Бесит!
3K

Бесит безответ­ственное отношение школьников к учебе

65

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

kettylum

преподает

Страница автора

Я уже девятый год работаю репетитором по математике для 6—11 классов.

Мои ученики — дети со знаниями среднего уровня и ниже. Помогаю латать дыры в базовой программе по математике и наверстывать упущенное.

Вне зависимости от того, с каким классом я занимаюсь, считаю обязательным условием выполнение домашних заданий. В моем представлении закрепление навыка решения задач возможно только при самостоятельной работе. Пока ребенок слушает на уроке, ему все понятно. Как остается с примером один на один — сердце сжимается от тоски и безысходности. Большинство детей принимают правила игры и прилежно выполняют задания.

Но есть те, кто этого не делает. Я выделяю две группы: «списывальщики» и «неделальщики». Распознать списывание в математике — две секунды, поэтому сразу задаю ребенку вопрос «Зачем?». Кто-то пытается соврать, кто-то говорит, что не понял или сделал это по привычке. Обсуждаем смысл и цели наших занятий, дети клянутся больше не списывать, и все равно процентов 20—30 продолжают. Результат труда обнуляется, ребенок не способен самостоятельно решать задачи. Выходит самообман, а не учеба.

«Неделальщики» — категория более редкая. Зачем ученики копят долги? Ладно, когда это происходит из-за занятий спортом или болезни. Тогда мы корректируем программу и решаем вопрос с долгами. Понимаю студентов в универе: они, если что, без диплома проживут.

Но те, кто готовится к ЕГЭ и не выполняет домашнее задание, для меня находятся за гранью понимания. Этот экзамен предопределяет жизнь минимум на год! Ты поставил себе цель и ничего не делаешь, чтобы ее достичь. Особенно зная свой уровень, а обычно эти дети далеко не отличники. Ты тратишь деньги родителей, свое и мое время, а выхлоп от всех ресурсов почти нулевой. Что в голове у практически взрослого мужика или барышни, когда они надеются на чудо и в очередной раз плюют на свои обязанности?

Родители почти всегда бессильны и пускают дела на самотек. Иногда тоже обманывают. Говорят: «Я сидел с ребенком, он не списывал». А я вижу на 100% слизанное с интернета решение.

Конечно, веду разговоры с родителями и учениками, обозначаю условия работы со мной и расстаюсь с самыми злостными нарушителями правил. Но вопрос для меня все равно остается открытым: откуда берется такая безответность и почему взрослых людей устраивает фикция вместо реальной работы?


