3 истории незрячих тестировщиков, которые делают онлайн-сервисы доступными для всех
Кто помогает
1K
Фотографии — инклюзивный проект Everland

3 истории незрячих тестировщиков, которые делают онлайн-сервисы доступными для всех

Как помогают и почему это важно
Обсудить
Аватар автора

Екатерина Руделева

узнала все о работе незрячих тестировщиков

Страница автора

В России, по данным аналитиков, живет около 6 млн незрячих и слабовидящих людей — официальная статистика говорит о числе в 86 раз меньшем.

Все они хотят учиться, общаться, работать, совершать покупки, путешествовать. Для серфинга в интернете люди с проблемами со зрением пользуются специальной программой. Она называется скринридером и озвучивает все, что есть на экране компьютера или смартфона.

По данным инклюзивного проекта Everland, две трети российских онлайн-платформ не адаптированы для людей с ограничениями здоровья. У части ресурсов некорректная разметка страницы, поэтому незрячие люди не могут разобраться в меню сайта. На других могут быть неподписанные элементы, из-за чего сложно понять, где кнопка, а где ссылка. На третьих нельзя воспользоваться альтернативой капчи или ввести код из смс не за 30 секунд, а за две минуты. Каждый из этих пунктов делает онлайн-платформу частично или полностью недоступной для незрячих и слабовидящих пользователей.

Решить проблему и сделать интернет-ресурсы удобными для всех пытается Everland. Проект помогает в обучении и трудоустройстве людей с инвалидностью, проверяет, насколько доступны разные сервисы, и разрабатывает рекомендации по улучшению доступности.

Для Т⁠—⁠Ж я поговорила с тремя незрячими тестировщиками из команды Everland, которые проверяют доступность сайтов и приложений. Они рассказали о своей жизни и трудностях, с которыми сталкиваются.

О важном

Эта статья — часть программы поддержки благотворителей Т⁠—⁠Ж «О важном». В рамках программы мы выбираем темы в сфере благотворительности и публикуем истории о работе фондов, жизни их подопечных и значимых социальных проектах.

В ноябре и декабре мы рассказываем об инклюзивной среде. Почитать все материалы о тех, кому нужна помощь, и тех, кто помогает, можно в потоке «О важном».

Мы хотим, чтобы представители компании видели незрячего человека

Аватар автора

Андрей Якубой

тимлид направления невизуальной доступности в Everland, не видит с рождения

Страница автора

Я живу в Новой Москве. Поскольку я не вижу с рождения, то активно пользуюсь скринридером, компьютером и смартфоном. Также занимаюсь программированием и дружу с кодом. Когда мне исполнилось 17 лет, друг пригласил в Everland: сказал, что моих навыков будет достаточно, а всему остальному научусь во время работы.

Я тогда ничего не знал об этой организации, но решил, что стоит попробовать. Я прочитал, что компания занимается программами инклюзивного трудоустройства, работает с корпорациями над повышением доступности их услуг и пытается изменить стереотипы о людях с инвалидностью. Это была еще одна причина, почему я согласился.

Я незрячий человек, и мне важно, чтобы сервисы были удобными для меня. Например, я хочу самостоятельно перевести деньги с карты на карту или отправить их другому человеку в приложении банка. Или вызвать такси, сесть в него и доехать из пункта А в пункт Б. Но часто это невозможно из-за недоступности сервиса, поэтому приходится просить о помощи знакомых и близких.

Сначала я прошел в Everland два собеседования: психологическое и профессиональное. После — окончил курс, который познакомил меня с базовыми понятиями веб-доступности, а в 2019 году приступил к работе тестировщика. Начал с внутренних заказов: участвовал в исследованиях Everland о невизуальной доступности  и описывал проблемы для нашего сайта. Когда немного втянулся, начал делать отчеты для компаний-заказчиков. С января 2023 года стал одним из тимлидов: отвечаю за iOS и за веб.

Среди наших заказчиков — банки, телеком и другие компании, которые ориентируются на онлайн-покупки, доставку, сервисы онлайн-образования. Они хотят понять, сможет ли человек с инвалидностью воспользоваться их сервисами. Вместе с командой мы проверяем сайты и приложения на доступность с помощью скринридера и клавиатуры.

