Шоссейный велосипед — не только средство передвижения, но и в большей степени спортивный снаряд, который выбирают для регулярной и нескучной кардионагрузки.
Несмотря на то что средние показатели затраченной энергии во время езды на велосипеде и бега почти одинаковые, велотренировка может длиться дольше и, соответственно, сожжет больше калорий. Непрерывно бежать на протяжении часа может быть сложно даже для подготовленного спортсмена, а проехать часовую тренировку с небольшой средней скоростью можно уже спустя несколько занятий.
Благодаря особой геометрии, жесткости рамы и веса езда на шоссейном велосипеде задействует почти все группы мышц, а не только ноги. В передаче мощности участвуют мышцы пресса и спины, а мышцы плеч работают в статичном режиме всякий раз, когда вы держитесь за руль.
Покупка шоссейного велосипеда — процесс долгий и сложный, в котором необходимо учитывать множество нюансов.
Критерии отбора
Чтобы не вызвать лишних вопросов, хочу сразу конкретизировать область поиска: я рассматривал только новые шоссейные модели, которые есть в российских магазинах. Я намеренно не рассматривал подержанные велосипеды, так как их покупка часто сопряжена с большой степенью риска и необходимостью хорошо разбираться в технике. В списке также нет гравийных, циклокроссовых и моделей для триатлона и гонок с раздельным стартом — только классические шоссейники. Кроме того, я обошел стороной европейские и американские магазины: сегодня практически все они не доставляют товары в Россию, а покупка через посредников — дело рисковое.
Также я исключил все откровенно дешевые варианты. Компоненты таких моделей, как правило, не имеют ничего общего со специализированным оборудованием для спортивных велосипедов и сделаны из мягкого металла, который очень быстро изнашивается. Чрезмерно экономить на спортивном инвентаре не стоит: в лучшем случае вы не почувствуете удовольствия от катания, в худшем — разочаруетесь в велотренировках или вовсе получите травму от внезапной поломки. В конечном счете вы просто потратите впустую 30—50 тысяч рублей.
Рама. Первое, с чем стоит определиться при выборе спортивного велосипеда, — материал рамы. Самые распространенные — алюминиевые и карбоновые. Металлические дешевле, но не такие жесткие. Углепластиковые легкие, долговечные и жесткие, но стоят дороже. Если вы только начинаете заниматься велоспортом и хотите понять, насколько этот вид активности вам подходит, или точно не собираетесь участвовать в соревнованиях, кататься в горах и на высокой скорости — выбирайте алюминиевую основу. Карбоновая рама более универсальная — ее не придется менять, если вдруг решите кататься более серьезно.
У любой рамы есть размер, его нужно подбирать, исходя из вашего роста, длины ног и других параметров. Лучше всего перед покупкой воспользоваться специальным калькулятором, который поможет определить необходимый размер рамы.
Групсет. Еще один важный элемент шоссейника. Это обобщенное название всех деталей, которые участвуют в переключении скоростей: звезд, переднего и заднего переключателя, ручек. Системы переключения передач бывают механические и электронные. Первые более распространены и работают за счет натяжения металлических тросов, вторые чаще всего беспроводные и используют электрические импульсы. Механика дешевле и популярнее, но ее необходимо регулярно обслуживать — подтягивать и менять тросы. Электроника существенно дороже, но проще в эксплуатации и быстрее в работе, хотя скорость и плавность переключения заметят только опытные велосипедисты.
Самые распространенные групсеты и детали к ним производит Shimano, у японского производителя широкая линейка механических переключателей, в которой даже можно запутаться. Главный конкурент сегодня — американский SRAM, их детали все чаще можно встретить на современных моделях велосипедов. Для новичка особенной разницы, кроме доступности в магазинах, нет.
Тормоза. От типа тормозов зависит их эффективность и стоимость велосипеда. Самыми популярными остаются ободные — они проще и дешевле, но менее эффективны при торможении на высокой скорости, например при спуске с горы. Дисковые на шоссейных моделях появились сравнительно недавно: раньше они считались небезопасными. Они работают эффективнее и бывают механическими, когда колодки сжимаются натяжением троса, и гидравлическими, прямо как на мотоциклах. Гидравлика самая эффективная и дорогая, здесь придется следить за уровнем тормозной жидкости и регулярно ее менять. Универсальный же выбор — дисковые тормоза с механическим приводом.