РедакцияА как вы готовились к ЕГЭ?
  • AnnaШкольники со средними и ниже среднего знаниями - явно безответственны и имеют большой опыт отлынивания от ДЗ. Родители отправляют их к репетитору не для того, чтобы тратить время и силы на контроль заданий, а чтобы он решил проблему. Желательно без их участия. И это нормально. Ваши подходы рассчитаны на другой контингент. Занимайтесь с мотивированными либо мотивируйте этих.38
  • Товарищ Управляющий"Ты поставил себе цель, и ты ничего не делаешь, чтоб её достичь" - это не верное суждение, школьник не сам поставил себе цель и принял решение, а родители отправили его заниматься, так как и в школе он нормально не занимается. Под лежачий камень вода не течет, так что тут два пути - просто отрабатывать время, не гарантируя результат, и кесарю кесарево, либо фильтровать учеников и работать с теми с кем интересно и кто мотивирован, а с теми кто учиться не хочет прекращать работу.30
  • Лилия ГарееваТо есть, мало школьнику домашки от школы, мало того, что после нее он идет к репетитору, так еще и от вас домашка. Спать им когда? Неудивительно, что в окна выходят от жизни такой19
  • I_VПолностью с вами согласна, сама работаю репетитором по математике. Больше всего наверное раздражают те, кто просто говорит "я не понял как решать", а потом выясняется, что даже и не пробовал (то есть ребенок просто врет, а ложь раздражает наверное еще больше, чем списываание; тут стоит сказать, что фактически списывание - и есть ложь, так что недалеко ушли). Для себя я решила, что выполнение домашнего задания - обязательная часть учебного процесса. И если ученик\родитель с этим не согласен, то мы прекращаем сотрудничество, так как я не готова тратить на это свои силы, время и нервы. P.S. На счет того почему списывают - простое нежелание прилагать усилия, ребенку, которому ничего не надо, никакой репетитор не поможет.1
  • Ник ЗавадскиНу, если даже сейчас школьники не понимают, что есть места, где нет требований по образованию, не ставят условий, не нужны вступительные экзамены и их всегда примут такими, какие они есть, то это уже случай тяжелый.10
  • Ниоткуда в никудаШкольнику на самом деле не надо и родителю тоже не надо. Они просто внешне пытаются соблюдать общепринятые социальные нормы - готовиться к ЕГЭ и заниматься с репетитором, для галочки. А потом всегда можно сбросить ответственность за плохую подготовку на репетитора. Вам для сохранения своих нервов нужно устанавливать правила более жестко. Вроде "три раза дз не сделано - расстаемся", "два раза списал - расстаемся". Ну и на старте предупреждать о таких условиях, при первом случае предупреждать и объяснять и ученику, и родителю. У кого мотивация подтянется, примут такие правила. Остальные найдут другого репетитора. Невозможно насильно кого-то куда-то подтянуть.9
  • МитяйМного зависит от окружения школьника, в том числе от учителя1
  • Nurgle KingА эти школьники понимают что страна немного так изменилась ? Что баллы ЕГЭ для поступления в нормальный ВУЗ растут год от года, а из армии уже отправляют в места где так немножечко постреливают А для девочек уже со всех утюгов агитация рожать-рожать-рожать!6
  • Сергей БеловЗаставляя своих детей учиться, всегда вспоминаю себя школьником и стараюсь не осуждать их за безалаберность. С возрастом придёт понимание, что без знаний тяжело жить.14
  • МитяйЛилия, все зависит от школы в рамках нагрузки2
  • МитяйНик, не ко всем такой метод применим0
  • Вяк вякМне кажется вы погорячились в свое время выбрав пед5
  • Владимир ГатилинХммм, а вам не приходила мысль что проблема зарыта глубже? В самой системе образования2
  • Вяк вякСергей, у автора просто пригорело, люди бесят. И плевать что это люди по сути дети. Лишь бы на ком сорваться. Тут вопрос профпригодности5
  • ZufalligeuleПотому что не ставили они себе цель математику учить, даже если на словах говорят обратное: скорее всего там просто родители заставляют своё чадо поступать в ВУЗ, а самому ребенку оно не интересно. Вот и прикидываются, что учатся.2