В 2023 году Everland вместе с компанией «Магнит» и Союзом приемных родителей провел «Эстафету успешности». Всего прошло 12 открытых мероприятий в формате Open Talk, на которых мы вместе с успешными людьми с инвалидностью и их родственниками обсуждали вопросы самореализации, помощи государства, трудоустройства и досуга, семьи и сексуальности
95% сотрудников Everland — люди с инвалидностью
Everland не только занимается проблемами онлайн-доступности, но и проводит аудит магазинов и других объектов офлайн-инфраструктуры

Наша работа над проектом начинается с согласования с заказчиком пользовательских сценариев проверки доступности для незрячих людей. Эти сценарии уникальны в каждом случае. Например, для банка это могут быть переводы с карты на карту или переводы по номеру телефона, для сервиса доставки еды — просмотр заказа, его отмена, поиск товара в каталоге.

После я выбираю, кому из членов команды отдать тестировать эти сценарии. Готовый отчет проверяю сам и отправляю заказчику.

Главные узкие места — кнопки, картинки и иконки, семантическая верстка и капчи. Если компания хочет сделать сервис доступным, все функциональные элементы интерфейса должны быть подписаны, так как скринридер умеет читать только текст.

У ссылок и других элементов сайта должны быть подписи, которые разъясняют их назначение. При наличии корректных подписей скринридер мог бы прочесть, например, «Ютуб — ссылка», «Скачать приложение — App Store — ссылка». Сейчас же он озвучивает наборы букв и сочетания цифр, а какие-то ссылки не озвучивает вовсе, потому что они не подписаны

Еще важно, чтобы в разметке веб-страницы были заголовки с правильными HTML-тегами, иначе затруднится навигация. Например, человек не сможет после прочтения статьи быстро вернуться в какой-то из ее блоков, ориентируясь на заголовки. Чтобы найти нужный фрагмент, придется перечитывать ее заново.

Если учитывать все элементы, это сделает сайты доступными для людей с проблемами зрения и повлияет на SEO. Получается, что чем более адаптирован ресурс для незрячих и слабовидящих, тем лучше работает поисковая оптимизация: обычные пользователи найдут его быстрее.

Иногда разработчики могут подписать все кнопки и правильно сверстать сайт или приложение, но поставить графическую капчу без альтернативного варианта прохождения. Например, без возможности заменить ее аудиозаписью с последовательностью случайных чисел, которые нужно запомнить и ввести в поле ответа. Эта функция критична, и из-за нее сервис будет недоступен на 100%.

После проверки мы готовим отчеты, где описываем каждую проблему и присваиваем ей уровень критичности.

Третий уровень. Это то, что нужно обязательно исправить, так как иначе незрячий человек не сможет выполнить какое-либо действие. Например, как в случае с графической капчей.

Второй уровень. При нем проблема создает только неудобства, отталкивает пользователя от приложения. Это, например, неподписанная или некорректно подписанная кнопка. Методом проб, ошибок и догадок можно понять, что она делает, и использовать ее, но это неприятно и неудобно, особенно когда таких кнопок много.

Первый уровень. Это то, что затрудняет использование сервиса, но не блокирует работу с ним. Например, один заголовок неправильного уровня на веб-странице.

Мы отправляем отчет ИТ-специалистам на стороне заказчика. После этого даем рекомендации, как исправить ситуацию, отвечаем на вопросы и советуем, какое решение лучше применить.

Самое сложное — перед согласованием сценариев объяснить менеджерам и разработчикам, как незрячий человек взаимодействует с компьютером и телефоном, и объяснить, что таких людей много. Эти специалисты, как правило, не знают, что мы сидим в интернете. Когда мы рассказываем о скринридере, появляется еще больше вопросов. Очень часто мы записываем скринкасты или показываем вживую, как пользуемся приложением и сталкиваемся с какой-то проблемой.

Мы хотим, чтобы представители компании видели незрячего человека, который страдает при использовании их сервиса. Только так можно понять, зачем обращаться именно к нам и прислушиваться к нашим советам.

Сделать сервис доступным для людей с инвалидностью — значит сделать его удобным для всех в разных ситуациях.

Это мы тоже объясняем менеджерам и разработчикам.

Чтобы понять, когда доступность сервиса для незрячих пользователей пригодится людям без инвалидности, предлагаю представить, что у вас сломалась мышка. Вы можете купить новую только в интернет-магазине. Если он адаптирован для таких людей, как я, и вы можете управлять им с помощью клавиатуры, у вас получится выбрать товар и оформить заказ. Если нет, вы останетесь без мыши.