Колеса. Тоже имеют свои особенности, от них зависит, как быстро и плавно велосипед может ехать. Различают колеса с алюминиевыми и карбоновыми ободами и спицами. При выборе металлических больше пространства для маневра, но я намеренно не включал в список базовые модели: они тяжелые и недолговечные. Карбоновые подойдут тем, кто уже давно участвует в соревнованиях и для кого важен вес велосипеда. Для повседневных тренировок достаточно алюминиевых колес хорошего уровня.
Стоит учитывать, что вместе с покупкой самого велосипеда вам предстоит купить педали и специальную велообувь, а также шлем. Это обязательные вещи, без которых нельзя выезжать на дорогу, стоит учитывать эти дополнительные траты в бюджете. Вместо контактных педалей и обуви можно, конечно, использовать педали с туклипсами, но они менее эффективно передают мощность — лучше сразу научиться ездить в специальных ботинках.
Еще при выборе я обращал внимание на общий вес велосипеда — лучше, если он будет меньше 10 кг. Важным, но не решающим фактором был бренд производителя.
В итоговый список я включил 10 велосипедов, которые сочетают в себе лучшие характеристики по основным критериям:
- Pardus Robin Sport.
- Scott Speedster 40.
- Specialized Allez Elite.
- Liv EnviLiv.
- Cube Attain SL.
- Cannondale Synapse AL.
- Specialized Tarmac SL7 Comp.
- Wilier GTR Team Disc.
- Giant TCR Advanced 2.
- Liv Avail 1.
Из них я выбрал четыре, которые подходят под номинации
Наши рекомендации
Бюджетный для начинающих | Бюджетный карбоновый |
---|---|
Liv Avail 1 | Pardus Robin Sport |
Недорогой велосипед для новичка, чтобы почувствовать все прелести езды на шоссейнике | Карбоновый велосипед по цене топового смартфона для тех, кого не смущают китайские бренды |
На «Три-спорте» — от 91 990 ₽ | На «Про-байке» — от 111 100 ₽ |
Наши рекомендации
Оптимальный | Профессиональный |
---|---|
Giant TCR Advanced 2 | Wilier GTR Team Disc |
Легкий карбоновый велосипед с групсетом хорошего уровня | Велосипед высокого уровня с электронной системой переключения |
На «Велостране-ру» — от 217 990 ₽ | На «Три-спорте» — от 397 400 ₽ |
Недорогой велосипед для новичка, чтобы почувствовать все прелести езды на шоссейнике | |
На «Три-спорте» — от 91 990 ₽ |
Карбоновый велосипед по цене топового смартфона для тех, кого не смущают китайские бренды | |
На «Про-байке» — от 111 100 ₽ |
Легкий карбоновый велосипед с групсетом хорошего уровня | |
На «Велостране-ру» — от 217 990 ₽ |
Велосипед высокого уровня с электронной системой переключения | |
На «Три-спорте» — от 397 400 ₽ |
Бюджетный для начинающих — Liv Avail 1
Эту модель стоит выбрать, если стоит задача купить новый шоссейный велосипед начального уровня, но такой, чтобы приносил удовольствие и не развалился на части спустя полгода. Здесь алюминиевая рама с карбоновой вилкой, которая хорошо гасит вибрацию и удары о небольшие неровности, — этого будет вполне достаточно, чтобы почувствовать все прелести езды на шоссейнике. Передачи переключает такой же 18-скоростной групсет Shimano Sora, как и у модели выше.
Из минусов — ободные тормоза и базовые алюминиевые колеса, но для тренировок в городе на первые несколько сезонов этого будет достаточно. Учтите, что рано или поздно вы либо поменяете подобный велосипед на новый, уровнем выше, либо избавитесь от него за ненадобностью.
Сколько стоит:
- на «Три-спорте» — от 91 990 ₽.
Бюджетный карбоновый — Pardus Robin Sport
Если вас не смущают китайские бренды, Pardus Robin Sport — отличный вариант за свои деньги. К сожалению, сейчас вряд ли можно найти новый карбоновый велосипед в районе 100 тысяч рублей.