  • Ксения КрестининаМне кажется, вы любите свою работу, вам нравится математика вообще, но вы не можете понять, что этот ваш интерес не заразителен и это нормально. Я всегда не любила связанное с вычислениями. То есть, например, на физике понимала процессы, но как доходило до задач, легко могла накосячить. Потому что как вижу цифры – у меня цикады в голове. Для меня числа – хаос закорючек просто. И оттого, что я их не понимаю, у меня нет желания вникать. В школе в год моего выпуска ввели ЕГЭ. Как я готовилась? Никак. Мне было плевать на результат. Моим родителям тоже. Потому что я училась в гуманитарном классе и собиралась на гуманитарный факультет. На экзамене и я, и мои одноклассники хлопали глазами, увидев задачи: там было то, что в нашу программу не входило. Те, кто ходил на факультатив, тоже не знали, что делать. Я не знаю, у кого как сложилось потом с поступлением. Я в итоге отучилась там, где хотела. Но специализацию сменила. Никакой роли в моей жизни не сыграла ни моя лень, ни результаты экзамена. Кому-то важно, кому-то нет. Мне и так хорошо. Зато из школьного времени у меня чудесные воспоминания о любимых кружках, о победах в конкурсах и олимпиадах по тем направлениям, что мне были интересны. А не о хождении по репетиторам по принуждению. Я понимаю ваше желание видеть результат от своей работы, гордиться тем, что вы научили, помогли. Но реальность вот такая. Родителям может быть некогда проконтролировать, не списал ли ребëнок после того, как сидел занимался. Да и некогда позаниматься даже. Они деньги зарабатывают, устают. Да и сами далеки уже от математики. Это грустно, но норма жизни.6
  • Лидияkettylum, аххаха, я вас умоляю))36
  • Mr.XВы же сами пишете, что у вас большинство выполняют требования - это уже неплохо. Тем более дети среднего и ниже среднего уровня. Нужно обозначить ваши условия и чтобы родители понимали ситуацию. Когда дети ничего не хотят, а их тащат родители и перекладывают ответственность на репетиторов и учителей, то здесь проще не работать. Если родителей устраивает, что дитачка просто куда-то ходит за их деньги без результата - берите деньги и отрабатывайте время, от вас тут ничего не зависит.2
  • Александра НовоселоваКогда я училась в университете, я пару раз попробовала давать детям уроки французского (не стала этим заниматься, так как поняла, что для меня это слишком тяжело). После пары занятий я поняла такую вещь: практически не бывает безответственных учеников, бывают дети, которым неинтересен предмет, а если ребенку неинтересно ничего, то ему явно нужно идти как минимум к психологу (знаю это по примеру своей двоюродной сестры - девочка после тяжёлого развода родителей забросила учебу в средней школе и схватила 4 двойки в четверти). Ребенка не нужно заставлять делать то, что то не хочет, но чтобы обеспечить ему базовые знания предмета, необходимо сначала подумать о его комфорте и найти подход к обучению, иначе ничего не получится. А завалить экзамен даже типа ЕГЭ вообще не страшно, мы, простите, не в Китае. Более того - даже наличие / отсутствие высшего образования мало на что влияет. Мой двоюродный брат, который учился в школе на один пятерки из принципа не пошел сдавать ЕГЭ и сейчас работает звукорежиссёром и вполне неплохо зарабатывает и высшее образование получать не собирается, а все свои навыки он получил сам.1
  • Алиса СелезнёваШкольников заставляют заниматься из-под палки. В школе от них требуют контрольной и дз - ученики, кто не может сам решить, списывают. С репетитором ученик списывает по привычке - так как привык, что за отсутствие результата его ругают. Репетитору надо быть не злобным дядькой/тёткой, а объяснить, что он на стороне ребенка и не будет его ругать, даже если 2+2=5 Да и в чем проблема для репетитора? Бери заинтересованных учеников и готовь к олимпиадам6
  • Станислав ГрушевскийMara, а как связаны эти два утверждения? ЕГЭ в обязательном порядке стали сдавать только с 2009 года, а до этого только в экспериментальном и тестовом режиме. Родители девятиклассников (14-15 лет) как раз в том году своих чад примерно и родили, так что школу закончили давно и в большинстве случаев учились по вполне классическим советским лекалам.6
