За последние пять лет две трети россиян хотя бы раз принимали участие в благотворительности.

Если верить ВЦИОМу, 19% таких людей помогают нуждающимся регулярно. Мы посмотрели на официальную статистику, изучили опросы социологов и поговорили с представителями фондов. В результате выяснили, как изменилось отношение россиян к благотворительности за последние годы.

Сколько россиян помогает нуждающимся

С 2012 года исследовательский центр «Институт Земли» при Колумбийском университете составляет рейтинг стран по уровню счастья. Один из показателей, которые учитывают ученые, называется «Великодушие».

Чтобы оценить великодушие жителей разных государств, социологи задают им два вопроса: «Жертвовали ли вы деньги на благотворительность хотя бы раз за последний месяц?» и «Участвовали ли вы в волонтерских проектах хотя бы раз за последний месяц?».

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Россияне по уровню великодушия находятся на 98-м месте: 10,1% помогали кому-то деньгами, 17,5% были добровольцами. На первом месте этого рейтинга — Индонезия: 68,7% опрошенных сказали, что жертвовали деньги в последний месяц, 38,8% — что были волонтерами.

Если верить другим исследованиям, в благотворительности участвует гораздо больше россиян, просто делают пожертвования они не раз в месяц, а реже. С 2017 года благотворительный фонд «Нужна помощь» публикует отчет «Профессиональная благотворительность в развитии: участие населения». Исследование проводят среди интернет-пользователей 18—60 лет. Спрашивают, помогали ли люди за последний год хотя бы раз благотворительным организациям. В 2019 году 75% опрошенных ответили, что хотя бы раз жертвовали деньги таким фондам, 27% делают это регулярно. Это, правда, чуть меньше, чем в 2018 году: тогда пожертвования делали 84% респондентов, 31% — регулярно.

Как и кому помогают

Меняется не только количество россиян, участвующих в благотворительной деятельности, но и сама форма помощи. ВЦИОМ посчитал, что число тех, кто передавал вещи в детские дома и дома престарелых, за десять лет выросло в полтора раза. А число тех, кто работал волонтером в кризисных центрах, больницах, социальных службах, выросло в четыре раза. Тех, кто переводил деньги благотворительным организациям, — почти в семь раз. Параллельно с этим почти в полтора раза сократилось число подающих милостыню на улице.

По данным фонда «Нужна помощь», чаще всего деньги жертвуют детям с инвалидностью или нуждающимся в лечении: 47%. На втором месте по популярности — помощь животным: 25%. На третьем — социальные организации: 23%.

Большая часть благотворителей помогает организациям городского масштаба: 40% всех случаев пожертвований. На всероссийские некоммерческие организации приходится 31% переводов.

Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ
Источник: ВЦИОМ

Сколько денег жертвуют

В ноябре 2019 года фонд «Нужна помощь» и «Яндекс-деньги» запустили проект «Бенчмаркинг фандрайзинговой деятельности НКО». Там можно посмотреть статистику по пожертвованиям через интернет. Исследователи классифицировали благотворительные организации, выделили пять основных направлений и привели статистику по ним.

Например, так выглядит средний чек от благотворителей за январь 2020:

  1. Помощь социально уязвимым группам, таким как сироты, люди с инвалидностью, — 902 Р.
  2. Помощь организациям по защите прав человека — 625 Р.
  3. Поддержка культурных и образовательных проектов — 536 Р.
  4. Переводы медицинским организациям и больным людям — 498 Р.
  5. Поддержка экологических инициатив — 368 Р.

Самое частое назначение пожертвования — «На оплату лечения детей».

Авторы проекта говорят, что на сборы влияет новостная повестка. Например, летом 2019 года шли протесты и увеличивались пожертвования тем, кто защищает права человека. Пожары в Сибири повлияли на рост переводов организациям, занимающимся вопросами экологии.

Среднестатистический жертвователь

Социологи ВЦИОМа говорят, что активнее всего благотворительностью занимаются россияне в возрасте от 18 до 24 и от 35 до 44 лет: 84 и 81% от числа всех опрошенных соответственно. Меньше всего благотворителей среди тех, кому больше 60 лет: 46%.

Директор благотворительного фонда «Образ жизни» Елена Береговая рассказала, что сильнее всего включен в благотворительную деятельность средний класс. У этих людей уже есть накопления. Они читают СМИ и социальные сети, где можно узнать про ситуации, когда кому-то надо помочь. При этом женщины жертвуют больше, чем мужчины. Реже всего помогают НКО подростки и пенсионеры.

В фонде «Арифметика добра», который помогает сиротам, рассказали, что чаще всего вносят пожертвования люди в возрасте 35—45 лет. Вторая активная возрастная категория — 25—30 лет. Причем россияне этого возраста чаще подписываются на рекурренты — небольшие ежемесячные пожертвования. Активнее всего жертвуют жители крупных городов — преимущественно Москвы и Санкт-Петербурга. 80% жертвователей — женщины, но мужчины переводят большие суммы.

По данным исследования фонда «Подари жизнь», 80% благотворителей — люди с высшим образованием. Для сравнения, в среднем по стране диплом вуза есть только у 30% взрослых россиян. Большинство опрошенных имеют постоянную работу. «Нормальной» суммой пожертвования считают в среднем 4% от своего годового дохода.

Как меняется отношение россиян к НКО

На мой взгляд, сейчас лучшее время для развития благотворительности в России. Во-первых, у россиян практически нет других инструментов, чтобы влиять на происходящее в стране, — политических или экономических.

Тому же бизнесу приходится выживать, а не заниматься решением каких-то проблем. Тем более что главная задача любой компании — это все-таки зарабатывать деньги.

Некоммерческие организации дают возможность что-то изменить, в том числе не только адресно, но и системно. В последние годы в благотворительность включаются практически все пассионарии, которым небезразлично, что происходит вокруг.

Во-вторых, большое влияние на благотворительность оказало развитие технологий. Пять лет назад платеж картой в интернете был редкостью. Считалось, что это опасно: деньги могут украсть и так далее. Сейчас люди легко подписываются на ежемесячное пожертвование через отпечаток пальца или Face ID.

Благодаря таким подпискам поддержка фондов становится регулярной, а они, в свою очередь, могут добиваться серьезных результатов. Мы видим, что появляются НКО, которые не просто где-то там помогли отдельному ребенку, а повлияли на ситуацию системно, смогли изменить законодательство. Например, такие организации, как фонд «Вера», фонд Константина Хабенского, «Подари жизнь».

Кроме того, благодаря технологиям растет осознанная поддержка некоммерческих организаций. Представьте себе: вы идете по улице и подаете нуждающемуся. Скорее всего, вы даже не запомните этого человека, его имя, историю. Совершенно другая ситуация, когда раз в месяц вам приходит письмо с сообщением о списании денег для благотворительного фонда. Вы еще раз прогоняете у себя в голове, кому и для чего направляете деньги. Так люди начинают осознавать проблемы, которые есть вокруг.

По статистике, сейчас всего 3% населения осознанно и регулярно жертвует деньги проверенным благотворительным фондам. Еще пять лет назад это число было в районе нуля.