Это пример ситуативной доступности и того, что мы никогда не знаем, что может случиться в будущем. Если сегодня вам не нужна безбарьерная городская среда и адаптированные сайты, не факт, что это не понадобится вам завтра.

Иногда мы просто не знаем, как созданные для людей с инвалидностью функции могут пригодиться людям без проблем со здоровьем. Наилучший пример — расшифровка голосовых сообщений в соцсетях или автоматические субтитры в фильмах и видео. С одной стороны, это невероятный прорыв для тех, кто имеет проблемы со слухом, с другой, многие пользуются расшифровкой и субтитрами, например, когда забывают наушники и хотят посмотреть фильм в метро.

Мне нравится моя работа. Как минимум потому, что занимаюсь любимым делом и помогаю сайтам и приложениям становиться доступнее — для себя в первую очередь. Также у меня классные коллеги, с которыми мы делаем много интересного. Каждый — профессионал в своей области и просто замечательный человек.

Т⁠-⁠Банк
ПРОМО

Какая дебетовая карта Т⁠-⁠Банка подойдет незрячим и слабовидящим

Советуем тактильную карту Black. У нее есть специальная выемка сбоку и яркий вертикальный картхолдер, чтобы легко отличать карту от других. А контрастный дизайн и увеличенный шрифт помогут увидеть и прочитать номер карты. С картой Black от Т⁠-⁠Банка можно получать повышенный кэшбэк рублями до 15% или оплачивать покупки у партнеров с кэшбэком до 30%.

Оформите карту по кнопке ниже — представитель банка бесплатно доставит ее когда и куда вам удобно, а пользоваться преимуществами карты можно сразу в приложении Т⁠-⁠Банка

Многие не знают, что люди с инвалидностью могут пользоваться компьютером

Аватар автора

Данил Пылаев

тестировщик невизуальной доступности в Everland, видит только яркий свет

Страница автора

Я живу в городе Кемерово. В 12 лет начал интересоваться кодом: первые пару лет читал статьи на тематических сайтах, а в 15 лет изучил Python по учебнику Марка Лутца. Тогда начал писать простые программы для обработки текста и автоматизации разных рутинных задач.

Еще через какое-то время меня позвали в команду проекта data2data. Он преобразовывает изображение в текст и помогает незрячим пользователям понять, что написано на картинках, сканах и фотографиях.

В 2019 году узнал от друга об Everland, он же предложил попробовать свои силы в тестировании и присоединиться к команде. Эта область была мне интересна: я знал, какие сложности возникают у незрячего пользователя скринридера, и хотел перестать с ними сталкиваться, поэтому принял предложение. Сначала прошел собеседование с психологом для оценки мотивации, а потом — с тимлидом.

Затем изучил курс от Everland и первые рабочие задачи получил сразу же после его завершения.

Я исследую интерфейс сайтов и приложений на доступность — проверяю, смогу ли зарегистрироваться, найти какой-то товар. Мои действия зависят от сценария проверки, который согласован с заказчиком. Мне было не страшно браться за работу, поскольку я знал, что наставник проверит мои отчеты перед отправкой клиенту и ответит на все мои вопросы.

Большинство сайтов остаются неадаптированными из-за неосведомленности. Многие программисты не знают, что люди с инвалидностью могут пользоваться компьютером и быть активными в онлайн-сфере: общаться, учиться, покупать что-то, читать книги, смотреть фильмы и работать. Поэтому при разработке продукта они не думают о его доступности и не пытаются добиться ее. А если и знают о такой аудитории, то не делают эту задачу приоритетной, полагая, что это очень сложно.

Чтобы оценить, насколько доступен рынок услуг для людей с инвалидностью, в 2018 году Everland провел исследование DisQuestion. Выяснилось, что из⁠-⁠за неадаптированности услуг бизнес теряет 50 млн клиентов. Опрос 2023 года показал, что за последние пять лет только треть людей с инвалидностью заметила улучшение в доступности услуг и сервисов
Чтобы оценить, насколько доступен рынок услуг для людей с инвалидностью, в 2018 году Everland провел исследование DisQuestion. Выяснилось, что из⁠-⁠за неадаптированности услуг бизнес теряет 50 млн клиентов. Опрос 2023 года показал, что за последние пять лет только треть людей с инвалидностью заметила улучшение в доступности услуг и сервисов

На самом деле обеспечить базовую доступность сайтов для пользователей с особенностями здоровья несложно: надо следовать уже прописанным стандартам и рекомендациям. Это, например, WCAG 2.2 и WAI-ARIA, HTML, CSS, SVG, ECMAScript. В них описано, как выстроить семантику, как задать текстовые описания для картинок, как обеспечить доступность с клавиатуры на уровне HTML и JavaScript, каким условиям должны удовлетворять тайм-ауты, как оформлять аббревиатуры.