  • kettylumВяк, я не училась в педе, пришла душой к репетиторству:) по образованию спец ИБ0
  • Андрей Назинkettylum, что школьник вообще способен решить, ветер в голове гуляет еще в 15-16 лет, единицы тех, кто «осознанно» подходит к выбору вуза, у большинства же выбор либо по указке родителей, либо куда баллов хватает, есть еще вариант «с другом за компанию», встречал и такое. Я в школе учился на «4» и «5», однако мотивацией и осознанностью от меня и не веяло, в последний год обучения вообще не понимал что я хочу, куда идти, чем заниматься в этой жизни, к экзаменам не готовился особо, так как «я же хорошо учусь, повторю и дело в шляпе», последствия провала со мной никто не обсуждал и сам я представить их был не в состоянии, хорошо хоть повезло все сдать и не завалиться.12
  • Забаненый за правдуА что вы от них хотели? Они видят что в топе по доходу профессии или вообще без навыков, или с теми что можно получить за несколько месяцев. Нужно прежде всего менять рынок труда, чтобы мотивация учиться появилась1
  • Андрей НазинNurgle, детский и юношеский мозг так глобально не размышляет, да и занят он другими проблемами - с кем дружить, с кем общаться, кого любить и как выглядеть круто в своем окружении, а все, что в будущем, кажется очень далеким, почти эфемерным8
  • gogen7Лилия, приоритеты расставлять нужно. Если выпускник, то на школьную нужно забить, делать дз от репетитора.2
  • Андрей Назинkettylum, если это не прививается с детства, то в 16 лет смышленность сама не возникнет на пустом месте, в этом возрасте просто нет жизненного опыта, и если взрослый не делится им с ребенком, то раздражаться на это - пустая трата сил и времени. В данной ситуации у вас есть выбор - либо отпустить ситуацию и продолжать получать оплату за проведенные часы на режиме «лайт», либо отказываться от работы с такими учениками и искать тех, кто будет реально вникать и усваивать полученную информацию.5
  • Александра НовоселоваАлиса, высший пилотаж репетитора - заинтересовать ребенка предметом настолько, что через полгода-год у него знания подтянутся как минимум до четверок, а то и больше. Такое тоже бывает, сама проходила через такое - меня заставили сдавать ЕГЭ по французскому, так как я училась в школе с углубленным изучением французского языка. Я за год подтянула грамматику так, что вместо 60-70 баллов, которые мне прочили на экзамене, сдала экзамен на 87 (могла бы больше, если бы успела дописать сочинение) и сильно поменяла свое отношение к этому языку с "ненавижу" до "а почему бы и не учить, все равно язык лишним не будет" и все благодаря моему преподавателю - она, к слову, работала в школе, где я училась, и была одним из разработчиков ЕГЭ по этому языку. У нас разные преподаватели иностранного языка вели занятия в разных группах и с учителем из своего класса я откровенно не сошлась характерами, а когда я попала к своему "репетитору", которая вела занятия у параллельного класса, мне очень понравилось с ней заниматься и я очень быстро достигла хорошего результата.2
  • Vita nostraЯ преподаю английский, причем больше у младшеклассников, хотя подростки тоже бывают. И я перед началом занятий обязательно спрашиваю у родителей и ученика, будут ли они честно делать домашку. Объясняю, что можно с домашкой двигаться быстрее, а можно на занятии отрабатывать эти же упражнения под моим контролем, но и результат тогда будет медленнее. Обычно как раз самые слабые честно признаются, что дома делать ничего не смогут. Ок, работаем на занятии, почему бы и нет.1
  • Вяк вякkettylum, душой грите? Заметно1
  • Системный инженерЛилия, а смысл репетитору не давать домашку?0
  • Системный инженерgogen7, если на школьную забивать, зачем тогда репетитор?0
  • Vita nostraСистемный, вполне можно и на занятии делать все задания. Тем более, если репетитору надо понимать, что ребенок сделал сам, а не списал. Если родитель и ребенок не могут организовать самостоятельную отработку материала дома, то родитель оплачивает большее количество занятий у репетитора (например, в неделю не 2 занятия по 45 минут, а 2 по 90. Или 3 по 45) или готов принять более медленный темп усвоения материала. Смысл беситься репетитору на то, что домашка не выполняется? Можно с тем же успехом злиться на то, что у ребенка память плохая. Или почерк корявый. Или заикание. Или ещё миллион особенностей. Это просто надо принять как условие задачи, и уже из этих условий выстраивать процесс.1
  • JjjjИнтересен возраст автора, раз он так не понимает свой контингент1
  • gogen7Системный, школьное дз, если оно не по предмету экзамена, то только тратит время0
  • kettylumVita, смысл домашки в том, чтоб ребенок делал её сам. Остался один на один с заданиями, без подсказок и моральной поддержки. Как на экзамене:)1
  • Системный инженерgogen7, ну совсем забивать на задания - это ж удел двоечников.0
  • Vita nostrakettylum, вполне можно и на занятии это организовать. Можно в конце занятия, можно в начале следующего. "А теперь все то же самое, но сам". И репетитор просто сидит надсмотрщиком. Почему бы и нет? Особенно первые месяцы занятий, пока не выработается навык самостоятельно вникать в задание.0
  • kettylumVita, дз занимает у ЕГЭшника от 1.5 часов. Мой час стоит 2400. Вы готовы платить 3600, чтоб сыночка 17 лет под присмотром дз делал? :)0
  • Soledadkettylum, а на кого ещё - то перекладывать? Чья это работа - учить? Чья задача заинтересовать предметом? Вам за что деньги платят? Или вы считаете, что родители знают, где у ребёнка находится волшебная кнопка мотивации? Ну звиняйте, бить их теперь непедагогично. Так что заинтересовывайте, как умеете. Родители точно в таком же положении2
  • Vita nostrakettylum, ну вот родителям это и проговаривайте. Или не давайте такой объем каждый раз прорешивать, это ж и правда дофига, особенно когда не все темы отработаны, а мозги совсем не гениальные. Я бы, наверно, просто не стала записывать выпускника к репетитору, у которого предполагается каждый раз домашка на 1,5+ часа. 11классники и без того зелёные и загруженные по самые брови ходят, куда им ещё столько?0
  • kettylumVita, большое дз и нужно для отработки тем. Ребёнок не сдаст ЕГЭ на нужный им с родителями балл, если не будет делать дз на полтора часа. И я ещё раз подчеркиваю САМОСТОЯТЕЛЬНО. Ну либо можно не работать со мной, тоже вариант:)0
  • Vita nostrakettylum, как вариант и правда отказываться сразу работать с немотивированными детьми. Потому что реальность такова, что да, хотелось бы 80+ баллов на ЕГЭ, и ученик искренне кивает, что будет все делать. А потом оказывается, что тут школьные долги надо закрывать, тут друг на ДР позвал, тут устал адски или приболел, а тут просто лень... Хорошо если пара процентов подростков в состоянии действительно стабильно работать в течение года. И да, горизонт планирования - 2 недели. Май-июнь где-то там, ооочень далеко, пока вообще никак не влияют. Вот в начале мая начнет прижаривать. Да что там, вы посмотрите, сколько взрослых людей пытаются выучить язык / похудеть / улучшить какие-то навыки для работы. И каков процент успеха. А это люди с созревшим мозгом и реальной видимой мотивацией (не "мама заставила", а здоровье, повышение ЗП и т п.)0
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Если детство по умолчанию продлили до 30 лет, и детишек все это время готовы содержать родители, то о какой революционной ответственности 😁 вы говорите?1
  • gogen7Системный, хорошо, делать на галочку0
  • Вяк вякkettylum, при чем тут другие, виноватые во всех ваших бедах? Вот вы- род занятий себе ответственно выбирали? Вы сейчас свое недовольство выбором по адресу перекладываете? Хреновые ученики будут всегда1
  • Вяк вякVita, интересное наблюдение. Мои выросли, но когда росли так и было. Чем сьарше тем больше горизонт планирования1
  • Вяк вякΔημήτρης, а так есть. Автор сама ребенок по сути1
  • Vita nostraВяк, это не я придумала, психологи давно этот феномен описали. Другой вопрос, что мало кто интересуется этим. Что особенно обидно, что и специалисты, работающие конкретно с подростками, не особо рвутся разбираться в характерных особенностях подросткового возраста. Из-за этого и фрустрация...1
  • Δημήτρης Δημητριάδης (DD)Vita, вы бы еще "Мальчик со шпагой" Крапивина почитать посоветовали))0