пишите сразу, иначе комментарий вроде вашего это просто приступ категоричного снобизма.7
  • Artem 🤑Благоустройство, как и мы все 😔5
  • Т—ЖМы обновили этот рейтинг в июле 2024 года — проверили его на актуальность и немного поправили. Пожалуйста, имейте это в виду.2
  • nezlobnuyПросто красивый и легкий1
  • cboxWinston, Владею не первым велом за 300 баксов, проезжаю гораздо больше, чем 90% велосипедистов. Особых проблем с велом никогда не испытывал. Что со мной не так? Те велы за 1500 USD, нужны 1% читателей, остальным вполне хватит вела за 300.2
  • АлехДмитрий, агрессор с 2016 года, все норм, даже отлично. Этой зимой все планирую поменять1
  • Маленький ПринцGrigory, я вот тоже позанудствую) "..хардтеил это всегда амортизационная вилка.." Не всегда то, что выдают за амортизационную вилку ею является. На дешёвках стоит пружинная. А это очень большая разница)1
  • Иван ПетровЮлия, слишком чистый. Вы вообще катаете на нём ?0
  • Павел ЖуковА я сейчас на электричке Cannondale катаю. В моей ситуации - это просто топчик!4
  • user562276Взял себе Stern motion 4.0, - гидравлика, рама алюминий, 29 колеса. Ранее был outleap heritage, stern force, Merida matss 40v, Вел обошелся до 28к. С учетом скидок бонусов. Можно на Авито глянуть. Считаю что цена качество - сказка.1
  • Alex BrouerЮлия, Скотты дикий оверпрайс с устаревшей геометрией. Имхо но им до Cannondale как Роскосмосу до Марса.0
  • ЮлияИван, это фото сразу после покупки, тут даже педалей еще нет) Вот вам свежее, на прошлой неделе вдоль августовского канала катался0
  • ЮлияAlex, согласная, оверпрайс жуткий, надо было аист брать)0
  • Alex BrouerЮлия, чтоб примерно понимали. Весна 2023. За 190 Триал ещё продавал трейловые Cannondale и Jamis с карбоновой рамой, пневматическим подседельный штырем, системой Race Face и той же XT. А сейчас только карточки на сайте висят. Хотя гревелы Jamis они привозят в МСК и СПб.0
  • ЮлияAlex, конкретно этот велик покупался не за те деньги, за которые он продавался в рф, поэтому всем довольна)0
  • Вероника ПрохороваTakke, был у меня Tourney. Требовал настройки каждую поездку. Из-за этого я реже каталась на велосипеде. Конечно, сейчас я уже катаюсь на нормальных велосипедах и бед с трансмиссией не знаю.0
  • Антон ЕмельяновБлагоустройство, лучше думать не общим термином, а назначением - хлам, кк, бмх, трейл, эндуро и т.п.. Тогда % совпадения поднимется на пару порядков.0
  • Антон ЕмельяновМаленький, пружина не страшно. Хорошая пружина в упакован руках будет супер работать. Проблемы две: 1. В основном пружинно-эластомерные вилки, а там нет амортизатора как элементы 2. Пружина берётся под вес райдера и ни как под него не тюнится, а обычные пружины в магазинах рассчитаны на среднестатистического райдера или 'чтобы никто не мог пробить'0