Велосипед весит в районе 9 кг и оснащен 18-скоростным групсетом Shimano Sora. Это трансмиссия далеко не самого высокого уровня, но со своей задачей во время неинтенсивных тренировок она отлично справляется. Здесь же механические дисковые тормоза — надежные и простые в эксплуатации и обслуживании.
Сколько стоит:
- на «Яндекс-маркете» — от 111 100 ₽.
Оптимальный — Giant TCR Advanced 2
Этот велосипед — отличный вариант для тех, кто уже пробовал кататься на шоссейнике и готов вложиться в свой спортивный снаряд, чтобы использовать его на протяжении долгих лет. У модели TCR Advanced 2 от Giant жесткая карбоновая рама, окрашенная в золотистый металлик или глянцевый черный цвет, что делает его дополнительно привлекательным.
Свежая версия групсета Shimano 105 с 22 скоростями — достойный уровень как для повседневных тренировок, так и для участия в любительских соревнованиях. Гидравлические дисковые тормоза максимально эффективны. Если смущает необходимость их обслуживания в мастерской, магазин предлагает полгода бесплатного ТО.
Из минусов — довольно посредственные колеса с ободами под бескамерные покрышки. Такие шины более прочные и менее подвержены проколам, но быстро заменить их в поездке не получится.
Сколько стоит:
- на «Велостране-ру» — от 217 990 ₽.
Альтернатива — Cube Attain SL. Вариант существенно дешевле, почти на 50 тысяч, но имеет свои нюансы. Во-первых, здесь алюминиевая и чуть менее аэродинамичная рама, во-вторых, он тяжелее на 0,7 кг. В Cube Attain SL тот же 22-скоростной групсет Shimano 105 и дисковые гидравлические тормоза.
Сколько стоит:
- на «Озоне» — от 172 124 ₽.
Профессиональный — Wilier GTR Team Disc
Оптимальный выбор, если вы уже давно сидите в седле и ищете себе велосипед высокого уровня либо хотите мотивировать себя чаще и упорнее тренироваться. Wilier GTR Team Disc — одна из топовых моделей итальянского бренда. Здесь беспроводное электронное переключение передач и 24 скорости — оптимальный вариант для ровного педалирования на любом рельефе и скорости.
Дисковые гидравлические тормоза — еще один топовый элемент. В наличии также колеса высокого уровня Mavic Aksium, на которые из-за особенностей строения рамы можно установить покрышки шириной 28 мм — для езды по гравию и другим не очень ровным поверхностям.
Сколько стоит:
- на «Три-спорте» — от 397 400 ₽.
Альтернатива — Specialized Tarmac SL7 Comp. Крутая альтернатива для тех, кто ищет топовую модель. Specialized Tarmac SL7 дороже, но имеет свои плюсы. Немецкий бренд — один из главных законодателей мод и технологий в велоспорте на протяжении десятков лет.
Здесь есть все прелести предыдущей модели — электронное переключение и гидравлические дисковые тормоза. Различие лишь в колесах.
Сколько стоит:
- на «Три-спорте» — от 550 341 ₽.
Как выбрать шоссейный велосипед
- Определитесь с целями. Если вы только начинаете тренироваться, подберите что-то недорогое, чтобы понять, нравятся ли вам вообще велотренировки. Если же у вас уже есть опыт — не экономьте и выбирайте модель понадежнее.
- Выберите материал рамы. Бывают алюминиевые и карбоновые модели. Первые чуть тяжелее и дешевле, вторые — дороже, легче и жестче. По возможности лучше сразу выбирать карбоновые варианты: если будете кататься регулярно, рано или поздно все равно на них пересядете.
- Выберите групсет. Трансмиссии различаются по типу переключения передач — бывают механические и электронные. Также важно количество передач, вес и уровень групсета в линейке.
- Определитесь с типом тормозов. Лучше всего выбирать дисковые — они надежнее и эффективнее. Самый топ — дисковая гидравлика, но ее невозможно обслуживать самостоятельно.
- Обратите внимание на колеса. Дешевых базовых моделей лучше избегать — или быть готовым к тому, что их придется заменить спустя какое-то время.