Если при разработке продукта следовать этим рекомендациям, можно избежать большей части проблем с доступностью. А если компания захочет найти все ошибки, стоит принести свой продукт на проверку к нам, и мы поможем в этом.

Люди с инвалидностью — тоже клиенты

Аватар автора

Александр Пашкевич

тимлид направления невизуальной доступности в Everland, не видит с детства

Страница автора

Я пришел в Everland в 17 лет, сразу после 11 класса. Тогда я ничего не знал о тестировании сайтов, невизуальной доступности и языке HTML, хотел стать переводчиком и планировал развиваться только в этом направлении.

Летом 2020 года хороший знакомый рассказал о проекте и предложил попробовать себя в тестировании. Он сказал, что с такой работой я справлюсь и быстро всему научусь, так как каждый день пользуюсь скринридером, компьютером и смартфоном. Все необходимые для работы знания я должен был получить благодаря короткому вводному курсу. Так я и пришел в проект.

Сначала было немного сложно, но при этом очень интересно разбираться в чем-то новом, и я быстро втянулся. За три года я вырос до руководителя направления исследования невизуальной доступности и с конца 2022 года работаю тимлидом. Я руковожу незрячими тестировщиками, распределяю задачи, проверяю отчеты и взаимодействую с заказчиком.

В нашей команде 20 человек. Всего более 130 человек работают на постоянной или проектной занятости в направлении оценки доступности услуг для людей с разными видами инвалидности.

В 2023 году Everland вместе с партнерами разработал курс по цифровой грамотности, чтобы научить детей и подростков с инвалидностью по зрению и с нарушениями двигательных функций пользоваться специальными устройствами и повышать уровень цифровой грамотности
В 2023 году Everland вместе с партнерами разработал курс по цифровой грамотности, чтобы научить детей и подростков с инвалидностью по зрению и с нарушениями двигательных функций пользоваться специальными устройствами и повышать уровень цифровой грамотности

В моей работе нужно быть внимательным, уметь общаться и работать в команде. Ведь нужно не только проверять сервисы и ресурсы, но и договариваться с заказчиком о сценариях тестирования, взаимодействовать с разработчиками и коллегами.

Нужно быть внимательным, чтобы досконально все проверить, описать проблемы, дать рекомендации по исправлению. Если пропустить что-то важное, ресурс продолжит быть неудобным и в каких-то ситуациях недоступным. Например, если проверить в приложении банка только переводы внутри страны, но не переводы за рубеж.

Если все 6 млн россиян с нарушениями зрения не смогут воспользоваться сервисом, то они никогда не станут клиентами и с большой вероятностью никому не будут рекомендовать ресурс или приложение. Поэтому очень важно думать о том, как сделать услуги доступными для всех.

Также адаптированный для клиентов с ограниченными возможностями здоровья сервис удобен и для обычных пользователей в самых разных ситуациях. Например, если увеличить с 30 секунд до двух минут время ввода кода из смс, это будет удобно людям с нарушениями моторики и родителям с маленькими детьми, которые вынуждены отвлекаться на ребенка.

Субтитры в видеороликах пригодятся в шумных местах или в ситуациях, когда нельзя смотреть видео со звуком. Возможность управлять компьютером без мыши нужна не только незрячим, но и людям с проблемами моторики, тем, кто носит киберпротез, и тем, кто сломал руку и временно не может управлять мышью.

Я очень люблю работу в Everland, так как я улучшаю ситуацию с невизуальной доступностью, делаю онлайн-сервисы удобными для многих людей. Это греет душу. Надеюсь, что все больше компаний будут понимать, что люди с инвалидностью тоже клиенты, поэтому адаптировать свои услуги для них выгодно.

Как помочь развивать доступную среду

Проект Everland занимается обучением и трудоустройством людей с инвалидностью, развивает безбарьерную среду, проводит независимые исследования в сфере инклюзии. Вы можете поддержать работу организации, оформив регулярное пожертвование:

Екатерина РуделеваСталкивались с недоступной средой? Расскажите подробнее: